Игровые тесты: BattleForge. Игровые тесты: S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat

Пока что успех разгона зависит не только от экземпляра видеокарты, но и от недоступности программно регулировать напряжения для GPU.

Судя по результатам теста нагрева видеокарты, в кармане остается некоторый температурный запас. Но в итоге, что при автоматической регулировке оборотов турбины, что при 100%, разгон остановился на фиксированной частоте 950 МГц, а память немного не дотянула до 1200 МГц.

Результаты тестов

Список участников и их частоты:

Название Номинальные частоты GPU/Mem, МГц Разгон GPU/Mem, МГц
HD 4890 850/975 1000/1200
HD 5770 850/1200 1000/1300
HD 5830 800/1000 1000/1250
HD 5850 725/1000 1000/1200
HD 5870 850/1200 1000/1300
HD 5970 775/1000
HD 6870 900/1050 950/1150
GTX 470 608/1215/837 800/1600/900
GTX 480 700/1400/924 875/1750/975

3DMark Vantage

Настройки:

  • Профиль: Extreme, High, Perfomance.

Score

Extreme | High | Performance

В популярном тесте HD 6870 держит удар наравне с GTX 470 и сильно разогнанной HD 5830, что не может не радовать. Столь впечатляющий рывок обусловлен как частотами, так и произведенными усовершенствованиями в GPU. И все же недостаток универсальных процессоров сказывается в сравнении с самым быстрым представителем Cypress (HD 5870).

Far Cry 2

Версия бенчмарка 1.0.0.1

Настройки:

  • DirectX 10.0
  • /8х
  • Огонь - очень высоко
  • Физика - очень высоко
  • Реалистичность деревьев - очень высоко
  • Растительность - очень высоко
  • Затенение - ультра высоко
  • Ландшафт - ультра высоко
  • Геометрия - ультра высоко
  • Пост-обработка - высоко
  • Текстуры - ультра высоко
  • Тени - ультра высоко
  • Детализация - высоко
  • Окружение - высоко
  • HDR-рендеринг - вкл.
  • Bloom - вкл.

Кадры/сек

Min | Avg | Max

1680x1050

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

1920x1200

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Один из излюбленных тестов nVidia, именно здесь ее видеокарты постоянно доминировали, но только не сейчас. Barts XT вполне сопоставим с GTX 470.

Call of Duty: World at War

Версия игры 1.6.2

Настройки:

  • DirectX 9.0
  • Полноэкранное сглаживание (MSAA) - 4х
  • Анизотропная фильтрация (AF) - 16х
  • Вертикальная синхронизация - выключено
  • Тени - вкл.
  • Карты бликов – вкл.
  • Имитация океана – вкл.
  • Динамическая листва – вкл.
  • Следы пуль – вкл.
  • Размер текстур – экстра
  • Размер карт нормалей – экстра
  • Размер карт бликов – экстра

кадры/сек

Avg

1920x1200

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Радикальных перемен не видно, а ощущение производительности новой карты складывается от желания AMD вспомнить о существовании «старой» игры COD. Но где тогда адекватное ускорение HD 58xx? Или существующая версия драйверов оптимизируется только для свежевыпущенной продукции? Давно известно: DX 9 играм в большей степени важно количество TMU. А дискриминация необъяснима еще тем фактором, что количество TMU в обоих графических ядрах различно, причем не в пользу Barts.

S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat

Версия бенчмарка 1.0

Настройки:

  • DirectX 11.0
  • Общие установки – ультра
  • Рендер – улучшенное полное освещение
  • Полноэкранное сглаживание - 4х
  • Сглаживание для Альфа тест – откл.
  • Режим SSAO – HDAO
  • Качество SSAO – ультра CS версия
  • Тесселяция – вкл.
  • Реалистичные тени – вкл.
  • Вертикальная синхронизация - выключено

Кадры/сек

Min | Avg | Max

1680x1050

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

1920x1200

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

HD 6870 согласно обещаниям AMD вклинивается между двумя HD 58xx. Таким образом создается напряженная ситуация для старшей карты Cypress, которая не настолько сильно оторвалась от новинки в игре, насколько больше стоит в магазинах.

Unigine Heaven

Версия бенчмарка 2.0

Настройки:

  • DirectX 11
  • Shaders – high
  • Tesselation – normal
  • Anisotropy – 16x
  • Anti-aliasing – 2x

Кадры/сек

Min | Avg | Max

1680x1050

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

1920x1200

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Прогнозируемый рост быстродействия в приложении обусловлен усовершенствованными блоками тесселяции, но все же этого недостаточно для того, чтобы создать конкуренцию ядру GF100.

Dirt 2

Настройки:

  • DirectX 11
  • Полноэкранное сглаживание (АА) 4x
  • Ночное освещение - высоко
  • Тени - высоко
  • Частицы - высоко
  • Зеркала – очень высоко
  • Зрители – очень высоко
  • Поверхность земли - высоко
  • Пилоты – очень высоко
  • Машины вдалеке - очень высоко
  • Объекты – очень высоко
  • Деревья – очень высоко
  • Отражения – очень высоко
  • Пост-обработка - высоко
  • Следы тормозов - вкл.
  • Отраженное освещение - высоко
  • Ткань - высоко

Кадры/сек

Avg

1680x1050

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

1920x1200

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Metro 2033

Версия 1.01

Настройки:

  • DirectX 11
  • Полноэкранное сглаживание – ААА
  • Качество – очень высокое
  • Улучшенная глубина резкости – вкл.
  • Тесселяция – вкл.

Кадры/сек

Min | Avg | Max

1680x1050

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

1920x1200

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Антуражная игра с потрясающей графикой и немыслимыми требованиями к аппаратной начинке компьютера, особенно к его графической части. Я бы сравнил ее с легендарным Crysis, только с возможностями DX 11. А что касается распределения мест, то результат полугодичной работы AMD налицо. Barts XT смело нужно сравнивать с HD 5870 и GTX 470.

Stone Giant

Настройки:

  • DirectX 11
  • Diffusion DOF – вкл.
  • Анизотропная фильтрация (AF) – 16x
  • Displasing mapping – вкл.
  • Тесселяция – высоко.

Кадры/сек

Avg

1680x1050

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

1920x1200

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Stone Giant пока еще не является законченной игрой, но как тест производительности вполне подходит. И если существенных изменений в «движке» не произойдет, то для HD 6870 складывается вполне ясная и светлая картина.

BattleField Bad Company 2

Версия 1.2

Настройки:

  • DirectX 11
  • Полноэкранное сглаживание (AA) – 8х MSAA
  • Анизотропная фильтрация (AF) – 16x
  • Уровень детализации - высокий
  • Качество текстур - высокое
  • Качество теней - высокое
  • Качество эффектов - высокое
  • Сложное затенение HBAO - вкл.
  • Вертикальная синхронизация – выкл.

Кадры/сек

Min | Avg | Max

1680x1050

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

1920x1200

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Все четко проходит по рельсам обещаний AMD. «Полосатая» новинка маячит в толпе своих конкурентов в лице HD 5870, 5850 и GTX 470.

Aliens vs Predator 3

Версия - 1.03

Настройки:

  • DirectX 11
  • Полноэкранное сглаживание (MSAA) - 4х
  • Анизотропная фильтрация (AF) - 16х
  • Texture Quality – очень высоко.
  • Shadow Quality – высоко.
  • Screen Space Ambient Occlusion – вкл.
  • DX11 Tessellation – вкл.
  • DX11 Advanced shadow sampling – вкл.

Кадры/сек

Avg

1680x1050

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

1920x1200

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Ситуация кардинальным способом не меняется и в последнем тесте, где можно наблюдать ожесточенную борьбу HD 6870 среди основных соперников.

Усредненная производительность AMD HD 6870, составленная по результатам всех тестов, в сравнении с остальными видеокартами:

Свежее программное обеспечение (драйвера 10.10х) позволяют Barts"у XT соперничать на равных с HD 5870. Если цена на новинку будет близка к рекомендованной, то можно говорить об очень удачном предложении на рынке.

Компания MSI продолжает радовать покупателей нестандартными решениями. По мере обновления модельного ряда AMD и NVIDIA пополняется и семейство видеоадаптеров Hawk. Сегодня мы рассмотрим одну такую модель на базе Radeon HD 6870 . Старший адаптер на Barts изначально работает почти на пределе возможностей по тактовой частоте для этого GPU. Интересно взглянуть, смогут ли инженеры MSI доработать карту так, чтобы она могла предложить пользователям что-то больше, чем стандартная версия этого графического ускорителя.

Коробка MSI Hawk имеет традиционное оформление и откидывающуюся боковую панель, на которой описаны все технологические преимущества видеокарты.


Комплект поставки включает:

  • переходник DVI/D-Sub;
  • два переходника питания c двух molex на PCI-E 6-pin;
  • три переходника для измерения напряжения V-Check Points;
  • инструкции.
Видеокарта довольно массивная. Дизайн верхнего кожуха, ранее остававшийся неизменным для всех моделей серии Hawk, немного преобразился. Да и под кожухом видно, что скрывается довольно мощный радиатор.



Набор внешних интерфейсов остался стандартным — пара mini Display Port, один HDMI и два DVI.


Сбоку платы расположено три разъема для мониторинга напряжений GPU, RAM и VDCCI. Для удобства использования мультиметра в комплекте имеются три переходника под щупы прибора. Ближе к разъему CrossFire имеется небольшой джампер, с помощью которого пользователь может переключиться на один из двух BIOS. В каждом прошит разный профиль управления вентиляторами кулера — для Silent и Performance режимов. На задней стороне платы имеется группа светодиодов, служащих индикатором загрузки фаз. Возле них расположен еще один небольшой переключатель OCP Unlocker, позволяющий снять ограничение по току для экстремального разгона.



Взглянем ближе на обновленную систему охлаждения Twin Frozr III. Из медного никелированного основания выходят пять тепловых трубок (центральные диаметром 6 мм, крайние по 8 мм) и пронизывают 41 тонкую алюминиевую пластину.




Производитель говорит о преимуществе над референсным охлаждением в 21 градус при уровне шума на 7 дБ ниже.


Хотя на фоне большого радиатора кажется, что диаметр вентиляторов стал скромнее со времен MSI R5870 Lightning и R5850 Twin Frozr II , на самом деле за обдув отвечают все те же 80-мм вентиляторы Power Logic PLD08010S12HH. Но крыльчатка их имеет нетипичную форму с изгибом на краях лопастей. Такая форма, согласно заявлениям производителя, позволяет увеличить воздушный поток на целых 20% в сравнении с традиционной крыльчаткой. Вот только на старых Twin Frozr применялись вентиляторы с сильно закрученными лопастями и диаметр сердцевины был меньше, так что эти 20% не относятся к разнице между вентиляторами Twin Frozr II и Twin Frozr III.


На силовые элементы системы питания и микросхемы памяти установлена массивная черная пластина-радиатор. Выглядит внушительно, особенно если вспомнить тоненькую пластинку у R5870 Lightning, которая по площади была меньше.



Видеоадаптер может похвастать 10 фазами питания, восемь из которых приходится на систему питания графического процессора. Применены компоненты Military Class II — долговечные японские полимерные конденсаторы, фирменные дроссели SFC и танталовые конденсаторы (в данном случае он, правда, всего один).



Функции управления питанием GPU возложены на контроллер uP6218AN.


А вот и сам GPU Barts:


На плате распаяны микросхемы памяти Hynix H5GQ1H24AFR T2C, которые рассчитаны на 5 ГГц.


По тактовым частотам MSI R6870 Hawk отличается от референса совсем незначительно — ядро работает на 930 МГц (что на 30 МГц выше нормы), а память функционирует на положенных 4200 МГц.


В режиме Silent в нашем стандартном 12-минутном тесте Crysis Warhead на максимальных настройках качества изображения (1920x1200, DirectX 10, Very High, AA4x) GPU прогрелся до 65 °С при 23 градусах в помещении. Но вот тихой видеокарту в таком режиме не назвать. Небольшой гул от двух вентиляторов на 2600 об/мин слышен весьма отчетливо.


В стресс-тесте Furmark при разрешении 1680х1050 с включенными displacement mapping и пост-эффектами температура достигла 71 градуса, а вентиляторы раскрутились до 3100 об/мин.


При переключении видеокарты в режим Performance вентиляторы стали работать на 4-5% быстрее, но максимальные температуры остались такими же. В Crysis Warhead ядро прогрелось до 65 °С.


В Furmark температура не превысила 71 °С.


Низкая температура в Silent-режиме говорит о хорошем потенциале кулера. Поэтому мы решили протестировать карту на пониженных оборотах. Ниже 2000 об/мин добиться стабильности не удалось. А вот при работе кулера на 45% (около 2100 об/мин) проблем со стабильностью не возникало, и температура GPU не превышала 67 °С.


Теперь о разгоне. В последних beta-версиях MSI Afterburner 2.1 доступны для регулирования кроме питающего напряжения GPU еще и напряжение на памяти и VDCCI. На практике, как оказалось, для разгона «на воздухе» ничего кроме первого параметра изменять не надо, от поднятия прочих напряжений реальной пользы нет.


Для начала мы попробовали подобрать максимальные рабочие частоты так, чтобы сохранить более-менее приемлемый уровень шума, не поднимая обороты вентиляторов. При работе вентиляторов на 50% от максимума достичь полной стабильности при заметном повышении частот не вышло. В итоге мы остановились на разгоне 970/4676 МГц при 54% (2700 об/мин), что даже чуть меньше того уровня, до какого раскручиваются вентиляторы в режиме Performance. Питающее напряжение 1,184 В не повышалось.


Максимальный разгон оказался не намного больше. Добиться стабильности на частоте ядра свыше 1005 МГц нам не удалось. Хотя пройти 3DMark Vantage не было проблемой и при 1030 МГц, любое более серьезное приложение через некоторое время вводило карту в «ступор». Память разогналась до 4736 МГц. Чуть поднять планку стабильного разгона GDDR5 помогло улучшенное охлаждение. Напряжение ядра для 1005 МГц повышалось до 1,284 В.

Другие участники тестирования

Основным соперником рассмотренного R6870 Hawk выступит референсный видеоадаптер от MSI, модель R6870-2PM2D1GD5. Поскольку референсный представитель уже детально рассматривался на нашем сайте, мы отметим лишь особенности комплектации и температурный режим.


Комплект поставки включает:
  • переходник DVI/D-Sub;
  • переходник с mini Display Port на Display Port;
  • два переходника питания с двух molex на PCI-E 6-pin;
  • мостик CrossFire;
  • диск с драйверами и дополнительным ПО;
  • инструкции.
Внешне R6870-2PM2D1GD5 отличается от обычного референса только наклейкой на кожухе системы охлаждения. Частоты стандартные — 900/4200 МГц.



Ранее фигурировавший на нашем сайте HIS 6870 Fan 1GB (H687F1G2M) продемонстрировал отличный разгон при своем номинальном напряжении и очень горячий нрав при высоком уровне шума. Референс от MSI оказался более правильным — и температуры ниже, и шум весьма умеренный. Скорее всего, первый тестовый семпл HIS имел повышенное напряжение, что и было следствием высокого нагрева, шума и хорошего разгона без софтвольтмода.

В номинале MSI R6870-2PM2D1GD5 прогрелся до 79 °С в игровом режиме (Crysis Warhead) и до 86 °С в FurMark.



Разгон составил 1010/4564 МГц при повышенном с 1,171 до 1,243 В напряжении. Обороты о вентилятора установливались на максимум.


Младшая модель на GPU Cayman. Референсный видеоадаптер, предоставленный компанией AMD. Номинальные частоты 800 и 5000 МГц для ядра и памяти соответственно. Разгон 920/5640 МГц при повышенном напряжении 1,225 В. Отметим еще, что в нашем тестировании результаты этого адаптера на старом драйвере ATI Catalyst 10.11. К сожалению, у нас не было возможности повторить тесты на более новом программном обеспечении.


Честь NVIDIA будет отстаивать видеокарта Palit GeForce GTX 560 Ti Sonic 1024MB GDDR5 , которой мы уже посветили отдельную статью. В данном тестировании эта модель выступит и в роли референсной карты. В итоговые диаграммы включены результаты на рекомендованных частотах 822/1644/4008 МГц, плюс результаты на родных частотах Sonic 900/1800/4200 МГц и при разгоне до 955/1910/4640 МГц.
Характеристики видеокарт
Видеоадаптер Radeon HD 6950 Radeon HD 6870 GeForce GTX 560 Ti Sonic
Ядро Cayman Pro Barts XT Barts XT GF114 GF114
Количество транзисторов, млн. шт 2640 1700 1700 1950 1950
Техпроцесс, нм 40 40 40 40 40
Площадь ядра, кв. мм 389 255 255 332 332
Количество потоковых процессоров 1408 1120 1120 384 384
Количество текстурных блоков 88 56 56 64 64
Количество блоков рендеринга 32 32 32 32 32
Частота ядра, МГц 800 930 900 900 822
Частота шейдерного домена, МГц 800 930 900 1800 1644
Шина памяти, бит 256 256 256 256 256
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Частота памяти, МГц 5000 4200 4200 4200 4008
Объём памяти, МБ 2048 1024 1024 1024 1024
Поддерживаемая версия DirectX 11 11 11 11 11
Интерфейс PCI-E 2.1 PCI-E 2.1 PCI-E 2.1 PCI-E 2.0 PCI-E 2.0
Заявленная максимальная потребляемая мощность, Вт 200-140 н/д 151 н/д 170

Тестовый стенд

Конфигурация тестового стенда следующая:

  • процессор: Core i7-965 (3,2@3,95 ГГц, BCLK 172 МГц);
  • кулер: Thermalright Venomous X;
  • материнская плата: Gigabyte GA-X58A-UD3R (Intel X58 Express);
  • память: G.Skill F3-12800CL8T-6GBRM (3x2GB, DDR3-1600@1720 МГц, 8-8-8-24-1T);
  • жесткий диск: Hitachi HDS721010CLA332 (1 ТБ, SATA2, 7200 об/мин);
  • блок питания: Seasonic SS-850HT (850 Вт);
  • операционная система: Windows 7 Ultimate x64;
  • драйверы видеокарты HD 6950: ATI Catalyst 10.11;
  • драйверы видеокарт HD 6870: ATI Catalyst 11.1;
  • драйверы видеокарты GeForce GTX 560 Ti: NVIDIA GeForce 266.66.
В операционной системе были отключены User Account Control, Superfetch, Windows Defender, файл подкачки и визуальные эффекты интерфейса. Методика тестирования описана в одном из прошлых материалов.

Температурный режим

Для большей наглядности мы отобразили данные по температурам GPU у MSI R6870 Hawk и R6870-2PM2D1GD5 в виде единой диаграммы.


Hawk справляется с охлаждением графического чипа на 14-15 градусов Цельсия лучше референса.

Результаты тестирования



Разница между обычным Radeon HD 6870 и Hawk менее двух процентов. Даже с максимальным разгоном Hawk не догнать Radeon HD 6950 и GeForce GTX 560 Ti.

Crysis: Warhead



В реальной игре преимущество Hawk над референсом более заметно — три процента. Разгон до 970/4676 МГц позволяет выиграть 6-7% производительности, до 1005/4736 МГц — 9%. Примечательно, что на частотах 970/4676 Hawk демонстрирует такой же уровень производительности, что и собрат на 1010/4564 МГц.

S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat



Мизерная разница в производительности между MSI Hawk и референсом. При разгоне разница еще меньше. Прирост от максимального разгона — от 6 до 8%. Небольшой стимул, тем более что ни одну из старших видеокарт все равно не догнать.

Battlefield: Bad Company 2


Игра не очень требовательная, поэтому тестирование проводилось сразу же при включенном сглаживании.


Hawk выигрывает у референса 3%, но только по среднему fps. При разгоне адаптер нагоняет Radeon HD 6950 по средней частоте кадров, но по-прежнему уступает по минимальному показателю.

Metro 2033



MSI Hawk обходит референс на 3% в более простом режиме, при активном эффекте Depth Of Field разница уже менее 1,5%. Разгон помогает HD 6870 нагнать работающий в номинале GeForce GTX 560 Ti.

Сравнение производительности MSI R6870 Hawk и R6870-2PM2D1GD5 на одинаковых частотах

Во многих приложениях был виден трехпроцентный прирост производительности у MSI R6870 Hawk, что как раз соответствует разнице в частоте в 3%. Но при разгоне такой линейной масштабируемости производительности от разгона GPU не наблюдается. Да и результаты Hawk на 970 МГц очень близки к результатам референса на 1010 МГц. Чтобы расставить все точки на «i», мы сравнили оба Radeon HD 6870 на одинаковых частотах 900/4200, чтобы выявить различия между ними.

Преимущество, %

Extreme
Overall Score
7941 7870
- 0,9
GPU Score 7669 7597 - 0,9
Crysis Warhead,
1920x1200
average fps 32,7
33,2 +1,5
min fps
24,8
25,3 +2
Crysis Warhead,
1920x1200, AA4x
average fps 28,9
29,3 +1,4
min fps
21,1
21 - 0,5
Bad Company 2,
AA4x
average fps
50,8
51,35 +1,1
min fps 36
36 0

За исключением синтетики R6870 Hawk демонстрирует преимущество в среднем около 1,5% над референсом.

Выводы

Настало время подвести итоги и составить общее мнение о видеокарте MSI R6870 Hawk. Данная модель значительно холоднее референса. По уровню шума разницы особой нет, но потенциал кулера позволяет вручную еще понизить обороты и добиться полного акустического комфорта. В целом, система охлаждения Twin Frozr III порадовала мощным радиатором на GPU и VRM (а последнее вызывало у нас некоторые нарекания в прошлых моделях). Немного непонятная ситуация с вентиляторами. Их новые лопасти должны поднять эффективность, но увеличившаяся сердцевина никак не будет способствовать созданию более мощного воздушного потока. А судя по одинаковой маркировке с вентиляторами в старых Twin Frozr II в обоих случаях размер ротора одинаков.

Отметим небольшое преимущество в производительности на одинаковой частоте с референсом. Является ли это следствием форсированных таймингов у Hawk или неудачной их комбинации у MSI R6870-2PM2D1GD5 трудно ответить однозначно без сравнения с другими референсными видеоадаптерами. Мы больше склоняемся к первому варианту. И такое «ускорение» позволяет Hawk демонстрировать при меньших частотах уровень производительности максимально разогнанного референса.

Усиленная система питания, точки контроля напряжений и возможность управления ими посредством программного обеспечения — оверклокерский функционал Hawk как всегда на высоте. Проблема только в том, что если речь идет о повседневном разгоне, то ничего выдающегося от карты вы не получите. Просто Radeon HD 6870 изначально работает на очень высокой частоте и потенциал GPU Barts около 1 ГГц. Более высокие значения разгона — дело удачи и возможностей каждого отдельного кристалла. Хотя запас у Hawk еще есть, нам без проблем удалось пройти 3DMark Vantage на 1030 МГц, но в тяжелых режимах реальных приложений добиться стабильности уже было невозможно. Разгон памяти у Hawk лучше, но достигнуть номинальных 5 ГГц для использующихся микросхем памяти тоже не удалось. Так что причина вновь в GPU, а точнее в контроллере памяти. Для рядового пользователя, который не собирается ставить рекорды, преимущества любой подобной улучшенной и оверклокерской видеокарты (не только MSI Hawk) минимальны.

Оборудование для тестирования было предоставлено следующими компаниями:

  • 1-Инком — память G.Skill F3-12800CL8T-6GBRM;
  • AMD — видеокарта Radeon HD 6950;
  • DCLink — видеокарта Palit GTX 560 Ti Sonic;
  • MSI — видеокарты R6870 Hawk и MSI R6870-2PM2D1GD5;
  • Syntex — блок питания Seasonic SS-850HT (S12D-850).
  • Исследования зависимости температуры от скорости вращения вентилятора.
  • Вступление

    В конце лета пришлось попрощаться с канадскими корнями графического подразделения AMD, и, видимо, зря. Проведенные опросы на нескольких зарубежных сайтах выявили неоднозначное отношение респондентов к такому решению. Более половины участников сожалеют, что больше не увидят знакомую надпись, при этом не меньшая часть уже не ассоциирует аббревиатуру из трех букв с видеокартами. Иными словами, ATi помнят и не хотят забывать. Тогда зачем было отказываться от хорошо знакомого бренда? Возможно, в AMD считают, что пора отучать опытных и матерых потребителей от устаревшего названия, ведь все молодые как бы уже свыклись с приставкой AMD, а зачастую и вовсе не вспоминают про ATi.

    Но постойте! Торговая марка всех видеокарт AMD/ATi по-прежнему именуется "Radeon". Что это – двойные стандарты? Двоякая ситуация сложилась и для описания авторами комплектующих: правильно - "ATi HD 5850", неправильно - "AMD HD 5850", а для свежевыпущенных графических адаптеров все наоборот. Честно говоря, так и запутаться недолго. Может, стоит упростить до простой приставки Radeon, а через полгода – год вернуться к имени производителя. Исходя из тех же опросов, 3/4 склонны считать видеокарты ATi/AMD именно Radeon’ами, а кто их сделал - не столь важно.

    Этой осенью, вопреки знакомым традициям первыми вышли в свет видеокарты среднего ценового сегмента, призванные скорее расширить диапазон занимаемых мест на рынке, нежели полностью заменить существующие. Если раньше между $179 и $229 у AMD не было представлено ни одного приемлемого варианта, то теперь там находится привлекательный Radeon HD 6850.

    Таблица характеристик

    На данный момент мы можем наблюдать сразу несколько конкурирующих карт одной компании. Так, до определенного времени на рынке будут сосуществовать HD 5850 и HD 6870. Естественно, что по мере истощения складов, первая пропадет с прилавков.

    Не стоит жестко привязываться к «рекомендуемой цене» производителя, она приведена лишь для сравнения. В реальности сумма, необходимая на покупку, напрямую зависит от конъюнктуры рынка и сезонности (...или, говоря без умняков, алчности продавца и всех тех, кто сопутствует попаданию видеокарт на витрины - прим. ред. ).

    Характеристики HD 5830 HD 5850 HD 5870 HD 6850 HD 6870 GTX 465 GTX 470 GTX 480
    Кодовое имя Cypress LE Cypress Pro Cypress XT Barts Pro Barts XT GF100 GF100 GF100
    Техпроцесс, нм 40 40 40 40 40 40 40 40
    Размер
    ядра/ядер, мм 2 .
    334 334 334 255 255 Количество
    транзисторов,
    млн.шт.
    2154 2154 2154 1800 1800 3200 3200 3200
    Частота ядра,
    2D|3D, МГц
    157 | 800 157 | 725 157 | 850 100 | 775 100 | 900 50/100 | 607/1215 50/100 | 607/1215 50 / 100 | 702/1402
    Напряжение
    на ядре,
    2D|3D, В
    0,95 | 1,15 0,95 | 1,10 0,95 | 1,15 0,96 | 1,21 0,96 | 1,21 0,9 | 1,05 0,9 | 1,0 0,96 | 1,05
    Число шейдеров
    (PS), шт.
    1120 1440 1600 960 1120 352 448 480
    Число блоков
    растеризации(ROP), шт.
    16 32 32 32 32 32 40 48
    Число текстурных
    блоков(TMU), шт.
    56 72 80 48 56 44 56 64
    Максимальная
    скорость закраски,
    Гпикс/сек
    12,8 23,2 27,2 24,8 28,8 19,5 24,3 33,6
    Максимальная
    скорость выборки
    текстур, Гтекс/сек
    44,8 52,2 68 37,2 50,4 26,7 32,4 42,1
    Версия
    пиксельных/вер-
    тексных
    шейдеров
    5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0
    Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
    Эффективная частота
    памяти, 2D|3D, МГц
    1200 | 4600 1200 | 4000 1200 | 4800 300 | 4000 300 | 4200 67 | 3206 67 | 3306 67 | 3700
    Напряжение
    на памяти, 2D|3D, В
    1,6 | 1,6 1,6 | 1,6 1,6 | 1,6 1,6 | 1,63 1,6 | 1,6 1,57 | 1,6 1,57 | 1,6 1,57 | 1,6
    Объём памяти,
    Мбайт.
    1024 1024 1024 / 2048 1024 1024 1024 1280 1536
    Шина памяти,
    бит
    256 256 256 256 256 256 320 384
    Пропускная способность
    памяти, Гб/сек
    147,2 128 153,6 128 134,4 102,6 133,9 177,4
    Потребляемая
    мощность, 2D|3D, Вт
    24 | 175 27 |170 27 |188 15 |127 19 | 151 нд | 200 нд | 215 нд | 250
    Crossfire / SLi да да да да да да да да
    Размер карты
    (ДхШхВ), мм
    282x100x38 244х100х37 282х100х38 233x100x37 248х100х37 270x100x38 270x100x38 270x100x38
    Рекомендованная
    цена, $
    229 299 399 179 239 279 (229) 349 (259) 499

    Вполне резонно считать, что основными соперниками для AMD HD 6870 являются несколько карт. Это HD 5830, а после уценки до $229 и GTX 465. Немногим дороже будет еще одна пара: HD 5850 и GTX 470. Ожесточенная конкуренция за кошельки покупателей рано или поздно приводит к вынужденным уценкам. Будем надеяться, что этой осенью или зимой представится случай «урвать» уходящие со сцены Cypress’ы.

    Архитектура AMD HD 6870

    Основной подход конструирования GPU не изменился по сравнению с ранее выпущенными графическими ядрами. Чтобы оценить нововведения, или лучше сказать видоизменения разумно один раз взглянуть на блок схему Barts XT.

    И сравнить ее с Cypress…

    На первый взгляд все одинаково, но внимательно рассмотрите области потоковых процессоров. Ядро Barts состоит из 14 SIMD ядер, в то время как Cypress из 20-ти. Но меньше не значит хуже: в отличие от «старшего брата», у обеих карт HD 68xx, словно в оркестре, не один дирижёр, а целых два (Ultra threaded dispatch processor). На их "плечах" лежит работа по равномерному распределению задач для суперскалярных процессоров.

    Помимо увеличенного количества «руководителей» сократилось число «подчиненных» - ради улучшения эффективности пришлось пожертвовать количеством. Впрочем, я полагаю, что физически кристалл GPU Barts содержит 20 SIMD, но искусственно ограничен до 14. Полноценный GPU, скорее всего, обретет название AMD HD 6990 и будет состоять из двух графических ядер.

    Но на этом различия не заканчиваются. Предлагаю совершить небольшое путешествие в историю создания пока что самого удачного изобретения ATi/AMD – R600.

    Появившись в 2007 году в виде Radeon HD 2900 Pro и XT, он представлял собой прогрессивное суперскалярное решение, которое на многие годы вперед определило вид современных графических процессоров AMD. Для более подробного изучения перейдем к сравнению.

    R600 RV770 Cypress Barts
    Схематичный вид
    Название Thread Processor (5-ти полосный суперскалярный шейдерный процессор) Thread Processor (5-ти полосный суперскалярный шейдерный процессор) Thread Processor (5-ти полосный суперскалярный шейдерный процессор)
    4 4 4 4
    Формат инструкций VLIW VLIW VLIW VLIW
    1 1 1 1
    0 1 1 0
    5 5 5 5
    Пиковое количество операций с плавающей точкой (FP), шт. 10 10 10 10
    Частота GPU, МГц 742 750 850 900

    В основе каждого блока содержится 5 «скаляров», способные обрабатывать до четырех инструкций: одну сложную (sin, cos,и т.п.), четыре простых, до двух с двойной точностью (FP64). По аналогии с R600, ради экономии транзисторного бюджета Barts лишен поддержки FP64.Таким образом, если не брать в расчет новый техпроцесс, то современное ядро среднебюджетной видеокарты является уменьшенной и разогнанной копией R600.

    R600 RV770 Cypress Barts
    Схематичный вид
    Название SIMD Core SIMD Core SIMD Core SIMD Core
    Количество процессоров, шт. 16 16 16 16
    Гранулярность, ед. 64 64 64 64
    Объем общей памяти, Кб 8 16 32 32
    Количество Single Precision FMAD юнитов, шт. 64 64 64 64
    Количество SFU (Super Function Unit) юнитов, шт. 16 16 16 16
    Количество FMAD юнитов с операциями двойной точности, шт. 0 16 16 0
    Количество потоковых процессоров, шт. 80 (16х5) 80 (16х5) 80 (16х5) 80 (16х5)
    160 160 160 160
    4 4 4 4

    По мере внедрения современных литографических техпроцессов AMD удалось в один SIMD уместить дополнительную кэш-память, которая жизненно необходима для DX 11. В остальном наблюдается лишь планомерное уменьшение GPU.

    R600 RV770 Cypress Barts
    Схематичный вид
    Количество блоков процессоров, шт. 4 10 20 14
    Объем общей памяти, Кб 0 16 64 64
    Количество юнитов фильтрации текстур, шт. 16 40 80 56
    Количество Single Precision FMAD юнитов, шт. 256 640 1280 896
    Количество SFU (Super Function Unit) юнитов, шт. 64 160 320 224
    Количество FMAD юнитов с операциями двойной точности, шт. 0 160 320 0
    Сумма потоковых процессоров, шт. 320 (80х4) 800 (80х10) 1600 (80х20) 1120 (80х14)
    Пиковое кол-во операций с плавающей точкой (FP), шт. 640 1600 3200 2240
    Макс. производительность операций с плавающей точкой (FP), TFLOPS. 0,475 1,2 2,72 2,02
    Количество блоков тесселяции, шт. 1 1 1 1
    Количество блоков растеризации, шт. 1 1 2 2

    Основная цель – экономия площади ядра - достигнута путем снижения количества SIMD, но объем общей кэш-памяти оставлен на прежнем уровне. Параллельно, чтобы компенсировать производительность Barts по отношению к Cypress, увеличили его частоту. После модернизации ядро новой видеокарты хорошо приспособлено к существующим игровым задачам, а также выигрывает в сложности (количество транзисторов на мм 2) и площади у конкурента GF104.

    После всех вышенаписанных слов у кого-то точно появится легкое чувство дежавю. Видимо, судьба nVidia G92 чем-то схожа с R600 и последующими этапами модернизации. Но смею вас разочаровать, части GPU ATi/AMD - это не кубики и шарики, которыми можно манипулировать и создавать новые комбинации под требуемые параметры. Для переработки существующей конструкции ядра требуются новые расчеты, моделирования, опытные образцы и т.п. После цикла работ придется выпускать пилотную партию и долго ее тестировать, а исходя из существующих цен, обновление GPU обходится не менее чем в 30-35 миллионов долларов.

    В наше время практически каждый производитель, претендующий на покорение своими продуктами оверклокерской аудитории, просто обязан выпустить какую-нибудь линейку необычных комплектующих. Это в первую очередь недешевые решения, ориентированные на определенную потребительскую аудиторию. Так сложилось, что компания MSI в последнее время радует нас в основном оверклокерскими видеокартами. Причем ни о каком копировании референсных решений речи не идет. Это самобытные продукты, объединяющие в себе лучшие достижения инженеров компании. Они обладают широкими возможностями по настройке рабочих параметров и хорошим запасом прочности, позволяющем говорить о установке новых планок разгона с помощью таких продуктов. Сегодня у нас под прицелом видеокарта MSI Radeon HD 6870 Hawk , наделенная некоторыми интересными особенностями, о которых мы напишем чуть ниже. А пока начинаем осмотр.

    В этом разделе полагается описывать комплект, но увы, на тест попала только карта. Ничуть не смутившись продолжаем, ведь считать шнурки это скучно.






    Весьма внушительно. Внешний вид карты не оставляет сомнений - перед нами топовый и интересный продукт. Первое что бросается в глаза это фирменная 2х вентиляторная система охлаждения Twin Frozr 3 прикрытая стильным алюминиевым кожухом.


    Создается впечатление, что над созданием данной СО была проделана большая работа, что должно положительным образом сказаться на результатах тестирования. Тепло от никелированного медного основания отводят пять тепловых трубок. Три из них более тонкие, 6мм, но пара крайних несколько толще - целых 8 мм.


    Такого набора вполне достаточно для процессорного кулера средней руки, что уж говорить о кулере на видеокарту. Трубки пронизывают плотный массив алюминиевых пластин прикрытый кожухом, который направляет нагретый воздух вверх.


    По обоим сторонам от основания кулера в пластинах сделаны специальные выемки для вентиляторов, такая компоновка экономит место и позволяет уложиться в габариты двухслотовой системы охлаждения.


    Обдувает эту конструкцию пара тонких тринадцатилопастных вентиляторов, лопасти которых почему-то напоминают когти хищной птицы (странно, да?). Вентиляторы способны разгонятся до внушительных 4200 об/мин, так что совать пальцы в эту мясорубку не рекомендуется.

    Питание на видеокарту подается через пару 6ти контактных разъемов, что является совершенно обычным делом для 6870. Силовые элементы и память видеокарты прикрыты отдельным монолитным радиатором черного цвета. Решение очень удачное, так как позволяет устанавливать альтернативные системы охлаждения исключая перегрев элементов схемы питания и связанных с этим проблем. Передача тепла от элементов к радиатору осуществляется через резиноподобную термопрокладку, что является одним из самых популярных решений на сегодняшний день.



    Сама печатная плата выглядит необычно для HD 6870, в основном благодаря усиленной 8+1фазной системе питания графического ядра и видеопамяти. В глаза сразу бросаются SFC дроссели, которые являются фирменной фишкой от MSI и твердотельные конденсаторы во всех необходимых местах.




    Управляет этим микросхема up6218AM.


    Из особенностей данной платы стоит отдельно отметить переключатель для видео БИОСа, с помощью которого меняется схема работы системы охлаждения, разъемы для мониторинга напряжений V-Pll, V-Gpu, V-Mem и переключатель отвечающий за аппаратный обход защиты OCP. В целом этот комплекс решений призван серьезно облегчить жизнь оверклокерам-экстремалам, избавив их от большого количества рутинной работы.




    Также на плате присутствует линейка из восьми светодиодов, предположительно отвечающая за активность фаз конвертера питания. Производитель видеопамяти Hynix.

    Суммарные технические характеристики видеокарты:

    • Семейство графического ядра: Barts
    • Частота графического процессора: 930 МГц
    • Количество универсальных потоковых процессоров: 1120 шт.
    • Количество блоков растеризации: 32 шт.
    • Тип видеопамяти: GDDR5
    • Частота видеопамяти:1050 МГц (4200 МГц эффективная)
    • Объем видеопамяти: 1024 МБ
    • Разрядность шины памяти: 256 бит
    • Выходы: 2x DVI, 2x mini DP, 1x HDMI

    Тестовый стенд:

    • Intel Core i7 2600K @ 5 ГГц 4c/8t
    • Материнская плата - Asrock P67 Professional Fatal1ty
    • Оперативная память - 2×2048 Mb Princo Turbo 2133Mhz 9-11-9-31
    • Видеокарта - MSI R6870 HAWK (Radeon HD 6870)
    • Блок питания Cooler Master RS700-ASAA-A1 700W
    • Жесткий диск -
    • ОС — Windows 7 Professional


    Тестовые приложения:

    • Lost Planet 2
    • Unigine Heaven Benchmark 2.5
    • Mafia 2
    • Just Cause 2
    • Сталкер Зов Припяти
    • Metro 2033
    • 3DMark Vantage
    • 3DMark 11
    • Resident Evil 5
    • Alien vs Predator DX11 Benchmark

    Разгон видеокарты не вызвал никаких проблем и накладок и составил 1050/1150 МГц. При этом для прохождения всех тестов напряжение на графическом ядре пришлось поднять с 1.187 В до 1.325 В, обороты вентилятора были увеличены до максимальных. В данном режиме видеокарта сохраняла стабильность во всех тестовых приложениях, полученные результаты в которых отражены на графиках ниже:



    Heaven Benchmark 2.5

    • API: DirectX 11
    • Stereo 3D: Disabled
    • Shaders: High
    • Tesselation: normal
    • Anisotropy: 4
    • Anti-aliasing: off
    • FullScreen: yes
    • Resolution: 1680×1050


    Alien vs Predator DX11

    • Resolution 1680×1050
    • Texture quality: 2
    • Shadow quality: 3
    • Anisotropic Filtering: 16
    • SSAO: On
    • Vertical Sync: Off
    • DX11 Tesselation: On
    • DX11 Advanced Shadows: On
    • DX11 MSAA Samples: 1


    Just Cause 2

    • Texture detail: high
    • Shadow quality: medium
    • Anti-aliasing: 4x
    • Anisotropic filtering: 16x
    • Water detail: very high
    • Objects Fetail: low
    • Decals: on
    • Soft paraticles: on
    • V-sync: off
    • High-Res shadows: off
    • SSAO: off
    • Point light specular: off
    • Тест: The Dark Tower


    Lost Planet 2 DX11

    • Разрешение: 1680х1050
    • Режим экрана: Полноэкранный
    • Частота обновления: 56Гц
    • Верт. Синхронизация: выкл
    • Сглаживание: нет
    • Размытие движения: вкл
    • Качество теней: высокое
    • Качество текстур: высокое
    • Качество отрисовки: высокое
    • Качество DX11: среднее
    • Тест производительности А


    Mafia 2

    • Общий уровень качества: по выбору
    • Разрешение: 1680х1050
    • Полный экран: вкл
    • Яркость: 3
    • Анизотропная фильтрация: 16Х
    • Уровень качества теней: высокий
    • Размытие окружения: вкл
    • Уровень детализации геометрии: высокий
    • Apex PhysX: выкл


    Metro 2033 Benchmark 1.02 DirectX 11

    • Resolution: 1680×1050
    • Quality: Very High
    • Antialiasing: AAA
    • Anisotropic filtering: 16x
    • Scene: Frontline


    Resident Evil 5 (DX10)

    • Разрешение экрана: 1680х1050
    • Режим отображения: полноэкранный
    • Частота обновления: 60Гц
    • Вертикальная синхронизация: выкл
    • Частота кадров: разблокировано
    • Сглаживание: выкл
    • Размытие движения: выкл
    • Качество теней: высокое
    • Качество текстур: высокое
    • Общее качество: высокое
    • Фиксированный тест (DX10)


    Сталкер: Зов Припяти

    • Профиль: Высокий DX10


    Видеокарта демонстрирует адекватный частоте прирост производительности и является вполне достаточной для абсолютного большинства игр сегодняшнего дня.

    Нагрев и шум. В напарники для данного теста попали Sapphire HD 6870 TOXIC и HD 6870 в референсном исполнении. Для начала были выяснены показатели эффективности системы охлаждения в абсолютном значении. Для этого обороты вентиляторов у всех трех видеокарт были увеличены до 100% и был произведен прогрев с помощью утилиты Furmark 1.9.0. Для чистоты эксперимента частоты видеокарт и напряжения на графическом процессоре были приведены к одному значению. Затем мы выяснили эффективность систем охлаждения в авторежиме, для видеокарты MSI таких режимов целых два. Отдельной строчкой идет режим работы MSI HD 6870 HAWK в режиме разгона с поднятием напряжения.

    Значения оборотов вентилятора во время тестов:

    MSI HD 6870 Hawk

    Silent

    • Простой - 1530 об/мин.
    • об/мин.

    Performance

    • Простой - 1530 об/мин.
    • об/мин.
    • 100% - 4200 об/мин.

    Sapphire HD 6870 TOXIC

    • Простой - 1270 об/мин.
    • об/мин.
    • 100% — 3600 об/мин.

    Reference HD 6870

    • Простой - 1430 об/мин.
    • об/мин.
    • 100% — 4410 об/мин.

    Как мы можем видеть из графика MSI HD 6870 Hawk обладает самой эффективной системой охлаждения из представленных к сравнению конкурентов. Уровень шума в простое практически неощутим, при работе под нагрузкой видеокарту становится отчетливо слышно, но шум не вызывает дискомфорта.

    У MSI в очередной раз получилось сделать отличную видеокарту, которая наверняка понравится многим пользователям. Данный продукт практически лишен недостатков - хорошие шумовые и температурные показатели, серьезный разгонный потенциал и дополнительные возможности для оверклокеров не оставят равнодушными никого.

    По итогам тестирования видеокарте вручается награда «Выбор редакции».

    AMD Radeon HD 6870M (или ATI Mobility Radeon HD 6870) - это мобильная видеокарта high-end класса с поддержкой DirectX 11. По сути, это тот же адаптер ATI Mobility Radeon HD 5870 с более медленной частотой ядра. Таким образом, производительность примерно такая же, как и в устаревших картах (до сих пор поддерживается UVD2 и первичная технология Eyefinity).

    Интерфейс памяти ATI Mobility Radeon HD 6870 состоит из двух 64-битных контроллеров, которые ведут к 128-битной шине памяти, которая может получить доступ к 1024 Мб видеопамяти DDR3 или GDDR5 (512 Мб GDDR3). Если ноутбуком используется память (G)DDR3, то производительность будет не так хороша как с GDDR5.

    HD 6870M использует 800 MADD-ядер (так называемых потоковых процессоров), которые сгруппированы в 160 пятимерных групп. Ядра аппаратно поддерживают все функции DirectX 11 (тесселяция, рендеринг прозрачных и полупрозрачных объектов, пост-обработка, прорисовка теней, HDR-текстуры). Кроме того, на чипе можно обнаружить 16 блоков ROP, 40 блоков TMU и 40 TAU-блоков. В итоге, 1040 Mio-транзисторов предлагают теоретическую мощность вычислений до 1.08 TFLOPS (к примеру, у ATI Mobility Radeon HD 5870 это значение равно 1.12 TFLOPS). К слову, 1 TFLOPS - это 1012 операций с плавающей запятой в секунду.

    Для выполнения общих вычислений графическая карта использует ATI Stream, OpenCL и DirectCompute 11.

    Игровая производительность графического процессора примерно такая же, как и у HD 5870 , то есть вполне приемлема для современных игр (2010 года). Во все игры, кроме Metro 2033 и Crysis, можно играть при большом разрешении на высоких настройках.

    Серия 6800M карт Mobility Radeon HD оснащается устаревшим видеопроцессором UVD2, который служит для декодирования HD-видео с помощью графического адаптера. Он работает только с VC-1, H.264 и MPEG-2, но, в отличие от UVD3 (используется в 6900M-серии), не поддерживает DivX. С появлением Flash 10.1, карты 6800M-серии стали помогать в ускорении Flash HD видео (например, YouTube).
    Так же, как и Radeon HD 5870, адаптер 6870M может передавать HD аудио форматы (например, Dolby True HD и DTS HD Master Audio) к HDMI 1.3a (8 каналов и 192 кГц / 24 бит).

    6870M , по-прежнему, поддерживает первое поколение технологии Eyefinity (а не улучшенную Eyefinity +), благодаря которой можно подключать к графической карте до 6 мониторов одновременно (если только ноутбук оснащен достаточным количеством интерфейсов DisplayPorts). Из-за большого энергопотребления Mobility Radeon HD 6870M устанавливается в большие ноутбуки с хорошей (по всей видимости, громкой) системой охлаждения.

    Если сравнивать адаптер с картами для настольных ПК, Mobility Radeon HD 6870M по производительности находится между Radeon HD 5750 и 5770 .

    Производитель: AMD
    Серия: Radeon HD 6870M 800@675MHz
    Код: Granville-PRO
    Потоки: 800 - unified
    Тактовая частота: 675 MHz* МГц
    Частота шейдеров: 675 MHz* МГц
    Частота памяти: 1000* МГц
    Разрядность шины памяти: 128 Бит
    Тип памяти: DDR3, GDDR3, GDDR5
    Максимум памяти: 1024 Мб
    Общая память: нет
    DirectX: DirectX 11, Shader 5.0
    Транзисторов: 1040 млн
    Технология: 40 нм
    Дополнительно: Eyefinity (up to 6 displays), HD Audio (Dolby True HD, DTS HD), HDMI 1.3a, Avivo HD (UVD2.2)
    Размер ноутбука: большой
    Дата выхода: 04.01.2011

    * Указанные тактовые частоты могут быть изменены производителем