«Информационная компетентность учителя – одно из условий эффективности современного урока. Информационная компетентность – необходимое качество специалиста современного социума

Введение

Немаловажную роль в компетентностном подходе занимает английский язык как учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках английского языка, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся .Одной из главных целей изучения английского языка является формирование информационной компетенции обучающихся.

Цель исследования: проверить эффективность использования компетентностного подхода в формировании информационной компетенции учащихся на уроках английского языка в 8 классе.

Объект исследования: процесс формирования информационной компетенции на уроках английского языка.

Предмет исследования: использование компетентностного подхода в формировании информационной компетенции учащихся на уроках английского в 8 классе.

Гипотеза исследования : использование компетентностного подхода на уроках английского языка способствует формированию информационной компетенции (у) учащихся 8 класса.

Задачи:

1. Изучить и систематизировать методическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть процесс формирования информационной компетенции (на уроках английского языка) учащихся 8 классов.

3. Охарактеризовать использование компетентностного подхода в формировании информационной компетенции на уроках английского языка в 8 классе.

4. Апробировать конспекты уроков по английскому языку для учащихся 8 классов по использованию компетентностного подхода для развития информационной компетенции.

Методы исследования:

1. теоретические (анализ, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, моделирование);

2. эмпирические (наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование, шкалирование);

3. статистические (количественный и качественный анализ полученных результатов).

База опытно-практической работы: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучение отдельных предметов» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.

Глава I. Теоретические аспекты (основы) использования компетентностного подхода в формировании информационной компетенции на уроках английского языка в 8 классе

Характеристика информационной компетенции

Термин «информационная компетенция» имеет различные трактовки. Составляющими понятия «информационная компетенция» выступают понятия «информация» и «компетенция». Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности. Информация – сведения о чём-либо, независимо от формы их представления. На сегодняшний день наиболее общей трактовкой понятия является определение, данное О.Б. Зайцевой, характеризующей информационную компетенцию как «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств» . А.Л. Семенов определяет информационную компетенцию как «новую грамотность», в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств .

А.В. Хуторской выделил 7 ключевых компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначения, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, учебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемов действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, и др.

6. Социально-трудовая компетенция. Означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных взаимоотношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования. Направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.

Солодовник Л.П. выделил направления (критерии) развития информационной компетенции:

Информационная компетенция
Поиск информации Поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах
Систематизация, анализ и отбор информации
Хранение информации Проектирование баз данных; работа с разными видами сортировки; использование фильтров и запросов; структурирование файловой системы
Преобразование информации Преобразование информации: из графической в текстовую, из аналоговой в цифровую и т.п.
Работа с различными устройствами информации Владение навыками работы с мультимедийными справочниками, электронными учебниками, Интернет-ресурсами, и т.п.
Выделение главного, оценивание степени достоверности информации Оценивание релевантности запроса, сетевые мистификации
Применение информационных и телекоммуникационных технологий Применение информационных и телекоммуникационных технологий для решения широкого класса учебных задач

1.1. Использование компетентного подхода в формировании информационной компетенции на уроках английского языка в 8 классе

Отличное усвоение учебного материала учащихся 8 классов на уроках английского языка зависит от умения владеть новыми технологиями и способности быстро адаптироваться к разным условиям обучения. Именно поэтому в современном образовании появилась идея компетентностного подхода.

Компетентностный подход позволяет:

1. согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;

2. постепенное повышение самостоятельности и ответственности учащихся в обучении;

3. разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;

4. на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов;

5. подготовить учащихся к сознательному и ответственному обучению.

Развитие компетентности – процесс, который не прерывается в течение всей жизни человека.

Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности.

Компетентность – это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций .

Компетентностный подход предполагает не усвоение учащихся 8 классов отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Большую актуальность приобретает вопрос «Почему объект так устроен?» в отличие от традиционного «Как устроен объект?». Таким образом, компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям.

Информационную компетенцию можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.

Учебный курс английского языка может быть реализован с применением компетентностного подхода. Нужно ли для этого перестраивать коренным образом структуру курса информатики, ждать издания новых учебников и методических комплектов? Было бы просто прекрасно, если бы авторы учебников могли перестроиться и наполнить содержание учебного материала соответствующими заданиями. В рамках существующих рабочих программ уже можно вполне вести обучение на основе компетентностного подхода. Скорректировать содержание учебного материала может и сам преподаватель, разработав задачи следующих видов:

· задачи, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действия или информацию;

· задачи, с большим числом заданий разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа;

· задачи на оптимизацию решений.

Применяя на уроках разработанные задачи, педагог может использовать и другие формы работы:

· работа с видео и звуком;

· работа с программами – переводчиками;

· создание коллективных работ: презентаций, сайтов, публикаций;

· использование на уроках таких форм работы, как деловые игры, творческие конкурсы, КВН и т.д.

Итак, чем принципиально урок информатики отличается от других учебных дисциплин? Во-первых, наличием специальных технических средств – персонального компьютера, оргтехники, мультимедийных устройств. Во-вторых, компьютерный класс организован особенным образом. Каждый студент имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с обучающимися и преподавателем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей. В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. Наконец, в-четвертых, учебную дисциплину информатика отличает высокая мотивация учащихся. Рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций .

Методы, формы, приемы, способствующие формированию
ключевых компетенций

Компетентностный подход делает акцент на применении знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях. Основой формирования компетенций является опыт студентов:

· полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на учебном занятии или во внеурочной деятельности;

· новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т.п.

К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на учебных занятиях и во внеурочной деятельности, относятся:

· обращение к прошлому опыту студентов;

· открытое обсуждение новых знаний;

· решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций,

· дискуссии студентов,

· игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;

· проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты – практические работы, имеющие жизненный контекст.

Задача создания эффективных педагогических условий требует новых организационных форм для формирования информационной компетенции в инновационном образовательном пространстве. К таким методам можно отнести:

· метод анализа ситуаций (кейс-метод);

· веб-квест технологию;

· технологию с применением метода проектов;

· тренинговую технологию;

· рефлексивную технологию и др.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

В статье рассмотрены основные подходы к терминам «компетенция», «компетентность», «информационная компетенция», «профессиональная компетентность» и «информационная компетентность»; классификации компетенций и компетентностей; структура информационной компетентности.

Современный этап развития образования отличается всё более плотным внедрением компетентностного подхода, который предполагает чёткую ориентацию на будущее, проявляющуюся в возможности построения каждым человеком своего образования с учётом успешности в профессиональной и личностной деятельности, а также в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации. В целом компетентностный подход исходит из следующей позиции: в процессе обучения человек должен приобрести конкретные практико-ориентированные знания и развить определённые социально и профессионально важные качества, благодаря которым он сможет стать успешным в жизни .

Педагог XXI века должен не только обладать необходимым для профессиональной деятельности объёмом знаний, но и уметь ими творчески пользоваться в учебной деятельности: определять цели познавательной деятельности; находить оптимальные способы реализации поставленных целей; использовать разнообразные информационные источники; искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты; организовывать свою деятельность; сотрудничать с обучаемыми.

Трансформация образования в высокотехнологическую сферу актуализирует педагогические исследования и разработку проблем, связанных с формированием информационной компетентностибудущих специалистов. Особую роль в становлении информационно компетентного педагога играет образование, полученное в высшем учебном заведении, ориентированное на практические навыки, на способность применять знания в новых педагогических условиях и ситуациях. Важными при таком подходе являются как общие математические и естественнонаучные дисциплины, так и общепрофессиональные учебные предметы, направленные на овладение компьютерными технологиями студентами педагогического вуза. В частности, применение компьютерных технологий в процессе обучения и преподавания отельных дисциплин в вузе повышает профессиональные возможности студентов, тем более, что педагогическая культура будущего учителя должна включать и такие профессиональные знания, умения, навыки и опыт деятельности, которые в своей совокупности носят название «информационной компетентности» (далее – ИК).

В контексте заявленной темы ведущими категориями являются «компетенция», «компетентность», «информационная компетенция», «профессиональная компетентность», «информационная компетентность». Несмотря на то, что эти термины активно используются в научной и учебной литературе, нормативной и повседневной разговорной лексике, тем не менее, трактовка стоящих за ними понятий до сих пор остаётся многозначной. Прежде чем определиться с термином «информационная компетентность», необходимо выявить основные существующие подходы к определению и сами определения понятий – «компетенция» и «компетентность».

В современной педагогической литературе категории «компетенция» и «компетентность» получили широкое освещение. Анализ трудов ведущих отечественных учёных позволяет выделить несколько подходов к определению понятий «компетенция» и «компетентность».

Понимание компетенции как совокупности взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, навыков и способов деятельности отражено в трудах Т.Е. Исаева, Н.Т. Печенюк, Н.Ф. Талызиной, А.В. Хуторского, К.В. Шапошникова и др. . Компетентность же видится этими исследователями как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией. По мнению авторов, компетентный человек – это обладатель соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Опора на деятельностную составляющую педагогического образования в определении рассматриваемых терминов отмечена ведущими отечественными учёными (Э.Ф. Зеер, Л.С. Лисицына, Г.К. Селевко и др.) . Обобщая взгляды этих авторов, можно сказать, что компетенции характеризуют различные предметы и виды деятельности специалиста, а компетентность выступает как интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности её к деятельности.

Ориентация на результат обучения и рассмотрение компетенции как готовности субъекта эффективно организовывать собственные ресурсы для достижения поставленной цели, а компетентности как результата образования, выражающегося в овладении обучаемыми определённым набором компетенций, прослеживается в трудах Г.Б. Голуб, А.Н. Завьялова, Е.Я. Когана, И.С. Фишмана и др.

В целом, понимание терминов «компетенция» и «компетентность» с содержательной, деятельностной и результативной сторон позволяет наиболее точно представить сущность этих понятий применительно к сфере образования. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет дать обобщённое определение термина «компетенция», как полученные в результате обучения в вузе знания, умения, навыки и способы деятельности, направленные на успешную профессиональную самореализацию; а «компетентность» как способность и готовность использовать приобретённые и развитые в вузе компетенции для решения учебных и профессиональных задач.

В современной педагогической науке и практике широко применяется дефиниция «информационная компетенция ». Исследователи (О.Б. Зайцева, Л.К. Раицкая, А.Л. Семенов, П.В. Сысоев, С.В. Тришина и др.) информационную компетенцию понимают как знания, умения, навыки и способы деятельности в области информационных технологий, направленные на решение профессиональных задач. На основе анализа имеющихся в научной и методической литературе характеристик можно определить информационную компетенцию, как приобретённые в результате обучения конкретные знания, умения, навыки и способы деятельности, нацеленные на эффективное принятие решений в учебной и профессиональной деятельности, посредством использования компьютерных технологий .

В нормативные документы и повседневную практику современного российского высшего образования прочно внедрился термин «профессиональная компетентность ». Взгляды теоретиков относительно этого термина также неоднозначны. В психолого-педагогической литературе понятие «профессиональная компетентность» определяется как: а) совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда (Э.Ф. Зеер, Г.М. Коджаспирова и др.) ; б) единство теоретической и практической готовности к труду (А.Л. Семенов, К.В. Шапошникова и др.) ; в) комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств (О.Н. Шахматова, В.М. Шепель и др.) . При некотором различии приведённых и других трактовок понятия, во всех них присутствует когнитивный и эмоциональный элементы, лексически по-разному оформленные. Обобщив имеющиеся определения, мы будем понимать термин «профессиональная компетентность» как совокупность интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих педагогу эффективно проектировать и осуществлять свою профессиональную деятельность .

Таким образом, можно констатировать, что постоянное обновление понятийно-категориального аппарата педагогики и образования сопровождается активным осмыслением многих новых категорий и понятий, к каковым относятся, в частности, и понятия «компетенция», «компетентность», «информационная компетентность» и др., диапазон имеющихся определений которых в настоящее время весьма широк. Такое положение можно объяснить тем, что авторы подводят под свои определения разные основания (в ряде случаев в конкретные определения включается подробное описание структурных элементов; в некоторых трактовках делается упор на универсальность искомого определения).

Если исходить из дефиниции «понятия» как формы рационального познания, отражающей в обобщённой форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством общих и специальных признаков, в которых выступают свойства предмета и явления , то можно сказать, что начало разработки понятия «информационная компетентность» уходит своими корнями в конец 90-х гг. XX века и продолжается до настоящего времени.

Однако общепринятого определения термина «информационная компетентность» на данный момент не выявлено. Можно отметить, что в авторских трактовках термина «информационная компетентность» у большинства исследователей (А.Н. Завьялов, Э.Ф. Морковина, Г.К. Селевко и др.) просматривается сходство в том, что ИК неразрывно связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе информационных технологий и решением повседневных учебных задач средствами компьютерных технологий. Так, Г.К. Селевко, понимает информационную компетентность как «умение владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации» . А.Н. Завьялов расширяет трактовку информационной компетентности (называемой им ещё и компетентностью ИТ-специалиста) и определяет её, как «обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определённого круга социально-профессиональных задач средствами компьютерных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области» . Э.Ф. Морковина видит информационную компетентность как основу профессиональной компетентности, так как именно она, с одной стороны, обеспечивает реализацию профессиональных знаний, умений и навыков студента, с другой стороны, сама является условием его функционирования . Как новую грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств, видит информационную компетентность А.Л. Семенов . В последнем определении видна уязвимость трактовки ввиду её «принципиальности», так как использование технологических средств априори предполагает опору на эмпирический опыт, что не позволит «принять принципиально новые решения» даже в «непредвиденных ситуациях».

Присутствие в литературе различных определений терминов свидетельствует, с одной стороны, о плюрализме мнений в данной научной области, с другой – делает необходимым определение места информационной компетентности в рамках компетентностного подхода. Поэтому важной для современной педагогической науки продолжает оставаться проблема классификации компетенций и компетентностей (В.И. Байденко, А.Н. Дахин, Э.Ф. Зеер, Е.М. Сартакова, А.В. Хуторской и др.).

До настоящего момента нет единой классификации компетенций , так же как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у студента в процессе получения высшего педагогического образования. В научной литературе выделяют следующие группы компетенций:

  • Профессиональные (предметные) компетенции. Эти компетенции в зарубежной литературе рассматривают как «готовность и способность на основе предметных знаний и навыков решать задачи и проблемы целесообразно, методически верно, а также оценивать результаты» , тогда как отечественные исследователи определяют их как профессиональные приёмы, навыки, технологии и методы предметной области обучения .
  • Базовые (ключевые) компетенции. Данные компетенции определяют как «способность рассуждать в абстрактных терминах, осуществлять анализ и синтез, быть лидером, решать задачи, адаптироваться, работать как в команде, так и самостоятельно» , в общем – это компетенции, которыми должны обладать все люди, независимо от их профессиональной принадлежности.
  • Социально-личностные (персональные) компетенции – это некая совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как к личности и к взаимодействию личности с другими людьми, группой и обществом .
  • Информационные компетенции понимаются как знания, умения, навыки и способы деятельности, нацеленные на самостоятельное и успешное участие в профессиональной деятельности с использованием компьютерных технологий .

Необходимо отметить, что под эти группы компетенций подведены разные основания. Во-первых, они подразделяются на те, которые касаются всех людей и в то же время делятся по своей нацеленности на вполне определённые характеристики (качества, свойства) людей. Во-вторых, это группа компетенций, в основу которой заложен практико-ориентированный подход, к которому следует отнести и информационные компетенции.

В научной литературе рассматривается вопрос и о классификации компетентностей . Так, в работах Г.Б. Голуб, А.Н. Дахина, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Э.Ф. Морковиной, Г.К. Селевко, А.В. Хуторского и др. можно выделить следующие виды компетентностей: образовательную, профессиональную, информационную, аналитическую, когнитивную, коммуникативную, общекультурную, организаторскую, прогностическую, проектировочную, технологическую и др. Следует подчеркнуть, что практически все исследователи делают акцент на важности информационной и коммуникационной компетентностей, значимости и взаимосвязи данных компетентностей в жизни выпускников вузов. Так, Э.Ф. Морковина отмечает, что информационная и коммуникативная компетентности выполняют интегративную функцию ввиду того, что развитие когнитивной компетентности невозможно без умения работать с информацией, что эта информация необходима в обучении студентов, которое невозможно без вступления в коммуникационные процессы .

К вопросу о структуре информационной компетентности обучающегося в разное время обращались исследователи В.В. Бондарь, А.Н. Завьялов, Э.Ф. Морковина, А.Л. Семенов, А.А. Темербекова, С.В. Тришина и др. . Все авторы говорят о взаимосвязи и взаимозависимости структурных элементов ИК, при этом исследователи либо выстраивают их иерархию, либо указывают на функциональное равенство компонентов. В качестве основных выделяются следующие компоненты информационной компетентности:

  • мотивационно-ценностный , заключающийся в создании условий, которые способствуют вхождению обучаемого в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций; характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение к работе и к жизни в целом ;
  • профессионально-деятельностный , определяемый как способность применять информацию, владение современными методами и способами поиска, сбора образовательной информации, умение находить информацию из различных источников, умение систематизировать и обобщать информацию, умение использовать полученную информацию для профессионально-педагогической деятельности ;
  • технико-технологический , отражающий понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определённого технического средства в зависимости от его основных характеристик;
  • коммуникативный , показывающий знание, понимание, применение естественных и формальных языков, технических средств коммуникаций для передачи информации от одного человека к другому (вербальных и невербальных);
  • операциональный , заключающийся в коммуникативной, методической, организаторской и конструктивной деятельности .

На наш взгляд, только комплексное применение представленных элементов позволит не только формировать, но и развивать информационную компетентность будущих учителей. Целенаправленное формирование всех элементов информационной компетентности способствует подготовке грамотного профессионала-специалиста в педагогическом вузе.

Таким образом, изучение и анализ теоретических подходов к рассмотрению сущности и структуры информационной компетентности позволяет констатировать наличие плюрализма мнений, множества трактовок таких понятий как: «компетенция», «компетентность», «информационная компетенция», «профессиональная компетентность» и «информационная компетентность», что можно объяснить относительной новизной этих понятий как предмета исследования в педагогической науке и многоаспектностью их приложения к образовательной практике. Нами термин «компетенция» понимается как полученные в результате обучения в педагогическом вузе знания, умения, навыки и способы деятельности, направленные на успешную профессиональную самореализацию, а «компетентность» как способность и готовность использовать приобретённые и развитые в вузе компетенции для решения учебных и профессиональных задач. Термин «профессиональная компетентность» используется нами в значении совокупности интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих педагогу эффективно проектировать и осуществлять свою профессиональную деятельность. Такое понимание терминов «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность» обусловило и наше понимание информационной компетентности студента педагогического вуза , которая определяется нами как интегративное качество, характеризующееся высоким уровнем теоретических знаний и практических умений в области информационных технологий, способностью применять эти знания и умения в процессе освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования, готовностью использовать компьютерные технологии в профессиональной деятельности для обеспечения высокого качества учебно-воспитательного процесса.

Исходя из нашего определения, в структуре информационной компетентности студента педагогического вуза мы выделяем комплекс приобретаемых ими информационных компетенций: терминологическую компетенцию, компетенцию в области владения стандартными средствами обработки информации, компетенцию в сфере организации учебной работы в предметной области с помощью компьютерных технологий.

Систематизация имеющихся подходов к определению структуры информационной компетентности позволила нам выделить в качестве её основных компонентов мотивационно-ценностный, профессионально-деятельностный, технико-технологический, коммуникативный и операционный.

Внедрение компетентностного подхода в отечественную образовательную практику соответствует общемировым тенденциям, отвечает требованиям инновационного развития образования, достаточно органично сочетается с традиционной инструментально-педагогической триадой: «знания – умения – навыки». Введение в новое поколение стандартов образования нормативного требования «компетенция» означает смещение акцентов на развитие способностей выпускников применять знания, умения и компетенции в повседневной учебной и профессиональной деятельности с целью личного развития и решения социально-профессиональных задач.

Список литературы

  1. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции [Текст] / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М. : Логос, 2011. – 336 с.
  2. Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя [Текст] // Педагогика. – 2006. – № 9. – С. 55-60.
  3. Талызина, Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста [Текст] / Н.Ф. Талызина, Н.Т. Печенюк, Л.Б. Хихловский. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. – 173 с.
  4. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. – В надзаг. : Интернет-журнал «Эйдос». – загл. с экрана.
  5. Шапошников, К.В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности [Текст] : Автореф. дис. …канд. пед. наук / К.В. Шапошников. – Йошкар-Ола, 2006. – 26 с.
  6. Зеер, Э.Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании [Текст] / Э.Ф. Зеер // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Вып. 5 / Отв. ред. Ткаченко Е.В., Галагузова М.А. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 592 с.
  7. Лисицына, Л.С. Теория и практика компетентностного обучения и аттестаций на основе сетевых информационных систем [Текст] / Л.С. Лисицына. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2006. – 147 с.
  8. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация [Текст] / Г.К. Селевко // Народное образование. 2004. – №4. – С. 138-144.
  9. Зайцева, О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий [Текст] : Дис. канд. пед. наук / О.Б. Зайцева. – Армавир, 2002. – 169 с.
  10. Раицкая, Л.К. Информационная компетенция преподавателя иностранного языка в высшей школе: сущность, пути формирования [Текст] / Л.К. Раицкая // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Пятый межвузовский семинар по лингвострановедению: Сб. статей. В 2 ч. Ч. 1. – М. : МГИМО-Университет, 2008. – С. 142-152.
  11. Семенов, А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании [Текст] / А.Л. Семенов. – М. : Изд-во МИПКРО, 2000. – 12 с.
  12. Сысоев, П.В. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку [Электронный ресурс] / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/021044960/04/image/04-096.pdf. – загл. с экрана.
  13. Тришина, С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] / С.В. Тришина // Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm. – В надзаг. : Интернет-журнал «Эйдос». – загл. с экрана.
  14. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. – М. : Академический проект, Фонд «Мир», 2005. – 336 с.
  15. Когаловский, М.Р. Перспективные технологии информационных систем [Текст] / М.Р. Когаловский. – М.: ДМК Пресс; М: Компания АйТи, 2003. –288 с.
  16. Семенов, А.Л. Информационные и коммуникационные технологии в общем образовании: Теория и практика [Текст] / А.Л. Семенов. – М. : ИНТ, 2006. – 326 с.
  17. Шахматова, О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы [Текст] О.Н. Шахматова: Дис. ... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2000. – 187 с.
  18. Шепель, В.М. Человековедческая компетентность менеджера: управленческая антропология [Текст] / В.М. Шепель. – М. : Народное образование, 1999. – 432 с.
  19. Гузненко, З.И. Развитие общекультурных компетенций студентов-историков в процессе самостоятельной работы по дисциплинам предметного цикла [Текст] / З.И. Гузненко, В.В. Шаламов // Самостоятельная работа в современном образовательном учреждении: теория и практика. – Екатеринбург: Урал.пед.ун-т, 2010. – в 3-х ч. : Ч. 1. – С. 186-195.
  20. Завьялов, А.Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования) [Текст] : Автореферат кандидатской диссертации / А.Н. Завьялов. – Тюмень, 2005. – 17 с.
  21. Морковина, Э.Ф. Развитие информационной компетентности студента в образовательном пространстве [Текст] : Дис. канд. пед. наук / Э.Ф. Морковина. – Оренбург, 2005. – 212 с.
  22. Rahmenlehrplan fur den Ausbildungsberuf Berufskraftfahrer // Berufskraftfahrerin. BIBB, 2000.
  23. Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса [Текст] / В.И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Науч.-метод. сб. – М. : Высш. шк., 2002. – С. 14-32.
  24. Байденко, В.И. Болонский процесс: середина пути [Текст] / В.И. Байденко. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. – 379 с.
  25. Сартакова, Е.М. Социально-личностные компетенции и условия их развития [Электронный ресурс] / Е.М. Сартакова // Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped23.html. – В надзаг. : Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – загл. с экрана.
  26. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 29 с.
  27. Голуб, Г.Б. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО [Текст] / Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман // Вопросы образования. – 2008. – № 2. – С. 161-185.
  28. Темербекова, А.А. Информационная компетентность личности учителя как социально-педагогическая проблема, монография [Текст] / А.А. Темербекова, В.В. Бондарь. – М. : Изд-во МГУ, 2008. – 191 с.

Библиографическая ссылка на статью: Грибан О.Н. Сущность и структура информационной компетентности студентов педагогического вуза // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. – Вып. 7. – Екатеринбург: СВ-96, 2012. – 456 с. – С. 336-344.

  • Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
  • Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
  • Размещение любого материала с сайт допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
  • При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса сайт или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
  • Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] сайт ).
  • Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

    Центр дополнительного образования «Поиск»

    содержательное наполнение.

    Педагог

    Ахтямова Гульнара Муратовна

    г. Нефтеюганск, 2015 г.

    Информационная компетенция и ее

    содержательное наполнение.

    Ключевая «Общеобразовательная компетентность» - совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности.

    «Компетентность» – обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо.

    «Компетенция» – круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен».

    Общеобразовательная компетенция моделирует свойства обучающегося и описывает смысловое наполнение образовательной компетентности, которая относится к конкретной личности, существует в определенное время и может трансформироваться.

    Общеобразовательная компетентность, относится к личности ученика и формируется индивидуально в процессе выполнения им определенного комплекса действий, поэтому является следствием личностно-ориентированного обучения.

    Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях. В информационном обществе XXI века, главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать. Основополагающими теоретическими источниками, в которых всесторонне исследована проблема формирования информационных компетенций занимались Н.И.Гендина, М.В.Рыжаков, В.Н.Борздун и др.

    Сегодня существует много различных мнений по вопросу классификации и выделения важнейших компетенций. Информационная компетентность не зависимо от авторов и способов классификации всегда выдвигается как одна из наиболее важных гипотез. Информационная компетенция является одной из ключевых компетенций и включает в себя множество составляющих ее знаний, умений, навыков деятельности по отношению к информации, в том числе и владение современными средствами информации (компьютер, интерактивная доска, принтер, модем и т.д.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет).

    Информационная компетентность – это способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию. Это умение работать с различными информационными системами. Одной из самых распространенных информационных систем нашего общества на сегодняшний день является сеть интернет. Интернет приобрел свою популярность благодаря неограниченному потоку информации любого рода, в любое доступное для Вас время, в режиме реального времени. анализ сегодняшних умений учащихся пользоваться ресурсами интернет, для выполнения той или иной работы по предмету и личной необходимости показал, что они часто теряются в излишнем количестве информации, не успевают ее проанализировать и правильно оформить. Таким образом мы выясняем, что информационная компетентность не достаточно развита. Развитие данной компетенции происходит на протяжении всего образовательного процесса. каждый предмет вносит свой вклад.

    Исходя из того, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности, нам необходимо выбрать путь по которому мы пойдем. В соответствии с стандартами нового поколения мы с вами используем личностно-ориентированный подход в обучении, который во главу угла ставит личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Для реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса необходимо применение таких педагогических средств, как: использование папок-накопителей; использование программного обеспечения: прикладного программного обеспечения, компьютерных учебников, словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов; система специальных упражнений; организация проектной деятельности; нетрадиционные формы занятий; использование тестовых и автоматизированных систем контроля; оформление учебного портфолио работ; метод рейтинговой оценки.

    В свое работе я использую - Критерии мониторинга развития ключевых компетенций обучающихся 1 года обучения:

    Ключевые компетенции

    Теоретические

    1. У меет осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера).

    2. Умеет выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.).

    3. Владеет навыками использования компьютерной техники (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.).

    4. Владеет теоретическими знаниями (знает назначение и характеристику всех устройств ПЭВМ).

    Практические

    1. Умеет работать в офисных программах (умеет создавать, сохранять, закрывать документы, копировать, вырезать, перемещать, форматировать, удалять текстовую информацию, работать с графическими объектами, с таблицами)

    2. Умеет работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.).

    3. Умеет оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций).

    Теоретические

    1. Умеет использовать компьютер как устройство по работе с информацией (теоретические навыки).

    2. Знает понятия информации, приемы работы с информацией…(получение, обработка, вывод информации)

    3. Осваивает материал о поисковых системах, о мультимедийных устройствах, Интернет-ресурсов.

    4. Формирует материал о значениях основных устройств информации.

    Практические

    1. Знает практические навыки по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера).

    2 . Владеет способами работы с информацией:

    Поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;

    Извлечение информации с различных носителей;

    Систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы);

    Технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.

    Преобразование информации (из графической - в текстовую, из аналоговой - в цифровую и т.п.)

    3. Владеет навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)

    4. Умеет применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

    Общекультурная компетенция

    Теоретические

    1. Создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи и др.

    Практические

    1. Владеет основами технологией создания презентаций, визиток.

    Высший уровень

    Средний уровень

    Низкий уровень

    Критерии мониторинга развития ключевых компетенций обучающихся 2 года обучения

    Ключевые компетенции

    Учебно-познавательные компетенции

    Теоретические

    1. Владеет терминологией компьютерной графики

    2. Знает назначение и характеристику всех инструментов программы

    3. Знает основы коррекции и ретуширования изображения

    4. Осваивает сведения об интерактивной анимация

    5. Знает основные понятия верстки текста

    Практические

    1. Умеет пользоваться инструментами программы

    2. Владеет техникой коллажа и фотомонтажа

    3. Умело создает интерактивную анимацию

    4. Владеет приемами верстки текста

    Информационная компетентность

    Теоретические

    1. Владеет приемами работы с информацией (систематизирует, обрабатывает, делает выборку)

    2. Формирует знания о интерактивной анимации, компьютерной графики

    3.Осваивает материал о поисковых системах, о мультимедийных устройствах, Интернет-ресурсов.

    4. Знает основы верстки текста

    Практические

    1. Извлечение информации с различных носителей;

    2.Владеет навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.).

    3. Умеет задавать вопросы в ходе получения необходимой информации.

    Общекультурная компетенция

    Теоретические

    1. Знает элементы художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (теоретические знания по созданию интерактивной анимации, макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков, верстки текста).

    Практические

    1. Владеет основами технологией создания коллажа, фотомонтажа, интерактивной анимации…

    Высший уровень – обучающийся осваивает все перечисленные компетенции от 80% - 100 %

    Средний уровень – обучающийся осваивает все перечисленные компетенции от 50%-80%

    Низкий уровень - обучающийся осваивает перечисленные компетенции от 50% и менее.

    В своей работе я применяю алгоритмы решения задач, информационные карты, а так же различные виды информационных моделей: иерархическая модель, сетевая модель, семантическая модель.

    Работа с данными моделями и картами позволяет учащимся увидеть взаимосвязь понятий по изучаемой теме и способствует осознанному восприятию информации. Одним из педагогических условий для развития информационных компетенций учащихся является организация самостоятельной исследовательской деятельности. В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности.

    Новые принципы компетентностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности требуют новых методов обучения.

    Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов, который лежит в основе концепции компетентностно-ориентированного образования.

    В процессе выполнения учебных проектов у школьника формируются следующие информационные компетенции:

    1. Компетенции в сфере первоначального информационного поиска (выделении ключевых слов для информационного поиска; самостоятельное нахождение информации в Интернет).

    2. Технологические компетенции (составление плана работы, подбор литературы по теме, перевод информации из одной формы представления в другую и т.п.).

    3. Предметно-аналитические компетенции (выделение главного, анализ, систематизация информации, формулировка выводов на основе ее обобщения).

    4. Операционно - деятельностные компетенции (разработка и использование различных средств наглядности при защите творческих проектов, оформление информационного продукта в виде компьютерной презентации).

    5. Коммуникативные компетенции (представление собственного информационного продукта).

    Современный этап развития человеческого общества характеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации, появлением высоких технологий, что является определяющим фактором развития экономики, политики, науки, образования. В нормативных документах РФ в области образования задачам информатизации уделяется большое значение. Законы Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Государственные образовательные стандарты поставили перед ВУЗами задачу подготовки выпускника как активного субъекта педагогической деятельности, способного вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности, в том числе и в области информатизации образовательного процесса. В «Проекте профессионального стандарта педагогической деятельности» говорится о знании педагогом современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий в учебном процессе, современных методов обучения.

    Освоение педагогами новой техники -- это не только знакомство с новыми информационными технологиями (ИТ), но и умение грамотно их использовать в своей профессиональной деятельности. По мнению американского ученого М Ш. Ноулза, внесшего большой вклад в развитие теории и практики образования, одной из основных задач в сфере высшего профессионального образования является подготовка компетентных специалистов, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, а «... основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

    Профессиональная компетентность учителя - понятие многогранное. В частности, А.С. Белкин определяет порядка 70 компетентностей педагога. Одной из основных компетентностей на современном уровне развития образования является информационная компетентность (ИК).

    Информационная компетентность учителя проявляется в умении технологически мыслить и предусматривает наличие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации в педагогической деятельности. Кроме того, ИК является составной частью информационной, технологической культуры учителя, выполняет интегративные функции, служит связующим звеном общепедагогических и специальных знаний и умений. Следует отметить, что в современном толковании термина «информационная компетентность» чаще всего подразумевает использование компьютерных информационных технологий, а более точное определение следует трактовать как «компьютерная информационная компетентность». Кроме того, Я.И Кузьминов в понятие «информационная компетентность» вкладывает и методический аспект деятельности учителя.

    П.В. Беспалов определяет информационную компетентность как «...интегральную характеристику личности, предполагающую мотивацию к усвоению соответствующих знаний, способность к решению задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники и владение приемами компьютерного мышления»

    Информационная компетентность учителя формируется на этапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средства обучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости. Анализ педагогической деятельности учителя позволяет выделить следующие уровни формирования информационной компетентности:

    • * уровень потребителя информации;
    • * уровень пользователя компьютером;
    • * уровень логического функционирования и знания характеристик оборудования;
    • * уровень предметно-специфических задач на основе творческого, межпредметного подхода.

    Основными педагогическими условиями, влияющими на формирование ИК педагога являются:

    • а) создание профессионально ориентированных задач, педагогических ситуаций на уроке, создающих мотивацию овладения информационными технологиями;
    • б) обучение с помощью наглядных моделей, средств мультимедиа, интернет-ресурсов, стимулирующих процесс формирования ИК;
    • в) выполнение творческих проектов с учетом учебной специализации педагогов с использованием информационных технологий.

    Основными элементами процесса формирования ИК являются:

    • - умение применять информационные технологии для демонстрации печатных и графических документов;
    • - умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на уроке;
    • - умение создавать презентации;
    • - умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт;
    • - умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера;
    • - умение применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов;
    • - умение использовать компьютерное тестирование.

    Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера. Учитель должен обладать необходимой подготовкой для корректной дифференциации возможностей учащихся в учебной группе в зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей.

    Таким образом, ИК - одна из основных компетентностей современного педагога, имеющая объективную и субъективную стороны. Объективная сторона выражается в требованиях, которые общество предъявляет к профессиональной деятельности педагога. Субъективная сторона ИК определяется индивидуальностью учителя, его профессиональной деятельностью, особенностями мотивации в совершенствовании и развитии педагогического мастерства.

    Задачи, связанные с проблемой формирования информационной компетентности учителя, могут быть разделены на три группы:

    • - выражающие интересы общества;
    • - отражающие функции и содержание профессионально-педагогической деятельности учителя;
    • - выражающие индивидуальные профессиональные потребности и интересы учи теля.

    Формирование ИК учителя предполагает:

    • - освоение ими знаний и умений из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;
    • - развитие коммуникативных способностей учителя;
    • - умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности и ее результатов.

    В составе ИК учителя можно выделить четыре составляющие:

    • ? мотивационную - наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к работе, постановка и осознание целей информационной деятельности;
    • ? когнитивную - наличие знаний, умений и способности применять их в профессиональной деятельности, анализировать, классифицировать и систематизировать программные средства;
    • ? операционно-деятельностную - демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение информационных технологий на практике;
    • ? рефлексивную - обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, их творческому преобразованию на основе анализа своей профессиональной деятельности.

    Формирование ИК учителя является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности, позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в учебной работе, целенаправленно и системно развивать ученика.

    Современный специалист должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств, т. е. обладать информационной компетентностью. Прежде чем определить, что представляет собой понятие «информационная компетентность», обратимся к пониманию сущности компетентности и компетенций. В педагогической литературе существуют различные точки зрения на понимание компетентности и компетенций.

    Компетентность – интегративное качество личности, сформированное на основе совокупности предметных знаний, умений, опыта, отраженных в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности. Компетенция рассматривается, как синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта и рассматривается, как способность человека реализовывать компетентность в конкретной практической деятельности (компетентность в действии).

    При этом особое внимание необходимо уделять формированию и развитию информационной компетентности у обучаемых не только компьютерных специальностей и специализаций, а всех направлений подготовки.

    Потенциал ИКТ обучения проявляется многопланово, открывая при этом определенные возможности:

    1. Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания изучаемой дисциплины и внесение изменений в методику обучения традиционным дисциплинам, предусмотренным учебным планом и программой.

    2. Повышение скорости овладения обучаемыми объемом и содержанием передачи учебной информации.

    3. Организация новых форм взаимодействия в процессе обучения, в результате которой происходит изменение содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого.

    4. Реализация позитивной мотивации обучения, способствующая личностному развитию обучаемых.

    5. Доступ к дополнительным информационным ресурсам, что, безусловно, способствует получению достаточно высокого уровня образования.

    Компьютеризация производства выдвинули перед вузами задачу подготовки специалистов, которые в будущей профессиональной деятельности будут эффективно использовать информационные технологии.

    Сегодняшний работодатель заинтересован в таком работнике, который умеет думать самостоятельно, умеет грамотно и творчески подходить к разрешению разнообразных проблем. Современному обществу необходим такой специалист, который умеет непрерывно пополнять свои знания, совершенствовать свою компетентность и компетенции.

    Практика показала, что недостаточное внимание уделяется обучению студентов самостоятельно и рационально организовать свою учебно-познава-тельную деятельность. Поэтому выпускники вуза не могут быстро адаптироваться к непрерывно обновляющимся новым информационным технологиям.

    На первое место выдвигается не информированность студента, а умения разрешать возникающие проблемы, отход от знаниевой парадигмы образования к компетентностной .

    В настоящее время развитие информационных технологий представляет пользователям качественно новые возможности, что влечет за собой, в свою очередь, развитие информационной компетенции.

    Информатика, информационные и коммуникационные технологии все более широко проникают в экономику, науку, образование, культуру, политику, а также в области обеспечения экологической и национальной безопасности, бытовую сферу.

    На одно из первых мест выдвигается задача формирования информационной компетентности у обучающихся еще при их обучении в школе и вузе, обеспечивающая вхождение выпускников в информационное общество.

    В информационном обществе человеку необходимо воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, накопленной не только лично им, но и другими людьми. Одним из видов деятельности становится быстрая и качественная работа с информацией на базе ИКТ, т.е. человек должен стремиться рационализировать свою деятельность при решении поставленной перед ним задачи, выбирать такие способы действия, которые он считает оптимальными.

    Информационная компетентность складывается из трех компонентов: знать , уметь применять в учебной и будущей профессиональной деятельности, самостоятельно работать с информационными и коммуникационными технологиями.

    В современных условиях информационная компетентность может быть отнесена к ключевой профессиональной компетенции, так как вхождение страны в Болонское соглашение и углубляющиеся процессы информатизации всех сфер деятельности человека настоятельно способствуют этому процессу. Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый человек и которые можно применять в различных возникающих ситуациях. Ключевые компетенции являются, таким образом, универсальными.

    Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, овладение которыми выступает основным критерием качества образования: политические и социальные компетенции; компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе; компетенции, определяющие владение устным и письменным общением; компетенции, связанные с возникновением общества информации, владением новыми технологиями, пониманием их применения; компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане.

    Совокупность ключевых компетенций можно представить несколькими компонентами:

      информационная составляющая компетенции (способы приема, хранения, оформления и передачи информации);

      проектировочная составляющая компетенции (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков);

      оценочная составляющая компетенции (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации);

      коммуникативная составляющая компетенции (способы передачи информации и привлечения ресурсов других людей для достижения своих целей).

    А.В.Хуторской выделяет следующий перечень ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и компетенция личностного самосовершенствования.

    На каждом уровне образования, начиная с общеобразовательной школы, у учащихся должны формироваться ключевые образовательные компетенции – система универсальных знаний, умений, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. Чтобы специалисты были конкурентоспособными на современном рынке труда, где организации и предприятия испытывают дефицит профессионалов, вузам необходимо готовить студентов с развитыми ключевыми образовательными компетенциями на высоком уровне.

    Проанализировав выделенные А.В. Хуторским ключевые образовательные компетенции, можно отметить, что в той и другой группе компетенций присутствует информационная компетенция, необходимая как для учебной деятельности, так и для жизни и работы в условиях постиндустриальной России.

    Под информационной компетенцией следует понимать формирование умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее с помощью информационных технологий.

    Содержание современного этапа информатизации составляют активное освоение и фрагментарное внедрение средств информационных технологий в традиционные учебные дисциплины, и на этой основе освоение педагогами новых методов и организационных форм учебной работы, практическая постановка вопроса о радикальном пересмотре содержания образования, традиционных форм и методов образовательного процесса, разработка и начало освоения систем учебно-методического обеспечения (программно-методических комплексов, компьютерных курсов), включающих программные средства для персональных компьютеров, различные видео- и аудиоматериалы, тексты для обучаемых и методические материалы для педагогов.

    Говоря об особенностях использования информационных и коммуни­кационных технологий в обучении, следует подчеркнуть, что их применение будет целесообразным тогда и только тогда, когда обеспечит реальное по­вышение результативности обучения, достижение желаемого уровня образо­ванности. А чтобы оценить реальность этого повышения, необходимы объективные средства измерения результатов обучения. Наличие же таких средств – одна из важнейших характеристик информационных технологий.

    ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНЫМ СРЕДСТВАМ

    УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

    Классификация педагогических программных средств . Компьютерные обучающие программы заявили о себе, как о средстве обучения в начале 70-х годов прошлого века в период появления персональных компьютеров, и до сих пор не имеют общепризнанного «узаконенного» названия. Наиболее часто встречаются такие формулировки, как программно-методический комплекс, программные средства учебного назначения, контролирующе-обучающие программы, педагогические программные средства и др. Предпочтительнее придерживаться названия «программные средства учебного назначения», которые целесообразно применять в системе обучения с применением компьютера.

    Программным средством учебного назначения называется средство, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуются методика и технология изучения, обеспечиваются педагогические условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

    Выделим следующие признаки, на основании которых строятся классификации программных средств учебного назначения (ПСУН). К ним относятся: этап обучения, виды управляющих воздействий, педагогическое назначение.

    Рассмотрим классификацию педагогических программных средств.

    Л.И.Долинер предлагает программные продукты, созданные для учебного процесса, делить на три группы:

      программы, используемые в учебном процессе и решающие дидактические задачи;

      программы, предназначенные для разработки программ учебного назначения;

      программы, обеспечивающие организацию учебного процесса (табл. 6).

    Дидактические возможности программных средств учебного назначения. Программные средства учебного назначения обычно предна-значаются для использования в традиционном образовательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров, для развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения и в других целях. Исследование содержания, способов и средств разработки программных средств учебного назначения позволили выделить основные функции, которые они выполняют в учебном процессе.

    ПСУН позволяют:

      индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

      осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;

      осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

      высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;

      визуализировать учебную информацию;

      моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления; проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;

      формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

      развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

      усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или «вкрапления» игровых ситуаций);

      формировать культуру познавательной деятельности и др.

    Таблица 6

    Классификация программных средств учебного назначения

    Программные средства

    учебного назначения

    Описание

    Обучающие

    средства

    Электронный учебник

    Программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного освоения учебного курса или его большого раздела. Электронный учебник представляет собой интегрированное средство, включающее теорию (представленную, например, в виде мультимедийных материалов), справочники, задачники, лабораторный практикум, систему диагностики и др. подобные компоненты. Такой учебник обычно реализуется в виде книги с компакт-диском

    Обучающие

    средства

    Электронное

    пособие

    Интегрированное средство, выступающее как компонент поддержки учебного процесса включающее теоретический материал, оформленный в виде справочника, представленного либо в классическом (текст и графика), либо мультимедийном виде. Допустимо наличие лабораторного практикума, эмуляторов, системы диагностики и др. подобных компонентов. Пособие отличается от учебника степенью автономности (используется как дополнительное средство обучения), отсутствием печатного (бумажного) источника, ограниченным охватом учебного материала (как правило, электронное пособие ориентированно на изучение какого-либо относительно небольшого раздела учебной дисциплины)

    Тренажер

    Предназначены для отработки и закрепления каких-либо умений и навыков. Он обеспечивает получение информации по теории и приемам учебной деятельности, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль. Тренажер может предоставлять учащимся вспомогательные средства (калькуляторы, таблицы, автоматическое решение подзадач и т.п.). Чаще всего такое ПСУН предоставляет возможность работать в одном из следующих режимов: теория, демонстрация примеров, работа с репетитором, самостоятельная работа, самоконтроль. Базовая направленность – работа с репетитором

    Контролирующие программы

    Предназначены для диагностики и/или оценки результатов обучения. Можно выделить подмножества данного блока программ: программы для контроля и проведения диагностического тестирования

    Вспомогательные средства

    Предметно-ориентированные средства

    Пакеты программ, позволяющие оперировать объектами определенного класса. Среда обеспечивает наглядное представление объектов и их свойств. К данной группе относятся микромиры, моделирующие программы, инструментальные и учебные пакеты предметной направленности

    Справочные

    Основное назначение – хранить и предъявлять учащимся учебную информацию. К данной группе средств можно отнести собственно справочники, энциклопедии, сайты, базы данных, используемые в учебном процессе

    Перечень и пути создания ПСУН. Перечень ПСУН в настоящее время включает в себя: электронные (компьютеризированные) учебники и учебные пособия; электронные лекции, обучающие и контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач, заданий и примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; компь-ютерные иллюстрации для поддержки различных видов учебных занятий.

    Анализ и обобщение вариантов разработки ПСУН показал, что в настоящее время существует четыре возможных пути создания ПСУН с помощью:

    прямого программирования на языке высокого уровня;

    использования готовых обучающих программ по курсам, дисциплинам, разделам, которые собраны в фондах НИИ Высшего образования, РосНИИ информационных систем, Института информатизации образования и других организаций;

    заказа специализированным государственным или коммерческим организациям на изготовление ПСУН;

    инструментальных систем, которые позволяют изготавливать ПСУН преподавателю-предметнику, не владеющему языками программирования.

    Среди используемых отечественных инструментальных систем можно отметить АДОНИС, УРОК и системы, позволяющие создавать мультимедиа программные продукты (ДЕЛЬФИН–3, Statpro Multimedia и др).Но все эти преимущества не являются достаточным условием для создания эффективных обучающих программ, например, насыщенность учебного курса мультимедийными элементами не гарантирует успешного усвоения этого курса.

    Опыт создания и использования ПСУН показывает, что эффективность программ достигается, когда удается соединить и решить в комплексе методические, дидактические и технические требования.

    В этом случае автор-педагог разрабатывает методику самостоятельного обучения и контроля, учитывая при этом опыт изложения теоретического материала; различные способы контроля; решение задач и примеров; возможные ошибки обучаемых при изучении материала; трудные места в усвоении курса и т.д.

    Одним из основных требований, предъявляемым к ПСУН, является обеспечение необходимого уровня обратной связи с обучаемым. Если в программе не предусмотрена возможность реакции на действия обучаемого, то, как бы хороши ни были средства подачи материала, обучения не будет. Обучающую программу следует проектировать и разрабатывать как систему, состоящую из двух основных подсистем:

      подсистемы обучения, предназначенной для выдачи учебного материала;

      подсистемы диагностики, обеспечивающей сбор и обработку данных о работе обучаемого и об эффективности собственно обучающей программы.

    При этом единственным ограничением для реализации этой методики являются технические возможности.