Презентация по информатике "от индустриального общества к информационному". Частное и общественное при переходе от индустриального к информационному обществу

ЗАПОМНИТЕ! К каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.

Во время работы следует быть предельно внимательным.

Во избежание несчастного случая, поражения электрическим током, поломки оборудования рекомендуется выполнять следующие правила:
Входите в компьютерный класс спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель и оборудование и только с разрешения преподавателя.
Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения преподавателя.
Не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей.
Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора.
Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы.
Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе компьютера немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.
Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками; легко нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.

ЗАПОМНИТЕ! Если не принимать мер предосторожности, работа за компьютером может оказаться вредной для здоровья.

Чтобы не навредить своему здоровью, необходимо соблюдать ряд простых рекомендаций:
Неправильная посадка за компьютером может стать причиной боли в плечах и пояснице. Поэтому садитесь свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, но вытягивайте их и не подгибайте.
Если стул с регулируемой высотой, то её следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках.
Плечи при работе должны быть расслаблены, локти - слегка касаться туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.
При напряжённой длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.

Правильная посадка

Самое главное

1. При работе за компьютером необходимо помнить: к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение. Поэтому во время работы надо быть предельно внимательным и соблюдать все требования техники безопасности.

2. Чтобы работа за компьютером не оказалась вредной для здоровья, необходимо принимать меры предосторожности и следить за правильной организацией своего рабочего места.

Плакат «Техника безопасности»

От индустриального общества - к информационному

Изучив эту тему, вы узнаете:

Как информационные революции влияют на развитие цивилизации;
- каковы характерные черты индустриального общества;
- что такое информационное общество;
- в чем суть информатизации общества.

О роли и значении информационных революций

На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но и коллективных знаний и опыта, способствующих правильной переработке информации и принятию необходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства. Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции. При этом общество переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, после которых начинаются новые этапы развития цивилизации, появляются и развиваются принципиально новые технологии.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний в письменной форме для передачи их  следующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление качественно нового (по сравнению с устной формой) средств и методов накопления информации.

Вторая информационная революция (середина XVI века) началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным образом. Книгопечатание является одной из первых информационных технологий. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации и тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции сделало культурные ценности общедоступными, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. С точки зрения информатики значение этой революции в том, что она выдвинула более совершенный способ хранения информации.

Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон и радио, позволяющие оперативно передавать информацию в любом объеме. Появилась возможность обеспечить более оперативный обмен информацией между людьми. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.

Четвертая информационная революция (70-е годы XX столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров. Это стимулировало переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации узлов, устройств, приборов, машин и появлению программно- управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационно-коммуникационные системы) и т. д. Благодаря этой революции человечество впервые за всю историю своего развития получило средство для усиления собственной интеллектуальной деятельности. Этим средством является компьютер.

Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов XX века электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Дальнейшие работы по усовершенствованию принципов их работы и элементной базы, то есть составляющих частей, обусловили появление микропроцессорной технологии, а затем и персональных компьютеров. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области компьютерной техники, в результате которых происходила смена поколений компьютеров (табл. 1.1).

Как видно из таблицы, появление нового типа ЭВМ определялось изобретением новой элементной базы. С позиций информатики четвертую информационную революцию можно связать с появлением ЭВМ четвертого поколения - персонального компьютера, позволяющего решать проблему хранения и передачи информации на качественно новом уровне.

Информационная революция, происшедшая в 70-х годах, привела к тому, что человеческая цивилизация к началу XXI столетия оказалась в состоянии перехода от индустриальной фазы своего развития к информационной.

Рассмотрим, каковы основные признаки этих периодов и как осуществлялся переход от одной фазы к другой. 

Таблица 1.1. Поколения компьютеров


Характеристика индустриального общества

Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на развитие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала. Оно пришло на смену аграрному обществу, где определяющими являлись отношения в сельском хозяйстве, связанные с системой землепользования и землевладения.

Переход к индустриальному обществу происходил достаточно интенсивно, практически одновременно во многих странах мира, и был связан со второй промышленной революцией, результаты которой особенно отчетливо проявились в середине XX века. Важнейшую роль в подготовке этой революции сыграли успехи естествознания конца XIX - начала XX века. Как правило, ее начало связывают с открытием электрона, радия, превращением химических элементов, созданием теории относительности и квантовой механики. Огромное практическое влияние на развитие промышленности оказало изобретение электричества и радио. Вторая промышленная революция, часто называемая научно-технической, ознаменовала полную перестройку технической базы и технологии производства. Вскоре этот процесс распространился и на другие сферы: сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта.

Чтобы получить исчерпывающее представление об индустриальном обществе, необходимо ответить на вопрос, что такое промышленность, что она дает человечеству, что потребляет.

Как правило, промышленность подразделяется на две отрасли - добывающую и обрабатывающую, в задачу которых входит обеспечение человечества необходимым сырьем, средствами производства и предметами потребления. В индустриальном обществе большую роль играет процесс нововведений в производстве, то есть внедрение в производство последних достижений научно-технической мысли: изобретений, идей, предложений. Этот процесс получил название инновационного.

Индустриальное общество - это общество, определяемое уровнемразвития промышленности и ее технической базы.

Критерием оценки уровня развития индустриального общества служит не только уровень развития промышленного производства. Должен также учитываться объем производимых товаров массового и длительного потребления: автомобилей, холодильников, телевизоров, стиральных машин и т. п.

Характеристика информационного общества

Еще с овсем недавно никто и не представлял, что уже очень скоро человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации - информационной.

В информационном обществе деятельность как отдельных людей, так и коллективов будет все в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу и, наконец, отысканию наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что может оказаться не под силу человеку без привлечения специальных технических средств.

Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности обеспечит доступ к надежным источникам информации, избавит людей от рутинной работы, ускорит принятие оптимальных решений, автоматизирует обработку информации в производственной и социальной сферах. В результате движущей силой развития общества должно стать производство не материального, а информационного продукта. Что же касается материального продукта, то он станет более «информационно емким» и его стоимость будет в значительной степени зависеть от объема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга.

В информационном обществе изменится не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства станут интеллект и знания, что, в свою очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материально-технической основой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационные технологии, системы телекоммуникационной связи.

Информационное общество - это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

В начале XXI века созданная теоретиками картина информационного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в домах, оснащенных всевозможными электронными приборами и «интеллектуальными» устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а производство энергии и материальных продуктов будет возложено на машины.

Информатизация как процесс преобразования индустриального общества в информационное

На сегодняшний день в мире накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса, поставила общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом эволюционного процесса перехода от индустриального к информационному обществу. Этот процесс называется информатизацией. Для того чтобы понять роль этого процесса в истории, можно провести аналогию с понятием «индустриализация», означавшим переход от аграрного общества к индустриальному.

Приведем более полное определение информатизации, опираясь на формулировку, используемую в законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации», принятом Государственной думой 25 января 1995 года.

Информатизация - это процесс, при котором создаются условия удовлетворения потребностей любого человека в получении необ ходимой информации.

Сейчас в любой стране в той или иной мере происходит процесс информатизации. Одни страны уже стоят на пороге информационного общества, другим еще предстоит долгий путь. Это зависит от многих объективных факторов, к числу которых можно отнести экономическую и политическую стабильность, уровень развития индустрии страны, наличие государственной программы перехода и множество других факторов.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Термин «информатизация» решительно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация». При внешней схожести эти понятия имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы - компьютеров, обеспечивающих накопление информации и оперативное получение результатов ее переработки.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, информатизация общества является более широким понятием, нежели компьютеризация. Акцент в нем делается не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса в целом. Компьютеры - это только базовая техническая составляющая процесса информатизации общества.

Информатизация - это не дань моде, а закономерный процесс развития общества на новой стадии, где основой всех процессов являются информация и знания. Информатизация общества оказывает революционное воздействие на все сферы человеческого общества, изменяет условия жизни и культуру людей. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

Процесс информатизации общества является базовой составляющей пятой информационной революции. Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания.

Контрольные вопросы и задания

Задания

1. Выделите основные характеристики каждой информационной революции.

2. Используя информацию из Интернета или из справочников, выберите несколько показателей, которые в наибольшей степени характеризуют уровень развития индустриального общества.

3. Используя информацию из Интернета или из справочников, выберите несколько показателей, которые в наибольшей степени характеризуют уровень развития информационного общества.

4. Сопоставьте уровни развития нескольких стран и сделайте вывод относительно их принадлежности к фазам развития человеческого общества.

5. Приведите примеры, которые отражают процесс информатизации.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?

2. Чем были обусловлены информационные революции? Расскажите о каждой из них.

3. Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с информационной революцией.

4. Что определяет индустриальное общество?

5. Имеется ли связь между промышленными и информационными революциями?

6. Как вы представляете информационное общество?

7. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.

8. В чем состоит суть процесса информатизации?

9. В чем отличие процессов компьютеризации и информатизации?

10. Что определяет пятую информационную революцию?

В традиционном обществе передача культурного наследия происходила естественным путем; с усложнением же общественной и социокультурной динамики отцовские функции общины и семьи трансформировались. Образование как «школа жизни» стало социальным аппаратом, реализующим отцовские функции. По П. Бурдье, агенты социальных отношений оказались низведены до роли исполнителей. В результате традиционная система образования стала аппаратной. Отцовское управление, которое взяло на себя государство, стало иметь дело только с подготовкой кадров из детей и молодежи. Содержание воспитательных процессов в образовательной системе индустриального общества свелось к запоминанию и воспроизведению учебного материала; мотивом к учебе стала конкуренция среди учащихся, основанная на системе экзаменов и наказаний. Разрыв между сложившейся системой образования и новыми условиями жизни в конце XX в. вызвал кризис системы и потребовал ее реорганизации. Ярко выделились факторы, вызвавшие потребность в таких переменах и объясняющие сложившиеся вскоре основные парадигмы образования взрослых.

Более половины годового прироста валового национального продукта определяется ныне инвестициями в «человеческий фактор» и, в первую очередь, в образование. Не случайно, и церковь всегда ссылалась на свои постулаты, согласно которым в воспитании присутствуют три позиции: учительская (просветительство), семейная (отцовство), наставническая (духовное руководство). Им соответствуют три аспекта воспитания: школьное, семейное, духовное. Не стоит забывать, что – наряду с церковью – существовал семейный государственный идеологический аппарат, игравший в традиционном обществе несравненно более важную роль, чем та, которую он выполняет в капиталистическом обществе.


Haraway D.J. Simians, Cyborgs, and Women: The Reinvention of Nature. L., 1991. Р. 173.

Фомичева О.Ю. Женские жизненные стратегии: судьба Золушки // Судьба: Интерпретация культурных кодов / Ред. В. Михайлин. Саратов, 2004. С. 64.

Кабакова Г.И. Антропология женского тела в славянской традиции. М., 2001. С. 285; Прокопьева Н. Старуха // Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстр. энциклопедия. М., 2005. С. 638.

См.: Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт, Фольклор. История. М., 2001.

Парпулова–Гриббл Л. Таинственная власть злой старухи – тема и вариации в русском фольклоре и литературе девятнадцатого века // Кунсткамера: Этнографические тетради. Вып. 8–9. СПб., 1995. С. 265–274.

Баранская Н. Неделя как неделя // Новый Мир. 1969. № 11.

См. Ajguikhina N. La nouvelle prose féminine russe au miroir des débats d’idées // Le premier quinquennat de la prose russe du XXIe siècle / Sous la direction d’Hélène Mélat. Paris, 2006. P. 45–59; Melesko Т. Zur Opposition «männlich / weiblich» // Russische Kultur und Gender Studies / Hrsg. E.Cheauré und Caroline Heyder. Berlin, 2002. Р. 241–259.

Trofimova Е. Die Romane Aleksandra Marininas im Kontext der heutigen russischen Kultur // Russische Kultur und Gender Studies / Hrsg. E.Cheauré und Caroline Heyder. Berlin, 2002. Р. 339 – 357; Trepper H. Unschuldige Draugängerinnen, Geschlechterarrangement in den Frauenkrimis // Ibid. P. 357–377.

Межиева М.В., Конрадова Н.А. Окно в мир, современная русская литература. М., 2006. С. 57 – 85.

Abasheva М. La prose russe au début du XXIe siècle // Le premier quinquennat de la prose russe du XXIe siècle, Institut d’Etudes slaves. Paris, 2006. Р. 37–45.

Русский Эрос или философия любви в России. М., 1991.

Гумилев Н. Сочинения в 3 т. М.,1991. Т. 1. С. 20.

Щеголькова О.В. Структурообразующая роль мотива в книге стихов Н.С. Гумилева «Костер». Автореферат канд. дис… Самара, 2003.

Клинг О. Стилевое становление акмеизма: Н. Гумилев и символизм // Вопросы литературы. 1995. № 5. С. 104–122.

Панкратова О.В. Эволюция образов – символов в поэтическом наследии Н.С. Гумилева. Автореферат канд. дис… М., 1997.

Давыдова Е.В. Голубой цветок и русский символизм. М., 2001.

Кихней Л.Г. «В поэте мы найдем единоверца...»? Поэт как мифотворец в лирике Н. С. Гумилева // Материалы Шестой Международной научной конференции «Язык и культура». Киев, 1998. Том 5. С. 213.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. С. 46.

Верховский Ю. Путь поэта // Гумилев Н.С. Pro et contra. СПб., 1995.

Шивая Субраманьясвами. Космический танец Шивы (индуистский катехизис). СПб., 1993.

Топоров В.Н. Пространство и текст. М., 1983. С. 231.

Полушин В. Николай Гумилев. М., 2007.

Искржицкая И.Ю. Культурологический аспект литературы русского символизма. М.,1997. С. 224.

Лосев А.Ф. Теория художественного стиля. Киев, 1994. С. 52.

См.: Аристотель. Политика. Собр. соч. В 4–х т. Т. 4. М., 1984.

Барт Р. Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 65–66.

А.П. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1986. С. 604.

Рейфилд Д. Жизнь Антона Чехова. М., 2006. С. 381.

Там же. С. 573.

Там же. С. 699.

Там же. С. 715.

Скабичевский А.М. Заметки // Новости. 1889. № 100.

Чуковский К.И. Жена поэта // Чуковский К.И. Собр. соч. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 57.

Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971. С. 10.

Чуковский К.И. Панаева и ее воспоминания // Панаева А.Я. Воспоминания. М., 1956. С. 7–8.

Sand G. Correspondence. Vol. 2. (Из письма к Сент–Беву от 24 .09. 1834).

Санд Ж. Жак. C. 247.

См.: Кафанова О.Б. Жорж Санд и русская литература XIX века. (Мифы и реальность.) 1830–1860 гг. Томск, 1998.

См.: Jenevray F. George Sand et ses contemporains russes. Audience, échos, réécritures. Paris, 2000. P. 168–172.

Огарев Н.П. – невесте и впоследствии жене его, М.Л. Рославлевой // Любовь в письмах выдающихся людей XVIII и XIX века. М., 1990. С. 453.

Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1954–1965. Т. 10. С. 255.

Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. В 15 т. М., 1939. Т. 1. С. 513.

Некрасова Е. А.Я. Марченко (Т.Ч. или А.Темризов). 1830–1880. Очерк // Киевская старина. 1889. № 10. С. 404.

Темризов А. Разлучники. СПб., 1869. С. 237.

Там же. С. 238

Жукова М.С. Вечера на Карповке. М., 1986. С. 240.

Иезуитова Р.В. Светская повесть // Русская повесть XIX в. Л., 1973. С. 180.

Жукова М.С. Мои курские знакомцы // Библиотека для чтения. 1838. Т. 27. Ч. 1. С. 80.

Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1980. С. 326.

Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. М., 2002. С. 79.

Домострой / Вступ. ст., сост. и коммент. В. Колесова. М., 1991. С. 65–66.

Кравченко А.И. Социология: учебник. М., 2004. С. 338.

Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социологические исследования. 1997. № 1. С. 72–78.

Димов В.М. Новая концепция здоровья: системный подход // Социально–гуманитарные знания. 1999. № 4. С. 185–192.

Зиновьева–Аннибал Л.Д. Тридцать три урода: Роман, рассказы, эссе, пьесы. М., 1999. С. 31.

Там же. С. 38.

Сталин И.В. Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б) 26 января 1934 г. // Вопросы ленинизма. М., 1936. С. 573.

Волков В. Концепция культурности, 1935-1938 годы: советская цивилизация и повседневность сталинского времени // Социологический журнал. 1996. № 1-2. С. 194-214.

Сталин И. В. Указ. соч. С. 574.

Гюнтер Х. Архетипы советской культуры // Соцреалистический канон: Сб. статей. СПб., 2000. С. 743-778.

Шор–Чудновская А. Понять постсоветского человека // Неприкосновенный запас. 2009. № 6 (68). - http://magazines.russ.ru/nz/2009/6/an16.html. Дата обращения: 12.05.2011.

Эпштейн М. Постмодерн в русской литературе. М., 2005. С. 67-68.

Сорокин В. Тридцатая любовь Марины // Москва. М., 2001. С. 80.

Там же. С. 124.

Сорокин В. Указ. соч. С. 136.

Пушкарева Н.Л. Женщины древней Руси. М., 1989. С. 88.

Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. Т. 1. М., 1985. С. 286.

Calendar of Wills Proved and Enrolled in the Court of Hasting, London, A.D. 1258–1688. Part II. London, 1890. P. 599.

Cohen M. Fashioning Masculinity: National Identity and Language in the Eighteenth Century. N.Y., 1996; Idem. “Manners” Make the Man: Politeness, Chivalry, and the Construction of Masculinity, 1750–1830 // The Journal of British Studies. Vol. 44, № 2. April 2005. P. 312–329; Муравьева М.Г. Лорд или джентльмен: к эволюции английских маскулинностей в раннее Новое время // Социальная история. 2003. Женская и гендерная история. М., 2003. С. 109–130.

Suranyi A. Virile Turks and Maiden Ireland: Gender and National Identity in Early Modern English Travel Literature // Gender & History. 2009. Vol. 21. № 2. P. 241–262; Попова М.К. Национальная идентичность и ее отражение в художественном сознании. Воронеж, 2004. С. 67; Попова М.К. и др. Национальная ментальность и национальные литературы в (пост)имперскую эпоху. Воронеж, 2006. С. 117–119.

Phillips N. Parenting the Profligate Son: Masculinity, Gentility and Juvenile Delinquency in England, 1791–1814 // Gender & History. 2010. Vol. 22. № 1. P. 92–108. На российском материале: Занегина Н.В. Нравы тверского дворянства второй половины XVIII – первой половины XIX вв.: взаимоотношений родителей и взрослых детей. Дис. канд. истор. наук. Тверь, 2003.

Sainty J.C. Peerage Creations, 1649–1800: A Chronological List of Creations in the Peerages of England, Great Britain, and Ireland // Parliamentary History: Texts and Studies. 2008. Vol. 1. P. 76.

Malcomson A.P.W. The Pursuit of the Heiress: Aristocratic marriage in Ireland, 1740–1840. Belfast, 2006. P. 209–210.

Burke B. A Genealogical History of the Dormant, Abeyant, Forfeited and Extinct Peerages of the British Empire. L., 1866. P. 317.

Malcomson A.P.W. Op. cit. P. 210.

Burke B. Op. cit. P. 317.

Lodge J. Op. cit. P. 200–201.

Burke J.B. A genealogical and heraldic dictionary of the peerage and baronetage of the British Empire. 14th Ed. L., 1852. P. 308.

Malcomson A.P.W. Op. cit. P. 211, 215.

Муравьева М.Г. За границей дозволенного: джентльменское поведение и сексуальное насилие в Англии XVIII в. // Британия: история, культура, образование: тезисы докладов международной научной конференции, 28–29 мая 2008 г. Ярославль, 2008. С. 273.

Hume D. The history of England from the invasion of Julius Caesar to the revolution in 1688. Vol. 3. London. 1830. Сh. 36–47.

Ibid. Vol. 3. Сh. 38–40. Vol. 4. London. 1830. Сh. 41–44.

Ibid. Vol. 4. P. 190–225.

Ibid. Vol. 1. London. 1830. Сh. 7.

Ibid. Vol. 3. Ch. 36.

Ibid. Ch. 36–37.

Ibid.Vol. 6. London. 1830. Ch. 71.

Ibid. Vol. 3. Сh. 34, 38–39. Vol. 4. Сh. 41-42, 44.

Ibid. Vol. 3. Ch. 31.

Ibid. Vol. 4. Ch. 52.

Ibid. Vol. 3. Ch. 31, 37. Vol. 4. Ch. 44.

Ibid. Vol. 1. Сh. 7, 11. Vol. 2. London. 1830. Сh. 19–20, 22, 24, 26–27. Vol. 3. Сh. 30, 32, 36–37, 39. Vol. 4. Сh. 41, 47, 49. Vol. 6. Сh. 71.

Ibid. Vol. 1. P. 46, 87–88.

Ibid. P. 44, 49–50.

Ibid. P. 46, 88.

Ibid. P. 37–38, 41.

Ibid. Vol. 4. P. 191.

Robertson W. The history of Scotland during the reigns of Queen Mary and of King James VI. Vol. 3. // Robertson W. The works of W. Robertson in twelve volumes. Vol. 3. Edinburgh – London. 1819. Р. 180–182.

Ibid. P. 62– 66.

Hume D. The history of England… Vol. 4. P. 352.

Ibid. Vol. 1. P. 604.

Ibid. Vol. 5. London. 1830. P. 53-54.

Defoe D. An Essay upon Projects. P. 70–71.

Eden F. M. Observations on Friendly Societies for the Maintainance of the Industrious Classes during Sickness, Infirmity, and Old Age. L., 1801. P. 14.

Defoe D. Op. cit. P. 79–82.

Reader N. The distribution of female friendly societies across England in the Early Nineteenth Century // The Economic History Society Annual Conference. University of London. April, 2004. P. 36–40.

Abstract of the Answers and returns of the 1803–1804 Report into the Expences and Maintainance of the Poor // Catalogue of Parliamentary Reports, and a Breviate of their Contents, 1696–1834. L., 1834. P. 155.

Applewhite H. B., Levy D. G. Women and Politics in the Age of Democratic Revolution. Ann Arbor, 1999. P. 37.

Abstract of the Answers and returns... Р. 155.

Clark A. Op. cit. P. 159.

Parr Traill C. The Backwoods of Canada, being Letters from the Wife of an Emigrant Officer, Illustrative of the Domestic Economy of British America. L., 1836.

Катарский И.М. Литература на английском языке: канадская литература первой половины XIX в. // История всемирной литературы. В 8 т. Т.6. М., 1989. С. 587-588; Moodie S. Roughing It in the Bush; or, Life in Canada. Vol.2. L., 1852 - www.wattpad.com/8620–roughing–it–in–the–bush by Gutenberg.

MacDonald R.D. Design and Purpose // Canadian Literature. 1972. Vol. 51. P. 20.

Gerson C. Nobler savages: Representations of native women in the writings of Susanna Moodie and Catherine Parr Traill // Journal of Canadian Studies. 1997. Vol.32. Р. 20.

Moodie S. Op.cit. P. 119.

Thompson V. “The body fatigued with labour”: Language and Mothering in Susanna Moodie`s “Roughing It in the Bush” –http://www2.athabascau.ca/cll/writers/english/writers/smoodie.php.

Moodie S. Op.cit. P. 111.

Parr Traill C. Op. cit. P. 169; 170.

Petherick Mr., and Mrs. Travels in Central Africa and Exploration of the West–Nile Tributaries. London, 1869. 2 Vols.

The Incorporated Wife. /ed. by H. Callan and S. Ardener. L., 1984.

Petherick Mrs. Op. cit. Vol. I. P. 3, 45, 70; vol. II, p. 26, 65, 69 etc.

Petherick Mrs. Op. cit. Vol. I. P. 309, 39, 16.

Birkett D. Spinsters abroad: Victorian lady explorers. Oxford, 1989. P. 119.

Petherick Mrs. Op. cit. Vol. I. P. 174, 195.

John Petherick. Travel Journal in the Soudan, 1862–1863. MSS 5787/5787. Wellcome Library, London.

Katherine Harriet Petherick. Travel Journal in the Soudan, 1862–1863. MSS 5787/5788. Wellcome Library, London. MSS 5787/5788.

Ward M. Conflicting Interests: the British and Irish Suffrage Movements // Feminist Review. 1995. No. 50. P. 130.

Pankhurst S. The Suffragette Movement. L., 1977. P. 403.

Ward M. Op. cit. P. 132.

Murphy C. Suffragists and Nationalism in Early-Twentieth–Century Ireland // History of European Ideas. 1993. Vol. 16. No. 4-6. P. 1012.

Ward M. Op. cit. P. 138.

Гейден К. Путь НСДАП. Фюрер и его партия. М., 2004.

Neue deutsche Biographie. Bd. 14. Berlin, 1985. Р. 171–172.

Женщина путешествует по свету (по очеркам Марии Лейтнер). М., 1940.

Neal E.G. Our Daughters have too much Sex Education // Look. August 1949. Р. 30, 33; Sex Freedom and Morality in the U.S. // Ladies’ Home Journal. June 1949. Р. 18; Should Sex Education for Teen–agers Be Encouraged // See. Oct. 1948; Parents’ Aid Asked for Sex Education // New York Times. May 23 1944; A Teen–Ager Talks Back on Sex Education // Pageant. August 1949; Where do Teen–agers get their Sex education? // Ladies’ Home Journal. October 1949; The Battle Over Sex Education Films // Look. August 1949.

Winslow T. It’s Smart To Be A Virgin // Woman’s Life. Mar 1955. Р. 2–6.

См., напр.: Thurman B.R. How Life Goes On and On. Chicago, 1933. P. 6.

Van Buren A. Dear Teen–Ager. N.Y., 1961. P. 28.

Eckert R.G. So You Think It’s Love // Public Affairs Pamphlet №161. Fifth Printing. March 1954. P. 21.

Van Buren A. Dear Teen–Ager. New York, 1961; Williams M. Sexual Responsibility of Woman. N.Y., 1956; Frank L.K. How to be a woman. N.Y., 1954.

Эванс С. Рожденная для свободы: История американских женщин. М., 1993. С. 256.

Sex before Marriage // Focus. June 1952. V. 2. № 6. Р. 62; Stuart K. What Price Virginity? // Pageant. Vol.5. № 5, Nov, 1949. P. 28.

Farnham M.F. The Problem of Pre–marital Sex Relations // Glamour. December 1947.

Печески Р. Аборт и выбор женщины // Антология гендерной теории / Сост. Е. Гапова, А. Усманова. Минск, 2000. С. 153.

Boys’ Views on Girls They’d Marry // Chicago Daily Tribune. 06.09.1961. Р. 11.

Frank L.K. Op. cit. Р. 28–31.

Coot A., Patullo P. Power and Prejudice: Women and Politics. L., 1990. P. 88.

Pettitt A. Walking to Greenham: How the Peace–Camp Began and the Cold War Ended. South Glamorgan, 2006. P. 24–25.

Цит.по: Зленко В.А. Права на словах: Женщины Запада: Их судьбы и проблемы. Симферополь, 1988. С. 125.

Coot A., Patullo P. Op. cit. P. 126.

A New Force in the Land // Marxism Today. February 1983. P. 9.

Roseneil S. Op. cit. P. 57.

Social Trends. L., 1991. T. 5.14.

Ibid. 1991. T. 5.2.

Department of Health and Social Security. Annual Report. 1970. L., 1971. P. 5.

British social attitudes. The 1987 report. L., 1987. P. 127.

Social Trends. L., 1980, 1990.

Heald G., Wybrow R.J. Op. cit. P. 249.

Social Trends. L., 1991. P. 106.

Lewis J. The Decline of the Male Breadwinner Model: Implications for Work and Care// Social Politics. 2001. Vol. 8. № 2. P. 156.

Randall V. The Politics of Child Policy // Parliamentary Affairs. Vol. 49. № 1. P. 178.

Http://www.statistics.gov.uk/cci/nugget.asp?id=322 (01.05.11).

Http://www.statistics.gov.uk/statbase/Product.asp?vlnk=581 (01.05.11)

Степанова Н.М.. Гендерные перемены в социально–экономической жизни / Великобритания: эпоха перемен / Под. ред. А.А. Громыко. М., 2007. С. 133–144.

Безработица в Великобритании – http://econ.economicshelp.org/2008/10/unemployment–in–uk.html (02.05.11).

Sweden – The gender equality delusion – A feminist analysis of the Swedish Government’s 2009 Spring Budget / I. Osika, A. Klerby. Stockholm, 2009 - http://www.sverigeskvinnolobby.se/web/page.aspx?refid=121 (6.05.2011).

Карельское народное поэтическое творчество / Под ред. В.М. Сидельникова. Л., 1981. С. 6.

Зайцева М.И., Муллонен М.И. Образцы вепсской речи. Л., 1969. С. 9

Круковский М.А. Олонецкий край: путевые очерки. СПб., 1904. С. 174.

Винокурова И.Ю. Традиционные праздники вепсов Прионежья (конец 19 – начало 20 в.). Петрозаводск, 1996. С. 78.

Лесков Н.Ф. Поездка в Корелу // Живая старина. 1895. №3–4. С. 228.

Георгиевский М.Д. Карелы // Вестник Олонецкого губернского земства. 1908. № 15. С. 5.

Гагарина К. Магия женских рукоделий // Сборник исследовательских работ по археологии и этнографии. Петрозаводск, 2002. С. 35.

Чистов К.В. Народная поэтесса И.А.Федосова / К.В. Чистов. Петрозаводск, 1955. С. 57.

Куликовский Г.И. Маленькие беседы. Крестьянские дети (из наблюдений) // Олонецкие губернские ведомости. 1903. № 96. С. 3.

Лесков Н.Ф. Указ. соч. С. 290.

Харузина В.Н. На севере (путевые воспоминания). М., 1890. С. 24.

Логинов К.К. Русский народный календарь Заонежья // Кижский вестник. 2003. № 8. С. 94.

Бакрадзе Д. Грузия и грузины // Кавказ. 1851. № 33; Безарашвили Ц. Женская одежда в горных районах Восточной Грузии. Тб., 1974. С. 18; Казбеги А. Затерянный край // Иверия. 1881. № 5. С. 113 (на груз. яз.); Очиаури Т.А. Хевсурети и хевсуры. Тб., 1977. С. 71, 77 (на груз. яз.).

Мачабели М.Н. Экономический быт государственных крестьян Тионетского уезда // Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. Т. V. Тифлис, 1887. С. 400.

Харадзе Р.Л. Грузинская семейная община. Т. 1. Тб., 1960. С. 102.

Мартиросов А.Г., Имнайшвили Г.М. Кахетинский диалект грузинского языка. Тб., 1956. С. 8 (на груз. яз.).

Схертели Д. Несколько слов о характере мегрелов и об их стремлении к учебе // Дроэба. 1871. № 10 (на груз. яз.).

Бунятов Г. Домашнее воспитание женщины у армян Эриванской губернии // Этнограф. обозрение. 1896. Кн. 4. С. 129.

Мачабели Н.К. Брачный институт в Картли. Тб., 1972. С. 60, 88; Ментешашвили С.В. Словарь кизикского диалекта. Тб., 1943. С. 82, 140, 205 (груз. яз.).

Шаликов К.Р. Описание Ксанского участка // Зап. Кавказского отдела РГО. Кн. 16. Тифлис, 1894. С. 254.

Цагарели А. Переписка грузинских царей и владетельных князей с государями российскими в XVIII столетии. СПб., 1890. С. 187.

См.: Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб., 2001. С. 18–19.

Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // Вопросы истории. 1998. № 6. С. 80.

Львов Н.Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени // ССКГ. Вып. 3. Тифлис, 1870. С. 31. Примечание 26.

Далгат Б. Обычное право и родовой строй народов Дагестана // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1534. Л. 41.

Алиханов М. В горах Дагестана. Путевые впечатления и рассказы горцев. Махачкала, 2005. С. 161.

Самурский (Эфендиев) Н. Дагестан. М. –Л., 1925. С.18.

Марков Е. Очерки Кавказа. М. –СПб., 1889. С. 567.

Адаты общества Каралал // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. З. Оп. 1. Д. 557. Л. 52.

Адаты Дагестанской области и Закатальского округа. Тифлис, 1899. С. 422.

Адаты Цекобского общества // Памятники обычного права Дагестана XVII – XIX вв. / Сост. Х.–М. Хашаев. М., 1965. С. 94.

Записка бывшего офицера генерального штаба Мочульского «Война на Кавказе и Дагестане». 1844 // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Oп. 1. Д. 1245. Л. 72.

Цадаса Г. Адаты о браке и семье аварцев в XIX – начале XXв. // Памятники. С. 56.

Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 2. М., 1890. С. 202–203.

Записки бывшего начальника генерального штаба Мачульского «Война на Кавказе и Дагестане» // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 6. Д. 1245. Л. 70.

Государственный архив Черниговской области. Ф. 679. Оп. 2. Д. 365; Д. 460. 16 л.

Avdeev A., Blum A., Troitskaia I., Heather J. Peasant Marriage in Nineteenth Century Russia // Population. 2004. Vol. 59. №6. P. 722.

Труды этнографическо–статистической экспедиции в Западно–русский край, снаряжённой Императорским русским географическим обществом. Юго–западный отдел. Материалы и исследования, собранные П.П. Чубинским. Т. 4. СПб., 1877. С. 52–53.

Там же. С. 25.

Там же. С. 37.

Ефименко А. Исследования народной жизни. Вып. 1. Обычное право. М., 1884. С. 34; Зеленин Д.К. Описание рукописей учёного архива Императорского Русского географического общества. Воронежская губерния. Пг., 1914. Вып. 1. С. 330.

Свод законов Российской империи. Т. 10. Ч. 1. СПб., 1912. С. 2.

Бернштам Т.А. Молодёжь в обрядовой жизни русской общины (ХІХ–начало ХХ в.). Половозрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988. С. 47.

Труды этнографическо–статистической экспедиции. Т. 4. С. 53.

Зеленин Д.К. Описание рукописей Учёного архива Императорского русского Географического общества. Пг., 1914. Вып. 1. С. 347.

ГАЧО. Ф. 679. Оп. 2. Д. 461. 43 л.

Свод законов Российской империи. Т. 10. Ч. 1. С. 1.

Кісь О.Р. Стереотип фемінінності українців у фольклорних та етнографічних джерелах // Наукові записки Івано–Франківського краєзнавчого музею. Вип. 5–6. Івано–Франківськ, 2001. С. 88–97.

Государственный архив Ставропольского края. Ф. 49. Оп. 1. Д. 2343.

Баймурзина В.И. Теория и практика башкирской народной педагогики. Уфа, 1995. С. 36.

БНТ. Т. 7. С. 99.

Руденко С.И. Башкиры: Опыт этнологической монографии. Ч. 2. Быт башкир. Л., 1925. С. 259; Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир в XIX–XX в. М., 1991. С. 145.

Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом (XVIII – первая половина XIX в.). Уфа, 1997. С. 77.

БНТ. Т. 7. С. 87, 89.

Круковский М.А. Южный Урал. Путевые очерки. М., 1909. С. 41.

БНТ. Т. 7. С. 211 – 212. Т. 1. С. 348 – 350.

Киньябаева Г.А. Семья и брак у башкир в I половине XIX века (демографический анализ материалов ревизских сказок). Автореф. дис. канд. ист. наук. Уфа, 1998. С. 20 – 21.

БНТ. Т. 7. С. 100, 102, 105.

Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Зауральские башкиры (этнографический очерк быта и культуры конца XIX – начала XX вв.) // Археология и этнография Башкирии. Т. I. Уфа, 1962. С. 250.

Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Указ. соч. С. 119, 122.

Баишев М. Деревня Зианчурина Орского уезда Оренбургской губернии //Известия Оренбургского отдела РГО. 1895. Вып. 7. С. 27.

Работа выполнена при поддержке гранта Президиума РАН. Код проекта 09–I–П25–01

АГО. Разр. 26. Оп. 1. Д. 16. Л. 31–32.

Петухов Ю. Горный город Дедюхин и окольные местности. СПб., 1864. С. 111.

Крупянская В.Ю. Опыт этнографического изучения уральских рабочих второй половины 19 в. // Советская этнография. 1953. № 1. С. 77.

Мамин–Сибиряк Д.Н. Сестры. Очерк из жизни Среднего Урала // Собр. Соч. в 9–ти томах. Т. 1. М., 1958. С. 112.

АГО. Разр. 26. Оп. 1. Д. 16. л. 26.

Крупянская В.Ю., Полищук Н.С. Культура и быт рабочих гонозаводского Урала (конец 19 – начало 20 в.). М., 1971. С. 48.

Маслова Г.С., Станюкевич Т.В. Указ. соч. С. 142.

Труд и быт рабочего и крестьянского населения Урала конца XVIII и XIX вв. М.,1927. С. 19.

Попов Р. Горнозаводской Урал // Отечественные записи. 1874. № 2. С. 239

Кирпищиков М. Указ. соч. С. 240.

Бажов П.П. Уральские были // Сочинения в 3–х томах. Т. 3. С. 31.

Мухина З.З. «Девка на поре, не удержишь на дворе…» (О девичьей чести в крестьянской среде Центральной России во второй половине XIX – начале ХХ в.) // Женщина в российском обществе. 2010. № 3 (56). С. 56–68.

Генс А.Б. Аборт в РСФСР. М., 1926; Керуман Д. Абортная политика на селе // Вестник современной медицины. 1927. № 13; Блюменау Ф.Б. Аборт и меры его предупреждения. М.–Л., 1930.

Авдеев А.А. Аборты и рождаемость // Социс. 1989. № 3. С. 54–63.

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. Т.1. СПб., 2000. С. 181–188; Безгин В.Б. Детоубийство и плодоизгнание в русской деревне (1880 – 1920–е гг. // Право и политика. 2010. № 5. С. 972–977.

Пушкарева Н.Л. Женщина, семья, сексуальная этика в православии и католицизме: Перспективы сравнительного подхода // Этнографическое обозрение. 1995. № 3. С. 14–21; Она же. Сексуальность в частной жизни русской женщины (Х–ХХ вв.): влияние православного и этакратического гендерных порядков // Женщина в российском обществе. 2008. № 2 (47). С. 3–17.

Мужики и бабы: Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2005. С. 58, 59, 335.

Попов Г.И. Русская народно–бытовая медицина. По материалам этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. Рязань, 2010. С. 373.

Афиногенов А.О. Жизнь женского населения Рязанского уезда в период детородной деятельности женщины и положение дела акушерской помощи этому населению СПб., 1903. С. 57; Попов Г.И. Указ. соч. С. 371–372.

Морозов С.Д. Демографическое поведение сельского населения Европейской России (конец XIX – начало ХХ в.) // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 101.

Гиляровский В.Ф. Исследование о рождении и смертности детей в Новгородской губернии. СПб., 1866. С. 90.

Кон И.С. Клубничка на берёзке: Сексуальная культура в России. М., 2010. С. 39–40.

Материалы I Всероссийского совещания по охране материнства и младенчества. Москва, 1–5 декабря 1920 г. М., 1921.

Государственный архив пермской области. Ф.65, Оп.3. Д.286. Л.4. справка получена в мае 2003 г.

Латкина В. Н. Дневник во время путешествия на Печору в 1840 и 1843 годах. Т. 7. СПб., 1853.

Вануйто В.Ю. Культурное развитие Обдорского Севера в XVIII – начале XX в. Екатеринбург, 2005.

Луппов П.Н. Христианство у вотяков в первой половине XIX в. // ТВУАК. Вятка, 1911. Вып. 1–2. С. 532–533.

Богаевский П.М. Очерки религиозных представлений вотяков. Этнографиче­ский вестник. М., 1890. Кн. 4. № 1. С. 101–102.

Первухин Н.Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. В 5–ти эск. Вятка, 1888. Эскиз II. С. 4–6, 58, 92–101; Верещагин Г.Е. Вотяки Сосновского края // Записки РГО. СПб., 1886. Т. 14. Вып. 2.С. 53; 1889: 97–98.

Шутова Н.И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции. Ижевск, 2001. С. 64–69.

Кремлева И.А. Храм – за один день. // Родина. № 11. 1994. С. 87.

Кремлева И.А. Обеты в народной жизни. // Живая старина. 1994. № 3. С. 15.

РЭМ. Ф. 7. Оп. Д. 151. Л. 1. Д. 401. Л. 40, 42.

Кремлева И. А. Обеты в народной жизни... С. 16.

Овсянников О. В., Чукова Т. А. Крест в культуре Русского Севера XVIII – нач. XX вв. (функции и семантика). // Семиотика культуры. Тезисы докладов Всесоюзной школы–семинара по семиотике культуры. Архангельск, 1994. С. 46–47.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия. Декабрь. Часть 1. Введенская Оптина пустынь. 1994. С. 144.

Кремлева И. А. Указ соч. С. 16.

РЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 109. Л. 7.

Кремлева И.А. Обеты в народной жизни... С. 17.

Кремлева И.А. Храм – за один день… С. 88.

ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 4662. Л. 3, 4, 14. Д. 4645. Л. 4, 5. Д. 4599. Л. 6.

РЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 147. Л. 28.

Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб., 2001. С. 299.

Нагоев А. Х. Материальная культура кабардинцев в эпоху позднего Средневековья (XIV–XVII вв.) / Под ред. С.А. Плетневой. Нальчик, 1981. С. 20.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992. С. 82.

Белл Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837–1839 гг. Т.1. Нальчик, 2007. С. 308.

Кабардинский фольклор… С. 457.

Кешев А.–Г. Записки черкеса… С. 70.

Нарты. Кабардинский эпос. Нальчик, 2002. С. 411.

Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990. С. 188.

Дюмезиль Ж. Скифы и нарты… С. 448.

Диби П. Этнология спальни. М., 2004. С. 134.

Ортега–и–Гассет Х. Идеи и верования //Эстетика. Философия культуры. М., 1992. С. 467.

Нарты. М., 1974. С. 20.

Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. С. 84.

Рубин Г. Размышляя о сексе // Введение в гендерные исследования. Ч. 2: Хрестоматия. / Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков–СПб., 2001. С. 465.

Марийцы. Историко–этнографические очерки. Коллективная монография. Йошкар–Ола, 2005. С. 156.

Полевые материалы автора 2006–2010 гг. – Республика Марий Эл(Куженерский район, Медведевский, Оршанский, Мари–Турекский, Парангиньский, Сернурский районы) Республика Башкортостан (Балтачаевский, Бирский, Бакалинский районы).

Фукс А. Записки о чувашах и черемисах Казанской Губернии. Казань, 1840. С. 223.

Смирнов И.Н. Обрядовые параллели в традиционных свадебных ритуалах марийцев и русских // Этнокультурные традиции марийского народа. Йошкар–Ола, 1986. С. 116.

О жительствующих в Ялуторовском уезде ясашных татарах. 1821. РО ТГИАМЗ (рукописный отдел Тобольского историко–архитектурного музея–заповедника). КП 12888. № 69. Л. 2 об.

Торнау Н.Е. Мусульманское право. СПб., 1866. С. 36.

ПМА. Тетрадь 1.

ПМА. Тетради 1, 2.

О жительствующих в Ялуторовском уезде ясашных татарах. Л. 9.

ПМА. Тетради 1,2.

Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII – XIX вв. Уфа, 1999. С. 129.

Государственное учреждение Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске (далее ГУТО ГАТ). Ф. 417. Оп. 2. Д. 1815. Л. 492; Д. 484. Л. 64.

Азаматов Д.Д. Указ. соч. С. 139.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. Петроград, 1916. Ст. 1585.

Сборник циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского Магометанского Духовного Собрания. 1836–1903. Уфа, 1905. С. 126.

ГААО. Ф. 29. Оп. 26. Д. 68. Л. 1022; Д. 88. Л. 870; ГУРК «НАРК». Ф. 230. Оп. 1. Д. 469. Л. 1148; Д. 470. Л. 759; Д. 476. Л. 1176; Д. 493. Л. 815; Д. 494. Л. 1348; Ф. 231. Оп. 1. Д. 232. Л. 342; Д. 234. Л. 640; Д. 235. Л. 1175; Д. 242. Л. 1160; Д. 254. Л. 744; Ф. 254. Оп.1. Д. 211. Л. 288; Д. 212. Л. 242; Д. 213. Л. 304; Д.214. Л. 160; Статистический временник Российской империи: Сер. III. Вып. 20: Движение населения в Европейской России за 1881 г. СПб.,1887; Статистический временник Российской империи: Сер. III. Вып. 8: Сборник сведений по Европейской России за 1883 г. СПб., 1886; Статистика Российской империи: Движение населения в Европейской России за год. Т. 12, 24, 38, 45, 50, 58, 66, 74, 87, 93. СПб., 1890–1916.

Несанелис Д.А. Раскачаем мы ходкую качель. (Традиционные формы досуга сельского населения Коми края во второй половине XIX – первой трети XX вв.). Сыктывкар, 1994. С. 36.

Козлов В.И. Динамика численности народов. М., 1969. С. 119.

Плесовский Ф.П. Коми пословицы и поговорки. Сыктывкар, 1973. Разд. 10.

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.). В 2 т. Т. 1. СПб., 2003. С. 164.

Микушев А.К., Чисталев П.И. Коми народные песни. Т. II. Ижма и Печора. 2–е изд. Сыктывкар, 1995. С. 27.

Плесовский Ф. П. Указ. соч. Разд. 10.

Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Архангельская губерния.Тетр. 3. СПб., 1904. С. 14–15; Вологодская губерния. Тетр. 2. СПб., 1904. С. 110–111.

Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). М., 1998. С. 157.

Бахутов К. Медико–топографическое и санитарное состояние города Ставрополя // Ставропольский текст: описания, очерки, исследования. Ставрополь, 2006.

См. например: ГАСК. Ф.101. Оп.1. Д.2974; ГАСК. Ф.101. Оп.4. Д.1027; ГАСК. Ф. 86. Оп. 1. Д. 1096; ГАСК. Ф.86. Оп.1. Д. 659.

О правах и обязанностях семейственных. Ст. 106 // Свод законов Российской империи. Т.10. Ч. 1. СПб, 1912.

Веременко В.А. Дворянская семья и государственная политика России. СПб., 2006. С. 258.

ГАСК. Ф. 135. Оп. 15. Д. 45.

СГМЗ. Ф. 131. Ед. хр. 36.

ГАСК. Ф. 368. Оп. 53. Д. 429.

ГАСК. Ф. 398. Оп. 32. Д. 184. Л. 1, 15.

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX вв.): Генезис личности, демократии, семьи, гражданского общества и правового государства. СПб., 2000. С. 256.

Юрина Н.В. Женщина в купеческой семье (быт, традиции, воспитание) // Женская повседневность в России в XVIII – XX вв. Материалы международной научной конференции 25 сентября 2003. Тамбов, 2003. С. 37.

Гончаров Ю.М. Купеческая семья второй половины XIX – начала XX вв.: (По материалам компьютерной базы данных купеческих семей Западной Сибири). М, 1999. С. 282.

ГАСК. Ф. 398. Оп. 1. Д. 193. Л. 54.

Бахутов К. Указ. соч. С. 232.

СГМЗ. Ф. 425. Ед. хр. 2.

Работа осуществлена при поддержке РГНФ, проект 11–31–00307а2.

МЭЭ АГАО (Материалы этнографической экспедиции Алтайской государственной академии образования), 1999–2000, 2002, Красногорский, Солонешенский, Алтайский, Целинный районы; ПМА (Полевые материалы автора), 2001–2006, Кытмановский, Бийский, Чарышский, Солтонский, Шелаболихинский, Тогульский районы, ВКО (Восточно–Казахстанская область).

МЭЭ АГАО, 1999–2000, 2002, Красногорский, Петропавловский, Солонешенский, Алтайский, Целинный районы; АЛИК АГПА (Архив Лаборатории исторического краеведения Алтайской государственной педагогической академии). Ф. 1. Оп. 1. Д. 1. Мамонтовский район, 2000, с. Мамонтово, Волчкова Т.В. 1927 г.р.; ПМА, 2001–2005, Кытмановский, Бийский, Чарышский, Солтонский районы.

Курсакова А.В. Обычаи и обряды, связанные с рождением детей в крестьянской семье // Солонешенский район: очерки истории и культуры. Барнаул, 2004. С. 281.

МЭЭ АГАО, 1999–2000, 2002, Красногорский, Петропавловский, Солонешенский, Алтайский, Целинный районы; АЛИК АГПА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1. Мамонтовский район, 2000, с. Мамонтово, Волчкова Т.В. 1927г.р.; ПМА, 2001–2005, Кытмановский, Бийский, Чарышский, Солтонский, Шелаболихинский районы.

ПМА, 2003, 2005–2006, Бийский, Солтонский, Тогульский районы.

МЭЭ АГАО, 2002, Алтайский район; ПМА, 2003–2006, Бийский, Чарышский, Солтонский, Шелаболихинский, Тогульский районы, ВКО.

ПМА, 2003–2006, Бийский, Чарышский, Солтонский, Шелаболихинский, Тогульский районы; Куприянова И. В. Семейные обряды и обычаи / И.В. Куприянова // Залесовское Причумышье: очерки истории и культуры. Барнаул, 2004. С. 207; Сафьянова А.В. Внутренний строй русской сельской семьи Алтайского края во второй половине ХIХ – начале ХХ в. // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989. С. 96.

О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многодетным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве об абортах: Постановление ЦИК и СНК СССР 27 июня 1936 года № 65/1134 // Собрание законов и распоряжений Рабоче–Крестьянского правительства Союза ССР. 1936. № 34. Ст. 309. С. 510–511.

Курсакова А.В. Семейные традиции и обряды в воспоминании И.И. Бондаревой // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 2005. Вып. 6. С. 272.

Липинская В.А. Старожилы и переселенцы: русские на Алтае. XVIII – начало XIX вв. М., 1996. С. 109.

ПМА, 2005, Солтонский район.

ПМА, 2005–2006, Солтонский, Тогульский районы, ВКО.

ПМА, 2001–2006, Кытмановский, Бийский, Чарышский, Солтонский, Шелаболихинский, Тогульский районы, ВКО.

ПМА, 2006, Тогульский район, ВКО.

Интериано Д. Быт и страна Зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование. Венеция 1502. Пер. с итал. Н.А. Пенчко / Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII–XIX в. / Сост. В.К. Гарданова. Нальчик, 1974. С. 50.

Д"Асколи Э.Д. Описание Черного моря и Татарии, составил доминиканец Эмиддио Дортелли д"Асколи, префект Каффы, Татарии и проч. 1634 // Записках Одесского общества истории и древностей». 1902. Т. 24. С. 64.

Таверне Ж.Б. Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет / Пер. с франц. Е.С. Зевакина. Т.I. Гаага, 1718. С. 80.

Витсен Н. Северная и восточная Татария... / Пер. с голланд. Е.С. Зевакина. Амстердам, 1692 С. 92.

Стрейс Я.Я. Три путешествия / Пер. с голланд. Э.Бородиной. Москва, 1935. С. 101.

Кемпфер Э. Новейшие государства Казань, Астрахань, Грузия и многие другие, царю, султану и шаху платившие дань и подвластные... / Пер. с нем. Е.С. Зевакина. С. 117.

Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. С. 83–84.

Хорошев А.С. Детские игрушки из Новгорода (классификационный обзор археологических находок) // Новгород и Новгородская земля: история и археология (Материалы научной конференции. Новгород, 27–29 января 1998). Вып. 12. Новгород, 1998. С. 85.

Никитин А.В. Древняя Вологда по археологическим данным // Сборник по археологии Вологодской области. Вологда, 1961. С.6–24

Морозова Н.А. Игрушки древнего Новгорода // Новгород и Новгородская земля. История и археология (тезисы научной конференции). Вып. 3. Новгород, 1990. С. 69; Рабинович М.Г. Гончарная слобода в Москве XVI–XVII вв. // МИА СССР. 1947. № 7. С. 68–72; Хорошев А.С. Указ. соч. С. 82–95.

Кукушкин И.П., Шишкарева Е.Ю. Вологодская керамическая игрушка (по материалам археологических раскопок) // Археология Севера. Вып. 1. Петрозаводск, 1997. С. 220.

Поветкин В.И. Новгород музыкальный по материалам археологических исследований. Полевые работы 1997 г. Новгород и новгородская земля. История и археология. Материалы научной конференции. Новгород, 27–29 января 1998 Вып. 12. Новгород. 1998. С. 123; Он же. В мире музыки древнего Новгорода и Русы. Археологические открытия 2000 г. Новгород и новгородская земля. История и археология. Материалы научной конференции. Новгород, 23–25 января 2001 г. Вып. 15. великий Новгород. 2001. С. 60.

Хорошев А.С. Указ. соч. С. 85.

Кукушкин И.П., Шишкарева Е.Ю. Указ. соч. С. 219.

Розенфельд Р.Л. Московское керамическое производство XII–XVIII в. / САИ. Е1–39., М., 1968. С. 27.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Изучив эту тему, вы узнаете: как информационные революции влияют на развитие цивилизации; каковы характерные черты индустриального общества; что такое информационное общество; в чем суть информатизации общества.

3 слайд

Описание слайда:

Информационные революции На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но и коллективных знаний и опыта, способствующих правильной переработке информации и принятию необходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства. . Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции. При этом общество переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, после которых начинаются новые этапы развития цивилизации, появляются и развиваются принципиально новые технологии.

4 слайд

Описание слайда:

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний в письменной форме для передачи их следующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление качественно новых (по сравнению с устной формой) средств и методов накопления информации.

5 слайд

Описание слайда:

Вторая информационная революция (середина XVI века) началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным образом. Книгопечатание является одной из первых информационных технологий. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации и тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции сделало культурные ценности общедоступными, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. С точки зрения информатики значение этой революции в том, что она выдвинула более совершенный способ хранения информации.

6 слайд

Описание слайда:

Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон и радио, позволяющие оперативно передавать информацию в любом объеме. Появилась возможность обеспечить более оперативный обмен информацией между людьми. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.

7 слайд

Описание слайда:

Четвертая информационная революция (70-е годы XX века) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров. Это стимулировало переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации узлов, устройств, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационно-коммуникационные системы) и т. д. Благодаря этой революции человечество впервые за всю историю своего развития получило средство для усиления собственной интеллектуальной деятельности. Этим средством является компьютер.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Информационная революция, происшедшая в 70-х годах прошлого столетия, привела к тому, что человеческая цивилизация к началу XXI столетия оказалась в состоянии перехода от индустриальной фазы своего развития к информационной.

10 слайд

Описание слайда:

Индустриальное общество Индустриальное общество - это общество, определяемое уровнем развития промышленности и ее технической базы. Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на развитие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала.

11 слайд

Описание слайда:

Информационное общество Информационное общество - это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей информации и её обменом.

12 слайд

Описание слайда:

Характеристика информационного общества В информационном обществе деятельность как отдельных людей, так и коллективов будет все в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. В информационном обществе изменится не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства станут интеллект и знания, что, в свои очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания. Материально-технической основой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационные технологии, системы телекоммуникационной связи.

13 слайд

Описание слайда:

Информатизация Информатизация - это процесс, при котором создаются условия удовлетворения потребностей любого человека в получении необходимой информации. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Термин «информатизация» решительно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация». При внешней схожести эти понятия имеют существенное различие.

14 слайд

Описание слайда:

Информатизация и компьютеризация При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы - компьютеров, обеспечивающих накопление информации и оперативное получение результатов ее переработки. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности. Таким образом, информатизация общества является более широким понятием, нежели компьютеризация. Акцент в нем делается не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса в целом. Компьютеры - это только базовая техническая составляющая процесса информатизации общества.

Изучив эту тему, вы узнаете:Каковы
характерные черты
индустриального общества;
Что такое информационное
общество;
В чем суть информатизации
общества

Индустриальное общество

Индустриальное общество ориентировано
в первую очередь на развитие
промышленности, совершенствование
средств производства, усиление системы
накопления и контроля капитала.
Оно пришло на смену аграрному, где
определяющими являлись отношения в
сельском хозяйстве, связанные с системой
землевладения и землепользования

Чтобы получить исчерпывающее представление об
индустриальном обществе, необходимо ответить на
вопрос, что такое промышленность, что она дает
человечеству, что потребляет.
Промышленность
Добывающая
Обрабатывающая

Индустриальное общество – общество, определяемое уровнем развития промышленности, ее технической базой

В индустриальном обществе большую роль
играет процесс нововведений в
производстве, т.е. внедрение последних
достижений научно-технической мысли:
изобретений, идей, предложений. В
последнее время этот процесс получил
название инновационного.
Индустриальное общество –
общество, определяемое
уровнем развития
промышленности, ее
технической базой

Информационное общество

В информационном обществе интеллект и
знания – это средство и продукт
производства, что, в свою очередь приведет
к увеличению доли умственного труда.
Материально-технической основой
информационного общества станут
различного рода системы на базе
компьютерной техники и компьютерных
сетей, информационной технологии,
телекоммуникационной связи

Информационное общество – общество, в котором большинство трудовых ресурсов заняты производством, хранением, переработкой, продажей и об

В информационном обществе движущей
силой развития должно стать производство
информационного, а не материального
продукта
Информационное общество –
общество, в котором
большинство трудовых ресурсов
заняты производством,
хранением, переработкой,
продажей и обменом
информацией

Информатизация общества

На сегодняшний день в мире
накоплен громадный
информационный потенциал,
которым люди не могут
воспользоваться в полной мере в
силу ограниченности своих
возможностей. Эта ситуация,
получившая название
информационного кризиса,
поставила общество перед
необходимостью поиска выхода из
сложившейся ситуации.

10.

Внедрение современных средств
переработки и передачи информации
в различные сферы деятельности
послужило началом эволюционного
перехода от индустриального
общества к информационному. Этот
процесс называется
информатизацией.

11.

Информатизация – процесс, при
котором создаются условия,
удовлетворяющие потребностям
любого человека в получении
необходимой информации.
Закон РФ «Об информации, информатизации
и защите информации», принятый
Государственной Думой 25 января 1995 года

12.

Сегодня термин «информатизация»
решительно вытесняет широко
используемый до недавнего времени
термин «компьютеризация». При
внешней похожести этих понятий они
имеют существенное различие.

13.

При компьютеризации общества особое
внимание уделяется внедрению и развитию
технической базы – компьютеров,
обеспечивающих оперативное получение
результатов переработки информации и ее
накопление.
При информатизации общества основное
внимание уделяется комплексу мер,
направленных на обеспечение полного
использования достоверного,
исчерпывающего и оперативного знания во
всех видах человеческой деятельности.

14.

Результатом процесса
информатизации является создание
информационного общества, в
котором главную роль играют
интеллект и знания.
Для каждой страны ее движение от
индустриального этапа развития к
информационному определяется
степенью информатизации
общества.

15. Информационное общество. Информационная культура человека.

Информационное общество – общество, в котором большинство
работающих заняты производством, хранением,
переработкой, продажей и обменом информации
I информационная революция - появление письменности
II информационная революция – появление печатного станка
III информационная революция – появление электрических средств передачи и
хранения информации (телефон, радио, телеграф, телевизор)
IV информационная революция – появление компьютерной техники
Информационная культура человека – умение человека работать с
информацией и грамотно использовать для ее
получения, передачи и хранения компьютерных
информационных технологий.
Наличие навыков по использованию различных технических средств – от телефона до
персональных компьютеров и компьютерных сетей.
Способность использовать в своей работе компьютерную информационную технологию.
Умение извлекать и работать с информацией из различных источников – от
периодической печати до электронных коммуникаций.
Умение представлять информацию в понятном виде и эффективно ее использовать.
Умение работать с различными видами информации.

16.

Компьютеры в быту
Обеспечение нормальной
жизнедеятельности жилища.
Обеспечение информационных
потребностей людей, находящихся в
жилище
Системы автоматизированного
проектирования (САПР)
Компьютеры в обучении
Автоматизированные обучающие
системы (АОС); учебные базы данных
(УБД) и учебные базы знаний (УБЗ);
системы «Мультимедиа» и
«Виртуальная реальность»;
образовательные компьютерные
телекоммуникационные сети –
дистанционное обучение (ДО)
Автоматизированные системы научных Компьютеры в промышленности
исследований (АСНИ)
Базы знаний
Экспертные системы
Компьютеры в административном
управлении
Электронный офис; автоматизация
документооборота – электронная
почта; система контроля исполнения
приказов и распоряжений; система
телеконференций
Гибкие автоматизированные
производства (ГАП); контрольноизмерительные комплексы
В медицине
Компьютеры в торговле
Штриховой код
Компьютеризированная продажа
товаров по заказам
Электронные деньги