Кто сделал мышь для компьютера. Боль в голеностопном суставе и верх стопы

Всего через три года самый известный и практически незаменимый компьютерный манипулятор «мышь» отпразднует свой полувековой юбилей. Сегодня уже мало кто знает, что идея его создания пришла в голову совсем не Стиву Джобсу, который на самом деле просто позаимствовал ее у компании Xerox в придачу к концепции графического интерфейса для своего компьютера Lisa.

Более информированные пользователи знают, что настоящим изобретателем мышки стал Дуглас Энгельбарт (Энджелбарт, Энгелбарт, Engelbart наконец). А ведь мышка на самом деле появилась побочным продуктом, появившимся в процессе создания операционной системы NLS с графическим интерфейсом, который как раз и придумал Дуглас Энгельбарт, заодно озвучив перед своими сотрудниками идею манипулятора для управления им, которую, по его же признанию, он вынашивал еще с начала 50-х годов.

В 1963 году Дуглас открыл лабораторию, которая занималась одновременной разработкой сразу нескольких проектов, и, в том числе – созданием манипулятора. Кстати, первый рабочий образец мыши был сделан еще в 1964 году аспирантом Дугласа, Биллом Инглишем, а чуть позже он был доработан другим сотрудником лаборатории, Джефом Рулифсоном, который попутно создал и драйвера для уникального устройства.

Впервые же мышка была представлена на научной конференции, которая проходила в Сан-Франциско 9 декабря 1968 года. Этот день и принято считать днем рождения мышки, хотя, как вы уже знаете, «во плоти» родилась она как минимум четырьмя годами ранее, а в виде идеи – еще за десяток лет до этого. Кстати, за свою идею Дуглас получил сравнительно скромную премию в 10 тысяч долларов, которую сразу потратил на первый взнос за небольшой загородный домик.

И только в сравнительно недалеком 1997 году Дуглас Энгельбарт был награжден премией Лемельсона за вклад в совершенствование компьютерных технологий, получив полмиллиона долларов. Еще через несколько лет он получил еще одну престижную награду – премию Тюринга.

Сложно даже представить себе, какое неимоверное количество всевозможных реинкарнаций легендарного устройства было изобретено за все время, прошедшее с первого появления мышки как компьютерного манипулятора.

Нынешние пользователи уже и не застали того времени, когда первые коммерческие компьютерные мышки состояли как минимум из трех частей: собственно корпуса манипулятора, отсека для шарика и крышки этого отсека.

С помощью шарика поворачивались ролики внутри корпуса, отвечающие за передвижение курсора на экране по вертикальной и горизонтальной оси. При этом вездесущая пыль , в изобилии наливающая на шарик, время от времени засоряла и сами ролики, что приводило к «рысканию» или полному «залипанию» курсора. Крышка отсека для шарика легко снималась, что позволяло быстро почистить его и ролик от пыли , восстановив тем самым работоспособность «грызуна». Вот только по этой же причине шарик можно было так же легко похитить с целью шалости, ибо никакой коммерческой выгоды от продажи шарика не было, а вот навредить коллеге можно было очень даже легко.

Известны также факты, когда шарики намеренно «теряли» школьники в классах информатики, срывая тем самым очередной урок. Кстати, именно шарик явился прекрасным поводом для изобретения еще одного манипулятора - трекбола, который представлял собой ту же мышь, только перевернутую вверх дном. Такой манипулятор уже не надо было катать по столу. Наоборот, катать нужно было по нему ладонь, палец, что угодно.

Трекбол в итоге стал на некоторое время незаменимым манипулятором для мобильных компьютеров и, в более профессиональном и функциональном исполнении – для деятельности графических дизайнеров и видеомонтажеров.

Однако удобство именно мышки, а не трекбола в итоге вытеснило последний с рынка. И даже сенсорная панель, которой сегодня оснащены практически все ноутбуки, используется пользователями лишь до тех пор, пока нет возможности подключить к нему обычную или компактную «ноутбучную» мышку.

Кстати, в свое время компания Hewlett Packard, выпустив свои первые ноутбуки OmniBook, доказала, что в ее команде работают настоящие креативщики. В то время, как все остальные производители «застряли» на идее трекбола, конструкторы из HP умудрились встроить мышку прямо в корпус своего ноутбука. Достаточно было нажать на кнопку, как она выскакивала наружу на специальной направляющей. Провода у мышки не было и она была совершенно «неразлучна» со своим «хозяином». Весь механизм позиционирования был спрятан в самом ноутбуке, а мышка, по сути, была всего лишь «ручкой» с кнопками для точного наведения курсора на экране.

Тем не менее, идея оказалась намного более удобной, чем управление трекболом. Мышкой в OmniBook можно было даже писать почти как пером. Для этого ее корпус поднимался и фиксировался под углом примерно 45 градусов. Его можно было зажимать в пальцах на манер толстого маркера.

Впрочем, довольно быстро трекболы в ноутбуках, как и «хьюлетовское» ноу-хау, вытеснили сенсорные панели, но для настольных персональных компьютеров мышки остались незаменимым манипулятором. Манипулятором настолько массовым, что из технического устройства довольно быстро стал еще и оригинальным аксессуаром, легко способным превратиться в приятный подарок, который будет напоминать о вас всегда, когда тот, кому его подарили, окажется за своим компьютером.

Громоздкие и малоэффективные шарики довольно быстро сменились оптическими сенсорами, а их разрешение стало таким высоким, что в некоторых моделях мышек оно ощутимо приближалось к разрешению экранов самих мониторов, если вообще можно сравнивать эти две величины.

С течением конструкторской «эволюции» мышек они разделились на два вида: бытовые и игровые, причем первые, в свою очередь, на сегодняшний день являются не только самыми массовыми и распространенными, но зачастую еще и на редкость оригинальными в своем дизайне.

Самые необычные «грызуны», своей формой очень отдаленно напоминают традиционные компьютерные мышки. Разнообразие дизайнерских идей и решений не выдерживает никакой статистики. Есть мышки, выглядящие как «мимишные» животные и насекомые, мышки - овощи и фрукты, мышки – автомобильчики и самолетики и даже праздничные мышки, вроде сердечек на день Святого Валентина.

Кроме того, существует немало моделей мышек с расширенной функциональностью. В частности, на рынке можно найти несколько решений со встроенной цифровой клавиатурой, что зачастую может оказаться очень кстати при использовании такой мышки с ноутбуком небольшого формата.

Кроме того, разнообразием отличаются и материалы изготовления корпусов мышек. Кроме традиционного пластика их выполняют из металла, дерева и даже стекла.

Само собой не обходится и без драгоценных металлов. До недавнего времени самой дорогой мышкой в мире считалась мышка от компании Pat Says Now , выполненная из белого 18 каратного золота 750-й пробы и обрамленная 59 бриллиантами. Несмотря на свою внушительную цену, по разным данным от 26-ти до 28-ми тысяч долларов, мышка обладает очень скромными характеристиками: обычным роликом, тремя кнопками и разрешением оптического сенсора всего лишь 300 dpi.

Зато вы можете заказать персональную мышку со своим (или чужим) именем, выложенным бриллиантами. В «серийном» исполнении мышка имеет два вида дизайна: «Бриллиантовый Цветок» (Diamond Flower) и «Россыпь Бриллиантов» (Scattered Diamond) с узорами из бриллиантов, покрывающих верхнюю часть корпуса. Нижняя часть корпуса может быть выполнена на выбор желтого, красного или белого золота.

Впрочем, не так давно рекорд стоимости мышки Pat был побит. Добавив еще 10 тысяч долларов, можно приобрести мышку The Gold Bullion Wireles , которая не только выглядит как настоящий слиток золота длиной более 10-ти сантиметров, она по сути им и является. В отличие от предыдущей мышки, эта – беспроводная и выполнена из золота самой высокой пробы.

Кстати, при желании в соответствующих интернет-магазинах можно отыскать копию такой мышки, выполненную из пластика, покрытого золотой краской. Смотрится почти также эффектно, но стоит примерно 10-15 долларов.

Самой известной из необычных брэндовых мышек является не мышка от мастера создания устройств ввода и позиционирования, компании Logitech, а мэтра операционных систем, офисных приложений и игровых консолей, компании Microsoft.

Несколько лет назад она представила на рынке свою первую оригинальную беспроводную мышку Microsoft Arc , которая не только выглядела очень необычно, но умела складываться пополам, что позволяло легко транспортировать и использовать ее вместе с мобильными компьютерами.

Сравнительно недавно дизайнеры компании представили обновленную версию своей «арки» Microsoft Arc Touch Mouse с разрешением лазерного сенсора 1000 dpi, которая для транспортировки теперь не сворачивается как улитка, а наоборот – разворачивается в ровную пластину, которую можно легко положить в любой плоский карман. Вместо традиционного колесика прокрутки в этой мышке установлена сенсорная полоска, а стоит она сегодня миллион белорусских рублей.

Что же до легендарной компании Logitech, то ее дизайнеры, как правило, не стремятся удивить пользователей необычными формами компьютерных «грызунов». Ставка делается на функционал. И в этом плане отдельного внимания заслуживают две игровых мышки Logitech G600 MMO и Logitech G602 .

Первая мышка может похвастаться аж двумя десятками функциональных кнопок, которые можно запрограммировать на свой вкус. Как следует уже из названия, Logitech G600 MMO предназначена в основном для онлайновых баталий.

Немного другое предназначение у мышки Logitech G602. Она имеет более скромный набор дополнительных кнопок, но зато их расположение, а также общая форма мышки позволяет намного более продуктивно управлять в играх жанра экшен.

Однако одной из самых оригинальных, если не самой оригинальной мышкой на рынке сегодня несомненно является надувная мышка Jellyclick , которую придумал корейский дизайнер Вутейк Лим. Данная мышка уж точно не доставит вам никаких проблем в транспортировке, но при этом способна оказаться вполне полноценным гаджетом в своем рабочем состоянии.

Внутри «корпуса» Jellyclick расположен компактный блок с оптическим датчиком и электронными компонентами. Сам же корпус можно надуть через специальный клапан, похожий на клапан в обычных надувных игрушках. В походном режиме воздух из мышки выпускается, «корпус» обворачивается вокруг электронного блока и все это кладется в карман.

По утверждениям очевидцев, в надутом состоянии на ощупь мышь Jellyclick напоминает гелевую подушечку или маленький воздушный шарик, все зависит от степени «надутости».

Наконец, нельзя забыть о самой знаменитой мышке, которую в прошлом году снова извлекли на свет спустя три десятилетия подземного «заключения». Это мышка самого

У любого правила бывают исключения. За примером далеко ходить не нужно. Взять хотя бы отношения человека с грызунами. Тех, кто питает тёплые чувства к крысам, суркам, дикобразам и иже с ними, - меньшинство. И наоборот: тех, кто испытывает к этим животным явную неприязнь, - подавляющее большинство. Особенно если речь идёт о прекрасной половине человечества.

В месте с тем такое положение вещей не мешает куче народа ежедневно тесно и даже ласково общаться с одним из этих милых созданий. Догадались, о ком это я?! Конечно же, о компьютерной мышке ! Об истории изобретения, появления и нюансах развития этого незаменимого сегодня «грызуна» читайте далее.


Отцы-создатели

Р аботы над устройством, которое было бы способно преображать движение руки в соответствующий сигнал на мониторе, стартовали ещё в середине прошлого века. Причём эти работы имели две характерные особенности.

В о-первых, они шли в разных местах параллельно друг другу.

В о-вторых, заказывали изобретательскую «музыку» военные.

Т ак, в 1946 году Королевский военно-морской флот Великобритании в лице инженера Ральфа Бенжамина представил первый в мире опытный образец манипулятора. Его создали для замены джойстика управления целями на экране радара. Устройство назвали «roller ball» (с англ. - вращающийся шар). Патент оформили в 1947 году.

Д альше единственного прототипа (представлял собой металлический шар и два, покрытых резиной, колёсика) дело так и не пошло. По слухам, секретная разработка военных так и сгинула в недрах британского флота.

В 1952 году трио изобретателей Кеньйон Тейлор , Том Кренстон и Фред Лонгстафф уже под эгидой Королевского канадского военно-морского флота для схожих целей, что и пятью годами ранее британцы, в рамках проекта DATAR разработали собственный манипулятор. Как и в случае с «roller ball» канадский прародитель компьютерной мыши так и не сумел снискать коммерческой славы.

Н аиболее известным прародителем современной мыши стала работа сотрудников Стэндфордского Исследовательского Института - Дугласа Энгельбарта (на фото срава) и его помощника Билла Инглиша .

В 60-е годы XX века в русле работы над амбициозным проектом по увеличению возможностей человеческого интеллекта эти учёные создали ряд экспериментальных устройств. Среди них была и компьютерная мышка.

С амо слово «мышь» впервые слетело с уст как раз этого дуэта. В 1965 году Билл Инглиш в своей статье «Computer-Aided Display Control» (с англ. - компьютеризированный контроль дисплея) впервые в истории заявил о появлении нового манипулятора. «Мышью» манипулятор стал из-за условного сходства устройства с настоящей мышью: у компьютерной мышки имелся свой «хвост» - соединительный провод. Физическая демонстрация трёхкнопочного манипулятора состоялась в декабре 1968 года на выставке интерактивных приспособлений в Калифорнии.

З а создание устройства и названия к нему учёных из Стэнфорда принято считать изобретателями компьютерной мыши. Любопытно, однако, то, что сами они особых материальных дивидендов от этого не получили. Срок действия патента на изобретение истёк до того, как мышки стали широко использоваться в персональных компьютерах. А ведь при других раскладах стэндфордские учёные могли стать мультимиллионерами.

Союз двоих: компьютера и мыши

Н а новый манипулятор-мышь обратили внимание производители первых персональных компьютеров. Пусть не сразу, но мышь стала частью компьютера. Первооткрывателями в этом плане стали следующие машины:

  • Xerox Alto (1973) - «прадедушка» персональных компьютеров и первый ПК, в котором использовалась компьютерная мышь.

  • Lilith (1978) - персональный компьютер, созданный в Швейцарской высшей технической школе Цюриха группой энтузиастов во главе с Никлаусом Виртом.

  • Xerox 8010 Star Information System (1981) - трёхкнопочная мышь этого известного в прошлом компьютера запомнилась в первую очередь своей стоимостью - 400 долларов США.

  • Lisa (1983) - компьютерный продукт компании , оснащённый собственной однокнопочной мышкой. Последняя ушла в массы чуть позже благодаря применению в компьютерах Apple Macintosh и IBM PC. Цена «яблочного» манипулятора составляла 25 долларов.

  • Atari ST (1985) - ещё один американский компьютер 80-х годов, эксплуатация которого предполагала обязательное наличие мышки, на этот раз - с двумя кнопками.

О бойти стороной создание компьютерной мыши не могла и подающая в то время большие надежды компания . И пусть детище и Пола Аллена не создавало своих компьютеров, однако в 1982 году теперь уже всемирно известная корпорация представила на суд общественности собственную компьютерную мышь. Этим событием компания положила начало диверсификации своего бизнеса, перейдя от «софта» к «харду».

Т аким образом, начиная с конца 80-х - начала 90-х компьютерная мышь всерьёз и надолго вошла в жизнь рядового пользователя компьютера. Дальше мышка совершенствовала форму и обрастала возможностями.

От механики к эргономике

Э волюция компьютерной мыши по-настоящему многогранна. Изменения, которые ей довелось пережить в прошлом, коснулись всего. В первую очередь речь идёт о принципе действия устройства.

П ервоначальный прямой привод (два перпендикулярных колёсика), автором которого был уже упомянутый нами Дуглас Энгельбарт, вскоре сменил шаровой механизм устройства мыши (покрытый резиной металлический шар, зажатый между двумя роликами). До конца 90-х шаровой механизм стал королём. Затем появился оптический детектор.

О тказавшиеся от механики оптические компьютерные мышки первого поколения работали с использованием светодиодов и инфракрасных фотодиодов. Оптические «грызуны» последнего поколения используют оптический датчик на основе полупроводникового лазера.

Д обившись высокой точности и надёжности в работе оптической компьютерной мышки, её создателям можно было и остановиться. Но куда уж там! Метаморфозы компьютерного «грызуна» продолжились.

П оявились индукционные компьютерные мыши. Для работы такого манипулятора используется особый коврик-планшет. Без него мышь недееспособна, но зато с ним отличается высочайшей точностью и не требует правильной ориентации на поверхности.

К роме того, на рынке сегодня продаются гироскопические мышки. Эти удивительные устройства, оснащённые гироскопом, способны различать движения кисти и на поверхности, и в пространстве. Управлять таким манипулятором можно и на столе, и в воздухе.

П оявление беспроводных мышей привело к исчезновению «имяобразующего» фактора - кабеля от мышки к компьютеру. Такие устройства взаимодействуют с ПК посредством оптической или радиосвязи. Правда, беспроводные мышки имеют два недостатка - увеличенный вес и постоянную необходимость подзарядки автономного источника питания.

Ч асто апгрейд компьютерной мыши касается не связанных с её устройством аспектов.

Т аким «системообразующим» аспектом-драйвером развития компьютерной мыши стала индустрия . Заядлые геймеры пользуются мышками, специально разработанными для разного рода игр. Игровая адаптация предполагает главным образом наличие у мышки многочисленных вспомогательных кнопок и «фильдеперсового» дизайна устройства.

«К учерявый» дизайн - ключевой фактор для создания эргономичных мышей. Как предполагает название, такие манипуляторы призваны обеспечить комфорт и удобство для человеческой кисти. Разработчики этих «грызунов» убеждены, что их мышки повторяют естественные очертания руки, а значит - не станут причиной серьёзных неврологических заболеваний. Таких, как синдром запястного канала.

«Война» кнопок

В процессе эволюции компьютерной мыши изменения произошли и с кнопочной структурой устройства. Изначально, на заре массовой эксплуатации «хвостатого» манипулятора, конкурентная борьба велась между двух- и трёхкнопочными мышками. Забавно, но в этой «войне» побеждали мышки с двумя кнопками.

О кончание «боевых действий» приходится на время, когда традиционная двухкнопочная мышь обзавелась обязательным скроллом - маленьким колёсиком прокрутки экрана. Это событие означало, что долгожданную победу одержал извечный конкурент - трёхкнопочный «грызун». Ведь скролл - фактически третья кнопка мыши.

П осле этого созидательный пыл разработчиков компьютерных мышей было уже не унять. Новые кнопки посыпались, словно из рога изобилия. Появились кнопки для:

  • ~ замены двойного щелчка;

  • ~ горизонтальной прокрутки;

  • ~ навигации в ;

  • ~ управления аудио- и видеофайлами;

  • ~ настройки параметров чувствительности;

  • ~ запуска тех или иных ;

  • ~ и много чего другого.

С обственный путь развития кнопочной структуры своих мышек прошла компания уже ставшего легендарным Стива Джобса.

Э ппл долгое время создавала однокнопочные компьютерные мыши, считая вторые, третьи и т. д. кнопки ненужной блажью. Так было до 2005 года, пока ИТ-гигант не представил Mighty Mouse (с англ. - могущественная мышь). У этой компьютерной мышки было две особенности.

В о-первых, «могущественная мышь» оказалась гладкой, как яйцо.

В о-вторых, кнопки у этой мыши оказались сенсорными. Эппловцы наделили компьютерного «грызуна» четырьмя чувствительными к прикосновению зонами. Которые заменили ей механические кнопки.

О будущем компьютерной мышки

Ч то ожидает компьютерную мышь в будущем? Доподлинно знать не может никто. Но в том, что она останется незаменимым атрибутом взаимодействия человека с компьютером на протяжении следующих десятилетий, я не сомневаюсь. Другой вопрос - в какой ипостаси: сенсорной, виртуальной или биомеханической. Время даст ответ, а я, если придётся, непременно расскажу об этом!

С частья вам, здоровья и богатства огроменного.

В наше время, когда без компьютера уже сложно представить жизнь, любая техника, имеющая к нему отношение, также стала неотъемлемой частью нашего существования. Современным компьютером и даже ноутбуком достаточно трудно пользоваться без компьютерной мыши. Однако это название устройства, управляющего курсором на экране, появилось чуть позже. Но все по порядку.

История создания компьютерной мыши начинается с идеи Дугласа Энгельбарта сделать подобный манипулятор. Его целью было изобретение устройства, которое могло бы согласовывать действия человека и машины. Прежде всего, манипулятор создавался не для управления персональными компьютерами, а для нужд Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА). Им необходимо было устройство, позволяющее интерактивно взаимодействовать с объектами на экране. Энгельбарту удалось создать такое приспособление, которое первоначально называлось «индикатором позиций X и Y». Вместе с Дугласом над манипулятором работал Билл Инглиш, который и воплотил в жизнь идею своего коллеги. Устройство с подключенным к нему проводом получилось внешне похожим на мышь с хвостом. Отсюда и появилось название «компьютерная мышь». Однако изобретение не вызвало особого интереса в НАСА, поскольку им невозможно было работать в условиях невесомости. Энгельбарт, не найдя другого применения устройству, продал патент и явно продешевил. Его выкупили всего за 10 тысяч долларов.

А вот коллега Энгельбарта Билл Инглиш решил не останавливаться на достигнутом и рассказал о манипуляторе компании «Xerox». Именно там впервые решили попробовать применить мышь для управления персональным компьютером, однако устройство там посчитали бесперспективным. Новый этап в истории компьютерной мыши связан со Стивом Джобсом, главой компании «Apple», именно он увидел потенциал в изобретении Инглиша и сразу же выкупил лицензию у Стэндфордского университета. После этого компьютерная мышь вышла в свет в сочетании с новым компьютером компании «Apple» - «Lisa». Устройство оценили по достоинству все ведущие производители компьютерной техники. Возможно, именно создание компьютерной мыши вдохновило Билла Гейтса на создание Windows.

Любой современный компьютер невозможно представить без компьютерной мыши, хотя сегодня получили распространение и другие устройства ввода – тачпады, сенсорные экраны, графические планшеты и так далее. Тем не менее, история компьютерной мыши не заканчивается, каждый год появляются новые модели этих устройств отличающиеся от своих собратьев отсутствием провода, наличием дополнительных кнопок, более удобной формой и регулировкой веса с помощью грузиков. Кстати, в настоящее время ведется разработка компьютерной мыши, которая будет парить над поверхностью стола, это устройство создатели иронично назвали «Bat».

Думаю, нашим читателям будет интересно узнать, что изобретателем компьютерной мышки является Дуглас Карл Энгельбарт .

Это была коробочка ручной работы из красного дерева, а в нее были встроены кнопка и два перпендикулярно размещенных колеса. Провод сначала выходил спереди. Это, понятное дело, мешало движению мыши и его перекинули назад. Устройство очень сильно стало напоминать обыкновенную мышь с хвостиком, поэтому с тех пор оно и зовется мышкой!

Дуглас Карл Энгельбарт

Шаг за шагом дизайн компьютерной мыши видоизменялся и усовершенствовался. Думаете, Энгельбарт запатентовал свое изобретение и стал миллионером? Отнюдь! Этот скромный человек получил лишь чек на тысячу долларов за свое изобретение и ушел в тень.

Интересные факты

  • Если учесть инфляции и перевести цену первой мышки на современные деньги, то она стоила почти 1000 долларов!
  • В Советском Союзе тоже выпускали свои компьютерные мыши, только их называли не мышками, а манипуляторами «Колобок». Вместо колесика манипуляторы имели тяжелый шар без резинового покрытия.

Наиболее эффектные новшества

  • Беспроводные мышки (на радиосвязи или инфракрасные);
  • Гигроскопические мышки (водить по коврику не нужно, можно и по воздуху);
  • Надувные мышки (для экономии места в сумке в сдутом состоянии);
  • Моющиеся мышки (для тех, кто панически боится скопления микробов);
  • 3D-мышки

Фантазия создателей внешнего вида компьютерных мышек тоже поражает: корпуса выпускали в виде машин, самолетов, женской фигуры, человеческих мозгов, ручной гранаты; придавали мышкам настолько реалистичный вид настоящей пушистой мыши, что «Гринпис» это просто возмущало.


Замечу, что «фишки» №4, 5, 6 работают не во всех браузерах.

Вред от компьютерной мышки

Еще раз убеждаюсь, что все, что изобретает человек, одновременно приносит и пользу и вред. Вот и компьютерная мышка, с которой так легко осуществлять много разных манипуляций может стать угрозой для нашего здоровья.

Частая и длительная работа с компьютерной мышью может развить синдром запястного канала – онемение или боль пальцев. О самом заболевании говорить не буду, а вот о том, как его предупредить, скажу.

Пользуясь мышкой (впрочем, как и клавиатурой) держите кисть свободно: не напрягайте запястье, не съеживайте и не поджимайте пальцы. Примерно каждый час разминайте руки на протяжении нескольких минут, а также поднимайте и опускайте их, чтобы «разогнать» кровь и снять затекшие ощущения.

При покупке компьютерной мыши отдавайте предпочтение не моде, а удобству. Кстати, предотвратить болезнь кисти поможет еще и правильный коврик под мышку! Благодаря коврику со специальной силиконовой подушечкой (или подушечкой с гелем) рука будет уставать меньше.

Можно ли компьютерную мышку заменить другими устройствами?

Да!
Трекбол – шар, при помощи которого осуществляется управление.
Тачпад – сенсорная панель, управляемая пальцами.

И на закуску анекдоты про компьютерную мышку

Маленькие хитрости: чтобы не потерять беспроводную мышь, привяжите её верёвкой или леской к монитору.

Две блондинки:
- Оля, скажи, а когда я копирую мышкой текст, он где сохраняется?
- Как где? Конечно же в мышке.

Компьютерная мышь ночью собирает крошки у тебя со стола и прячет их в клавиатуру, делает запасы на зиму.

Вопрос в службу поддержки: Что делать если я довел мышку до края коврика, а курсор не
дошел до края экрана? Ответ: Поднимите мышку, переставьте коврик, опустите мышку, продолжайте движение. Во избежание дальнейших трудностей склейте скотчем 4 коврика.

Хакер читает внуку сказку:
- ”...стал он кликать золотую рыбку...”
- Деда, а почему рыбку?
- А потому, дружок, что мышек тогда еще не было.

Ни о чём не скажет. Но тем не менее почти 1 миллиард людей в день пользуются его творением, а именно – компьютерной мышью. Карл сам и придумал как назвать устройство. Мышь принесла ему награды и славу, но спустя 30 лет после её создания. Патент, выданный на его изобретение и срок которого уже вышел, был неудачно составлен: его действие распространялось не на идею манипулятора, а только на механизм считывания с помощью двух ортогонально расположенных колёс. Современные мыши обладают иными механизмами считывания и компании, которые выпускают эти устройства, свободны от обязательств перед изобретателем. Признание публикой авторства за Энгельбартом состоялось только в 1998 году, когда ему присудили премию Lemelson-MIT Prize и 500 тысяч зеленью на руки.

Итак, с чего всё началось? В далёком 1964 году, когда у нас отстраняли от власти товарища Н.С. Хрущёва, Д.Энгельберт и его команда трудились над проектом oN-Line System - операционной системы (NLS), где имела место концепция «оконного» интерфейса. Как побочный эффект от этого проекта на свет появилась мышь… Устройство разработали случайно: все манипуляторы, которые тогда существовали, а именно клавиатура , джойстики , световые перья, тормозили процессы работы с окнами и Энгельберт быстро придумал удобное устройство, которое было призвано облегчить работу за компьютером. Название «мышь» устройство получило в Стенфорде, где трудились Дуглас и его команда, из-за схожести сигнального провода с хвостом, не поверите, мыши. Примечательно, что на ранних моделях мышей он выходил из задней части устройств. Само устройство было придумано ещё даже чуть раньше в 1963 году, спустя год был сделан первый рабочий прототип.

В 1970 году изобретатель мыши Дуглас Энгельбарт получил тот самый патент на устройство «мышь» или «индикатор координат х и у для дисплейной системы». Да уж.. Та мышь, конечно, была далека от нынешней и выглядела как коробка с двумя колёсиками.

Первым компьютером, в комплектацию которого входила мышь, был Xerox 8010 Star Information System, представленный в 1981 году. Мышь фирмы Xerox имела три кнопки и стоила примерно 400 долларов США (если пересчитывать на текущий курс, это порядка 1000 долларов США). Два колёса в такой мыши были заменены подшипником, перемещения которого контролировались двумя роликами внутри самого устройства. Внешний вид мыши значительно приблизился к современному. В 1983 году фирма Apple, разумеется, выпустила свою собственную мышь, однокнопочную, для компьютера «Лиза ». Стоимость «яблочной» мыши удалось уменьшить д о 25$. В целом, всемирную популярность мышь приобрела благодаря использованию в компьютерах Apple «Macintosh и, несколько позднее, в операционной системе Windows для IBM PC .

В массовых моделях мышей использовали, знакомый старшим поколениям, шаровой привод. В таком приводе движение мыши передаётся на выступающий из корпуса обрезиненный стальной шарик (вес шарика и резиновое покрытие обеспечивают хорошим сцеплением с рабочей поверхностью, например, ковриком). Прижатые к шарику ролики снимают его движения для каждого из измерений, передавая их на датчики, которые, в свою очередь, преобразуют движения в электрические сигналы. Главный недостаток шарового привода заключается в загрязнении шарика и роликов, всё это в совокупности приводит к заеданию мыши и необходимости её периодически чистить. Металлизация роликов решала проблему лишь отчасти.

Вариантов датчиков для шарового привода существовало два:

  1. Контактные датчики. Контактный датчик представляет собой текстолитовый диск с лучевидными металлическими дорожками и контактами, которые к нему прижаты. Датчик такого типа достался в наследство от прямого привода. Его недостатками являются окисление контактов, быстрый общий износ и слабая точность.
  2. Кнопки. Это основные элементы управления мыши, которые служат для выполнения основных манипуляций: выбора объекта нажатием, активного перемещения с нажатой кнопкой, для рисования, выделении текста, исходная и конечная точка при перемещении объекта.
Количество кнопок на мыши ограничивается концепцией их использования вслепую аналогично клавишам аккордовой клавиатуры (устройство ввода данных, в котором символы или команды формируются нажатием нескольких клавиш одновременно, аналогично извлечению аккордов на пианино или на других клавишных музыкальных инструментах). При этом, если аккордовая клавиатура может спокойно использовать 5 клавиш (по одной на каждый палец), мышь ещё необходимо перемещать тремя (большой, безымянный и мизинец) и двумя (большой и мизинец) пальцами. Т.е, можно сделать две или три полноценные кнопки для использования параллельно с перемещением мыши по стол – под указательный, средний и безымянный пальцы (для трёхкнопочной мыши). Кнопки так и называют по положению – левая (под указательный палец правши), правая и средняя, для трёхкнопочной мыши.

Много лет продолжалось противостояние двухкнопочных и трёхкнопочных мышей, которое завершилось после появления скролла (прокрутки экрана). На мыши с двумя кнопками появилась маленькая средняя кнопка (для включения / выключения скроллинга, и по совместительству средняя кнопка), которая вскоре превратилась в колесо прокрутки, нажатие на которое работает как средняя кнопка. На мыши с тремя кнопками, понятное дело, средняя кнопка просто объединилась с колесом прокрутки.

Компания Apple шла своим путём. Так, посчитав лишней даже вторую кнопку, долгое время «Яблочники» строили все свои интерфейсы под мышь с одной-единственной кнопкой. Мыши, выпускаемые компанией Apple, могут программироваться под использование от одной до четырёх кнопок.

Шаровые мыши, ещё широко распространённые в конце 20 века, постепенно забываются и им на замену приходятся мыши оптические.

Первая оптическая мышь была создана ещё в 1999 году компанией Microsoft . Сейчас существует множество фирм, производящих самые разные оптические мыши, разной конструкции, с дополнительными мультимедийными кнопками. Но обо всём по порядку.

Обычной мышкой с двумя, тремя и более кнопками уже никого не удивишь, а ведь внешний вид мыши очень серьёзно поменялся за последние 20 лет, причём настолько кардинально, что в новых устройствах трудно узнать предшественников. Колесо прокрутки, о котором говорилось выше, появилось довольно давно и, принято считать, что это обусловлено выходом в свет операционной системы Windows. Потом стало возможным наклонять колесо влево вправо и тем самым вести скроллинг (прокрутку) влево или вправо, т.е. по горизонтали. Следующее обновление заключалось в замене колёсика на трекбол, который крутится в произвольном направлении и позволяет перемещаться в окне во все стороны.

Первые трекболы разрабатывались с давних времён, в одно время с компьютерными мышами и по началу, как обычно, для военных целей. Специалисты из Канады, работающие на военно-морской флот страны, предложили идею трекбола, которую военное ведомство, увы, не поддержало. По аналогии с мышью, технология вышла в гражданскую сферу и стала использоваться в разработках устройства для точного позиционирования курсора на экране. В 1960-е обычными средствами управления были клавиатура и переключатели, но к системе с видеоинтерфейсом требовалось новое средство для управления. Так и решили использовать шар с гладкой поверхностью. По легенде, первым трекболом был шар для боулинга.

Первые мышата подключались к компьютеру при помощи провода и адаптера через последовательный коммуникационный интерфейс RS. Позже, фирмой IBM был предложен специальный разъём PS/2. Этот порт получил широкое распространение и стал использоваться для клавиатуры. Постепенно его стали включать и в стандарт материнских плат . Спустя время к портам подключения мышей и клавиатур добавился порт USB .

Спустя ещё немного времени мышь «потеряла» свой хвостик. Появились беспроводные мыши. Они лишены ограничивающего фактора – провода, но обладают другим недостатком – отсутствием стационарного питания и вынуждены иметь автономное, от батареек или аккумуляторов, которые пока ещё далеки от совершенства. Также к недостаткам можно отнести не всегда устойчивое соединение, более высокие цены по сравнению с проводными мышами. Понятное дело, что решение этих проблем придёт со временем. Появляется множество новых беспроводных мышей, которые можно использовать для управления мультимедийными функциями настольного ПК, т.е. как пульт для компьютера.

Из интересных разработок последнего времени стоит отметить разработку англичанина Тобиаса Джонса, который изобрёл весьма интересный манипулятор. Быть может, именно такое устройство в будущем заменит мышь. Его изобретение представляет собой перчатку с датчиками, которые отслеживают перемещение кисти руки и отсылает данные в компьютер.

Ещё 20 лет назад никто не мог представить каким будет внешний вид мыши. Вполне вероятно, что ещё через 20 лет, когда мыши будут заменены другими устройствами, мы о мышах будем вспоминать с улыбкой на лице. Разработки новых устройств идут активно и наверняка некоторые из них, в итоге, попадут на конвейер.