Основы html для начинающих на понятном языке. HTML, CSS, PHP, JavaScript, SQL – что и зачем

В последнее время всё чаще и чаще различные интернет ресурсы устраивают холивары на тему: является ли HTML языком програмирования или нет. Как водится, аргументов в пользу обеих точек зрения приводят немалое количество, поэтому я решил поставить для себя точку в этом ненужном споре.

Определение языка программированияЯзы́к программи́рования - формальная знаковая система , предназначенная для записи компьютерных программ. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, задающих внешний вид программы и действия , которые выполнит исполнитель (компьютер) под её управлением.

Так сказано в Википедии , и большинство остальных ресурсов либо полностью употребляет это определение, либо вольно излагает его без потери смысла. Рассмотрим поподробнее составные части определения ЯП:

  • Формальный язык - это множество конечных слов (строк, цепочек) над конечным алфавитом.
  • Знаковая система - это система однообразно интерпретируемых и трактуемых сообщений/сигналов, которыми можно обмениваться в процессе общения. Иногда знаковые системы помогают структурировать процесс общения с целью придания ему некой адекватности в плане реакций его участников на те или иные «знаки». В качестве примера знаковой системы обычно приводят язык (как в письменной форме так и, в случае естественных языков, в форме речи).
  • Компью́терная програ́мма - последовательность инструкций, предназначенных для исполнения устройством управления вычислительной машины.
  • Ле́ксика - совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей.
  • Синтаксис - сторона языка программирования, которая описывает структуру программ как наборов символов (обычно говорят - безотносительно к содержанию). Синтаксису языка противопоставляется его семантика. Синтаксис языка описывает «чистый» язык, в то же время семантика приписывает значения (действия) различным синтаксическим конструкциям.
  • Сема́нтика в программировании - дисциплина, изучающая формализации значений конструкций языков программирования посредством построения их формальных математических моделей. В качестве инструментов построения таких моделей могут использоваться различные средства, например, математическая логика, λ-исчисление, теория множеств, теория категорий, теория моделей, универсальная алгебра. Формализация семантики языка программирования может использоваться как для описания языка, определения свойств языка, так и для целей формальной верификации программ на этом языке программирования.
  • Язы́к - знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).
Более простым языком это может быть изложено так:

Язык программирования - множество заранее определенных, однообразных и понятных исполнителю (читай: интерпретатору/компилятору/компьютеру/программисту) инструкций, предназначенных для записи последовательно с целью их исполнения неким устройством, являющимся частью вычислительной машины. Также язык программирования должен обладать рядом особенностей: инструкций должно быть ограниченное число, и все их должны знать; инструкции должны выстраиваться определенным образом для получения определенных результатов, и все должны об этом знать; должны существовать правила написания инструкций и все должны их знать; каждая конструкция языка должна однозначно соотносить то что написано с тем, что требовалось обозначить.

Вот так громоздко и некрасиво получилось, зато без сложных слов. Мы вернемся к этому определению чуть позже.

Виды языков программирования

Часто употребляют также разделение на низкоуровневые и высокоуровневые языки. Эти виды отличаются «толщиной прослойки» между процессором и программистом. Говоря простыми словами - в низкоуровневых языках каждая инструкция представляет собой одну или небольшое число процессорных команд, а в высокоуровневом языке каждая инструкция это большой набор процессорных команд.

Рассмотрим поближе определения разных типов по версии Википедии :

  • Аспе́ктно-ориенти́рованное программи́рование (АОП) - парадигма программирования, основанная на идее разделения функциональности для улучшения разбиения программы на модули.
  • Структу́рное программи́рование - методология разработки программного обеспечения, в основе которой лежит представление программы в виде иерархической структуры блоков. Предложена в 70-х годах XX века Э. Дейкстрой, разработана и дополнена Н. Виртом.
  • Процедурное программирование - программирование на императивном языке, при котором последовательно выполняемые операторы можно собрать в подпрограммы, то есть более крупные целостные единицы кода, с помощью механизмов самого языка.
  • Логи́ческое программи́рование - парадигма программирования, основанная на автоматическом доказательстве теорем, а также раздел дискретной математики, изучающий принципы логического вывода информации на основе заданных фактов и правил вывода. Логическое программирование основано на теории и аппарате математической логики с использованием математических принципов резолюций.
  • Объе́ктно-ориенти́рованное программи́рование (ООП) - парадигма программирования, в которой основными концепциями являются понятия объектов и классов. В случае языков с прототипированием вместо классов используются объекты-прототипы.
  • Функциона́льное программи́рование - раздел дискретной математики и парадигма программирования, в которой процесс вычисления трактуется как вычисление значений функций в математическом понимании последних (в отличие от функций как подпрограмм в процедурном программировании).
  • Мультипарадигма́льный язы́к программи́рования - как правило, язык программирования, который был разработан специально как инструмент мультипарадигмального программирования, то есть изобразительные возможности которого изначально предполагалось унаследовать от нескольких, чаще всего неродственных языков.
  • Эзотерический язык программирования - язык программирования, разработанный для исследования границ возможностей разработки языков программирования, для доказательства потенциально возможной реализации некой идеи (так называемое «доказательство концепции», англ. proof of concept), в качестве произведения программного искусства, или в качестве шутки (компьютерного юмора).
Императивный и декларативный подход
Все языки программирования делятся на две группы: декларативные и императивные .

Программа на императивном языке программирования с математической точки зрения представляет собой общее решение поставленной задачи, иными словами, ответ на вопрос «как делать?». Это последовательность команд, которые должен выполнить исполнитель.

Программа на декларативном языке программирования является сочетанием формализованной в рамках языка программирования задачей и всех необходимых для её решения теорем, проще говоря, ответ на вопрос «что делать?». Конкретную последовательность выполняемых действий выполняет компилятор, или чаще интерпретатор – программа, в реальном времени выполняющая код программы без его преобразования в машинный код.

Полнота по Тьюрингу В теории вычислимости исполнитель (множество вычисляющих элементов) называется тьюринг-полным , если на нём можно реализовать любую вычислимую функцию. Другими словами, для каждой вычислимой функции существует вычисляющий её элемент (например, машина Тьюринга) или программа для исполнителя, а все функции, вычисляемые множеством вычислителей, являются вычислимыми функциями (возможно, при некотором кодировании входных и выходных данных).
Название пошло от Алана Тьюринга , который придумал абстрактный вычислитель - машину Тьюринга и дал определение множества функций, вычислимых посредством машин Тьюринга.
Другими словами язык является полным по Тьюрингу , если любая вычислимая функция, которая Вам нужна, может быть записана на этом языке и решена его исполнителем.

Не полные по Тьюрингу языки также существуют, но так как их создают в основном в академических целях, то они малоизвестны и широко не применяются.

Здравствуйте уважаемые начинающие веб-мастера. Начинаем изучать языки программирования.

И начнём мы их изучать с html.

Сразу скажу, что в конце курса Вы уже сможете самостоятельно написать сайт на чистом html, и выложить его в интернет. Но я всё же порекомендую не торопиться, и после html, познакомиться с css.

Тогда и сайт Вы сделаете покруче, и сможете исправлять внешний вид сайта, созданного на готовой CMS(система управления контентом).

Изучение языка программирования, и изучение иностранного языка — это далеко не одно и тоже, и оно гораздо легче. Более того, это не страшно, а очень увлекательно.

Просто непонятное всегда пугает, но я вам обещаю, что после первых же занятий, пройдут все страхи.

Учиться мы будем при помощи редактора , который Вам нужно установить на свой компьютер.

В этом редакторе файлов, можно написать код, и тут-же посмотреть, как отобразит его браузер. Очень удобно.

Давайте, сначала я Вам немного расскажу, что из себя представляет HTML, и это будет скучная часть нашего курса, а затем займёмся интереснейшей практикой. Там уж, точно, скучно не будет.

НТМL (HyperText Markup Language) дословно — язык разметки гипертекста. С помощью его создаются веб-страницы.

И если, совокупность просто страниц, объединённых одной тематикой, в нашем понимании — книга, или даже, лучше сказать, толстый журнал, то совокупность веб-страниц объединённых одним доменным именем — это и есть сайт.

Каждая веб-страница имеет свой уникальный текст, написанный Вами, и заключенный в html-код.

Код — это команды браузеру, как отображать тот или иной элемент. Допустим, написали Вы слово, а вот в каком виде оно будет на экране, зависит от того, в какой код вы его заключите.

Код html состоит из следующих элементов:

2. Атрибуты тегов.

3. Значения атрибутов.

Давайте рассмотрим их по порядку.

Тег html — это основной элемент кода. Пишется он так:

Как видите, состоит он из двух частей. Первые угловые скобки — это открывающая часть, а вторые, со слешем — закрывающая.

Между этими двумя частями, пишется весь остальной код страницы, которая будет отображаться на экране.

Тег сообщает браузеру, что это html-документ, и является основным (родительским) тегом для всех остальных элементов.

В остальных тегах, элементах кода, в угловых скобках пишется буква, или слово, которое будет являться названием тега и определит, какой элемент будет этим тегом выведен на экран.

Например, если поставить в угловых скобках букву h1 , то на экране выведется текст в виде заголовка.

Здравствуйте

То есть шрифт слова «Здравствуйте», будет крупнее и жирнее остального текста.

Если в угловые скобки поставить букву p , то текст заключённый в тег, будет выведен в виде абзаца.

Здравствуйте

То есть, шрифт будет обычный, но всё, что написано после этого тега, будет начинаться с новой строки.

И таких букв, и даже слов, определяющих вид команды, в html несколько десятков, хотя в частом использовании находятся не больше 10-15 тегов.

Более подробно, каждый из них, мы рассмотрим по ходу

Следующие — это атрибуты тегов. Часто используемых, тоже не более десятка. А в последнее время и того меньше, так как все функции атрибутов перенесены в css.

Но об этом попозже, а пока всё же узнаем, что такое атрибут, так как некоторые из них не потеряли актуальности и не потеряют никогда.

Атрибут — это дополнительная команда. Пишется он в открывающей части тега. Например, захочется вам сделать заголовок цветным, тогда в открывающую часть тега h1 , нужно вставить атрибут color

И сразу переходим к значениям атрибутов. Дело в том, что атрибут обязательно должен быть со значением. То есть, дали вы команду, что заголовок должен быть цветным, значит нужно указать, какой будет цвет.

Это указание и будет значением атрибута. Выглядит оно так:

Это красный цвет.

Точно так же, но при помощи других атрибутов, можно задавать размер текста, отступы, выравнивания, и много чего ещё.

Хотя, оформление всё больше переходит к CSS, а атрибуты оформления постепенно устаревают и выходят из практики.

А сейчас делаем вывод из всего вышесказанного:

Язык HTML — это язык, который понимают браузеры. Нам он необходим для того, чтоб общаться с браузером, или можно сказать, управлять им, то есть давать ему команды на то, как воспринимать и отображать на экране то, что мы напишем.

Хочу добавить, что теги, атрибуты, и их значения, легко запоминаются во время практических занятий, чем и будут по сути все последующие статьи.

Там сразу видишь тег, узнаёшь его значение, в каком случае и каком месте он применяется, какими знаками сопровождается, и как пишется, так что сейчас я не буду показывать Вам все теги и атрибуты, увидим всё на практике.

Полный список тегов и атрибутов html, если кому то интересно, всегда можно посмотреть в . .

Хотя, если вы не собираетесь профессионально заниматься программированием, будет достаточно знать несколько (около десятка) основных тегов и несколько же атрибутов.

Ну, и всё, пожалуй. Мало? А больше пока и не надо. Остальное будем узнавать в процессе обучения на конкретных примерах.

Думаю, на примерах будет лучше усваиваться. Наша цель сделать сайт и понять, как же всё это работает, так что вперёд на практику.

Перемена

Только сядешь за учёбу — так обязательно какая-то падла разбудит!!!

В школе учитель говорит ученикам:
— Кто из вас окончательно считает себя тупицей? Встаньте.
После долгой паузы поднимается один ученик:
— Так ты считаешь себя тупицей?
— Ну не совсем, но как — то неловко, что вы стоите один.

Я решил уделить больше внимания новичкам, желающим приобрести знания в области сайтостроения. На это меня подтолкнула моя преподавательница, которая допускала уж очень много ошибок в методичках к лабораторным работам. Я бы с удовольствием бы глянул на тот ресурс, с которого была взята учебная инфа, и оставил бы там пару строк своего мнения. Но сейчас не об этом. В своей первой лекции я расскажу о том

Из чего состоит структура HTML-документа

Тег сообщает о том, что начинается структура html-документа, — что заканчивается. Между тегами хранится в большей части информация для браузера и поисковых систем. В тегах содержится заголовок нашей страницы. Тег говорит о том, что далее идёт информация предназначенная для пользователя, же естесственно говорит о том, что информация для пользователя заканчивается.

Теперь немного поясню. Все теги (тэг — элемент языка разметки гипертекста ) делятся на два типа «одиночные» и «закрывающиеся». Кроме того теги заключаются в следующие символы < и > , именно они отличают тег от обычного текста html . Рассмотрим несколько самых простых «одиночных» тегов:


— тег, который отвечает за перенос на новую строку, в том месте, где установлен данный тег. Рассмотрим код с использованием этого тега.

Мой первый сайт Привет всем!
А это мой первый сайт.

Результат можно посмотреть .

— тег, который рисует горизонатльную линию. Этот тег относится к блочным элементам, линия всегда начинается с новой строки. Имеет 5 атрибутов:

  • align — Определяет выравнивание линии. Может принимать значение left, center, right.
  • color — Задаёт цвет линии.
  • noshade — Рисует линию без трехмерных эффектов.
  • size — Задаёт толщину линии.
  • width — Задаёт ширину линии.

Код с использованием тега :

Мой первый сайт Привет всем!А это мой первый сайт.

Визуальный пример находится .

Ещё один «одиночный» тег — это . Данный тег спользуются для хранения информации предназначенной для браузеров и поисковых систем. Поисковые системы обращаются к метатегам для получения описания сайта, ключевых слов и других данных. Разрешено использовать неограниченное число метатегов, все они должны находится между и . Параметры любого метатега имеют вид «имя=значение», который определяется ключевыми словами content , name или http-equiv . Т.к. метатеги предназначены для машин, никакого визуального изменения они не вносят, поэтому я приведу лишь исходный код:

Эта строка говорит о том, что создатель страницы считает, что на странице используется кодировка UTF-8. В HTML5 всё стало проще, для того, чтобы указать кодировку, достаточно лишь следующей строки:

Cуществуют и другие одиночные теги (, ,
, , , , , , , , , , , , , ), но с ними я познакомлю вас чуть позже.

Теперь давайте поговорим о «закрывающихся» тегах. Само название «закрывающийся тег», говорит о том, что тег требует обязательного закрытия. Это сделано для того, чтобы чётко ограничить часть текста, на которую действует тег.

Для наглядного примера взглянем на тег , который используется для выделения текста, он устанавливает жирное начертание шрифта. Теги и являются границами, которые определяют область выделения текста. Вот код, где в последней строке забыли закрыть тег :

Мой первый сайт Привет всем! А это мой первый сайт.
Привет всем! А это мой первый сайт.

Как видите, ничего сложного нет, теперь вы можете создать несколько страниц перелинкованных между собой.

Теги для выделения текста

Существует несколько способов выделить текст на странице. Сделать это можно с помощью стилей, а можно с помощью тегов. Нас (пока) интересует второй вариант.

— устанавливает жирное начертание шрифта.

— устанавливает курсивное начертание шрифта.

— добавляет подчеркивание к тексту.

— предназначен для акцентирования текста. Браузеры отображают такой текст курсивным начертанием.

— перечёркивает текст. Данный тег исключён из HTML5 вместо него рекомендуется использовать

— отображает текст моноширинным текстом. Исключён из HTML5.

— отображает шрифт в виде верхнего индекса. Шрифт при этом отображается выше базовой линии текста и уменьшенного размера.

— отображает шрифт в виде нижнего индекса. Текст при этом располагается ниже базовой линии остальных символов строки и уменьшенного размера.

— предназначен для акцентирования текста. Браузеры отображают такой текст жирным начертанием.

— уменьшает размер шрифта на единицу по сравнению с обычным текстом. В HTML размер шрифта измеряется в условных единицах от 1 до 7, средний размер текста, используемый по умолчанию, принят 3. Тег уменьшает текст на одну условную единицу. Допускается применение вложенных тегов , при этом размер шрифта будет меньше на 1 с каждым вложенным уровнем, но не может быть меньше, чем 1.

— увеличивает размер шрифта на единицу по сравнению с обычным текстом. В HTML размер шрифта измеряется в условных единицах от 1 до 7, средний размер текста, используемый по умолчанию, принят 3. Таким образом, добавление тега увеличивает текст на одну условную единицу. Допускается применение вложенных тегов , при этом размер шрифта будет больше с каждым уровнем.

— используется для выделения в тексте цитат. Содержимое контейнера автоматически отображается в браузере в кавычках.

— предназначен для выделения длинных цитат внутри документа. Текст, обозначенный этим тегом, традиционно отображается как выровненный блок с отступами слева и справа (примерно по 40 пикселов), а также с отбивкой сверху и снизу.

— определяет блок предварительно форматированного текста. Такой текст отображается обычно моноширинным шрифтом и со всеми пробелами между словами. По умолчанию, любое количество пробелов идущих в коде подряд, на веб-странице показывается как один. Тег Позволяет обойти эту особенность и отображать текст как требуется разработчику.

— определяет текстовый абзац. Тег

Является блочным элементом, всегда начинается с новой строки, абзацы текста идущие друг за другом разделяются между собой отбивкой. Величиной отбивки можно управлять с помощью стилей. Если закрывающего тега нет, считается, что конец абзаца совпадает с началом следующего блочного элемента.

.... — HTML предлагает шесть заголовков разного уровня, которые показывают относительную важность секции, расположенной после заголовка. Так, тег представляет собой наиболее важный заголовок первого уровня, а тег служит для обозначения заголовка шестого уровня и является наименее значительным. По умолчанию, заголовок первого уровня отображается самым крупным шрифтом жирного начертания, заголовки последующего уровня по размеру меньше. Теги ,…, относятся к блочным элементам, они всегда начинаются с новой строки, а после них другие элементы отображаются на следующей строке. Кроме того, перед заголовком и после него добавляется пустое пространство. Тег имеет атрибут align , который определяет выравнивание заголовка, может принимать значения left — выравнивание заголовка по левому краю, center — выравнивание по центру, right — выравнивание по правому краю, justify — выравнивание по ширине (одновременно по правому и левому краю). Это значение работает только для заголовка, длина которого более, чем одна строка.

— представляет собой контейнер для изменения характеристик шрифта, таких как размер, цвет и гарнитура. Хотя этот тег до сих пор поддерживается всеми браузерами, он считается устаревшим и от его использования рекомендуется отказаться в пользу стилей. Тег имеет 3 атрибута: color — устанавливает цвет текста, face — определяет гарнитуру шрифта, size — задает размер шрифта в условных единицах.

— помечает текст как цитату или сноску на другой материал. Такое выделение удобно для изменения стиля текста через CSS, а также применяется для разделения кода HTML на структурные элементы. Браузеры обычно устанавливают текст внутри контейнера курсивом.

— указывает, что последовательность символов является аббревиатурой. С помощью атрибута title дается расшифровка сокращения, что позволяет понимать аббревиатуру тем людям, которые с ней не знакомы. Кроме того, поисковые системы индексируют полнотекстовый вариант сокращения, что может использоваться для повышения рейтинга документа.

По умолчанию, текст заключенный в контейнере подчеркивается пунктирной линией.

Ниже приведу код, в котором я использовал все эти теги:

Мой первый сайт

HTML and CSS are two of the core technologies for building Web pages. HTML provides the structure of the page, CSS the (visual and aural) layout, for a variety of devices. Along with graphics and scripting, HTML and CSS are the basis of building Web pages and Web Applications. Learn more below about:

What is HTML?

HTML is the language for describing the structure of Web pages. HTML gives authors the means to:

Publish online documents with headings, text, tables, lists, photos, etc.
Retrieve online information via hypertext links, at the click of a button.
Design forms for conducting transactions with remote services, for use in searching for information, making reservations, ordering products, etc.
Include spread-sheets, video clips, sound clips, and other applications directly in their documents.
With HTML, authors describe the structure of pages using markup. The elements of the language label pieces of content such as “paragraph,” “list,” “table,” and so on. What is XHTML?

XHTML is a variant of HTML that uses the syntax of XML, the Extensible Markup Language. XHTML has all the same elements (for paragraphs, etc.) as the HTML variant, but the syntax is slightly different. Because XHTML is an XML application, you can use other XML tools with it (such as XSLT, a language for transforming XML content).

What is CSS?

CSS is the language for describing the presentation of Web pages, including colors, layout, and fonts. It allows to adapt the presentation to different types of devices, such as large screens, small screens, or printers. CSS is independent of HTML and can be used with any XML-based markup язык language. The separation of HTML from CSS makes it easier to maintain sites, share style sheets across pages, and tailor pages to different environments. This is referred to as the separation of structure (or: content) from presentation.

What is WebFonts? WebFonts is a technology that enables people to use fonts on demand over the Web without requiring installation in the operating system. W3C has experience in downloadable fonts through HTML, CSS2, and SVG. Until recently, downloadable fonts have not been common on the Web due to the lack of an interoperable font format. The WebFonts effort plans to address that through the creation of an industry-supported, open font format for the Web (called "WOFF").

Лекция подошла к концу, надеюсь приобретённые знания вам пригодятся! В следующей лекции я расскажу вам о том, что в себе хранит тег , научимся выполнять всевозможные манипуляции с изображениями, и познакомимся с таблицами.

При написании данной статьи описание некоторых тегов было взято отсюда

Все пользуются Интернетом и все просматривают различные сайты, и, наверное, всем хотелось бы разместить свой сайт в Интернете, но это не просто так сделать, на это существует много причин. Однако для того чтобы Вы смогли разместить качественный сайт, Вам просто необходимо знать основу «WEB-программирования », которой и является язык HTML . В данной статье мы рассмотрим основные элементы, теги, атрибуты, даже напишем первую web страницу.

Hyper Text Markup Language - «HTML» (язык разметки гипертекста ) многие уже давно перестали его считать просто языком программирования. Так как само понятие HTML включает в себя различные методы оформления гипертекстовых документов, дизайн, гипертекстовые редакторы, браузеры и много всего другого. Пользователь, освоивший этот язык, приобретает возможность делать серьезные вещи простыми методами и, главное, быстро, что в современном мире считается очень хорошо!

На языке HTML можно создавать собственные мультимедийные продукты и распространять их на cd-дисках, и все эти продукты, выполненные в виде наборов HTML-страниц, не требуют разработки специализированных программных средств, так как все необходимое для работы с данными (Web-браузеры ) стали частью стандартного программного обеспечения большинства персональных компьютеров.

  • Элемент (element ) - конструкция языка HTML. Это объект, содержащий данные и позволяющий отформатировать их определенным образом. Любая Web-страница представляет собой набор элементов. Одна из основных идей гипертекста - возможность вложения элементов.
  • Тег (tag ) - начальный или конечный маркеры элемента. Теги определяют границы действия элементов и отделяют элементы друг от друга. В тексте Web-страницы теги заключаются в угловые скобки, а конечный тег всегда снабжается косой чертой.
  • Атрибут (attribute) - параметр или свойство элемента. Другими словами это переменная, которая имеет стандартное имя и которой может присваиваться определенный набор значений: стандартных или произвольных. Предполагается, что символьные значения атрибутов заключаются в прямые кавычки, но некоторые браузеры позволяют не использовать кавычки. Это объясняется тем, что тип атрибута всегда известен заранее. Атрибуты располагаются внутри начального тега и отделяются друг от друга пробелами.
  • Гиперссылка - часть текста, которая является указателем на другой файл или объект. Гиперссылки необходимы для того, чтобы обеспечить возможность перехода от одного документа к другому.
  • Фрейм (frame ) - этот термин имеет два значения. Первое - область документа со своими полосами прокрутки. Второе значение - одно изображение в сложном (анимационном ) графическом файле (похожее на кадр из кинофильма). Также возможно вместо термина «фрейм» в специальной литературе и локализованных программных продуктах можно встретить термин «кадр» или «рамка».
  • HTML-файл или HTML-страница - документ, созданный в виде гипертекста на основе языка HTML. Такие файлы имеют расширения htm или html.
  • Апплет (applet ) - программа, передаваемая на компьютер клиента в виде отдельного файла и запускаемая при просмотре Web-страницы.
  • Скрипт или сценарий (script ) - программа, включенная в состав Web-страницы для расширения ее возможностей.
  • Расширение (extension ) - элемент, не входящий в спецификацию языка, но использующийся, обеспечивая возможность создания нового интересного эффекта форматирования.
  • CGI (Common Gateway Interface ) - общее название для программ, которые, работая на сервере, позволяют расширить возможности Web-страниц. Например, без таких программ невозможно создание интерактивных страниц.
  • Код HTML - гипертекстовый документ в своем первоначальном виде, когда видны все элементы и атрибуты.
  • Web-страница - документ (файл), подготовленный в формате гипертекста и размещенный в World Wide Web.
  • Сайт (site ) - набор Web-страниц, расположенных в одном месте и связанных между собой.
  • Браузер (browser ) - программа для просмотра Web-страниц.
  • () - копирование файлов с сервера на компьютер-клиент.
  • URL (Uniform Resource Locator ) или универсальный указатель ресурса, адрес некоторого объекта в Интернете, т.е. типичный URL для WWW, имеет вид: http://www.название.домен/имя файла.

Все элементы языка можно условно разделить на три группы. К первой относятся элементы, которые создают структуру гипертекстового документа. Использование таких элементов - необходимая формальность, которой нельзя пренебрегать. Ко второй группе можно отнести элементы, создающие эффекты форматирования. Их использование диктуется конкретными требованиями к документу, фантазией и компетенцией разработчика, К третьей группе относятся элементы, которые позволяют управлять программными средствами, установленными и работающими на компьютере-клиенте. Часто такие элементы создаются автоматически, когда разработчик использует для вставки некоторого объекта в документ гипертекстовый редактор или подобную программу.

Несмотря на то, что спецификация HTML является стандартом, этот язык дополняется новыми элементами (расширениями ). Поэтому некоторые Web-страницы удобнее просматривать при помощи определенных браузеров. Расширения создаются только известными фирмами, которые разрабатывают программное обеспечение для WWW, а рядовые пользователи могут совершенствовать свои Web-страницы при помощи программирования. Аплеты позволяют снять ограничения HTML и дают простор фантазии разработчика.

Версии HTML

Первая версия языка HTML была разработана в начале 90-х годов Тимом БенерсЛи для одного из распространенных в прошлом браузера Mosaic. Но тогда ни для браузера, ни для самого HTML еще не нашлось хорошего применения. В 1993 году появился HTML+, и эта версия также осталась практически незамеченной. Но распространение язык HTML получил благодаря версии 2.0, которая появилась в июне 1994 года. И с того момента происходят возрастание популярности WWW по всему миру. Стандарты, включенные в версию 2, настолько прижились что используются и по сей день.

HTML версия 3.0, которая появилась примерно год спустя, в ней была реализована возможность прорисовки математических символов (знаков интеграла, бесконечности, дроби, скобок и т. д. ) при помощи элементов языка. Но развитие этого проекта затормозилось и не получило дальнейшего распространения.

В 1996 году появился HTML версии 3.2. Это было блестящие решение, достаточно упомянуть, что в спецификацию языка были введены фреймы, которые стали теперь весьма популярными у разработчиков сайтов. И по сей день все браузеры поддерживают эту версию HTML.

Официальная спецификация HTML 4 (Dynamic HTML ) разрабатывалась в 1997 год. В это время уже было очевидно, что дальнейшее развитие гипертекста будет осуществляться за счет web-программирования. Это оказалось намного более эффективным, чем вводить в язык все новые элементы.

Структура Web-страницы

Ниже представлен код Web-страницы, который выполнен на языке HTML, и на примере этой страницы мы разберем ее структуру, но для начала скопируйте весь код в обычный текстовый блокнот и нажмите «Сохранить как» и сохраняйте уже файл с расширением html, т.е. после названия напишите.html

Структура web документа Переход в Конец документа Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Здесь расположена первая ссылка Здесь должен располагаться
основной текст web страницы.
А я, например, вставлю сюда
несколько переносов,
для того чтобы Вы могли
наглядно наблюдать,
как у Вас работает
ссылки внутри документа,
а то если у Вас будет большое разрешение,
Вы просто не заметите переход по ссылкам

Обозначение документа на языке HTML. Одно из принципов языка является многоуровневое вложение элементов. Данный элемент является самым внешним, так как между его начальным и конечным тегам должна находиться вся Web-страница. По идеи, этот элемент можно рассматривать как формальность. Он имеет атрибуты version, lang и dir, которыми в данном случае редко кто пользуется, и допускает вложение элементов HEAD, BODY FRAMESET и других, определяющих общую структуру Web-страницы. Естественно, что конечным тегом заканчиваются все подобные документы.

< head >

Область заголовка Web-страницы. Другими словами, ее первая часть. Так же, как и предыдущий элемент, HEAD служит только для формирования общей структуры документа. Этот элемент может иметь атрибуты lang и dir.

< title >

Элемент для размещения заголовка Web-страницы. Строка текста, расположенная внутри этого элемента, отображается не в документе, а в заголовке окна браузера. Данный элемент очень сильно влияет на продвижение в поисковой системе т.к. поисковые системы уделяют особое внимание на тег TITLE. Мой совет: никогда не делаете очень длинный текст в этом теге (65 символов достаточно ).

Этот элемент содержит служебную информацию, которая не отражается при просмотре Web-страницы. Внутри него нет текста в обычном понимании, поэтому нет и конечного тега. Каждый элемент МЕТА содержит два основных атрибута, первый из которых определяет тип данных, а второй - содержание.

< body >

Этот элемент объединяет в себе гипертекст, который определяет собственно Web-страницу. Это та видимая часть документа, которую разрабатывает авто страницы и которая отображается браузером. Соответственно, конечный тег этого элемента надо искать в конце Web-страницы. Внутри элемента BODY можно использовать все элементы, предназначенные для дизайна Web-страницы. Внутри начального тега элемента BODY можно расположить много атрибутов, которые служат для установки всей страницы целиком. Рассмотрим их по порядку.

Один из самых полезных атрибутов данного тега, который оказывает свое влияние на дизайн страницы это

background="путь к файлу фона"

Более простое оформление фона сводится к заданию его цвета

bgcolor="#FFFFFF"

Цвет фона задается тремя двухразрядными шестнадцатеричными числами, которые определяют интенсивность красного, зеленого и синего цветов (rbg).

Так как можно изменить фон страницы можно и изменить цвет текста. Для этого имеется следующий атрибут

text=" #RRGGBB"

Для задания цвета текста гиперссылок используется следующий атрибут

link="#RRGGBB"

Можно также указать изменение цвета для последней выбранной пользователем гиперссылки

Элемент заголовка. Различают шесть уровней заголовков, которые обозначаются следующим образом.
Заголовок
Заголовок
Заголовок
Заголовок
Заголовок
Заголовок

Заголовок уровня 1 самый крупный, а уровень 6 обеспечивает самый маленький заголовок. Для заголовков можно использовать атрибут, задающий выравнивание влево, по центру или вправо:

align="left" align="center" align="right"

Для создания нового абзаца используется тэг

А для перехода на новую строчку без создания абзаца - тэг
т.е происходит перенос. Эти тэги закрывать не обязательно. Конечно, если Вы не используете в тэге

Элемент ALIGN, которым может задавать выравнивание абзаца:

По левому краю

По центру

По правому краю

Текст, находящийся между этими элементами выравнивается по ширине

Горизонтальная линия (horizontal rule ) - очень распространенный элемент. Во-первых, потому что с его помощью очень легко и удобно делить страницу на части. Во-вторых, потому что выбор подобных элементов оформления у автора страницы очень небольшой. Элемент не имеет конечного тега, но имеет ряд атрибутов для выравнивания влево, по центру, вправо, по ширине:

  • align="left"
  • align="center"
  • align="right"
  • align="justify"

HTML-документ может быть очень громоздким, и не очень удобный пользователю у которого возникает необходимость быстрого перемещения к нужному разделу документа. Для этого можно использовать механизм гиперссылок. Для этого в нужных местах текста расставить соответствующие метки.

Произвольный текст

В этом случае данной строке документа присваивается имя, и, следовательно, другой части документа или даже на другом документе может быть создана гиперссылка, приводящая к этой метки.

Для вставки изображений (картинки ) в HTML документ используется следующий тег (представлено полное описание атрибутов данного тега ):

Списки

(list) были разработаны в HTML, несомненно, под влиянием успеха текстовых редакторов. От обычного текста список отличается, прежде всего, тем, что пользователю не нужно думать о нумерации его пунктов: эту задачу HTML берет на себя. Если список дополняется новыми пунктами или укорачивается, нумерация продолжается автоматически. В случае ненумерованных списков HTML ставит перед каждым пунктом отметки: кружки, прямоугольники, ромбы и другие изображения. В конечном итоге список принимает приличный, вид. Существует две группы таких тегов: одни определяют общий вид списка (и позволяют указывать атрибуты ), а другие задают его внутреннюю структуру. В списках можно использовать стандартные атрибуты. Существует несколько видов списков.

Самым распространенным является ненумерованный список (unordered list ). Он представлен ниже:

  • Пункт 1 списка
  • Пункт 2 списка
  • Пункт 3 списка

Элемент ul является своеобразным выделением списка. Он позволяет разделять один список от другого. Элемент liобозначает каждый из пунктов.

Таблицы

Являются одним из самых необходимых средством форматирования данных на Web-странице. Основное удобство заключается в том, что браузер прорисовку всей таблицы берет на себя. Размер рамки может быть автоматически согласован с размером окна просмотра в браузере и, разумеется, с размером находящихся в ячейках таблицы строк текста и рисунков. По мимо всего прочего, таблицы позволяют решать многие дизайнерские задачи: выравнивать части страницы друг относительно друга, размещать рядом рисунки и текст, управлять цветовым оформлением и так далее. При создании таблиц применяется принцип вложения: внутри основного элемента таблицы (TABLE) создается ряд элементов, определяющих строки (TR), а внутри этих элементов располагаются элементы для описания каждой ячейки в строке (ТD,ТН).

Для того чтобы разобраться в структуре существующей таблицы или разработать новую таблицу, существует одно правило, что последовательность элементов описывает таблицу сверху вниз и справа налево. Например, если после элемента TABLE указан элемент TR, это указывает на то, что начинается описание новой строки таблицы. Все, что расположено за этим элементом, будет размещено в одной строке (справа налево). Это может быть последовательность элементов TD (ячеек ), другая таблица и так далее. После того как появится новый элемент TR, начнется описание следующей строки, и т. д. до конца таблицы (тега ).
Таблицу можно выровнять по горизонтали при помощи атрибута align:

  • align="left" - влево;
  • align="center" - по центру;
  • align=" right" - вправо.

Ширину таблицы можно задать точно в пикселях или в процентном отношении к ширине страницы в окне браузера. Например: width=400 или width=50%

Для управления видом рамки используются два атрибута. Дело в том, что браузер создает изображение рамки, имитируя ее трехмерность (выпуклость ) при помощи различия в освещенности граней

Сценарии

Практически все web – мастера хотят, чтобы их страницы на сайте имели современный вид, были многофункциональными, красивыми и динамичными. Стандартными средствами HTML это невозможно, поэтому применяются разные средства: апплеты, объекты, каскадные таблицы стилей и так далее. Но самым популярным и распространенным видом (приемом ) является использование сценариев.

Сценарий - это программный код, который включается в текст страницы в виде исходного текста и выполняется браузером при просмотре страницы. Сценарий может быть написан на языке JavaScript, разработанном фирмой Netscape, или на Visual Basic Script (VBScript ), разработанном фирмой Microsoft.

Данный тег позволяет отделить текст программы-сценария от другой информации страницы. Тег SCRIPT обязательно включает в себя атрибут language, который определяет язык и может принимать следующие значения:

  • javascript - код на языке JavaScript;
  • vbscript - код на языке VBScript.

Атрибут type тоже может указывать на тип языка, хотя его применение не является обязательным. Чтобы не нарушать все правила, внутри элемента можно поместить такое определение:

type="text/javascript"

Одной из самых прикольных особенностей сценариев является возможность изменения содержимого страницы в результате выполнения программы. Но это только особеность, а не правило. С помощью атрибута defer (который не принимает никаких значений) можно «сказать» браузеру, что таких изменений внесено, не будет. В некоторые случаях это позволяет ускорить загрузку страницы.

Из стандартных атрибутов можно использовать атрибут charset.

Тег SCRIPT (или ряд таких элементов ) может располагаться как внутри элемента HEAD, так и внутри элемента BODY. Если сценарий находится внутри элемента BODY, возможна и такая ситуация, когда какой-нибудь браузер, не поддерживающий элемент SCRIPT, воспримет программный код как обычный текст и выведет его на экран. Чтобы этого не случилось, код сценария вводят как комментарий:

-
-
-

Все современные браузеры распознают этот прием и игнорируют символы комментария. Если в тексте сценария нужно ввести комментарий, то для этого используют иное обозначение: в начале строки вводят два слеша //.
Программный код сценария выполняется в момент загрузки страницы, т.е. когда на экране еще видно ее содержание. Ниже представлен пример простейшего сценария (вывод сообщения в окне ).

-
-
-
- Просто сценарий
-
- alert("Вы написали свой первый сценарий!")
-
-
-
-

Это простая страница, но она включает сценарий из одной строки. С помощью метода alert перед загрузкой выводится сообщение. И оно будет висеть до тех пор, пока пользователь не нажмет на кнопку ОК, загрузка не будет продолжена.
Возможен случай, например страница, будет просматриваться в браузере, не поддерживающем сценариев, для этого предусмотрен элемент NOSCRIPT. Современные программы просмотра игнорируют его содержимое. Этот элемент можно использовать несколькими методами. Для начала, внутри него можно показать объявление наподобие следующего: «Ваш браузер не может выполнить сценарий, необходимый для просмотра этой web-страницы! » Во-вторых, внутри элемента можно разработать упрощенную версию страницы, без скриптов. В-третьих, можно создать ссылку на другой HTML-документ. Элемент NOSCRIPT должен обязательно снабжаться конечным тегом.

Вот мы с Вами и рассмотрели основы такого языка WEB-программирования как HTML. Даже после прочтения этой небольшой статьи Вы уже имеете представление, и даже возможность программировать на этом языке. Желаю удачи!

В последнее время всё чаще и чаще различные интернет ресурсы устраивают холивары на тему: является ли HTML языком програмирования или нет. Как водится, аргументов в пользу обеих точек зрения приводят немалое количество, поэтому я решил поставить для себя точку в этом ненужном споре.

Определение языка программирования.

Язы́к программи́рования - формальная знаковая система , предназначенная для записи компьютерных программ. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, задающих внешний вид программы и действия , которые выполнит исполнитель (компьютер) под её управлением.

  • Аспе́ктно-ориенти́рованное программи́рование (АОП) - парадигма программирования, основанная на идее разделения функциональности для улучшения разбиения программы на модули.
  • Структу́рное программи́рование - методология разработки программного обеспечения, в основе которой лежит представление программы в виде иерархической структуры блоков. Предложена в 70-х годах XX века Э. Дейкстрой, разработана и дополнена Н. Виртом.
  • Процедурное программирование - программирование на императивном языке, при котором последовательно выполняемые операторы можно собрать в подпрограммы, то есть более крупные целостные единицы кода, с помощью механизмов самого языка.
  • Логи́ческое программи́рование - парадигма программирования, основанная на автоматическом доказательстве теорем, а также раздел дискретной математики, изучающий принципы логического вывода информации на основе заданных фактов и правил вывода. Логическое программирование основано на теории и аппарате математической логики с использованием математических принципов резолюций.
  • Объе́ктно-ориенти́рованное программи́рование (ООП) - парадигма программирования, в которой основнымиконцепциями являются понятия объектов и классов. В случае языков с прототипированием вместо классов используются объекты-прототипы.
  • Функциона́льное программи́рование - раздел дискретной математики и парадигма программирования, в которой процессвычисления трактуется как вычисление значений функций в математическом понимании последних (в отличие от функций как подпрограмм в процедурном программировании).
  • Мультипарадигма́льный язы́к программи́рования - как правило, язык программирования, который был разработан специально как инструментмультипарадигмального программирования, то есть изобразительные возможности которого изначально предполагалось унаследовать от нескольких, чаще всего неродственных языков.
  • Эзотерический язык программирования - язык программирования, разработанный для исследования границ возможностей разработки языков программирования, для доказательства потенциально возможной реализации некой идеи (так называемое «доказательство концепции», англ. proof of concept), в качестве произведения программного искусства, или в качестве шутки (компьютерного юмора).
Императивный и декларативный подход


Все языки программирования делятся на две группы: декларативные и императивные .

Программа на императивном языке программирования с математической точки зрения представляет собой общее решение поставленной задачи, иными словами, ответ на вопрос «как делать?». Это последовательность команд, которые должен выполнить исполнитель.

Программа на декларативном языке программирования является сочетанием формализованной в рамках языка программирования задачей и всех необходимых для её решения теорем, проще говоря, ответ на вопрос «что делать?». Конкретную последовательность выполняемых действий выполняет компилятор, или чаще интерпретатор – программа, в реальном времени выполняющая код программы без его преобразования в машинный код.