Кассетный мобильный магнитофон профессионального качества. Кассетный магнитофон ссср: надежность, качество и ностальгия. Аудиокассеты в ссср. как это было…

Гордость и радость отечественного меломана конца прошлого века - кассетные магнитофоны - практически вышли из употребления с началом века XXI. Случилось бы это и раньше, но существовавшие с 1980-х годов компакт-диски могли быть записаны только в фабричных условиях. Но с появлением CD-R, когда каждый владелец компьютера мог записать диск с любимой музыкой в домашних условиях, аудиомагнитофоны перешли в категорию анахронизмов. Но спустя десятилетие начался новый, вполне закономерный процесс - техника, сохранившая достойный внешний вид и функциональность, обретает респектабельный статус ретро. Громоздкий магнитофон "Весна", покрытый облагораживающей патиной времени и окутанный флером ностальгии, кажется уже не старьем, а предметом, достойным музейной полки или места в частной коллекции.

Бобинный магнитофон - предтеча кассетного

Запись звука на магнитную ленту осуществлялась еще в девятнадцатом веке, а промышленное производство бытовых магнитофонов было освоено в 1940-х годах.

Постепенно технология записи была поднята на очень высокий уровень, но об удобстве использования говорить не приходилось. Громоздкие тяжелые приборы было затруднительно передвинуть с места на место, а во включенном состоянии бобинный магнитофон был совершенно нетранспортабелен. Бобины, на которые наматывалась магнитная лента, тоже не отличались компактностью, к тому же требовали от слушателя утомительных манипуляций всякий раз, как лента была прослушана до конца.

Рождение кассетников

Устранить этот недостаток были призваны кассетные магнитофоны. Появлению магнитных компакт-кассет (так они тогда назывались) мы обязаны фирме Philips, представившей эту свою разработку еще в 1963 году.

Теперь полтора часа музыкальных записей можно было носить в кармане. А чтобы прослушать вторую сторону, достаточно было вынуть кассету из магнитофона, развернуть и поставить обратно (впоследствии появились плееры, которые не требовали даже этого действия).

Уменьшился и размер магнитофона. Помимо стационарных моделей, появились портативные устройства на батарейках. Любимую музыку можно было слушать вне дома!

Борьба с шумами

Недостатком кассетных магнитофонов долгое время оставалось качество звука. Меньшая, в сравнении с бобинными собратьями, ширина ленты и скорость ее протяжки определяли шумность звука, делавшую мелодии малоразборчивыми. Решение нашел в 1969 году Рэй Долби, придумавший методику подавления шумов за счет внесения в запись искажений, которые будут нивелироваться при воспроизведении, благодаря чему звук становится относительно чистым.

Еще лучше зазвучали кассетные магнитофоны с появлением новых типов магнитной ленты с покрытиями на основе диоксида хрома и металлопорошковых технологий. Теперь кассетники могли предложить звук, качество которого устраивало не слишком взыскательных меломанов и годилось для бытовой звукозаписи. Взыскательные меломаны слушали пластинки, а по-настоящему важные записи все же делались на бобины.

Родственные устройства

Возможно, не все знают, что многие устройства, называемые в быту магнитофонами, таковыми вовсе не являются. Магнитофон - устройство "все в одном", которое может само записывать и воспроизводить звук. Близкими к нему являются:

  • Магнитофон-приставка (дека). Записывает звук и проигрывает кассеты, но для прослушивания записей его нужно подключить к внешнему усилителю и динамикам либо воспользоваться наушниками. Примером может служить магнитофон кассетный "Маяк-233".
  • Проигрыватель (плеер) умеет только воспроизводить запись. Плееры стали очень популярны после успеха компактного Sony Walkman.
  • Магнитофонная панель встраивалась в другие устройства: магнитолы, музыкальные центры.

Разновидности магнитофонов

Рынок магнитофонов был очень широк и неоднороден. Огромный ассортимент можно классифицировать по нескольким основаниям.

По качеству звучания выделяют обычные магнитофоны, HiFi (высокое качество звука) и HiEnd (высочайшее качество) технику. HiEnd магнитофоны появились на закате эпохи магнитных лент и оказались маловостребованными: меломаны как раз переходили с пластинок на CD.

Советские магнитофоны, как и прочая радиоэлектроника, подразделялись еще и на классы сложности: от нулевого (самого высокого) и далее. Класс сложности - это не только качество материалов и сборки, но еще и дополнительные возможности устройства.

По степени мобильности магнитофоны бывают стационарные и переносные. Среди кассетных магнитофонов большей популярностью пользовались переносные, хотя по качеству звучания они, как правило, уступали стационарным.

По характеру звучания выделяют моно- и стереофонические магнитофоны. Ради компактности портативные магнитофоны нередко делали монофоническими с одним динамиком. Таков был магнитофон "Весна-202".

По количеству скоростей протяжки магнитной ленты выделяли одно- и двухскоростные. Функция удвоенной скорости была полезна для сокращения времени копирования записи с кассеты на кассету.

Отдельно следует выделить появившиеся в 1977 году цифровые магнитофоны. Дорогие редкие приборы на короткое время заняли определенную нишу в сфере профессиональной звукозаписи.

В СССР выпуск кассетных магнитофонов был налажен несколько позже, чем на Западе, примерно в семидесятых годах прошлого века. Зато ассортимент не уступал зарубежному. Десятки предприятий по всему Союзу выпускали сотни разных моделей. От компактных монофонических "игрушек", вроде "Весны-309", до заслуживающих уважения надежных и приятных на слух устройств, к которым относился, например, кассетный магнитофон "Комета-225".

Производились в Советском Союзе и кассеты. Но если среди проигрывателей можно было выбрать вполне достойную модель, то качество отечественных кассет вызывало у тогдашних меломанов только отрицательные эмоции. Плохой звук, ломкая неремонтопригодная механика, короткая продолжительность записи на одну сторону - все это заставляло искать средства на импортные аналоги. В то время можно было приобрести кассеты фирм TDK, BASF, Maxell и некоторых других, но стоили они по меньшей мере вдвое дороже отечественных.

Зарубежная продукция в СССР

Кассетный магнитофон Sony, Panasonic, Philips или Sharp были мечтой советского потребителя. Вещь статусная и качественная стоила запредельных денег и доставалась с большим трудом, поскольку в широкую продажу не поступала. Если отечественный магнитофон стоил до нескольких сотен рублей, за импортный обеспеченные граждане готовы были отдать больше тысячи.

За что люди платили такие деньги, если, как говорилось выше, советская промышленность тоже выпускала вполне приличные модели? Во-первых, среди магнитофоном родом из СССР хорошим звуком отличались главным образом стационарные модели. Портативные же изделия не шли ни в какое сравнение с зарубежными аналогами. Более того, импортные переносные кассетники были намного легче даже самых скромных по габаритам (и убогих по звучанию) разновидностей "Весны".

Вторым важным фактором, по которому кассетные магнитофоны из Японии и Европы обыгрывали продукцию советской электротехнической промышленности, были дизайн и эргономика. Отечественная потребительская электроника внешне мало отличалась от технического оборудования из какой-нибудь научной лаборатории или заводского цеха. Запад же в этой области давно пошел другим путем: то, чем пользуется человек, должно быть удобным и приятным на вид.

Копирование звукозаписей

Одним из важнейших плюсов магнитофона является возможность сделать аудиозапись в домашних условиях. Магнитная лента дала людям возможность сохранить голоса близких и друзей, делать диктофонные записи, а еще копировать профессиональные фонограммы. Конечно, каждая новая копия уступала качеством исходнику, от чего голоса и мелодии со временем становились почти неузнаваемыми, но для своего времени это был огромный прогресс.

Копирование магнитных лент осуществлялось еще на бобинных магнитофонах: для этого было нужно два устройства и соединительный кабель. Примерно так же копировали и кассеты до тех пор, пока не появились двухкассетные магнитофоны. Зарубежные двухкассетники изначально проектировались, чтобы сделать копирование кассет максимально удобным. Как пример можно привести оснащенную функцией синхронного старта воспроизведения и записи модель RX-FT510 фирмы "Панасоник".

Кассетный магнитофон использовался для копирования записей не только в личных целях, но и в коммерческих. Аудиопираты обычно собирали конструкцию из нескольких дек, позволяющую записывать одновременно полдюжины кассет.

Впервые стандарт аудиокассет появился в мире в 1963 году в Японии, затем в США и Европе.

Первые залетные магнитофоны с аудиокассетами в СССР появились в середине 60-х, как заграничная диковинка.

С налаживанием выпуска отечественной аудиотехники к концу 60-х появились и советские аудиокассеты, но до конца 80-х купить «импортную» магнитофонную кассету в СССР было проблематично, но все же возможно.


Производство советских кассет началось одновременно с выпуском кассетных магнитофонов, по историческим данным в 1967 году.

Харьковский завод «Протон» изготовил первую советскую магнитофонную кассету в 1967 году, а затем отечественный кассетник официально сошел с конвейера этого завода в 1969 году и назывался «Десна».

Кассета была предназначена для аудиозаписи и называлась «кассета малогабаритная», временем звучания на 40 минут и стоимостью 4 рубля 50 копеек.

На всех советских аудиокассетах стояло обозначение МК (Магнитофонная кассета) и указывались время звучания и номер модификации, например МК-60-1 или МК-60-2.

С музыкальными записями магнитофонные кассеты в СССР выпускались на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» и также в бывших советских республиках Прибалтики.
Сырье, то есть ленту для советских аудиокассет, закупали из стран восточной Европы, в том числе из ГДР.

В СССР мы долгие годы не имели возможность произвести качественную запись на отечественных магнитофонных кассетах вплоть до начала 80-х годов. Хотя стерео-кассетники уже выпускались в СССР с начала 70-х годов, но были товаром «нарасхват».

Кроме того, стерео-кассетники и аудиокассеты к ним в СССР были невысокого качества. Можно было приобрести импортную продукцию в магазинах Внешпосылторга и в комиссионках, а также с рук у «фарцовщиков», но это были очень небюджетные траты, которые далеко не каждый честный гражданин СССР мог себе позволить.

Впервые «выбросили» на советские прилавки импортные аудиокассеты в 80-м году в год Олимпиады. Цена их была более чем в два раза выше стоимости советской аудиокассеты.

К примеру, аудиокассета SONY продавалась по 9 рублей. Но их тогда, по словам очевидцев, «смели» с прилавков любители хорошей музыки и, конечно, «фарцовщики», придержав товар, они сумели продать его еще дороже чуть позже.

Бум магнитофонных кассет в СССР пришелся на 80-е—90-е годы, когда тиражирование пиратской аудиопродукции приносило огромный доход, значительно больший, чем отечественному издательскому шоу-бизнесу.

Продажа велась во всех кооперативных магазинах, ларьках, на вокзалах. СD носители, появившиеся на закате СССР в начале 90-х, первое время еще не могли конкурировать с огромным количеством раскупаемых аудиокассет.

Кассеты не исчезли как класс и в наши дни, до сих пор многие бережно хранят свои аудиозаписи еще «постсоветского» времени, имея возможность их воспроизведения в старых аудио магнитофонах и даже магнитолах в автомобилях прошлого поколения.

Виктория Мальцева

Старые кассетные аудио магнитофоны

Кассетные магнитофоны - всем хорошо знакомы. Ширина пленки (3,81 мм), размер и форма пластикового контейнера - стандартные; длина и тип ленты могут различаться.
Самой недорогой и распространенной является пленка с покрытием окисью железа (Fe2O3). Ленты на основе двуокиси хрома (CrO2) превосходят их по динамическому диапазону; наилучшее качество обеспечивают ленты типа Metal (снятые с производства ещё в 1990-е годы). Многослойные плёнки («феррохром»), предложенные в 1970-е годы, вскоре вышли из употребления. В зависимости от вида ленты, при записи устанавливаются параметры тока подмагничивания при воспроизведении - частотной компенсации верхних частот.
Низкая (по сравнению с катушечными магнитофонами) скорость протяжки ленты неизбежно порождает высокий уровень шумов. Для подавления шумов применяются компандерные системы шумоподавления, которые при записи сжимают динамический диапазон сигнала, «приподымая» тихие фрагменты записи над шумами ленты, а при воспроизведении - расширяют динамический диапазон до исходного. Кассеты, записанные с подавлением шумов, следует воспроизводить с той же системой шумоподавления, которая была выбрана при записи.

Портативный кассетный монофонический магнитофон третьего класса "Электроника-302 "
Магнитофон ""Электроника-302"" выпускался до 1984 года. Основной завод который выпускал эту модель - Московский ""ТочМаш"", но думаю что магнитофон выпускал ещё какой-то
завод, его логотип на третьем магнитофоне. Магнитофон ""Электроника-302"" предназначен для записи и воспроизведения звука на магнитную ленту шириной 3,81 мм помещенную в кассету МК-60.
Он разработан на базе унифицированной модели ""Электроника-301"" отличаясь от неё применением новой динамической головки 1ГД-40 вместо 0,5ГД-30, ползунковых регуляторов громкости и тембра, более современным внешним видом. Номинальная выходная мощность усилителя магнитофона 0,8 Вт, диапазон рабочих звуковых частот 63...10000 Гц. Питается магнитофон от шести элементов 343 а через вставляемый в батарейный отсек блок питания и от сети переменного тока напряжением 127/220 В. Размеры магнитофона - 315х225х90 мм, вес 3,5 кг. Из-за претензий гарантийных мастерских на плохое качество ползунковых регуляторов, они вскоре были заменены на обычные угловые.
Магнитофон за годы выпуска претерпел много изменений в электрической схеме, в выходном каскаде усилителя ставили транзисторы и микросхему, корректировалась вся схема.


Кассетный магнитофон ИЖ-302 .
Ижевский мотозавод. Выпуск 1982 год. Магнитофон создан на базе магнитофона ""Электроника-302"", учитывая модернизации. Он предназначен для записи или воспроизведения звука, с применением магнитной ленты, размещенной в кассете МК-60. Магнитофон ""ИЖ-302"" состоит из 3 основных узлов, размещенных в пластмассовом корпусе: ленто-протяжного механизма, усилителя и вкладываемого блока питания. Магнитофон позволяет производить: запись с микрофона МД-64М, радио или телевизионного приёмника, усилителя звуковой частоты, радиотрансляционной линии, электрофона и другого магнитофона; воспроизведение через встроенный громкоговоритель, усилитель звуковой частоты, внешнюю АС, головные телефоны - ТДС-3. Контроль уровня записи производится с помощью стрелочного индикатора. При воспроизведении и перемотках индикатор показывает напряжение питания. Магнитофон обеспечивает при записи или воспроизведении временную остановку носителя, которая осуществляется нажатием на клавишу временной остановки, при повторном нажатии на эту же клавишу возобновляется движение носителя. Выключение записи или воспроизведения, выполняется нажатием на клавишу стопа и подъёма кассеты, до сброса нажатых клавиш, при повторном нажатии на эту же клавишу происходит подъём кассеты. Кнопка, расположенная па микрофоне, позволяет дистанционно управлять включением и выключением магнитофона, что дает возможность использовать его в репортерских целях. Продолжительность работы от одного комплекта свежих элементов типа А-343 не менее 10 часов, при цикличной работе не более двух часов в сутки.


Портативные кассетные магнитофоны "Электроника-321 " и "Электроника-322.
Магнитофоны разработаны на базе лентопротяжного механизма аппарата ""Весна-305"". В новых магнитофонах модернизирован привод фрикциона приёмного узла, установлены направляющие стойки для малогабаритных кассет и фиксаторы блока магнитных головок в вертикальном направлении. В магнитофоне серии ""321"" применён встроенный электронный микрофон, ручная и автоматическая регулировка уровня записи, тонкомпенсированная регулировка громкости, громкоговоритель типа 1ГД-40. Аппараты могут питаться от сети переменного тока, от бортовой сети автомобиля и от семи элементов А-343. Магнитофон ""Электроника-322"" отличается тем, что вместо встроенного, в нём применён выносной микрофон типа МД-64М. Основные технические характеристики МГ: Магнитная лента - А4203-3. Скорость ленты - 4,76 см/с. Коэффициент детонации ±0,35 %. Максимальная выходная мощность, Вт - 1,8. Рабочий диапазон частот на ЛВ, Гц 40...10000, громкоговорителе 100...8000. Габариты, мм - 296х220х75. Вес, кг 3,8."


Кассетные магнитофоны "Электроника-323/1 " и "Электроника-324/1 ".
Нововоронежский завод Алиот. Модели 1981 и 1987 г.
Бытовые носимые кассетные монофонические магнитофоны ""Электроника-323"" и "Электроника-324"" - предназначены для записи и воспроизведения звуковых фонограмм в любых условиях. Встроенный сетевой блок питания, автономное питание от батарей или аккумулятора автомобиля делает магнитофоны универсальными в применении. Из сервисных удобств в моделях имеется АРУЗ и выход сигнала. По электрической схеме и общей конструкции аппараты совпадают, единственное от личие в отсутствии встроенного микрофона в магнитофоне ""Электроника-324"". Заводом с 1987 года выпускались модернизированные модели ""Электроника-323-1"" и ""Электроника-324-1"" мало отличающиеся от базовых. В отдельных сериях модернизированных МГ в предварительные усилители ставили микросхему - ""К118УН"". Иногда модели - частично были схожи с магнитофонами - ""Электроника-321/322"".


Портативный магнитофон "Электроника-211 стерео ".
Нововоронежский завод "Алиот". Выпуск с 1983 года.
Переносный "Электроника-211 стерео"" предназначен для записи или воспроизведения звуковых программ с микрофона, приёмника, звукоснимателя, телевизора или другого магнитофона. В нем предусмотрена ручная и автоматическая регулировка уровня записи, имеется автостоп, устройство шумопонижения, раздельные регуляторы тембра,счетчик расхода лен
ты, два встроенных микрофона. Питание модели универсальное: от 8 элементов А-373, бортсети автомобиля или сети переменного тока напряжением - 220/127 В.


Магнитофон "Электроника-311-С "
Нововоронежский завод "Алиот" - Выпуск с 1977 года
Магнитофон соответствует ГОСТ-30838-76 и ТУ-838.005. Он предназначен для записи и воспроизведения стерео и моно фонограмм на стандартных кассетах типа МК-60 от любого источника НЧ сигналов. Магнитофон обеспечивает регулировку тембров по высоким и низким частотам, автоматическое и ручное регулирование уровня записи всех входов, временную паузу движения ленты, стирание записи, возможность визуального и звукового контроля записываемого сигнала.
Для высококачественного прослушивания и расширения стереобазы аппарат комплектуется двумя выносными акустическими системами. Магнитофон выпускали в четырёх вариантах комплектации: 1. С блоком питания и с микрофоном. 2. Без БП и микрофона. 3. С микрофоном но без БП. 4. Без БП и микрофона. В комплектации №1 цена магнитофона ""Электроника-311С"" - 289 рублей.
Усилитель мощности низкой частоты собран на транзисторах ГТ-703 или микросхемах К174УН-7


Весна-202 "
Запорожский электромашиностроительный завод Искра. Серийное производство модели начато в 1977 году.
Кассетный монофонический магнитофон второго класса ""Весна-202"" (УНМ-12) в отличие от выпускавшихся кассетных магнитофонов второго и третьего классов имеет повышенную выходную мощность усилителя низкой частоты, систему шумоподавления, ручную и автоматическую регулировку уровня записи звука. Контроль уровня записи осуществляется стрелочным индикатором, а остаток магнитной ленты по трехдекадному механическому счетчику. Диапазон рабочих звуковых частот магнитофона составляет 63-10000 Гц. Питается магнитофон ""Весна-202"" от шести элементов - 373. Запись и воспроизведение можно производить при изменениях питающего напряжения в пределах 5,1...9,3 В. Номинальная выходная мощность 1 Вт, максимальная 2,2 Вт.. Коэффициент детонации - 0,4%.
Наружные габариты магнитофона - 296х276х81 мм, его масса - 4,2 кг. Цена - 200 рублей.


Кассетный стереофонический магнитофон "Весна-201-стерео ".
Запорожский ЭМЗ Искра. Выпуск модели с 1977 года.
Магнитофон ""Весна-201стерео"" (УПМ-14) это стационарно-переносной кассетный звукозаписывающий аппарат второго класса с универсальным питанием. Магнитофон работает на собственный громкоговоритель как монофонический, а на выносные АС как стереофонический. Полоса воспроизводимых звуковых частот на выносных АС 63...10000 Гц. Номинальная выходная мощность усилителей на собственную АС - 0,8 Вт, на выносные АС 2х3 Вт. Питание 12 вольт от 8 элементов 373 или от сети переменного тока 127/220 в через отдельный блок питания. Потребляемая мощность 30 Вт. Габариты магнитофона - 367х224х100 мм. Его вес 4,7 кг. В преддверии олимпийских игр 1980 года, с начала 1978 года к наименованию магнитофона добавили атрибут ""олимпийский"". Соответственно увеличилась и стоимость магнитофона. До 1978 года пластмассовый футляр магнитофона по бокам и сзади наверх был оклеен декоративной плёнкой под дерево, а с 1978 года он стал выпускаться только лишь в пластмассе, с добавлением алюминиевого оформления.


Портативный кассетный магнитофон "Весна-202-1 "
Запорожcкий электромашиностроительный завод Искра. Производство магнитофона начато в 1983 году.
С 1 июля 1983 года к магнитофону ""Весна-202"" был применён ГОСТ 24863-81 а если проще, то магнитофон стал не второго класса, а второй группы сложности, в связи с чем он был переименован в модель ""Весна-202-1"". Никаких заметных конструктивных или схемных изменений он не претерпел, разве что бесколлекторный электродвигатель был заменён коллекторным, хотя впрочем впоследствии ставились и те и другие. Кассетный монофонический магнитофон ""Весна-202-1"" тип УНМ-12 имеет повышенную выходную мощность, систему шумоподавления, ручную и автоматичес
кую регулировку уровня записи. Контроль уровня осуществляется стрелочным индикатором, а расход магнитной ленты трехдекадным механическим счётчиком. Диапазон рабочих звуковых частот магнитофона 63...12500 Гц. Питается магнитофон от 6 элементов 373. Запись и воспроизведение производится при изменениях питающего напряжения от 5,1 до 9 В. Максимальная выходная мощность 2 Вт. Коэффициент детонации 0,4%. Габариты магнитофона 296х276х81 мм, вес 4,2 кг. Цена 195 рублей.


Портативный кассетный магнитофон 2-го класса "Весна-207-стерео "
Запорожский электромашиностроителный завод Искра. Вып. 1982 г.
Магнитофон предназначен для записи на магнитную ленту стереофонических речевых и музыкальных программ и их последующего воспроизведения в монофоническом режиме через встроенный усилитель с громкоговорителем и в стереофоническом через уку. В лпм использован бесконтактный электродвигатель БДС-0,14М. Имеется отключаемая система шумопонижения, автоматический перевод лпм в режим стоп при выключении питания и при окончании ленты в кассете или из-за неисправности кассеты. Предусмотрена автоматическая регулировка уровня при записи. Имеются индикаторы пиковых перегрузок, электретный микрофон, счетчик расхода магнитной ленты с устройством память, переключатель типа магнитной ленты. Питается аппарат от 6 батарей 373, 7 - А-343 или от сети 220 в. через встроенный выпрямитель.


Кассетный стереофонический магнитофон второго класса "Весна-211-стерео "
Запорожский электромашиностроительный завод Искра. Выпуск с 1978 года.
Аналогичный по виду, конструкции и параметрам магнитофон под маркой ""Россия-211-стерео"", производило с 1979 года Челябинскиое ПО - ""Полёт"".
Магнитофон ""Весна-211-стерео"" разработан на основе модели ""Весна-201-стерео"" и отличается от неё внешним оформлением и наличием таких эксплуатационных удобств как; полный автостоп, а так же контроль уровня записи по пиковым индикаторам, на светодиодах. Имеется устройство шумопонижения и счетчик расхода ленты. Магнитофон может работать на встроенный громкоговоритель ""2ГД-40"" или на выносные громкоговорители ""6АС-503"", в каждом из них установлены по 2 головки типа 4ГД-35. Питание от электросети или от восьми элементов 373. В 1979 году магнитофон выпускался с наименованием Весна-211-1-стерео ничем не отличавшийся от базового.


Портативный кассетный магнитофон "Весна М-212 С-4 "
Выпуск налажен с 1989 года Запорожские завод магнитофонов Весна и электромашиностроительный завод Искра.
Магнитофон ещё именовался как ""Весна-212-4С"" и ""Весна-212 С-4"". Он позволяет записывать на магнитную ленту и воспроизводить через встроенную АС музыкальные и речевые программы от различных источников звуковых программ. В нём имеется автостоп при окончании ленты в кассете или ее заедании, контроль уровня записи по стрелочным, а так же пиковым индикаторам, контроль напряжения питания по стрелочному индикатору, отключаемая система АРУЗ, имеется переключатель типа ленты, трёхдекадный счетчик расхода ленты в кассете, с устройством память, отключаемая система шумопонижения и устройство для расширения стереобазы, улучшающее качество звучания. Магнитофон питается от сети или 8 элементов 373. Цена 365 руб. "


Кассетный стереофонический магнитофон "ИЖ-303-стерео "
Ижевский мотозавод (АО «Аксион»). Выпуск с 1986 года.
Магнитофон предназначен для записи речевых и музыкальных звуковых программ на ленту А4205-ЗБ
в кассете МК-60 и последующего их воспроизведения. В нём предусмотрена ручная и автоматическая
регулировка уровня записи, автостоп при обрыве и окончании ленты в кассете, имеются счетчик рас-
хода ленты с устройством память,стрелочные индикаторы уровня записи, система шумопонижения. К
аппарату можно подключить внешние АС и головные телефоны ТДС-9,ТДС-6. Питание универсальное:
от 6 элементов А343 Салют-1 или от электросети. Скорость ленты 4,76 см/с. Коэффициент детонации:
±0,35 %. Номинальная выходная мощность - 2х1 Вт. Рабочий диапазон звуковых частот - 63...10000 Гц.
Относительный уровень шумов и помех с СШП -56 дБ. Размеры 442х217х116 мм. Вес 5 кг. Цена 285 р.


Магнитофон-приставка стерео "Агидель МП-302-С "
Уфимское Приборостроительное ПО Производство магнитофона начато в 1990 году
Магнитофон до линейного выхода является монофоническим. Стерео-программы можно прослушивать на стереотелефоны. По конструкции и техническим характеристикам магнитофон схож с магнитофоном ""Элегия-301"", однако их схемы разные.


Портативный кассетный магнитофон на п/п "Элегия-301 "
Воронежский завод Электроприбор. Выпуск с 1986 года.
Портативный кассетный магнитофон ""Элегия-301"" третьей группы сложности, бытовой, носимый, односкоростной, монофонический с универсальным питанием, предназначен для записи и воспроизведения звуковых фонограмм на магнитную ленту в кассетах типа ""МК-60"" и ""МК-90"". В магнитофоне имеется встроенный электретный микрофон, система АРУЗ, отключаемая система шумопонижения, регуляторы тембра по низким и высоким частотам. По одинаковой электрической схеме и конструкции, но с немного различным оформлением передней панели, разными заводами страны выпускались магнитофоны марок ""Агидель-301"" и ""Легенда-301"". Цена модели ""Элегия-301"" - 184 рубля.


Портативный кассетный магнитофон "Томь-303 "
Томский радиотехнический завод. Серийное производство с 1982 года.
""Томь-303"" кассетный носимый монофонический двухдорожечный магнитофон 3-й группы сложности и предназначен для записи и воспроизведения звука на магнитной ленте толщиной 18 мкм. Магнитофон обеспечивает запись фонограмм от встроенного и внешнего микрофонов, электропроигрывателя, радиоприёмника, телевизора. радиотрансляционной линии, другого магнитофона и воспроизведение через внутренний громкоговоритель. В магнитофоне предусмотрено отключаемое устройство шумопонижения, позволяющее понизить уровень шумов при воспроизведении. Магнитофон сохраняет работоспособность при температуре от 0°С до 45°С. Магнитофон ""Томь-303"" позволяет осуществить запись и воспроизведение во время движения при переносках и при перевозках. При этом обеспечивается сохранение основных электрических параметров и качества звучания. Питание магнитофона осуществляется от электросети, через встроенный БП или от батарей. С 1985 г. завод выпускал магнитофон ""Томь М-303"" с другим оформлением передней панели и широкой цветовой гаммой футляра.


Кассетный магнитофон "Беларусь-301 "
Магнитофон предназначен для записи и воспроизведения звука, с применением магнитной ленты типа А4203-3 или аналогичной ей, заключенной в унифицированную кассету типа МК-60. Он позволяет производить запись фонограмм с микрофона, от приёмника, телевизора, трансляционной линии, звукоснимателя, электропроигрывателя или другого магнитофона. Уровень записи контролируется с помощью стрелочного индикатора. К магнитофону можно подключить внешний усилитель с акустической системой или малогабаритную акустическую систему, сопротивлением около 4 ом.
Магнитофон питается от шести элементов типа А-343 или от сети переменного тока. Скорость движения магнитной ленты - 4,76 см/сек. Число дорожек записи - 2. Время записи/воспроизведения
с кассетой МК-60 - 2х30 мин. Время прямо и обратной перемотки - 120 сек. Диапазон записываемых и воспроизводимых частот - 63...10000 Гц. Коэффициент нелинейных искажений на линейном выходе - 4%. Относительный уровень помех -44 дБ. Диапазон регулировки тембра по высоким частотам - 10 дБ. Номинальная выходная мощность при работе на внешний громкоговоритель - 0,8 Вт Номинальное напряжение на линейном выходе 250 мВ. Продолжительность работы от комплекта элементов - 15 часов. Потребляемая от сети мощность 5 Вт. Габариты - 280х252х82 мм. Вес 2,6 кг


Портативный кассетный магнитофон "Карпаты-202-1 "
Прикарпатский радиозавод. ПО "Карпаты". Ивано-Франковск Производство магнитофона налажено с 1977 года
Электрическая схема магнитофона "Весна-202-1" (Магнитофоны по схеме совершенно одинаковы)
Кассетный монофонический магнитофон 2-го класса ""Карпаты-202-1"" (УНМ-12) выпускался одновременно с моделью ""Весна-202-1"" и по своей электрической схеме и конструкции, ничем от
него не отличается. В свою очередь оба магнитофона являются модернизацией магнитофонов ""Весна-202"" и ""Карпаты-202"" отличаясь от них другой только решёткой громкоговорителя и незначительными изменениями в электрической схеме. Диапазон звуковых частот магнитофона
на линейном выходе от 63 до 10000 Гц, а воспроизводимых громкоговорителем 100...10000 Гц.
Питается магнитофон от шести элементов 373. Запись можно производить при напряжении питания от 5,1 до 9,3 В. Номинальная выходная мощность усилителя - 1 Вт, максимальная - 2 Вт. Коэффициент детонации не более 0,4%. Размеры 296х276х81 мм, вес 4,2 кг. Цена 200 рублей.


Портативный кассетный магнитофон "Карпаты-205-1 "
Прикарпатский радиозавод. Производство с 1987 года.
Магнитофон выпускался на основе модели - ""Весна-205-1"" и за мелкими изменениями схемы ему полностью аналогичен.


Кассетный магнитофон "Парус-201-стерео "
Саратовский завод "Знамя Труда". Производство начато в 1983 году.
Кассетный стереомагнитофон - ""Парус-201-стерео"" предназначен для записи и воспроизведения программ на кассеты с магнитной лентой МК-60 или МК-90. Магнитофон имеет функции: запись и прослушивание стерео и моно программ через внешний усилитель в стерео и моно режимах, или через встроенный контрольный динамик в моно режиме; возможность подключения с тереофонических телефонов и внешнего громкоговорителя или АС; встроенный шумоподавитель; автостоп всех режимов; трёхдекадный счётчик расхода ленты. На лицевой панели магнитофона находятся следующие органы управления: кнопки управления ЛПМ; регулятор громкости; регуляторы тембра по низшим и высшим частотам, совмещённые регуляторы уровня записи левого и правого каналов; кнопка контроля разряда батарей; кнопки включения шумоподавителя и стереофонических
телефонов на боковой левой стенке: гнёзда внешней АС, выхода на стереонаушники и внешнего питания 12 В на боковой правой стороне: гнёзда подключения микрофона, звукоснимателя, приёмника на запись, преключатель моно и стерео режима при записи и гнездо линейного выхода. Магнитофон имеет универсальное питание: от сети 220 вольт через встроенный блок питания, от внешнего источника постоянного тока 12 вольт или от 8 элементов А-343. Технические параметры: Скорость протяжки ленты: 4.76 см/сек; Частотный диапазон: 40...14000 Гц; Детонация 0.3%: Максимальная выходная мощность контрольного усилителя 2.5 Вт: Вес: 2.4 кг.


Кассетный стереофонический магнитофон - "Парус М-213С "
Саратовский завод "Знамя Труда". Производство с 1991 года.
Кассетный стереофонический магнитофон ""Парус М-213С"" предназначен для записи и последующего воспроизведения стереофонических фонограмм. Возможно воспроизведение и запись монофонических фонограмм. Магнитофон имеет универсальное питание, батарейное или через вы-
носной сетевой блок. Магнитофон может работать в автономном варианте как монофонический на воспроизведение фонограмм через собственную встроенную АС, или стационарном варианте как стереофонический с двумя АС. Скорость протяжки магнитной ленты 4,76 см/сек. Диапазон записываемых и воспроизводимых звуковых частот на хромоксидной магнитной ленте не менее 63...14000 Гц. Выходная номинальная мощность на собственную АС 1 Вт, на выносные АС 2х1 Вт максимальная выходная мощность 2х3 Вт. Габариты магнитофона - 343х283х115 мм, масса 4 кг.


Переносный кассетный магнитофон "Протон-401 ", "Протон-402 " и "Протон-402МТ "
Харьковский радиозавод "Протон" Производство с 1980 года.
Магнитофон предназначен для записи и воспроизведения фонограмм от микрофона, приёмника, звукоснимателя и других источников низкочастотных сигналов. В нём предусмотрены АРУЗ, автостоп по окончании ленты в кассете, стрелочный индикатор уровня записи и встроенный микрофон. Питание от 6 элементов А-373 и сети, в этом случае выходная мощность возрастает вдвое.
Магнитофон "Протон-402" создан на базе модели ""Протон-401"" и предназначен для записи речевых и музыкальных программ от различных источников низкочастотных сигналов с последующим их воспроизведением. Аппарат имеет автоматическую систему уровня записи, переключатель типа ленты, регулировку тембра по высоким частотам. Скорость магнитной ленты 4,76 см/с. Детонация - 0,3 %. Диапазон рабочих звуковых частот на линейном выходе - 40...12500 Гц, на громкоговорителе 200...7000 Гц. Номинальная выходная мощность - 1,2 Вт. Уровень помех в канале записи/воспроизведения -50 дБ. Питается магнитофон от шести элементов типа А343 или от электрической сети переменного тока 220 В. Габариты магнитофона - 260х205х73 мм. Масса - 3 кг. С начала 1985 года на базе этого магнитофона производили тефлотехнический двухскоростной, четырёхдорожечный магнитофон типа ""Протон-402МТ"". Он предназначен для воспроизведения фонограм ""Говорящая книга"" людям с потерей зрения. Электрическая схема и конструкция модели, кроме переключателя дорожек и второй скорости - 2,38 см/сек - схожи.


Магнитофон "Протон М-412 "
Харьковский радиозавод Протон. Выпуск МГ с 1988 года.
Портативный кассетный магнитофон 4 класса ""Протон М-412"" собран на транзисторах и микросхемах. Он предназначен для записи или воспроизведения фонограмм на магнитную ленту А-4207-3Б или аналогичную в стандартных кассетах МК-60. Количество дорожек записи - 2. Скорость протяжки магнитной ленты - 4,76 см/сек. Детонация ЛПМ - 0,4%. Диапазон эффективно записываемых и воспроизводимых через ЛВ звуковых частот 63-10000 Гц, диапазон частот воспроизводимых внутренним громкоговорителем 1ГДШ-3 - 150...7000 Гц. Питание универсальное, от сети 220 вольт или
от 4 элементов А343. Номинальная выходная мощность 0,5 Вт. Мощность потребляемая от сети 8 Вт. Габариты МГ - 157х254х55 мм, вес - 2,4 кг. В комплекте БП - УВИП-1. Цена модели 125 рублей.


Портативный кассетный транзисторный магнитофон 4 класса - "Легенда-404 "
Арзамасский приборостроительный завод им. 50-летия СССР. Выпуск 1981 г.
""Легенда-404"" - портативный кассетный магнитофон IV класса с универсальным питанием. Он предназначен для записи музыкальных или речевых программ на магнитную ленту в кассетах МК60 а также их воспроизведения. Магнитофон можно использовать как диктофон. Диапазон записываемых и воспроизводимых звуковых частот на большей скорости 63...10000 Гц, а на меньшей 80...3150 Гц. Напряжение питание 9 вольт от 6 батарей типа А-343 или от электросети через отдельный блок питания. Номинальная выходная мощность усилителя - 0,5 Вт, максимальная 0,8 Вт. В магнитофоне имеется встроенный электретный микрофон, система АРУЗ, разъёмы для установки специаль
ной радиокассеты работающей в диапазоне только ДВ или только СВ и позволяющий превратить магнитофон в магнитолу. Цена магнитофона ""Легенда М-404"" - 139 рублей.
Магнитофон с 1989 года выпускался под наименованием ""Легенда М-404"". Вообще мо
дель была долгожительницей, выпуск магнитофона был закончен в марте 1994 года.



Портативные кассетные стереофонические магнитофоны "Весна М-310С ","Русь М-310С ","Русь М-310-1С ","Весна М-310С1 "
Запорожский завод Искра ("Весна М-310С", "Весна М-310С-1")
Рязанский приборный завод (Русь М-310С", "Русь М-310-1С")
Выпуск моделей "М-310С" с 1987, "М-310С-1" с 1990 года
Все магнитофоны имеют одинаковую конструкцию и построены на базе модели ""Весна-310-стерео"". Отличие во внешнем оформлении и незначительными изменениями в электрической схеме. Магнитофон беспечивает запись моно или стереофонических музыкальных и речевых программ, с последующим воспроизведением магнитозаписи через выносные акустические системы или стереотелефоны. Имеется возможность: автоматического останова работы магнитофона при окончании магнитной ленты в кассете или неисправности кассеты; автоматической регулировки уровня записи; контроля уровня записи по пиковым индикаторам на светодиодах; регулировки стереобаланса; раздельной регулировки тембра по высшим и низшим частотам; использования магнитных лент двух ти-
пов; автоматического переключения типа ленты. Система шумопонижения обеспечивает меньшение уровня помех при воспроизведении. Питание; от 6 элементов 343 или от сети переменного тока через выносной БП. Корпус магнитофона изготовлен из ударопрочного полистирола В комплекте 2 кассеты типа ""МК-60""


Сейчас появилось мода восхвалять все, что было в Советском Союзе. Дошло до того, что на одном из сайтов вывесили картинки из сталинской книги о вкусной и здоровой пище, при этом топикстартер упорно утверждал, что именно так кормили советских людей в обычных столовых. Вспоминал я долго. Вспомнил как в советских столовых манную кашу разбавляли кипятком из под крана (даже не кипяченой водой), вспомнил липкие "ластики", которые почему-то звались пельменями, прекрасно помню как детьми мы покупали кофейный концентрат с сахаром и грызли его, так как со вкусными конфетами была "напряженка", правда, и концентрат потом исчез. Еще помню, что от советских продуктов питания я два раза лежал в больнице с дизентерией и один раз с гепатитом. Подобная ситуация была и с советской электроникой. Кто утверждает обратное - просто врет. Мне пришлось не только пользоваться советской электроникой, но и ремонтировать ее и даже кое-что конструировать самому. Конечно, попадались удачные и надежные экземпляры, но это была большая редкость.


Происхождение и элементная база

Как правило, все что разрабатывалось и выпускалось в Советском Союзе из бытовой электроники, копировалось с западных образцов. Воровался дизайн, принцип действия, оригинальные наработки. И это было бы не так уж и плохо, если бы мы умели хорошо копировать. Но проблема в том, что мы делали все это гораздо хуже, из говенных советских деталей и с большим опозданием. Кассетные деки существовали на Западе еще в 1970-е годы, одна из первых кассетных дек "Маяк" появилась где-то в 1984 году. В Совке не было нормальных двигателей под кассетники, поэтому в "Маяк" вставили огромный килограмма на три мотор от катушечного магнитофона. Стоит ли упоминать про то, как такой магнитофон рвал и вытягивал пленку в кассетах? Тех самых кассетах, что стоили как пять килограммов колбасы. Оставлял желать лучшего и лентопротяжный механизм, и головка записи и воспроизведения, и управление магнитофоном. И все же на фоне остального советского хлама, эта модель магнитофона была популярна и востребована ибо выбора не было.

Откройте крышку у этого "Маяка" и загляните внутрь. Самая большая плата внутри знаете какая? Ни за что не догадаетесь! Это плата переключение режимов (запись, воспроизведение, перемотка, стоп, пауза). Там, где на иностранном магнитофоне за все это отвечает одна микросхема (отсюда и надежность), в СССР на магнитофонах стояли огромные платы с кучей устаревших деталей. Обращаю внимание, что для примера я выбираю наиболее удачные, лучшие образцы советской электроники. А выпускалось всякое...

Вот тут мы и подходим вплотную к советской элементной базе. Практически каждый хоть раз задавался вопросом: "Почему в советском телевизоре куча разных радиодеталей, а в импортном за все отвечает одна средних размеров плата?" А вот это касается как раз советской элементной базы. Радиолюбительские схемы того же, к примеру, усилителя мощности разительно отличались от схемы "магазинного" усилителя мощности. Радиолюбительские схемы были компактны и содержали в себе в общем-то немного радиодеталей не в пример магазинным. Почему так? Ответ прост. Советские радиодетали не соответствовали элементарным требованиям. Радиолюбитель мог из десятка одинаковых деталей подобрать подходящую, на конвейере такой финт не проходил.

Например, у транзистора (триода) есть масса параметров. Один из основных - коэффициент усиления. Если взять два схожих транзистора советского и японского производства, то у японского этот параметр может равняться 170-180. Мне однажды повезло - разрешили разобрать на запчасти сломанный японский синтезатор. Синтезатору было лет 15. Старье по нормальным меркам, но каково было мое удивление, что половина деталей не имеет советских аналогов. В СССР их еще не изобрели. Потом я начал мерить коэффициент усиления этих старых транзисторов из синтезатора. Он оказался в пределах 173-178. То есть в пределах нормы. У аналогичного советского транзистора справочники выдают пределы коэффициента усиления 40-180. Если же замерять реальный коэффициент усиления этих советских транзисторов, то диапазон окажется 20-120. Расхождение в шесть раз и вообще не попадает в рамки нормы. А попадались мне и транзисторы с коэффициентом 0. То есть он как бы исправный, но не усиливает.

Вот из такого барахла и собиралась советская электроника. А схемы были громоздкими, потому что в нее включались множественные дополнительные цепи и каскады, призванные компенсировать низкое качество советских радиодеталей.
Тут еще один интересный нюанс. Все лучшее в СССР шло на «военнку», среднее - на производство, оставшийся хлам - в сферу народного потребления.

Знакомый в 1987 году покупает магнитофон "Комета-212". Через месяц приносит его ко мне - тихий звук по одному каналу. Копаюсь и нахожу неисправность - высох электролитический конденсатор. Конденсаторы - это еще один прикол советской элементной базы: устаревшие, с большими размерами и низкими параметрами, выпускает один завод на весь СССР в Ереване. Ну Вы поняли. Смотрю ради интереса другие детали магнитофона. Тенденция такая: магнитофон выпущен в 1987 году, радиодетали выпушены в 1983 году, радиодетали разработаны в 1969-1975 годах. Представьте, что Вы купили компьютер, а внутри разработки 18-летней давности! Добро пожаловать в Совок.

Радиоприемники

Пожалуй, самое удачное направление в советской электронике. С ностальгией вспоминаю такие экземпляры от советской промышленности, как "ВЭФ", "Спидола", "Рига" (все из Прибалтики), а "Океан-205" работает уже больше тридцати лет! Вы скажете: "Ага! Вот оно! Значит не все было так печально!". Увы, все было печально. Удачные приемники у нас были лишь потому, что для них не требовались современные радиодетали, можно было "лепить из того, что было" без потери качества.
До сих пор с уважением вспоминаю радиоприемник "Ишим". Здоровенный такой металлический ящик! Его главным достоинством было то, что он принимал диапазоны, недоступные обычным приемникам. Проще говоря, можно было слушать "Голос Америки" без глушилок. Но "Ишим" был промышленным приемником, если не военным. В магазинах он не продавался. Можно было только украсть.

Виниловые проигрыватели

Большинство, наверное, забыло, что главной проблемой советских проигрывателей было то, что они "запиливали" диски. Где-то к 1980 году советская промышленность нашла решение - стали закупать весь механизм в Польше. То есть получалась польская вертушка "Унитра" в советском деревянном корпусе и с советским корректором. Называлось это чудо "Вега-106". Характерная особенность: при воспроизведении диска ходить по комнате можно было только на цыпочках, так как от каждого неосторожного шага иголка начинала скакать по пластинке.

К концу перестройки, где-то к 1988 году отличилось НПО Новосибирска и стало выпускать достойные вертушки "Электроника". В них была хорошая механика и полностью отсутствовали электролитические конденсаторы производства Еревана. Но это едва ли не единственный случай, когда советская техника близко приблизилась к мировым стандартам.

Магнитофоны

Вот где раздолье для ностальгии почитателей совка. И ведь попадались достойные аппараты. До сих пор ностальгирую по "Комете-202", просто умиляюсь при виде "Ноты-М" (мой экземпляр падал с третьего этажа, падение чуть затормозили ветки деревьев, и после этого продолжал работать еще много лет), с уважением вспоминаю "Тембр". Однако спешу Вас расстроить. "Тембр" все же был профессиональным магнитофоном, и обычным совкам его было не купить. Другие вышеперечисленные магнитофоны - ламповые. То есть более-менее хорошо "слизывать" у Запада мы могли только тогда, когда позволяла, будь она проклята, элементная база. Дальше шел в основном хлам. Были удачные проблески, например, страшненький, но достаточно надежный "Ростов-102", симпатичная "Астра-110" (была еще "Астра-111", но в магазинах не встречал, только на картинке). Да, пожалуй, и все.

А как же "Олимп"? - просите Вы. Что могу сказать... "Олимпы" были у многих моих знакомых. И так же были вечные проблемы: неидентичность звука в каналах, отказ системы управления (помните одну микросхему в японских аппаратах?), вечное забивание головок грязью. И дело тут совсем не в советской магнитофонной ленте. Покупал тут себе "AKAI 636". Магнитофону 20 лет. Ставлю советскую катушку, потом другую, третью... И что странно, головка не забивается, лентопротяжный механизм в целом чист, грязь от пленки сыплется только на полочку перед магнитофоном. Так что дело не только в пленке.

Что же касается советской электроники, то я думаю, что Вам все понятно. За редким исключением, ничего путного в СССР не выпускалось.

Аудиокассеты в СССР. Как это было…

Появление аудиокассет и кассетных магнитофонов в СССР пришлось на мой подростковый возраст. Вот, казалось, совсем недавно я экономил на школьных завтраках, чтобы купить лишнюю катушку магнитофонной ленты, как на советский музыкальный рынок ворвались аудиокассеты, а также переносные кассетные магнитофоны на батарейках.
Филофонисты, обладатели хороших стационарных катушечных магнитофонов, смотрели на кассеты с презрением. Это был явный шаг назад в плане качества звука. А вот переносные катушечники, например, такие как «Орбита-1», «Комета-206» и т.п., были в одночасье похоронены. И поделом - своим обладателям они приносили больше беспокойства, чем удовольствия.

Забавно, но действительно качественных переносных кассетников так и не появилось у советской промышленности. Были удачные брэнды, за которыми охотились покупатели. В первую очередь это, конечно, линейка кассетников «Весна». За свои деньги они давали приличный в своем классе звук и довольно хорошую надежность. Позже появились неплохие клоны «Весны», такие как «Ритм» и в особенности «Соната». За надежность также ценилась линейка «Электроника», но сколько мне их не приходилось видеть, все они страдали глуховатым звуком при записи. Впрочем, речь не о магнитофонах, а о кассетах.

На территории Совка властвовала одна марка аудиокассет - это ордена Ленина, медали Сутулого знаменитые кассеты МК-60. Название расшифровывалось незатейливо - магнитофонная кассета длительностью 60 минут. Сделаны они были на основе оксида железа, и их качество оставляло желать лучшего. Стоили 4 рубля за одну кассету. Изредка попадались кассеты на основе хрома, они были заметно более высокого качества и дороже стоили. Впрочем, цена тут роли не играла, так как в руках мне их приходилось держать, и даже пару раз делать на них записи по просьбе счастливых обладателей этих кассет, но вот в продаже я их не встречал ни разу.

БЕГ ЗА СЧАСТЬЕМ

Впрочем, и за обычными аудиокассетами МК-60 приходилось побегать, в советских магазинах свободно они продавались совсем недолго. Когда я купил свой первый кассетник, то очень быстро мне стало не хватать той единственной кассеты, что прилагалась к магнитофону. Выкрутился я следующим образом: в течении недели ездил к открытию торгового центра, и когда двери магазина открывались - бегом бежал к прилавку.
Тут следует объяснить почему бегом. Дело в том, что в СССР товаров на всех не хватало, соответственно дефицит рождал коррупцию (причем поголовную) в сфере торговли. Помните Диму Семицветова из фильма «Берегись автомобиля», его роль гениально сыграл Андрей Миронов. Этот Дима зарабатывал тем, что перепродавал дефицит. В фильме это показано упрощенно, но примерно так оно и было. Когда товар поступал на склад магазина, то дирекция магазина и товаровед решали куда можно «двинуть» партию товара подороже, например, перекупщикам-спекулянтам. Остатки, если таковые имелись, делились продавцами - низовым звеном коррупционной цепочки. Что касается кассет, то такой мелочью директора и товароведы брезговали, продавцы брали себе не так много (только всем родственникам и знакомым), просто аудиокассет делалось недостаточно. И тем не менее кое-что перепадало и покупателям.
Итак!
1. Кассеты привозили в магазин не каждый день.
2. Большинство советских граждан ждали открытия в надежде разжиться чем-то более серьезным, например, цветным телевизором популярной марки.
3. Двери в магазине обычно открывали строго синхронно, поэтому оборону надо держать у той двери, которая ближе к отделу, где продаются аудиокассеты.
4. Надо быстро бегать.
В этот раз мне повезло, прибежал я где-то десятым. Поэтому на все имеющиеся 20 рублей купил пять новеньких аудиокассет МК-60 производства «Свема».

Кассеты просуществовали у меня недолго. То ли ролики в кассетах были кривые, то ли лента нарезана неровно… в общем, после одного-другого прослушивания, лента в них заклинивала. Кассеты приходилось «разминать», постукивать, но и это не всегда помогало. Решение было найдено такое: кассеты разбирались (точнее разламывались вдоль, так как советская промышленность половинки аудиокассет склеивала, а не скручивала болтиками, как принято во всем мире), по бокам вставлялись маленькие пластинки, чтобы увеличить толщину кассет, а потом аудиокассеты склеивались изоляционной лентой. Смотрелась такая кассета жутко, но какое-то время еще работала.

Но этим не исчерпывалось низкое качество советских аудиокассет. Пленка в кассетах часто «сыпалась», то есть осыпался рабочий слой, забивал головки. Кассета начинала скрипеть. Часто деформировался или вообще отваливался прижимной механизм аудиокассеты. Тогда его пытались делать самостоятельно, а иногда просто вместо него напихивали ваты.

РАЗМАГНИТИТЬ АННУ ГЕРМАН

Самое главное неудобство кассет производства СССР - они были длительностью 60 минут, при этом музыкальные альбомы обычно звучали 45 минут, иногда 90 минут. Проще говоря, кассеты длительностью 60 минут никак не подходили под нужные записи. А если учесть, что еще они были дефицитом…

К счастью, в СССР еще продавались готовые кассеты с записью. Не те, что можно было купить в студиях звукозаписи, а те, что продавались в магазине. Это кассеты МК-44. Длительность - 44 минуты. Обычно на них записывались те же песни, что можно было свободно купить на грампластинках, но дешевле. А сами эти кассеты за счет записи стоили дороже аналогичных чистых кассет.

Что приходилось делать? А очень просто - в отсутствии нормальных аудиокассет, покупались вот эти самые кассеты с записью, оригинальная фонограмма стиралась, а поверх записывалось то, что нужно. Эти кассеты были в продаже почти всегда, так как брали их неохотно из-за относительно высокой цены (имеется ввиду из расчета на минуту записи). Был у этих кассет и еще один плюс - они практически никогда не заклинивали в магнитофонах, видимо, потому что в них использовалось меньше магнитофонной ленты, либо лента была более толстой.
Все это было так по-советски: сделать кассету, записать на нее музыку, сделать к ней худо-бедно сносную полиграфию со списком песен и пустить в продажу, чтобы затем запись стерли, а список песен зачеркнули. Так и записывались, а затем размагничивались в массовом порядке записи Анны Герман, Льва Лещенко и многочисленных вокально-инструментальных ансамблей.

СПАСИБО ПОЛЯКАМ ЗА НАШУ СЧАСТЛИВУЮ МОЛОДОСТЬ

В один прекрасный день случилось невероятное - практически в один день в магазинах СССР появились импортные аудиокассеты. Да еще какие! От девяностоминутных «Сонек» и «Денонов» ломились полки. Сначала их покупали целыми блоками! На них записывали только самое дорогое и близкое сердцу советского гражданина - зарубежную музыку и русский подпольный блатняк. А потом советские МК-60 просто «умерли» для нас. Их перестали покупать. Совсем. Когда поняли, что японские аудиокассеты - это всерьез и надолго. До этого импортные аудиокассеты можно было купить только у спекулянтов по 25 рублей за кассету. Сейчас эти кассеты свободно продавались по 9 рублей. Оказалось, что со спекулянтами бороться легко, надо только победить дефицит.

Откуда появились эти аудиокассеты на территории СССР, да еще в таком количестве? Как ни странно, по этому поводу я слышал не множество слухов, как это обычно бывает, а только один, но из самых разных источников. И знаете, я склонен ему верить, думаю, что так оно и было. Хотя пусть каждый сделает вывод для себя самостоятельно. А слух был такой.

Польша традиционно закупала импортные товары и причем помногу. Но тут появился профсоюз «Солидарность», по стране прокатились забастовки, которые заметно подорвали экономику страны. И тогда Польша обратилась к руководству Советского Союза: «Мы тут контрактов кучу подписали, товаров импортных поназаказывали, а оплатить после всего этого не в состоянии. Перекупите наши контракты.». И СССР помог братской социалистической Польше. А на нашу Родину хлынул поток импорта, в том числе и аудиокассет. Как сейчас помню ряды американских сигарет в каждом продуктовом магазине. В музыкальных магазинах стопки импортных аудиокассет, за которыми нет очереди!!! Восемь видов фирменных джинсов в галантерейном магазине и ошалелый взгляд продавщицы, как бы говорящий: «Как же так? За что? Как жить без дефицита?». Ее можно понять, поступить в торговый институт было сложнее и престижнее, чем в любой технический ВУЗ.
Вот так польский пролетариат боролся за счастье советского человека.

Виктор Золотухин

В те времена кассеты пользовались огромной популярностью, хотя высококлассные кассетные деки были далеко не у всех. Для многих этот формат ассоциируется с простенькими носимыми магнитофонами отечественного производства, на которых впервые ими были услышаны переписанные у товарища Boney M, Arabesque и Modern Talking. Однако магнитофонам этим без малого уже 40 лет, на что способна столь примитивная техника спустя столько времени? Развалится ли она в руках или таки заиграет, «как тогда»?

Небольшой исторический экскурс и технические характеристики

Кассетные магнитофоны «Электроника-302/302-1/302-2/302-2М/302-3» выпускались, соответственно, с 1974, 1984, 1988, 1989 и 1990 года Зеленоградским заводом «Точмаш», Кишиневским заводом «Мезон» и Ставропольским заводом радиокомпонетов в г. Изобильный.


Магнитофон «Электроника-302» предназначен для записи и воспроизведения звука на магнитную ленту в кассете МК-60. Разработан на базе унифицированной модели «Электроника-301», отличаясь от нее применением громкоговорителя 1ГД-40 вместо 0,5ГД-30, ползунковых и угловых регуляторов громкости и тембра, более современным внешним видом. Номинальная выходная мощность - 0,8 Вт, диапазон рабочих частот 63...10 000 Гц.

Питание от 6 элементов А-373 или от 6 А-343 (в кассете), а через вставляемый в батарейный отсек БП и от сети переменного тока. Габариты модели 315х225х90 мм, масса - 3,5 кг.

Из-за претензий гарантийных мастерских на плохое качество ползунковых регуляторов выпуск таких моделей был прекращен. Магнитофон за 20-летний выпуск претерпел несколько модернизаций: в УЗЧ ставили транзисторы и микросхему, в ЛПМ применяли отечественные и импортные двигатели, менялось оформление. Порой магнитофоны с разными индексами выпускали одновременно...

Рассмотрим поближе

На обзоре у нас ранняя версия магнитофона, год выпуска - 77-й, на лицевой панели надписи на английском. Оконечник на германиевых транзисторах ГТ403Б, вся схема выполнена на рассыпухе. Моторчик стоит японский, с внешней платой стабилизации скорости.


Покупался экземпляр, естественно, на Авито, однако тут важное уточнение: учитывая, что цены на такие в хорошем внешнем и исправном внутреннем состоянием (как пишут некоторые - после профилактики) могут достигать спокойно цены за пару «S90», решено было покупать нерабочий или полурабочий аппарат и приводить его в порядок, лишь бы внешне он был более-менее целый и комплектный, кнопки блестели бы как новые, и дизайн был самый что ни на есть классический. Поздние ревизии с хлипкой крышкой и круглым вырезом под динамик не годятся.


Все основные элементы управления расположены на лицевой панели; ниже кассетного отсека имеется отверстие для подстройки азимута головки, которое пускай и выглядит немного колхозно, но, как мне кажется, для данного аппарата оно необходимо (особенно при воспроизведении хороших записей, сделанных на серьезной аппаратуре).

Перемотки, на удивление, фиксируются - видимо, эта доработка тоже осталась от одного из предыдущих владельцев. В целом приятный бонус, главное - вовремя нажимать клавишу «стоп», иначе новая резина может очень быстро прийти в негодность, так как никакого автостопа здесь не предусмотрено.

Сбоку расположены четыре разъема СГ-5: они используются для записи с внешних источников, подключения микрофона, вывода звука на внешнюю акустическую систему, а также для линейного выхода и для записи на другой магнитофон.


Блок питания от сети 220 В представляет из себя черный кирпичик, который вставляется в батарейный отсек вместо батареек. Для подключения к магнитофону используется отдельная пара клемм.


Комплектный блок питания и минимально необходимый запас аккумуляторных батареек, для использования магнитофона далеко от розетки

С задней части корпуса имеется выступ под большие батарейки типа «D» (также известные как 373), в данной ревизии магнитофона они соединяются последовательно и устанавливаются прямо в корпус. В более поздних выступа уже не было, а батарейки ставились в отдельный блок, который имел схожие габариты с блоком питания магнитофона, и батарейки имели меньший форм-фактор - тип «С» (известный тогда как элемент питания 343).

Восстановительные работы

У найденного экземпляра при беглом осмотре был выявлен ряд неисправностей. Признаки жизни магнитофон подавал, из динамика был слышен фон и шум двигателя, однако ни тонвал, ни приемный узел не крутился. Но замена пассика - это, наверное, самая банальная неисправность, и отнюдь не самая главная. Его предыдущий владелец, далекий от электроники и радиотехники, купил его и еще один магнитофон с рук. За восстановление того заплатил некоторую сумму денег, а до этого, что называется, руки не дошли. Ну ничего, столь ценный артефакт лишним никогда не будет, и до него дойдут руки у кого-то другого.


Потом уже, при детальном осмотре, на месте пассика были найдены задубевшие остатки резинки для банкнот. После замены пассика протяг как-то закрутился, но вот беда - вместо звука с кассеты кроме гудения движка ничего не было слышно. Пробуем подать сигнал на линейный вход и зажать переключатель П2К, и... о чудо! Сигнал появился, пускай и относительно тихий.


Лентопротяг с новым пассиком

Путем прозвонки платы находим в лучшем случае три дохлых электролитических конденсатора, но чтобы несколько раз не лазить, переписываем номиналы на бумажечку и меняем все по кругу. Тут важное уточнение: ставить китайские конденсаторы особенно малой емкости, особенно разделительными в универсальный усилитель, крайне не рекомендую. Закончились у меня нормальные нужного номинала, поставил несколько таких. Были определенные вопросы к звуку, но после замены этого недоразумения на Nichicon и Jamicon все вопросы отпали - звук заметно улучшился.


Плата после замены электролитов

А заодно поставим и новую универсальную головку, благо их много, и цена копеешная. Я поставил монофоническую головку с гордой надписью «JVC Japan», хотя и есть у меня некоторые сомнения насчет ее японского происхождения. Для изделия такого класса, думаю, не критично, будет всяко лучше того, что тут стояло изначально.

Пропаиваем все, что было плохо пропаяно, а это как минимум некоторые провода, идущие к боковым разъемам и держащиеся, что называется, «на соплях», контакт у которых пропадал из-за малейшего изменения их положения, и один подстроечник, который, видимо, уже безуспешно кто-то пытался пропаять. Чистим и смазываем все переключатели и потенциометры, так, на всякий случай. Пока я спиртом не протер МП1-1, работать это все нормально не хотело.


Насчет механики. Сначала пытался соорудить резинку на узел подмотки из сантехпрокладок, но ввиду их низкого качества пришлось от этой идеи отказаться. Заказал идлер у Геннадия с форума «Радиотехника 20 века», размеры: D 25,5 мм d 20,5 мм h 1,5 мм D1 24,5 мм d1 19,5 мм. Размеры очень близкие к тому, что стояли тут изначально, единственное - надевается туговато, и хорошо бы проверить потом, что резина села ровно, а перед всем этим делом оттереть протяг от старой резины. На перемотки идлеры не менял, мотает и без того очень резво.

Обязательно надо смазать все необходимые части протяжки, как показано на схеме, и в особенности внешнюю металлическую часть узла подмотки, которая соприкасается с резиновым идлером. Если этого не сделать, мало того, что узел подмотки будет здорово скрипеть, так еще и подмотка будет очень зверская, и как следствие - детонация. Ну а если «повезет» может и какую-нибудь кассету в процессе растянуть. Я использовал силиконовую смазку СИ-180, ее надо не очень много, буквально пару капель на трущиеся части, на узел подмотки чуть больше.


Пассик можно купить в Магазине «Кварц», однако меня качество их пассиков абсолютно не устраивает - как протяг ни настраивай, как подстроечник ни крути, детонация меньше не становится. Взял я штук пять, наверно, и ни один нормально не подошел, все какие-то кривые. Зато идеально подошел пассик счетчика от пионеровской кассетной деки, да и размеры подходящие (105 х 1,2 х 1,2 мм).

Не менее важная часть - прижимной ролик: его тоже пришлось заменить, в моем аппарате он задубел и стал вместо круглого овальным. С таким нормальных характеристик не добиться, выкрутился заменой на ролик № 53 из Магазина «Кварц», также должен подойти № 54.


После этого отстраиваем скорость движения ленты по тест кассете с частотой 3150 Гц. Важное уточнение: тестовая кассета не должна быть слишком тугой, хорошо подойдут японские кассеты тех лет, какой-нибудь дешевый нормал. Еще важно обратить внимание на пружину узла подмотки, она должна быть затянута, но не очень сильно. Детонация у меня получилась пик не более 0,35%, что для этой протяжки очень даже неплохо.
После всех этих махинаций магнитофон стал издавать что-то похожее на звук. Полоборота отверткой на винте подстройки азимута головки, и появляются высокие частоты. Аппарат зазвучал - можно использовать его по прямому назначению.

Аппарат в работе

После нажатия клавиши «старт» аппарат начинает играть, из динамика льется теплый, хотя и немного резковатый, звук германиевых транзисторов. Но что еще можно хотеть от динамика, который встраивали в советские телевизоры «Рубин» и массу другой малогабаритной аппаратуры? Однако про звук - в следующем разделе.

После восстановительных работ к работоспособности магнитофона никаких претензий нет, конструкция пускай и очень примитивная, но крайне ремонтопригодная, если руки растут из правильного места. Главное - случайно не оторвать все эти тонюсенькие проводки, а если уж оторвались - припаять обратно. Касаемо механической части, при правильной настройке и отсутствии заводских дефектов, ни одной кассеты он даже не попытался зажевать (еще бы, с такой подмоткой и новой резиной). И это еще при тестировании на улице, на ходу, при некотором количестве резких движений во время работы. Так что слухи о том, что этот магнитофон жует кассеты - скорее миф, не более того. Другое дело, что и в работе столь примитивного лентопротяга надо разобраться и настроить его по-человечески, а резина за столь долгий промежуток времени однозначно потребует замены.

Время работы от шести элементов типа «D» порядка 15 часов. Отмечу, что использовал я аккумуляторные батарейки GP емкостью 2200 mAh каждая. Магнитофон продолжает нормально работать, пока ЭДС источников питания не просядет с девяти вольт до шести, потом уже (спустя 15 часов работы), играя чуть тише с повышенной детонацией, а в процессе и с меньшей чем надо скоростью движения ленты он будет кое-как издавать какие-то звуки. Иными словами, батареи жрет нещадно, особенно в сравнении с японскими аппаратами более высокого класса, но там и схемотехника абсолютно другого уровня.
Габариты и вес магнитофона сравнительно не большие, за счет этого его очень удобно носить с собой по улице, на полусогнутой левой руке, правой осуществляя переключение режимов и подстройку уровня громкости.

Прослушивание

Слушать такое изделие недалеко от большой стереосистемы не рекомендуется: помимо резко отрицательных, впечатлений может не быть вообще никаких. Так что вытаскиваем мафон на лавочку во дворе и берем с собой товарища и пару бутылок пива.


Хорошо могут подойти сборники восьмидесятых, классика рока (главное не тяжелый металл, он тут смешивается в кашу), группа «Сектор Газа», советские ВИА и эстрада. К прослушиванию обязательны такие исполнители как Arabesque, Boney M, Sandra, Modern Talking, «Веселые Ребята», «Форум», «Мираж».

Звук данного магнитофона фоном во дворе, или далеко от большой системы в целом отвращения не вызывает, если не выкручивать ручку громкости больше нормы. Звуки данный магнитофон несмотря на один динамик, имеющий мощность один ватт, может издавать довольно громкие, а в пределах небольшого помещения ухо будет резать резковатая подача музыки и невысокая детальность.

Впрочем, учитывая, что это простенький монофонический магнитофон, высокой детальности от него и не требуется. Основные его преимущества - это, как и «тогда», возможность брать с собой на шашлыки, пьянки-гулянки, ходить по улице, чтобы при этом на некоторое расстояние было слышно «те» хорошо знакомые мелодии.

И с этой задачей, как мне кажется, магнитофон справляется довольно хорошо. По сравнению с сегодняшними портативными колонками он смотрится необычно, в него хотя бы можно поставить кассету (даже второго типа - на ней высоких частот будет больше). А звук его куда более эмоциональный и живой, чем из куска пластмасски с установленными в него 10-ю крошечными китайскими динамиками.

Выводы

«Электроника 302» - многим хорошо знакомый, культовый магнитофон советских времен. Звук его вполне сойдет для носимого монофонического магнитофона, звезд он с неба не хватает, но и после грамотной профилактики отвращения не вызывает. Не поганит кассеты, как пластмассовые ЛПМ в китайских балалайках. При необходимости всегда можно найти второй такой и пустить его на запчасти для приведения в рабочее состояние лучше сохранившийся экземпляр. Сам по себе факт того, что спустя столько лет магнитофон так хорошо сохранился (как в косметическом, так и техническом состоянии) показывает, насколько качественно и надежно в СССР умели делать даже настолько простые низкоклассные изделия.

Сейчас, после возрождения винила, кассетная тематика также набирает обороты. Помимо больших винтажных японских геттобластеров аля «Sharp», как мне кажется, не менее популярны должны быть и малогабаритные носимые магнитофоны, хотя бы потому, что существенно удобнее в использовании в ряде случаев. К тому же есть мероприятия, на которые большую магнитолу не потаскаешь.


Достоинства: Малые габариты и вес, хороший запас по громкости, надежная и простая в обслуживании механика, возможность подключения внешнего громкоговорителя, записи с отдельного микрофона или линейного выхода другого источника. При необходимости в драке им можно дать кому-нибудь по башке, при этом магнитофон продолжает работать, а башка у хулигана начинает сильно болеть

Недостатки: Отсутствие автостопа, фиксации перемоток «с завода», довольно большая детонация (по меркам высококлассных ЛПМ), время работы от одного комплекта батареек

Отдельная благодарность за помощь в редактировании и оформлении данного обзора.