Информационная культура учащихся. Формирование информационной культуры у учащихся. Формирование информационной культуры обучающихся

Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях «информационных технологий» (Гендина Н.Дидактические основы формирования информационной культуры/Н.Гендина//Школьная библиотека, 2002, №7 с.25).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ МОУ Проводниковская ООШ имени Героя РФ А.С.Маслова

Формирование информационной культуры обучающихся

Подготовила учитель начальных классов, педагог-психолог Митькова Т.В.

Свое выступление я хочу продолжить притчей Н.Пезешкиана

(по мотивам статьи Ш.Амонашвили «Дети, давайте учиться летать!»)

О мудрости воспитания.

Сидит старик у обочины дороги и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.

Жду тебя!- ответил старик. –Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

Верно!-удивился человек.

Так бери с собой мудрость:

Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.

Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Если отважился воспитать человек ребенка, верни его крылатым.

Как я это сделаю, если сам не умею летать?

А ты попробуй!-сказал старик и закрыл глаза.

Старик сидел на том же самом месте и смотрел в небо. Видит летит ребенок, а за ним его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

Я возвращаю ребенка крылатым! – сказал учитель и гордо посмотрел на питомца.

А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:

А меня больше радуют твои крылья…

Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики. Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.

Существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе является низкая компьютерная грамотность участников этого процесса.

Есть такое мудрое изречение у немецкого философа Ницше: «Чтобы научиться летать, надо сначала научиться ползать, ходить, бегать, прыгать». Педагоги, закончившие ВУЗы более 15 лет, практически не знакомы с компьютерами. Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе, либо используют эпизодически. Большая часть педагогов, прошедших компьютерные курсы. Применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности. При этом наиболее востребованным программным продуктом является пакет прикладных программ фирмы Microsoft Office: Word, Excel, Power Point. Очень грустно было слушать выступления участников научной конференции в МГОСГИ г. Коломна, посвященной внедрению новых образовательных стандартов в образовательные учреждения, когда учитель начальных классов и по совместительству заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе МОУ Песковская СОШ с горечью говорила о том, что учителя пенсионного и препенсионного возраста отказываются набирать в новом учебном году первый класс в связи с внедрением новых информационных технологий и с какой тревогой она говорила о том, что придут молодые кадры, которые неизвестно как поведут себя. Но из каждой трудной ситуации можно найти выход. В каждой школе есть учитель информатики или разбирающийся в новой современной компьютерной технике (а показали ее достаточно много – это не только компьютер, но и нетбуки для детей, в которые не входит полностью вся та информация, которая предложена на дисках к предметам, это и микроскопы, работать с которыми также необходимо научиться, это и так называемый прибор офис – прибор, о котором рассказывал нам директор МОУ Проводниковской ООШ)

Но несмотря на все эти трудности, учащийся должен обладать определенным уровнем знаний, позволяющим ему свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию, т.е. владеть информационной культурой.

Поэтому целью работы каждого учителя становится воспитание личности, способной осваивать и употреблять новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем, т.е формирование информационной культуры ученика школы. Критерии оценки результативности работы:

1.Повышение качества знаний

2.Повышение мотивации обучения.

Одна из эффективных технологий ИКТ.

Ознакомление с информационными технологиями по новым стандартам, должно начинаться в начальной школе. По оценкам многих, именно в начальной школе овладение компьютерным обучением развивается гораздо более эффективно, чем где бы то ни было. Я расскажу о своих уроках с использованием ИКТ. Благодаря электронным приложениям к учебникам стараюсь систематически формировать информационную культуру у детей. На каждом этапе урока используется цифровой образовательный ресурс.

На этапе сообщения темы использую следующие приемы: поставьте слова в правильном порядке, прочитайте буквы в звездочках, собери слова, исключи повторяющиеся буквы, прочитай слово по схеме, с пропущенными буквами, собери слова.

При организации процесса усвоения нового материала мне помогают проблемные ситуации: «Найди ответ!», т.е правильно расставь способы решения прблем, раздели предметы на группы, нарисуй знаки, узнай по голосу. Проблемные вопросы: почему многие растения и животные становятся редкими и исчезают совсем? Сделай подписи к знакам правила поведения в природе (в программе Word). Демонстрируются фотографии и рисунки на слайдах.

На этапе закрепления изученного материала использую тесты, кроссворды, загадки, игры. Осуществляю на уроках дифференцированное обучение. Предлагаю детям разноуровневые задания, учитываю психофизиологические особенности детей.

В работе использую электронные учебные материалы на уроках обучения грамоте, русского языка, математики, окружающего мира.

На уроках грамоты использовала компьютерную игру «Филин учиться читать». Она помогает первоклассникам легко запоминать буквы, выделять слияния в словах, учит читать, искать закономерности, развивать критическое мышление и пространственные отношения. Использование компьютерных игр на урок усиливает мотивацию обучения и даже «слабые» учащиеся боле активно и заинтересовано выполняют задания.

На уроках русского языка и математики использую обучающий программно-методический комплекс «Семейный наставник». Он предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.

По окружающему миру созданы презентации по темам: «Лес», «Водоемы», «Поле», «Луг», «Звезды», «Сад», «Москва» и др. с презентациями работаем на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и систематизации знаний.

Мультимедийные презентации содержат карты, схемы, таблицы, тесты, кроссворды, иллюстративно-текстовый материал, имеют аудиосопровождение, видеоматериалы. Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс мультимедийных презентаций открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Создание и использование презентаций – весьма интересное и творческое дело. Интерес к презентациям и эффективность восприятия намного превосходят любые традиционные наглядные пособия.

Работая со справочными пособиями «Большая детская энциклопедия» и «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», учащиеся расширяют и обогащают свои знания по всем предметам, изучаемым в начальной школе. Электронные пособия, содержащие статьи представляют собой материал доступный младшему школьнику, и рассчитаны на разный уровень готовности к обучению и на запросы ученика, интересующегося данной областью знаний. Таким образом, дополнительный материал может быть использован дифференцированно.

На уроках использую одну из форм организации учебного процесса – компьютерное тестирование. Оно позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовывать связанные с ответом алгоритмы.

Хочется сказать, что содержательные и целенаправленные уроки с применением компьютера вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность.

Но несмотря на все это, хочу вернуться к определению информационная культура.

Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях «информационных технологий» (Гендина Н.Дидактические основы формирования информационной культуры/Н.Гендина//Школьная библиотека, 2002, №7 с.25).

Это не только использование информационных технологий, но это и библиотечно-библиографическая культура. Работа с книгой, куда без нее. Как ребенок может сочинить сказку по картинке, а такие задания очень часто даются с внедрением новых стандартов, если он не поработает с книгой. Мы не всегда можем рассчитывать на ИКТ, сейчас мы готовимся к урокам вдвойне, с расчетом на то, что подведет техника.

Закончить свое выступление я хочу опять притчей:

«Один мудрец на белом листе нарисовал точку и спросил своих учеников, что они видят?

Точку – сказал один ученик.

Черную точку – сказал другой ученик.

Жирную точку, -сказал третий ученик.

Заплакал мудрец.

Почему ты плачешь? – спросили ученики.

Ни один из вас не увидел белого листа, на котором нарисована эта точка.»


Программа курса " Формирование информационной культуры у младших школьников "

Пояснительная записка

Наше время предъявляет к людям новые требования. Объем информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, растет изо дня в день. В период перехода к информационному обществу необходимо:

· подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации,

· обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.

Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которыми мы пользуемся (от справочников, телефона, стиральных машин до компьютеров), становятся все более сложными и требуют от нас больших знаний и умений для работы с ними. Поэтому особую актуальность сегодня приобретает информационная культура, многие элементы которой должны войти уже в начальное образование. Информационная культура – это система общих знаний, представлений, взглядов, установок, стереотипов поведения, позволяющих человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом.

Для обучающихся начальных классов - умение пользоваться источниками информации – справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку.

Цель формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий.

1. Дать представление учащимся о совре­менных информационных технологиях.

2. Научить учащихся самостоятельно произ­водить поиск нужной им информации в различ­ных видах изданий (книгах, периодических из­даниях, энциклопедиях и др.), как внутри школь­ной библиотеки, так и вне ее.

3. Приобщать учащихся к научной, художест­венной, справочной и энциклопедической литературе.

4. Укреплять интерес к познанию окружаю­щего мира, к учебным предметам.

Механизмы:

Для реализации этой цели используются достижения целого ряда дисциплин: информатики, библиотековедения и библиографоведения, теории текста, логики, культуры чтения.

Типы занятий:

· объяснение нового материала,

· закрепление пройденного,

· проверка приобретенных знаний и умений,

· практические задания.

Формы и методы: беседы, лекции, диспуты, практические занятия, доклады, сообщения, игры, викторины, конференции, об­зоры, экскурсии, самостоятельные работы, тесты.

Контингент обучающихся:

Курс рассчитан на учащихся 1-4-х классов.

В соответствии с обязательным минимумом содержания образовательной программы по литературе ученик должен иметь опыт читательской деятельности и уметь работать с книгой:

Различать тип книги,

Из требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • различать основные элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанных произведениях;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в т.ч. на электронных носителях).

Из Стандартов основного общего образования (по информатике и ИКТ):

Изучение ИКТ направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации;
  • овладение умениями работать с различными видами информации;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности…

Ожидаемые результаты:

Овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом;

освоение методами аналитико-синтетической переработки информации;

овладение традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности.

1. Введение. Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника (1 ч.).

Презентация клуба «Клик».

Викторина «Какой ты читатель?»

Результат: Привлечь детей к посещению клуба. Показать его актуальность.

2. Информационная среда школьной библиотеки (3 ч.).

  • Знакомство с историей книги от возникновения до наших дней, показав преемственность;
  • Знакомство с ресурсными возможностями школьной библиотеки, читальным залом, отделом хранилищ Медиатеки;
  • Знакомство со справочно-поисковым аппаратом школьной библиотеки (алфавитный и систематический каталоги, справочные издания, картотеки);
  • Получение навыка работы с документами.

3. Методы работы с книгой (8 ч.).

  • Информационные технологии в окружающем мире (например, телефон, справочники).
  • Словари. (2 часа)
  • Тематические энциклопедии (2 часа)
  • Универсальные энциклопедии (2 часа)
  • Формирование начальных навыков использования в своих написанных и произнесенных текстах мыслей других людей. Ссылки при цитировании.

4. Получение навыка поиска информации с помощью компьютера (20 часа)

· Обращение с компьютером. Техника безопасности, гигиена. (1ч)

· Навыки именования, поиска, открытия файлов. Организация рабочего пространства (компьютерный стол и обычная парта). Запуск приложений. Простейшие операции с информационными объектами. (3 ч)

· "Слепой" клавиатурный ввод. (1 ч - интеграция с уроками русского языка.)

· Знакомство с медиатекой. Использование компьютерных учебных и энциклопедических дисков для нахождения нужной информации. (4 часа)

· Выход в Интернет. Работа с поисковыми системами. Нахождение требуемой информации. (5 ч.)

· Простейшие операции с информационными объектами. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов. (6 ч)

5. Самостоятельная работа пользователя (ученика) при розыске документа и его переработка. (2 ч.).

  • Обучение самостоятельному поиску документа, развитие познавательного интереса и логического мышления.
  • Использование результатов информационного поиска в учебной и научно-исследовательской деятельности школьников

Список литературы

1. Государственный стандарт образования. Федеральный компонент.-2004 г.

2. Голубева Е.И. Основные направления работы школьной библиотеки по формированию информационной культуры школьников// Школьная библиотека.- 2005.- № 6.- С. 45 – 50.

3. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности»// Школьная библиотека.- 2005.- № 8.- С. 40 – 46.

4. КузякинаН. Любите книгу и цените библиотеку. Методическое пособие для школьных библиотекарей. Часть 1.// Библиотека в школе.- 2004.- № 13.- с. 3 – 62.

5. Справочник школьного библиотекаря/ О.Р.Старовойтова, С.М.Плескачевская; Т.Д.Жукова; Под ред.Ю.Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека, 2006.- 448с.

6. Антипова В.Б. Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков// Ш/Б.- 2006.- №4.- С.38.

7. Сукиасян Э.Р. Организация знаний в структуре информационной культуры личности// Ш/Б.- 2006.- №1.- С.7.

8. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности»// Ш/Б.- 2006.- №1.- С.18.

  • 8.Кабинет информатики. Оборудование. Назначение. Санитарно-гигиенические нормы.
  • 12.Десятибалльная система оценки учебных достижений учащихся по информатике.
  • 13.Тесты: общая характеристика и дидактический аспект. Виды тестовых заданий. Примеры тестовых заданий по информатике.
  • 23.Методика изучения содержательной линии "Информация. Информационные процессы".
  • 16.Методика введения понятия «алгоритм». Свойства алгоритмов. Формы записи алгоритмов.
  • 17.Методика изучения понятия "величина" в базовом курсе информатики. Величины, изучаемые в школьном курсе информатики, их основные характеристики.
  • 20.Запись алгоритмической конструкции повторение на языке программирования. Методика изучения оператора while. Примеры задач.
  • 19.Запись алгоритмической конструкции повторение на языке программирования. Методика изучения оператора for. Примеры задач.
  • 21.Запись алгоритмической конструкции ветвление на языке программирования. Методика изучения оператора if. Примеры задач.
  • 22.Изучение структур данных. Методика изучения массивов и сопутствующие данной теме задачи.
  • 32..Методика изучения электронных таблиц Excel. Окно Excel. Структура таблицы. Ввод и редактирование чисел, текстов. Формат представления данных. Относительная и абсолютная адресация.
  • 39..Формирование представлений школьников о локальных и глобальных компьютерных сетях в школьном курсе информатики 11-ти летней школы.
  • 40..Формирование представлений школьников о компьютерной сети Internet и ее основных службах. Служба www. Электронная почта.
  • 1.. История введения курса оивт в среднюю школу
  • 7..Электронные средства обучения. Их классификация.
  • 14.. Информационная культура школьника. Формирование информационной культуры школьников на современном этапе развития общества.
  • 10.. Образовательный стандарт.
  • 13..Технологии контроля знаний, умений, навыков учащихся по информатике. Тесты: общая характеристика и дидактический аспект. Виды тестовых заданий
  • 33..Методика изучения электронных таблиц Excel. Функции в Excel. Ввод и редактирование формул.
  • 36..Методика изучения субд Access. Основные элементы интерфейса. Создание таблиц, ввод и редактирование данных. Связывание таблиц.
  • 18..Методика изучения символьных и строковых величин и сопутствующие данной теме задачи.
  • 30..Методика изучения текстового процессора Microsoft Word. Создание, редактирование, форматирование таблиц.
  • Создание таблицы
  • Автоматическое форматирование таблицы
  • 31..Методика изучения электронных таблиц. Требования школьной программы. Типовые задачи обработки информации при помощи электр. Таблиц. Основные понятия. Подбор упражнений при изучении эт.
  • 32.. Методика изучения электронных таблиц (эт) Excel. Окно Excel. Структура таблицы. Ввод и редактирование чисел, текстов. Формат представления данных. Относительная и абсолютная адресация.
  • 24-25..Методика изучения темы «Хранение и защита информации». Формирование представлений школьников о назначении программ-архиваторов, видах вредоносных программ и способах защиты от них.
  • 37..Методика изучения субд Access. Построение запросов.
  • 11..Телекоммуникации
  • 38..Методика изучения субд Access. Создание отчетов и форм.
  • 11.. Телекоммуникации. Примеры.
  • 17..Технологии контроля знаний, умений, навыков учащихся по информатике. Тесты: общая характеристика и дидактический аспект. Виды тестовых заданий
  • 30.. Методика изучения текстового процессора Microsoft Word. Создание, редактирование, форматирование таблиц.
  • Создание таблицы
  • Автоматическое форматирование таблицы
  • 48. Методика изучения основ анимации в базовом курсе информатики. (Macromedia flash)
  • 11.. Образовательный проект в комп. Среде. Телекоммуникационные проекты
  • 13.Технология контроля зун уч-ся по информатике. Тесты: общая характеристика. Виды тестовых заданий.
  • 27..Методика изучения основ анимации. Основные понятия. Требования школьной программы. Подбор упражнений.
  • 15. Методика изучения темы «комп. Презентации» Требования.
  • 14.. Информационная культура школьника. Формирование информационной культуры школьников на современном этапе развития общества.

    Организация особой информационной среды и включение специального обучения основам информационной культуры в учебную деятельность должна помочь школьникам стать информационно культурными (компетентными), обеспечить их необходимыми навыками работы с информацией и умениями использовать эту информацию в собственных интересах.

    Под информационной культурой подразумевается следующее: систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленная на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной деятельности.

    Современная система образования призвана формировать умение учиться ориентироваться в массивах информации, извлекать знания.

    10.. Образовательный стандарт.

    Область применения:

    образовательный стандарт определяет обязательные требования к целям, задачам и объема содержания учения на базовом, повышенном и углубленном уровнях изучения предмета Информатика, а также к знаниям и умениям учащихся.

    Образовательный стандарт обязателен для применения в общеобразовательных учреждениях, учр-ях обеспечивающих получение профессионально технического и среднего специального образования, высших учебных заведениях педагогич направленности, учр-ия повышения квалификации и переподготовка в сфере образования.

    3 Общая характеристика образовательной области «Информатика "

    3.1 Роль и место учебного предмета в структуре содержания общего, базового образования. В настоящее время информатика приобретает статус фундаментальной науки, поэтому в нац. сист. образования должно осуществляться непрерывное формирование подрастающего поколения, мировоззрение информационного общества, через воспитание и развитие инфор-ой культуры.

    Информатика формирует целостное мировоззрение, характеризующееся осознание мира как единой системы энергоинформационных процессов.

    Значимость учебного предмета информатика обусловлена все более повышающимся уровнем развития инфор-ой технологией и их влиянием на личность и современном обществом.

    Изучение информатики направленно на практическую подготовку и психологическую адаптацию учащихся в жизни современном инфор-нном обществе, обеспечивание возможности учащихся, применить полученные навыки в жизни.

    Учебный предмет информатика имеет междисциплинарный интегрированный характер.

    Интегративность определяется фундаментальностью информатики и ее ролью в индетификации информатизации образоват-го процесса.

    Межпредметные связи учебного предмета инф-ки раскрываются через выполнение математ-их расчетов, исследование физических, биологических и иных процессов, создание и обработку электронных документов.

    3.2 Цели и задачи освоения образовательной области

    Осн. цели : 1) формирование и представление об инф-ке как науке и ее роли в развитии общества; 2)формирование компьютерной грамотности основ инфор-нной культуры; 3) развитие логического и алгоритмического мышления; 4) практическая подготовка учащихся к жизни в информационной культуры; 5) приобретение умения работы с различными видами информации, планирование и организации собственной информа-нной деятельности и анализа ее результата; 6) формирование навыков в творческой, индивидуальной и коллективной работе; 7) воспитание чувство ответственности за соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией и компьют. техникой.

    Для достижения основных целей при освоении образовательной области должны решаться следующие задачи : 1) формирование основ научного мировоззрения, включая формирование знаний и представлений об информации и информационных процессах в живой природе, технике, обществе, знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении содержания и характера деятельности человека, формирование знаний об основных принципах работы компьютера и способах передачи информации; 2) развитие мышления учащихся, которое предполагает развитие теоретического, творческого мышления, формирование алгоритмического, пооперационного стиля мышления, направленного на выбор оптимальных решений; 3) подготовка учащихся к практической деятельности и продолжению образования, включая формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле, формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

    3.3 Структура освоения образовательной области "Информатика" в школе

    Освоение образовательной области осуществляется в три этапа: 1 этап - пропедевтический, обязательным не является. На этом этапе происходит первоначальное знакомство учащихся с компьютером, формируются элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ и простейших компьютерных тренажеров.

    2 этап - базовый, представляет собой ядро образовательной области. Обеспечивает обязательную общеобразовательную подготовку учащихся по информатике в базовой школе. Этап представлен предметом "Информатика", который содержательно направлен на овладение учащимися основами информационной технологии решения задач и формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в различных областях деятельности.

    Курс "Информатика" может изучаться на базовом и повышенном уровнях. Изучение информатики на повышенном уровне предполагает освоение базового уровня и углубление знаний в конкретных областях использования информатики.

    3 этап - продолжение образования в области информатики на повышенном и углубленном уровнях. Образовательная область "Информатика" на этом этапе представлена курсами по выбору или факультативными курсами, дифференцированными по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки учащихся.

    Формирование общей культуры учащихся относится к одной из основных задач школьного образования. Уровень общей культуры человека, сформированный в школьные годы, намечает приоритеты в его общественной и частной жизни и оценивается по активности использования полученных знаний.

    Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, невиданные темпы роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последние годы в школьном образовании, - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личности.

    «Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях информационных технологий».

    В педагогической среде произошло осознание роли информационной культуры в преодолении системного кризиса образования. Главной задачей образования должно быть не механическое накопление знаний, а умение искать информацию, ориентироваться в многообразии информационных ресурсов, выбирать нужное, критически оценивать полученные результаты.

    Возрастные особенности определяются сочетанием внутренних условий развития, т.е. определенным уровнем развития психических процессов, свойств личности (память, мышление, чувства, внимание, воля, мотивация) и внешних условий жизни, содержанием форм деятельности детей, их окружением.

    Младшим школьникам свойственна внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь учителю, воспитателю. Поэтому учитель должен быть примером экологической культуры сам и ставить в пример ребят, которые любят природу, животных, у которых получается то, что предлагает сделать педагог.

    В воспитательной работе необходимо учитывать конкретность детского мышления, что связано с ситуативностью в применении детьми правил поведения и требованиям учителя. Представления, а не понятия являются еще господствующей формой мышления. Конкретные представления, отражающие те или иные стороны предметов и явлений, служат основой для формирования обобщенных представлений, понятий. Нерасчлененные, очень общие понятия также обогащаются, дифференцируются, наполняясь конкретным содержанием. Особенности детей младшего возраста проявляются в неустойчивости их внимания, подвижности, эмоциональности. Неустойчивость внимания, связана со слабым развитием умения произвольно подчинять свои действия не внешним обстоятельствам, влияниям, воздействиям, а внутренним целям, задачам, которые ставит перед ребенком учитель и которые должны стать внутренними задачами ученика. У детей младшего школьного возраста внимание более устойчиво при выполнении внешних, а не умственных действий. Поэтому воспитатель должен чередовать умственную деятельность с рисованием, с изготовлением поделок, разгадыванием загадок, ребусов, кроссвордов. Подвижность, характерная для ребенка младшего школьного возраста, также обычно связана со слабым развитием волевых действий. Ребенок, испытывая естественную потребность в движении, в деятельности не умеет длительное время сохранять одну и ту же позу, заниматься одним и тем же делом. Ему еще трудно преодолеть свое желание подвигаться, сменить деятельность. Поэтому необходимо давать детям возможность организованно подвигаться, проводя подвижные игры, соревнования, физкультминутки.

    Необходимо помнить о том, что хорошей эмоциональной разрядкой для ребенка является игра. “Игра - это жизненная лаборатория” (Т.С. Шацкий). В процессе игры дети овладевают многими умениями и навыками, здесь иногда получается то, что не получалось в учебной деятельности. Поэтому уроки и занятия в кружке стараюсь строить в форме интеллектуально - познавательных игр, конкурсов, с использованием музыки и танцев.

    Любознательность, свойственная любому детскому возрасту, у младших дошкольников, получает развитие в связи с началом систематического обучения. Младшие школьники не удовлетворяются любым ответом на свой вопрос, ответ влечет за собой целую цепь новых вопросов. Значит, уроки и занятия в кружке я строю в форме “Вопрос - ответ”, в форме бесед, дискуссий, пресс-конференций.

    Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и формирование универсальных учебных действий, (УУД) обеспечивающих умение учиться. Таким образом, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника - умением читать, писать, считать), в содержании обучения представлен деятельностный компонент, который прописан в ФГОС и в полной мере реализуется в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Отличительной особенностью деятельностной парадигмы образования, заложенной в концепции системы Л.В. Занкова является не формирование определённой суммы ЗУН, а формирование ключевых компетентностей и УУД. К числу познавательных УУД относится умение работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (хрестоматиях, словарях, справочниках, периодических изданиях, Интернете). В тоже время, умение работать с информацией является базовой характеристикой информационной культуры. Следовательно, одной из приоритетных задач системы Л.В. Занкова является формирование информационной культуры.

    Информационная культура в системе Л.В. Занкова формируется средствами каждого учебного предмета. Но среди учебных дисциплин приоритетное место для формирования информационной культуры принадлежит информатике. Однако, в БУП начальной школы согласно ФГОС не выделено отдельного часа на изучение информатики. Информатика включается, как модуль в предметную область “Математика - Информатика” или “Технология”. Но мы считаем, что включение модуля в данные предметы не сможет сформировать единую, целостную информационную картину мира. Это будут разрозненные знания. А у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление об информационном мире. Поэтому, реализуя на практике систему Л.В. Занкова, мы дополнили её УМК по информатике для учащихся 2-4 классов “Первые шаги в мир информатики”.

    Содержание УМК соответствует требованиям ФГОС второго поколения, письму Министерства образования РФ от 17.12.2001 №957/13-13 "Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе", технологии и принципам развивающего обучения Л.В. Занкова, и направлен на формирование УУД, включающих умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания.

    Компоненты информационной культуры школьника

    Информационная культура - это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно- познавательной и иных видов деятельности.

    Информационная культура является частью общей культуры личности и может быть представлена как совокупность трех составляющих.

    Когнитивный компонент – это использование источников информации и знание принципа ее поиска.

    Технологическая составляющая наполняется всевозможными информационными умениями – находить, систематизировать, анализировать, преобразовывать, представлять, передавать, сохранять сведения, в том числе при помощи компьютера.

    Не менее важным является информационное мировоззрение, то есть эмоционально-ценностное отношение к информации, информационным процессам, позиционирование себя в информационном пространстве, определение своей жизненной позиции.

    Современные образовательные технологии позволяют создать эффективную информационно-деятельностную среду, способствующую развитию информационной культуры школьника. В нашем образовательном учреждении отрабатывается модель управления развитием информационной культуры учащихся в процессе исследовательской деятельности. Принципами ее организации являются интегративность, непрерывность и преемственность, личностно-сообразное управление.

    Принцип интегративности предполагает, что научный поиск может основываться на надпредметном уровне с учетом усвоения основных информационных умений, в рамках координации содержания образования различных областей знаний, а также в системе взаимодействия основного и дополнительного образования, детско-взрослых самоуправляющихся объединений (научное общество учащихся), когда учебная работа на уроках имеет свое логическое продолжение в деятельности разнообразных видов творческих групп.

    Непрерывность и преемственность обязательны для образовательного учреждения, стремящегося в системе развивать способности детей, формировать их умения и эмоционально-ценностную сферу. Наша модель подразумевает определение и описание обязательного стандарта информационных навыков школьников.

    На каждой ступени обучения действует внутренний стандарт освоения исследовательской деятельности, готовности к дальнейшему развитию в данном направлении. Принимая новых учеников, учитель должен иметь возможность опираться и актуализировать их опыт, ориентируясь на поэтапное формирование соответствующих качеств.

    Научная работа может осуществляться в индивидуальной, коллективной и групповой формах, однако успешное управление ею зависит от реализации принципа личностно-сообразного подхода. Каждый должен иметь возможность приобрести опыт исследовательской деятельности, ощутить радость самостоятельно или в группе совершенного открытия, осознать собственный потенциал. Мониторинг сформированности информационных умений и педагогическое наблюдение позволяют наблюдать динамику развития детей, корректировать работу с отдельными учащимися.