Информационные барьеры. Информационные барьеры и пути их преодоления. Теория навязывание повестки дня

В современном мире изучают проблему больших данных как очередную ступень в развитии человечества, связанную с преодолением еще одного информационного барьера.
Сущностью данной проблемы стали в первую очередь сложность и во вторую физический объем информационной коллекции. Большие данные с одной стороны обуславливают постановку и решение новых задач. С другой стороны они обуславливают развитие интегрированных и комплексных систем и технологий.
С познавательной точки зрения преодоление информационного барьера «большие данные» способствует развитию познания окружающего мира и построению его целостной картины.
Таким образом, барьеры в общении не являются результатом сознательной, произвольной и направленной защиты от воздействия информации их действие противоречиво.
Система барьеров есть своего рода автоматизированная охрана при своеобразном срабатывании охранной сигнализации, автоматически перекрываются подступы к человеку.
В противном случае мозг и психика человека просто не выдержала бы обвала информации.
Однако барьеры иногда играют и отрицательную роль. Например, тяжело изложенная, но нужная информация, не воспринимается или воспринимается с искажением и неполно. Человек, знающий решение, но не имеющий авторитета, может быть не услышан.
Работа с информацией требует от человека не только хорошего знания барьеров информации, но и понимания возможных методов их преодоления. Специалисты отмечают, что многие информационные препятствия можно с легкостью справиться при помощи современных информационных технологий.
Но вместе с тем важно понимать, что информационные барьеры не могут быть до конца преодолены или полностью устранены. Ведь препятствием для этого, прежде всего, является сам человек.
В нашем реферате мы рассмотрели информационные барьеры. Дали им определение. Вывели понятие информационный шум. И как оно связано с информационным барьером. Рассмотрели виды информационных барьеров. \
Так же кратко изложили теорию трех барьеров Глушкова В.М. на основе его знаменитого научного труда «Основы безбумажной информаци

Введение Содержание Список литературы Выдержка из работы

Выбранная мною тема для реферата «Информационные барьеры» является довольно обширной и разнообразной.
Актуальность данной темы зависит от того, что в современном мире все больше теряется живое общение, а нашей жизнью завладевает виртуальный мир. Интернет общение заменяет живых людей. Стали очень популярными социальные сети, например: одноклассники.
Люди стали общаться на форумах и в чатах. С одной стороны это довольно удобно, можно не выходя из дома поговорить с человеком, возможно даже находящимся в другом городе. Но с другой стороны, люди забывают, как общаться в живую.
Наблюдая за нынешней молодежью, понимаешь, что век Интернета и современных технологий губит людей.
Вследствие всего это появляются информационные барьеры, мешающие свободному протеканию информационных взаимодействий .
В нашем реферате мы рассмотрим само понятие информационного барьера. Изучим причины его появления и виды барьеров.
Основной источник литературы по данному реферату - это книга Глушкова В.М. «Основы безбумажной информации»

Введение 3
1. Информационные барьеры и причины их возникновения 4
2. Факторы, приводящие к информационным барьерам. 10
3. Типы информационных барьеров. 12
Заключение 23
Список используемой литературы 25

1. Глушков В. М. Основы безбумажной информатики. - М: Наука, 1997.
2. http://www.pvsm.ru/
3. Викентьев И.Л., 2010 Информационные барьеры по В.М. Глушкову
4. http://nvoynov.blogspot.ru Войнов Н. Информационные барьеры
5. www.erjournal.ru Цветков В.А., Лобанов А.А. «Большие объемы информации»

Коэффициент информационного шума является семантическим показателем качества ИПС.Уровень компьютерной грамотности, полученной в средней школе, может быть достаточен для решения типовых прикладных задач, но зачастую не позволяет осуществлять качественный поиск (особенно в электронных базах данных и в Интернете) и интеллектуальное использование информации, точное преобразование текстов документов и т.п. без наличия развитых аналитических и логических навыков. Их приобретению и (или) развитию способствует аналитическая деятельность по аннотированию и реферированию текстов документов. Кроме того, умение формировать подобные документы позволяет оперативно и точно выполнять учебно-научные работы, осуществлять контроль и самоконтроль уровней: выполнения заданий, освоения дисциплин и усвоения знан ий. Факторы, приводящие к информационным барьерам. В практике исследования и анализа окружающего мира человек является завершающим звеном.Поэтому описания или информационные коллекции можно охарактеризовать как человеко- анализируемые или человеко- не анализируемые. В этом случае речь идет о применении человеческого интеллекта. Анализируемые человеком информационные коллекции, характеризуются следующими свойствами: обозреваемость, восприимчивость, постоянностьанализируемость, направленность, ситуационнаяконкретика, полнота, достоверность, современность, точность,согласованность, надежность.Обозримость - свойство информационных коллекций, состоящее в том, что человек (в рамках своего человеческого интеллекта) в состоянии обозреть совокупность параметров и связей, входящих в информационную коллекцию и понять данную информационную коллекцию как целое.Воспринимаемость - свойство информационных коллекций, состоящее в том, что человек (в рамках своего человеческого интеллекта) в состоянии воспринять и понять данную информационную коллекцию как отражение объективной реальности или ее практическое назначение.Если информационная коллекция необозрима, не воспринимаема или не анализируема за обозримое время, она, как правило, отвергается и не применяется человеком. Это и есть пример информационного барьера.Типы информационных барьеров. В настоящее время выделяют разные типы информационных барьеров, часть из них описана. Для связи с проблемой «больших данных» будем использовать характеристики 3 V и 1 C. 110490194945V1 -объем (volume), V2 - скорость (velocity), V3 - многообразие (variety), C - сложность (complexity). 0V1 -объем (volume), V2 - скорость (velocity), V3 - многообразие (variety), C - сложность (complexity). Соответственно: При этом следует отметить фактор сложности, как наиболее значимый в проблеме больших данных. Так при росте количества данных до величины n, количество связей между European Researcher, и ними растет пропорционально n!. Именно количество связей и задает сложность. Поэтому проблема больших данных не сводится к задаче 1 - обработке информационной коллекции объема n, а требует дополнительно решения задачи 2 - анализа связей объема n!. Очевидно, что в количественном и в качественном отношении вторая задача является значительно сложнее.Для описания информационных барьеров используем понятие информационной ситуации. Выделим некоторые виды информационных барьеров.Временной барьер.Информационная ситуация, при которой имеет место разделение источника и приемника информации во времени, что замедляет и затрудняет обработку в допустимое для анализа время (фактор V2). Дополним этот типом случаем, когда обработка информационной коллекции с помощью известных методов или алгоритмов превышает допустимый ситуацией период времени. Преодоление временного информационного барьера достигается разработкой новых средств коммуникации и новых быстродействующих алгоритмов и методов обработки информации.Ресурсный барьер - информационная ситуация, при которой имеет место нехватка или ресурсов, необходимых для реализации информационных процессов (факторы V1-3, С).Для преодоления такого информационного барьера необходимо получение информационных ресурсов.Пространственный барьер - информационная ситуация, при которой вследствие удаления источника и приемника информации друг от друга обработка становится затруднительной из-за запаздывания информации или большого уровня помех (фактор V2). Дополним этот тип барьера случаем, когда информационная коллекция распределена в разных географических точках пространства и обработка или освоение такой информационной коллекции невозможна в допустимый ситуацией период времени.Примером преодоления такого пространственного информационного барьера является дистанционное обучение.Дополним этот тип барьера случаем, когда информационная коллекция содержит латентные (скрытые) параметры, распределенные в разных географических точках пространства и зависящие от пространственного положения. Примером преодоления такого пространственного информационного барьера является выявление и использование пространственных отношений, и применение методов геоинформатики.Объемный информационный барьер - информационная ситуация, при которой вследствие большого объема информационная коллекция становится не обозримой, не воспринимаемой и не анализируемой в допустимый период времени (фактор V1).Примером преодоления объемного информационного барьера является применение вычислительной техники и применение алгоритмов ускоренной обработки. Барьер информационной сложности - информационная ситуация, при которой вследствие большого сложности (сложность описывается графом связей и отношений) информационная коллекция становится не обозримой, не воспринимаемой и не анализируемой - в допустимый период времени (фактор С). Для преодоления барьера информационной сложности применяют интеллектуальных и автоматизированных системы и технологии.Информационный барьер представления - информационная ситуация, при которой вследствие недостатка форм представления информационная коллекция или информационная модель становится не обозримой, не воспринимаемой и не анализируемой с помощью человеческого интеллекта (фактор V3). Примером преодоления информационного барьера представления является применение визуального моделирования, применение новых моделей представления, например, картографической модели. По мере накопления свойство информационных коллекций, усложнялся процесс их анализа и переработки, возникал информационный барьер, обусловленный низкой пропускной способностью человека как системы обработки и необходимостью обработки больших объемов информации, с которыми эта система не справлялась. Для преодоления этого информационного барьера был разработан метод классификации. Этот метод упростил работу с информацией и позволил выделять нужные классифицированные области для анализа. Исследования процессов принятия решений и мышления привели к появлению моделей знаний и правил вывода. Это тоже можно рассматривать как преодоление информационного барьера обусловленного необходимостью решения и анализа сложной информации.С этих позиций интеллектуальные системы можно рассматривать как средство преодоления информационного барьера, обусловленного в первую очередь сложностью, во вторую объемом информации и неспособностью человека как системы обработки и анализа в заданный период времени ее проанализировать и получить адекватное решение.Свойством интеллектуальных систем является возможность выполнения творческих функций, которые традиционно считаются прерогативой человека. Другими словами, интеллектуальная система, в отличие от информационной системы, способна проявлять активность при отсутствии воздействия или прямых указаний человека.С исследовательских позиций анализ информационных коллекций должен завершаться введением понятий. Определение понятия связано с терминологическим отношениями, формированием идеи, определения, суждений, метода, системы понятий. Если система понятий согласована, то уменьшается информационный барьер познания. Если система понятий, которую создает исследователь, не согласована с существующими терминологическими системами, то информационный барьер возрастает.Формирование согласованной системы понятий осуществляется на основе логики и научного подхода.В.М. Глушков создал определение информационного барьера и описал это в своей книге «Основы безбумажной информатики». Он определил следующие типы барьеров: I-й информационный барьер был преодолен примерно в 5 тысячелетии до н.э. До того времени единственное хранилище информации был мозг человека. Передача информации происходила с механическим перемещением самого человека, и, следовательно, скорость передачи была очень низкой, а передача ненадежной. Обработка информации также производилась человеком. Противоречие состояло в том, что человечеству требовалась возможность сохранять во времени опыт и знания, накопленные предыдущими поколениями с тем, чтобы они могли быть переданы поколениям последующим. Данный барьер был преодолен благодаря появлению письменности. Носителями информации стали камни, глиняные таблички, папирус, пергамент и т.д.; позже (во 2 веке н.э.) появилась бумага.II-й информационный барьер сформировался к 15 в. из-за того, что в связи с развитием производства - появлением цехов, мануфактур - возникла потребность в большом числе образованных людей, способных этим производством управлять. Изобретение книгопечатания (т.е. тиражирования информации) в Европе в XV в. И. Гутенбергом и в XVI в. И.Федоровым позволило преодолеть данное противоречие. В то время скорость передачи информации определялась скоростью механического перемещения ее бумажного носителя. Обработка производилась человеком. Поскольку основным носителем информации являлась бумага и именно этим определялись технологии накопления и распространения информации, по определению В.М.Глушкова это состояние можно назвать бумажной информатикой.К началу 20 в. ситуация изменилась, в первую очередь в отношении скорости распространения информации: сначала появилась почта; в 19 в. - телеграф, затем телефон; в 1905 г.- радио; в 1920-1930-е годы - телевидение. В результате этих изобретений любая информация мгновенно могла быть доставлена в любую точку земного шара. Появились и новые устройства, обеспечивавшие принципы записи информации для хранения - фотография, затем кино, затем магнитная запись. На сегодняшний день таких устройств стало намного больше, но одно является самым распространённым - флеш карта. Без существенных изменений оставалась лишь ситуация, связанная с переработкой информации, - эту функцию по-прежнему выполнял только человек.Чем больше взаимодействующих объектов, то есть чем масштабнее объект управления, тем больше линий взаимодействия, тем больший объем информации надо анализировать для обеспечения согласованного взаимодействия элементов. Если допустить, что информационный поток J у всех линий взаимодействия одинаков (такое предположение для общих, то есть чисто качественных рассуждений, приемлемо), то суммарный поток, подлежащий анализу системой управления, будет пропорционален числу линий взаимодействия l, и он может служить мерой сложности управления S. В пределах этого допущения можно записать S=Jl

Информационный барьер - это противоречие между информационными запросами сообщества (общества) и имеющимися техническими возможностями их удовлетворения. Первый информационный барьер: ограниченность человеческого мозга, как хранилища необходимых знаний. В самом общем виде информационные барьеры делятся на объективные, т.е. возникающие и существующие независимо от человека, и субъективные. В свою очередь, последние можно разделить на:а) барьеры, создаваемые источником, и б) барьеры, возникающие за счёт приёмника информации.

В исследовательской литературе обычно выделяется до десяти и более информационных барьеров. Наиболее значимыми из них являются:

  • 1) Пространственные (географические) барьеры. Они возникают вследствие удаления источника и приёмника информации друг от друга в пространстве.
  • 2) Временные (исторические) барьеры. Связаны с разделением источника и приёмника информации во времени. При этом, чем большим является это удаление, тем существеннее становится информационный барьер и тем труднее, как правило, он преодолевается.
  • 3) Государственно-политические барьеры - тормозят процесс формирования единого мирового информационного пространства, вследствие существования на Земле свыше полутора сотен независимых государств, разделённых границами, имеющих различные политические режимы, разные законодательства, по-разному регулирующие информационно-документационные процессы.
  • 4) Режимные барьеры - ограничивают доступ к документированной информации. Часть информации, содержащей государственную тайну или имеющей конфиденциальный характер, оказывается недоступной для широкого потребителя.
  • 5) Ведомственные и бюрократические барьеры. Они обусловлены разветвлённой, иерархической структурой системы управления и самоуправления (включая государственное, местное, внутрифирменное и т.д.), которая удлиняет пути прохождения документов, в том числе вследствие недостаточной компетентности или нерадивости государственных, муниципальных и иных служащих.
  • 6) Экономические барьеры - связаны с отсутствием или дефицитом финансовых средств для производства, передачи, потребления информации.
  • 7) Технические барьеры - возникают вследствие нехватки или технической несовместимости оборудования, а также технических средств, программного обеспечения и т.п., необходимых для оптимизации информационных процессов.
  • 8) Семантические (терминологические) барьеры - появляются в результате различного толкования разными людьми слов, терминов, символов. В частности, тому или иному термину порой приписываются разные понятия, даются различные определения понятий.
  • 9) Языковые (национально-языковые) барьеры - обусловлены незнанием либо слабым знанием языков. Между тем, по подсчётам специалистов, существует около 3000 различных разговорных языков, на которых говорят народы Земли.
  • 10) Идеологические барьеры - возникают между отдельными людьми или социальными группами, вследствие наличия у них разных систем взглядов на окружающую действительность, различного вероисповедания и т.п. Идеологические барьеры могут стать (и неоднократно становились) причиной острых социальных конфликтов.
  • 11) Психологические барьеры - связаны с особенностями восприятия информации конкретным человеком, с особенностями его памяти; со свойствами человеческой личности, с особенностями характера человека (замкнутость, застенчивость и т.п.); с психологическим состоянием человека в конкретный период времени (усталость, плохое настроение); наконец, с психофизическими возможностями человека.

1. Семиотический барьер связан с недостаточным владением знаковой системы.

Данный вид барьера позиционируется как самый простой вид, и в применении к коммуникациям предписывает использование общеупотребительных слов без сложной терминологии или других языков. Однако в условиях трансформации российского общества наблюдается иноязычное вторжение, прежде всего, слов английского происхождения: избиратели - электорат, согласие-консенсус, городской - муниципальный, дело - бизнес, образ - имидж и т.д. Русский и иностранный аналоги сосуществуют, иностранный аналог вытесняет русский синоним. В результате меняется стиль речи и способ отражения реальности. Заимствование элементов чужой культуры существенным образом меняет жизнь человека в собственной культуре. «Великий и могучий» русский язык переживает сложные времена, что является проявлением кризиса культуры в целом. Национальная культура растворяется или утрачивает четкие очертания под воздействием различных влияний и заимствований. (Вывеска« Паркинг» как символ растерянности, деидеологизированности, потери самоидентификации русского этноса).

2. Тезаурусный барьер связан с недостаточным информационным потенциалом. (Тезаурус -совокупность всех интеллектуальных и информационных потенций человека). Сокращение тезауруса как результат проблем системы образования, редукция к технико-операциональному знанию, является еще одной причиной в полисемиотичном пространстве неоднозначной интерпретации системы ценностей, ментальных основ. «Доступность информации при отсутствии идеологических фильтров, но с сохранением коллективизма в ужесточенной форме корпоративного эгоизма, переносит столкновения социальных интересов из сферы публичных моралистских деклараций в сферу личностных диспозиций и нравственных намерений индивидов… Национальная идея, способная противостоять американоцентризму, должна содержать кодекс эпохи, созвучный с ментальными ценностями народа. Новое поколение выбирает не только «Пепси», но и напористость и беззастенчивость или погружение в инфантильные фантазии. Энергетика самоутверждения разобщает людей. Иная энергетика -альтруизма, сострадания, сочувствия, становящихся действенным пониманием».

3. Контрасуггестивный барьер связан с изменением установки реципиента методами убеждения - метод интеллектуального воздействия, содержащий логическое обоснование аргументов, подтверждаемых фактами; внушения - метод воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие информации.

Безусловно, преодоление установок и стереотипов реципиента требует не только знаний коммуникативистики, но и определенного опыта, интуиции и т.д.

Управление связано с получением, хранением, передачей и анализом информации. По результатам анализа информации система управления формирует необходимое воздействие на объект управления. Система управления может успешно функционировать лишь в том случае, если ее возможности по анализу и обработке информации не ниже требуемого уровня. С возрастанием количества задач, объема производства сложность управления начинает превышать возможности одного человека (руководителя). Наступает некоторое несоответствие между необходимостью и возможностью. Это явление академик Глушков В. М. назвал первым информационным барьером. Первый информационный барьер был преодолен введением иерархии.

С дальнейшим ростом размеров организации, возможностей управлен­чес­кой группы по обработке информации становится недостаточно. Тог­да возникает второй информационный барьер. Он преодолевается введением информацион­ных систем, которые позволяют облегчить труд руководителя . Наступление второго информационного барьера можно отодвинуть, используя прин­цип децентрализации.

4.3. Группы задач, повседневно решаемые системой управления

Реализация иерархической системы при построении системы управле­ния требует выработки определенных подходов к разделению функций между руководителями на иерархическом уровне. При выборе схемы сис­темы управления конкретного объекта необходимо условиться, какие задачи на какого руководителя следует возложить. Подходы здесь могут быть разные. Опишем подход, который основан на следующих предпо­сыл­­ках:

    В менеджменте любой объект управления имеет экономическое со­держание. В нем одновременно решаются и производственные и со­циальные задачи, при этом оба компонента выступают в единстве.

    Любой управляющий объект является развивающейся системой. В нем одновременно с текущими производственными и социально-бы­то­выми проблемами решаются бытовые задачи развития производ­ства и управления условиями жизни. Социально-экономический объект своей сегодняшней деятельностью обеспечивает будущее благосос­тояние коллектива.

    Социально-экономический объект существует и развивается, взаимо­действуя с внешней средой. Из внешней среды он получает энергию, предметы труда; результаты преобразования реализуются во внеш­ней среде. Связи с внешней средой находятся в динамике. Нужно их эффективно использовать в настоящее время и заботиться об их ре­зультативности.

Используя эти три предпосылки, можно выделить шесть групп задач, ко­то­рыми ежедневно должна заниматься система управления:

    Система управления должна осуществлять текущий производствен­ный процесс, должна обеспечивать согласованное взаимодействие всех элементов и звеньев, участвующих в создании продукции. Эту группу называют задачами управления текущим производством.

    Система управления должна заботиться о развитии производства, обновлении оборудования, технологий, о номенклатуре производи­мой продукции. Это задачи развития производства.

    Система управления не может оставлять вне своего внимания вопро­сы повседневного обеспечения производства сырьем, полуфабрика­та­ми. Она должна проявлять заботу о своевременной реализа­ции произведенной продукции, т. е. должны решаться вопросы пов­сед­невного взаимодействия как с рынком сбыта производимых това­ров и услуг, так и с рынками получаемых предметов труда. Это зада­чи управления текущим взаимодействием с поставщиками и заказчи­ками (рынком).

    Обновление ассортимента, внедрение технологий требует исполь­зо­вания новых видов сырья. Это вызывает необходимость взаимодей­ствия с новыми поставщиками. Это задачи управления развитием свя­зей с рынком сырья и с рынком реализации товаров.

    Для людей, участвующих в производстве, должны быть созданы соот­ветствующие условия. Это задачи управления обеспечением социаль­но-бытовых условий труда и отдыха сотрудников.

    Для людей, участвующих в производстве, должна быть перспектива большей комфортности. Это задачи развития (улучшения) условий труда и отдыха сотрудников.

Для решения шести групп задач необходима система управления предприятием. Конструкция ее должна иметь иерархическую архитектуру, в ней должно быть разумное количество уровней управления, разумный состав руководителей на каждом уровне, эффективные административные и информационные связи между руководителями различных уровней, целесообразная численность управленческого персонала. Деятельность всех сотрудников, составляющих систему управления, подчиняется общим целям предприятия. Эти элементы организационной структуры влияют на результативность управления, на расходы содержания аппарата управления, на эффективность использования кадров управления. Конструирование организационной структуры системы управления представляет собой сложную задачу, решаемую в условиях дефицита информации. Надо знать, при каких внешних условиях осуществляется производственный процесс, как часто возникает необходимость корректировки его целей, должна быть известна структура производственных подразделений, образующих объект управления, а также нужно учитывать возможность использования средств оргтехники – компьютерной базы, средств связи и отображения информации.

Каждая организация представляет собой уникальное явление, поэтому для всякого социально-экономического объекта управления может существовать своя уникальная система управления. Систему, сформированную для управления одним объектом, нельзя скопировать для руководства другим. Построение системы управления тем или иным объектом всегда является новой задачей.

Конструирование системы управления представляет собой задачу выбора параметров ее элементов и определения связей между ними. Поэтому предварительно надо знать, что представляют собой эти элементы, затем надо выбрать критерии (мерила) качества системы, после этого установить зависимость критериев от параметров элементов и, наконец, оптимизировать параметры. По этой логической схеме и построим изложение задачи выбора организационной структуры системы управления.

- 402.50 Кб

XX век.

Теория двухступенччатой коммуникации. Лазарсфельд – основополжник. Согласно ей на первой ступени комууникации – идеи распространения от средств коммуникации к лидеру мнений, т.е самой авторитетной части группы а от неё – к менее активной массе.

Теория заговора и молчания (спирали молчания)

основополжник - Элизабет Ноэль-Нойман. человек с меньшей вероятностью выскажет свое мнение на ту или иную тему, если чувствует, что находится в меньшинстве, так как боится возмездия или изоляции (игнорирования). «Парадокс голосования» согласно которому многие не уччаствуют в выборах полагая что их голос ничего не решает.

Теория диффузий инноваций. основоположник – Эверетт Роджерс. Зависимость массовой коммуникации от широкого окружения понимается как процесс распространения новшеств ччерез коммуникационные каналы в течение определённого времени, когда важно убедить критические 5% аудитории.

Теория информационных барьеров. основоположник – курт левин. Теория носит преимущественно прикладной характер и может быть отнесена к процессам выбора новостей. В ее основе лежит предположение, что прохождение информации по некоторым каналам коммуникации зависит от наличия в них «ворот» (аналог Цензуры), которые в свою очередь управляются некими «контролерами».

культурологическая теория массовой коммуникации. Герберт Герберт Макклюин.

Мозаиччность культуры создана при помощи СМИ. Информирование создаёт иллюзию осведомлённости о многом в мире, но не может заменить систематичческого в образовании.

9. Процессно-информационные модели модели коммуникации. Модель коммуникации Гарольда Лассуэлла.

Модели, описывающие коммуникацию в рамках процессно-информационного подхода называются процессно-информационными.

В самом общем виде можно выделить 3 базовых конструкции коммуникации: линейную(односторонне взаимодействие без обратной связи), интеракционную (предусматривает наличие обратной связи между источником и получателем, когда последний описывает встречные сообщения исходному источнику), трансакционная (постоянный равноправный диалог, в котором два взаимодействующих субъекта взаимно заинтересованы и выступаю попеременно в качестве источников и получателей информации).

В 1948 г. американский ученый Г Лассуэлл предложил свою модель коммуникации. Разработанная на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время Второй мировой войны, эта модель в равной мере могла быть использована для анализа массовой коммуникации и любого коммуникативного действия, которое раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы:

кто?

Сообщает что?

По какому каналу?

кому?

С каким эффектом?

«Формула» Лассуэлла стала как собственно моделью, отражающей структуру коммуникационного процесса, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.

Вопрос кто? связан с определением источника информации, который не всегда может совпадать с коммуникатором, непосредственно ее передающим: это может быть одно лицо, а могут быть и разные. Определить это важно для нахождения правильного ответа на второй вопрос.

Вопрос с каким намерением? - ключевой. Только уяснив истинную цель коммуникации, можно говорить о подборе адекватных этой цели средств (коммуникатора, сообщения, канала), о выборе целевой аудитории и т.д. Четкое осознание цели (информирование, инструктирование или же мотивирование аудитории) определяет соответственно и подбор остальных компонентов коммуникации как условие ее эффективности.

Ответ на этот вопрос в какой ситуации? связан с определением того, в какой ситуации - благоприятной, неблагоприятной или нейтральной - осуществляется коммуникативный акт. При этом необходимо установить наличие естественных и искусственных барьеров между коммуникатором и аудиторией, которые препятствуют доведению информации до адресата, и попытаться минимизировать их влияние.

Отвечая на вопрос с какими ресурсами?, надо знать, что к ресурсам коммуникации относят как самих специалистов-коммуникаторов, так и финансовые и информационные средства, которыми они располагают, а также эффективные коммуникативные технологии, приемы, методы и т.п.

Ответить на вопрос используя какую стратегию? - значит правильно выбрать стратегию, следовательно, обеспечить наиболее эффективный способ достижения цели (в нашем случае - результативной коммуникации). Стратегия - это не только определение Перспективных целей, но и подбор адекватных им средств и путей их достижения.

Плюс: сообщения могут быть вербальными и невербальными, источниками и получателями информации могут быть индивиды, соц. группы, массы и т.д

Минус: модель линейная, нет обратной связи.

10. Процессно-информационные модели коммуникации. Математическая модель Шеннона и Уивера.

Она основана на анологиис телефонной связью. Предположим, что два человека, щ живающие в разных странах, говорящие на разаых языках и плох понимающие язык своего абонента, вынуждены вести переговоры|" по телефону. При этом время разговора ограниченно, а телефонная связь неустойчива. Такова ситуация, которую пытаются смодй лировать К. Шеннон и У. Уивер в разработанной ими математической теории связи (коммуникации) (1949).

В данной модели: источник - это тот, кто делает звонок (передает сообщение); сообщение - передаваемая информация; телефонный передатчик - кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электрические импульсы; телефонный провод - канал; телефонный приемник (второй аппарат) - декодер, осуществляющий обратное преобразование электрических импульсов в звуковые волны; приемник - человек, которому адресовано сообщение. При этом разговор может сопровождаться постоянными помехами (шумами), возникающими на линии связи; частотный диапазон канала может быть ограниченным, а абоненты могут плохо понимать язык друг друга. Ясно, что в этой ситуации они пытаются максимизировать количество информации, передаваемой по линии связи.

Математическая теория коммуникации и была первоначально разработана с целью отделить шумы от полезной информации, передаваемой источником. По Шеннону, преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов.

Понятие избыточности - повторения элементов сообщения для Предотвращения коммуникативной неудачи - чаще всего демонстрируют на примере естественных человеческих языков.

Согласно Шеннону, избыточность в технике коммуникации достигается либо многократным повторением одного и того же с* нала (информации), либо его дублированием с использованием других каналов связи. Таким образом, возникает модель двух-многоканальной коммуникации.

Математическая теория связи Шеннона абстрагируется от держания (смысла) передаваемой информации, сосредотачиваясь, целиком на ее количестве: неважно, какое сообщение передаете важно лишь, какое количество сигналов передается. С точки ния Шеннона, информация - противоположность энтропии (л оса, неопределенности, беспорядка), следовательно, она есть возможность уменьшения неопределенности: чем больше информации содержит система, тем выше степень ее упорядоченности (щ этом Шеннон отмечает, что слишком большой объем информации также увеличивает степень неопределенности - возникает «информационный шум»).

Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появление возникло представление о скорости и количестве передаваемой и* формации. Однако модель Шеннона-Уивера имеет и ряд ограничений: она механистична - отражает преимущественно технически способы коммуникации; человек включается в нее лишь в качестве «источника» или «приемника» информации;

л, она абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству; а. коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует. Преимущественно техническая ориентация данной модели до сих пор вызывает дискуссии среди специалистов о ее применимости к изучению межличностной коммуникации.

11. Модель коммуникации Джорджа Гербнера.

В 1956 ГОДУ предложил обобщённую модель коммуникации. Спецефической чертой данной модели является то, что она преобретает различные формы в зависимости от того какой тип коммуникативной ситуации описывается.

Модель подразумевает что человеская коммуникация может рассматриваться как объективный. избирательный и слабо предсказуемый процесс. А система человеческой коммуникации это открытая система.

Достоинства подхода – появление важного для коммуникации компонента связи между миром событий и миром сообщений.

Вербальное описание схемы напоминает расширенную Ласуеловскую модель.

1.Некто

2.Воспринимат какое-либо событие

3. И РЕАГИРУЕТ

4)В данной ситуации

5)Путём использования некоторых средств

6)Чтобы создать доступный материал

7)В той или иной форме

8)И в контексте

9)Передающий содержание

10)С определёнными последствиями

Основные элементы: Е – событие – некоторый элемент внешнего по отношению к коммуникатору мира, который отбирается из этого мира с тем чтобы стать предметом для коммуникации и породить сообщение

М – центральная фигура модели (коммуникатор), кот. формирует представление о событии (Е1) и на этой основе создаёт сообщение о передаче (SE).

Е1 – воспринятое событие, т.е образ события в сознании коммуникатора

SE – сообщение о событии, созданное коммуникатором на основании восприятия события и существующее как единство формы (S) и содержание (E)

простейший треугольник Гербнера имеет 2 измерения:

Горизонтальное измерение – измерение восприятия. Показывает ччто первым этапом формирования сообщения является отбор коммуникатором некоторого события которое производит определённое воздействие на органы чувств. Отбор события носит субъективный характер.

Вертикальное измерение (может быть названо коммуникативной). автор назвал измерением значений и контроля. Это второй этап порождения коммуникации, на котором реализуются отношения между коммуникантом и первичным продуктом коммуникации-сообщением. Здесь отбор также важен. Сначала есть отбор средств, затем способа передачи смысла сообщения.

Плюсы: её универсальность, позволяющая описать как межличностную и межгрупповую, так и организационную и массовую коммуникацию. Во-вторых разделение коммуникативного процесса на фазы позволяет точно выделить специфику и факты, влияющие на характер взаимодействия. Фиксация на таких значимых параметрах как отбор, доступность, контексты и т.д часто позволяет понять социально-политическую природу взаимодействия

минусы: не выявлены коммуникационные шумы, сказывающиеся на эффективном взаимодействии.

Он не обращается к проблемам кодирования сообщения, генерирования. гербнер считает, что сообщение и событие эквивалентны, однако восприятие сообщения не равно восприятию события.

12. Социально-психологическая модель Теодора Ньюкомба.

Т. Ньюкомб предложил учитывать отношения, которые устанавливаются между агентами общения и между ними, и объектом речи. Схематически такая минимальная система имеет следующий вид:

Возникают следующие виды ориентации: А по отношению к X, А по отношению к В, В - к Х и В - к А. Общей тенденцией коммуникации является стремление к симметрии. Если А и В сориентированы друг к другу положительно, то они будут стремиться к совпадению своего отношения к X. При несовпадении отношения друг к другу будет несовпадать и отношение к X. Совпадение отношения к X при несовпадении отношения друг к другу будет восприниматься как ненормальное. Кстати, в области этих отношений лежит известное высказывание "Враги моих врагов - мои друзья". Данная модель задает динамику изменений, к которым будет стремиться коммуникация - к созданию симметричных отношений, одинаковой оценке объектов при одинаковой оценке друг друга.

13. Общая харак-ка семиотич.подхода.

Семиотический подход в своёй основе опираеться на понимание коммуникации как взаимодействие опосредованного знаком,знаков. системмами и кодами. В зависимости от выбранного канала: в качестве каналов могут выступать вербальные средства, невнрбальные средства(громкость,интонации,поза..) Материал.предмет –украшения,предметы, аксессуары.

Отличие семиотического подхода от процессно-нформационного:

1) если центральн.понятие процессного подхода-это информация,то центр.понятие семиотич.-знак.

2) Особое внимание удиляеться рецепиенту и тексту,а также процессу декодирования информации.

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Теория коммуникации".