Заключение договора по способу запроса котировок статья. Участие в запросе котировок

Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ "О (в области закупок работ, товаров, услуг с целью обеспечения муниципальных, государственных нужд, - дальше - Федеральный закон №44 ФЗ) устанавливает следующие виды конкурентных способов для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

Закупки, производимые закрытым способом

Запрос котировок по 44-ФЗ разрешает производить закупку любых работ, товаров либо услуг. При этом в Законе есть ограничения, которые запрещают использовать рассматриваемый метод в ряде случаев и накладывают на заказчика обязанность осуществлять деятельность закрытым способом. К ним относят:

Закупку работ, товаров либо услуг, связанных с государственной тайной;

Проектную информацию по контракту или документацию по предмету закупки с информацией, являющейся

Клининговых - за счет федеральных бюджетных средств;

Водителей транспортных средств - когда их деятельность направлена на обеспечение работоспособности судебных приставов или судей;

Направленных на страхование, охрану и транспортировку принадлежащих государству драгоценных металлов и камней, художественных, исторических, музейных и культурных ценностей в момент передачи от заказчика другим лицам (и в обратных ситуациях, когда заказчик получает от других лиц) во временное распоряжение.

Конкурс с ограниченным участием

К случаям, когда вариант "запрос котировок" по 44-ФЗ невозможен, также относят обязательства проводить заказчиком закупку с использованием конкурса с ограниченным количеством участников. К таким ситуациям относятся следующие:

Имеющие технически сложный характер. Данный вид характерен для отраслей, работающих с применением высокотехнологичных специализированных знаний, связанных с внедрением инноваций. Другими словами, исполнителями данных видов закупок являются лица, обладающие определенными специальными знаниями в области предмета закупки. Список этих работ, товаров либо услуг предоставлен соответствующими нормативными документами Правительства РФ.

Направленные на сохранение отечественных объектов наследия (исторического и культурного), экспонатов, входящих в Музейный фонд Российской Федерации, деятельность по восстановлению и сохранению документации, входящей в Архивный фонд РФ и ряда других ценных документов.

Услуги и работы, необходимым условием при выполнении которых является доступ исполнителей к базам данных, системам безопасности и внутренним хранилищам архивов, библиотек и музеев.

В остальных случаях допускает проведение закупок товаров, работ и услуг способом "запрос котировки". Это не противоречит действующему законодательству РФ в целом и соответствующим нормативным актам в частности. В остальных случаях, когда нельзя проводить выбор исполнителя контракта, разрешено следующее:

В рамках Статьи 48 проведение конкурса открытого типа;

Электронные аукционы (Статья 59).

ФЗ-44 в некоторых случаях в соответствии со Статьей 83 разрешает выбор поставщика товаров, работ, услуг с помощью выявления предложений или проведение закупки у одного единственного поставщика (Статья 93).

Преимущества

Отличительной чертой запроса котировок по сравнению с другими способами определения поставщика является его простота и удобная реализация. С точки зрения заказчиков он считается самым легким в плане процедуры выбора исполнителя контракта. В связи с чем в большинстве случаев при условии, что обстоятельства будущей закупки удовлетворяют существующие ограничения, выбирается именно этот способ. Отличительными преимуществами данного вида определения поставщика перед другими являются:

Оперативность в сравнении с проведением электронных аукционов или открытого конкурса.

Относительно небольшой объем минимальной документации, необходимой для осуществления закупки.

Четкий регламент проведения, понятный как заказчику, так и исполнителю. В отсутствие специальных требований существенно снижается вероятность допустить в процессе выбора поставщика ошибки, что в дальнейшем минимизирует вероятность получения нареканий по процедуре закупки со стороны надзорных органов.

Существенное снижение риска наступления негативных последствий не по вине заказчика (например, сбой в работе электронной площадки по техническим причинам).

Использование наряду с основным критерием, применяемым при рассмотрении заявок, ряда других, дополнительных критериев.

Недостатки

К основным недостаткам процесса закупки товаров (работ, услуг) с помощью способа "запрос котировки" относятся следующие моменты:

Повышенное внимание со стороны контролирующих органов к процессу выбора исполнителя контракта. Проверяется в первую очередь аргументация выбора в пользу именно этого варианта и процесс формирования максимальной стоимости контракта со стороны заказчика.

Данный способ по сравнению с остальными является более трудоемким. На заказчика накладываются следующие дополнительные обязанности: прием и регистрация всех поступивших заявок, хранение всей принятой документации, предоставление всем участникам равноправного доступа к результатам рассмотренных заявок и прочие функции, предусмотренные законодательством.

Относительно высокий уровень риска, присущий способу "запрос котировки", связан с отсутствием закрепленного на законодательном уровне обязательного условия о внесении обеспечения заявок со стороны их владельцев. В данной ситуации существенно повышается вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком.

При проведении закупки с использованием рассматриваемого варианта невозможно разделить общую ее совокупность на отдельные составляющие (лоты).

Основные этапы процедуры закупки

Совокупность определения конечного исполнителя контракта методом "запрос котировки" можно разделить на шесть основных этапов, на каждом из которых производятся в ограниченных временных рамках только ему присущие мероприятия с составлением соответствующих документов. Ниже каждый из этапов подробно описан.

Первый этап

На этой стадии реализуется общая первоначальная задача подготовки к проведению закупки рассматриваемым методом. На первом этапе должны быть реализованы следующие мероприятия:

Разработка и утверждение положения о составе комиссии и ее полномочиях. Это осуществляется на основании Федерального закона №44-ФЗ и внутренних документов организации.

Создание на основе положения непосредственно самой комиссии, состоящей из членов организации и имеющих соответствующее образование. В задачи данной структуры входит рассмотрение всех поступивших котировок.

Планирование и непосредственная организация процедуры проведения закупки рассматриваемым способом.

При проведении мероприятий, характерных для первого этапа, составляются следующие документы:

Приказ организации о создании единой комиссии, в рамках которого принимается положение, закрепляющее процедуру действий при осуществлении всех закупок и определяющее полномочия каждого члена комиссии;

Непосредственный приказ о проведении закупки заказчиком способом "запрос котировки".

На приготовление всей необходимой документации законодательством дается определенное время. Накладывается следующее ограничение: полный комплект документов должен быть готов у заказчика не позднее, чем за десять дней (календарных) до даты, на которую назначен день завершения принятия заявок.

Второй этап

На этой стадии происходит непосредственная подготовка документов, необходимых для проведения запроса котировок. Реализуются следующие мероприятия:

Подготовка и утверждение пакета документов, необходимых для проведения планируемой деятельности;

Разработка и утверждения контракта, в рамках которого будет произведена закупка.

Для реализации данных мероприятий подготавливаются следующие документы:

1) создается техническое задание будущей закупки с обязательным обоснованием стоимости контракта;

2) разрабатываются соответствующие виды заявки для участия в закупке (образец запроса котировок);

3) утверждается тип итогового контракта, по условиям которого произойдет закупка;

4) разрабатывается специализированная документация, которая впоследствии будет опубликована - извещение о проведении запроса котировок.

Документация должна быть подготовлена и утверждена не позднее, чем за семь (в отдельных случаях четырех) календарных дней до даты, на которую назначен день завершения принятия заявок.

Третий этап

На этой стадии происходит публикация в специальной информсистеме сведений о проведении запроса котировок. Проводятся следующие мероприятия:

1. Оформление на руководителя организации (или иное должностное уполномоченное лицо) электронной подписи для участия в процессе закупок на специальном информационном ресурсе.

2. Регистрация организации в единой информсистеме, получение доступа и специальных ключей.

3. Публикуется на информационном ресурсе извещение о проведении запроса котировок.

4. Направление участникам закупок со стороны заказчика сведений по ранее разработанной структуре. Здесь используется установленная форма запроса котировок.

На третьем этапе необходимые документы должны быть подготовлены и утверждены не позднее, чем за семь (в отдельных случаях четыре) календарных дней до даты, на которую назначен день завершения принятия заявок. Извещение о запросе котировок должно быть направлено каждой стороне. Это необходимо сделать в тот же день, когда в единой информсистеме появилось объявление о проведении конкурса. Участие в запросе котировок может принимать любая зарегистрированная в информационной структуре сторона, обладающая необходимыми качествами для выполнения соответствующего заказа.

Четвертый этап

На этой стадии происходит получение всех заявок от участников и их хранение (на условиях анонимности) до момента определения победителя. Данный этап включает в себя ряд мероприятий. В частности:

Принимается с обязательным подтверждением заявка на запрос котировок;

В специальном журнале регистрируются все полученные сведения.

В процессе проводимых мероприятий создается особая документация, в которой фиксируется вся предоставленная информация. При этом обязательно подтверждение от представителей заказчика получения сведений (письменно в виде расписок, посредством специализированной связи с помощью электронной подписи). Прием заявок происходит с момента публикации сведений о проведении запроса котировок до регламентированного дня и времени, которые являются его окончанием.

Пятый этап

На данной стадии в результате следующих мероприятий происходит определение победителя:

Вскрытие всех зарегистрированных конвертов.

Индивидуальная оценка каждого предложения.

Выбор самого выгодного предложения и установление победителя.

Публикация в соответствии с результатами рассмотренных заявок на информационном сайте специального итогового документа о победителе. В результате составляется протокол запроса котировок. Победитель устанавливается не позднее 1-го рабочего дня с момента прекращения приема сведений от желающих. Проведение запроса котировок при условии подачи сведений от более чем одной стороны признается действительным.

Шестой этап

На заключительной стадии происходит заключение контракта с победителем, определившимся в результате способа "запрос котировок". Сроки подписания контракта находятся в пределах семи-двадцати дней с момента публикации результата рассмотрения поступивших сведений в единой информсистеме. В это время создается и утверждается окончательный вариант контракта с указанием цены и реквизитов победителя и передается исполнителю контракт на утверждение и подписание. После проведения всех процедур при отсутствии разногласий у сторон контракт подписывается и считается действительным.

  • On 31.07.2018
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, Процедура закупки, РНП, Статьи, ЭТП

С середины 2019 года все процедуры проводятся на электронных торговых площадках. В связи с этим старые способы закупки претерпят изменения. Недавно мы писали , а сегодня расскажем о том, что такое запрос котировок в электронной форме.

Правовые основы

Изменения в 44-ФЗ, о которых упомянуто выше, внесены законом 31.12.2017 № 504-ФЗ . Он среди прочего водит новый параграф 3.1, который будет посвящен запросу котировок в электронной форме.

Этот способ определения поставщика пока применяется лишь в классической форме, то есть проводится без участия ЭТП. Посмотрим, что изменится, когда он будет переведен в электронный формат.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Условия для проведения процедуры

Запрос котировок в электронной форме будет проводится при помощи функционала, предоставленного электронной торговой площадкой. Критерием оценки заявок выступает цена , то есть побеждает тот участник, который предложил наименьшую цену.

Для проведения электронного запроса котировок действуют те же условия, что и для классического:

  • начальная цена контракта - до 500 тыс. рублей ;
  • годовой объем таких закупок - в пределах 10% и не более 100 млн рублей .

Этапы

Размещение извещения

Извещение публикуется в ЕИС не позднее, чем за 5 дней до проведения электронного запроса котировок. Оно должно содержать такие сведения:

  • адрес ЭТП, которая будет проводить запрос;
  • информацию о заказчике;
  • идентификационный код закупки;
  • краткое изложение условий контракта;
  • данные об ограничениях и преимуществах;
  • указание на способ проведения поставщика;
  • размер обеспечения;
  • информацию относительно объекта закупки;
  • сведения о контрактном управляющем или ответственном специалисте заказчика;
  • сведения о том, как можно расторгнуть контракт в одностороннем порядке;
  • перечень документов, которые должен представить участник, и требований, которым он должен соответствовать;
  • проект контракта (прилагается к извещению).

Подача заявок

Поскольку процедура проводится на ЭТП, участник, подающий заявку, должен быть на ней аккредитован. Кроме того, он должен быть зарегистрирован в ЕИС .

Регистрация в ЕИС станет обязательна для всех поставщиков с 2019 года.

В составе заявки участник подает:

  • согласие на исполнение контракта - поставку товара, выполнение работы, оказание услуги;
  • информацию о себе, включая контакты;
  • подтверждение соответствия требованиям заказчика (декларацию), того, что участник является субъектом малого бизнеса или имеет право на получение иного преимущества, установленного в закупке.

Сформированную заявку участник подает через личный кабинет. Оператор проверяет заявку и если все в порядке - направляет ее заказчику. Отклонить заявку ЭТП может по нескольким причинам :

  • поздняя подача;
  • несоответствие требованиям;
  • если один поставщик направил 2 заявки;
  • в заявке нет ценового предложения или цена равно нулю;
  • цена в заявке превышает НМЦК;
  • поставщик включен в РНП.

По новым правилам факт наличия участника в РНП будет проверять оператор торгов, а не заказчик.

ЭТП может отклонить заявку участника в течение 1 часа после подачи . При этом оператор обязан указать причину.

Рассмотрение заявок

В течение следующего дня после окончания приема заявок заказчик должен их рассмотреть. В результате он либо допустит заявку к участию, либо нет. Оснований для отклонения немного:

  • непредставление участником необходимых данных;
  • предоставление неполных или недостоверных данных.

Отклонять по иным основаниям заявки запрещено.

По итогам рассмотрения составляется протокол, подписывается и направляется оператору торгов.

Выбор победителя

На следующем шаге оператор ранжирует все допущенные заказчиком заявки по цене. На подведение итогов запроса котировок в электронной форме у оператора есть всего 1 час с момента, когда от заказчика получен протокол. За это время нужно сформировать протокол и разместить его на ЭТП и в ЕИС.

Побеждает участник, чье предложение содержало самую низкую цену . Именно с ним заказчик и заключит контракт.

Запрос котировок не состоялся

Иногда запрос признают несостоявшимся:

  • если предложений не подано;
  • если подана только одна заявка;
  • если все заявки отклонены;
  • если допущена лишь одна из них.

В этой ситуации заказчик может:

  • продлить прием заявок;
  • провести новую процедуру, предварительно изменив план-график;

Чувствовать себя в размещении котировок более уверенно и не делать грубых ошибок!

Что нужно запомнить Заказчику по данному вопросу? То, что НМЦК котировки должен быть не более 500 000 рублей, а запрос котировок не должен превышать 10% от общего объема закупок и не должен превышать 100 000 000 рублей в течении одного года.

Прелесть данной закупки заключается в быстроте закупаемого товара/услуги/работы. В связи с этим Заказчику котировки в конце года необходимы как воздух для реализации бюджета. Ведь аукционы слишком долгие для декабря, в котором происходит самая большая реализация бюджетных средств.

И каждому Заказчику известно, что в начале следующего года нереализованные деньги улетают обратно в казну и по новой придётся искать деньги, составлять план-графики…

Первый этап осуществления запроса котировок

Сначала Заказчиком должно быть принято решение о способе закупки (например, запрос котировок). После чего нужно сформировать приказ о создании котировочной комиссии и определить ее состав. В состав данной комиссии входят физические лица, имеющие образование по 44-фз и узконаправленное образование по объекту закупки. Далее Заказчик размещает в ЕИС извещение о запросе котировок.

Что содержит извещение по запросу котировок?

В извещение по котировкам отсутствует документация в отличии от аукциона и конкурса, где она присутствует. Извещение должно содержать строго прописанное 44-фз – это половину 42 статьи, форму заявки, время и адрес объявление победителя, информацию об ответственных лицах, информацию об одностороннем отказе. Также вместе с извещением прилагается проект контракта.

Как легко составить извещение по запросу котировок?

Почти в каждом городе такая схема действует на «ура!». В общем есть один простой и легальный способ для заполнения извещения. Вам понадобится зайти на ЕИС (так и вбиваете в любом браузере «ЕИС» и открываете первую страницу, или вбиваете в адресную строку «zakupki.gov.ru»).

После того как зашли на сайт, делаете следующие действия:

«поиск» → «Расширенный поиск» → в графу «Заказчик» вбиваете ИНН вашей городской Администрации (или так и вбиваете «Администрация города N» → в графе «Способ определения поставщика» выбираете запрос котировок → Нажимаете «поиск».

Отобразятся запросы котировок, осуществляемые администрацией. Вам понадобится выбрать соответствующую вашей закупке закупку администрации. Например, у вас поставка продуктов питания, значит вам нужно искать схожую по названию закупку, брать за основу данное извещение и «подгонять» под свое извещение согласно ст. 73.

Как легко составить форму котировочной заявки?

Форма заявки, которая устанавливается в извещении имеет обязательный характер, в отличии от аукционов, где форма заявки может иметь только рекомендательный характер, так как в противном случае, это будет излишним требованием. Форма заявки содержит часть 3 статьи 73. Как и говорилось выше, вам будет гораздо проще взять уже готовую форму заявки и самому подкорректировать ее.

После проведения вскрытия конвертов в соответствии со 44-фз котировочная комиссия определяет победителя и заключает с ним контракт

Заключение контракта

Посылаете в течении 2-х дней после опубликования протокола в ЕИС проект контракта и копию протокола. После чего подписывает победитель со своей стороны данный проект контракта. И уже контракт возможно заключить через 7 дней, но не более 20 дней с момента опубликования протокола рассмотрения заявки.

Кстати бывает и так, что некоторые Заказчики путают дату опубликования протокола с датой создания документа. Естественно дата создания протокола указывается в самом протоколе, а опубликование указывается либо на площадке, либо на ЕИС. Вроде бы просто, но все же ошибки говорят сами за себя.

В заключение

Как говорится «первый блин всегда комом». В любом случае методом проб и ошибок, длительного изучения статей и периодического чтения нашего сайта, вы научитесь делать не только котировки с легкостью! Но, а пока, желает вам терпения в изучении нелегкого закона и практики 44-ФЗ!

При заключении контракта в рамках Закона № 44 ФЗ необходимо четко соблюдать установленные для этого мероприятия сроки. Они зависят от того в какой форме была проведена конкурентная процедура. О том, в какой временной отрезок после подведения итогов конкурсов, аукционов необходимо подписать контракт по 44-ФЗ, читайте в нашем материале далее.

Сроки при заключении контракта по итогам конкурсов

Размер сроков оформления контракта по итогам состоявшегося конкурса установлен в п. 2 ст. 54 Закона № 44 фз. Под госконтрактом должны появиться подписи сторон не ранее 10, но не позднее 20 дней с момента размещения итогового протокола или со дня подписания такого протокола, когда конкурс был закрытым.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

10-дневный срок установлен для того, чтобы заинтересованные лица, чьи права были нарушены при проведении процедуры, смогли обжаловать действия госзаказчика до заключения контракта в рамках ст. 105 Закона № 44-ФЗ. Поэтому правило об оформлении контракта не ранее 10 дней с момента подведения итогов конкурентной процедуры установлено также для торгов, проводимых в форме электронных аукционов.

Госконтракт по итогам конкурса заключается только после того, как победитель предоставит обеспечение исполнения условий контракта, установленное конкурсной документацией. Если такое обеспечение и подписанный госконтракт победивший участник конкурса не представит госзаказчику в течение 10 дней с момента опубликования итогового протокола, то он будет признан уклонившимся от оформления контракта.

В этом случае госзаказчику дается еще 10 дней на подготовку госконтракта с участником, чьей заявке был присвоен второй номер. После получения проекта такой участник должен также уложиться в 10-дневный срок, что представить госзаказчику подписанный со своей стороны госконтракт , приложения к нему и обеспечение контракта.

После получения от участника конкурса подписанных документов, госзаказчик имеет также 10 дней для подписания госконтракта со своей стороны. Пропуск такого срока влечет признание заказчика уклонистом и дает право контрагентам обратиться в суд с требованием о понуждении заключить контракт и взыскании причиненных убытков.

Общие сроки заключения контрактов по итогам аукционов

Общий порядок исчисления сроков подписания контракта по итогам проведения электронного аукциона установлен в ст. 70 Закона № 44 фз. В п. 9 закреплено, что оформление контракта не может произойти ранее, чем через 10 дней с момента подведения итогов конкурентной процедуры.

В целом процедура подписания контракта после проведения аукциона выглядит так:

  • в течение 1 рабочего дня с момента подписания итогового протокола, последний подлежит опубликованию в ЕИС. Именно этот день запускает отсчет сроков оформления контракта после проведения аукциона.
  • заказчику дается 5 дней для размещения проекта контракта в ЕИС. В документ включается информация о закупаемом товаре и цена контракта, предложенная победителем.
  • в следующие 5 дней победитель аукциона публикует в ЕИС подписанный со своей стороны контракт. Вместе с контрактом должен быть размещен документ о предоставлении обеспечения, а также в случае необходимости информация о надежности контрагента в рамках ч. 2 ст. 37 закона № 44 фз или обоснование цены контракта в соответствии с ч. 9 ст. 37 названного фз.
  • в течение следующих 3-х рабочих дней госзаказчик должен подписать такой контракт и опубликовать его в ЕИС.

Особенности заключения контракта при наличии протокола разногласий

Ч. 4 ст. 70 рассматриваемого нами фз дает поставщику право оформить протокол разногласий в случае, когда предложенный на подпись проект контракта не соответствует:

  • документации о проведенном аукционе;
  • условиям заявки, поданной поставщиком.

Такими условиями, как правило, бывают опечатки, грамматические и орфографические ошибки, технические неточности, невнесение в контракт конкретных условий закупки. Не допускается предлагать менять основные условия контракта, которые были прописаны в аукционной документации.

В случае, когда были выявлены указанные неточности, протокол разногласий должен быть размещен в ЕИС не позднее 13 дней с момента опубликования итогового протокола, о сроке размещения которого мы рассказывали выше. Протокол разногласий к контракту нужно разместить в ЕИС, подписав электронной подписью уполномоченного лица.

Для рассмотрения представленных разногласий у заказчика есть 3 рабочих дня , по истечении этого срока он:

  • размещает в ЕИС доработанный проект контракта с учетом замечаний поставщика,
  • либо повторно направляет первоначальный вариант документа с приложением письменных объяснений, почему предложения победителя аукциона по внесению изменений в контракт были отклонены (целиком или в какой-то части).

При несогласии с позицией заказчика до истечения 13-ти дней с момента опубликования итогового протокола допускается повторное направление разногласий к представленному контракту.

Срок заключения контракта по итогам запроса котировок по 44-фз

44 законом установлен срок, когда контракт по результатам запроса котировок может быть заключен. После подведения итогов процедуры и публикации протокола в ЕИС у заказчика есть 2 рабочих дня для оформления контракта и передачи его победителю закупки. В проект надлежит включить условия, указанные в извещении о проведении закупки и цену, предложенную победителем.

При заключении контракта победитель запроса котировок должен предоставить выписку из ЕГРЮЛ , полученную не ранее, чем за 6 месяцев до публикации извещения о проведении процедуры или ее копию, заверенную нотариусом. От победителя-иностранного юрлица потребуется представить перевод на русский язык документов о его регистрации.

Нужно не допустить пропуск сроков, установленных в извещении о проведении запроса котировок для представления подписанного контракта и документов о регистрации юрлица. В п. 13 ст. 78 установлены предельные значения сроков заключения контракта по 44-фз после запрос котировок. При подписании документа нужно уложиться в период, не ранее 7 дней и не позднее 20 с момента публикации итогового протокола закупки.

Сроки заключения государственных контрактов при запросе предложений

В п. 17 ст. 83 закона № 44 фз прописано, что после проведения запроса предложений для заключения госконтракта отводится временной промежуток, определяемый как не ранее 7-ми дней и не позднее 20 дней с момента публикации итогового протокола.

Победитель процедуры должен предоставить не только подписанный со своей стороны контракт, но и документ, подтверждающий обеспечение исполнения своих обязательств, если такое требование было установлено в документации о проведении закупки.

Если победитель не предоставляет указанный документ, то он признается уклонившемся, что влечет включение его в реестр недобросовестных поставщиков . Кроме того у заказчика возникает право обратиться в судебные органы с требованием о возмещении убытков. Следует отметить, что такие последствия грозят уклонисту при проведении закупки в любой, из рассмотренных нами форм.

Ответы на любые вопросы о закупках вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»

Заказчики и поставщики предпочитают заключать соглашения путем проведения наиболее простых закупочных процедур. Если закон позволяет использовать для закупок не обремененную многочисленными условиями и требованиями процедуру, то можно остановиться на запросе котировок.

Отличительные черты запроса котировок

От множества остальных способов определения поставщика запрос котировок отличается следующими признаками:

  • заказчик запрашивает цену на необходимые ему товары, услуги или работы у неопределенного круга лиц, путем опубликования извещения в единой базе - ЕИС;
  • основной критерий выбора победителя - цена. Кто предложит наименьшую цену, тот должен выступать второй стороной по контракту;
  • для проведения запроса котировок необходимо, чтобы начальная цена соглашения не превышала полумиллиона рублей. При этом существуют еще два ограничения на проведение запроса котировок в течение года: сумма контрактов, подписанных по результатам данной процедуры закупок, не должна быть больше - 10% от СГОЗ и 100 миллионов рублей;
  • отсутствие платы для претендентов за участие в данной процедуре выбора поставщика.

Последовательность действий заказчика при проведении запроса котировок

Несмотря на то, что процедура запроса котировок выглядит достаточно простой, законом предъявлено немало требований к ней. Рассмотрим их подробнее в отношении заказчика.

1. Подготовка извещения о проведении запроса котировок

В извещение заказчик должен включить следующую информацию :

  • данные о заказчике (название, адрес, телефон, электронная почта и ответственное лицо);
  • кратко описать условия контракта - данные об объекте закупки, в соответствии со ст. 33 ФЗ-44; количество товара; место его доставки или место оказания услуг, выполнения работ; сроки исполнения контракта; НМЦК, в том числе и обоснование цены контракта (бесплатный калькулятор для расчета НМЦК ); источник поступления денежных средств;
  • идентификационный код закупки (требование об отражении данной информации начнет действовать только с 01.01.2017 года);
  • ограничительные условия об участии в закупке СМП или СОНО;
  • форма выбора поставщика - запрос котировок;
  • сроки (дата и время), в течение которых необходимо подать заявку, адрес - где она будет приниматься и порядок её подачи (например, указание на рабочие дни и часы, время перерыва на обед, номер кабинета и ответственное за прием заявок лицо);
  • размер обеспечения контракта, если это условие предусмотрено в соответствии со ст. 96 ФЗ-44 (для расчета обеспечения контракта используйте бесплатный );
  • требования к претендентам на заключение контракта;
  • документы, которые участники должны предоставить - полный перечень;
  • форма заявки на участие в запросе котировок (также должна быть приложена форма заявки в электронном виде);
  • дата и время, а также место, где будет происходить процедура определения победителя (рассмотрение представленных заявок, их оценка, составление протокола);
  • данные контрактной службы (контрактного управляющего), которые отвечают за заключение контракта;
  • сроки для подписания контракта;
  • условия, при которых участники (победитель или иной участник) признаются уклонившимися от заключения контракта;
  • информация о существовании возможности в одностороннем порядке отказаться исполнять соглашение в соответствии с ч. 8-26 ст. 95 ФЗ-44.

К извещению необходимо приложить следующие документы:

  • проект контракта;
  • обоснование цены контракта;
  • форма заявки на участие в запросе котировки.

2. Размещение извещения о проведении запроса котировок в ЕИС

После подготовки извещения его необходимо разместить в ЕИС. Сроки размещения ограничены законом и зависят от цены контракта:

  • не менее чем за 7 рабочих дней до окончания срока предоставления заявок - для контрактов с суммой свыше 250 тысяч рублей;
  • не менее 4 рабочих дней до окончания срока предоставления заявок - для договоров с суммой менее 250 тысяч рублей.

Заказчик должен обеспечить нахождение извещения в ЕИС в течение всего периода, когда участники могут подать свои заявки.

Обратите внимание! У заказчика есть право одновременно с размещением извещения в ЕИС также направить запрос о предоставлении котировок. Запрос необходимо направить в адрес не менее 3 компаний, предпринимателей, которые торгуют необходимым товаром или оказывают требуемые услуги. Такой запрос можно направить с использованием любых средств связи, в том числе и в виде электронного документа.

Можно ли вносить изменения в извещение о запросе котировок?

Да, закон позволяет подобные действия со стороны заказчика. Но есть определенные требования и ограничения по внесению изменений:

  • нельзя изменять объект закупки;
  • решение о правках извещения должно быть принять не позднее, чем за 2 рабочих дня до окончания периода, когда участники могут предоставить заявки;
  • заказчик должен разместить измененный документ в ЕИС в течение 1 рабочего дня после того, как было принято соответствующее решение;
  • срок направления заявок в этом случае увеличивается следующим образом - дополнительные 7 рабочих дней от даты опубликования в ЕИС извещения в новой редакции (или 4 рабочих дня - для закупок на сумму, не превышающую четверти миллиона рублей).

3. Порядок приема заявок на участие в запросе котировок

Для участия в запросе котировок претендентам необходимо подать заявку. Каждый из участников может направить в адрес заказчика лишь одну заявку.

Заявки подаются либо в конверте, который не позволяет узнать его содержимое до вскрытия конверта, либо в виде электронного документа.

Обязанности заказчика при приеме заявок:

  • зарегистрировать заявку;
  • выдать расписку о получении заявки - указывается дата и время получения (выдается по просьбе участника);
  • сохранять конфиденциальность и защищенность поданных участниками заявок до вскрытия конвертов или рассмотрения заявок в электронном виде.

Обратите внимание! Заказчик не имеет права отказать в приеме и регистрации конверта с заявкой, на котором отсутствуют сведения о лице, направляющем её.

4. Рассмотрение заявок на участие в запросе котировок

При наступлении даты и времени рассмотрения представленной претендентами документации, заказчик должен организовать данный процесс. В обязанности заказчика при рассмотрении заявок входит:

  • сообщить всем присутствующим о возможности подать заявку на участие в запросе котировок - непосредственно перед вскрытием конвертов. Заказчику необходимо учесть, что при проведении процедуры рассмотрения представленных претендентами документов могут присутствовать не только участники, которые ранее подали заявки, но и иные лица, которые могут изъявить желание подать заявку за несколько минут до непосредственного вскрытия конвертов. Запретить им присутствовать заказчик не имеет права, а также у заказчика есть обязанность принять такую заявку и рассмотреть её;
  • организовать возможность присутствия при вскрытии конвертов всем участникам, которые предварительно направили свои заявки, в том числе и их представителям;
  • вскрыть конверты с заявками, открыть доступ к электронным формам заявок, рассмотреть и оценить их. Все эти действия должны быть произведены в один день - дата, которая указана в извещении;
  • при вскрытии конвертов с заявками и открытии доступа к электронным заявкам представители котировочной комиссии должны озвучить вслух следующие данные - место, дата, время вскрытия конвертов и открытия доступа к электронным заявкам; название - для компании, ФИО - для физических лиц; почтовый адрес участника; предложенная цена контракта;
  • обеспечить произведение аудиозаписи процесса вскрытия конвертов. Обратите внимание на то, что любой участник в тоже время может самостоятельно производить аудиозапись или видеозапись;
  • при подаче двух и более заявок со стороны одного участника, заказчик обязан вернуть ему все поданные заявки.

5. Определение победителя запроса котировок

Для выявления победителя запроса котировок необходимо оценить заявку с точки зрения её соответствия требованиям, указанным в извещении. А главным критерием при выборе победителя будет предложенная им цена. Участник признается победителем, если:

  • предложил самую минимальную цену;
  • предоставил заявку, соответствующую требованиям извещения.

В случае, когда несколько претендентов на заключение соглашения предложат одинаково минимальную цену, победителем будет считаться участник, подавший заявку раньше.

Результаты проведенной процедуры оформляются протоколом, в котором необходимо отразить следующие сведения:

  • данные заказчика;
  • существенные условия конкурса;
  • данные на всех участников, которые подали свои заявки;
  • об отклоненных заявках, также указываются и причины отклонения со ссылкой на нормы соответствующих законов, например, поздно подали заявку или предложенная цена больше указанной в извещении;
  • самая низкая цена;
  • сведения о победителе запроса котировок;
  • информация об участнике, который предложил такую же цену, как и победитель.

Протокол должен быть подписан всеми членами котировочной комиссии, которые присутствовали на заседании. Данный документ должен быть опубликован в ЕИС в день его подписания.

Заказчик передает один экземпляр протокола, а также проект соглашения победителю. Сделать это необходимо в течение 2 рабочих дней с момента подписания протокола. Второй экземпляр данного документа остается у заказчика.

6. Подписание контракта

Выигравший участник должен подписать соглашение и вернуть его заказчику в сроки, установленные в извещении. Также закон устанавливает следующие ограничительные сроки для подписания контракта:

  • не раньше 7 дней с момента опубликования протокола в ЕИС;
  • не позднее 20 дней с даты подписания протокола.

Кроме того, победитель в силу закона обязан с подписанным договором передать заказчику следующие документы :

  • выписка из ЕГРЮЛ (для российских компаний) - документ должен быть получен не позднее 6 месяцев с даты опубликования извещения в ЕИС;
  • документы о государственной регистрации иностранной компании (предоставляется в виде заверенного перевода на русский язык).