Виды звуковых карт. Нужна ли звуковая карта? Зачем нужна внешняя звуковая карта для ноутбука

С проблемой выбора звуковой карты сталкивался практически любой начинающий музыкант. Давно прошли те годы, когда звуковая карта была у всех одинаковая – Sound Blaster! На сегодняшний день ассортимент оборудования просто огромен, однако выбрать из этого многообразия нужный вариант звуковой карты – задача не из лёгких.

Немного истории.

Раньше отдельной звуковой карты в большинстве компьютеров не было, и многие даже не задумывались о выводе звука из ПК. Другие могли купить единственную представленную на рынке в те далекие годы модель – тот самый SB от фирмы Creative. И карта выглядела действительно как карта.

Прошли годы, и теперь звуковые карты похожи на коробочки различных размеров с кучей разных «крутилок-вертелок», которые для неискушенного пользователя выглядят практически одинаково.

Сегодня мы научимся разбираться в этом многообразии, подбирать оборудование применительно к вашим задачам, покупать то, что вам действительно нужно.

Виды звуковых карт

Давайте разделим звуковые карты на условные категории (так нам будет легче в них разобраться), разберем, для кого предназначена каждая группа и каким основным функционалом она обладает. Это поможет нам определить, какое оборудование нужно для выполнения именно тех задач, которые вы себе ставите.

1. Начнем, пожалуй, с самой простой категории звуковых карт. Это устройства, предназначенные для замены встроенной в материнскую плату ЗК в ноутбуках и персональных компьютерах. Обычно они имеют довольно небольшой корпус, часто неотключаемый провод USB. Основная задача этих устройств – вывести звук из компьютера. Опционально присутствует возможность подключения микрофона/гитары, наушников. Качество этих устройств далеко от профессионального, но и пресловутый АС97 они превосходят.

Такие устройства помогут, если в ноутбуке вдруг вышла из строя звуковая карта либо если вам необходимо выводить звук на внешнее устройство с качеством и задержками, превосходящими тот же RealTek.

Примерами таких звуковых карт могут быть карты серии UCA от Behringer, U24XL и UGM96 от ESI.

Внешняя звуковая карта для компьютера BEHRINGER UCA222

2. Следующая категория размером крупнее и функционалом шире. Эти Ззвуковые карты уже имеют на борту микрофонный предусилитель (часто с фантомным питанием), высокоомный вход для гитары, разъем для наушников. Могут обеспечить Direct Monitoring и т. д. Тем не менее это все еще портативные устройства, которые можно брать с собой, например, в парк, чтобы музицировать на открытом воздухе. Внешнего питания им не нужно, а функционала с лихвой хватает для большинства электронных музыкантов, начинающих рэперов и независимых композиторов. Так же эта группа устройств будет интересна блогерам Youtube, ведь большинству из них вряд ли нужно подключить больше одного микрофона. Качество преобразователей этих устройств на ступеньку выше, а наличие микрофонного предусилителя с фантомным питанием позволит добиться более прозрачного звучания вокала, более разборчивой записи речи.

На фото – звуковая карта Steinberg UR12 для подключения одного микрофона

3. Третья обширная категория состоит из двухканальных устройств, которые в стандартной комплектации имеют 2 входа и 2 выхода. В этой группе есть как бюджетные, так и значительно более дорогие звуковые карты. По факту от предыдущей группы они отличаются незначительно. Наличие двух полноценных входов (часто на комбинированных разъёмах) позволяет писать одновременно 2 микрофона, либо 2 гитары, либо синтезатор/пианино в стерео. Некоторые устройства этой группы имеют не 2, а 4 выхода, что позволяет подключить в небольшой студии 2 пары мониторов либо отдать звук на внешний эффект-процессор. Также интересны устройства, имеющие в качестве дополнительных цифровые разъемы S/P-DIF, которые можно использовать для подключения внешних устройств, исключая преобразование в аналог.

M-audio M-Track, Focusrite Scarlett 2i2/2i4, Behringer UMC202/UMC204, Steinberg UR22/UR242, ROLAND RUBIX22/RUBIX24 – популярные и любимые многими устройства, которые отлично подойдут для небольшой домашней студии либо музыкантам, которым необходимо писать 2 канала по входу одновременно.

На фото – небольшая домашняя студия звукозаписи

4. Мы подошли к самой функциональной, самой мощной категории ЗК. Это многоканальные интерфейсы, чаще всего выполненные в рековом или полурековом корпусе, с кучей различных кнопочек, лампочек, крутилочек и издалека похожие на пульт управления самолетом.

В этой категории есть как бюджетные устройства, например, M-audio M-Track Quad, Tascam US 4*4/US 16*08/US 20*20, Focusrite Scarlett 18i8, PRESONUS STUDIO 18|10, так и профессиональные звуковые интерфейсы фирм RME, Universal Audio, Avid, Prism sound, позволяющие писать около 12–30 каналов одновременно. Стоимость такого оборудования может достигать сотен тысяч рублей, поэтому эти устройства в основном выбирают профстудии. Устройства этого класса оборудованы высококачественными микрофонными предусилителями, обеспечивающими прозрачное и нейтральное звучание. Для таких устройств характерна низкая задержка при работе с аудио. Если вы профессионально занимаетесь музыкой, если вам необходимо писать живую ударную установку, хор, ансамбль – эти устройства именно для вас.

Профессиональная звуковая карта TASCAM US 16 x 08

Дополнительные функции.

После того как мы разобрались с группами устройств, давайте рассмотрим, какие у них могут быть дополнительные функции, наличие или отсутствие которых поможет вам определиться с выбором интерфейса:

Не все устройства оснащаются микрофонными предусилителями с фантомным питанием, поэтому если вы предполагаете использование конденсаторного микрофона, наличие такого предусилителя просто необходимо;

Не все устройства оборудуются инструментальным входом, если вы пишете только вокал, если вы видеоблогер или исполнитель рэп-музыки, вам это может быть неважно. Гитаристам же этот вход жизненно необходим;

Некоторые устройства могут обладать не одним, а двумя выходами для наушников, что будет очень полезным при записи вокала.

Для некоторых музыкантов могут быть очень полезны устройства со встроенным DSP-процессором. Этот процессор позволит применять некоторые эффекты без подключения внешнего процессора. Список возможных эффектов обычно ограничивается парой реверов, компрессором и эквалайзером, но и этого бывает достаточно.

Отдельно хотелось бы отметить устройства Universal Audio Apollo, имеющие на своем борту до четырех DSP-процессоров, с возможностью использования различных плагинов. В магазине UA можно приобрести качественные ревербераторы, эквалайзеры, компрессоры, эмуляторы ленты и другие эффект-процессоры. Работают они на этих картах практически без задержки, позволяя обогатить звучание вашего произведения.

Аудиоинтерфейс Apollo 8 Thunderbolt 2

В заключение.

Обобщая вышесказанное, при выборе интерфейса необходимо определиться со следующими параметрами:

Количество входов/выходов. Нужно вам писать себя любимого или хор?
- Их конфигурация. Пишем конденсаторный микрофон, гитару или все вместе?
- Наличие раздельных регуляторов основного микса и наушников.
- Наличие нескольких выходов для наушников.
- Наличие цифровых входов/выходов, MIDI-интерфейса, S/PDIF, ADAT.
- Возможность работы без блока питания.
- Наличие DSP-процессора.
- Удобные драйверы, дополнительное программное обеспечение.

Ответив на эти вопросы, вы сможете с легкостью выбрать звуковую карту, которая максимально подходит под ваши требования, имеет весь необходимый функционал на текущий момент и, может быть, даже имеет некоторый запас на будущее.

Для обеспечения работы устройств воспроизведения звука компьютеру или ноутбуку требуется звуковая карта, также называемая аудиокартой. Такие устройства бывают внешними, внутренними.

Различают их еще по типу подключения: USB, PCI, PCI-E, FireWire, ExpressCard, PCMCIA. Купить звуковую карту на компьютер – сложная задача, требующая знания точных характеристик устройства, в которое она будет установлена.

Что такое звуковая карта

Аудиокарта – это звуковая плата, отвечающая за создание, преобразование, усиление, редактирование звука, воспроизводимого персональным компьютером, ноутбуком или любым другим похожим устройством. Карты разделены на несколько классов по характеру их расположения:

  • внешняя;
  • внутренняя;
  • внутренняя с внешним модулем.

Зачем нужна звуковая карта

Звуковая плата нужна для корректного, точного и своевременного воспроизведения звуков, запрашиваемых компьютерными программами и операционной системой устройства через динамики, наушники. Без нее компьютер или ноутбук не сможет послать внешним модулям воспроизведения какой-либо звуковой сигнал, так как иной компонент со схожими функциями в нем отсутствует.

Устройство

Звуковая плата компьютера состоит из нескольких связанных аппаратных систем, отвечающих за сбор, производство, обработку аудиоданных. Предназначение двух главных аудиосистем состоит в «аудиозахвате» и работе с музыкой: ее синтезе, воспроизведении. Доступ к памяти устройства осуществляется напрямую через коаксиальный или оптический кабель. Генерация звука происходит в процессоре цифровых сигналов (DSP): он проигрывает определенные ноты, регулирует их тон, частоту. Мощность DSP и общая сумма доступных нот называется полифонией.

Типы звуковых карт

Можно отыскать на рынке аудиокарты в ударопрочном, влагонепроницаемом корпусе. Такой тип лучше подойдет для подключения продвинутой аудиосистемы, запуска мощнейших игр. Отдельные платы и интегрированные аудиокарты – более стандартное решение, отличающееся усредненными параметрами. Карты делятся на три типа по возможности демонтажа, расположению относительно устройства:

  • интегрированная;
  • внутренняя дискретная;
  • внешняя дискретная.

Лучшие звуковые карты

Выбор звуковой карты сопряжен с трудностями. Такие устройства многофукциональны, поэтому набор характеристик для одной аудиокарты может разительно отличаться от любой другой. Многие дорогие модули стоит приобретать только на распродаже или со скидкой, ведь их цена может быть завышена. Чтобы понять, какие звуковые карты подойдут для конкретной цели, ознакомьтесь с достоинствами, недостатками, функциями и параметрами лучших моделей.

Профессиональная

Эта аудиокарта занимает положение классом выше других внешних устройств на рынке. Она – отличный выбор для студийной записи:

  • название модели: Motu 8A;
  • цена: 60000 р.;
  • характеристики: подключение USB 3.0, дополнительный интерфейс thunderbolt, Ethernet.
  • плюсы: поддержка ASIO 2.0, модуль управления на корпусе;
  • минусы: высокая цена, непрочная оболочка.

В следующей модели стандарты фирмы Motu обеспечивают качественную обработку сигналов, она оснащена внешним блоком, а дизайн радует глаз:

  • название модели: Motu 624;
  • цена: 60000 р.;
  • характеристики: подключение thunderbolt, через usb порты, 2 входа XLR;
  • плюсы: одновременная работа с несколькими многоканальными системами;
  • минусы: необходимость дополнительного питания, сильно греется.

Многоканальная

Плата ST-Lab будет долго радовать качественным звучанием и отсутствием цифровых шумов:

  • название модели: ST-Lab M360;
  • цена: 1600 р.;
  • характеристики: вывод многоканального звука, ЦАП 16 бит/48 кГц, 8 аналоговых аудиовыходов;
  • плюсы: компактная внешняя карта, низкая стоимость;
  • минусы: ASIO 1.0.

Фирма ASUS отличается надежностью, качеством, долговечностью устройств.Убедитесь сами на примере Xonar DGX:

  • название модели: ASUS Xonar DGX;
  • цена: 3000 р.;
  • характеристики: звук 7.1, 8 аудиовыходов, подключение PCI-E отдельным внутренним модулем;
  • плюсы: чистый звук, множество разъемов;
  • минусы: большой размер.

Карты PCI

Внутренние дискретные и интегрированные платы славятся отличным качеством звука, высокими частотами:

  • название модели: ASUS Xonar D1;
  • цена: 5000 р.;
  • характеристики: интерфейс PCI, ЦАП 24 бит/192 кГц, многоканальный звук 7.1;
  • плюсы: оптический выход S/PDIF, поддержка EAX v.2, ASIO 2.0;
  • минусы: периодически выдает громкий цифровой шум.

Платы Creative позволят насладиться качественным звучанием любого формата мультимедиа:

  • название модели: Creative Audigy;
  • цена: 3000 р.;
  • характеристики: интерфейс PCI, коаксиальный выход, 1 разъем mini-Jack;
  • плюсы: альтернативные драйверы расширяют возможности аудиокарты;
  • минусы: издает громкий хлопок при выключении устройства.

USB-аудиокарта

Портативные аудиоплаты смогут обеспечить великолепный аудиосигнал в любом месте:

  • название модели: Zoom UAC-2;
  • цена: 14000 р.;
  • характеристики: внешняя карта, интерфейс USB 3.0, ударопрочный корпус, ЦАП 24 бит/196 кГц;
  • плюсы: качество/стоимость, необходимый минимум для студийной записи;
  • минусы: не очевидны настройки кнопок панели управления, нет обозначений.

Внешние модули компьютера должны быть не только удобными, но и качественными. Line 6 POD даст возможность расположить расширенную аудиосистему, где угодно:

  • название модели: Line 6 POD studio UX2;
  • цена: 16000 р.;
  • характеристики: 24 бит/96 кГц, стерео аудиовыходы, многоканальный звук 7.1;
  • плюсы: возможность подключения множества устройств, отличное шумоподавление;
  • минусы: цена не соответствует функциональности, качеству.

С оптическим выходом

Оптоволоконные кабели дают непревзойденную защиту от помех. Оцените чистое звучание с аудиокартами Universal Audio:

  • название модели: Universal Audio Apollo Twin SOLO Thunderbolt;
  • цена: 40000 р.;
  • характеристики: оптический выход S/PDIF, EAX v.2, ASIO 2.0;
  • плюсы: чистый многоканальный звук, отличная карта для студийной записи;
  • минусы: малое количество выходов.

С фирмой ASUS приобрести качественную аудиоплату стало еще проще. Отличное сочетание стоимость/качество и чистый звук помогут по достоинству оценить любой трек:

  • название модели: ASUS Strix Raid PRO;
  • цена: 7000 р.;
  • характеристики: интерфейс PCI-E, оптический выход S/PDIF, ASIO 2.2, 8 каналов;
  • плюсы: пульт управления, возможность подключения наушников до 600 Ом;
  • минусы: ПО конфликтует с другими звуковыми драйверами.

Звуковая карта 7.1

Если вам сложно найти недорогую хорошую аудиоплату, портативность, надежность, эргономичность и расширенное управление этой модели раскроют все возможности аудиосистемы:

  • название модели: HAMA 7.1 surround USB;
  • цена: 700 р.;
  • характеристики: внешняя аудиокарта, USB 2.0, стерео аналоговые аудиовыходы;
  • плюсы: простота управления, хороший усилитель;
  • минусы: низка частота.

Многоканальные аналоговые аудиовыходы способствуют комфортному прослушиванию любимой музыки с любыми аудиосистемами:

  • название модели: BEHRINGER U-PHORIA UM2;
  • цена: 4000 р.;
  • характеристики: интерфейс USB, ASIO 1.0, 2 аналоговых выхода;
  • плюсы: отлично подойдет при черновой записи вокальной партии;
  • минусы: нет отдельного регулятора громкости наушников.

Звуковая карта 5.1

Распространенный формат 5.1 подойдет при использовании как простых, так и расширенных аудиосистем:

  • название модели: Creative SB 5.1 VX;
  • цена: 2000 р.;
  • характеристики: интегрированная звуковая плата системы 5.1;
  • плюсы: подойдет любому компьютеру, карта подключается легко, быстро;
  • минусы: звуковые чипы плохо припаяны, что вызывает задержки звука, подключение микрофона нестабильно.

Creative SB Live! 5.1 подходит для подключения профессиональных звуковых систем и студийной записи:

  • название модели: Creative SB Live! 5.1;
  • цена: 4000 р.;
  • характеристики: 6 выводов многоканального звука;
  • плюсы: поддержка звуковых расширений современных компьютеров;
  • минусы: карта не подойдет для меломана в виду низкой разрядности.

Аудиофильская

Настоящие любители музыки смогут оценить идеальное звучание, доступное с аудиоплатами ASUS Sonar Essence:

  • название модели: ASUS Sonar Essence STX II 7.1;
  • цена: 18000 р.;
  • характеристики: 8 выходов, в т.ч. коаксиальный S/PDIF;
  • плюсы: чистое воспроизведение вокала, инструментальной музыки;
  • минусы: не SSD жесткие диски создают сильные фоновые помехи.

Качественный звук и уникальные решения в настройке драйверов улучшат работу вашей аудиосистемы с ASUS xonar Phoebus:

  • название модели: ASUS xonar Phoebus;
  • цена: 10000 р.;
  • характеристики: 2 аналоговых канала, 2 разъема 3,5 мм;
  • плюсы: все настройки драйвера находятся на специальном окне-баннере;
  • минусы: отсутствие технической поддержки.

Для наушников

Не все наушники могут точно передать звуковой сигнал. Преобразователи MOTU Audio Express решают эту проблему:

  • название модели: MOTU Audio Express;
  • цена: 30000 р.;
  • характеристики: интерфейс USB 2.0, коаксиальный вход/выход, 2 разъема наушников;
  • плюсы: крепкий корпус, чистое воспроизведение через наушники;
  • минусы: близкое расположение внешних элементов управления.

Фирма Tascam предлагает аудиоплаты, помогающие в работе музыкантам за счет отличной передачи сигнала:

  • название модели: Tascam US366;
  • цена: 10000 р.;
  • характеристики: USB 2.0, инструментальный выход, фантомное питание.
  • плюсы: аналоговые выходы и jack дают идеальное звучание;
  • минусы: нестабильные драйвера.

Для ноутбуков

Аудиокарты для ноутбуков набирают популярность. Внешние модули улучшат звучание:

  • название модели: Creative X-FI Surround 5.1 Pro;
  • цена: 5000 р.;
  • характеристики: интерфейс USB 2.0, Asio v.2.0, многоканальный звук 5.1, 6 аналоговых разъемов;
  • плюсы: усилитель для наушников, стильный дизайн;
  • минусы: не поддерживает ОС Linux.

Качество звука на ноутбуках всегда было проблемой. Решите ее с Creative sound blaster:

  • название модели: Creative sound blaster Omni Surround 5.1;
  • цена: 9000 р.;
  • характеристики: 24 бит/96 кГц, 6 аудиовыходов, подключение через USB 2.0, оптический выход S/PDIF;
  • плюсы: расширенные возможности оптимизации микрофона, наушников;
  • минусы: может издавать цифровые шумы при повышении нагрузки на центральный процессор.
  • цена: 12000 р.;
  • характеристики: интерфейс USB 3.0, 24 бит/192 кГц, по 2 многоканальных выхода XLR, Jack, аналоговых;
  • плюсы: наличие всех необходимых разъемов;
  • минусы: регистрация в программе поддержки драйвера может вызвать затруднения у пользователя.
  • Лучшая бюджетная звуковая карта

    В продаже имеются недорогие аудиоплаты, по качеству не уступающие дорогостоящим вариантам:

    • название модели: ASUS Xonar U3
    • цена: 1400 р.;
    • характеристики: внешняя аудиокарта, USB 3.0, 2 аналоговых выхода, 16 бит/42 кГц;
    • плюсы: отлично улучшает качество звука маломощного устройства;
    • минусы: отсутствие поддержки ASIO.

    Фирма Creative предлагает карты, не превышающие по стоимости 2000 рублей:

    • название модели: Creative SB Play;
    • цена: 1600 р.;
    • характеристики: USB 1.1, ЦАП 16 бит/48 кГц, 2 аналоговых разъема;
    • плюсы: маленькая, удобна аудиокарта, долговечность;
    • минусы: выходная частота ниже, чем у большинства внутренних интегрированных плат.

    Как выбрать звуковую карту

    Чтобы найти подходящую аудиокарту для ноутбука или компьютера, обратите внимание при выборе на следующие критерии:

    1. Форм-фактор. Он же – тип расположения. Внешняя карта нужна лишь в определенных случаях, а внутренняя подойдет не к каждому устройству.
    2. Частота дискретизации воспроизведения. Форматы аудиофайлов могут иметь отличающиеся требования к частоте синтезируемой волны. Для стандартного MP3 файла нужно 44,1 кГц, а для DVD-формата уже 192 кГц.
    3. Уровень сигнал/шум. Чем выше значение, тем лучше звучание. Стандартный звук – от 70 до 80 децибел, идеальный – около 100 дб.

    Внешнюю

    Дискретная звуковая плата предназначена для подключения мощных профессиональных аудиосистем, создающих практически идеальное звучание. Она же подойдет любителям компьютерных игр, в которых большую роль играет звуковая составляющая. Важные параметры:

    1. Корпус. Любой внешний модуль подвержен потенциальной опасности. Оболочка должна быть выполнена из ударопрочного материала.
    2. Разъемы и количество каналов. Чем больше типов, тем лучше. Не все аудиосистемы используют стандартные выходы jack, mini-jack, micro-jack.

    Внутреннюю

    Выбор внутренней аудиокарты или платы строится в основном вокруг наличия слота под нее или типа крепления к материнской плате, но есть и другие критерии:

    1. Тип подключения. Разъем PCI использовался в старых моделях материнских плат, у большинства производителей он заменен на PCI-Express. Сначала узнайте, какой разъем поддерживается компьютером.
    2. Тип крепления. Внутренние карты могут быть дискретными и интегрированными. Для установки последних может понадобиться помощь компьютерного мастера.

    Видео

    Привет, друзья! Сегодня мы с вами поразмышляем, нужна ли звуковая карта при сборке компьютера. Имеется в виду дискретное устройство, покупка которого может вылиться в приличную сумму.

    О недостатках интегрированных звуковых карт

    Многие пользователи, при сборке ПК даже не задумываются от том, что может потребоваться дискретная звуковуха. Еще бы: это устройство почти всегда интегрировано в материнскую плату, а переплачивать непонятно за что никому не охота, не так ли?

    К сожалению, такое «условно-бесплатное» решение не всегда удовлетворит запросы пользователя. Почему так происходит? Звуковухи, встроенные в материнку для ПК или ноутбука, имеют ряд недостатков, о которых следует знать.

    Во-первых , чтобы удешевить девайс, инженеры стараются сделать его максимально простым. Не всегда удается достигнуть баланса между ценой и качеством, как и в случае с любыми комплектующими. Главная особенность интегрированных звуковых плат в том, что они лишены собственного процессора, а задача по обработке звука ложится на ЦП.

    Сюда относится микширование каналов, коммутация и обработка звукового потока, которые также часто обрабатываются программно, с помощью звукового драйвера. Естественно, софт всегда уступает «камню».

    Из аппаратных компонентов оставлены ЦАП и АПЦ, операционные усилители с обвязкой и контроллер для обмена данными с южным мостом. Недостатки такого решения очевидны: увеличивается нагрузка на центральный процессор.

    Несмотря на то, что «камень» с легкостью справляется с большинством потоковых задач, возможны ситуации его полной нагрузки.

    Особенно это актуально для игр: детализация 3D объектов может «сожрать» все ресурсы компа, вследствие чего наблюдается рассинхронизация видеоряда и сопровождающего звука, кратковременное отсутствие звука или «заикания».
    Это часто происходит, если, на не самом мощном компьютере параллельно запустить требовательную к ресурсам игру и аудиоплеер.

    Во-вторых , у внутренних звуковух почти всегда аналоговая часть звукового тракта имеет весьма посредственные характеристики, что обусловлено использованием дешевых компонентов. Все эти элементы смонтированы прямо на плате, а значит никак не защищены от наводки высокочастотных помех, непременно возникающих при работе компьютера.

    Третий недостаток , не столь явный – ограниченность звуковухи, в плане подключения внешних устройств. Чаще всего, такая карта имеет всего три слота: линейный и микрофонный входы, а также стереовыход для наушников или колонок.

    Кроме того, «заточены» они для подключения бюджетных устройств, которыми чаще всего пользуется большинство юзеров.

    Если говорить о наушниках, то в фокусе – маломощные модели с импедансом до 32 Ом. Высокоомным наушникам (от 100 и выше) уже не хватит мощности звуковой карты, поэтому звук будет очень тихим и возможны искажения амплитудно-частотной характеристики.

    Микрофонный же усилитель такой платы рассчитан на использование мультимедийных микрофонов и гарнитур. Реализовать весь потенциал, даже полупрофессионального динамического микрофона, увы, не получится.

    Однако это совсем не значит, что встроенные звуковые карты никуда не годятся: с целевыми задачами они отлично справляются. Для воспроизведения потокового радио, просмотра фильма, организации конференции или видео звонка, использования голосового чата в многопользовательских играх, их параметров обычно достаточно.

    Если же перед компом стоят особые задачи, понадобится уже внешняя плата.

    Что важно учитывать перед покупкой устройства

    Применения более совершенной системы, требуют все задачи, так или иначе связанные с полупрофессиональной обработкой звука – сочинение и запись музыки, вокал, многодорожечная звукозапись, монтаж, оцифровка записей с аналоговых носителей. Большинство этих задач требует наличие на компьютере драйверов ASIO.
    Для записи вокала или музыкального инструмента, требуется наличие усилителя, который не всегда есть во встроенной звуковой карте. Речь идет именно о вокале: голосовое сообщение или подкаст с нормальной громкостью голоса, можно записать на любую звуковуху.

    Также при отсутствии усилителя, оцифрованные записи обычно отличаются отвратительным качеством, хотя в этом случае много зависит и от источника. Также следует учитывать, что интерфейсом MIDI, необходимого для подключения многих инструментов, встроенные звуковые карты почти никогда не оборудованы.

    Отдельно хочу упомянуть стримеров и летсплейщиков, которые специализируются на играх. В первом случае нагрузка на компьютер возрастает: кроме того, что запущена сама игра, видеоряд и звук нужно транслировать на специализированный ресурс. Причем в хорошем качестве, так как их аудитория весьма требовательна в этом плане.

    При записи игрового процесса и дальнейшей обработке с целью публикации на видеохостинге, может подстерегать еще один неприятный сюрприз: игра работала без лагов, а вот, например, BandiCam или Fraps, записали процесс с «заиканиями».

    Пляски с бубном и ковыряние в настройках видеограббера и самой игры, обычно бесполезны: причина в недостаточной мощности звуковой платы, которая уже не вытягивает запись звука без задержек.

    Но даже если вы не стример и не летсплейщик, а просто хотите собрать мощный игровой комп, наличие хорошей дискретной звуковой карты лишним не будет.

    Также заслуживают внимания господа меломаны и прочие аудиофилы с дорогими качественными стереосистемами. Чтобы звук был достойным, и звуковуха потребуется соответствующая. Увы, качество звука – понятие субъективное и не поддается измерению .

    При этом следует учитывать многие другие факторы: размеры помещения, его форму, расположение стереосистемы и прочее, а также шум, издаваемый самим компьютером. Не исключено, что в этом случае уже придется позаботиться в том числе и о его снижении.

    Мнение автора

    Сегодня рынок звуковых карт подвергся четкому разделению на устройства, направленные на профессиональное использование при звукозаписи и создании музыки и мультимедийные звуковухи, используемые в том числе и в игровых ПК.

    При выборе следует учитывать особенности устройства: наличие портов для USB микрофона, для наушников 7.1, выходную мощность, если есть ресивер и многое другое. Но даже купив, сравнительно недорогое устройство стоимостью от 1 000 рублей, при апгрейде компа, разницу вы уже можете почувствовать.

    Если вы солидарны со мной в этом вопросе и намереваетесь приобрести звуковую карту, советую ознакомиться с публикацией о ее . Также полезными могут оказаться статьи и о том, в компьютере.

    По поводу где лучше совершить покупку? Необходимые комплектующие вы можете найти в этом популярном интернет магазине . Кстати, рекомендую лично. Спасибо за внимание, друзья, и до следующих встреч. Буду признателен всем, кто поделится этой публикацией в социальных сетях.

    Домашний компьютер уже давно из рабочей станции превратился в полноценное мультимедийное устройство. Помимо серфинга в интернете и общения в соц. сетях, современный ПК позволяет своему владельцу просматривать видеоролики, слушать музыку, обрабатывать аудиофайлы, играть и пр. Чтобы выводить аудио сигнал на колонки или наушники, необходима звуковая карта (ЗК). Далее рассмотрим существующие разновидности, назначение и конструктивные особенности этих устройств.

    Как выбрать звуковую карту

    Главной задачей звуковой карты является преобразование цифрового сигнала в аналоговый, вывод его на наушники, колонки и пр. Сегодня, все современные материнские платы оснащены интегрированной звуковой картой, которая способна обеспечить вполне сносное качество звука. Минусами данного решения являются:

    • снижение производительности компьютера, обусловленное расходом ресурсов центрального процессора;
    • отсутствие качественного преобразователя сигнала, который обрабатывается при помощи аппаратного кодека.

    Это основные факторы, заставляющие пользователей отказываться от интегрированных решений и приобретать дискретные модели для своих компьютеров. Для того чтобы правильно выбрать данное устройство, нужно ознакомиться с видами звуковых карт, их назначением, техническими характеристиками, сферой применения.

    Виды звуковых карт

    Сегодня, все звуковые карты принято классифицировать по следующим признакам:

    1. Типу расположения. Различают интегрированные, внутренние, внешние.
    2. Способу подключения. Интегрированные карты – не съемные, впаяны непосредственно в материнскую плату. Внутренние модели подключаются к системной плате через разъемы PCI или PCI-Express. Внешние, подключаются к ПК через порт USB или через высокоскоростной интерфейс

    Совет: при выборе недорогой внешней модели, лучшим вариантом подключения будет использования высокоскоростного порта USB 3.0. Если в вашем ПК такового не предусмотрено, то можно приобрести плату расширения, подключаемую к разъему PCI.

    1. Техническим характеристикам. Наиболее значимые позиции в технических характеристиках звукового модуля – соотношение сигнал/шум, коэффициент гармоник. Для хороших карт первый показатель находится в пределах 90 – 100 Дб; второй – менее 0,00 1%.

    Важно! Обращайте внимание на разрядность цифро-аналогового и аналого-цифрового преобразователя. Норма – 24 Бита. Чем выше данный показатель – тем лучше качество (ЗК).

    1. Назначению. Звуковые модули можно условно разделить на мультимедийные, геймерские, профессиональные.

    Внешняя звуковая карта

    Внешние аудиокарты представляют собой небольшое устройство, которое подключается к ноутбуку или ПК по высокоскоростному интерфейсу FireWire. Данная конструкция решила две основных проблемы: увеличила помехоустойчивость карты, что положительно отразилось на качестве звука, освободила слот PCI, количество которых в ПК ограничено.

    Сегодня, существует два стандарта FireWire: IEEE 1394, пропускная способность которого 400 Мбит/с; IEEE 1394b, который поддерживает скорость передачи данных до 800 Мбит/с. Аудиокарты с интерфейсом IEEE 1394 поддерживают работу до 52 каналов благодаря возможности последовательного подключения устройств на одну шину. Внешние звуковые карты с FireWire интерфейсом относятся к полупрофессиональному и профессиональному оборудованию.

    Важно! Для подключения внешней аудиокарты к лептопу потребуется PCMCI – FireWire переходник.

    Звуковая карта с usb

    Данные устройства появились на отечественном рынке около 6 лет назад. Подключение устройства к ПК происходит через порт USB. Данные модели оснащены выходом на колонки или наушники и входами на один или несколько микрофонов.

    Основные достоинства данной технологии:

    • Универсальность. Все современные компьютеры оснащены данным интерфейсом.
    • Улучшение качества воспроизведения, записи звука, по сравнению с интегрированными моделями.
    • Мобильность, простота подключения, настройки карты. Как правило, большинство бюджетных моделей не требуют установки дополнительных драйверов. На более дорогие модели драйвера поставляются в комплекте с устройством.

    Недостатком данных аудио конвертеров является сравнительно низкая скорость передачи данных. Для интерфейса USB 2.0 скорость передачи данных не превышает 480 Мбит/с.

    Студийные звуковые карты

    Студия звукозаписи имеет свою специфику. Студийные аудиоконверторы оснащены массой различных входных, выходных разъемов для подключения инструментов, микрофонов и другого студийного оборудования. Входные коннекторы:

    • XLR – разъем для подключения конденсаторного микрофона.
    • Jasc3. Не баластный разъем для подключения таких инструментов, как гитара и другие акустические инструменты со звукоснимателями.
    • Jasc3. Баластный разъем для подключения клавишных и т.д.
    • S/PDIF – предназначен для записи цифрового стерео сигнала.

    Выходные:

    • Jasc3. Баластный. Для передачи сигнала на другие устройства.
    • Jasc 5/6.3 Для подключения наушников.
    • S/PDIF – предназначен для передачи цифрового стерео сигнала.

    Для работы аудиоконвертеров, обычно производители поставляют драйвера. Наиболее современные модели не имеют даже их: студийные звуковые карты используют протокол ASIO который позволяет устройству с подключенным инструментом обращаться напрямую.

    Звуковые карты для микрофонов и гитар

    Для записи звука с микрофона или звукоснимателя гитары подойдет практически любая внешняя аудиокарта с необходимым количеством входных разъемов. Единственное, что нужно знать при выборе – это качество устройства, которое, как правило, выражается в его стоимости. Основной проблемой съема звука с микрофона или звукоснимателя акустической гитары является искажения звука. Выбирайте аудиоконвертер премиального сегмента, который позволит сохранить звучание голоса и инструмента в его первородном состоянии.

    Профессиональные звуковые карты

    Особенностью профессиональных конверторов звука является отсутствие драйверов в поставке. Кроме этого, в стандартной комплектации, устройство такого типа не имеет инструментов для регулировки уровня звука. Все операции производятся программно; вся информация выведена на специальную контрольную панель. Качество звука обеспечивается встроенными дорогостоящими преобразователями. Отсутствие помех и искажений – качественными фильтрами питания.

    В профессиональных аудиокартах применяются балластные входы и выходы сигнала. Выходные разъемы адаптированы для подключения музыкальных инструментов: RCA; Jasc 6.3; XLR коннекторы. Особенностью профессиональных карт является способность поддерживать практически все стандарты, и даже такие редко применяемые, как GSIF и ASIO2.

    Особенности звуковых карт lexicon

    Аудиоконверторы Lexicon – это внешние устройства, представляющие собой полноценную студию звукозаписи.

    • Встроенный USB микшер.
    • Специально разработанное ПО с плагином реверберации.

    Оснащение: линейные входы TRS и линейные выходы TRS и RCA. В зависимости от модели, звуковые карты Lexicon позволяют обрабатывать несколько входных сигнала одновременно и записывать два независимых трека. Подключение к ПК через интерфейс USB.

    В качестве заключения

    Как уже отмечалось выше, внешняя звуковая карта может иметь интерфейс USB или FireWire. Все они имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Правильный выбор интерфейса зависит исключительно от поставленной задачи.

    FireWire следует выбирать, если вы музыкант и вам требуется обработка аудиосигнала в режиме реального времени. Карта с высокоскоростным интерфейсом потребуется тем, кто записывает звук одновременно с 18 и более каналов. Для всех остальных случаев специалисты рекомендуют применять USB-аудиокарты, которые просты в использовании и не требую дополнительных вложений для модернизации вашего ПК.

    Всякому человеку для работы нужен инструмент. Так уж получилось, что разумным человек начал называться именно с момента применения инструмента для какого-либо вида деятельности (формулировка хромает, но в целом это так). Собственно, любой музыкант, будучи человеком разумным, должен уметь хотя бы в какой-нибудь степени владеть музыкальным инструментом. Однако в рамках данной статьи речь пойдёт не о музыкальном инструменте в привычном понимании (гитара, фортепиано, треугольник…), а об инструменте, который в дальнейшем необходим для обработки звукового сигнала. Речь пойдёт об звуковом интерфейсе.

    Теоретическая основа

    Оговоримся сразу, звуковой интерфейс, аудио интерфейс, звуковая карта – в рамках изложения являются контекстуальными синонимами. В общем, звуковая карта – это некое подмножество звукового интерфейса. С точки зрения системного анализа, интерфейс – это нечто , предназначенное для взаимодействия двух и более систем. В нашем случае, системы могут быть примерно такими:

    1. звукозаписывающее устройство (микрофон) – система обработки (компьютер);
    2. система обработки (компьютер) – звуковоспроизводящее устройство (колонки, наушники);
    3. гибриды 1 и 2.

    Формально, всё что необходимо простому человеку от звукового интерфейса – это снять данные с устройства записи и отдать их компьютеру или наоборот, забрать данные из компьютера, отправив их на устройство воспроизведения. Во время прохождения сигнала через звуковой интерфейс производится специальное преобразование сигнала для того, чтобы принимающая сторона смогла в дальнейшем этот сигнал обработать. Устройство воспроизведения (конечное) так или иначе воспроизводит аналоговый или синусовый сигнал, который выражается в виде звуковой или упругой волны. Современный компьютер работает с цифровой информацией, то есть информацией, которая закодирована в виде последовательности нулей и единиц (говоря более точным языком, в виде сигналов дискретных полос аналоговых уровней). Таким образом, на звуковой интерфейс накладывается обязательство по преобразованию аналогового сигнала в цифровой и/или наоборот, что собственно и является ядром звукового интерфейса: цифро-аналоговый и аналогово-цифровой преобразователь (ЦАП и АЦП или DAC и ADC соответственно), а также обвязка в виде аппаратного кодека, всевозможных фильтров и пр.
    Современные ПК, ноутбуки, планшеты, смартфоны и пр., как правило, уже имеют встроенную звуковую карту, что позволяет записывать и воспроизводить звуки, при наличии устройств записи и воспроизведения.

    Тут-то и возникает один из самых часто задаваемых вопросов:

    можно ли использовать встроенную звуковую карту для звукозаписи и/или обработки звука?

    Ответ на этот вопрос весьма неоднозначен.

    Как работает звуковая карта

    Разберемся, что же происходит с сигналом, который проходит через звуковую карту. Для начала, попробуем понять, как же цифровой сигнал преобразуется в аналоговый. Как сказано ранее, для подобного рода преобразования используется ЦАП. Не будем вдаваться в дебри аппаратной начинки, рассматривая различные технологии и элементную базу, просто обозначим «на пальцах», что же происходит в «железе».

    Итак, у нас имеется некая цифровая последовательность, которая представляет собой звуковой сигнал для вывода на устройство.

    111111000011001 001100101010100 1111110011001010 00000110100001 011101100110110001

    0000000100011 00010101111100101 00010010110011101 1111111101110011 11001110010010

    Здесь цветами помечены закодированные маленькие кусочки звука. Одна секунда звука может быть закодирована различным количеством таких кусочков, число этих кусочков определяется частотой дискретизации, то есть, если частота дискретизации составляет 44.1 кГц – то одна секунда звука будет разделена на 44100 таких кусочков. Количество нулей и единиц в одном кусочке определяется глубиной дискретизации или квантованием, или, попросту, разрядностью.

    Теперь, чтобы представить, как работает ЦАП, вспомним школьный курс геометрии. Представим, что время – это ось X, уровень – это Y. На оси Х отмечаем количество отрезков, которое будет соответствовать частоте дискретизации, на оси У – 2 n отрезков которое будет обозначать количество уровней дискретизации, после чего, постепенно отмечаем точки, которым будут соответствовать конкретные звуковые уровни.

    Стоит отметить, что реально, кодирование по указанному выше принципу будет иметь вид ломаной (оранжевый график), однако во время преобразования применяется т.н. аппроксимация к синусоиде, или попросту приближение сигнала к виду синусоиды, что приведет к сглаживанию уровней (голубой график).

    Примерно так будет выглядеть аналоговый сигнал, который получается в результате декодирования цифрового. Стоит отметить, что аналогово-цифровое преобразование производится с точностью до наоборот: каждые 1/частота_дискретизации секунд снимается уровень сигнала и кодируется исходя их глубины дискретизации.

    Итак, как работают ЦАП и АЦП разобрались (более-менее), теперь стоит рассмотреть какие параметры влияют на конечный сигнал.

    Основные параметры звуковой карты

    В ходе рассмотрения работы преобразователей мы познакомились с двумя основными параметрами, это частота и глубина дискретизации, рассмотрим их подробнее.
    Частота дискретизации – это, грубо, количество временных отрезков на которые делится 1 секунда звука. Почему же для звукачей так важно иметь звуковую карту, которая способна работать на частоте выше чем 40 кГц. Это связано с т.н. теоремой Котельникова (да-да, опять математика).Если тривиально, то, согласно этой теореме, при идеальных условиях, аналоговый сигнал может быть восстановлен из дискретного (цифрового) сколь угодно точно, если частота дискретизации больше чем 2 частотных диапазона этого самого аналогового сигнала. То есть, если мы работаем со звуком, который слышит человек (~20 Гц – 20кГц) то частота дискретизации будет (20 000 – 20)х2 ~ 40 000 Гц, отсюда и де-факто стандарт 44.1 кГц, это частота дискретизации чтобы наиболее точно закодировать сигнал плюс еще чуть-чуть (это, конечно же, утрированно, поскольку этот стандарт задан компанией Sony и причины гораздо более прозаичны). Однако, как было сказано ранее, это в идеальных условиях. Под идеальными условиями понимается следующее: сигнал должен быть бесконечно протяжённым по времени и не иметь сингулярностей в виде нуля спектральной мощности или пиковых всплесков большой амплитуды. Само собой разумеется, что типичный звуковой аналоговый сигнал не подходит под идеальные условия, ввиду того, что этот сигнал конечен по времени и имеет всплески и уходы в «ноль» (грубо говоря, имеет временные разрывы).


    Глубина дискретизации или разрядность
    – это количество степеней числа 2 определяющее на сколько интервалов будет делиться амплитуда сигнала. Человек, ввиду несовершенства своего звукового аппарата, как правило, ощущает комфорт в восприятии при разрядности сигнала не менее 10 бит, то есть 1024 уровней, дальнейшее увеличение разрядности человек вряд ли как-то ощутит, чего нельзя сказать о технике.

    Как видно из вышесказанного, при преобразовании сигнала звуковая карта идёт на определённые «уступки».

    Всё это приводит к тому, что результирующий сигнал не будет в точности повторять исходный.

    Проблемы при выборе звуковой карты

    Итак, инженер по звуку или музыкант (выберите своё) купил компьютер с новенькой ОС, крутым процессором, большим объёмом оперативной памяти со встроенной в материнскую плату звуковой картой которая распиарена производителем, имеет выходы для обеспечения 5.1 звуковой системы, ЦАП-АЦП имеет частоту дискретизации 48 кГц (это уже не 44.1 кГц!), 24 битную разрядность и прочее-прочее… На радостях инженер устанавливает ПО для звукозаписи и обнаруживает, что данная звуковая карта не может одновременно «снимать» звук, накладывать эффекты и тут же мгновенно воспроизводить. Звук пусть и получается весьма качественным, однако между моментом, когда инструмент воспроизведет ноту, компьютер обработает сигнал и воспроизведет пройдет определенное время или, говоря по-простому возникает лаг. Странно, ведь консультант из эльдорадо так хвалил этот компьютер, распинался про звуковую карточку и вообще… а тут… эх. С горя, инженер, идёт обратно в магазин, отдаёт купленный компьютер, доплачивает еще баснословную сумму, чтобы взамен возвращённого купить компьютер с ещё более мощным процессором, бо́льшим объёмом оперативной памяти, звуковой карточкой на 96 (!!!) кГц и 24 бит и… в итоге то же самое.

    На самом деле, типовые компьютеры с типовыми встроенными звуковыми картами и стоковыми драйверами к ним, изначально не предназначены для того, чтобы в режиме, приближённом к реальному времени обрабатывать звук и воспроизводить его, то есть не предназначены для VST-RTAS обработки. Дело тут нисколько не в «базовой» начинке в виде процессор-оперативная память-жёсткий диск, каждый из этих компонентов способен на такой режим работы, проблема в том, что данная звуковая карта, порой, просто не «умеет» работать в режиме реального времени.
    При работе любого компьютерного устройства ввиду разности в скоростях работы возникают т.н. задержки. Это выражается в ожидании процессором набора данных, которые необходимы для обработки. Помимо этого, при разработке как операционной системы, так и драйверов, а также прикладного ПО, программисты прибегают к т.н. созданию т.н. программных абстракций, это когда каждый вышестоящий слой программного кода «скрывает» всю сложность нижестоящего уровня, предоставляя на своём уровне лишь простейшие интерфейсы. Иногда таких уровней абстракций набирается десятки тысяч. Такой подход упрощает процесс разработки, но увеличивает время прохождения данных от источника к получателю и наоборот.

    На самом деле, лаги могут возникать не только у встроенных звуковых карт, но и тех, которые подключаются через USB, WireFire (земля ему пухом), PCI и пр.

    Чтобы избежать подобного рода лагов, разработчики используют обходные пути, которые позволяют избавиться от ненужных абстракций и программных преобразований. Одним из таких решений является всеми любимый ASIO для ОС Widows, JACK (не путать с разъёмом) – для Linux, CoreAudio и AudioUnit – для OSX. Стоит отметить, что у OSX и Linux всё отлично и без «костылей» как у Windows. Тем не менее, не каждое устройство способно работать с необходимой скоростью и требуемой точностью.
    Допустим, что наш инженер/музыкант относится к разряду Кулибиных и смог настроить JACK/CoreAudio или заставить работать свою звуковую карту с ASIO-драйвером фирмы «народный промысел».

    В лучшем случае, таким образом наш мастер уменьшил лаг с пол секунды до почти приемлемых 100 мсек. Проблема последних миллисекунд кроется ко всему прочему и во внутренней передаче сигнала. При прохождении сигнала от источника через интерфейс USB или PCI к центральному процессору, сигнал курирует южный мост, который собственно и занимается тем, что работает с большей частью периферии и непосредственно подчиняется центральному процессору. Тем не менее, центральный процессор – персонаж важный и занятой, поэтому у него не всегда найдётся время вот-прямо-сейчас обрабатывать звук, поэтому нашему мастеру придётся или смириться с тем, что эти 100 мсек могут «скакать» на ± 50 мсек если не больше. Решением данной проблемы может быть покупка звуковой карты с собственной микросхемой для обработки данных или DSP (Digital Signal Processor).

    Как правило, большая часть всех «внешних» звуковых карт (т.н. игровых звуковых карт) имеет подобного рода сопроцессор, однако он весьма негибок для работы и предназначен по сути для «улучшайзинга» воспроизводимого звука. Звуковые карты, которые изначально предназначены для обработки звука имеют более адекватный сопроцессор, или, в граничном варианте, такой сопроцессор продаётся отдельно. Преимуществом использования сопроцессора является тот факт, что в случае его применения, специальное программное обеспечение будет обрабатывать сигнал, практически не используя центральный процессор. Недостатком такого подхода может служить цена, а также «заточка» оборудования для работы со специальным программным обеспечением.

    Отдельно, хотелось бы отметить интерфейс сопряжения звуковой карты и компьютера. Требования тут достаточно приемлемые: для достаточно высокой скорости обработки будет достаточно таких интерфейсов как USB 2.0, PCI. Звуковой сигнал на самом деле не является сколь-либо большим объёмом данных, как, например, видеосигнал, поэтому требования минимальные. Однако добавлю ложку дёгтя: протокол USB не гарантирует 100% доставку информации от отправителя получателю.
    С первой проблемой определились – большие задержки при использовании стандартных драйверов или большая цена за использование звуковой карты с адекватной задержкой.
    Ранее мы определились, что добиться идеальной передачи аналогового сигнала не такая уж и простая задача. В добавок к этому, стоит упомянуть шумы и погрешности, которые возникают в процессе снятия/преобразования/передачи сигнала как данных, поскольку, если вспомнить физику, любой измерительный прибор обладает своей погрешностью, а любой алгоритм своей точностью.

    Данная шутка очень показательна ввиду того, что на работу звуковой карты также влияет излучение расположенной рядом аппаратуры, вплоть до ультразвука, издаваемого центральным процессором во время работы. Ко всему прочему стоит добавить искажения в характеристику записываемого/воспроизводимого сигнала которые зависят от конечного устройства (микрофона, звукоснимателя, динамиков, наушников и пр.). Зачастую для маркетинга производители различных звуковых устройств сознательно увеличивают возможную частоту снимаемого/воспроизводимого сигнала, от чего у человека, который учил биологию и физику в школе возникает вполне осознанный вопрос «а зачем, если человек не слышит вне диапазона 20-20кГц?». Как говорится, в каждой правде есть доля правды. Действительно, очень многие производители лишь на бумаге обозначают более качественные характеристики у своего оборудования. Тем не менее, если всё-же производитель действительно сделал устройство, которое способно снять/воспроизвести сигнал в чуть большем диапазоне частот, о покупке данного оборудования стоит хоть ненадолго, но задуматься.
    Дело вот в чем. Все прекрасно помнят, что такое АЧХ, красивые графики с неровностями и прочим. При снятии звука (рассмотрим только этот вариант), микрофон соответствующим образом его искажает, что характеризуется неровностями его АЧ-характеристики в пределах того диапазона, который он «слышит».

    Таким образом, имея микрофон, который способен снять сигнал в стандартных пределах (20-20к) мы получим искажения лишь на этом диапазоне. Как правило, искажения подчиняются нормальному распределению (вспоминаем теорию вероятностей), с небольшими вкраплениями случайных погрешностей. Что будет, если мы при прочих равных условиях расширим диапазон снимаемого сигнала? Если следовать логике – то «шапка» (график плотности вероятности) растянется в сторону увеличения диапазона, тем самым сместив искажения за пределы интересующего нас слышимого диапазона.

    На практике, всё зависит от разработчика оборудования и следует очень тщательно это проверять. Тем не менее, факт остаётся фактом.

    Если вернуться к нашему железу, то, к сожалению, не всё так радужно. Аналогично заявлениям разработчиков микрофонов и динамиков, производитель звуковых карт также часто привирают относительно режимов работы своих устройств. Иногда для конкретной звуковой карты можно видеть, что она работает в режиме 96к/24бит, хотя на деле это всё те же 48к/16бит. Тут дело может обстоять в том, что в пределах драйвера звук действительно может быть закодирован с указанными параметрами, хотя реально звуковая карта (ЦАП-АЦП) не могут выдать необходимые характеристики и просто отбрасывают старшие разряды у глубины дискретизации и пропуская часть частот у частоты дискретизации. Этим в своё время очень часто грешили простейшие встроенные звуковые карты. И хотя, как мы выяснили для человеческого слуха вполне достаточно таких параметров как 40к/10бит, для обработки звука этого будет маловато из-за вносимых искажений в процессе обработки звука. То есть, если инженер или музыкант снял звук при помощи среднего микрофона или звуковой карты, то в дальнейшем с использованием даже лучших программ и железа будет очень проблематично вычистить весь шум и погрешности, которые были внесены на этапе записи. К счастью производители полупрофессионального или профессионального звукового оборудования подобным не грешат.

    Последняя проблема заключается в том, что встроенные звуковые карты попросту не имеют достаточного числа необходимых разъёмов для подключения необходимых устройств. По факту, даже джентельменский набор в виде наушников, и пары мониторов будет попросту некуда подключить, а уж о таких изысках как выходы с фантомным питанием и отдельными регуляторами для каждого из каналов и вовсе придётся забыть.

    Итого : первое что нужно определить для дальнейшего выбора типа звуковой карты – это то, чем мастер будет заниматься. Вполне вероятно, что для черновой обработки, когда нет нужды записывать в высоком качестве или для имитации «ушей» конечного слушателя может быть достаточно встроенной или внешней, но относительно дешевой звуковой карты. Также это может пригодиться для начинающих музыкантов, если им не лень разбираться с уменьшением задержек при real-time обработке. Для мастеров, которые занимаются исключительно офлайн обработкой, следует не заморачиваться в уменьшении задержек и акцентировать внимание на устройства, которые будут реально выдавать положенные им герцы и биты. Для этого не обязательно покупать сверх дорогую звуковую карту, в самом дешевом варианте может подойти более-менее адекватная «игровая» звуковая. НО, акцентирую внимание на том, что драйвера для таких звуковых карт пытаются улучшить звучание определенным образом, что недопустимо, поскольку для обработки необходимо получить звук как можно более чистый и сбалансированный с минимальным вкраплением драйверного «улучшайзинга».

    Однако, если Вам, как мастеру, необходимо устройство, которое будет отвечать требованиям по качеству записываемого-воспроизводимого сигнала, а также по скорости обработки этого сигнала – тут придётся или доплатить, получив аппарат надлежащего качества или выбрать 2 чем можно пожертвовать: высокое качество, низкая цена, высокая скорость.

    Прим. Ред.: Если вы музыкант, и не хотите разбираться во всех сложностях современной обработки — заказывайте сведение и мастеринг в нашей студии, и мы сделаем все необходимое, чтобы Вы получили качественный материал! ->