Основные социальные статусы. Социальная роль и социальный статус. Вид мотивации роли

Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности.Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. МИДОМ И Р. МИНТОПОМ.

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Статус- положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе. Человек может иметь несколько статусов. Но только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным (обусловлен должностью).

Социологи отличают:

1. Предписанный статус – статус, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения).

2. Приобретенный статус – статус определяется усилиями самого человека (писатель, генеральный директор).

Выделяется также:

1. Естественный статус – предполагает существенный и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность,зрелость).

2. Профессионально-должностной - базисный статус личности, фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое положение человека (банкир, инженер, адвокат и т.д.)

Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнять человек в соответствии со своими статусными данными. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Социология различает:

1. Институциализированные - это ведущие, возникающие на основе социальной структуры общества. Эти роли и исторически обусловлены. Так, средневековой рыцарь, мушкетеры, стрельцы, яхтсмены и т.д.

2. Конвенциональные - роли определяются и возникают произвольно в групповых взаимодействиях и показывают субъективную окраску. Суетливый, нервный человек.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах:

Ролевое ожидание;

Ролевое исполнение

Между этими двумя аспектами никогда не бывает совпадения, но каждый из них накладывает сильный отпечаток на личность. Наши роли определяются прежде всего тем, что ожидают от нас другие.

Существуют ситуации, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.

13 . Социальный статус – социальная позиция человека в рамках группы или общества, связанная с определенными его правами и обязанностями.

Типы статусов

1) генеральный (всеобщий, основной ) – ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными правами и обязанностями. Это может быть статус человека («Человек – это звучит гордо»), члена данного общества, гражданина (гражданин России), статусная позиция личности. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формируются наши цели, и проходит наше обучение.

2) предписанные (аскриптивные ) – статусы, унаследованные от рождения, например, национальность, социальное происхождение, место рождения.

3) приобретенные (достигнутые) – статусы, приобретаемые индивидом в обществе, благодаря его собственным усилиям, например, профессор, врач, актер, студент, милиционер, карманный вор и т.п.

Статусы могут быть формализованные (например, директор завода) инеформализованные (лидер компании близких друзей), что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов выполняется та или иная функция.

Явный статус – это статусная позиция, активизированная в определенном социальном контексте, наиболее важная для действий и взаимодействий именно в данной области.

Скрытые статусы – все другие позиции, которые занимает субъект, но которые в данный момент не активизированы.

Именно через явную позицию другие идентифицируют субъекта, представляя его себе как партнера, устанавливая с ним взаимодействие. Более легкому и правильному «опознаванию» субъекта способствуют определенные внешние атрибуты, присущие такой явной позиции (например, ношение униформы).

Жизнь каждого человека складывается из многих социальных позиций, которые он занимает не одновременно, а поочередно (например, младенец – ребенок – подросток – зрелый человек – старик). Во всех подобных случаях мы говорим о последовательной смене статусов. Когда речь идет в профессиональном контексте, о службе, работе, такая последовательность называется карьерой.

Существует иерархия статусов. Выделение главного статуса самоопределяет человека социально. Мы должны уметь сориентироваться, разобраться, решить какие статусы для нас наиболее важные, какие – менее существенные.

Ранжирование статусов определяется социальным престижем. Престиж – это иерархия статусов, разделяемая обществом и закрепленная в культуре, общественным мнением.

В обществе необходимо равновесие статусов , иначе оно не может нормально функционировать.

Статус оказывает немалое влияние на восприятие человека со стороны окружающих. Один американский исследователь представлял учащимся нескольких классов своего колледжа одного и того же мужчину. В одном классе этот мужчина был представлен «как студент из Кембриджа», во втором – как «лаборант», в третьем – как «преподаватель психологии», в четвертом – как «доктор наук из Кембриджа», в последнем – как «профессор из Кембриджа». После того, как иностранный гость ушел, студентов попросили максимально точно оценить его рост. Оказалось, что по мере своего подъема по лестнице академических званий гость неизменно «увеличивался в росте», так что последняя группа оценила его рост на 5 дюймов выше, чем первая. Между тем, рост преподавателя, который ходил вместе с гостем и звание которого не менялось, во всех классах оценили совершенно одинаково.

Социальная роль – (по Р. Мертону) ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе.

Социальная роль – достаточно полная (но не всеохватывающая) поведенческая характеристика. Например, статус преподавателя вуза – это волне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Социальная роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, уровень общей культуры и т. д., т. е. это ожидание нормы поведения личности определенного статуса.

К существенным характеристикам социальной роли относятся ее функциональная целесообразность, а также соответствие ролевых ожиданий определенной культуре, системе ценностей. Функциональная целесообразность порождает много общих черт, в частности, в социально-профессиональных ролевых образцах. Учителя, к примеру, повсеместно должны быть интеллигентными людьми, для них должен быть характерен определенный тип поведения, обеспечивающий эффективность воспитания и обучения. Но что касается социокультурного аспекта роли, то здесь часто возникают различия, и причем достаточно серьезные. Это связано с системой ценностей каждой культуры, а также с тем, насколько высок престиж того или иного статуса в данном обществе. Учитель, его статус в некоторых странах всегда стоял высоко, в других странах учитель может восприниматься как неудачник, интеллигент-чернорабочий.

Социальная роль как средство описания взаимосвязи личности и общества позволяет во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить научно-логическими способами механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям.

Типы ролей (по Дж. Морено)

1)«психосоматические» роли, когда поведение связано с основными биологическими потребностями, а проигрывание ролей объективно носить бессознательный характер;

2)«психодраматические» роли, когда поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения;

3)«социальные» роли, когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории (матери, рабочего, христианина).

Роль уже статуса. Статус это набор ролей. Ролевой набор – (Р. Мертон) совокупность ролей, вытекающих из данного статуса. Ролевой набор включает формальные и неформальные роли. Многообразие ролей порождает внутренние конфликты личности, т. е. ролевые конфликты или ролевую напряженность.

14. Социальные нормы - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа), организация, общество к своим членам в их взаимоотношениях друг с другом, с соц институтами с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца. Это всеобщие постоянно действующие предписания, предполагающие их практическую реализацию. Возникают вследствие потребности в определённом поведении. Важнейшей характеристикой нормы является ее общепризнанность и всеобщность.

Социальная норма является одной из сложных форм выражения социальных отношений. Она состоит из множества элементов, каждый из которых обладает различными свойствами, способными к тому же изменятся в достаточно широких пределах. В социальной норме находит воплощение общественная воля, осознанная социальная необходимость. Именно этим она отличается от так называемых квазинорм. Последние чаще всего носят грубый, насильственный характер, сковывают инициативу, творчество.

Социальная норма выполняет следующие функции. 1. Нормы призваны ориентировать и 2. регулировать поведение людей в различных ситуациях. Регулирующее воздействие состоит в том что, норма устанавливает границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижений. 3. социализирует личность; 4. оценивает поведение; 5. Предписывает модели должного поведения. 6. Средство обеспечения порядка.

Главное общественное предназначение социальной нормы может быть сформулировано как регуляция социальных отношений и поведения людей. Регулирование отношений через социальные нормы обеспечивает добровольное и сознательное сотрудничество людей.

Можно условно выделить следующие группы норм: 1. По носителям: общечеловеческие, нормы О, групповые. 2. По сфере деятельности: экономические нормы, политические нормы, культурные нормы, юридические нормы. 3. Существуют формальные и неформальные нормы. 4. По масштабу действия: общие и локальные. 5. По способу обеспечения: опирающися на внутренние убеждения, на общественное мнение, на принуждение.

Основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости. 1. Обычаи - это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности. Новые поколения людей воспринимают эти общественные способы жизни частично путем бессознательного подражания, частично путем сознательного обучения. При этом новое поколение выбирает из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни. 2. Нравственные нормы - идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет бедствие всему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что по крайней мере некоторые из нравственных норм данной группы неразумны. Нравственные нормы передаются последующим поколениям не как система практических выгод, а как система незыблемых "священных" абсолютов. В результате нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. 3. Институциональные нормы – совокупность специально разработанных норм и обычаев, касающихся важных моментов деятельности О, воплощенные в соц институтах. 4. Законы - это просто усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения

Нарушение норм вызывает конкретную и четкую негативную реакцию со стороны О, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения Виды санкций – негативные или позитивные, т.е. наказания или поощрения. Однако нормативные системы не являются застывшими и навсегда данными. Изменяются нормы, изменяется и отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Конформизм – полное принятие нормы; девиация – отклонение от нее. Резкие отклонения от нормы грозят стабильности О.

В общих чертах процесс становления и функционирования социальных норм можно условно представить в виде последовательно взаимосвязанных этапов. Первый этап – это возникновение и постоянное развитие норм. Второй – понимание и усвоение индивидуумом системы социальных норм общества, социальной группы, личности, иначе говоря, это этап включения человека в обществе, его социализация. Третий этап – реальные акты, конкретное поведение индивида. Этот этап является центральным звеном механизма социально-нормативной регуляции. Именно на практике обнаруживается как глубоко вошли в сознание личности социальные нормы. Четвертым этапом процесса функционирования нормы выступает оценка и контроль за поведением человека. На этом этапе выявляется степень соблюдения или отклонения от нормы.

Социальные нормы - это социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы.

Правовые нормы - это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания.

Нормы морали - неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание или общественное одобрение.

К социальным нормам обычно относят:

групповые социальные привычки (например, «не задирай нос перед своими»);

социальные обычаи (например, гостеприимства);

социальные традиции (например, подчинение детей родителям),

общественные нравы (манеры, мораль, этикет);

социальные табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т.д.). Обычаи, традиции, нравы, табу называются иногда общими правилами социального поведения.

15. Социальный контроль - это, с одной стороны, механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а с другой - социальная практика их использования.

В целом социальное поведение личности протекает под контролем общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида правилам социального поведения в процессе социализации, но и выступают агентами социального контроля, наблюдая за правильностью усвоения образцов социального поведения и их реализации на практике. В этом плане социальный контроль выступает как особая форма и способ социальной регуляции поведения людей в обществе. Социальный контроль проявляется в подчинении индивида социальной группе, в которую он интегрирован, что выражается в осмысленном или спонтанном следовании социальным нормам, предписанным этой группой.

Социальный контроль состоит из двух элементов - социальных норм и социальных санкций.

Социальные нормы - социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Социальные санкции - средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Типы социального контроля

В социологии различают два основных процесса социального контроля: применение позитивных или негативных санкций за социальное поведение индивида; интериоризация (от фр. interiorisation - переход извне внутрь) индивидом социальных норм поведения. В связи с этим выделяют внешний социальный контроль и внутренний социальный контроль, или самоконтроль.

Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля - формальный и неформальный.

Формальный социальный контроль, основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах - законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

Неформальный социальный контроль, основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

В процессе социального контроля за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания - смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.

Внутренний социальный контроль - самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой - в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

Сознание человека - это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационшшзироватьсвое социальное поведение.

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.

В процессе социального поведения индивиду приходится постоянно бороться со своим подсознанием, придающим его поведению стихийный характер, поэтому самоконтроль является важнейшим условием социального поведения людей. Обычно самоконтроль индивидов за своим социальным поведением усиливается с возрастом. Но это также зависит от социальных обстоятельств и характера внешнего социального контроля: чем жестче внешний контроль, тем слабее самоконтроль. Более того, социальный опыт показывает, что чем слабее самоконтроль у индивида, тем жестче должен быть по отношению к нему внешний контроль. Однако это чревато большими социальными издержками, поскольку жесткий внешний контроль сопровождается социальной деградацией личности.

Кроме внешнего и внутреннего социального контроля социального поведения индивида выделяют также: 1) косвенный социальный контроль, основанный на идентификации с референтной законопослушной группой; 2) социальный контроль, основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Норма - в ряде наук о живых организмах, в том числе о человеке (медицина, биология, а также социология и др.) рассматривается, как некая точка отсчёта, эталон, стандарт - для сравнения с другими вариантами состояния живого объекта (объектов) (которые могут рассматриваться, как девиация, патология).

Патология (от греч. παθος - страдание, боль, болезнь и λογος - изучение) - болезненное отклонение от нормального состояния или процесса развития. К патологиям относят процессы отклонения от нормы, процессы, нарушающие гомеостаз, болезни, дисфункции (Патогенез).

Социальная мобильность виды и примеры

Понятие социальной мобильности

Понятие "социальной мобильности" было введено в научный обиход Питиримом Сорокиным. Это различные перемещения людей в социуме. Каждый человек при рождении занимает определенную позицию и является встроенным в систему стратификации общества.

Позиция индивида при рождении не является неизменной, и на протяжении жизненного пути она может изменяться. Она может повышаться или понижаться.

Виды социальной мобильности

Существуют разнообразные виды социальной мобильности. Обычно выделяются такие:

  • межпоколенная и внутрипоколенная;
  • вертикальная и горизонтальная;
  • организованная и структурная.

Межпоколенная мобильность означает, что дети изменяют свое социальное положение, и становятся отличными от их родителей. Так, например, дочь швеи становится учителем, то есть,она повышает свой статус в обществе. Или, например, сын инженера становится дворником,то есть, его социальный статус понижается.

Внутрипоколенная мобильность означает, что статус индивида может меняться на протяжении его жизни. Обычный рабочий может стать начальником на предприятии, директором завода, затем руководителем комплекса предприятий.

Вертикальная мобильность означает, что перемещение человека или группы людей внутри общества меняет социальный статус этого человека или группы. Такой вид мобильности стимулируется с помощью различных систем вознаграждения (уважение,доход, престиж, льготы). Вертикальная мобильность имеет разные характеристики. одна из них - это интенсивность, то есть, определяется, сколько страт проходит индивид в своем пути наверх.

Если общество социально дезорганизовано, то показатель интенсивности становится выше. Такой показатель, как всеобщность, определяет количество людей, которые изменили свою позицию в вертикальном отношении за определенный промежуток времени. В зависимости от типа вертикальной мобильности различаются два типа общества. Это закрытое и открытое.

В закрытом обществе продвижение наверх по социальной лестнице очень затруднено для определенных категорий людей. Например, это общества, в которых есть касты, сословия, также общество, в котором есть рабы.Таких сообществ было много в Средние века.

В открытом обществе равные возможности у всех. К этим обществам можно отнести демократические государства. Питирим Сорокин утверждает, что нет и никогда не было обществ, в которых были бы абсолютно закрыты возможности для вертикальной мобильности. Вместе с тем,никогда не было сообществ, в которых вертикальные перемещения были бы абсолютно свободными. Вертикальная мобильность может быть как восходящей (в этом случае она добровольная),так и нисходящей (в этом случае она принудительная).

Горизонтальная мобильность предполагает, что индивид перемещается из одной группы в другую без изменения социального статуса. Например, это может быть изменение религии. То есть, индивид может перейти из православия в католичество. Также он может сменить гражданство, может создать свою семью и уйти из родительской, может сменить профессию. При этом статус индивида не меняется. Если происходит переезд из одной страны в другую, то такая мобильность называется географической. Миграция - это разновидность географической мобильности, при которой статус индивида после переезда меняется. Миграция может быть трудовой и политической, внутренней и международной, легальная и нелегальная.

Организованная мобильность - это процесс, зависящий от государства. Оно направляет движение групп людей вниз, вверх или в горизонтальном направлении. Это может происходить как с согласия этих людей, так и без него.

Структурная мобильность вызвана изменениями, которые происходят в структуре общества. Социальная мобильность может быть групповая и индивидуальная. Групповая мобильность подразумевает, что перемещение происходит у целых групп. На групповую мобильность влияют такие факторы:

  • восстания;
  • войны;
  • замена конституции;
  • вторжение иностранных войск;
  • изменение политического режима.
  • Индивидуальная социальная мобильность зависит от таких факторов:
  • уровень образованности гражданина;
  • национальность;
  • место проживания;
  • качество воспитания;
  • статус его семьи;
  • состоит ли гражданин в браке.
  • Большое значение для любого вида мобильности имеют возраст, пол, рождаемость и смертность.

Социальная мобильность примеры

Примеры социальной мобильности можно найти в нашей жизни в больших количествах. Так, образцом повышения роста в социуме можно считать Павла Дурова, который изначально был простым студентом филологического факультета. Но в 2006 году ему рассказали про Facebook, и тогда он решил, что создаст аналогичную сеть в России. Вначала она получила название "Студент.ру", но потом получила название Вконтакте. Сейчас в ней более 70 миллионов пользователей, а Павел Дуров владеет состоянием более 260 миллионов долларов.

Cоциальная мобильность часто развивается в пределах подсистем. Так, школы и вузы являются такими подсистемами. Студент в вузе должен усвоить учебную программу. Если он успешно сдаст экзамены, он перейдет на следующий курс, получит диплом, станет специалистом, то есть, получит более высокую должность. Отчисление из вуза за неуспеваеость является примером социальной мобильности нисходящего типа.

Примером социальной мобильности является и такая ситуация: человек, который получил наследство, разбогател, и переместился в более зажиточный слой людей. Примерами социальной мобильности можно считать повышение учителя школы до директора, повышение доцента кафедры до профессора, переезд работника предприятия в другой город.

Вертикальная социальная мобильность

Вертикальная мобильность подвергалась наибольшему количеству исследований. Определяющим понятием является дистанция мобильности. Она измеряет, сколько ступенек проходит индивид по мере своего продвижения в обществе. Он может проходить одну-две ступеньки, может взлетать внезапно на самую вершину лестницы или падать к ее основанию (последние два варианта встречаются довольно редко). Важным является объем мобильности. Он определяет, сколько индивидов переместилось с помощью вертикальной мобильности вверх или вниз за определенный промежуток времени.

Каналы социальной мобильности

Между социальными слоями в обществе нет абсолютных границ. Представители одних слоев могут пробираться в другие слои. Перемещения происходят с помощью социальных институтов. В военное время в качестве социального института действует армия, которая возвышает талантливых солдат и дает им новые звания в том случае, если прежние начальники погибли. Другой мощный канал социальной мобильности - церковь, которая во все времена находила преданных себе представителей в низах общества и возвышала их.

Также каналами социальной мобильности можно считать институт образования,а также семью и брак. Если в брак вступали представители разных социальных слоев, то один из них поднимался по социальной лестнице, или спускался. Например, в древнеримском обществе свободный человек, который женился на рабыне, мог сделать ее свободной. В процессе создания новых слоев общества - страт - появляются группы людей,которые не имеют общепринятых статусов, или утратили их. Их называют маргиналами. Такие люди характеризуются тем, что им сложно и некомфортно в их нынешнем статусе, они испытвают психологический стресс. Например, это работник предприятия,который стал бомжом и потерял жилье.

Существуют такие виды маргиналов:

  • этномаргиналы - люди, которые появились в результате смешанных браков;
  • биомаргиналы, о здоровье которых перестало заботиться общество;
  • политические маргиналы, которые не могут смириться с существующим политическим порядком;
  • религиозные маргиналы - люди, не относящие себя к общепринятой конфессии;
  • криминальные маргиналы - люди, нарушающие Уголовный кодекс.

Социальная мобильность в обществе

Социальная мобильность может различаться в зависимости от типа общества. Если рассматривать советское общество, то оно было поделено на экономические классы. Это были номенклатура,бюрократия и пролетариат. Механизмы социальной мобильности тогда регулировались государством. Работники районных организаций часто назначались парткомами. Быстрое перемещение людей происходило с помощью репрессий и строек коммунизма (например, БАМ и целина). В западных обществах другая структура социальной мобильности.

Главный механизм социального движения там-конкуренция. Из-за нее одни разоряются, а другие получают высокие прибыли. Если это политическая сфера,то главным механизмом передвижения там являются выборы. В любом обществе есть механизмы, которые позволяют смягчить резкий переход индивидов и групп по нисходящей. Это разные формы социальной помощи. С другой стороны, представители более высоких слоев стремятся закрепить свой высокий статус, и не допустить проникновения в высокие слои представителей низших слоев. Во многом социальная мобильность зависит от того, какое общество. Оно может быть открытым и закрытым.

Открытое общество характеризуется тем, что деление на социальные классы условное, и перейти из одного класса в другой довольно легко. Чтобы достичь более высокой позиции в общественной иерархии, человеку нужно бороться.У людей есть мотивация постоянно работать, потому что упорный труд ведет к повышению их общественного положения и улучшению благосостояния. Поэтому люди низшего класса стремятся постоянно прорваться наверх, а представители высшего класса хотят сохранить свое положение. В отличие от открытого, закрытое социальное общество имеет очень четкие границы между классами.

Социальная структура общества такова, что продвижение людей между классами практически невозможно. В такой системе упорный труд не имеет никакого значения, таланты представителя низшей касты тоже никакого значения не имеют. Такая система поддерживается с помощью авторитарной правящей структуры. Если правление ослабевает, то становится возможным изменение границ между стратами. Наиболее выдающимся примером кастового закрытого общества можно считать Индию, в которой самым высоким статусом обладают брахманы - высшая каста. Самая низшая каста - это шудры, уборщики мусора. Со временем отсутствие значительных изменений в обществе приводит к вырождению этого общества.

Социальная стратификация и мобильность

Социальная стратификация разделяет людей по классам. В постсоветском обществе стали появляться такие классы: новые русские, предприниматели, рабочие, крестьяне, правящий слой. Социальные страты во всех обществах имеют общие черты. Так, люди умственного труда занимают более высокую позицию, чем просто рабочие и крестьяне. Как правило, между стратами не существует непроницаемых границ, в то же время полное отсутствие границ невозможно.

в последнее время социальная стратификация в западном обществе претерпевает значительные изменения в связи с нашествием в западные страные представителей восточного мира (арабы). Изначально они приезжают как рабочая сила, то есть,они выполняют низкоквалифицированные работы. Но эти представители привозят свою культуру и свои обычаи, зачастую отличные от западных. Зачастую целые кварталы в городах западных стран живут по законам исламской культуры.

Надо сказать, что социальная мобильность в условиях общественного кризиса отличается от социальной мобильности в условиях стабильности. Война, революция, продолжительные экономические конфликты приводят к изменениям в каналах социальной мобильности, часто к массовому обнищанию и повышению заболеваемости. В этих условиях стратификационные процессы могут значительно отличаться. Так, в правящие круги могут пробираться представители криминальных структур.

Социальные статусы и роли – важные элементы структуры личности. Понятия "социальный статус" и "социальная роль" устойчиво вошли в словарь терминов социальных и гуманитарных наук. В научный оборот в 1930-е гг. их ввел американский социальный антрополог и социолог Ральф Линтон (1893–1953).

Социальный статус

Слово "статус" заимствовано социологией (социальными науками) из языка римской юриспруденции. В Древнем Риме status означал правовое положение лица. Таким образом, под социальным статусом понимается позиция (положение) индивида в обществе или группе, связанная с его правами и обязанностями. Выделение статусной позиции позволяет:

  • а) увидеть место, которое занимает человек в обществе, группе, в том числе через призму общепризнанных показателей социальных достижений, шансов на успех;
  • б) показать окружающую его социально-статусную среду,
  • в) понять объем социальных благ (ресурсов), а также прав и обязанностей, которыми он обладает.

Социальные статусы принято определенным образом различать.

Социально-демографические статусы (их также называют социобиологическими или естественными) могут быть связаны:

  • 1) с возрастом человека (возрастные статусы) – ребенок, подросток, юноша, человек зрелого, преклонного возраста;
  • 2) родством (родственные, семейные статусы ) – отец, мать, сын, дочь и т.д.;
  • 3) полом человека (половые статусы) – мужчина, женщина;
  • 4) расой (расовый статус). Эта социальная категория возникла в XIX веке, когда биологи и антропологи попытались классифицировать разнообразие физических типов человека по трем группам – европеоиды, негроидны, монголоиды;
  • 5) здоровьем (статус здоровья) – например, инвалид, человек с ограниченными физическими возможностями.

Собственно социальные статусы – их образование и существование возможно только в социуме; они продукт системы социальных связей, сложившихся в обществе. К ним относят статусы:

экономические (собственник, арендатор, рантье, землевладелец, наемный работник и т.д.);

политические (отражают то или иное отношение социальных позиций людей к власти);

правовые (принадлежность к статусу часто связана с соответствующим юридическим объемом прав и обязанностей лиц);

профессиональные (к ним относятся все профессии и специальности внутри них);

социокультурные (состоят из четырех базовых сфер: наука, образование, искусство, религия);

территориальные (например, горожанин, селянин; сибиряк, житель Дальнего Востока и т.д.).

Социальные статусы также подразделяют на формальные и неформальные.

Формальный статус – это социальная позиция, которая зафиксирована и прописана в том или ином официальном документе. Haпример, генеральный директор акционерного общества, топ-менеджер торговой компании, ректор высшего учебного заведения, директор лицея.

Неофициальный (неформальный) статус не имеет отражения в официальных документах. Обычно неофициальные статусные позиции складываются в процессе межличностных отношений в малых группах, между друзьями, знакомыми, коллегами, родственниками. Например, мы говорим о человеке, что он "ответственный" или "безответственный", "трудолюбивый" или "бездельник", "выскочка" или "заслуженно занимает высокую управленческую должность", "душа компании" или "себе на уме" и т.д.

Выделяют предписанные (аскриптивные ), достигаемые и смешанные социальные статусы.

Предписанными называют статусы, которые индивид получил и обладает ими, не прилагая собственных усилий для их обретения. Например, статус социального происхождения, наследуемые аристократические титулы, социально-демографические статусы.

Достигаемыми называют статусные позиции, которые индивид приобрел благодаря своим собственным усилиям. Так, образовательный и профессионально-должностной статусы являются примерами достигаемых статусных позиций. Современные открытые общества ориентированы на то, чтобы в социуме главное, определяющее значение имели достигаемые статусы (self-made-man – человек, который сделал сам себя), а не предписанные, как в традиционных и закрытых обществах.

Смешанными называют статусы, которые одновременно обладают признаками предписанного и достигаемого статуса. Например, дети решили пойти по стопам старшего поколения и выбрали ту же профессию, что и их родители, под влиянием их примера, гласного или негласного воздействия, явного или неявного согласия, содействия. Такое не является редкостью в семьях юристов, врачей, актеров, музыкантов, финансистов, преуспевающих бизнесменов. К смешанному статусу также могут быть отнесены должности, желаемые человеком, но полученные им по протекции, благодаря различным социальным связям.

В совокупности статусов принято выделять главный статус , т.е. статус, наиболее характерный для данного индивида; та социальная позиция, по которой его выделяют окружающие и он сам себя в первую очередь идентифицирует. В современном обществе главный статус часто совпадает с профессионально-должностным статусом человека (финансовый аналитик, главный научный сотрудник, адвокат, безработный, домохозяйка).

Различают личный и социальный статусы.

Социальный статус имеет преобладающее значение в системе безличных формальных отношений, в больших организациях, среди незнакомых людей. Личный статус преобладает среди знакомых человеку людей. Личные статусы – неформальные; их влияние и эффективность определяются тем обстоятельством, что большинству людей важно сохранить и преумножить свой личный статус в группе. Люди весьма чувствительны к ожиданиям и требованиям тех, кого они лично знают и уважают, и, чтобы сохранить их доверие, иногда рискуют навлечь на себя возмущение официальных лиц.

Отличие личного статуса от статуса социального соответствует различию, которое китайцы проводят между двумя способами "сохранить лицо". Социальный статус относится к позиции человека в обществе: уважение, которым он пользуется, основывается на том, к какой социальной категории он относится и как оценивается эта категория в системе социальной оценки, престижа. Человек сохраняет свой социальный статус, если живет в соответствии с нормами этой социальной категории. Когда китайцы говорят о сохранении "мянь ", они имеют в виду сохранение репутации, которая закрепилась за человеком благодаря его положению в обществе. Так, от преуспевающего коммерсанта ожидается, что он обеспечит свою дочь прекрасным приданым, даже если ради этого ему придется влезь в долги.

Китайцы также говорят о сохранении "лянь ". Человек не может жить без "лянь", от этого зависит, как он будет оцениваться в качестве человеческого существа, потеря "лянь" приведет к тому, что он окажется в изоляции. Человеку вряд ли простят, если он будет изобличен в нечестности, подлости, предательстве, если у него обнаружится непростительная скудость ума, неумение держать слово. Сохранение "лянь" не связано с социальным статусом, его утверждение зависит лично от самого человека.

В середине XX века Роберт Мертон ввел в научную лексику термин "статусный набор" (в качестве синонима данного понятия используется термин "статусный портрет" человека). Под статусным набором понимается совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.

К примеру, господин N является мужчиной средних лет, преподавателем, доктором наук, ученым секретарем диссертационного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом одной из партий, христианином, избирателем, мужем, отцом, дядей и т.д. Таков статусный набор, или портрет, человека N.

С точки зрения рангового значения выделяют социальные статусы высокого, среднего, низкого ранга. По ранговому значению, например, различаются статусные позиции топ-менеджера, управляющего среднего или низшего звена.

Анализируя социальные статусы, нужно помнить о статусной несовместимости . Выделяют две формы статусной несовместимости:

  • 1) когда человек занимает высокую позицию в одной группе и низкую – в другой;
  • 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат, исключают или мешают осуществлению прав и обязанностей другого статуса.

Примером первой формы статусной несовместимости является ситуация, когда генеральный директор крупной компании в своей семье не является главой семьи, эту роль выполняет его супруга. К примерам второй формы статусной несовместимости можно отнести то, что чиновник не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, полицейский не может быть членом мафиозной группы. Преступников, являющихся служителями закона, считают "оборотнями в погонах".

Понятие статуса в обиходе приравнивается к характеристике индивида, связанной с его экономическим капиталом, общественным престижем и возможностью влияния в определенных сферах жизни. Вместе с тем, социологическая трактовка данного понятия исходит из особого социального положения человека внутри группы или общества, определяемого спецификой прав и обязанностей для индивида. Статус позволяет нам идентифицировать любого человека, причисляя его к какой-либо группе и вписывая в социальную структуру общества. Примеры статусов могут быть различны: священник, руководитель, женщина, ребенок, клиент, профессор, заключенный, отец, мэр и т.д. Каждый человек волен формировать свой статус, однако он ограничен своим финансовым положением, социальными отношениями и национальной культурой в целом. Любое государство предлагает своим индивидам определенный набор статусов, соответствующих и возможных на каждом историческом и общественном этапе развития общества. Более того, общество создает поле конкурентной борьбы за статус. На специфику этой борьбы влияет возраст, пол индивида, его социальная и профессиональная принадлежность. Само понятие социальный статус личности имеет три составляющих: социология (прилаг.: социальный), статус и личность. · Социология -это наука об обществе. · Личность - это индивид, который является носителем не только биологических и психологических качеств, но и социально значимых особенностей. Много личностей составляет общество. Личность формируется во взаимодействии внутренних побуждений и внешних ограничений. · Статус - это социальная позиция занимаемая личностью в обществе. Виды статусов: · Личный статус - это положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. · Социальный статус - это положение человека, которое он занимает автоматически как представитель большой социальной группы или общности (профессиональной, классовой, национальной). · Статусный набор - это совокупность статусов принадлежащих одному индивиду. · Предписанный статус - статус который человек приобретает по факту рождения (напр.: титул, который по наследству) · Достигаемый статус - положение которого человек достигает благодаря своим усилиям. · Естественный статус - этостатус, который опирается на биологический признак. (мужч., женщ.) Итак: социальный статус личности - это положение человека в обществе, занимаемое им как представителем определенной социальной группы и включающее определенный набор прав и обязанностей. Социальный статус зависит от: · возраста; · пола; · профессии; · происхождения; · семейного положения; · дохода; · образования. Не стоит думать, будто бы за каждым закреплен один единственный социальный статус. Каждый человек может занимать несколько различных статусов, однако какой-нибудь из них будет превалировать над другими. Такой статус социологи называют основным. Основной статус доминирует в сознании человека, влияя на его жизнедеятельность и мотивы поведения, а также окружающие люди воспринимают этот статус как ведущий для индивида. Таким образом, заметно влияние социального статуса на человека. Не меньшее влияние на него оказывают социальные роли. Социальный статус и социальные роли - это взаимосвязанные понятия. Любой статус содержит в себе определенные модели поведения, культуру отношений и обязательств. Другими словами, ожидаемые действия. Именно эти действия и то, что формирует поведение внутри социального статуса, называется социальной ролью. В каждом статусе возможно проявление нескольких ролей, которые в социологии принято называть «ролевой набор». Ожидаемое поведение, связанное с той или иной ролью, выполняет для общества функции нормы, регуляции прав и обязанностей. Все общество основывается на ролевых отношениях, что еще раз закрепляет социализирующую роль общественности для каждого индивида. Например, социальный статус женщины может быть многоликим: жена, мать, дочь, сестра, сотрудник компании, христианка, участник какой-либо организации (кроме этого существует еще масса примеров социального статуса). Совокупность этих положений называют статусным набором. Из приведенного примера видно, чем определяется социальный статус: это и семейное положение, и религиозные взгляды, и профессиональная деятельность, и личные интересы и т.д. Существуют противоречия статусов, что ведет человека к дискомфорту, следовательно, он стремится к изменениям. Например: в США долгое время существовала расовая дискриминация афроамериканцев. Со временем представитель этой расы становится президентом США. Это значит, что статусная система общества изменилась. Соотношение предписанных и приобретенных статусов отражается в социальной структуре. В рабовладельческом, феодальном и кастовом обществе преобладают предписанные статусы, т.к высоко ценятся родственные связи для статусности. В демократическом обществе приобретенные статусы преобладают. Социальная роль личности- это совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальную позицию. Аспекты социальной роли: · способ поведения; · формализация: а) можно общаться формально (пр-р.: лектор- студент на занятии); б) общение в не формальной обстановке (пр-р.: те же при случайной встрече на улице); · приобретенные роли - в детстве это игрушки, а во взрослой жизни это осознанный выбор профессиональной деятельности; · масштаб связей - одни роли предполагают широкий круг общения (пр-р.: журналист), а другие роли ограниченный круг (пр-р.: родитель по количеству детей в семье); · эмоциональный аспект - судья, актер; · мотивационный аспект - интерес, финансы, престиж или иное. Деление социальных ролей: · поведение личности; · ролевое ожидание окружающих от поведения личности. (Под призмой профессии, звучит примерно так, что можно актеру, нельзя судье.) · социальные роли (деятельность человека в группах); · межличностные роли (семья, друзья). Процесс социализации. Социальные роли усваиваются в процессе социализации. Человек наблюдает за окружающими, а затем подражает им, принимая правила. Но у человека существуетет определенная степень свободы, которая не должна нарушать свободы других людей и системы общества. Социализация - это процесс формирования личности, в ходе которой человек усваивает умения, образцы поведения и установки свойственные его социальной роли. (Индивид либо действует так как от него ждут, либо совершенствуется в соответствующей ему роли). Идет совмещение внешних факторов и внутренних качеств человека. Агенты социализации - это члены общества, которые оказывают влияние на формирование личности. В детстве родители, а с 3-х лет количество агентов социализации увеличивается. Конформизм - пассивное принятие существующего порядка. Формы социализации: · Адаптация - пассивное приспособление к среде; · Интеграция- активное взаимодействие личности со средой, в результате которой не только среда влияет на личность, но и личность изменяет среду. Степень завершенности социализации определяется: · Умением распоряжаться финансами независимо от других. · Возможностью обеспечить себя средствами к существованию. · Способностью проживать отдельно от родителей. · Способностью в выборе образа жизни. Вопросы для самоконтроля: 1. Что значит понятие социальный статус личности? 2. Назвать три составляющие социального статуса личности. 3. Назвать виды социальных статусов. 4. От чего зависит социальный статус личности? 5. Какова суть понятия социальная роль? 6. Что входит в статусный набор человека? 7. Каковы основные аспекты социальной роли личности? 8. Социализация личности, что это?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Каждый человек неразрывно связан с обществом, в котором живет. Взаимодействуя с другими , он занимает по отношению к ним определенное место.

Чтобы провести анализ данного положения, было введено такое понятие как социальный статус. Что это такое и для чего нужно – читайте ниже.

Понятие социального статуса - что это такое

Слово «статус» появилось в Древнем Риме: тогда оно носило юридический смысл – обозначало нишу организации в правовом поле.

На сегодняшний день данное понятие подразумевает позицию человека в обществе , совокупность его обязанностей и прав по отношению к социуму.

Пример. Вы чей-то сын (дочь), мать (отец), внук, ученик, рабочий, студент, спортсмен, гражданин России, да и просто ч . И все это будут примеры различных статусов. У каждого человека таких статусов очень много и в разные моменты времени и в разных местах их важность будет меняться. В институте — вы прежде всего студент, а дома — сын (дочь).

Такой механизм заметно облегчает контакт между людьми, так как мы знаем, чего ожидать от других в зависимости от их социального статуса. При невыполнении своих статусных обязанностей индивид несет ответственность.

Например, если портной сшил вам совсем не тот костюм, какой вы хотели, и к тому же нарушил все обговоренные сроки, то ему придется оплатить вам неустойку и вернуть деньги за испорченный материал. «Вишенкой» на этом торте будет подмоченная репутация портного.

Социальная роль и ее отличие от статуса

Социальный статус неразрывно , хотя эти понятия разные. Объясню на примере выше описанного портного.

Статус – это деятельность или профессия человека, роль – это ожидаемое поведение от человека.

То есть если вы приходите к портному (статус), то ожидаете от него предоставления услуг по пошиву и ремонту одежды (роль) и не станете настаивать на массаже или лечении зубов.

Если индивид, имеющий конкретный социальный статус, демонстрирует несоответствующее ролевое поведение, то общество тут же реагирует на это негодованием.

Такое несоответствие подрывает упорядоченность и предсказуемость человеческих отношений.

И это есть хорошо – система социального взаимодействия будет в сохранности. Например, никто не похвалит пьяного священника – служителя Господа. Это оскорбит массу верующих, вызовет волну возмущений и приведет к изгнанию служителя из церкви.

С другой стороны, общество становится заложником социальных рамок . Один раз украл – значит, всегда будешь слыть вором. Если ты врач, то обязан помогать людям 24 часа в сутки и не имеешь права на профессиональную ошибку. Работник Макдональса всегда должен быть в хорошем настроении и улыбаться клиенту. То есть люди должны делать только то, чего от них ждут. Иначе, их ждет осуждение общества.

Виды социальных статусов

Все социальные статусы можно разделить на три вида:

  1. Прирожденный – включает данности, которыми индивид наделен с самого рождения. Сюда входит пол, национальность, раса.
  2. Предписанный социальный статус – это данности, приобретаемые независимо от предпочтений человека. Например, сегодня вы юноша, а завтра старик: вы станете им, даже если вам очень не хочется стареть.
  3. Достигаемый – это то, что мы достигаем собственными усилиями. Вчера я была студенткой, а завтра, если приложу достаточно усилий и удачно сдам выпускные экзамены, стану экономистом.

Предписанные и достигаемые статусы могут меняться с течением времени. Прирожденный, по идее, не меняется, хотя в последнее время люди делают и такие попытки. Например, операции по смене половой принадлежности.

Что такое статусная несовместимость

Статусная несовместимость – явление, для которого характерны два признака:

  1. в одной группе вы занимаете высокое положение (например, вы – гендиректор ), а в другой — низкое (в клубе футболистов вы самый худший игрок);
  2. ваши права и обязанности, относящиеся к одному статусу, противоречат правам и обязанностям другого социального положения (на работе вы строгий и требовательный начальник, а в кругу семьи – милая душка, которая пылесосит и моет за всеми посуду).

Можно ли повысить свой социальный статус

Не только можно, но и нужно . По крайней мере, к этому стремится большинство участников общественных отношений. Например, в школе вы можете улучшить свои оценки и получить статус отличника или заняться спортом и получить статус спортсмена.

Во взрослой жизни мы все хотим занимать более высокий профессиональный пост с соответствующей заработной платой, иметь престижную машину и комфортабельное жилье. Отдыхать не на курортах Краснодарского края, а в фешенебельных отелях, стоящих на берегу Средиземного моря.

Конечно, не любой социальный статус можно изменить – с возрастом никто ничего не сможет сделать, но большую их часть повысить возможно. От чего это зависит?

Люди разные : у одних полно амбиций и развитая мотивационная сфера, другие будут рады хоть какому-нибудь финансовому доходу – хотя бы 1 тыс. рублей в месяц. Как думаете, у кого больше шансов добиться высокого положения в обществе и прожить сытую и радостную жизнь?

Нам всем даны примерно одинаковые возможности и инструменты, а как мы ими воспользуемся – личное дело каждого. Поэтому бывает странно слышать от людей, которые лежа на диване, возмущенно задаются вопросом «Почему одним все, а другим ничего?»

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое социальные роли - их характеристики и виды Маргинал или изгой общества Социализация - это то, что позволит вам жить в гармонии с миром Что такое семья - ее значение в жизни человека Что такое рекреация и рекреационные ресурсы (зоны) Физическое лицо - определение (кто это), его признаки и виды ответственности Что такое лакшери и кому это доступно Что такое гражданство, способы его приобретения, как получают гражданство РФ и как его правильно писать в анкете Конституция - это основной закон государства Что такое френдзона и как узнать, что вы в нее попали - 4 шага для правильного выхода из френдзоны Кто такой предприниматель Либерал - кто это такой и что такое либерализм простыми словами