Что позволяют настольные издательские системы. Редакционно-издательские системы на практике. Введение в настольные издательские системы

В связи с широким распространением в последние годы мультимедийных и сетевых компьютерных технологий издательское дело вышло на новый уровень своего развития. Появились настольные издательские системы (НИС ) – специализированные программно-аппаратные комплексы, предназначенные для подготовки оригинал-макетов печатной продукции. При этом осуществляется верстка (оформление и размещение) подготовленного к публикации материала.

Основным отличием НИС от текстовых редакторов и процессоров является то, что они предназначены в первую очередь для оформления документа, а не для ввода текста и проверки правописания, хотя в определенной степени могут выполнять и эти функции. НИС не предполагает создания исходных материалов для печати, для этого удобнее использовать текстовые процессоры для набора текста и графические пакеты для создания иллюстраций.

НИС работают только в графическом режиме. Необходимым требованием их работы является соответствие изображения на экране реальному результату (WYSIWYG - What You See Is What You Get – что видите, то и получаете ).

Верстка различных типов документов обладает спецификой, для учета которой предпочтительно использовать соответствующие НИС. Наиболее распространенными сейчас являются следующие системы:

    Adobe PageMaker - популярная программа с многочисленными функциями, позволяющая удобно работать с журнальными и газетными многостраничными публикациями. Программа содержит большое количество функций по оформлению публикаций, многие полезные функции добавлены в этот пакет с помощью дополнительных утилит (вспомогательных программ);

    Corel Ventura - программа, которая была одной из первых НИС. Она ориентируется на создание книг, брошюр, журналов и других больших многостраничных публикаций. Программа обладает большими возможностями по размещению и оформлению текста. Последняя версия программы распространяется с пакетом CorelDraw , элементы которого позволяют создать высококачественные иллюстрации;

    QuarkXPress - НИС для профессиональной работы. Включает большое количество функций по оформлению публикации любой сложности и содержания. Разнообразные возможности позволяют реализовать любые проекты по дизайну. Она также имеет дополнительные утилиты, расширяющие возможности программы;

    FrameMaker - НИС, наиболее удобная для работы с большими публикациями, которые имеют сложную структуру, например технические публикации. В программе можно работать с различными иллюстрациями, а также легко оформлять таблицы и формулы, но программа имеет ограниченные функциональные возможности по сравнению с Corel Ventura ;

    Microsoft Publisher - эта НИС содержит достаточный для оформления публикации набор функций. Она удобна для начинающих пользователей простой инсталляцией и средствами, облегчающими процесс создания публикаций (PageWizard ).

Поскольку НИС предназначена для работ, связанных с полиграфией, ее использование предполагает знание пользователем правил оформления публикаций.

2. Основные понятия макетирования и верстки

Подготовка публикаций к изданию представляет собой сложный и продолжительный процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных этапов: создание макета, цветоделение, получение пробных оттисков, создание форм, подготовка пресса, печать, брошюровка. До недавнего времени каждый этап выполнял профессионал узкой специализации: редактор, корректор, художник, наборщик, печатник.

Появление НИС способствовало стиранию граней между отдельными этапами подготовки изданий.

Как было указано выше, НИС обеспечивает подготовку макета документа , под которым понимается размещение текста, иллюстраций и других материалов на странице.

Процесс подготовки макета документа с помощью компьютера состоит из ряда взаимосвязанных этапов:

    макетирование;

    подготовка текста;

    подготовка иллюстраций;

    выбор шрифтов;

  • печать оригинал-макета.

Появление мощных и сравнительно недорогих персональных компьютеров, качественных устройств ввода и вывода информации, разработка программного обеспечения сделали возможным появление комплексов настольных издательских систем (Desktop Publishing, DTP).

В узком смысле под издательской системой понимают комплекс программ, позволяющих выполнить весь цикл допечатной подготовки издания: импорт или набор текста, его оформление и расположение на листах, вставку иллюстраций и сложных объектов - и в итоге выполнить вывод издания на печать. Примерами таких программ могут быть пакеты Adobe InDesign, Scribus, QuarkXPress. Процесс и результат создания страниц издания называют версткой , а точную копию самого издания - оригинал-макетом.

Следует отметить, что многие возможности программных пакетов настольных издательских систем заимствованы современными текстовыми процессорами, которые позволяют выполнить большую часть задач верстки и подготовки макета. Полнофункциональная издательская система имеет менее развитые средства ввода и обработки собственно текста, но значительно больше возможностей управления параметрами оформления и разметки листов, управления процессом вывода (с учетом цветовых особенностей), применения шаблонов оформления и автоматизации подготовки списков, указателей и оглавлений. Некоторые операции, типичные для издательских систем, нельзя выполнить средствами текстового процессора. Например, к таким операциям относится спуск полос - расположение подготовленных полос издания на большом печатном листе , который потом будет разрезан и сброшюрован.

В широком смысле под издательской системой понимают весь комплекс программного обеспечения и аппаратных средств, позволяющих ввести текст, подготовить графические изображения, выполнить подготовку оригинал-макета и вывести его в виде готовых форм для печати.

Современная издательская система, помимо компьютера со специальным ПО, также включает устройство оптического ввода (сканер, цифровую камеру) и устройства вывода на печать - различные принтеры. Для обеспечения точности и согласованности работы всех средств ввода и вывода перед использованием проводится цветокалибровка монитора, принтера и сканера. В процессе калибровки с помощью специального оборудования добиваются точного соответствия между цветами на всех этапах обработки.

Поскольку конечной целью подготовки оригинал-макета является его печать, издательская система либо выводит полученный макет на специальное устройство печати, либо готовит файл с описанием всего издания (чаще всего в формате PostScript), либо с помощью принтера готовит эталонную копию для тиражирования.

Использование издательских систем и фотонаборного оборудования позволило значительно сократить срок подготовки печатных изданий, снизить трудоемкость этого процесса, значительно расширить творческие возможности дизайнеров печатных изданий.

Примеры программных продуктов

Adobe InDesign, Scribus, QuarkXPress, Corel Ventura

Изложенный материал представляет собой теоретические основы технологии обработки текстовой информации, которые учитель может использовать полностью или частично (по необходимости). Основная часть работы с текстом должна быть практической, т.е. на занятии ученики должны готовить печатные материалы, требующие применения тех или иных возможностей соответствующего программного обеспечения.

Технология обработки текста из-за своей прикладной направленности будет востребованна в старшей школе независимо от выбранного профиля, поэтому следует подготовить практикум, охватывающий достаточно широкий круг вопросов подготовки текстового документа, и уже в 9-м классе осуществить его презентацию в рамках предпрофильной подготовки.

Вопросы технологии обработки текста отсутствуют в контрольных измерительных материалах ЕГЭ по информатике, поскольку это письменный экзамен для продолжения обучения по профилю предмета. Но в экзаменационных билетах по информатике за курс среднего (полного) общего образования на обоих уровнях проверяются как теоретические знания, так и практические умения работать с текстовым документом. Раскрытие же темы в современных учебниках неполно. Предлагаемый материал можно использовать следующим образом. Для основной школы в рамках предмета:

1. Текст. Символы и кодирование. Правила машинописного набора.

2. Оформление текста. Структурирование текста.

а) Понятие шрифта. Форматы представления шрифтов. Внешний вид шрифтов.

б) Абзац. Параметры оформления абзацев.

в) Структурирование текста. Списки. Таблицы.

г) Верстка текста.

3. Автоматизированная обработка текстовой информации.

а) Словари, тезаурусы.

б) Индексирование, поиск.

в) Реферирование, перевод.

В старшей школе в рамках предмета независимо от уровня изучения (базового или профильного) рассматриваются:

1. Специальный текст. Формулы. Системы набора.

2. Издательские системы.

3. Макросы.

Материал также можно использовать для изучения в рамках элективного курса в старшей школе.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ»

Факультет: «Гуманитарный»

Специальность: «Менеджмент Организации»

Реферат по информатике на тему:

«Издательские системы»

Выполнил

Студент 1 курса Группы 1050

Штейнгарт С.А.

Научный руководитель

Доцент кафедры ПЭиМ Петров В.Ю.

Санкт-Петербург 2009 г


4. Задачи, решаемые НИС и примеры их пакетов

Список использованной литературы

1. Уровни настольной издательской системы

Еще раз определимся с термином издательская система :ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА (НАСТОЛЬНАЯ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА, КОМПЬЮТЕРНАЯ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА) - комплекс, состоящий из персональных компьютеров, сканирующих, выводных и фотовыводных устройств, программного и сетевого обеспечения, используемый для набора и редактирования текста, создания и обработки изображений, верстки и изготовления оригинал-макетов, корректурных листов, фотоформ, цветопроб, печатных форм и пр., т. е. для подготовки издания к печати на уровне допечатных процессов.

DeskTop Publishing (Настольная издательская система), или сокращенно DTP (НИС).

В русском варианте, который хотя и звучит более прозаически, чем английский аналог ("издательство на крышке стола"), тем не менее, точнее отражена суть. И ключевое слово здесь - система, поскольку только системный подход гарантирует успешное и рациональное решение многих проблем. Можно выделить, как минимум, три основных уровня (рис. 1), наличие и соответствие которых друг другу обеспечивает надежное функционирование этой системы.

Рис. 1 Уровни настольной издательской системы

Аппаратный уровень (hardware level) представляет собой совокупность материальных элементов - устройств, с помощью которых происходят ввод, обработка, хранение, передача и вывод информации.

Программный уровень (software level) - это совокупность информационных элементов (программ и их команд), с помощью которых происходит управление как собственно текстовой и изобразительной информацией, так и аппаратным оборудованием.

Пользовательский уровень ("brainware" level) представляет собой совокупность творческих индивидуумов, высококлассных специалистов и обычных пользователей, которые интегрируют свой творческий потенциал, а также аппаратный и программный уровни для создания творческих произведений.

Аппаратный уровень

Аппаратный уровень, в свою очередь, состоит из следующих компонентов (рис. 2):

· устройства ввода информации (input devices), которые обеспечивают преобразование любых видов информации на самых разнообразных носителях в цифровую форму, что создает условия для ее дальнейшей компьютерной обработки;

Рис. 2 Компоненты аппаратного уровня НИС

· устройства обработки, хранения и передачи информации (process, storage and transfer devices), являющиеся ядром аппаратного уровня;

· устройства вывода информации (output devices), которые обеспечивают "возврат" цифровой информации в форму, понятную и доступную человеку.

Программный уровень

Сам по себе компьютер, даже в самой полной комплектации, не выполняет никаких действий и не обладает знаниями ни в одной области своего применения. Все действия определяются программами и все "знания" также сосредоточены в программах.

Программный уровень (software) настольных издательских систем характеризуется еще более бурным развитием, чем это отмечалось в аппаратной части, хотя некоторые программные приложения (application) существуют уже добрый десяток лет.

Для дизайнеров и специалистов, занимающихся изобразительными видами информации, можно выделить следующие основные классы программного обеспечения (рис.3):

· программы пиксельной графики;

· программы векторной графики;

· программы верстки;

· программы трехмерной графики.

Помимо этого, может оказаться востребованной большая совокупность дополнительного, вспомогательного программного обеспечения, начиная с самой операционной системы и кончая разнообразными мелкими утилитами и плагинами (plug-in). К вспомогательной категории относятся программы для работы со шрифтами, просмотрщики (viewer), преобразователи форматов файлов (конвертеры), браузеры, архиваторы и многое другое.

Скорее всего, большим преувеличением будет назвать операционную систему (ОС) вспомогательной программой, но с точки зрения пользователя графических программ она не является объектом основного внимания, и, как правило, интерес к ней обретается на периферии. Разумеется, недостаточное знание операционной системы способно доставить пользователю множество лишних хлопот.

Пользовательский уровень

Пользовательский уровень - это мы с вами, поскольку разработчики аппаратных устройств и программных средств именуют нас "пользователями". На этом уровне нет никаких технических условий и параметров, а есть только требования профессии и того дела, ради которого человек набирается решимости и садится к компьютеру.

Если говорить о компьютерном дизайне и графике, то, на мой взгляд, самым важным представляется знание предметной области - представление о концепциях изобразительного (визуального) искусства и чувство композиции. Это тем более важно, что компьютерные технологии, являясь концентрированным опытом и суммой навыков, достаточно легко и просто позволяют выполнить все формальные действия, присущие, например, компоновке страницы, а результат - увы - нельзя считать не только фактом искусства, но даже и элементарным ремеслом.

Действительно, относительно легко набрать текст, присвоить ему самое разнообразное форматирование, отсканировать любое изображение или выбрать его из огромного числа библиотек, импортировать и использовать какой-либо "заковыристый" фильтр (или несколько, которые преобразят исходное изображение до неузнаваемости), разместить все это на произвольном количестве страниц. Столь же легко продолжить технологическую цепочку, а именно, напечатать на приличном цветном принтере и получить "добро" у заказчика, отдать на цветоделение и за вполне разумные деньги получить тираж.

Все эти действия технологически правильны и разумны, но результат с точки зрения дизайна может быть (и, к сожалению, бывает) довольно плачевным. Эстетическая и художественная составляющие - увы! - не являются частью компьютерных, технических и программных систем, а целиком возложены на плечи человека, который предлагает идею и осуществляет свой замысел средствами компьютерных технологий. Следовательно, компьютер и все его содержание - это не более чем инструмент, как кисть, карандаш или перо. Только в отличие от них, компьютер - это инструмент, аккумулирующий технологический опыт и знания.

Следующим по важности, с моей точки зрения, представляется знание конкретных программных приложений и связанных с ними соответствующих технологий.

И наконец, для успешной работы, безусловно, требуются общекомпьютерные знания. Сюда можно отнести умение работать в одной или нескольких операционных системах, понимать принципы файловой организации, разбираться в вопросах управления периферийными устройствами (монитором, сканером, принтером), пользоваться устройствами хранения информации, электронной почтой, интернетом и т. д.

Таким образом, серьезному пользователю, который претендует стать профессионалом, следует отбросить иллюзии о том, что компьютер делает что-либо сам по себе (по своей воле компьютер только ломается) и, засучив рукава, начать осваивать все магистрали, а затем и закоулки огромной бурно и непрерывно развивающейся страны под названием Компьютерные Технологии.


2. Компоненты настольной издательской системы

Компоненты НИС представлены в следующей схеме:

Наборная машина.

Модели компьютера и программное обеспечение, которое используется для набора текста, не столь важны, это дело вкуса и корпоративных предпочтений.

Графическая станция.

Аппаратная часть графической станции, кроме самого компьютера, должна включать в себя профессиональный цветной монитор, универсальный сканер, устройство для просмотра сканируемых оригиналов и набор устройств для чтения внешних носителей.

Станция верстки.

Аппаратное решение станции верстки должно быть ориентировано на платформу графической станции. Необходимое количество станций набора, графических станций и станций верстки объединяют в общую сеть. К этой сети подключаются периферийные устройства: черно-белые и цветные принтеры, устройства цветопробы, лазерные экспонирующие выводные устройства.

Печатающие устройства.

В издательском деле доминируют лазерные принтеры, которые используются как для печати корректуры, так и для распечатки черно-белых оригинал-макетов. Цветные лазерные принтеры используют, как правило, для согласования с заказчиком цветного макета и реже как устройство для изготовления цветопроб, весьма условно выполняющее эту роль.

3. Принцип работы настольной издательской системы (НИС)

Типичный принцип работы настольной издательской системы представлен в виде следующей схемы:

Создание компьютерных публикаций. Программные продукты для подготовки текстовых документов значительно отличаются друг от друга характеристиками, возможностями ввода и редактирования текста, его форматирования и вывода на печать, сложностью в освоении и пользовании.

Среди программных продуктов, предназначенных для подготовки текстов, можно выделить три больших класса:

Редакторы текстов, текстовый редактор;

Редакторы документов или текстовые процессоры;

Настольные издательства.

- Редактор текстов (англ. text editor) - это система подготовки текстов, которая не использует для внутреннего представления текста никаких дополнительных кодов, кроме стандартных: конец строки, перевод каретки, конец страницы.

Рис. 38. в Программа "Agrar-Office AgroWin" - графический обзор и основные сведения об участке

Рис. 39. в Программа "Agrar-Office AgroWin" - история полей.

Рис. 40. в

Текстовый редактор - компьютерная программа, которая предназначена для создания и редактирования (изменения) текстовых файлов, а также их просмотра на экране, вывода на печать, поиска фрагментов текста и тому подобное.

Типичный редактор текстов с минимальным набором функций обеспечивает ввод, изменение и сохранение любого символьного текста. Преимущественно такие редакторы используются для подготовки текстов программ.

Они поддерживают выполнение следующих функций:

набор текста с клавиатуры;

Редактирование текста;

Удаление, размножение или перенесение части текста;

Вставка фрагмента текста из другого файла;

Поиск всех уходжень группы символов (контекста);

Замена одной группы символов (контекста) на другую;

Сохранение набранного текста в файле;

Распечатка текста на принтерах разного типа.

К этому классу систем подготовки документов относятся Norton Editor (фирма Peter Norton Computing Inc.), SideKick (фирма Borland), Brief (фирма Solution Systems), многофункциональной редактор Multi-Edit, разработанный фирмой American Cybernetic Ипс, редактор Блокнота (Notepade), что входит в операционных систем Windows 9х. К этому классу относятся редакторы Турбо сред - интегрированных инструментальных средств для создания, компиляции, отладки и выполнения программ на таких популярных языках программирования, как Бейсик, Паскаль, Си, Ассемблер. Обязательной составляющей этих программных продуктов есть редактор с перечисленными выше возможностями для работы с текстами программ.

Новые системы подготовки текстовых документов - текстовые процессоры - сузили сферу применения редакторов текстов, но не вытеснили их полностью.

Редакторы текстов применяются для подготовки документов в ситуациях, когда:

Документ содержит текст сугубо информативного характера и не требует особых средств для оформления его внешнего вида (форматирования);

Документ содержит справочную информацию, которая должна занимать как можно меньше места на носителе с ограниченной емкостью (например, файлы, которые находятся на установочных лазерных дисках и содержат инструкции по установке на компьютере программного обеспечения);

Документ содержит текст очень большого объема.

Редакторы текстов в этом случае обеспечивают минимальный объем файла такого документа.

Современные системы подготовки текстовых документов обеспечивают пользователя пк средствами создания, обработки, оформления и хранения документов различной сложности. Кроме текста, документ может содержать графику, звуковые файлы, видеоклипы, рисунки, диаграммы, таблицы, формулы и многое другое. Сам текст может быть оформлен с помощью средств форматирования.

Текстовый процессор тип текстовых редакторов, который имеет расширенные функции форматирования текста, в внедрением в него графики, формул, таблиц и объектов. Классический пример - Microsoft Word.

Настольные издательские системы используются для подготовки книг, альбомов, журналов, газет. Как правило, предварительная подготовка таких документов с использованием текстовых процессоров.

Настольные издательские системы (англ. desktop publishing) - компьютерное оборудование и программы для набора и верстки текстов (также иллюстрированных, например, журналов) вне типографией.

Настольные издательские системы предназначены для реализации различных полиграфических эффектов, позволяющих легко манипулировать текстом, менять форматы страниц, размер отступов, дают возможность комбинировать различные шрифты, формировать облик как отдельных страниц, так и всего документа. За функциональными характеристиками и возможностями настольные издательские системы аналогичны лучшим текстовым процессорам. Так, оба типа программных продуктов позволяют размещать на одной странице текст и иллюстрации, формировать текст в несколько колонок, изменять текст, манипулировать блоками текста. Но настольные издательские системы отличаются по крайней мере по двум признакам: во-первых, более широкие возможности управления подготовкой текста; во-вторых, подготовленные ими материалы имеют значительно высший уровень качества.

Программные продукты класса desktop publishing условно можно разделить на две подгруппы: настольные издательства профессионального уровня и настольные издательства начального уровня. Продукты первой подгруппы предназначены для работы над изданием документов со сложной структурой или типа иллюстрированных журналов. К системам профессионального уровня можно отнести QuarkXPress for Windows, Frame Maker for Windows Page Maker for Windows. Однако освоение дорогих и сложных в эксплуатации "настольных типографий" требует значительного времени. Поэтому их нецелесообразно использовать тем специалистам, которым нужно только иногда быстро и красиво подготовить документацию, письмо или объявление. Продукты второй подгруппы преимущественно не предназначены для подготовки полиграфической продукции. Все пакеты данной категории ориентированы на новичка и пользователя, который лишь изредка занимается подготовкой документов. Самыми распространенными в этой подгруппе являются пакеты Microsoft Publisher, Pageplus for Windows.

Создание компьютерных публикаций

Публикация - в переводе - обретение гласности какой-либо информации. Этим же словом называют единую по форме и содержанию работу, подготовленную к публикации (опубликованную). В свою очередь компьютерная публикация - в переводе обретения гласности какой-либо информации в Интернете или компьютерных изданиях.

Электронные издания (англ. Electronic publication) - электронный документ (конечный продукт), что прошел редакторско-издательскую обработку, предназначенный для распространения.

Есть много сред для создания компьютерных публикаций, а также много языков программирования для создания и редактирования публикаций.

WEB - публикации - это важный инструмент связи для обеспечения работы предприятия. Это означает, что член команды может создавать проектное сообщения непосредственно на Интранете (электронный WEB сервер).

Услуги Amdane WEB - универсальный разработчик IT консультативных услуг общим интранетом с электронным банком сообщений. Эти системы основаны на правилах, которые управляют потоком задач и информации, которая находится в деловых формах и других документах 50. Интранет зависит от всех информационных технологий, которые делают его возможным - компании должны иметь WEB - браузеры и серверы, сети клиентов, системы управления базой.

Заключается в соединении текста с возможностями графики и художественного оформления для воспроизведения документов такого уровня, какой ранее обеспечивала только полиграфия. Компьютерная издательская система призвана на высоком техническом уровне создавать книги, каталоги, буклеты, отчеты, письма, приглашения и другую печатную продукцию.

  • В традиционной полиграфии, чтобы увидеть свой заказ в окончательном виде, вам придется работать с дизайнером несколько дней, а может быть и больше, лотом внести свои коррективы и ждать еще столько же. В издательской системе вы видите спроектированный документ на экране монитора сразу же в окончательном виде.
  • В традиционной полиграфии текст вашего заказа набирается наборщиком. Помимо того что набор требует немалого времени, в текст вносят дополнительные ошибки. В издательской системе вы импортируете свой текст из текстового процессора.
  • В полиграфии выполненные вами рисунки проходят стадию уменьшения, чтобы поместиться на странице. В издательской системе уменьшение рисунков до необходимых размеров и вставка их в текст легко производятся вами.
Компьютерная издательская система предоставляет пользователю огромные возможности для создания высококачественной полиграфической продукции. Для использования возможностей компьютерных издательских систем вы должны научиться работать с ними, а это - профессия.

Компоненты издательской системы

Компьютерные издательские системы основываются на сочетании современных компьютеров, лазерных принтеров и сложного программного обеспечения , дающего возможность манипулировать текстом и графикой. Центральным элементом этих систем следует считать специализированные пакеты прикладных программ, позволяющие создавать требуемый текст на экране монитора. Поскольку граница между высшим уровнем существующих текстовых процессоров и низшим уровнем используемых издательских систем постепенно стирается, весь изложенный в данном разделе материал по издательским системам может быть в равной степени применим и к высокоразвитым текстовым процессорам. Помимо лазерных принтеров необязательным, но весьма желательным элементом издательских систем являются сканеры. Сканеры конвертируют любую картинку, фотографию или текст в файл одного из графических форматов, обеспечивая тем самым возможность их вставки в проектируемый документ.

Сравнение текстового редактора и издательской системы

Исходные требования . Текстовый редактор и издательская система призваны решать одну и ту же задачу создания документов, но они ориентируются на различные категории пользователей. Текстовый процессор предназначен для рядового пользователя, для которого главным является удобство и простота интерфейса. Издательская система ориентируется на профессионалов, для которых важнее всего полный контроль над видом создаваемого документа. Указанные ориентации постепенно сближаются по мере совершенствования компьютеров и программ. На сегодняшний день различия проявляются лишь в деталях, Например, WinWord 6,0 не имеет экспорта в формате PostScript, обязательного для издательских систем, которые должны иметь развитую систему импорта-экспорта документов. С другой стороны, издательские системы могут уступать текстовым процессорам в качестве изображения документа на экране монитора, поскольку для первых из них более важным является качество вывода на печать (или другое специализированное устройство вывода). Создание издательской системы вызвано особыми требованиями работников, связанных с книгоизданием:
  • способностью системы создавать газетные колонки;
  • способностью изменять шрифты в пределах одного документа;
  • способностью включать графику в текст;
  • возможностью просмотра разработанного документа до его распечатки.
Поскольку высокоразвитые текстовые процессоры сегодня обладают всеми указанными свойствами издательских систем, в ряде случаев лучше говорить не о дополнительных возможностях этих систем, а о том, насколько проще (или труднее) их использовать по сравнению с текстовыми процессорами для выполнения тех же самых функций. Режимы работы с текстом и графикой . Все известные текстовые процессоры и издательские системы могут работать в двух режимах-текстовом и графическом. В текстовом режиме любая программа может показать 256 предварительно заданных символов на экране, разделенном на 25 строк по 80 знаков в строке (всего 2000 ячеек). Заданные символы включают в себя строчные и прописные буквы алфавита, числа, знаки пунктуации и специальные символы. Заметим, что некоторые текстовые процессоры под DOS (например, Word 3-х - 5-х) используют компоновку экрана с другим количеством строк 28х80, 43х80 и 50х80- В графическом режиме экран трансформируется в поле, состоящее из тысяч ячеек, имеющих свои координаты. Высвечивая определенные точки, мы получаем на экране тот или иной графический образ. Точность изображения определяется разрешающей способностью выбранного режима экрана, задается в виде произведения количества строк на количество столбцов. Так, например, экран монитора типа VGA (Video Graphics Array) в графическом режиме разделяется на 480 строк по 640 точек в строке (всего на экране - более 300000 точек, из которых, как из мозаики, формируется изображение). Преимуществом текстового режима являются его большая скорость и меньшая потребность в оперативной памяти. Недостатком - способность изображать только 256 знаков, находящихся в определенных ячейках экрана. Следствие указанного недостатка - это невозможность просмотра в текстовом режиме (текстового процессора или издательской системы) графических образов. Так, если в вашем документе имеется картинка и вы работаете в текстовом процессоре, вы должны создавать документ (его текстовую часть) в текстовом режиме, затем его просматривать в графическом режиме и вносить изменения снова в текстовом режиме. Издательские системы почти постоянно работают в графическом режиме, поскольку они допускают внесение изменений в текст и в графическом режиме. Основной целью издательских систем является не ввод текста, а верстка. Полезные советы . Работающим с текстовым процессором мы дадим несколько полезных советов. Используйте режим просмотра готового документа перед его распечаткой. Многие текстовые редакторы предлагают вам заблаговременно (до печати) посмотреть, как будет выглядеть готовый документ после его распечатки на бумаге. Часто своевременное использование этого режима дает возможность лучше организовать документ, не допуская его перепечатки. Учитесь быстро печатать . Главным ограничением в производительности текстового редактора является скорость ввода данных с клавиатуры. Не пожалейте времени и сил, чтобы научиться печатать "слепым методом" (не глядя на клавиатуру) и десятью пальцами Рекомендуем вам использовать для этого специальные компьютерные программы-тренажеры.

Сначала пишите , потом редактируйте. Создавая документ, не пытайтесь редактировать текст все время- Опыт показывает, что при этом падает производительность и теряются мысли.

Удаляйте с осторожностью . Вместо того чтобы удалять текст большими кусками. мы советуем вам лучше сдвигать эти куски в конец документа или переписывать их во временные файлы. При создании документа работайте в режиме вставки, не связанной с возможной потерей данных. Сохраняйте чаще . Перебои в снабжении электроэнергией, зависание программы продуктов и другие компьютерные неприятности могут свести на нет многие часы и дни вашей работы. Поэтому хорошей привычкой является постоянное использование команды сохранения, особенно в случаях, когда вас позвали к телефону или кто-то позвонил в дверь. Храните копии всех важных документов . Вы можете создавать резервные файлы, переписывать ваши документы на отдельные дискеты или просто распечатывать их в конце сеанса работы. Используйте небольшие файлы . Большие файлы обрабатываются текстовыми процессами значительно дольше, чем маленькие. Кроме того, в случае повреждения или потери файла ущерб от маленького файла будет меньше. Сделайте, чтобы вам было удобно . Проверьте, удобно ли вам сидеть за компьютером. В удобной позе вы дольше сохраните состояние работоспособности. Делайте передышки . Короткие перерывы в работе помогут вам к вашим глазам не уставать в процессе работы. В заключение отметим, что следует взвешенно относиться к возможностям издательских систем. Это дорогие, большие и сложные программные продукты, требующие значительного времени и усилий как на освоение, так и на использование. Для перехода с текстовых процессоров на издательские системы должны быть веские основания. Даже при полном освоении всех возможностей издательских систем не ожидайте автоматического повышения художественного уровня вашей печатной продукции. Для этого потребуется немало времени и сил, чтобы развить хороший оформительский вкус и освоить традиции книгоиздания.

ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТА

Общие требования к созданию документа

Одним из основных вопросов создания документа является выбор типа шрифта, его стиля и размера, а также определения требований к плотности печати на строке и странице. Важность этих решений связана с тем, что успех того или иного документа в большой степени зависит от того, как он выглядит. Выбор шрифта должен соответствовать информации, которую вы хотите передать читателю: шрифт не должен быть ни слишком заметным, ни слишком ординарным. При этом различные части документа (заголовок, сам текст документа, примечания) нужно набирать шрифтами различных размеров. Правильный выбор шрифта, его стиля (жирный, курсив, обычный) и размера акцентирует содержание сообщения, не привлекая внимания к самому шрифту. Большое значение имеет выбор степени разреженности строк на странице и их длина. Типы шрифтов . Тип шрифта (или принятый в полиграфии термин гарнитура шрифта) определяет особенности написания целого набора символов, включающего заглавные и строчные буквы, цифры, знаки пунктуации и специальные символы (например, Times New Roman или Helvetica). Каждый тип шрифта имеет несколько стилей начертания символов, например, полужирный, курсив, полужирный курсив, обычный. Кроме того, можно ввести подчеркивание символов и фрагментов текста, Размеры шрифтов . Размер шрифта или иначе кегль -это его вертикальный размер, измеряемый в пунктах (1 пункт равняется 0,376 мм). Для большинства документов используются 10 ¾ 12-пунктовые шрифты, в то время как газетная полоса может иметь только 8-пунктовый. Размер шрифта более 14 пунктов обычно используется лишь для заголовков и выделений. Заметим, что шрифты различных типов, но одного размера необязательно выглядят одинаковыми по величине. Так, 12-пунктовая Helvetica имеет больший вертикальный размер, чем 12-пунктовый Times New Roman. Разреженность строк и символов . Низкая разреженность строк (т.е. небольшое расстояние между соседними строками) затрудняет чтение, а высокая - делает документ малоинформативным. Для правильного выбора разреженности строк, также измеряемой в пунктах, необходимо учитывать размер используемого шрифта. В современных издательских системах разреженность строк определяется автоматически на уровне 120% от выбранного размера шрифта. Во многих текстовых процессорах имеется возможность регулировать расстояние между символами в словах, создавая более уплотненное или разреженное их начертание. Такой прием часто применяется для заголовков. Ширина строк . Ширина строки (колонки) определяется количеством знаков, которые могут быть на ней помещены. Обычно оптимальной считается ширина строки в пределах от 45 до 60 символов. Обращаем внимание на наличие связи между шириной строки (колонки) и размером выбранного шрифта: чем меньше размер шрифта, тем короче строка. Иными словами, меньший размер шрифта дает возможность поместить больше символов на заданной площади листа.

Верстка страниц

Общие сведения . Верстка страниц играет такую же роль, как чертеж перед началом строительства дома. Верстка определяет организацию страницы, задавая соотношения между границами, колонками и расстоянием между колонками. Первое важное решение на уровне верстки связано с выбором количества колонок на странице. Одноколоночная верстка обычно используется для книг и писем, в то время как двух- и трехколоночный формат больше подходит для журналов и газет. Далее размеченные колонки наполняют текстом и рисунками. На рис. 13.7. приведены варианты верстки документа. Вставка рисунков . В процессе верстки рисунки, так же, как и текст, размещаются в границах установленных колонок. При размещении рисунков следует соблюдать ряд правил.
  1. Располагайте рисунки сразу после упоминания о них в тексте.
  2. Оставляйте по сантиметру пространства между текстом и рисунком.
  3. Старайтесь использовать рисунки той же ширины, что и сопровождающий их текст.
Заметим, что для придания странице большей выразительности возможно расположение рисунков, выходящих за рамки колонки (т.е. рисунков, расположенных вне спроектированной верстки).

Дополнительные принципы проектирования

Итак, основой проектирования документов является верстка. Существует, однако, ряд, дополнительных принципов проектирования документов, на которых нам хотелось бы остановиться. Что можно и что нельзя в верстке . Давние традиции книгопечатания сформулировали следующие рекомендации; Не пишите убористо . Оставляйте на листе достаточно пустого места, чтобы дать глазу передышку. Между краями листа и текстом оставляйте хотя бы по паре сантиметров. Организуйте элементы вашего документа так, чтобы он выглядел единым целым, занимал при этом минимальную площадь страницы. Не используйте на странице много различных шрифтов и рисунков: помните, что они лишь украшение текста. Не используйте слишком длинных строк : длинные строки утомляют глаз читателя. Рис.13.7. Различные варианты верстки документов. Принцип баланса. Соблюдение принципа баланса, требует чтобы визуальный вес левой и правой частей страницы (или левой и правой страниц разворота) был примерно одинаков. При наличии нескольких рисунков на странице достижение баланса превращается в нелегкую задачу. Выделение. Чтобы акцентировать внимание читателя, издательские системы предлагают целый набор средств. Простейшие из них - изменение типа и размера шрифта. Заголовки следует набирать шрифтом большего размера, чем подзаголовки, которые, в свою очередь, должны быть больше основного текста. Также эффективно использование стилей шрифтов - полужирный, курсива и подчеркивания, однако, ими следует пользоваться умеренно. Не следует выделять заглавными буквами или подчеркивать длинные фрагменты текста. Важным средством выделения является заполнение фрагмента серым (цветным) тоном и/или выделение фрагмента в рамку.