Свифт язык программирования. Язык программирования Swift. Русская версия. Легко читаемый синтаксис, вдохновленный Python и Ruby

miden16 10 июня 2014 в 13:06

Язык программирования Swift. Русская версия

  • Разработка под iOS ,
  • Swift

Привет, Хабр! 2 июня все мы воочию могли наблюдать, как компания Apple начала творить революцию в стане Objective-C разработчиков, представив миру свой новый язык программирования – Swift. Вместе с этим, она выложила в открытый доступ небольшую документацию по языку, которую мы решили перевести, если на то будет спрос. Предлагаем вашему вниманию перевод первой главы. Если тема будет интересна, то мы продолжим публиковать перевод каждую неделю.

Language guide
The Basics
Basic Operators
String and Characters
Collection Types
Control Flow
Functions
Closures
Enumerations
Classes and Structures
Properties
Methods
Subscripts
Inheritance
Initialization
Deinitialization
Automatic Reference Counting
Optional Chaining
Type Casting
Nested Types
Extensions
Protocols
Generics
Advanced Operators

Language Reference
About the Language Reference
Lexical Structure
Types
Expressions
Statements
Declarations
Attributes
Patterns
Generic Parameters and Arguments
Summary of the Grammar
Trademarks

Добро пожаловать в Swift

О языке Swift
Swift – это новый язык программирования для разработки iOS и OS X приложений, который сочетает в себе все лучшее от C и Objective-C, но лишен ограничений, накладываемых в угоду совместимости с C. В Swift используются паттерны безопасного программирования и добавлены современные функции, превращающие создание приложения в простой, более гибкий и увлекательный процесс. Swift, созданый нами с чистого листа, – это возможность заново представить себе, как разрабатываются приложения.

Swift разрабатывался нами несколько лет. Основой нового языка программирования послужили существующие компилятор, отладчик и фреймворки. Мы упростили процесс управления памятью с помощью механизма автоматического подсчета ссылок – Automatic Reference Counting (ARC). Наши фреймворки также подверглись серьезной модернизации. Objective-C начал поддерживать блоки, литералы и модули – все это создало благоприятные условия для внедрения современных технологий. Именно эта подготовительная работа послужила фундаментом для нового языка программирования, который будет применяться для разработки будущих программных продуктов для Apple.

Разработчикам Objective-C Swift покажется знакомым. Он сочетает в себе читабельность именованных параметров и мощь динамической объектной модели Objective-C. Он открывает доступ к уже существующим фреймворкам Cocoa и совместим с кодом, написанным на Objective-C. Построенный на этой общей основе язык предлагает множество новых возможностей и унифицирует процедурные и объектно-ориентированные аспекты языка программирования.

Swift не отпугнет и начинающих программистов. Это первый мощный язык программирования, такой же понятный и увлекательный, как скриптовый язык. Он поддерживает так называемые playground-ы, которые позволяют программистам экспериментировать с кодом, видя результат в режиме реального времени без необходимости компилировать и запускать приложение.

Swift вобрал в себя все лучшее от современных языков и разработан с учетом обширного опыта компании Apple. Наш компилятор – синоним производительности, наш язык оптимизирован для разработки без оглядки на компромиссы. Он спроектирован таким образом, чтобы вы смогли легко разработать и ваше первое приложение «hello, world!», и даже целую операционную систему. Все это делает Swift важным инструментом для разработчиков и для самой компании Apple.

Swift – это новый фантастический способ создавать приложения для iOS и OS X, и мы продолжим развивать его, добавляя новый функционал и представляя новые возможности. Наша цель – амбициозна. И мы с нетерпением ждем, чтобы увидеть, что вы сумеете создать при помощи него.

Введение в Swift
По давней традиции первая программа на новом языке должна выводить на экран слова “Hello, world” . С помощью Swift это делается так:

Println("Hello, world")
Если вы когда-нибудь разрабатывали на C или Objective-C этот синтаксис должен казаться вам до боли знакомым – в Swift эта строчка кода является законченной программой. Вам больше не нужно импортировать отдельные библиотеки для обеспечения базового функционала вроде ввода/вывода в консоль или работы со строками. Код, написанный в глобальной области видимости, является точкой входа в программу, таким образом функция main больше не нужна. Также обратите внимание на отсутствие точки с запятой в конце каждой строки.

Это введение содержит достаточно информации, чтобы начать писать код на Swift. Не переживайте, если вам будет что-то непонятно – мы все детально объясним в последующих главах.

Замечание
Для лучшего понимания материала мы рекомендуем использовать режим playground в Xcode. Playground позволяет вам видеть результат сразу в процессе редактирования кода без необходимости компилировать и запускать приложение.
Простые типы данных
Используйте let для создания константы и var для создания переменной. Тип константы указывать не нужно, вы можете присвоить ей значение лишь единожды.

Var myVariable = 42 myVariable = 50 let myConstant = 42
Типы константы и переменной должны совпадать с типами присваиваемых им соответствующих значений. Однако это не означает, что вы должны напрямую указывать их тип. Компилятор автоматически определит тип константы и переменной при присваивании им значения. Так, в приведенном примере компилятор определит, что myVariable имеет целочисленный тип.

Если же инициализатор отсутствует или не предоставляет достаточной информации, вы можете указать тип самостоятельно после переменной, разделив название и тип двоеточием:

Let implicitInteger = 70 let inplicitDouble = 70.0 let inplicitDouble: Double = 70

Давайте поэкспериментируем
Создайте константу с типом Float и проинициализируйте ее числом 4.

Значения никогда не конвертируются в другой тип неявно. Если вам необходимо конвертировать значение в другой тип, делайте это явно:
let label = "The width is " let width = 94 let widthLabel = label + String(width)
Давайте поэкспериментируем
Попробуйте удалить явное преобразование к типу String в последней строке. Какую ошибку вы получите?

Имеется более простой способ включения значений в строки: для этого заключите выражение в скобки и поставьте перед ними обратный слэш (\). Пример:

Let apples = 3 let oranges = 5 let appleSummary = "I have \(apples) apples." let fruitSummary = "I have \(apples + oranges) pieces of fruit."

Давайте поэкспериментируем
Попробуйте использовать конструкцию \() и выведите на экран строку, включающую результат суммы двух целочисленных переменных и чье-нибудь имя.

При работе с массивами и ассоциативными массивами (словарями, dictionary) используются квадратные скобки ():

Var shoppingList = ["catfish", "water", "tulips", "blue paint"] shoppingList = "bottle of water" var occupations = [ "Malcolm": "Captain", "Kaylee": "Mechanic", ] occupations["Jayne"] = "Public Relations"
Чтобы создать пустой массив или dictionary, используйте следующий синтаксис:

Let emptyArray = String() let emptyDictionary = Dictionary()
Для создания пустых массивов и словарей используйте и [:] соответственно, – например, когда вы присваиваете новое значение переменной или передаете аргумент в функцию.

ShoppingList = // Went shopping and bought everything.

Условия и циклы
Для создания условий используются операторы if и switch , для создания циклов – for-in , for , while и do-while . При этом выделять круглыми скобками условия и инициализирующие выражения необязательно, тогда как фигурные скобки обязательны.

Let individualScores = var teamScore = 0 for score in individualScores { if score > 50 { teamScore += 3 } else { teamScore += 1 } } teamScore
Условие внутри оператора if должно быть логическим, это в частности означает, что выражение if score {…} является ошибочным, поскольку здесь нет явного сравнения (например, с нулем).

Условный оператор if можно использовать совместно с let и var для работы с константами и переменными, которые могут иметь значение nil . Такие константы и переменные называются опциональными (то есть они могут либо принимать какое-либо значение, либо быть равны nil). Чтобы создать опциональную переменную или константу добавьте знак вопроса (?) после указания типа.

Var optionalString: String? = "Hello" optionalString == nil var optionalName: String? = "John Appleseed" var greeting = "Hello!" if let name = optionalName { greeting = "Hello, \(name)" }

Давайте поэкспериментируем
Измените optionalName на nil . Что вы видите на экране? Добавьте блок else для обработки случая, когда optionalName равен nil .

Если опциональное значение равно nil , условие будет ложным и код в фигурных скобках после if выполнен не будет. В противном случае переменной greeting будет присвоено новое значение.

Оператор множественного выбора switch поддерживает внутри себя множество других операторов сравнения и не ограничен лишь простыми сравнениями:

Let vegetable = "red pepper" switch vegetable { case "celery": let vegetableComment = "Add some raisins and make ants on a log." case "cucumber", "watercress": let vegetableComment = "That would make a good tea sandwich." case let x where x.hasSuffix("pepper"): let vegetableComment = "Is it a spicy \(x)?" default: let vegetableComment = "Everything tastes good in soup." }

Давайте поэкспериментируем
Попробуйте удалить условие по умолчанию. Какую ошибку вы получите?

После выполнения подходящего блока кода, программа покидает оператор switch , не проверяя последующие условия. Таким образом вам не нужно вручную добавлять операторы прерывания (break) в конце каждого блока case .

Для перебирания элементов ассоциативного массива используйте оператор for-in совместно с указанием пары имен для каждой пары ключ-значение.

Let interestingNumbers = [ "Prime": , "Fibonacci": , "Square": , ] var largest = 0 for (kind, numbers) in interestingNumbers { for number in numbers { if number > largest { largest = number } } } largest

Давайте поэкспериментируем
Добавьте еще одну переменную, которая позволит выяснить, к какому из трех типов относится найденное максимальное число.

Оператор цикла while позволяет выполнять блок кода внутри него до тех пор, пока условие не станет ложным. Условие также может быть указано после блока, который в таком случае будет выполнен по крайней мере один раз.

Var n = 2 while n < 100 { n = n * 2 } n var m = 2 do { m = m * 2 } while m < 100 m
Оператор for можно использовать для перебора последовательности чисел с помощью двух точек (..) или с помощью инициализатора, условия и инкремента. Посмотрите, эти два цикла делают одно и то же:

Var firstForLoop = 0 for i in 0..3 { firstForLoop += i } firstForLoop var secondForLoop = 0 for var i = 0; i < 3; ++i { secondForLoop += 1 } secondForLoop
При создании цикла используйте две точки (..), если не хотите включать большее значение в диапазон, и три точки (…), чтобы включить как меньшее, так и большее значения.

Функции и замыкания.
Для объявления функций используйте ключевое слово func . Вызов функции производится через указание ее имени и списка аргументов в круглых скобках. Возвращаемый тип следует отделить от перечня формальных аргументов с помощью -> .

Func greet(name: String, day: String) -> String { return "Hello \(name), today is \(day)." } greet("Bob", "Tuesday")

Давайте поэкспериментируем
Удалите параметр day. Вместо него добавьте переменную, обозначающую наименование подаваемого на обед блюда.

Если функция возвращает множество значений, следует использовать кортеж:

Func getGasPrices() -> (Double, Double, Double) { return (3.59, 3.69, 3.79) } getGasPrices()
Функции также могут иметь неопределенное число аргументов:

Func sumOf(numbers: Int...) -> Int { var sum = 0 for number in numbers { sum += number } return sum } sumOf() sumOf(42, 597, 12)

Давайте поэкспериментируем
Напишите функцию, позволяющую находить среднее арифметическое произвольного числа своих аргументов.

Функции могут вкладываться друг в друга. Вложенная функция может обращаться к переменным, объявленным во внешней функции. Используйте вложенные функции, чтобы привести в порядок код сложной или большой функции.

Func returnFifteen() -> Int { var y = 10 func add() { y += 5 } add() return y } returnFifteen()
Функции являются объектами первого класса (first-class type), иными словами, функция в качестве свого результата может возвращать другую функцию.

Func makeIncrementer() -> (Int -> Int) { func addOne(number: Int) -> Int { return 1 + number } return addOne } var increment = makeIncrementer() increment(7)
Функция также может принимать другую функцию в качестве одного из аргументов.

Func hasAnyMatches(list: Int, condition: Int -> Bool) -> Bool { for item in list { if condition(item) { return true } } return false } func lessThanTen(number: Int) -> Bool { return number < 10 } var numbers = hasAnyMatches(numbers, lessThanTen)
Функции являются частным случаем замыканий. Вы можете создать замыкание, не указывая его имени и окружив тело замыкания фигурными скобками ({}). Для отделения аргументов и типа возвращаемого значения от тела замыкания используйте оператор in .

Numbers.map({ (number: Int) -> Int in let result = 3 * number return result })

Давайте поэкспериментируем
Перепишите замыкание таким образом, чтобы оно возвращало ноль для всех лишних чисел.

Существует несколько техник, позволяющих делать замыкания более лаконичными. Если тип замыкания априори известен (например, это callback делегата), можно опустить указание типа его параметров и/или типа возвращаемого значения. Замыкания, состоящие из единственного выражения, неявно возвращают результат этого выражения.

Numbers.map({ number in 3 * number })
В замыкании вместо указания имени переменной, вы можете использовать ее порядковый номер – это особенно полезно при написании коротких замыканий. Замыкание, являющееся последним аргументом функции, может быть передано в нее сразу после круглых скобок с перечнем остальных параметров.

Sort() { $0 > $1 }

Объекты и классы
Для создания класса используется зарезервированное слово class . Члены класса объявляются точно так же, как и обычные константы и переменные. Более того, методы класса объявляются как обычные функции.

Class Shape { var numberOfSides = 0 func simpleDescription() ->

Давайте поэкспериментируем
Добавьте константу-член класса и метод класса, принимающую ее в качестве своего аргумента.

Чтобы создать экземпляр (объект) класса, достаточно добавить круглые скобки после названия класса. Доступ к методам и членам класса осуществляется через точку.

Var shape = Shape() shape.numberOfSides = 7 var shapeDescription = shape.simpleDescription()
В этом примере мы упустили одну важную деталь – конструктор класса, метод init .

Class NamedShape { var numberOfSides: Int = 0 var name: String init(name: String) { self.name = name } func simpleDescription() -> String { return "A shape with \(numberOfSides) sides." } }
Обратите внимание, как член класса name при помощи self отделен от аргумента конструктора name . Аргументы передаются в конструктор обычным образом, как и в любой другой метод класса. Обратите внимание на то, что каждый член класса должен быть проинициализирован – либо при объявлении (как, например, numberOfSides), либо в конструкторе (как name).

Деструктор класса – метод deinit , который можно переписать в случае необходимости.

Чтобы наследовать класс от уже существующего класса, после указания имени дочернего класса следует поставить двоеточие и указать название родительского. В Swift нет никаких ограничений по обязательному наследованию какого-либо стандартного класса.

Переопределенные дочерним классом методы должны быть помечены ключевым словом override – переопределение методов без override приведет к ошибке. Компилятор также выявляет методы, маркированные override , но не переопределяющие какие-либо методы своего родительского класса.
class Square: NamedShape { var sideLength: Double init(sideLength: Double, name: String) { self.sideLength = sideLength super.init(name: name) numberOfSides = 4 } func area() -> Double { return sideLength * sideLength } override func simpleDescription() -> String { return "A square with sides of length \(sideLength)." } } let test = Square(sideLength: 5.2, name: "my test square") test.area() test.simpleDescription()

Давайте поэкспериментируем
Создайте класс Circle и наследуйте его от класса NamedShape . Конструктор класса Circle принимает два аргумента – радиус и название. Переопределите методы area и describe этого класса.

Члены класса могут также иметь собственные getter и setter .

Class EquilateralTriangle: NamedShape { var sideLength: Double = 0.0 init(sideLength: Double, name: String) { self.sideLength = sideLength super.init(name: name) numberOfSides = 3 } var perimeter: Double { get { return 3.0 * sideLength } set { sideLength = newValue / 3.0 } } override func simpleDescription() -> String { return "An equilateral triagle with sides of length \(sideLength)." } } var triangle = EquilateralTriangle(sideLength: 3.1, name: "a triangle") triangle.perimeter triangle.perimeter = 9.9 triangle.sideLength
В setter -е переменной perimeter новое присваиваемое значение неявно называется newValue . Вы можете изменить название этой переменной, указав его в скобках сразу после set .

Обратите внимание на структуру конструктора класса EquilateralTriangle . Этот метод включает в себя три последовательных шага:

  1. инициализация членов дочернего класса;
  2. вызов конструктора родительского класса;
  3. изменение значений членов родительского класса.
Если вам необходимо выполнить определенный код до или после присваивания нового значения переменной, вы можете переопределить методы willSet и didSet нужным вам образом. Например, в приведенном ниже классе гарантируется, что длина стороны треугольника всегда будет равна длине стороны квадрата.

Class TriangleAndSquare { var triangle: EquilateralTriangle { willSet { square.sideLength = newValue.sideLength } } var square: Square { willSet { triangle.sideLength = newValue.sideLength } } init(size: Double, name: String) { square = Square(sideLength: size, name: name) triangle = EquilateralTriangle(sideLength: size, name: name) } } var triangleAndSquare = TriangleAndSquare(size: 10, name: "another test shape") triangleAndSquare.square.sideLength triangleAndSquare.triangle.sideLength triangleAndSquare.square = Square(sideLength: 50, name: "larger square") triangleAndSquare.triangle.sideLength
У методов классов имеется одно важное отличие от функций. Названия аргументов функции используются только в пределах этой функции, тогда как в методе класса параметры также используются при вызове этого метода (кроме первого параметра). По умолчанию метод класса имеет одинаковые названия параметров как при вызове, так и внутри себя. Однако вы можете указать другое название (в примере ниже – times), которое будет использовано только внутри этого метода. При этом для вызова этого метода необходимо использовать первое название (numberOfTimes).

Class Counter { var count: Int = 0 func incrementBy(amount: Int, numberOfTimes times: Int) { count += amount * times } } var counter = Counter() counter.incrementBy(2, numberOfTimes: 7)
При работе с опциональными значениями добавьте знак вопроса (?) перед методами, членами класса и т.д. Если значение перед знаком вопроса равно nil , все, что следует после (?) игнорируется и значение всего выражения равно nil . В противном случае выражение вычисляется обычным образом. В обоих случаях результатом всего выражения будет опциональное значение.

Let optionalSquare: Square? = Square(sideLength: 2.5, name: "optional square") let sideLength = optionalSquare?.sideLength

Перечисления и Структуры
Для создания перечислений используется ключевое слово enum . Отметим, что перечисления также могут иметь в своем составе методы.

Enum Rank: Int { case Ace = 1 case Two, Three, Four, Five, Six, Seven, Eight, Nine, Ten case Jack, Queen, King func simpleDescription() -> String { switch self { case .Ace: return "ace" case .Jack: return "jack" case .Queen: return "queen" case .King: return "king" default: return String(self.toRaw()) } } } let ace = Rank.Ace let aceRawValue = ace.toRaw()

Давайте поэкспериментируем
Напишите функцию, которая сравнивает 2 перечисления типа Rank по их значениям.

В вышеприведенном примере элементы перечисления первоначально имеют целочисленный тип, и вам достаточно указать значение только первого элемента – значения остальных элементов будут определены в соответствии с порядком их следования. В качестве исходного типа (raw value) значений элементов вы также можете выбрать строковый или вещественные типы.

Для преобразования исходного типа значения в тип перечисления используйте функции toRaw и fromRaw .

If let convertedRank = Rank.fromRaw(3) { let threeDescription = convertedRank.simpleDescription() }
Отметим, что значения элементов перечисления являются фактическими, а не просто иной записью своих исходных значений. Вообще говоря, вы можете и не указывать их исходные значения.

Enum Suit { case Spades, Hearts, Diamonds, Clubs func simpleDescription() -> String { switch self { case .Spades: return "spades" case .Hearts: return "hearts" case .Diamonds: return "diamonds" case .Clubs: return "clubs" } } } let hearts = Suit.Hearts let heartsDescription = hearts.simpleDescription()

Давайте поэкспериментируем
Добавьте метод Color , возвращающий строку “black” для Spades и Clubs и “red” для Hearts и Diamonds .

Обратите внимание на то, как осуществляется доступ к члену Hearts перечисления Suit . При присваивании значения константе hearts используется полное имя Suit.Hearts , поскольку мы явно не указываем тип этой константы. А в switch мы используем сокращенную форму.Hearts , поскольку тип значения self априори известен. Вы можете использовать сокращенную форму повсеместно, если тип переменной явно указан.

Для создания структур используется ключевое слово struct . Структуры имеют множество схожих черт с классами, включая методы и конструкторы. Одним из наиболее существенных отличий структур от классов является то, что экземпляры структур, в отличие от экземпляров классов, передаются в функции по значению (то есть предварительно создается их локальная копия), тогда как экземпляры классов передаются по ссылке.

Struct Card { var rank: Rank var suit: Suit func simpleDescription() -> String { return "The \(rank.simpleDescription()) of \(suit.simpleDescription())" } } let threeOfSpades = Card(rank: .Three, suit: .Spades) let threeOfSpadesDescription = threeOfSpades.simpleDescription()

Давайте поэкспериментируем
Добавьте в структуру Card метод, который создает полную колоду карт.

Экземпляр члена перечисления может иметь собственные значения и они могут быть разными. Вы присваиваете эти значения при создании экземпляра перечисления (константа success в примере). Связанные и исходные значения это разные вещи: исходное значение члена перечисления всегда постоянно для всех экземпляров перечисления и указывается при его объявлении.

Рассмотрим пример получения с сервера времени восхода и заката Солнца. Сервер отправляет в ответ либо соответствующую информацию, либо сообщение об ошибке.

Enum ServerResponse { case Result(String, String) case Error(String) } let success = ServerResponse.Result("6:00 am", "8:09 pm") let failure = ServerResponse.Error("Out of cheese.") switch success { case let .Result(sunrise, sunset): let serverResponse = "Sunrise is at \(sunrise) and sunset is at \(sunset)." case let .Error(error): let serverResponse = "Failure... \(error)" }

Давайте поэкспериментируем
Добавьте третий вариант в оператор множественного выбора switch

Обратите внимание, каким образом из объекта ServerResponse “вытаскиваются” время восхода и заката.
Протоколы и Расширения.
Для объявления протокола используйте ключевое слово protocol .

Protocol ExampleProtocol { var simpleDescription: String { get } mutating func adjust() }
Протоколы могут поддерживаться классами, перечислениями и структурами.

Class SimpleClass: ExampleProtocol { var simpleDescription: String = "A very simple class." var anotherProperty: Int = 69105 func adjust() { simpleDescription += " Now 100% adjusted." } } var a = SimpleClass() a.adjust() let aDescription = a.simpleDescription struct SimpleStructure: ExampleProtocol { var simpleDescription: String = "A simple structure" mutating func adjust() { simpleDescription += " (adjusted)" } } var b = SimpleStructure() b.adjust() let bDescription = b.simpleDescription

Давайте поэкспериментируем
Создайте перечисление, которое будет реализовывать этот протокол.

Обратите внимание на ключевое слово mutating в определении структуры SimpleStructure , которое информирует компилятор о том, что соответствующий метод подвергает структуру изменениям. В противовес этому методы класса SimpleClass не нужно маркировать как mutating , поскольку методы класса всегда могут беспрепятственно его изменять.

Для добавления новых методов или членов класса в уже существующий тип необходимо использовать расширения – extensions . Вы также можете использовать расширения для реализации протокола уже существующим типом, даже если он импортирован из какой-либо библиотеки или фреймворка.

Extension Int: ExampleProtocol { var simpleDescription: String { return "The number \(self)" } mutating func adjust() { self += 42 } } 7.simpleDescription

Давайте поэкспериментируем
Создайте расширение типа Double с переменной-членом absoluteValue .

Вы можете использовать название протокола как и любой другой тип – например, чтобы создать массив объектов разного типа, но реализующих общий протокол. Заметьте, что при работе с объектами такого типа методы, объявленные вне протокола, будут недоступны.

Let protocolValue: ExampleProtocol = a protocolValue.simpleDescription // protocolValue.anotherProperty // Uncomment to see the error
Несмотря на то, что во время выполнения программы переменная protocolValue имеет тип SimpleClass , компилятор считает, что ее тип – ExampleProtocol . Это означает, что вы не сможете случайно получить доступ к методам или членам класса, которые реализуются вне протокола ExampleProtocol .

Обобщенные типы (generics)
Для создания обобщенного типа, заключите имя в угловые скобки (<>).

Func repeat(item: ItemType, times: Int) -> ItemType { var result = ItemType() for i in 0..times { result += item } return result } repeat("knock", 4)
Создавайте обобщенные функции, классы, перечисления и структуры.

// Reimplement the Swift standard library"s optional type enum OptionalValue { case None case Some(T) } var possibleInteger: OptionalValue = .None possibleInteger = .Some(100)
Если вы хотите задать обобщенные типу определенные требования, такие, как, например, реализация протокола или требование быть наследованным от определенного класса, используйте where .

Func anyCommonElements (lhs: T, rhs: U) -> Bool { for lhsItem in lhs { for rhsItem in rhs { if lhsItem == rhsItem { return true } } } return false } anyCommonElements(, )

Давайте поэкспериментируем
Измените функцию anyCommonElements таким образом, чтобы она возвращала массив общих элементов.

В простых случаях вы можете опустить where и написать имя протокола или класса после двоеточия. Выражение эквивалентно выражению .

Не так давно всеми нами известная компания Apple представила новый язык программирования, под названием Swift. Новый язык для разработки программ на IOS и OS X, вобравший в себя лучшие качества от своих предков, а именно языка С и Objective-C, при этом отодвинув в сторону их главные недостатки.

Как сказали в Apple, язык создан практически с нуля и использует паттерны безопасного программирования, с использованием современных функций, что должно сделать процесс создания приложений более быстрым и простым[конечно, если вы понимаете как вообще эти приложения надо создавать].

К слову скажу, что язык появился 2-го июня 2014 года и уже многие IT-сайты[такие как ХАБР] уже успели обсудить все плюсы, минусы и так далее, этого языка. Вся оценка сошлась на том, что этот язык очень интересен и достоин того, чтобы его изучать.

Эта статья — это, своего рода, введение в язык Swift, потому что я планирую написать еще достаточно много уроков по нему, поэтому если вам он интересен и мы будем вместе с вами его изучать.

К сожалению, а может и к счастью, нормальных, русскоязычных источников, по которым можно выучить этот язык — нет. Потому что, как все знают, 90% информации выпускают на англоязычном рынке и пока она будет переведена на русский, она уже теряет актуальность, поэтому единственный способ идти в ногу со временем — это читать книги на английском языке.

Чем я, собственно, и планирую заняться. Не так давно добил огромную книгу по языку С и думал переваливаться на Objective-C, но понял, что скоро он потеряет актуальность[если не полностью, то некоторой своей частью], поэтому выбор пал на Swift.

Welcome to Swift

Как оказалось, Swift был в проектировании не один год и, возможно, был задуман еще при Джобсе. Основу для языка компания Apple заложила в процессе продвижения своего компилятора, дебагера и framework инфраструктуры. Была существенно упрощена система управления памятью, с помощью автоматического подсчета ссылок.

Благодаря Objective-C, который начал поддерживать блоки, литералы и модули, появилась возможность для создания современной языковой технологии. Благодаря этой основе, компания Apple смогла создать новый язык, который станет будущем всей разработки софта для яблока.

Тем людям(разработчикам), которые уже знакомы с Objective-C, Swift покажется весьма знакомым, так как он сочетает в себе хорошую читабельность параметров и силу динамической объектной модели своего предка. Для многих будет огромной радостью то, что Swift совместим с Objective-C и может встраиваться в его код. Построенный на общей основе, Swift дает много возможностей и унифицирует процедурные и объектно ориентированные аспекты языка.

К счастью для нас, людей которые хотят научиться программировать на Swift’e, язык достаточно дружелюбен и не требует IQ за 200 для освоения. Это, как говорят разработчики, первый язык, который обладает достаточной мощностью и при этом так же интересен и прост как скриптовый язык[или как его еще называют сценарный язык].

Имеется поддержка playground, что очень сложно адекватно перевести, но если объяснять простыми словами — это поддержка функции позволяющей видеть приложение(программу), которое вы создаете, без компиляции и запуска проекта.

Вобрал лучшее от всех языков программирования и всю культуру, опыт инженеров компании Apple. Компилятор XCode сочетает в себе качество и высокую производительность, а язык максимально оптимизирован под разработчика, без каких либо компромиссов.

Расчет идет на то, что написать свою первую программу(а именно «Hello, World»), должно быть так же просто как и целую операционную систему. Все это делает Swift будущим разработки для компании Apple и всего мира в целом.

Swift — это фантастический путь в написании приложения для iOS и OS X. Цель языка амбициозна, а мы очень хотим посмотреть, что вы сможете создать с помощью этого!

The swift programming language — Apple

Вот и все, я думаю для введения хватит. Я попытался адекватно перевести введение из англоязычной книги по этому языку, параллельно разбавляя фразами от себя, надеюсь получилось не плохо. Если вас заинтересовал этот язык, то подписывайтесь на обновления блога и вместе со мной начнете изучать этот язык — всем удачи.

Василий Усов «Swift. Основы разработки приложений под iOS» Питер, 2016 год, 304 стр. (6,07 мб. pdf)

Книга представляет разработчикам информацию по основам программирования на Swift, языке программирования специально разработанном для создания приложений в . Это быстрый, рациональный, безопасный, функциональный объектно-ориентированный язык - был создан и представлен в 2014 году и стал огромным сюрпризом и произвел фурор в iOS-среде. Прошел всего лишь год, и Apple обновила его до версии 2.0, и далее 2.1, в которую были внесены ряд значительных нововведений.

Представленное практическое руководство содержит максимально полную по технологии программирования на Swift. Все желающие научится создавать приложения под iOS смогут воспользоваться книгой, как справочником и учебником, практически не обращаясь к другим изданиям. В книге дается не только теория, но и показано применение языковых конструкций на большом количестве примеров. А для закрепления знаний и лучшего понимания всех тонкостей языка, читателю предлагается к выполнению ряд практических заданий. Изучая программирование на Swift, вы сможете разрабатывать эффективные и интересные приложения для платформ: iOS, OS X, tvOS или watchOS. ISBN: 978-5-496-02256-9

Введение 8
О Swift 9
О книге 10

Часть I. Знакомство с Xcode 13

Глава 1. Первые шаги 14
1 .1 .Вам необходим компьютер Mac 14
1 .2 .Зарегистрируйтесь как Apple-разработчик 14
1 .3 .Установите Xcode 16

Глава 2. Среда Xcode и playground-проекты 18
2 .1 .Введение в Хcode 18
2 .2 .Интерфейс playground-проекта 21
2 .3 .Возможности playground-проекта 23

Часть II. Базовые возможности Swift 27

Глава 3. Отправная точка 28
3 .1 .Установка и изменение значения 29
3 .2 .Переменные и константы 31
3 .3 .Правила объявления переменных и констант 34
3 .4 .Вывод текстовой информации 35
3 .5 .Комментарии 37
3 .6 .Точка с запятой 39

Глава 4. Типы данных и операции с ними 40
4 .1 .Виды определения типа данных 40
4 .2 .Числовые типы данных 43
4 .3 .Текстовые типы данных 56
4 .4 .Логические значения 62
4 .5 .Псевдонимы типов 65
4 .6 .Операторы сравнения 67

Часть III. Основные средства Swift 69

Глава 5. Кортежи 70
5 .1 .Основные сведения о кортежах 70
5 .2 .Взаимодействие с элементами кортежа 72

Глава 6. Опциональные типы данных 78
6 .1 .Опционалы 78
6 .2 .Извлечение опционального значения 80

Глава 7. Утверждения 83

Глава 8. Управление потоком. Ветвления 86
8 .1 .Оператор условия if 86
8 .2 .Оператор guard 97
8 .3 .Операторы диапазона 98
8 .4 .Оператор ветвления switch 98

Глава 9. Типы коллекций 109
9 .1 .Массивы 109
9 .2 .Наборы 120
9 .3 .Словари 128

Глава 10. Управление потоком. Повторения 135
10 .1 .Оператор повторения for 135
10 .2 .Операторы повторения while и repeat while 142
10 .3 .Управление циклами 144

Глава 11. Функции 148
11 .1 .Объявление функций 148
11 .2 .Входные параметры и возвращаемое значение 151
11 .3 .Тело функции как значение 162
11 .4 .Вложенные функции 163
11 .5 .Перезагрузка функций 164
11 .6 .Рекурсивный вызов функций 165

Глава 12. Замыкания 167
12 .1 .Функции как замыкания 167
12 .2 .Замыкающие выражения 170
12 .3 .Неявное возвращение значения 171
12 .4 .Сокращенные имена параметров 172
12 .5 .Переменные-замыкания 174
12 .6 .Захват переменных 175
12 .7 .Метод сортировки массивов 176

Часть IV. Нетривиальные возможности Swift 178

Глава 13. ООП как фундамент 180
13 .1 .Экземпляры 180
13 .2 .Пространства имен 182

Глава 14. Перечисления 184
14 .1 .Синтаксис перечислений 184
14 .2 .Ассоциированные параметры 187
14 .3 .Оператор switch для перечислений 189
14 .4 .Связанные значения членов перечисления 190
14 .5 .Свойства в перечислениях 192
14 .6 .Методы в перечислениях 193
14 .7 .Оператор self 194
14 .8 .Рекурсивные перечисления 195

Глава 15. Структуры 199
15 .1 .Синтаксис объявления структур 199
15 .2 .Свойства в структурах 200
15 .3 .Структура как пространство имен 202
15 .4 .Собственные инициализаторы 203
15 .5 .Методы в структурах 204

Глава 16. Классы 206
16 .1 .Синтаксис классов 207
16 .2 .Свойства классов 207
16 .3 .Методы классов 210
16 .4 .Инициализаторы классов 211
16 .5 .Вложенные типы 212

Глава 17. Свойства 214
17 .1 .Типы свойств 214
17 .2 .Контроль получения и установки значений 216
17 .3 .Свойства типа 220

Глава 18. Сабскрипты 223
18 .1 .Назначение сабскриптов 223
18 .2 .Синтаксис сабскриптов 224

Глава 19. Наследование 229
19 .1 .Синтаксис наследования 229
19 .2 .Переопределение наследуемых элементов 231
19 .3 .Превентивный модификатор final 234
19 .4 .Подмена экземпляров классов 235
19 .5 .Приведение типов 235

Глава 20. Псевдонимы Any и Any 238
20 .1 .Псевдоним Any 238
20 .2 .Псевдоним AnyObject 240

Глава 21. Инициализаторы и деинициализаторы 241
21 .1 .Инициализаторы 241
21 .2 .Деинициализаторы 248

Глава 22. Удаление экземпляров и ARC 250
22 .1 .Уничтожение экземпляров 250
22 .2 .Утечки памяти 252
22 .3 .Автоматический подсчет ссылок 255

Глава 23. Опциональные цепочки 258
23 .1 .Доступ к свойствам через опциональные цепочки 258
23 .2 .Установка значений через опциональные цепочки 260
23 .3 .Доступ к методам через опциональные цепочки 261

Глава 24. Расширения 262
24 .1 .Вычисляемые свойства в расширениях 263
24 .2 .Инициализаторы в расширениях 264
24 .3 .Методы в расширениях 265
24 .4 .Сабскрипты в расширениях 266

Глава 25. Протоколы 267
25 .1 .Требуемые свойства 268
25 .2 .Требуемые методы 269
25 .3 .Требуемые инициализаторы 270
25 .4 .Протокол в качестве типа данных 271
25 .5 .Расширение и протоколы 271
25 .6 .Наследование протоколов 272
25 .7 .Классовые протоколы 273
25 .8 .Композиция протоколов 274

Глава 26. Нестандартные типы данных и получение справочной информации 275

Глава 27. Универсальные шаблоны 283
27 .1 .Универсальные функции 283
27 .2 .Универсальные типы 285
27 .3 .Ограничения типа 287
27 .4 .Расширения универсального типа 288
27 .5 .Связанные типы 288

Глава 28. Обработка ошибок 291
28 .1 .Выбрасывание ошибок 291
28 .2 .Обработка ошибок 292
28 .3 .Отложенные действия по очистке 297

Глава 29. Нетривиальное использование операторов 298
29 .1 .Операторные функции 298
29 .2 .Пользовательские операторы 301

Скачать книгу бесплатно 6,07 мб. pdf

Крис Латтнер потратил полтора года на создание нового языка программирования. В течение этого времени он не рассказывал о своей работе никому, даже в кругу близких друзей. Он начал работать летом 2010 года, посвящая этому делу ночи и выходные дни, и к концу следующего года он выработал основы будущего языка. Только после этого Крис открыл свою тайну внутри компании, топ-менеджеры которой были достаточно впечатлены, чтобы присоединить к проекту нескольких опытных инженеров. Еще через полтора года проект Латтнера попал в список главных направлений компании, а команда разработчиков существенно расширилась. Сегодня новый язык идет к тому, чтобы изменить мир компьютеров. Компания, в которой работает Крис Латтнер, называется Apple, а созданный им язык получил название Swift.

2 июня 2014 года на презентации WWDC язык Swift . Компания выпустила тестовую версию для сторонних разработчиков и программистов, позиционируя язык как более быстрый и эффективный способ создания программ для iPhone, iPad и Mac. Даже после того, как Крис Латтнер начал работу над Swift, информация об этом продукте шокировала всех, кроме ограниченного числа работников Apple. Даже люди, косвенно принимавшие участие в создании языка и помогавшие Крису, были сильно удивлены, узнав этим летом, над чем именно он работал.

Swift захватывает аудиторию

Обычно новому языку требуется несколько лет после появления, для того чтобы набрать какую-то аудиторию. Это правило действует даже для таких крупных компаний, как Apple. Хорошим примером является компания Google с языком Go, представленным еще в 2009 году. Над Go работали самые светлые умы мира разработки ПО, Кен Томпсон и Роб Пайк, однако и по сей день прикладываются немалые усилия, чтобы у языка появились последователи. Но Swift – это зверь другой породы. Ожидается, что после того, как язык будет официально выпущен осенью этого года, он наберет аудиторию с беспрецедентной скоростью и превзойдет по степени поглощения такие языки, как Java и C# в 1990 году и начале 2000-х.

Чем можно объяснить такие оптимистичные предположения? Фактически Swift создан для среднестатистического программиста. На языке можно писать даже самые простые приложения, а наделенный довольно умными инструментами, язык предлагает эффективный способ учиться написанию самостоятельно. Но главная причина будущей популярности языка кроется в другом. Сотни тысяч разработчиков сегодня создают приложения для устройств Apple, используя Objective-C. Устройства Apple пользуются большой популярностью, а значит эти разработчики продолжат создавать для них приложения, но уже на Swift, так как он значительно лучше и эффективнее Objective-C.

«Не было никакого реального стимула использовать Google Go» — говорит Пол Янсен, который отслеживал прогресс различных языков программирования в течение около пятнадцати лет. «Swift отличается наличием стимула».

Сегодня на GitHub, популярном хранилище разработок с открытым исходным кодом, более 2400 проектов используют Swift. Стоит при этом помнить, что на данный момент язык доступен лишь ограниченному числу программистов.

Преимущества перед Objective-C

Чтобы отказаться от языка, на котором уже написано несколько продуктов, и начать учить новый, программистам нужны действительно веские основания. Переобучение требует времени и усилий, и на сегодняшний день Крис Латтнер – единственный человек с четырехлетним опытом программирования на Swift. Однако эти самые веские основания уже представлены.

Не то чтобы Swift значительно привлекательнее других языков, таких как C#, Ruby или Python, Swift значительно привлекательнее Objective-C, который сложно назвать современным языком. Синтаксис Swift более привычный. Также язык содержит несколько инструментов защиты от ошибок и багов. Swift лучше понимает действия автора кода и делает его работу эффективнее, позволяя делать больше за меньшее количество времени. Но самым интересным аспектом языка считаются так называемые Игровые площадки.

Игровые площадки

Игровые площадки призваны сделать программирование более интерактивным и доступным. Смысл в том, что когда программист пишет код на одной половине экрана, на другой половине он видит результат. Таким образом, можно в реальном времени наблюдать за созданием программы. Когда программист вносит изменения в код, они также вносятся в запущенную версию программы, что избавляет от необходимости повторных компиляций и перезапуска.

Такой подход к написанию кода не только облегчит работу программисту, он изменит то, как мы воспринимаем программирование, возведя его на совершенно новый уровень понимания. Крис Латтнер также надеется, что сделав написание кода более понятным и веселым, он поможет пересмотреть метод преподавания информатики сегодня.

Больше чем язык

Крис Латтнер, создатель Swift, курирует все инструменты разработчиков Apple. Все, с помощью чего создаются программы для телефонов, планшетов и компьютеров Apple, как сторонними разработчиками, так и инженерами компании. Будучи аспирантом университета штата Иллинойс, он создал своего рода средства для разработчика под названием LLVM, которые сегодня лежат в основе Xcode.

Apple использовала LLVM для того, чтобы изменить способ использования Objective-C при создании приложений. Это случилось после того, как Латтнер присоединился к Apple в 2005 году, а спустя пять лет он использовал LLVM в качестве основы для Swift. Эти два продукта специально были созданы для работы в тандеме. Другими словами, Swift – это не просто язык, это язык, который тесно связан со всем, что требуется разработчику для работы. Сюда входит не только интегрированная среда разработки, но и многие другие инструменты, которые уже знакомы каждому разработчику Apple, например отладчик. Иными словами, есть причины, по которым десятки тысяч программистов уже должны писать приложения на Swift.

Скорость

Это именно то слово, которое лучше других характеризует разные качества нового языка Swift. Язык демонстрирует потрясающую скорость преобразования сырого кода в исполняемое приложение. Скорость работы этих приложений на телефонах и планшетах должна удивлять. Swift дружелюбен не только для человека, но и для компьютера. И третье качество, о котором мы уже говорили, это скорость распространения.

Apple не первая компания, которая выходит на этот ринг. На нем уже есть , Google и Mozilla. В некоторых смыслах языки этих компаний зашли гораздо дальше, так как уже используются для внутренней работы. Более того, большинство из них с открытым кодом, что делает их распространение проще среди других компаний. Apple известна своим жестким контролем над собственными продуктами, и на данный момент исходный код закрыт, что может, например, затруднять создание кросс-платформенных программ. Однако есть мнение, что в конце концов исходный код Swift будет открыт.

Независимо от того, будет ли исходный код Swift открытым или нет, ему прогнозируют небывалую популярность и скорость распространения. Уникальность языка, а также популярность продукции Apple, вне всяких сомнений, сделают свое дело.

По материалам Wired

Компания Apple представила новый язык программирования Swift. Разбираемся, зачем он нужен и почему разработчики возлагают на него такие большие надежды.

Что такое Swift?

Это новый язык программирования, разработанный Apple для создания приложений для iOS и OS X. Он построен на основе C и Objective-C, но более простой и гибкий. Кроме того, создатели Swift позаимствовали лучшие элементы языков программирования Javascript и Python.

Чем он лучше других языков программирования?


Разработчики Apple постарались создать максимально современный язык: Swift быстр (скорость реализации некоторых алгоритмов в 3,9 раза больше, чем на Python) и лаконичен (разработчики избавились от многословности Objective-C). Ещё одно важное нововведение - это возможность писать код и видеть результаты в режиме реального времени. До этого на протяжении долгого времени процесс создания продукта и сам продукт были разделены, и из-за этого программисты должны были тратить много времени на проверку и оптимизацию кода. В Swift они могут вносить поправки и сразу видеть результат. Это значит, что разработчики смогут быстрее проверять в деле свои концепты и в целом быстрее создавать приложения.

Как научиться программировать на этом языке?


Одновременно с релизом Swift Apple выпустила книгу о нём , которую можно бесплатно скачать в iTunes Store. Судя по реакции специалистов, многие из которых прочитали её в первые часы после презентации языка на WWDC, в ближайшие недели стоит ждать сотни видеотуториалов и обсуждений - первые паблики уже появились.

Зачем это Apple?

Во-первых, Swift - это ответ Apple на появление языка программирования , который разработала конкурирующая компания Google. С момента появления OS X Apple использовала только Objective-C, и появление Swift - это большой шаг в будущее. Во-вторых, создавая простой и современный язык, Apple надеется привлечь на свою сторону не только опытных разработчиков, которые уже умеют работать с Objective-C и C, но и новичков, которые наверняка используют данную им возможность и начнут изучать Swift. Рынок приложений снова вырастет, а значит, влияние Apple увеличится.

Flappy Bird уже воссоздали на языке Swift и выложили на GitHub

Что говорят эксперты?

Антон Домашнев

iOS-разработчик Look At Media

«О таком языке мечтали многие из программистов под iOS и OS X, потому что он удобнее Objective-C, но я не могу сказать, что Objective-C - плохой язык и сильно нуждался в замене. Однако мне определённо нравится то, что Swift намного более читаем, и код, написанный на Swift, будет в разы короче аналогичного кода на Objective-C, что увеличит скорость разработки. Судя по тому, что я увидел на WWDC, нам стоит ожидать бума на игры для iOS, так как Apple представила очень интересную утилиту Interactive Playgrounds, которая поспособствует увеличению интереса к разработке игр для девайсов Apple. Сегодня я начну читать учебник по этому языку - судя по тому, что было показано на презентации, переход на Swift не будет сложным, так как много конструкций похожи на те, которые мы используем сейчас в разработке на Objective-C. Новые свои проекты я собираюсь писать на Swift».

Владимир Бобров

Технический директор Look At Media

«Безусловно, релиз Swift - это крутой шаг как для компании Apple, так и для сообщества разработчиков. Новый язык позволит привлечь большее количество разработчиков за счёт снижения порога входа в экосистему разработки Apple, который был довольно высоким из-за языка Objective-C. Кроме этого, предложенный набор инструментов (Interactive Playgrounds, REPL) позволит быстрее отлаживать свои программы и игры. Полагаю, что свойства языка Swift и огромная поддержка со стороны Apple позволят ему добиться большой популярности в среде разработчиков ПО, ориентированных на массового пользователя».

Что ещё?

В Swift можно использовать эмодзи.