Роль информационных технологии в обществе. Роль информационных технологий в современном обществе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ И БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по дисциплине Информационные технологии управления социально-культурной деятельностью

Роль информационных технологий в современном обществе

Выполнила студентка 44 группы

Васяткина Алиса Сергеевна

Проверила: Доктор пед. наук,

Редькина Наталья Степановна

Новосибирск 2015

ВВЕДЕНИЕ

1.2 Виды информации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В истории общества дозволено выделить несколько этапов, которые человеческий социум ступенчато проходил в своем становлении. Эти этапы различаются основным методом обеспечения обществом своего существования и видом источников, применяющимся человеком и играющим ведущую роль при реализации данного метода. К таким этапам относятся: этапы собирательства и охоты, аграрный и промышленный. В наше время особенно развитые страны мира находятся на завершающей стадии промышленного этапа становления социума. В них осуществляется переход к дальнейшему этапу, тот, что назван "информационным". В данном обществе определяющая роль принадлежит информации. Инфраструктуру социума формируют методы и средства сбора, обработки, хранения и разделения информации. Информация становится тактическим источником.

Следственно со 2-й половины ХХ столетия в цивилизованном мире основным, определяющим фактором общественно-экономического становления социума становится переход от "экономики пророческой" к "экономике познаний", происходит значительное увеличение значения и роли информации в решении фактически всех задач мирового сообщества.

Это является убедительным доказательством того, что научно-техническая революция потихоньку превращается в интеллектуально-информационную, информация становится не только предметом общения, но и прибыльным товаром, абсолютным и результативным современным средством организации и управления социальным производством, наукой, культурой, образованием и общественно-экономическим становлением социума в совокупности.

Таким образом, информатизация это совокупный процесс информационного обеспечения общественно-экономического становления социума на базе современных информационных специальных технологий и соответствующих технических средств.

И следственно информатизации социума стала приоритетной, и значение ее в обществе непрерывно возрастает.

Цель -- изучить роль информационных технологий в современном обществе.

Рассмотреть понятие информационных технологий;

Изучить виды информации;

Проанализировать роль информационных технологий в современном обществе.

1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

информатизация общество социум автоматизированный

1.1 Понятие информационных технологий

Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, передачу и отображение информации.

Цель функционирования этой цепочки, т.е. информационной технологии, - это снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса и повышение их надежности и оперативности.

Эффективность информационной технологии определяется, в конечном счете, квалификацией субъектов процессов информатизации. При этом технологии должны быть максимально доступны потребителям.

Можно классифицировать информационные технологии с различных точек зрения. Например:

Информационные технологии можно различать по типу обрабатываемой информации. Разделение достаточно условное, т.к. большинство информационных технологий позволяет поддерживать и другие виды информации. Например, в текстовых процессорах возможна и несложная расчетная деятельность, а табличные процессоры обрабатывают не только цифровую информацию, но и могут генерировать графики. Однако каждая из видов технологии в основном ориентированна на работу с информацией определенного вида. Модификация элементов, составляющих информационные технологии, дает возможность образования новых технологий в различных компьютерных средах .

Информационные технологии можно разделить на обеспечивающие (ОИТ) и функциональные (ФИТ).

Обеспечивающие технологии - это технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях. При этом они могут обеспечивать решение задать разного плана и разной степени сложности. ОИТ могут быть разделены по классам задач, в зависимости от класса ОИТ используют разные виды компонентов и программных средств. При объединении ОИТ по предметному признаку возникает проблема системной интеграции, т.е. приведение различных технологий к единому стандартному интерфейсу.

Функциональные информационные технологии (ФИТ) - это модификация обеспечивающих технологий для задач определенной предметной области, т.е. реализуется предметная технология. Предметные технологии и информационная технология влияют друг на друга. Например, появление пластиковых карточек как носителей финансовой информации принципиально изменила предметную технологию. При этом пришлось создавать совершенно новую информационную технологию. Но, в свою очередь, возможности, представленные новой ИТ, повлияли на предметную технологию пластиковых носителей (в области их защиты, например).

1.2 Виды информации

Информацию можно подразделить на следующие виды:

Научная информация. Данная закономерная информация, правильно отображающая непредвзятые обоснованности природы социума мышления.

Научную информацию разделяют по областям приобретения или внедрения (технический бой политическая и так далее); по назначению: групповая и специальная; по видам носителя: на бумаге - документальная, на магнитной ленте, в памяти ЭВМ.

Техническая информация. Она применяется и бывает замеченной при решении новейших задач (конструирование, научно-технические процессы и так далее).

Научно - техническая информация - сообщество первых двух.

Научно-техническая информация - она циркулирует в области материально - технического производства.

Планово-финансовая информация имеет интегральные эти о ходе производств, финансовых признаках.

Верхним ярусом информаций считаются познания. Мастерства возникают как итог теоретической и практической работы. Информация повторяющий вид умений выделяется высочайшей ступенью структурированности. По мере развития социума информация как общность технологических знаний преобразуется в базу информационного сервиса социума во всех обликах его работы .

Вровень с энергией, пригодными ископаемыми и т.п. информация является источником социума. По мере перемещения научно-технического прогресса информационный информатор делается необыкновенно основным государственным источником. Результативность индустриальной эксплуатации информационных источников описывает финансовую сила державы.

Научно-техническую базу образования и эксплуатации информационных источников делает промышленность ЭВМ. Однако перекачивание трудовых источников из сфер физического производства в информационную ведет к эре "информационного коллапса".

Сейчас количества информаций, поступающее в индустрию, управление, науку доходит до беспокойных ценностей. Такое может привести к "информационному взрыву", другими словами очень быстро прекратится настолько полоумный подъем. Позволительно продемонстрировать приближения к коллапсу:

Время удвоения размера информаций, подобранных научных умений - 2-3 года.

Физические расходы на сбережение, передачу и переработку информаций выше затраты на энергетику.

Ярус радиоизлучений на отдельных участках территории приближается к ярусу радиоизлучения солнца.

В этом информационном состоянии социума дюже ценна результативная использование информационных источников. 3 водящих ветки, отвечают за использование информационных источников: вычислительная техника индустриальная электроника и взаимосвязь играют для развитых государств такую же роль, собственно до этого игралась нелегкая индустрия .

Активные информационные информаторы - есть та часть государственных информационных источников, коя в том или ином облике доступна юзерам на торговой основе. Отношение размера активных информационных источников к повальному размеру государственных информационных источников - данное 1 из существенных финансовых характеристик состояния державы.

2. РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1 Информатизация общества и свойства информационных технологий

Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям.

Информационные технологии упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.

Свойства информационных технологий:

Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.

Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества.

Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов.

Формирование в стране информационного общества неразрывно связано с образованием в данном обществе. В истории человечества было, по крайней мере, две революции по улучшению качества и расширению доступности образования. Две предыдущие революции одновременно расширили возможности образования как системы, добавив новые средства и изменив ее структуру .

Именно специалисты социальной сферы должны первыми реагировать на данные изменения в обществе. Социальные педагоги и социальные работники как специалисты различных социальных служб дополняют и развивают многоплановую деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, общественных организаций, взаимодействуют с ними, выполняя интегративную функцию во взаимосвязи государственно-общественных структур с семьей, личностью. Появление таких специальностей как «социальная педагогика» и «социальная работа» позволяет решить несколько взаимосвязанных задач: формирование мировоззрения, адекватного данному этапу социального и экономического развития нашей страны и мира в целом, осознание каждым человеком своего места в жизни, включая профессиональное самоопределение; осуществление социальной адаптации, основанной на способности к принятию решений в условиях неопределенности; выработку коммуникативных навыков и умений строить свои отношения с различными социальными структурами. Социальному педагогу приходится работать с самыми разнообразными категориями населения: детьми, инвалидами, пожилыми людьми, что предъявляет к его профессиональной подготовке высокие требования. Существенную помощь при этом могут оказать современные информационные технологии, без которых ему сегодня просто не обойтись. И чем раньше «подружатся» социальный педагог и компьютер, тем эффективнее будет его педагогическая деятельность .

Умение применять в своей деятельности современные информационные технологии становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и специалиста социальной сферы.

Информационные технологии вошли во все сферы нашей жизни. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения, участвует во всех видах человеческой деятельности, незаменим для социальной сферы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Функционирование и развитие социальной сферы невозможно без обмена информацией. Внедрение современных компьютерных информационных технологий в социальную сферу определяется усложнением социально-экономических процессов в обществе, все большей их зависимостью от информации и организованных информационных потоков, невозможностью в современных условиях решать социальные, экономические, управленческие и иные задачи при обработке информации вручную. Автоматизированная обработка, хранение и распространение социальной информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств позволяет повысить качество социальной информации, ее точность, объективность, оперативность и, как следствие этого, возможность принятия эффективных и своевременных управленческих решений.

Появление, развитие и функционирование информационных технологий сопровождается процессом информатизации, который представляет собой «организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

Анализируя роль и значение информационных технологий для современного этапа развития общества, можно сделать вполне обоснованные выводы о том, что эта роль является стратегически важной, а значение этих технологий в ближайшем будущем будет быстро возрастать. Именно этим технологиям принадлежит сегодня определяющая роль в области технологического развития государства. Аргументами для этих выводов является ряд уникальных свойств информационных технологий, которые и выдвигают их на приоритетное место по отношению к производственным и социальным технологиям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гриневич Н.Д. "Информатика и информационные технологии", БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003 г.

2. Емельянов С.В., "Информационные технологии и вычислительные системы", Едиториал УРСС, 2004 г.

3. Левин В.И., "История информационных технологий" БИНОМ. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2007

4. Федорова Н., "Информационные системы" Academia, 2010 г.

5. Ядов Г.Б. Информация и общество// Вокруг света. - 2004. - № 2.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Процесс информационного обеспечения общественно-экономического становления социума. Этапы возникновения и развития информационной технологии. Развитие индустрии информационных служб, компьютеризации, специальных технологий в области телекоммуникаций.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2015

    Информатизация как совокупный процесс информационного обеспечения общественно-экономического становления социума на базе цифровых технологий и технических средств. Микроминиатюризация устройств вычислительной электроники. Создание компьютерной сети.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Понятия "информация", "информационная технология". Процесс информатизации общества и его становления. Основные понятия информатики. Виды и принципы информационных технологий (ИТ), факторы, влияющие на их организацию. Ценность ИТ с точки зрения бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2013

    Понятия, определения и терминология информационных технологий. Роль и значение ИТ для современного этапа развития общества и их значение для экономики стран. Методы обработки информации в управленческих решениях. Классификация информационных технологий.

    реферат , добавлен 28.02.2012

    Понятие информационных технологий, этапы их развития, составляющие и основные виды. Особенности информационных технологий обработки данных и экспертных систем. Методология использования информационной технологии. Преимущества компьютерных технологий.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2011

    Понятие информационных технологий, их роль и значение в обществе на современном этапе. Компьютеры как базовая техническая составляющая процесса информатизации общества. Возможности интернета для образования, бизнеса и распространения информации.

    презентация , добавлен 04.03.2012

    Понятие информационного процесса и информационных технологий. Сущность, роль и значение процесса информатизации в общественном развитии. Цели, задачи и тенденции развития российского образования. Дидактические возможности коммуникационных технологий.

    презентация , добавлен 25.12.2013

    Основные свойства информационных технологий в экономике. Классификация, главные компоненты и структурная схема информационных технологий. Системные и инструментальные средства. Особенности взаимодействие информационных технологий с внешней средой.

    презентация , добавлен 22.01.2011

    Определение сущности, функций, задач и видов информационных технологий. Характеристика информационных технологий обработки данных, управления, автоматизированного офиса и поддержки принятия решений. Анализ современных видов информационного обслуживания.

    презентация , добавлен 30.11.2014

    Понятие информационных технологий; роль и место информатизации в обществе. Ознакомление с общими методами информатизации, адекватными потребностям учебного процесса конкретно взятого предприятия. Расчет параметров локальной образовательной среды.

Понятие информационной технологии

Информационная технология- процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Единство понятий «технология» и «информационная технология» заключается, прежде всего, в том, что в основе и той и другой лежит процесс, под которым понимается определенная совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. При этом любой технологический процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных методов и средств.

Методами информационных технологий являются методы обработки и передачи информации.

Средства информационных технологий - это технические, программные, информационные и другие средства, при помощи которых реализуется информационная технология на экономическом объекте.

Принципиальное отличие информационной технологии от технологии материального производства состоит в том, что в первом случае технология не может быть непрерывной, т.к. она соединяет работу рутинного типа (анализ, оперативный учет) и творческую работу, пока не поддающуюся формализации (принятие управленческих решений). Во втором случае функция производства непрерывна и отражает строгую последовательность всех операций для выпуска продукции (технологический производственный процесс). Используемые в производственной сфере технологические понятия (норма, норматив и т. д.) могут быть в настоящее время распространены только на простейшие, рутинные операции над информацией.

Целью информационного технологического процесса является получение информации;

Предметом технологического процесса (предметом обработки) являются данные;

Средства, которые осуществляют технологический процесс - это разнообразные вычислительные комплексы (программные, аппаратные, программно-аппаратные);

Процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с выбранной предметной областью;

Управляющие воздействия на процессы осуществляется руководящим составом организации;

Критериями оптимальности информационного технологического процесса являются своевременность доставки информации пользователям, ее надежность, достоверность и полнота.

Информационная технология направлена на целесообразное использование информационных ресурсов и снабжение ими всех элементов организационной структуры. Информационные ресурсы являются исходным «сырьем» для системы управления любой организации, учреждения, предприятия, а конечным продуктом является принятое решение. Принятие решения в большинстве случаев осуществляется в условиях недостатка информации, поэтому степень использования информационных ресурсов во многом определяет эффективность работы организации.

Эволюция информационных технологий

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к изменениям в процессах накопления, обработки и пере­дачи информации.

Вторая революция вызвана изобретением книгопечатания, что привело к развитию индустриального общества {середина XVI в.).

Третья революция обусловлена открытием электричества, бла­годаря которому появились новые средства передачи и получения информации: телеграф, телефон, радио, телевидение (конец XIXв.).

Четвертая революция вызвана изобретением микропроцессор­ной технологии и разработкой персонального компьютера (70-е гг. XX в.). что позволило создавать компьютерные сети и системы пе­редачи данных. В этот период возникает новая отрасль - информа­ционная индустрия, связанная с производством технических средств, методов, технологий в сфере обработки информации.

Информационная индустрия использует различные информаци­онные технологии, важнейшей из которых является телекоммуни­кация.

Информационная технология (ИТ) - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи дан­ных для получения информации о состоянии объекта, процесса или явления.

Роль информационных технологий в развитии экономики и общества

1. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.

Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов и т. д.

2. Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества.

Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания.

3. Информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. Объясняется это тем, что информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, «интеллектуальные» функции этих технологий. Характерными примерами являются системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т. п.

4. Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.

В дополнение к ставшим уже традиционными средствами связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи.

5. Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры.

6. Информационные технологии играют в настоящее время ключевую

роль также и в процессах получения и накопления новых знаний.

На смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии.

7. Использование информационных технологий может оказать существенное содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации.

Именно методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить уже сегодня возможность прогнозирования многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных техногенных аварий, представляющих повышенную опасность для общества.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02

Реферат

На тему: «Информационные технологии и их роль в обществе»

Студента группы ТР-12

Мустафаева Тимура

Информационные технологии и их роль в обществе

Информационное общество

Инфрмационное общество -это историческая фаза развития постиндустриального общества, в которой главными продуктами произодства становятся информация и знания

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

-увеличение роли, знаний информационных технологий в жизни общества

-увеличение числа людей,занятых в сфере информационных технологий и телекомуникации и также в производстве информационных продуктов и услуг

-увеличение доли ИКТ-отрасли в структуре ВВП

-Наростающая информатизация общества с использованием телефонии радио, тв, сети интернет, а также традиционных и электронных СМИ

В настоящее время можно говорить о трех видах интеллектуальных возможностях так называемых человеко-машинных систем. В их основе лежат одни и те же процессы - информационные. Интеллект, имея в своей основе информационный субстрат, обладает способностью регулировать, определять развитие субъективно-объективных отношений. Возрастание формализованных объектов интеллекта благодаря информатизации различных сфер человеческой деятельности позволяет интенсифицировать развитие науки и практического освоения действительности, создает предпосылки для более оптимального целенаправленного развития общества, его взаимоотношений с природной средой. Реализовывать эти предпосылки однако возможно лишь при сочетании, взаимном дополнении формализуемых и принципиально неформализуемых составляющих интеллекта, целостном развитии всех его сторон.

Одним из средств управления развитием интеллекта и повышения его организованности на современном этапе представляется информатизация общества, основывающаяся прежде всего на развитии информационной технологии.Информационная технология формирует передний край научно-технического прогресса, создает информационный фундамент развития науки и всех остальных технологий. Главными, определяющими стимулами развития информационной технологии, являются социально-экономические потребности общества. Известно, что экономические отношения накладывают свой отпечаток на процесс развития техники и технологии, либо давая ему простор, либо сдерживая его в определенных границах.В свою очередь, социальное воздействие техники и технологии на общество идет прежде всего через производительность труда, через специализацию средств труда и, наконец, путем исполнения техническими средствами трудовых функций человека. Опредмечивание трудовых, технологических функций человека постепенно привело к элиминизации субъективного базиса технических устройств.

Так, до механизации и автоматизации технологический процесс был подчинен мере субъективных возможностей человека. В этом плане не вызывает сомнений, что переход к автоматизированному производству является движением к высшей сфере объективации технологических функций человека.Можно предположить, что эволюция технологии в общем и целом продолжает естественную эволюцию. Если освоение каменных орудий помогло сформироваться человеческому интеллекту, металлические повысили производительность физического труда (настолько, что отдельная прослойка общества освободилась для интеллектуальной деятельности), машины механизировали физический труд, то информационная технология призвана освободить человека от рутинного умственного труда, усилить его творческие возможности.

Техника и технология в своем развитии имеют эволюционные и революционные стадии и периоды. Вначале обычно происходит медленное постепенное усовершенствование технических средств и технологии, накопление этих усовершенствований, что и является эволюцией. Эти накопленные усовершенствования в определенный период вызывают коренные качественные изменения, замену устаревших технических средств и технологий новыми, использующими иные принципы. Последнее становится возможным благодаря проникновению в технику новых научных идей и принципов из естествознания. Сущность технологической революции заключается в техническом освоении научных открытий, на их основе технических изобретений, вызывающих переворот в средствах труда, видах энергии и необходимость перехода к новым способам производства.

Известно, что до XVIII века техника развивалась в основном без научной методологии и изобретатели продолжали искать <вечный двигатель>, алхимики верили в таинственное превращение металлов. Вместе с тем начиная с эпохи Возрождения все сильнее проявляются новые моменты в развитии техники, обусловленные потребностями практики и соответствующим усилением процесса освоения научных знаний.

Существенное значение имело осознание в этот период того факта, что возможности техники могут неизмеримо увеличиться при использовании научных открытий. Философское обоснование необходимости союза между наукой и техникой было дано Ф.Бэконом. идея того, что техника перестала развиваться спонтанно, основываясь лишь на интуиции отдельных изобретателей, техническое освоение природы в силу использования научной методологии приобрело совершенно новые черты.

Влияние науки на технику сначала шло по линии повышения эффективности известных технических изобретений - водяного, ветряного, парового двигателей, совершенствования способов передачи и т.д. в дальнейшем, по мере создания исследовательских лабораторий непосредственно на производстве, усилился поток научных идей в технику. Техническое освоение природы к концу XIX в. стало органически связанным с успехами естествознания.

Использование научных идей и открытий в процессе технического освоения природы представляет собой выдающийся феномен. Если человек еще мог эмпирически, методом <проб и ошибок> оперировать механической и тепловой и в какой-то мере химической формами движения и изобретать на этой основе различные устройства, то без науки было бы принципиально невозможно освоить другие формы движения, использовать электричество, ядерную энергию и т.д.

В ходе развития естествознания выявляются свойства, отношения предметов реальности, находящиеся вне непосредственного взаимодействия с субъектом. Выявленные характеристики объектов первоначально имеют значение как научное открытие. Впоследствии, однако, результаты этих открытий непосредственно или косвенно используются в технике и технологии. Как это ни кажется порой странным, абстрактные, идеализированные объекты и логико-математические средства приводят к результатам, которые так или иначе вносят определяющий вклад в техническое освоение природы. Достаточно напомнить, что теоретические исследования Фарадея, Максвелла, Герца привели к возникновению электротехники и радиотехники, исследования в области строения атома обусловили создание атомной техники, своим появлением микроэлектроника обязана работам по физике твердого тела и т.д.

Научное познание действительности, расширяя возможные пути технического развития, все более становится его необходимым условием и основанием. Техника в значительной степени определяется характерной для науки данного времени <парадигмой мышления>, распространенными методами и подходами исследования. В этой связи примечателен следующий факт. Технические системы вплоть до наших дней рассматривались изолированно, как замкнутые системы (без учета последствий их влияния на внешнюю среду). Это позволяло значительно упростить их проектирование и сосредоточить внимание на главном - повышении технико-экономических показателей. Такое рассмотрение технической системы не требует разработки особых методов, средств учета последствий ее воздействия на природную среду. Практическое осознание древней философской концепции - <все связано со всем> - началось в данной области преимущественно из-за обнаружения отрицательных экологических результатов технической деятельности.

Влияние науки существенно отразилось и в организации технологии производства. Практически до сих пор производство различных вещей основывается на выделении из исходного сырья элементов и синтезировании (соединении) их определенным способом. Неиспользованная часть сырья считается ненужной и выбрасывается в окружающую природную среду. В указанном плане различные производства можно рассматривать как реализацию техническими устройствами способов деления исходного сырья на <нужное> и <ненужное> и синтезирования <нужного> в соответствии с поставленными целями. Этот ведущий в современном производстве технологический способ имеет моменты сходства со спецификой подхода к объекту в научном познании.

Появление ряда новых технологий произошло в ХХ в., особенно со второй его половины: биотехнология органического синтеза искусственных веществ с заданными свойствами, технология искусственных конструкционных материалов, мембранная технология искусственных кристаллов и сверхчистого вещества, лазерная, ядерная, космическая технологии и, наконец, информационная технология.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению информационной технологии, приведем определение понятия <технология>, которое на наш взгляд, является весьма универсальным. Технология - это управление естественными процессами, направленное на создание искусственных объектов: она эффективна постольку, поскольку ей удается создать необходимые условия для того, чтобы нужные процессы протекали в нужном русле и направлении> . Здесь <естественные процессы> управляются не только с целью преобразования состава, структуры и формы вещества, но и для фиксации, обработки и получения новой информации.

Вся история технического прогресса от овладения огнем до открытия ядерной энергии - это история последовательного подчинения человеку все более могущественных сил природы. Задачи, решаемые на протяжении тысячелетий, можно свести к умножению различными инструментами и машинами энергетической мощи человечества. По сравнению с этим тотальным процессом еле заметны попытки создания инструментов, усиливающих природные возможности человека по обработке информации, начиная от камешков абака до машины Беббиджа.

На ранних этапах истории человечества для синхронизации выполняемых действий человеку потребовались кодированные сигналы общения. Эту задачу человеческий мозг решил без каких-либо искусственно созданных инструментов: развилась человеческая речь. Речь оказалась и первым существенным носителем человеческих знаний. Знания накапливались в виде устных рассказов и в такой форме передавались от поколения к поколению. Природные возможности человека по накоплению и передаче знаний получили первую технологическую поддержку с созданием письменности. Начатый процесс совершенствования носителя информации и инструментов для ее регистрации продолжается до сих пор: камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк, бумага, магнитные и оптические носители, кремний...

Можно согласиться с т ем, что письменность стала первым историческим этапом информационной технологии.

Вторым этапом считается возникновение книгопечатания. Стимулируемое книгопечатанием развитие наук ускоряло темпы накопления профессиональных знаний. Знания, овеществленные через трудовой процесс в станки, машины, технологии и т.п., становились источником новых идей и плодотворных научных направлений. Цикл: знания - наука - общественное производство - знания замкнулся, и спираль технологической цивилизации начала раскручиваться с нарастающей скоростью. Таким образом, книгопечатание впервые создало информационные предпосылки ускоренного роста производительных сил. Но подлинная информационная революция связывается прежде всего с созданием электронновычислительных машин в конце 40-х годов, и с этого же времени исчисляется эра развития информационной технологии, материальное ядро которой образует микроэлектроника.

Микроэлектроника формирует элементную базу всех современных средств приема, передачи и обработки информации, систем управления и связи.

Сама микроэлектроника возникла первоначально именно как технология: в едином кристаллическом устройстве оказалось возможным сформировать все основные элементы электронных схем. Далее - все охватывающий процесс миниатюризации: уменьшение геометрических размеров элементов, что обеспечивало и совершенствование их характеристик, и рост их числа в интегральной схеме.

В ранний период развития новой технологии (1960-е годы) принципы конструирования машин и приборов оставались еще неизменными. В 70-х годах, когда технология начала превращаться действительно в микротехнологию, стало возможным размещать крупные функциональные блоки ЭВМ, включая ее центральное ядро - процессор - в пределах одного кристалла. Возникло микропроцессорное направление развития вычислительной техники. Микропроцессор - это и машина и элемент. К началу 80-х годов производительность персональных ЭВМ достигла сотен тысяч операций в секунду, супер-ЭВМ - сотен миллионов операций в секунду, мировой парк машин превысил 100 млн. машин.

На этом рубеже для реализации потенциала развития микроэлектроники и микротехнологии требовались уже принципиально новые решения во всех областях информационной технологии. Технологически все труднее уменьшать размеры деталей транзисторов; быстродействие приборов приближается к верхнему, а энергопотребление к нижнему пределу; проектирование ЭВМ требует принципиально нового понимания основных функций и архитектуры машин. Как одно из решений проблем был разработан (Л. Конвей и М. Мид) принципиально новый подход к проектированию интегральных схем - структурное проектирование, которое ведется не от элементов к устройству, а от общей схемы последнего к элементам. Основную роль здесь играют системы автоматизации проектирования (САПР).

Весьма важным свойством информационной технологии является то, что для нее информация является не только продуктом, но и исходным сырьем. Более того, электронное моделирование реального мира, осуществляемое в компьютерах, требует обработки неизмеримо большего объема информации, чем содержит конечный результат. Чем совершеннее компьютер, тем адекватнее электронные модели и тем точнее наше предвидение естественного хода событий и последствий наших действий. Таким образом, электронное моделирование становится неотъемлемой частью интеллектуальной деятельности человечества.

Сопоставление <электронного мозга> с человеческим привело к идее создания нейрокомпьютеров - ЭВМ, которые могут обучаться. Нейрокомпьютер поступает также, как человек, т.е. многократно просматривает информацию, делает множество ошибок учится на них, исправляет их и, наконец, успешно справляется с задачей. Вместо использования алгоритма нейросеть создает свои собственные правила посредством анализа различных результатов и примеров, т.е. нейрокомпьютеры основаны не на принципе фон Неймана (где обязателен четкий алгоритм). Нейрокомпьютеры (в настоящее время в эксплуатации находится 13) применяются для распознавания образов, восприятия человеческой речи, рукописного текста и т.д. Так, нейросеть позволяет распознавать рисунок пальца человека с 95% точностью при различных позициях, масштабе и даже небольших повреждениях.

Моделирование нейронных сетей - одно из самых волнующих направлений современных научных исследований. Каждый успешный шаг на этом пути помогает людям понять механизм процессов, лежащих в основе нашей психики и интеллекта. Этот путь и может привести от микротехнологий к нанотехнологии и наносистемам, что пока относится к области научной фантастики. Рождение новых технологий всегда носило революционный характер, но, с другой стороны, технологические революции не уничтожали классических традиций. Каждая предшествующая технология создавала определенную материальную и культурную базу, необходимую для появления последующей.

Говоря о развитии информационной технологии, можно выделить ряд этапов, каждый из которых характеризуется определенными параметрами.

Начальный этап эволюции информационной технологии (1950-1960 гг.) характерен тем, что в основе средств взаимодействия человека и ЭВМ лежали языки, в которых программирование велось в терминах того, как необходимо достичь цели обработки(т.е. как правило, машинные языки). ЭВМ доступна только профессионалам программистам.

Следующий этап (1960-1970 гг.) характеризуется созданием операционных систем, позволяющих вести обработку нескольких заданий, формируемых различными пользователями. Основная цель при этом состояла в обеспечении наибольшей загрузки машинных ресурсов.

Третий этап (1970-1980 гг.) характеризуется изменением критерия эффективности автоматизированной обработки данных - основным ресурсом стали человеческие ресурсы по разработке и сопровождению программного обеспечения. Распространение мини-ЭВМ. Интерактивный режим взаимодействия нескольких пользователей ЭВМ.

Четвертый этап (1980-1990гг) знаменует новый качественный скачок в технологии разработки программного обеспечения. Его суть сводится к тому, что центр тяжести технологических решений переносится на создание средств, Обеспечивающих взаимодействие пользователей с ЭВМ на этапах создания программного продукта. Ключевым звеном новой информационной технологии становится представление и обработка знаний. Создаются базы знаний, экспертные системы. Широкое распространение персональных ЭВМ.

Можно предположит и несколько иную этапизацию развития современных средств обработки информации (укрупняя известное деление машин на поколения домикроэлектронный, когда каждая ЭВМ была уникальна; промежуточный, когда наметилось множество путей развития вычислительной техники, от многопроцессорной супер-ЭВМ до широко доступных мини-ЭВМ; 3) современный, когда наряду со структурным и аппаратным совершенствованием ЭВМ всех ранее возникших классов сформировался мощный класс персональных ЭВМ, ориентированных на удовлетворение повседневных нужд человека в информации, и класс встраиваемых микропроцессорных устройств, <интеллектуально> преобразующих самые различные технические устройства - от механических инструментов до роботов и телевизионных камер.

Эволюция всех поколений ЭВМ происходит с постоянным темпом - 10 лет на поколение. Прогнозы предполагают сохранение этих темпов до начала XXI. Помимо близости физических пределов миниатюризации и интеграции, насыщение темпов объясняется фундаментальными причинами социального характера. Каждая смена поколений средств информационной техники и технологии требует переобучения и радикальной перестройки инженерного мышления специалистов, смены чрезвычайно дорогостоящего технологического оборудования и создания все более массовой вычислительной техники.

Это установление постоянных эволюционных темпов носит весьма общий характер, тем более что передовая область техники и технологии определяет характерный ритм времени технического развития в целом.

Информационная технология обладает интегрирующим свойством по отношению как к научному знанию в целом, так и ко всем остальным технологиям. Она является важнейшим средством реализации, так называемого формального синтеза знаний. В информационных системах на компьютерной базе происходит своеобразный формальный синтез разнородных знаний. Память компьютера в таких системах представляет собой как бы энциклопедию, вобравшую в себя знания из различных областей. Эти знания здесь хранятся и обмениваются в силу их формализованности. Наметившееся расширение возможностей программирования качественно отличных знаний позволяет ожидать в ближайшей перспективе существенную рационализацию и автоматизацию научной деятельности. Вместе с тем внедрение науки в качестве фундаментальной основы в современные технологии требуют такого объема и качества расчетно-вычислительной деятельности, которая не может быть осуществлена никакими традиционными средствами, кроме средств, предлагаемых современными компьютерам.

Особая роль отводится всему комплексу информационной технологии и техники в структурной перестройке экономики в сторону наукоемкости. Объясняется это двумя причинами. Во-первых, все входящие в этот комплекс отрасли сами по себе наукоемки (фактор научно-теоретического знания приобретает все более решающее значение). Вовторых, информационная технология является своего рода преобразователем всех других отраслей хозяйства, как производственных, так и непроизводственных, основным средством их автоматизации, качественного изменения продукции и, как следствие, перевода частично или полностью в категорию наукоемких.

Связан с этим и трудосберегающий характер информационной технологии, реализующийся, в частности, в управлении многих видов работ и технологических операций.

Понятие технологии возникло в промышленности, где оно означало совокупность методов обработки материалов в процессе производства продукции. В дальнейшем ему придали более широкий смысл: технология любого дела предполагает знание того, как его надо делать. В качестве синонима слова «технология» часто используется английское выражение «know how», означающее буквально «знайте, как», т. е. «знайте, как надо делать».

Понятие технологии используется в настоящее время в двух смыслах – широком и узком. В широком смысле оно означает совокупность материалов, методов и процессов, используемых в какой-либо области деятельности, а также их научное описание. В узком смысле понятие технологии означает комплекс организационных мер, а также операций и приёмов, которые обусловлены текущим уровнем развития науки и техники и направлены на изготовление, обслуживание, ремонт или эксплуатацию изделия.

Понятие технологии рассматривают обычно в связи с конкретной областью деятельности, связанной с производством материальных или духовных благ. Различают технологию строительства, химическую технологию, технологию получения конкретного продукта, технологию проектирования и конструирования, социальную технологию, технологию штамповки металла, технологию печатания денег, технологию банковского и страхового дела и т. д. Одним из видов технологий, получающих всё более широкое распространение в современном обществе, являются информационные технологии.

Информационные технологии (ИТ) представляют собой технологии, связанные с созданием, обработкой и хранением данных с применением вычислительной техники. В последнее время под ними чаще всего понимают компьютерные технологии, имеющие дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, обработки и хранения информации. Людей, связанных с компьютерной техникой и программированием, называют обычно ИТ-специалистами .

Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) определяет информационные технологии как комплекс взаимосвязанных научных, технологических и инженерных наук, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники, и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практическое применение, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Основными чертами современных информационных технологий являются компьютерная обработка информации, хранение больших объёмов информации на машинных носителях, а также передача информации на любые расстояния в кротчайшие сроки.

К. К. Колин выделяет семь свойств информационных технологий, которые имеют стратегическое значение для развития общества:

· информационные технологии позволяют эффективно использовать информационные ресурсы общества (научные знания, изобретения, открытия и т. д.), давая существенную экономию полезных ископаемых, сырья, энергии и других видов ресурсов;

· информационные технологии позволяют оптимизировать информационные процессы, с которыми в развитых странах в той или иной степени связана большая часть занятого населения;

· информационные технологии часто выступают в качестве компонентов производственных или социальных технологий, реализуя их наиболее сложные функции (например, социальная реклама, пропаганда здорового образа жизни, информационная поддержка различных категорий нуждающихся и т. д.);

· информационные технологии играют важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, дополняя традиционные средства связи факсимильными, электронными и голосовыми сообщениями, видеоконференциями и другими видами телематических услуг;

· информационные технологии оказывают большое влияние на развитие образования, в которой разнообразная компьютерная техника, а также образовательные программы, записанные на лазерных, компакт- и других оптических дисках, становятся обычным делом не только для высшего, но и для среднего образования;

· информационные технологии лежат в основе некоторых методов получения нового знания, которые находят всё более широкое распространение в современной науке (например, вычислительного эксперимента, основанного на расчёте с помощью компьютера вариантов математических моделей процесса и выбора наиболее оптимального из них);

· информационные технологии, позволяющие прогнозировать кризисные ситуации в районах повышенной социально-политической напряжённости, природных катастроф, технологических аварий и экологических бедствий, играют важную роль в решении глобальных проблем человечества.

Поскольку информационные технологии являются формами деятельности, возникает вопрос о критериях их эффективности. Наиболее общим из этих критериев считается экономия социального времени, достигаемая в результате использования информационных технологий. Социальное время представляет собой время, в которое человеческая активность создаёт общество. Будучи зависимым от частоты событий, оно характеризуется возможностью ускорения или замедления. Понятие социального времени было введено социологами, которые связали его с временем выполнения общественных функций.

Обратимся к технологиям, связанным с наиболее массовыми информационными процессами, оптимизация которых приводит к существенной экономии социального времени. Одним из таких процессов является создание, изменение и хранение текстовой информации. Он занимает большую часть рабочего времени тех, кто связан с информационной сферой, т. е. различного рода конторских служащих, а также специалистов в области образования, науки, управленческого аппарата и т. д. С 19 в. для подготовки текстовых документов стали использоваться пишущие машинки , представляющие собой приборы с набором клавиш, нажатие которых приводит к печати соответствующих символов на бумаге или другом носителе. Ещё в середине 20 в. без них невозможно было себе представить ни одну контору, но в настоящее они в основном вышли из употребления, их функцию стали выполнять персональные компьютеры. Для создания и изменения текстовых документов предназначены специальные компьютерные программы, называемые текстовыми редакторами . Они сделали процесс создания, изменения и хранения текстовой информации не только более быстрым, но и сравнительно простым, справиться с которым под силу даже школьникам младших классов.

Ещё одной областью человеческой деятельности, в которой использование информационных технологий приводит к экономии социального времени, является вёрстка , представляющая собой процесс формирования макета издания путём компоновки текстовых и графических элементов. Связанная с издательским делом и полиграфией, она с 15 в. осуществлялась вручную. Поскольку ручная вёрстка предполагала работу со свинцом, она была не только физически тяжела, но и вредна для здоровья. В конце прошлого столетия на смену ручной вёрстке пришла компьютерная , представляющая собой использование персонального компьютера и специального программного обеспечения для создания макета с целью последующей печати в типографии или на принтере. Такое программное обеспечение получило название настольной издательской системы (или просто настольного издательства ). Оно может использоваться для создания макетов книг и журналов, а также рекламных объявлений, упаковок, выставочных стендов и т. д.

Контрольные вопросы

1. Что такое технологическая революция?

2. Что такое информационная революция?

3. Что имеется в виду под вычислительной техникой?

4. Какая вычислительная техника называется цифровой? аналоговой?

5. Что такое информатизация?

6. Что такое компьютер?

7. Что такое логическая машина?

8. Что такое перфокарта?

9. Что такое табулятор?

10. Что такое технология в широком смысле? в узком смысле?

11. Что такое информационные технологии?

12. Кто такие ИТ-специалисты?

13. Что такое социальное время?

14. Что такое пишущая машинка?

15. Что такое текстовый редактор?

16. Что такое вёрстка?

17. Что такое компьютерная вёрстка?

18. Что такое настольная издательская система?

Задания для самостоятельной работы

1. Объясните, почему в основе любой технологической революции лежит информационная революция.

2. Охарактеризуйте пять информационных революций, которые были выделены А. И. Ракитовым.

3. Охарактеризуйте три волны в развитии общества, которые выделяет американский социолог О. Тоффлер.

4. Укажите американского социолога, с именем которого связана разработка концепции постиндустриального общества.

5. Дайте определение информатизации, содержащееся в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.

6. Укажите основные факторы, которыми обусловлена информатизация общества как закономерный процесс.

7. Укажите сферы жизнедеятельности общества, в которых наиболее зримо проявляются глобализационные процессы, связанные с его информатизацией.

8. Покажите, что компьютер явился воплощением не только технической мысли, но и логико-философских идей, которые можно обнаружить в истории интеллектуальной деятельности людей.

9. Раскройте два смысла, в которых в настоящее время используется понятие технологии.

10. Объясните, почему наиболее общим критерием эффективности информационных технологий считается экономия социального времени.

11. Приведите несколько примеров компьютерных программ, относящихся к текстовым редакторам.

12. Приведите несколько примеров компьютерных программ, относящихся к настольным издательским системам.

Темы рефератов

1. История человечества как последовательность технологических революций.

2. Технологические и информационные революции.

3. О. Тоффлер о трёх волнах в развитии общества.

4. Концепция постиндустриального общества.

5. Социальная информатика и проблема информатизации общества.

6. Информатизация общества и глобальные проблемы человечества.

7. Исторические предпосылки информатизации общества.

8. Идея вычислительной машины в истории культуры.

9. Понятие и виды технологий.

10. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех».

11. Критерии эффективности информационных технологий.

12. Проблема оптимизации массовых информационных процессов.

13. Современный мир и проблема образования.

14. Вызовы 21 в. и новые задачи системы образования.

15. Концепция опережающего образования.

16. Информатизация образования как фундаментальная проблема современности.

17. Информационное обеспечение системы образования.

18. Дистанционное образование.

В числе отличительных свойств информационных технологий, целесообразным выделить следующие семь наиболее важных.

    Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, социального времени.

    Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания.

    Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. Поэтому очень часто и информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, “интеллектуальные” функции этих технологий.

    Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к ставшим уже традиционными средствами связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как они не только создают большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы

    Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиа - технологии становятся привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования.

    Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний. При этом, на смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии.

    Принципиально важное для современного этапа развития общества значение развития информационных технологий заключается в том, что их использование может оказать существенное содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации. Ведь именно методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить уже сегодня возможность прогнозирования многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных технологических аварий, представляющих повышенную для общества.