Влияние it технологий на развитие человечества. Влияние высоких технологий на жизнь общества

Влияние современных информационных технологий на психику человека

Е.В. Харинина

Международный институт экономики и права

В XXI в. быстрыми темпами происходит изменение окружающей человека информационной среды, которая стремительно развивается и становится все более разнообразной. В современном мире информационные технологии плотно вошли в нашу жизнь и вряд ли из нее уйдут. Ведь это удобно, когда у тебя в кармане лежит вещь под названием «телефон», и ты в любое время можешь узнать: сколько времени, какая погода, и столицу Франции вы тоже можете узнать именно там. Хорошо, не правда ли? Но беда в том, что есть множество минусов, которые мы не замечаем или просто не хотим замечать.

Многие люди не используют свои возможности и просто просиживают весь день в социальных сетях. Но не самое главное, что социальные сети полностью проникли в нашу жизнь. Самое ужасное это то, что страдают дети. Посмотрите на современных детей, каждый второй в свои 6 лет имеет телефон, а каждый третий еще и планшет в придачу. Все свое детство дети тратят на разные игры и просмотр мультфильмов, что, к сожалению, не идет им на пользу. Многие игры и мультфильмы сильно влияют на психику человека, что уж говорить про детскую неустоявшуюся психику. Дети растут нервными, агрессивными плюс плохое зрение впридачу.

Зачастую вся эта информация, которую мы воспринимаем из мира технологий, вводит нас в заблуждение, а дети живут в мире иллюзий. Все эти возможности иногда просто мешают нам принять окружающий нас мир и самого себя. И каждый понимает, что развитие технологий - это неотъемлемая часть современной жизни. Сейчас уже никто не представляет свою жизнь без интернета, компьютера, сотового телефона и т.д.

Мир на пороге перемен: Социокультурный аспект

Информационных технологий в наше время бессчетное количество, например: газета, телевизор, интернет и т.д. Сейчас мы немного углубимся в тему интернета.

Интернет - всемирная система объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации. В нем вы можете найти все, что пожелаете. Хорошо это или плохо? С одной стороны, это прекрасно, когда мы с легкостью можем найти нужную нам информацию. Нам не надо перелистывать большое количество книг в поиске информации, как это делали еще совсем недавно, например, двадцать лет назад. Но в последнее время врачи начали замечать появление интернет-зависимости. Оглянитесь, и вы заметите, что 9 человек из 10 идут, глядя в свой гаджет. Некоторые люди просто не представляют своей жизни без этого предмета в руках. И если взрослые люди могут задуматься над своим здоровьем, то подрастающему поколению явно не до этого. Интернет заменяет общение, книги и просто прогулки по улице. Доходит до того, что люди могут общаться с помощью телефона и интернета в нем, сидя в соседних комнатах. Может, для кого-то это и норма, но здравомыслящий человек поймет, что это абсурд. Интернет становится своеобразным «кайфом» для тех, кого недооценивают в жизни, а там, в виртуальной реальности, они находят своих почитателей. Неуверенные в себе люди компенсируют одиночество, войдя в Сеть, заводят флирт и романы . Они влюбляются в вымышленный мир и живут там, за экраном. А здесь, в настоящем мире, они становятся «потерянными» для окружающих.

Интернет - это просто замена реальному миру, только малая часть населения планеты Земля использует его по назначению и живет своей жизнью. Что же с этим делать? Оставить все как есть или же помочь избавиться от этой неприятной зависимости? Вопросы риторические и не требуют ответа, ведь мы сами знаем, что надо делать.

В рамках работы кафедры психиатрии и наркологии Новосибирской государственной медицинской академии по изучению интернет-зависимости как разновидности нехи-

мических аддиктивных расстройств В.А.Лоскутова провела небольшое исследование, и я предлагаю ознакомиться с его результатами.

Материалом исследования послужил анализ 3500 анкет - тестов на интернет-зависимость. Выборка материала проводилась на личном сайте автора, размещенном в интернете по адресу http://user.lvs.ru/vita/test/default.htm в период с сентября 1999 г. по сентябрь 2003 г. Сайт был проиндексирован поисковыми системами, ссылки на него имелись на многих медицинских интернет-ресурсах и в системе банне-рообмена. С 2001 г. «зеркало» сайта с согласия автора исследования было размещено по адресу http://www.psyhelp. ru/psychiatry/iad_test.htm.

По результатам анализа данных теста были выделены 3 группы: в группе III «здоровые» оказалось 74% всех ответивших, в группе II «пограничные» - 24%, в группе I «зависимые» - 2%. Это коррелирует с данными, полученными как разработчиком теста, так и другими зарубежными исследователями .

Мы можем увидеть, что из 3500 опрошенных людей, интернет-зависимостью страдают 2%. На основании этого можно сделать вывод, что все не так уж и плохо, ведь всего 2%. Но на нашей планете живет 7 миллиардов людей, и сколько из них страдают интернет-зависимостью, можно только догадываться. И что же делать, и как с этим бороться? Можно взять судьбу в свои руки и самостоятельно избавиться от этого недуга: заняться работой, встретиться с друзьями, как можно больше находиться в обществе, чтобы просто не было времени на интернет. А можно обратиться к специалистам, которые помогут вам и вернут вас реальности.

Литература

1. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость - патология XXI века? // Вопросы ментальной медицины и экологии. 2000. № 1. С. 11-13.

2. Яврый Г.Г. Интернет и человек. Ставрополь, 2009.

Туч Валерия Владимировна

студент 3 курса кафедры стандартизации, метрологии и управления качеством, Политехнического института Сибирского федерального университета, г. Красноярск

E- mail : Lerishe 93@ mail . ru

Борисенко Ирина Геннадьевна

научный руководитель, доцент кафедры начертательной геометрии и черчения института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск

В связи со стремительным развитием современного общества в сферу жизнедеятельности человека непрерывно увеличился темп развития и происходит проникновение информационных технологий, что обеспечивает эффективное функционирование и успешную эволюцию общественного мира.

Внедрение информационных технологий не только повлияло на современное общество, но и также проникло и в науку - к примеру в социологию.

Сейчас трудно представить социальные исследования без применения информационных технологий (компьютеров), т. е. это обработка социологических данных и их анализ, составления отчетов и презентации по социологии.

Проведя социальное исследование на тему влияние информационных технологий на современное общество, на примере образования (студент и преподаватель) мы пришли к выводу, что в настоящие время становится актуальной проблемой взаимоотношения между современными информационными технологиями и особенностями формирования целостного образовательного пространства. Применение в образовании компьютерных технологий предоставляют большие возможности, как преподавателю, так и студентам .

Появление компьютеров вызвало большой интерес к их применению в сфере обучения. Процесс компьютеризации необратим, остановить его не возможно. Все развитые страны разрабатывают и используют информационные технологии обучения. Это вызвано тем, что непосредственно компьютер увеличил производительность труда во всех сферах деятельности человека. В наше время многие учебные заведения не могут обходиться без компьютеров.

Но не смотря на стремительное и положительное внедрение в учебный процесс возникает вопрос - Почему же компьютеры не стали столь популярными средствами обучения? Из этого следует, во-первых, компьютер обладает «беспредельным терпением»: он будет повторять бесконечное количество раз и всё это без признаков усталости и неудовольствия. Во-вторых, он предоставляет выбрать тот темп обучения, который подходит именно вам, а не тем студентам, которые усваивают материал быстрее или медленнее, чем вы. И, в-третьих, когда вы сидите перед компьютером, он целиком и полностью занят только вами, т. е. «всё его внимание» - только вам.

Процесс обучения при помощи компьютера - это тот случай, когда компьютер выступает в роли «учителя». Обучение заключается в следующем, каждый этап усвоения учебного материала контролируется учителем. Суть процесса такого обучения может строиться по-разному: компьютер может предложить текст для чтения, упражнения, задачи, а также вопросы для ответов. Компьютерное моделирование позволяет упростить работу студента, а также сэкономить его время, благодаря выполнению сложных, к примеру чертежных работ или трудно выполнимых экспериментов. Следовательно, процесс вашего обучения строится на том, что с помощью компьютера студент собирает информацию, принимает решения и изучает результаты, к которым вас могут привести.

К положительным свойствам внедрения компьютера в образование можно отнести усиление интеллекта студента за счет вовлечения его в решение более сложных задач, развитие логического и оперативного мышления, повышение самооценки студента, его уверенность в способности решать сложные профессиональные задачи. Все это приводит к формированию позитивных личностных черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности.

К отрицательным последствиям процесса компьютеризации следует отнести снижение интеллектуальных способностей студента при упрощении решения задач с помощью компьютера, информационная культура педагогов, готовность преподавателей к применению информационных технологий в обучении; техническое оснащение вузов.

Первым информационным технологическим объектом, который стремительно вошел в образовательный процесс является компьютер, но после за короткое время прочно проник в учебный процесс - это Интернет.

Интернет стремительно распространяется по всему миру, прочно внедрившись в образовательный процесс. Благодаря Интернету, студенты и преподаватели получают доступ к самым большим архивам знаний мира, спутниковым метеостанциям и тысячам других исследовательских и образовательных источникам и заведениям. Интернет способен обеспечить возможность дистанционного обучения, основанного на запросе. Преподаватели могут работать в сети не только со студентами, но и сотрудничать со своими партнерами по всему земному шару. Интернет являются той инфраструктурой, которая необходима всем учебным заведениям .

Возможности Интернета в образовании позволяют сделать процесс обучения более доступным и быстрым для любого пользователя сети. На каждом этапе обучения возможности интернета дают разный результат в зависимости от поставленной цели пользователя. Создаются такие условия для студента, при которых он, независимо от географического места положения, материального уровня, уровня образования может получить необходимые ему знания в требуемом объеме и широте.

Положительное влияние Интернета на образовательную сферу можно определить следующим образом: обучающиеся, живущие в отдаленных районах с образованием не достаточным тому, что есть в современном обществе, имеют возможность пользоваться информационными ресурсами о которых раньше можно было только мечтать; создание новых возможностей для интеллектуального сотрудничества; студенты со всего мира получили возможность общаться со своими коллегами из других стран, что создает новый уровень поликультурного образования; инвалидам стало проще получать образование .

Существуют и настораживают весьма обоснованные отрицательные черты Интернета: плагиат, скачивание чужих работ (рефератов, докладов, курсовых и дипломных проектов, диссертаций и т. д.); отказ от книг традиционных в пользу электронных; вред здоровью (нарушение зрения и слуха, психические расстройства); информация без цензуры (порнография, пропаганда самоубийств, экстремизм и т. д.); привыкание (приводит к зависимости, человек выпадает из реальной жизни) .

В процессе развития информационные технологии привнесли в образовательное пространство новые средства и способы обучения. Прежде всего, это касается дистанционного образования, т. е. наличие виртуальных учебников, позволяющих дать образование и без непосредственного общения с преподавателем. Такая форма обучения приобретает сегодня все большую популярность.

Понятно, что имеются свои плюсы и минусы, свои проблемы и издержки, и не может пока рассматриваться как наилучший вариант современного образования. Дистанционное образование не должно лишать общения студентов с преподавателем, т. к. наиболее эффективной формой контакта между преподавателем и обучаемым является личная беседа. Именно индивидуальная беседа взаимно обогащает диалог студента и преподавателя, позволяет добиться взаимопонимания, разрешить спорные и неясные вопросы.

Еще одним из информационных технологий является метод проведения занятий с помощью мультимедийных презентации. Мультимедийное обеспечение лекций дает возможность разнообразить материал, благодаря использованию новых технологий, преобразивших обучение, оно становится более привлекательным и позволяет студентам лучше понять сложный теоретический материал. Повышение познавательной активности студентов так же способствует мультимедийное обеспечение. Использование 3D графики и новых компьютерных технологий повышают осознание различных пространственных объектов на плоскости, развитию пространственного мышления у студентов и повышают их уровень освоения рассматриваемого материала.

Но не смотря на положительные стороны мультимедийных презентаций, есть свои причины их не использовать. Причины следующие: дорогостоящее оборудование; не квалифицированное использование техники. Несомненно, против их использования порой выдвигаются вполне обоснованные аргументы. Но если ответственно подходить к созданию презентации, то многих проблем можно избежать, а преимущества выгодно использовать.

Влияние информационных технологий на образование показывает как положительные моменты, так и отрицательные, но не смотря на это такое внедрение пришлось по нраву современным социологам, т. к. это положительно и стремительно влияет на исследования, изучения и наблюдения за современным обществом.

Список литературы:

  1. Влияние интернета на образование. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.vfmgiu.ru/ (дата обращения: 05.05.2012)
  2. Катаргин В.Н., Корягин М.Е., Морозов Д.А. Оценка квалификации персонала на предприятиях автомобильного сервиса на основе математической модели обучения ремонтных рабочих. // Автотранспортное предприятие. 2011. - № 7. - Стр. 36-39.
  3. Катаргин В.Н., Писарев И.С. Ремонт агрегатов автомобилей управлением точностью размерных связей // Автомобильная промышленность. 2008. - № 3. - Стр. 27-29.
  4. Колин К.К. Информационные технологии - катализатор процесса развития современного общества / К.К. Колин // Информационные технологии. - 2003 - № 1. - С. 2-8.
  5. Кузюк И.Г. Современные компьютерные технологии в изучении курса графических дисциплин. // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. - 2012. - Т. 12. № 4. - Стр. 25-28.


Цели, которые общество ставит перед технологиями; задачи, которые призваны решать технологии
Свойства особенности технологий. Влияние технологий на общество, на окружающую среду
выгоды, получаемые от применения технологий
потребление ресурсов в технологических целях
вред, наносимый технологическими процессами
угрозы, которые несут в себе технологии
Оправданность применения технологий
Плодотворность применения технологий
Среда обитания человека как предмет воздействия технологий
Способы преодоления противоречий между последствиями применения технологий
Совокупность правил поведения, образ мышления, образ жизни, как технология

Значение технологий в современном обществе, место технологий в общественном устройстве

Современный человек помешан на технологиях.

Нас окружают компьютеры, сотовые телефоны, автомобили, навигаторы и горы других высокотехнологичных вещей.

Мы привыкли полагаться на технологии:
мы звоним по сотовой связи, чтобы решить важный для нас вопрос;
мы живем в интернете;
мы мчимся на встречу с деловым партнёром на мощном скоростном автомобиле или разговариваем с друзьями и знакомыми по скайпу и так далее, так далее, так далее.

Цели, которые общество ставит перед технологиями

Непосредственной или конечной целью технологий является удовлетворение потребностей людей. Технологии воздействуют на образ жизни людей.

Влияние технологий на общество, на окружающую среду

Широкое использование технологий приносит свои плоды:
наша жизнь становится насыщеннее;
на нас обрушивается неимоверное количество сведений, впечатлений;
мы быстро перемещается на значительные расстояния;
нас окружает множество полезных и удобных вещей.

Ослепительный блеск технологического рая может на какое-то время скрыть от глаз чрезвычайно приземлённое основание, на котором зиждется всё это изобилие.

Человек редко задумывается о том, что пользуясь плодами технологий он, по сути, потребляет ресурсы. Для создания разнообразных устройств, товаров, услуг, а также новых технологий требуются природные богатства.

Технологические процессы, приносящие человечеству всё новые и новые блага и удобства, как правило, являются прямыми (или косвенными?) источниками загрязнения окружающей среды.

Удовлетворяя одни потребности, человек с успехом создаёт другие, попутно собирая ворох проблем, порождаемых производственной деятельностью. Для решения новых проблем, которые горделиво именуются вызовами, лучшие умы человечества создают новые технологии.

Наверное, одной из самых главных угроз в этих обстоятельствах является укоренившееся представление сынов и дочерей человеческих, что технология является волшебным средством решения всех проблем, с которым сталкивается общество в своём развитии.

Оправданность применения технологий

Насколько оправдано безоглядное упование на технологии?

Наиболее ценными ресурсами для жизни человека являются чистая вода и чистый воздух. Эти ресурсы также наиболее востребованы различного рода технологиями.

Мы меняем воздух и воду на вещи, которые через некоторое время просто выбрасываем за ненадобностью. Можно ли назвать этот обмен разумным?

Всё что делает человек, приносит определённые плоды. Так или иначе, деятельность человека сказывается на нём самом.

Мы разъезжаем на автомобилях, и мы же дышим выхлопными газами.

Мы наводим чистоту в наших городах и превращаем реки в потоки нечистот.

Мы строим удобные жилища для себя, и мы же убиваем всё живое вокруг, задыхаясь в душных пыльных каменных джунглях и всё чаще наблюдая вместо солнца и неба фонари и облезлые стены.

Мы придумываем всё новые и новые технологии. Новые технологии, как правило, требуют больше ресурсов. Существует явное противоречие между выгодами от применения (новых) технологий и их ресурсозатратностью, загрязнением окружающей среды.

Плодотворность применения технологий

Используются ли технологии «на все сто»? Может быть, часто вместо полнокровного использования уже созданных технологий, человек стремится создать новую технологию для решения насущных или, быть может, кажущихся таковыми, задач.

Насколько хорошо налажено взаимное дополнение, взаимодействие между технологиями? Насколько интегрированы технологии в общественную, частную жизнь людей? Является ли действительно необходимым применение уже созданных и вновь создаваемых технологий?

Среда обитания человека как предмет воздействия технологий

Конечной целью технологий является изменение среды обитания и образа жизни человека.

Быть может разумно направить усилия на развитие технологий непосредственно, а не опосредованно влияющих на образ жизни людей?

К примеру, как мы получаем свет для своих жилищ.

Для удовлетворения потребностей в освещении мы придумали технологию производства электричества. Человек добывает из недр земли сырьё для своих электростанций - топливо. Современное топливо имеет органическое происхождение. То есть то, что мы сжигаем, чтобы получить электричество, когда-то было живым и росло благодаря солнечному свету. В итоге, получается, что мы тратим силы, время и средства, чтобы освещать наши жилища светом от Солнца, пришедшего на Землю миллионы лет назад. А ведь Солнце светит каждый день. При этом нам нужно еще произвести машины вырабатывающие электроэнергию.

Сложная, длительная цепочка преобразования ресурсов в благосостояние, удобства для людей. Зачем нужен такой замысловатый путь достижения удовольствий?

Способы преодоления противоречий между последствиями применения технологий

Возможно ли создание технологий, которые
уменьшают (снижают?) потребность в ресурсах
быть может, совсем не нуждаются в ресурсах?
не приводят к загрязнению окружающей среды?

Существуют ли простые (или относительно простые) пути решения задач по удовлетворению потребностей человечества?

Простым и привычным для нас является освещение. Рассмотрим освещение как технологию. В настоящее время мы разделяем естественное и искусственное освещение. Искусственное используется (или должно использоваться) когда недоступен солнечный свет. Разумное использование естественного источника света позволяет частично или даже полностью отказаться от искусственного освещения. И от сопутствующей траты ресурсов.

Есть ещё одно природное богатство, которое время от времени в прямом смысле падает на нас с неба. . В городах сейчас дождь и талый снег просто стекают в ливневую канализацию. Людям мешают дождь, снег: они борются с ними. Вместо того, чтобы использовать.

Образ мышления, образ жизни как технология

Описанный выше подход позволяет превратить разумное поведение, образ жизни, определённый подход к использованию природных богатств в технологию. Вместо создания новых технологий, требуется пересмотреть существующие способы производства благ и услуг.

Следует проверить технологии на предмет:
целесообразности использования;
возможности снижения или исключения вредного воздействия на окружающую среду;
разумности потребления ресурсов;
повторяемости (выполнения одних и тех же задач);
излишней сложности;
согласованности действий с другими технологиями.

Самые важные и самые существенные изменения в человеческом обществе – это изменения в сознании людей. Именно эти изменения позволят создать действительно новые технологии.

Введение

    «Информационно общество» как результат развития постиндустриального общества.

    Влияние информационных технологий на все сферы жизни современного общества.

    Социально – философские оценки последствий возникновения глобальной электронной цивилизации.

    Заключение

Литература

1. «Информационное – общество» как результат развития постиндустриального общества.

Информационное общество - концепция постиндустриального общества; историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительные черты:

* увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

* возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

* создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Информационное общество в трудах философов XX века

Информационное общество - формировалось в трудах философов и социологов XX столетия, появились работы, в которых говорилось о закате западной индустриальной цивилизации.

В 40-е годы австралийский социолог Кларк прогнозировал наступление общества информации и услуг с новыми информационными технологиями

в 50-е гг Махлуп выдвинул идею общества информационной экономики - информация станет важнейшим товаром.

В дальнейшем - развито в работах Ёнеджи Масуды (японский социолог, 1905-1995), Дэниэль Бэл - он говорит не об информационном обществе, а о постиндустриальном (это по сути одно и то же), некоторые специалисты говорят о понятии цивилизации.

Концепция информационного общества была подготовлена всем ходом западной социологической мысли. Традиционно западные социологи выделяли 2 сферы народного хозяйства - сферу материального производства и непроизводственную сферу. Затем стали выделять 3 сектора - первичный (сельхоз и добывающая промышленность), вторичный - обрабатывающая промышленность, и сфера услуг. Некоторые специалисты объявляют третий сектор основной характеристикой постиндустриального общества - основная масса населения задействована в сфере услуг.

Начиная еще с середины 60-х годов западными социологами и социальными философами (Д. Белл, Д. Рисман, О. Тоффлер, А. Турен и др.) активно обсуждается вопрос о вступлении наиболее развитых стран в качественно иную стадию социального развития, охарактеризованную ими как “постиндустриальное” или “информационное” общество. Возникновению этих разговоров способствовал целый ряд факторов.

Во-первых, все тогда находились под впечатлением от быстрого развития науки и техники, о чем было сказано выше.

Во-вторых, в середине 70-х случился мировой энергетический кризис. Нефтедобывающие страны не пожелали продавать Западу содержимое своих недр за бесценок и взвинтили цены. В результате западная промышленность столкнулась с необходимостью срочного внедрения энергоэффективных решений в производстве и строительстве, а также с повышением рентабельности продукции. Преодолев этот кризис, западные страны вышли на новый технологический виток.

В-третьих, как раз в начале 70-х рухнула старая финансовая система (она звалась Бреттон-Вудской). В результате введения плавающих курсов доллар стал превалировать во всех международных расчетах и стал выполнять роль мировых денег. Таким образом, Запад получил почти безграничные возможности для экспансии. А для всякой экспансии, сочетающей экономические и политические аспекты, нужно соответствующее идеологическое сопровождение.

Ну и в-четвертых, СССР к этому времени настолько утратил импульс развития, что никакого противодействия с его стороны не предвиделось.

Тип общества, приходящий на смену индустриальному, имеет несколько названий – постиндустриальное, постсовременное, информационное, технотронное, коммуникационное, супериндустриализм, сверхобщество, общество постмодерна и др.

Термин «постиндустриальное (ПИ) общество» был введен американским социологом Д.Беллом. В своей концепции он прогнозировал превращение капитализма, без классовой борьбы, лишь в результате НТП, в новую социальную систему (ПИ общество), свободную от противоречий индустриального общества. Социальная революция у него подменяется технологической, а бизнесмены-буржуа уступают место технократам и ученым.

ПИ общество характеризуется преобладанием в экономике информационно-коммуникационной сферы, где сервис преобладает над производством, т.е. главенствующей и определяющей выдвигается сфера услуг, а развитие информационных и коммуникационных технологий становится доминирующим направлением. Прежнее классовое деление общества, основанное на отношении к владению средствами деятельности, уступает место новому социальному структурированию на основе профессиональной занятости, уровня квалификации и образования, отношения к основным информационным источникам и потокам.

По определению самих приверженцев теории ПИ общества, это – общество «всеобщего благосостояния». Прежде всего, в данном типе общества происходит безостановочное и бесконечное умножение товаров и услуг. При этом производство услуг и информации преобладает над производством товаров. Вещи, предметы в сознании людей утрачивают свою объективную сущность, приобретя знаковое (символическое) значение.

Быстрота смены, текучесть товаров, вещей личного пользования становится феноменальной. Товары, не успев насытить рынок и «прижиться» у владельцев-потребителей, успевают устареть. Закономерным явлением становится поток, конвейер взаимосменяемых вещей, предметов обихода. Это же справедливо и для идей, услуг, информационных сообщений.

Главенствующее положение, преобладающее над производительной и творческой деятельностью, приобретает потребление, которое институализируется. Сама социальная система все более нуждается в людях не только в их качестве трудящихся и налогоплательщиков, а в качестве потребителей. Можно сказать, что человек из homo sapiens producentis (человека разумного производящего) превращается в homo sapiens consumentis (человека разумного потребляющего), а из homo economicus (человека хозяйственного) в homo informaticus (человека информационного). Потребление товаров переходит в новое качество – потребление услуг, а затем и в потребление информации.

Реальная жизнь подменяется неким информационно-потребительским пространством, а изначальная среда обитания (природа и общество) – искусственной средой техницизма и виртуальной реальностью. В отношениях, связях и деятельности людей преобладает участие символических посредников – и это отнюдь не только вещественные и реальные объекты-носители (деньги, эксперты), но и целиком выдуманные, искусственные институты и персонажи, населяющие особое информационно-виртуальное пространство. Люди общаются не друг с другом, а с виртуальными образами, обмениваясь информационными сообщениями. Этому предшествует обмен не «живых» человеческих существ, а обмен товарами и услугами, общение персон, одних социальных масок с другими.

Необходимо дать определение самому термину «виртуальный». Виртуальный означает – условный, возможный, вероятный. Виртуальность, например – способ построения программистом условной ЭВМ с удобными для пользователя характеристиками, а виртуальная память – используемая пользователем система запоминающих устройств компьютера в качестве общей единой памяти. Существует также (в квантовой физике) понятие виртуальных частиц, возможных (виртуальных) переходов, которые отличаются иной, чем для обычных, реальных частиц, связью между энергией, импульсом и массой.

Таким образом, виртуальной реальностью является информационно-символическое содержимое Интернета, предметных (материальных) носителей информации, созданной человеком (персональных компьютеров, телевизионной, аудио- и видеоаппаратуры), электронных СМИ, равно как и информация, заложенная в книгах, прессе, любой печатной продукции, произведениях живописи и графики. Пространство мифа – это та же виртуальная реальность. Аналогичное можно сказать и о внутрипсихическом содержимом, мире сновидений. Менталитет человека, его психосфера, включает умозрительные образы, представления, мысли, фантазии, эмоции, чувства. Человек обладает способностью отражать и изображать свое бытие в словах (буквах-алфавите, цифрах-числах), рисунках, снимках, но, прежде всего, в воображении, представлениях и фантазиях. Конечно, он это делал всегда, отличаясь, тем самым, от животного мира. Особенность современного этапа человеческой жизнедеятельности заключается в том, что люди стали придавать миру эскапизма – миру человеческих грез, основанных на иллюзорном восприятии действительности – преобладающее над материальной действительностью (истинным бытием) значение. Окружающий человека предметный мир (состоящий из живой и косной материи) подменяется искусственной средой, виртуальным миром, содержимое которого – созданная человеком информация, искусственные образы и символы, и не более того.

Этот виртуальный мир, воспринимаемый объективно (как внешний объект), на самом деле субъективен, т. к. неотделим от самого человека, от его восприятия, представлений, мыслей, чувств. Существуя, на первый взгляд, объективно и независимо от сознания мыслящего субъекта, он в то же время как бы не существует, не мыслим отдельно от человека в его повседневной реальности. По большому счету этот мир (виртуальной реальности) не существует для животных и растений, он не имеет смысла и для неживой материи, он предназначен, важен и имеет значение лишь для человека. И оттого, насколько адекватно этот мир отражает (и изображает) реальное бытие, повседневную действительность, зависит психическое здоровье человека, его умственные способности.

Помимо культуры изменяется и сама социальная сфера (тип структурирования общества), а именно – вместо традиционного деления на экономические классы (собственников и наемных работников) и страты (низший, средний и высший), общество дифференцируется по профессиям, уровню образования и квалификации, по отношению к информационным источникам и процессам. Происходит своеобразное возвращение (откат) к «кланово-племенному» социальному устройству. По выражению А.Тоффлера, наступает «эпоха субкультур».

Еще один фактор – отношение и внутренняя сущность власти. В политической сфере подразумевается, что власть в свои руки поначалу возьмут представители технократии (ученые, инженеры, техники), а затем и адхократии (профессиональные управленцы и коммуникаторы), оттеснив прежнюю элиту – бюрократов и собственников-капиталистов.

Произойдет постепенное перераспределение собственности, которая перейдет к новым управленцам. Таким образом, будет создана новая элита – интеллектуальная и коммуникативная. Отношения в обществе будут определять не частные собственники и бизнесмены-капиталисты, а менеджеры, имиджмейкеры и медиа-деятели, эксперты и интеллектуалы.

Тем самым, утверждается, что частная собственность как социальный институт и экономический фактор потеряет свое преобладающее доныне значение. Новой формой собственности (и капитала) станут знания, информация, ноу-хау.

В ответ на это можно привести слова А.Зиновьева, справедливо отметившего абсурдность и подлость подобного утверждения. Весь мир заполонен всевозможной информацией, которая уже превратилась в ненужный хлам, и уж тем более которая не принесла никому особых богатств. Неимущие слои, как были нищими, таковыми и остались, несмотря на широкий доступ к неограниченной информации. Капиталом информация может стать лишь при ее применении в качестве технологий для производственной и иных сфер. Источником определенных доходов она может быть для тех категорий граждан, которые пользуются ею в силу своей профессиональной принадлежности и деятельности – ученые, творцы, журналисты, преподаватели, а также разведчики (скрытая информация). Для большинства же остальных людей весь этот массив информации по большей мере бесполезен.

Необходимо отметить также, что авторы – апологеты концепции постиндустриализма – противоречат сами себе. Если собственность перераспределяется, переходя от традиционных собственников-капиталистов в руки управленческо-коммуникативной элиты, то это еще не значит, что она исчезает совсем. И даже, если собственность примет иную форму, иной вид, она все равно остается собственностью в полном смысле этого слова. Собственность не исчезнет, как не исчезнет и социально-классовое разделение людей, членов общества. Они лишь примут видоизмененные формы, но сущность их останется та же – социальное неравенство и управление одних другими.

В экономике, потеснив традиционную сферу бизнеса, вперед вырываются наукоемкие отрасли (биотехнологии, генная инженерия), в первую очередь, связанные с индустрией информации и коммуникации (микроэлектроника, информатика, робототехника). Основные производительные силы прошлого – люди и предметы труда, вытесняются на задний план новой производительной силой – наукой, новейшими информационными технологиями.

Уже сегодня можно говорить о том, что распространение средств и форм коммуникации – телевидения, радиовещания, телефонной и телетайпной связи, прессы, кинематографа, Интернета и «электронной почты», факсимильной связи – приняло невиданный размах, глобальный характер, практически объединив всю планету в единое, информационное пространство. Новейшие средства транспорта вкупе с новыми технологиями в области коммуникации позволили выйти на передний план свободе передвижения людей и идей между странами и континентами в считанные сроки. Благодаря «информовзрыву» и широкому, повсеместному распространению информационных и коммуникационных технологий, в повседневную жизнь и быт вошла цифровая техника, спутниковое телевидение и связь, Интернет и виртуальная реальность компьютеров.

Говоря об аналогии экономики с живым организмом, можно утверждать, что в ПИ обществе «нервная информационная система» гипертрофированно разрастается, имитируя функции «кровеносной производительно-распределительной системы». Поток материальных ценностей заменяется потоком идей и умозрительных образов.

Считается, что ПИ общество уже начало складываться (конец XX – начало XXI в.в.) в развитых странах Запада (США, Западная Европа, Япония, Канада, Австралия), знаменуя собой третью (новейшую и высшую, по определению западных футурологов) стадию общественного развития.

Переход всего мира к постиндустриализму отнюдь не закономерен, как и не неизбежен. Развитые индустриальные страны фактически находятся на этапе подобного перехода. В то же время большинство развивающихся стран сосредоточено на завершении процесса индустриализации, а отсталые страны – лишь в начале пути к модернизации. В мировом сообществе по-прежнему наблюдается неравномерность развития и неравенство – экономическое, социальное, политическое, военное.

На Западе (США, Канада, Западная Европа, Япония) утверждается ПИ общество, страны Юго-Восточной Азии («азиатские тигры») стучатся в двери «супериндустриализма». Ускоренными темпами модернизируют экономику «новые гиганты» - Китай, Индия, страны Ближнего Востока. Застыли в нерешительности, маргинализировались на время государства православной цивилизации (Россия, Украина, Белоруссия, Восточная Европа). Подавляющее же большинство отсталых стран находятся на пути модернизации своей экономики.

Подытоживая, можно еще раз привести характеристику основных черт ПИ общества. Постиндустриальное (информационное) общество – это такой тип общественного устройства, который приходит на смену индустриальному обществу, и в котором сфера услуг выходит на первый план, а роль, влияние и доля производственного сектора экономики значительно уменьшается и уступает место первой. Причем, основой этого процесса является НТП в целом и информационно-коммуникационный взрыв (т.е. бурное развитие индустрии микроэлектроники, информационно-вычислительной и коммуникационной техники) в частности.

В общественно-экономической жизни ПИ общества преобладают такие процессы, как создание национальных и международных банков данных, транснациональных средств и потоков коммуникации, распространение влияния СМИ в глобальном масштабе, опутывание всего мира сетью Интернета и мгновенной (посредством спутников) связи с любой точкой планеты.

В экономико-политической и духовной сферах – глобализация экономики, создание единой мировой системы торговли, экстраполяция Западом своих культурных ценностей и норм на остальные страны и народы мира (вестернизация), распространение идей либерализма и мондиализма в мировом сообществе.

Все вышеуказанное подразумевает ускоренную (по возможности) модернизацию отсталых и слаборазвитых стран (стран третьего мира) и переход к ПИ обществу развивающихся стран («второй мир»).

Американские врачи описывают всё новые и новые нарушения в поведении человека, которые вызваны негативным воздействием развития информационных технологий. Специалисты описали восемь наиболее распространённых психических недугов, которые часто развиваются у людей, активно использующих Интернет и мобильную связь.


Уже доказано, что чрезмерное увлечение Интернетом серьёзно вредит способности концентрироваться на одном тексте более тридцати секунд. Людям становится всё сложнее читать длинные статьи со сложными предложениями и сконцентрироваться на содержании. И медики уверяют, что это далеко не последние последствия, которыми наградили нас современные технологии. И некоторые из них уже официально признаны заболеванием.

Номофобия (страх остаться без мобильного телефона)

Он развивается у людей, зависимых от мобильной связи. Заболеванию подвержены пользователи, которые старательно следят за развитием индустрии, и уделяют своему мобильному телефону более двух часов в день. И при отсутствии доступа к мобильному телефону, пациенты испытывают беспокойство. В клиническом случае заболевания человек без телефона впадает в настоящую панику.

В общей сложности, в США номофобией страдают практически 99% активных пользователей смартфонов. Для профилактики заболевания психиатры рекомендуют сократить использование смартфона до необходимого минимума – звонков близким. Почта и чтение новостей под определение «необходимого минимума» не подпадают.

Синдром фантомного звонка

Фанаты телефонов, также, часто подвержены синдрому фантомного звонка – у человека появляются слуховые и моторные галлюцинации, ему кажется, что телефон в кармане звонит или вибрирует, хотя ничего не самом деле не происходит.

Заболевание развивается на фоне стресса, и тоже очень широко распространено. Согласно исследованиям доктора Ларри Росена (Larry Rosen), который целенаправленно занимается изучением влияния мобильных технологий на психику человека, 70% людей, который называют себя закоренелыми фанатами современных технологий минимум раз в час испытывают ощущение того, что в их кармане вибрирует телефон – даже, если телефон предварительно выкладывают на стол.

Лечится синдром примерное как и стресс – при помощи индивидуального курса антидепрессантов, отпуска и отказа от высокотехнологических устройств на продолжительный срок.

Киберболезнь, или «цифровая морская болезнь»

Данный недуг появляется из-за злоупотребления использования смартфонов и планшетных компьютеров. Больных действительно «укачивает» от использования телефона – это поясняется визуальными эффектами интерфейса и расстройством вестибулярного аппарата.

Дело в том, что современные экраны слишком хорошо имитируют окружающую реальность – что дезориентирует мозг. Соответственно, чем выше качество картинки, тем больше вероятность возникновения данной проблемы. Сегодня этому заболеванию подвержены около 90% американцев – исследователи пока не могут привести точную цифру из-за разброса марок мобильных устройств.

Тем не менее, на тошноту и головокружение после длительного использования смартфона жаловалось подавляющее большинство участников тестов. На данный момент лечения у болезни как такового нет – врачи рекомендуют сократить время, проводимое с телефоном, планшетом и перед экраном компьютера.

«Эффект Google»

Страдающие от «эффекта Google» уверены, что знания им не нужны, поскольку любая информация находится на расстоянии клика. При этом заболеванию подвержены даже те, кто не разделяет подобного убеждения – мозг просто отказывается запоминать информацию, независимо от человеческой воли.

Сегодня в США им страдает около 40% подросток в возрасте до 25 лет. В долгосрочной перспективе внешне безобидный «эффект Google» чреват развитием склероза и болезнью Альцгеймера.

Facebook-депрессия

Это состояние выражается в том, что люди впадают в депрессию от контактов в социальной сети, или же от их отсутствия. Психологи поясняют это тем, что в социальные сети люди, как правило, выкладывают только те фотографии и новости о себе, которые выставляют их в выгодном свете. Таким образом, у пользователя создаётся впечатление, что у друзей и знакомых жизнь лучше, ярче и насыщеннее, чем у него.

Исследователи Университета Мичигана отмечают, что процент молодых людей, страдающих от депрессии прямо пропорционален количеству времени, которое они уделяют социальной сети. В целом, заболевание рекомендуют лечить теми же средствами, что и обычную депрессию. Кроме того, психологи советуют пойти на отчаянный по современным меркам шаг, и просто удалиться из социальных сетей.

Интернет-зависимость

Страдающие ей постоянно хотят получить доступ в Сеть. Желание полностью вытесняет любые потребности, и вынуждает отказаться от работы и личной жизни. Зависимость уже собираются приравнять к наркомании.

Исследователи отмечают, что Интернет-зависимость в долгосрочной перспективе вырабатывает у людей сильный комплекс неполноценности в купе с низкой самооценкой. Кроме того, зависимость чревата деградацией социальных навыков, вплоть до неспособности вызвать «скорую помощь».

На данный момент психиатры рассматривают возможность медикаментозного лечения, но пока что рекомендуют больным изоляцию от мест, где им будет доступно подключение к Сети. Отметим, что в США один за другим открываются специальные лагеря для Интернет-зависимых, наподобие летних.

Онлайн игромания

Весьма схожа с ней зависимость от онлайн-игр, которая, однако, славится большей деструктивностью. Нередки случаи, когда игра затягивает человека в виртуальный мир, в результате чего он теряет работу, семью, а порой и жизнь.

К слову, это пока что единственная зависимость, порождённая миром высоких технологий, при которой у человека вырабатывается физическая необходимость играть, вплоть до возникновения абстинентного синдрома.

Согласно официальным данным, около 8% от общего населения США страдают от зависимости. Особенно ей подвержены люди в возрасте от 9 до 39 лет. На данный момент зависимость считается весьма опасной, и психологи разрабатывают комплексные программы по освобождению от неё.

Киберхондрия

Наконец, больные киберхондрией считают, что у них есть заболевание, о котором они вычитали в Интернете, и, как правило, не одно. В результате здоровый человек, у которого просто заболела голова, может убедить себя в наличии у него серьёзных проблем.

Здесь серьёзную роль играет эдакое «кривое зеркало эффекта Плацебо» – человек на подсознательном уровне начинает убеждать себя в том, что он смертельно болен. Мозг активно собирает информацию, поступающую от органов восприятия, и человек начинает подмечать в себе все несущественные изменения, на которые он раньше не обращал внимания. Постоянное нервное напряжение, в конечном счете, приводит к появлению всевозможных заболеваний.

Принимая во внимание, что ипохондрия существовала задолго до появления Интернета, исследователи не берутся сказать, сколько точно людей подвержены киберхондрии. Тем не менее, заболевание начало встречаться чаще из-за доступности всевозможных справочных материалов в Сети.

А сколько из обозначенных в статье заболеваний выявили Вы у себя? Или быть может Вы наблюдаете у себя симптомы какого-иного негативного воздействия Интернет либо мобильных технологий? Делитесь в комментариях!