Информационные технологии в системе военного управления. IT-технологии на службе в армии. Как возникла идея создания такой системы

Современные процессы глобализации приводят к повышению роли информационных технологий в военной сфере. На смену традиционной в прошлом веке гонке вооружений приходит гонка за информационное превосходство. Приоритет информационной безопасности четко выражен в военной политике Китая и Соединенных Штатов.

Увеличение в современном мире роли процессов глобализации носит объективный характер и, в первую очередь,это связано с повсеместным экономическим развитием стран. Экономические интересы держав древности послужили причиной возникновения «великого шелкового пути», также были налажены морские пути между всеми континентами. Вначале экономические связи ограничивались объемом грузов и продолжительностью транспортировки. Со временем развитие систем связи и информационных технологий привело к созданию и успешному функционированию транснациональных компаний.

Данные процессы глобализации тесно связаны с появлением современных возможностей управлять транснациональными компаниями, когда для управленцев стало несущественным, где физически находится управляемый объект – на соседней улице или в другом полушарии.

Глобальные экономические интересы различныхгосударств требуют не менее масштабного проецирования силы. Соблюдение приведенного выше примера необходимо и при управлении военными группировками вооруженных сил независимо от географического района их базирования или оперативного развертывания.

Роль современных информационных технологий в военной сфере с развитием глобализации все больше возрастает. Сегодня информационные системы даже невоенного назначения создают совершенно новые условия для повышения эффективности управления группировками войск и оружием. Но при этом цепочка управления становится очень уязвимой и зависимой от устойчивости самой системы менеджмента в условиях активного воздействия противника.

Информационные системы превратились в мощное средство воздействия,как на потенциального противника, так ина государство с целью трансформации его в союзническое или дружеское.

Важность и необходимость информационного влияния на потенциальных противников была очевидна всегда. Еще за 6 веков до нашей эры военный древнекитайский теоретик Сунь Цзысформулировал следующим образом суть данного воздействия: «Война – это путь обмана<…> если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него силы дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает.

Разлагайте все хорошее, что имеется в стране вашего противника; вовлекайте видных представителей вашего противника в преступные предприятия; подрывайте их престиж и выставляйте в нужный момент на позор общественности; используйте сотрудничество с самыми подлыми и гнусными людьми; разжигайте ссоры и столкновения среди граждан вражеской страны; подстрекайте молодежь против стариков; мешайте всеми средствами деятельности правительства; препятствуйте всеми способами оснащению, обеспечению и наведению порядка в армии; сковывайте волю воинов противника бессмысленными песнями и музыкой; обесценивайте все традиции и богов ваших врагов; посылайте женщин легкого поведения с тем, чтобы дополнить дело разложения; будьте щедры на предложения и подарки для покупки информации и сообщников; вообще, не экономьте ни на деньгах, ни на обещаниях, т.к. они приносят богатые дивиденды».

В качестве средства воздействия информационные технологии были применены в ходе войны «Буря в пустыне» в 1991 г., но только в 1992 г. термин «информационная война» был закреплен директивой Министра обороны США DODD 3600 от 21 декабря 1992 г. Информационная обработка солдат противника в ходе операции «Буря в пустыне» привела к сдаче в плен 70 000 (83%) иракских военных.

Александр Леваков, профессор Академии военных наук

Казалось бы, все так же, как и в 1991г. Те же авианосцы, танки «Абрамс М-1», БМП «Бредли», истребители F-16 и F-18, самолеты разведки «Джистарс» и «Авакс», вертолеты «Чинхук» и «Апач», крылатые ракеты «Томагавки», умные снаряды «Коперхед». Однако изменения есть, и они радикальны.

США доказали эффективность сетецентрической («network-centric») концепции ведения боевых действий. Войска коалиции вступали в бой, не заботясь ни о тыле, ни о заблаговременной разведке целей, – информация, топливо и боеприпасы приходили в нужное время и точно по назначению. Мы увидели этой весной непонятную нашим генералам войну с растянутыми на сотни километров коммуникациями, но с бесперебойным снабжением. Исход дела определили, оставаясь за кадром съемок «Си-Эн-Эн», высокие информационные технологии.

Вот примеры. Компьютеры штаба 5-го армейского корпуса – основной ударной силы группировки – способны отслеживать до 1000 наземных целей в час. Палубная авиация планирует работу вместе с армейской, используя одну и ту же информационную систему. 80% боевых вылетов производится «вслепую»: информация о целях поступает от наземных частей только на передовой. Так действует система «TBMCS» (Theater Battle Management Core Systems, стоимость 375млн долларов), которую в течение шести лет разрабатывала «Lockheed Martin Corp».

Американские офицеры не склоняются над картами. В этой войне они впервые используют распределенную систему боевого управления «FBCB2» (Force XXI Battle Command Brigade or Below, стоимость 800млн долларов), охватывающую уровни от бригады до роты. Данные поступают со спутников, самолетов, от танков, БМП и отдельных пехотинцев. 4-я механизированная дивизия «Железный конь», бравшая Багдад, полностью оснащена для работы с «FBCB2». Водители перед штурмом изучали маршруты движения на трехмерных виртуальных моделях. Все командиры боевых подразделений и артиллерийские наводчики имеют мобильные компьютеры производства «Tallahassee Technologies Inc.» (500МГц/4Гбайт/Windows95/NT) в особо прочном корпусе.

Более чем в семь (!) раз по сравнению с 1991 годом увеличилась суммарная полоса пропускания арендованных Пентагоном каналов спутниковой связи. Сопоставьте с другим показателем: для нанесения воздушных ударов применялось до 80% высокоточного оружия против 10% во время «Бури в пустыне» и 40% в Югославии. Связь здесь прямая.

Для закрытого обмена информацией между частями, подразделениями и экипажами на марше применена система «DMS» (Defense Message System), работающая на основе глобальной мультимедийной сети Пентагона «DISN» (Defense Information Systems Network, стоимость – 1,6млрд долларов). Если в 1991 году приходилось набирать текст, записывать его на дискету и нести на дивизионный узел связи для шифрования и отправки, то теперь формат сообщений «DMS» схож с «Outlook». В случае захвата противником оборудования предусмотрено дистанционное уничтожение ключей доступа и программного обеспечения.

Для организации адресного снабжения («focused logistics») использована система «MTS» (Army"s Movement Tracking System, стоимость – 418млндолларов), которая непрерывно отслеживает положение всех наземных подвижных объектов, вплоть до отдельной БМП, на всем театре военных действий. В «MTS» задействовано около 4000 бортовых компьютеров и 100 серверов. Доступ – по личному паролю. Забыв его, подразделение рискует оказаться отрезанным от тыла, что и имело место (вспомните сообщения о заблудившихся в пустыне и «забытых» экипажах). Зато если в 1991 году для учета и распределения 180...200 контейнеров с грузом требовались двое суток и взвод солдат, то сегодня эту же работу выполняет один человек за 20 минут.

Каждый солдат и его история болезни взяты на компьютерный учет. В ходе боевых действий сведения о состоянии здоровья заносятся в защищенную базу данных, которая связана с тыловой транспортной системой «TCRCCES» (Transportation Command Regulating and Command and Control Evacuation System). Командиры могут следить за судьбой своих людей даже тогда, когда те эвакуированы в госпиталь. Медики имеют в своем распоряжении портативные спутниковые станции, ноутбуки и диагностическое оборудование для действий на поле боя, благодаря чему раненый поступает в госпиталь уже с диагнозом и рентгеновскими снимками. Стоимость системы – 911млн долларов.

То ли еще будет. Американская военщина в 2005г. намерена истратить на развитие информационных и сетевых технологий 28,2млрд долларов против 27млрд долларов в текущем году.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.n-t.org/

Александр Леваков, профессор Академии военных наук Казалось бы, все так же, как и в 1991г. Те же авианосцы, танки «Абрамс М-1», БМП «Бредли», истребители F-16 и F-18, самолеты разведки «Джистарс» и «Авакс», вертолеты «Чинхук» и «Апач», крылаты

Тех пор как человек взял в руки палку, у нее появились два предназначения: мирное - возделывать землю и военное, когда палка используется в качестве дубинки. Со временем данный факт назвали технологией двойного применения, и ход развития техники стал представляться многим в виде соперничества двух лагерей изобретателей. Как только «хорошие» предложат новую технологию, предназначенную улучшить жизнь рода человеческого, находятся «плохие», которые обязательно придумают, как применить ее для уничтожения себе подобных. Можно было бы заклеймить позором ученых и конструкторов, разрабатывающих военные технологии, но парадокс состоит в том, что во многих случаях родоначальниками важнейших гражданских приложений являются именно военные программы. Так, ни для кого не секрет, что первый компьютер был построен по заказу американских военных, а любимый всеми нами Интернет вышел из недр американской программы ARPANET, нацеленной на создание неуязвимой сети на случай ядерной войны. Впрочем, подобных примеров немало. Pen-компьютер своим появлением во многом обязан военным программам, в которых исследовалась возможность замены неудобной клавиатуры на более простое средство ввода информации в боевых условиях, а технология распознавания речи активно разрабатывались для управления компьютером в военной обстановке. Эта же задача стимулировала разработку полупрозрачных (see-through) дисплеев.

Парадокс нашего общества состоит в том, что миллиардные ассигнования на военные программы подчас позволяют разрабатывать качественно новые технологии, на которые у гражданских государственных институтов нет денег, а коммерческие структуры не готовы финансировать столь долгосрочные проекты. Когда же технология разработана военными и наиболее трудоемкая часть процесса позади, она находит гражданское применение, развивается и на некотором этапе даже обгоняет военные образцы, заставляя военных закупать изделия в гражданском секторе, модернизируя их под свои нужды. Получается, что военные приложения компьютера в значительной мере определяют эволюцию компьютерных технологий, поэтому ознакомиться с ними полезно широкому кругу читателей.

Побеждает тот, кто быстрее считает

сновной чертой современного оружия является увеличение доли его интеллектуальной составляющей. Можно сказать, что сегодня, как никогда, уровень компьютерных технологий определяет обороноспособность страны. Наиболее яркий пример - последний виток вооружений, так называемая стратегическая оборонная инициатива (СОИ); эта программа немыслима без суперкомпьютерных вычислений. Система противоракетной обороны должна обеспечить перехват, а следовательно, обнаружение возможных запусков тысяч ракет и слежение за каждой из них. Подобная система требует фантастических вычислительных и коммуникационных ресурсов.

Второе стратегическое направление, нуждающееся в огромных вычислительных мощностях - моделирование ядерных взрывов. На сегодняшнем этапе развития науки физическая и математическая модели процессов, происходящих при ядерном взрыве, настолько хорошо отработаны, что вопрос выливается не столько в проблемы отработки модели, сколько в доступную вычислительную мощность. Иными словами, для стран, обладающих соответствующими вычислительными ресурсами, реальные испытания уже не нужны. Необходимость использования суперкомпьютеров в подобного рода программах является одной из главных причин ограничения экспорта компьютеров высокой производительности из США в страны потенциальных противников, к которым еще недавно принадлежала Россия. Многим, наверное, памятны скандалы, начатые по инициативе Конгресса США, когда в наши закрытые города Снежинск и Челябинск были поставлены мощные компьютеры SGI и IBM.

Третье направление — это различного рода беспилотные боевые машины. Самый яркий пример — крылатые ракеты, которые, по сути, являются летающими компьютерами. Число подобных систем будет расти. Приведем лишь один пример: последние разработки Boeing позволяют пилоту многоцелевого истребителя F-22 управлять тремя беспилотными самолетами сопровождения, способными совершать маневры с запредельным для возможностей человека ускорением на расстоянии десятков километров от «матки».

Постепенно и пехотинцы оснащаются компьютерами не хуже, чем какой-нибудь менеджер офиса, связанный со своей рабочей группой и руководством всем арсеналом компьютерных коммуникаций.

Если добавить к вышеперечисленным способам применения компьютера такие, как обеспечение координации войсками, поддержка командных решений, тренажеры боевых машин, средства ведения кибервойны, то становится очевидно, что спектр этот достаточно широк. Охватить все военные приложения невозможно, поэтому остановимся на некоторых, наиболее, на наш взгляд, интересных .

Носимые компьютеры для пехотинцев

Компьютеры от громоздких мэйнфреймов эволюционировали в компактные носимые компьютеры (wearable computers, WC), имеющие большой потенциал для военных приложений. По способу ношения данные устройства делятся на те, которые крепятся к различным частям тела и оставляют руки свободными (hands-free), и на переносимые в руках (hand-held). Hands-free-компьютеры обычно крепятся на запястье, на поясе или на голове. На протяжении уже многих лет в рамках НАТО тестируются всевозможные WC-компьютеры, использующиеся для связи между подразделениями и для доступа к данным; для ориентирования на местности и мониторинга состояния здоровья солдата; для подготовки отчетов и рапортов, хранения справочной информации о военной технике и т.д. К компьютерам, применяемым для боевых действий, предъявляются повышенные требования не только по прочности, водонепроницаемости и нечувствительности к магнитным излучениям, но также по компактности и мобильности. Многие решения, найденные при разработке военных программ, используются в гражданской сфере. В первую очередь это касается минимизации устройств ввода-вывода.

Системы ввода-вывода для военных WC

В то время как сами компьютеры стремительно уменьшаются, традиционные устройства ввода-вывода (клавиатура, дисплей) остаются довольно громоздкими. Именно это до недавних пор сдерживало внедрение носимых компьютеров в военных приложениях. При этом многие исследования по миниатюризации систем ввода-вывода для носимых компьютеров финансировались именно военными ведомствами. В частности, Pen-компьютеры, распознавание речи и наголовные компьютеры были военными инициативами.

Pen-компьютеры появились примерно в 80-х годах, что привело к так называемому paperlike interface (интерфейсу, подобному письму на бумаге) и стимулировало разработку программного обеспечения по распознаванию рукописного текста в бизнес-приложениях.

Технология распознавания речи очень важна для военных приложений, поскольку позволяет высвободить руки. Как известно, системы распознавания речи делятся на распознающие отдельные команды и слитную речь . Сегодня системы, которые способны распознавать отдельно произносимые слова, имеют достаточно высокую точность. Поскольку большинство военных команд односложно, такие системы распознавания можно успешно внедрять. Системы распознавания речи для военных приложений имеют свою специфику. Для того чтобы использовать голосовой интерфейс в условиях ведения боя, распознавание должно быть нечувствительно к фоновым звукам, распознавать речь говорящего в условиях стресса, когда может искажаться голос, а также при различных погодных условиях. Чем больше словарь, тем выше вероятность ошибки. Очевидно, что система должна быть 100-процентно надежной к критическим командам типа «Огонь!».

Система речевого вывода так же актуальна для WC, как и система речевого ввода. Понятно, что отвлекать зрение бойца еще менее предпочтительно, чем слух. Помимо речевого вывода информация может передаваться на наголовный дисплей HMD (Head-Mounted Display), который способен проецировать картинку на один или на оба глаза (рис. 1).

Примером такого решения является продукт Virtual I-glasses от компании Virtual i-0. Перспективной технологией является приложение, в котором картинка проецируется не на всё поле зрения, а только на его часть, а также полупрозрачные дисплеи с технологией see-through. Системы ночного видения могут использоваться на том же дисплее (рис. 2).

Здесь опять-таки следует отметить, что наголовные дисплеи, созданные в русле военных программ, уже давно применяются в медицине, промышленности и индустрии развлечений.

Коммуникация на базе WC

Одним из важнейших условий слаженной работы военной группы является хорошая коммуникация: передача команд, оповещение об опасности и т.п. Мобильные компьютеры позволяют обмениваться данными с другими членами группы, а также с центральным сервером для оперативного получения и доставки информации.

Определение местоположения и вычисления по карте

В условиях ведения боевых действий очень важно знать свои координаты. Очевидно, что батарея может открыть огонь только после того, как точно вычислит свои координаты, а удаленный командный пункт, отдавая команду «Огонь!», должен быть уверен, что правильно сообщил координаты своего местоположения. Для определения координат используется система GPS (Global Positioning System), разработанная для американской армии и со временем нашедшая широкое применение в гражданской сфере. Система использует 24 спутника, орбиты которых выбраны таким образом, что 5-8 спутников всегда попадают в поле зрения пользователя в любой точке земного шара. GPS-приемник принимает сигнал как минимум от четырех спутников и выдает координаты (x, y, z) и время пользователя. Система GPS также позволяет легко рассчитать скорость и ускорение. Планирование маршрутов передвижения может быть проделано с использованием WC. Такие функции предоставляют программы, аналогичные приложению Microsoft Automap Road Atlas. Пехотинец указывает начальную точку и точку места назначения, а программа в считанные секунды определяет наиболее быстрый, короткий или предпочтительный по другим параметрам путь и дает пошаговые инструкции.

Составление отчетов и выполнение расчетов

Командир отряда, так же как и менеджер бизнес-подразделения, должен посылать рутинные отчеты, в которых необходимо указывать планы передвижения, наличие амуниции, горючего, требования к ремонту техники и т.п. WC может помочь командиру в составлении подобных отчетов на базе использования шаблонов и т.п.

WC позволяет также решить множество расчетных задач, например сколько нужно горючего для того, чтобы перебросить моторизованное подразделение из одного пункта в другой.

Применение WC и HMD для обслуживания военной техники

По мере того как усложняется военная техника, все острее становится вопрос ее обслуживания в полевых условиях. Наголовные шлемы (HMD) с технологией полупрозрачных дисплеев (see-through) уже применяются в армии США при выполнении ремонта. В частности, в военно-морских силах США используются напоясные компьютеры и See-through HMD для ремонта палубных вертолетов, а в танковых войсках, например, такая система применяется для обслуживания танка 147 Ml tank. Все руководства пользователя хранятся на CD-ROM и воспроизводятся с помощью WC. Схема того или иного рабочего узла проецируется на полупрозрачный дисплей, при этом сквозь дисплей пользователь видит поврежденный узел и имеет возможность переключать зрение с виртуальной картинки на реальную.

Использование беспилотных систем обзора

Использование беспилотных управляемых летающих моделей позволяет проецировать изображения невидимых частей поля боя на HMD пехотинца. Например, солдату, поднимающемуся в гору, важно знать, что ждет его за перевалом.

Медицинская помощь в военно-полевых условиях

На поле боя первый час после ранения является наиболее критичным в плане выживания. Помимо возможности сообщить по беспроводной связи о своем состоянии, современные WC могут давать более исчерпывающую информацию о пехотинце: показывать его пульс, частоту дыхания, а также вычислять сложные комплексные показатели, такие как уровень стресса, нагрузка на организм, степень испытываемой тревоги и т.п. Подобные измерения могут производиться постоянно в режиме мониторинга и передаваться по беспроводным каналам для анализа на пункт управления миссией. В частности, разработка устройств медицинского мониторинга ведется подразделением ASD (Acoustic Sensor Division) армейской исследовательской лабораторией США (Army Research Labs, ARL). В качестве рабочего тела используется акустический сенсор (подушечка, заполненная жидкостью), который снимает так называемые физиологические звуки (physiological sounds).

Сенсорное устройство имеет плотность, близкую к плотности человеческого тела, и покрытие, похожее по характеристикам на человеческую кожу, что обеспечивает хороший акустический контакт. Слабые акустические аналоговые сигналы усиливаются, оцифровываются, сжимаются, обрабатываются с помощью WC и могут передаваться как на дисплей пехотинца, так и на пункт управления миссией. Встроенная в WC экспертная система определит, когда здоровье пользователя находится в опасности, и подаст сигнал тревоги, включающий GPS location-сигнал и комплексный показатель серьезности повреждения.

WC также поможет санитару, который придет на помощь раненому бойцу. Поскольку оборудование, которое санитар может принести с собой на поле боя, ограниченно, то ARL и Медицинский центр управления современными технологиями (Medical Advanced Technology Management Office, MATMO) разработали специальное транспортное средство M3V (Mobile Medical Mentoring Vehicle). Оно принимает сигнал тревоги и на основе GPS-данных определяет маршрут. Если санитару приходится покидать машину для того, чтобы подобраться к раненому, он может пользоваться WC и обмениваться информацией с врачом, находящимся в M3V. При общении с раненым санитар использует микрокамеру Medic-cam, так что врач в M3V или на командном пункте может видеть и слышать пациента с помощью камеры, которая закреплена на очках санитара, и консультировать его.

Еще более масштабный телемедицинский проект TAI (Telemedicine Acquisition Initiative) позволяет медицинскому армейскому департаменту Army Medical Department (AMEDD) предоставить полевым медикам, работающим на передовой, возможность провести телекоммуникационную экспертизу независимо от места военных действий. Экспертиза осуществляется на базе чтения диагностических снимков и онлайновых консультаций лучших специалистов.

Синтез данных от распределенных источников

Синтез данных от распределенных источников (Distributed Data Fusion, DDF) - это одна из важнейших задач при принятии командных решений. Процесс принятия командных решений включает сбор и объединение данных, полученных из различных источников, анализ этих данных, отбраковку ложной информации на основе статистических расчетов, интерпретацию данных и планирование.

Обычно исходные данные от разного рода источников собираются на верхнем уровне в центре ASIC (Army’s All Source Information Center), где осуществляется их компьютерная обработка. Очевидно, что при передаче данных с уровня на уровень может происходить их искажение, причиной которого может быть человеческий, коммуникационный или электронный фактор.

Кибервойна: мифы и реальность

Огромном городе внезапно гаснет свет, испуганные люди бегут к телефону и, подняв трубку, убеждаются, что гудок отсутствует. На военных базах в это время генералы тщетно пытаются связаться с войсками. Что происходит? Идет кибератака, то есть через Интернет, радио и с помощью электромагнитных излучателей наносятся военные удары по сетям противника, блокируется подача электроэнергии, обнуляются электронные счета в банках и т.д. и т.п. — примерно так описывают кибератаку обозреватели популярных изданий.

Насколько реально проведение подобной операции с помощью современных средств кибервойны? Могут ли компьютерные вредоносные программы стать грозным оружием? Эта тема широко обсуждается не только в специализированных изданиях, но и в популярных журналах, подчас обрастая мифами и преувеличениями. Каково же мнение экспертов по сетевой безопасности?

В свое время, беседуя с Евгением Касперским (ведущим отечественным специалистом по антивирусной защите), я задал ему вопрос, можно ли разработать вирус, который использовался бы в военных целях и поражал бы конкретную сеть противника. Ответ был достаточно скептическим. В частности, Евгений сказал, что для выполнения такой задачи необходимо построить у себя такую же сеть, как у противника, изучить ее особенности и только потом можно будет создать вирус, способный поразить ее.

Подобные комментарии можно услышать и от американских экспертов. «Если потенциальной целью является некоторая сеть в Ираке, то нельзя исключить, что она не связана с какой-либо сетью в Лондоне, Мадриде или Нью-Йорке. Так что кибератака похожа на поиск цели в толпе, - говорит Кейт Родес, технический специалист U.S. General Accounting Office, ответственный за безопасность правительственных сетей. - Если вы выпускаете вирус или червь, то должны понимать, что это оружие может распространяться быстрее и такими путями, о которых нападающая сторона может и не подозревать».

Кейт Родес и его коллеги сходятся во мнении, что военные вряд ли решатся на выпуск вирусов и червей, потому что слишком велик риск разрушить свои собственные сети.

«Я полагаю, что военная кибератака будет направлена против специфической сети, - добавляет Родес. - Использовать конкретные “дыры” в системах противника намного надежнее, чем применять неконтролируемые вирусы и черви.»

Однако несмотря на то, что возможности кибератак в военных операциях подчас преувеличиваются, очевидно, что данная мера активно рассматривается военными как один из методов борьбы с противником.

Доподлинно известно (об этом написали многие газеты во всем мире), что правительство США разрабатывает план ведения кибервойны (cyber-warfare plan). Президент Буш еще в июле прошлого года подписал секретную директиву (National Security Presidential Directive 16), предписывающую правительству разработать нормы ведения кибервойны - документ, устанавливающий правила, предписывающие, когда и как США смогут проникать и разрушать компьютерные системы противника. Этот документ будет иметь долговременное действие, как и доктрина применения ядерного оружия, принятая США после Второй мировой войны и действующая до сих пор. «У нас есть возможности, у нас есть организации; у нас пока нет тщательно разработанной стратегии, доктрины, процедур», - говорит Ричард Кларк, который недавно покинул пост специального советника президента по вопросам безопасности киберпространства.

По словам Дана Вулли, бывшего сотрудника компьютерного подразделения ВВС США, ныне работающего в SilentRunner, перевод противоборства в киберпространство добавляет еще одно оружие в известный арсенал, появляется новое поле сражения. Мы ищем новые пути снижения степени угрозы, исходящей от противника на поле боя. Весьма эффективными действиями в этом направлении могут быть следующие: выведение из строя компьютеров, отвечающих за поддержку боевых систем противника; возможность подавить информационное и энергообеспечение; внести помехи в работу компьютеров противника; атаковать компьютеры в системах управления боевыми действиями».

Большинство военных аналитиков сегодня соглашаются, что кибервойна не может быть единственным видом сражения, но дает серьезное преимущество в ведении боевых действий. Подавить электростанцию с помощью кибератаки можно более эффективно, чем подвергнув ее бомбардировке, в ходе которой могут погибнуть мирные граждане, живущие рядом с этой электростанцией.

Однако многие аналитики предостерегают, что кибервойну не следует трактовать как гуманизированный вариант борьбы электронными средствами с электронными силами противника. «Не следует думать, что кибервойна - это бескровное средство ведения боевых действий, - говорит Боб Хиллери, сотрудник института SANS Institute и бывший командир подразделения военно-морских сил США. - Если кибератака приведет к выключению электричества, то это приведет к прекращению снабжения продовольствием и отключением госпиталей».

Следует отметить, что атаки на военные сети осуществляются не только в качестве государственной военной агрессии. В частности, Пентагон официально сообщает о том, что в год предпринимается около 15 тыс. хакерских попыток взломать сеть. «Нас атакуют каждый день, и мы защищаемся», - говорит генерал Дж. Дэвид Брайан, руководитель подразделения Joint Task Force-Computer Network Operations.

После того как в 1998 году два калифорнийских подростка осуществили успешную атаку, названную Solar Sunrise, а год спустя группа, связанная с Российской академией наук, провела вторую атаку - Moonlight Maze, Пентагон принял эффективные контрмеры.

В этом году деятельность хакеров против США активизировалась с усилением давления на Ирак. Прежде кибератаки редко ассоциировались с вооруженным конфликтом на уровне государств, они, как правило, связывались с хакерской активностью, терроризмом или с криминальными действиями. Похоже, сегодня это дешевое средство с большой разрушительной силой все чаще рассматривается как новый вид ведения боевых действий. Можно выделить следующие методы ведения кибервойны:

дезинформация (Disinformation campaigns) — поскольку Интернет является популярным средством публикации новостей, он может активно использоваться и для распространения дезинформации для оказания давления на население воюющей стороны;

шпионаж (Gathering secret data) — средства перехвата и изменения секретной информации. Если до недавнего времени шпионаж в основном сводился к внедрению резидента, то сегодня все большую роль играют методы удаленного шпионажа;

подавление информационной инфраструктуры в полевых условиях (Disruption in the field) — подавление информационно-коммуникационных средств в полевых условиях. Военные действия должны быть тщательно скоординированы и в современных условиях серьезно зависят от передачи электронных сигналов между компьютерами и спутниками. Задача атакующего — блокировать или зашумлять передаваемые сигналы или замещать их ложными сигналами;

атаки на критически важные инфраструктуры (Attacking critical infrastructure) — электростанции, системы водоснабжения, топливные, коммуникационные, транспортные и банковские системы все больше автоматизируются, компьютеризируются и, следовательно, становятся подвержены кибератакам. Кибератаки на подобные объекты в основном направлены на действия против гражданского населения.

Эксперты отмечают, что, несмотря на эффективные меры защиты, американские вооруженные силы все больше зависят от электроники и потенциальная угроза кибератак возрастает. «Даже не слишком масштабная атака может нанести серьезный ущерб», - предупреждает Михаэль Ватис, бывший директор Cybercrime Unit ФБР. В частности, все большая зависимость военных технологий от Интернета приводит к тому, что система в целом становится более уязвимой в отношении атак через Глобальную сеть. По иронии судьбы предшественница Интернета - сеть ARPANET была создана на случай войны, однако после того, как Интернет приобрел международный характер, его суть - децентрализованная коммуникация - стала его ахиллесовой пятой. Одна из величайших проблем для наиболее развитых в технологическом и компьютерном отношении стран и прежде всего США состоит в том, что в кибервойне преимущества имеют слабые нации или даже группы террористов, не обладающие сложными информационными системами и способные нанести кибератаку из любого места в мире.

Высокая динамичность подготовки и ведения современных боевых действий обуславливают необходимость автоматизации управления войсками, что достигается внедрением информационных технологий в систему управления.

Управление, реализованное на основе автоматизированных и автоматических систем, представляет собой совокупность целенаправленных воздействий органов управления, организующую деятельность объектов управления, объединенную и организованную посредством применения комплекса аппаратных и программных технических средств. При этом автоматизированные системы управления отличаются от автоматических тем, что сохраняют наиболее общие, целеполагающие, либо не поддающиеся автоматизации функции за человеком.

Используемые в настоящее время автоматизированные системы управления авиацией и ПВО не лишены существенных недостатков, к которым можно отнести:

  • проблемы своевременного сбора, обобщения, распределения и доведения данных обстановки;
  • недостаточные возможности автоматизированного информационного обмена (взаимодействия) между органами управления различных уровней в ходе принятия (уточнения) решения, определения и постановки задач силам, разработки документов;
  • осуществление управления подразделениями, а иногда и частями без использования автоматизированных систем; доведение приказов (команд, сигналов) боевого управления от вышестоящих пунктов управления подчиненным в неавтоматизированном режиме;
  • отсутствие автоматизированного обмена информацией между средствами управления и поражения оперативного и тактического звеньев.

Следует отметить, что задачи по устранению этих недостатков решаются силами и средствами авиации и ПВО военных округов и формирований Войск ВКО. Однако необходимо учитывать ряд организационных проблем, выраженных главным образом в том, что управление авиацией ВВС и ПВО силами войсковой ПВО и ПВО флота не связано в единую систему как на оперативном, так и на тактическом уровнях. А на стратегическом уровне недостаточно отработаны алгоритмы по руководству и единой ответственности за ведение вооруженной борьбы в воздушно-космической сфере, что ставит под угрозу такие принципы военного искусства, как:

  • сосредоточение основных усилий в решающий момент на главных направлениях для решения важнейших задач;
  • согласованное применение войск (сил) и тесное их взаимодействие;
  • твердость и непрерывность управления.

Кроме того, в настоящее время основные объекты управления авиацией и ПВО имеют разную степень автоматизации, а вычислительная техника, применяемая в автоматизированных системах, до сих пор не унифицирована, и в ней применяется различное программно-алгоритмическое обеспечение.

Развитие и внедрение новых информационных технологий в военном деле сильно изменяют порядок ведения современных боевых действий, так как повышение эффективности управления войсками достигается за счет увеличения скорости обработки и передачи информации или, говоря военным языком, оперативности системы управления.

В этой связи наиболее приоритетным направлением развития вооруженных сил ведущих зарубежных стран стала всесторонняя интеграция боевых формирований и повышение уровня их взаимодействия за счет внедрения и реализации новых принципов «сетецентрических» концепций и интеграции систем управления, связи, разведки и средств поражения. В последнее время в России много говорят и пишут о сетецентрической войне, но глубокого понимания ее концепции пока нет. Необходимо понимать, что сетецентричес­кие подходы нельзя реализовать в рамках одной части, соединения или вида вооруженных сил, необходима общая программа, охватывающая вооруженные силы, силовые ведомства, а также другие органы государственного управления.

В основу концепции сетецентрической войны положены стандартизация, унификация и комплексное внедрение новейших информационных технологий, что позволяет создать единое информационно-коммуникационное поле. В результате созданная единая сеть средств разведки, связи и органов управления, функционирующая в реальном масштабе времени, увязывается с сетью управления средствами поражения и сетями боевого и других видов обеспечения. Благодаря созданию единого информационно-коммуникационного пространства достигается информационное превосходство на поле боя, что позволяет во много раз эффективнее и оперативнее реализовать боевой потенциал группировок войск в ходе военных действий. Появляется возможность упреждать противника на всех этапах подготовки и ведения боевых действий.

Таким образом, в настоящее время в России востребована автоматизированная система управления авиацией и ПВО, объединяющая свои элементы в единую высокоскоростную сеть, которая может стать основой автоматизированной системы управления (АСУ) оружием ВВС и ПВО.

С помощью этой АСУ на командном пункте интегрированного района аккумулируется и отображается разнородная информация, поступающая от радаров, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и средств космического обнаружения, которые подключены к системе. Связь и обмен информацией в системе обеспечивают мобильные комплексы беспроводной широкополосной связи.

Для такой АСУ должно быть разработано общесистемное (рис. 1) и специальное (рис. 2) программное обеспечение, достоинством которых является построение по модульной схеме.


Для специалистов не является секретом, что в ходе планирования штаб любого уровня отрабатывает целый ряд обязательных документов. Большинство из них создаются на основе карт. Каждый документ должен быть отработан в течение достаточно короткого и жестко заданного срока.

Для повышения эффективности управления важнейшим из критериев которого, повторимся, является оперативность системы управления и предназначено общесистемное програм­мное обеспечение АСУ, решающее задачи обмена данными, ведения электронного документооборота, коллективной работы с документами, редактирования картографических документов, проведения видеоконференцсвязи, защиты информации, систематизации единого времени, визуализации и оценки результатов.

Указанное программное обеспечение позволяет (рис. 3) буквально «в несколько кликов мыши» сформировать как распорядительный, так и отчетный боевой документ с четкой привязкой к картам, подготовить его к отправке и разослать адресатам как в циркулярном, так и в избирательном режиме.

Специальное программное обеспечение позволяет осуществлять подготовку исходных данных, сбор, обработку и выдачу информации, организацию работы органов управления, планирование боевого применения войск (сил), боевое и ситуационное управление, планирование и контроль порядка использования воздушного пространства.

Наибольший интерес в массиве специального программного обеспечения представляет собой модуль сбора, обработки и выдачи информации, реализованный в виде комплексов программ информационно-расчетной поддержки планирования (КП ИРПП). Данные комплексы предназначены для ускорения процесса подготовки предложений планирования боевого применения и, следовательно, поддержки принятия решения командиром.

В частности, КП ИРПП позволяют планировать авиационный удар на основе сложившейся оперативно-тактической обстановки и прогноза ее развития, автоматизировать распределение объектов удара и расчет потребного наряда сил и средств авиации и ПВО для выполнения поставленной боевой задачи с применением различных тактических приемов, формировать маршруты полета боевых порядков и плана-графика нанесения удара.

КП ИРПП применения истребительной авиации (рис. 4) дополнительно решает задачи назначения состава групп, целераспределения, определения рубежей ввода в бой истребителей, а также прокладку маршрутов с учетом ожидаемого противодействия противника.

КП ИРПП бомбардировочной авиации (рис. 5) формирует профили полета как отдельных самолетов, так и ударных групп с расчетом рубежей применения ракетного и (или) бомбового вооружения и прогнозирования результатов его применения.

Ряд специфических задач применения военно-транспортной авиации как при ее участии в воздушно-десантной операции, так и при осуществлении воздушных перевозок войск и материальных средств решает КП ИРПП ВТА.

Кроме вышеуказанных, в системе реализованы КП ИРПП планирования применения ЗРВ (рис. 6) и РТВ (рис. 7), позволяющие рассчитывать боевой и численный состав, а также пространственные возможности группировок ­войск ПВО (ЗРВ); определить рациональный вариант построения системы ПВО, рассчитать требования к силам и средствам РТВ и оценить их боевые возможности.



Естественно, боевые действия не могут вестись без всестороннего их обеспечения. Соответствующие комплексы, а именно КП ИРПП РХБЗ, разведки (рис. 8), РЭБ (рис. 9), технического, тылового, инженерного и ряда других видов обеспечения также получили реализацию в структуре специального программного обеспечения.



Модуль боевого и ситуационного управления (рис. 10) обеспечивает автоматизированную подготовку данных для выявления факта начала воздушного нападения; вскрытия замысла действий противника; сосредоточения усилий ­войск, использования резерва, организации их маневра; непосредственного управления действиями подчиненных войск, подразделений, экипажей.

Кроме того, данный модуль готовит данные о признаках отклонения от реализуемых планов, а также предложений по его корректировке.

Модуль планирования и контроля порядка использования воздушного пространства включает в себя комплексы программ: приема и доведения планов полетов, одиночных заявок на использование воздушного пространства, формализованных сообщений по управлению воздушным движением; автоматизированной сверки суточных планов полетов; отождествления текущей и плановой информации; обеспечения контроля порядка использования воздушного пространства; формирования сводного суточного плана полетов.

Внедрение информационных технологий, реализующих вышеуказанные возможности в систему управления авиацией и ПВО, позволит решать глобальные задачи автоматизированного сбора, обобщения, распределения и своевременного доведения данных обстановки в штабах и на пунктах управления; автоматизированной разработки документов и информационного взаимодействия между органами управления различных уровней; автоматизированного обмена информацией в оперативном и тактическом звеньях управления.

Таким образом, перспективная АСУ, построенная на предложенных решениях, сможет в значительной степени устранить имеющиеся недостатки в управлении войсками (силами) и оружием. Вместе с тем построенная по открытому принципу, она сможет достаточно легко адаптироваться к организационно-структурным изменениям и вновь возникающим задачам.

Военные технологии - технологии, предназначенные для ведения боевых действий или обеспечения безопасности. Поскольку война - один из двигателей прогресса, без военных технологий мы, возможно, никогда бы не вышли в космос, не получили бы мощных устройств, интернета, продвинутой медицины и недорогой энергии. Технологии, которые когда-то хранились и разрабатывались в строжайшем секрете (беспилотные дроны, к примеру), неизбежно начинают работать на пользу человечеству. Военные технологи снабжают нас такими чудесами, как экзоскелеты, роботы, реактивные двигатели, новейшие медикаменты и роботизированные протезы. Есть в этом положительные моменты, хотя, конечно, военные технологии, в первую очередь, служат не самым гуманным целям. С другой стороны, жить - значит бороться, и наоборот.

Компания Wuchang Shipbuilding Industry Group, входящая в Китайскую кораблестроительную корпорацию, провела испытания первого в мире беспилотного катера-амфибии, использующего технологию малозаметности и предназначающегося для высадок морского десанта на побережье противника. Роботизированное судно, получившее название Marine Lizard («Морская ящерица»), было построено в Ухани (центральная провинция Хубэй) и представляет собой 12-метровый тримаран, оснащенный дизельным двигателем.

На страницах нашего портала мы уже о том, что Пентагон инициировал работу над созданием центра управления военного ИИ. Однако не так давно поступила новая информация. В содружестве с , военное ведомство планирует оснастить искусственным интеллектом некоторые образцы военной техники.