Частотная характеристика наушников. Всё, что нужно знать о наушниках

С момента своего изобретения Александром Грэхемом Беллом во второй половине девятнадцатого столетия наушники претерпели большое количество изменений и твердо вошли в жизнь не только меломанов, не представляющих свою жизнь без музыки, но и всех любителей послушать радио по пути на работу или «прочесть» новую аудиокнигу, не мешая домашним. С появлением практически в каждом доме персонального и вовсе стали незаменимым атрибутом в каждой семье. Но все ли знают, как выбрать наушники и на какие аспекты при покупке этого аксессуара следует обратить внимание?

Первое на что нужно обратить внимание при выборе наушников, это При этом следует учитывать, что принцип «чем больше, тем лучше» в этом случае работает далеко не всегда. Так с «правильным» частотным диапазоном? Для начала важно знать, что человеческое ухо способно воспринимать частоты в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Начало этого отрезка отвечает за «басы», а вверху находятся высокочастотные звуки. Для важна не ширина а корректное воспроизведение частот именно в этом диапазоне, без завалов, «бубнения» или хрипов на нижних частотах и без скрежета или шипения на верхах и средних частотах. Как правило, все производители указывают основные технические характеристики своего товара, в том числе и амплитудно-частотные показатели, на упаковке или в прилагаемой инструкции.

Второй важной характеристикой при служит сопротивление. По сути, чем больше у аксессуара эта характеристика, тем более мощное устройство необходимо таким наушникам для оптимальной работы, и гораздо меньше влияния на звук этот источник оказывает. Проще говоря, к низкокачественному плееру можно подключить наушники с сопротивлением 8-16 Ом, но в полной мере насладиться музыкой не получится - от этого будут отвлекать треск внутренних процессов, шум усилителя и другие посторонние звуки. Если же подключить к такому плееру большие «мониторные» наушники с сопротивлением на 250 Ом, звук в них окажется очень тихим и плоским - наушники не станут играть, а будут «шептать». Оптимальный диапазон сопротивления для портативных устройств - это 32-64 Ом. Знание об этом подскажет, как выбрать наушники для плеера «правильно».

Еще одним значимым фактором, заметно влияющим на звук, является чувствительность. Чем больше эта характеристика, тем звук громче. Соответственно, чем меньше чувствительность и сопротивление, тем тише такие наушники будут воспроизводить звук.

Многие покупатели перед покупкой данного аксессуара задумываются, какие выбрать - вакуумные наушники или «обычные». В этом вопросе лучше всего ориентироваться на собственные ощущения во время пробного прослушивания и фактор удобства. Также следует помнить, что даже при выключенном звуке окружающий мир в вакуумных наушниках «глушится» довольно сильно, поэтому с таким устройством, желательно, очень внимательно переходить дорогу и вообще быть на улице более собранным.

И последней частью вопроса о том, как выбрать наушники, является акустическое оформление предстоящей покупки. В этом плане наушники бывают «открытыми», «закрытыми» и «полуоткрытыми». Помимо внешнего вида акустическое оформление влияет на звукоизоляцию - в «закрытых» наушниках внешний мир будет максимально «заглушаться» музыкой, а окружающие не услышат то, что играет у Вас в наушниках даже при воспроизведении на очень высокой громкости. Но в «закрытых» наушниках есть один минус - звук не выходит наружу из-за глухой задней стенки динамиков и может немного искажаться.

Одними из самых популярных производителей наушников на данный момент являются такие компании как «Koss», «Sennheiser», «Sony», «AKG» и «Philips», но есть целый ряд других производителей, обеспечивающих рынок наушников качественным и достойным внимания товаром.

Хорошие наушники могут понадобиться владельцу многих видов современной техники – начиная от аудиоплеера, заканчивая домашним кинотеатром. Как выбрать наушники, подходящие именно для ваших целей?

Стоимость наушников Beats Studio в интернет-магазинах находится в диапазоне 5490–7990 рублей.

Основные критерии выбора

Важнейшими характеристиками, влияющими на выбор наушников, независимо от того, для чего они будут использоваться, являются следующие параметры.

Качество звучания

Оно не в последнюю очередь зависит от частотного диапазона наушников, который в идеале должен быть равным 20–20000 Гц. Хотя большинство производителей такой техники не указывает для своих изделий ещё один не менее важный параметр – линейность АЧХ. Поэтому качество звучания, скорее всего, будет зависеть не от частот, а от цены устройства – чем она выше, тем приятнее будет слушать качественную музыку.



joycedragan / Shutterstock.com

Удобство ношения

Тут основным критерием уже являются предпочтения покупателя. Кто-то предпочитает компактные и негромкие наушники, вставляющиеся в уши не только при прослушивании плеера, но даже, сидя за компьютером (например, в офисе).

Люди же, для которых важнее звукоизоляция, но ушные вкладыши по какой-либо причине не подходят, могут носить наушники с широкими чашами даже по улице.

Cтоимость

В большинстве случаев покупателю наушников стоит выбирать их ценовой диапазон в зависимости от требовательности к качеству звука. Так, например, для разговоров по мобильному телефону и даже Скайпу нет смысла тратиться на слишком дорогую модель (хотя и наушники за пару десятков рублей приобретать тоже не стоит), а вот уже меломану стоит рассмотреть варианты ценой от $100 и выше.

Статья по теме: Новинки ноутбуков 2017

Параметры провода наушников

В первую очередь это его длина. Стандартных полутора метров будет вполне достаточно для человека с плеером или смартфоном. Тем, кто при помощи наушников смотрит телевизор, могут пригодиться устройства с 5–10-ти метровыми проводами. Беспроводными наушниками пользоваться, хотя и удобнее, но качество звука при этом теряется, а в самом устройстве время от времени приходиться менять или подзаряжать аккумуляторы.

Как выбрать наушники для телефона

Выбирая наушники, подходящие для мобильного телефона (а также для плеера), кроме общих критериев, стоит руководствоваться ещё и параметрами.

Звукоизоляция устройств

Как правило, слушая музыку или разговаривая по телефону, хочется отгородиться от посторонних звуков. А, значит, неплохим выборов будут либо вакуумные наушники, либо полноразмерные, закрывающие уши.

Хотя, если вы во время их использования, например, едете на велосипеде или идёте по тротуару, иногда пересекая дорогу, лучше всё-таки слышать некоторые звуки - в этом случае вполне подходят обычные «вкладыши» или накладные, но с небольшим размером чаш.



Чувствительность и сопротивление

Первая должна находиться в пределах 100–120 дБ, второе – быть равным 10–60 Ом.
Что же касается гарнитуры, идущей в комплекте с телефонами и другими гаджетами, она подойдёт только неприхотливым меломанам, для которых качество звучания не играет особой роли. Поэтому в основном такие наушники лучше будет заменить.

Как выбрать беспроводные наушники

Никуда не девающиеся требования к качеству звучания и удобству для беспроводных наушников дополняются ещё и необходимостью выбора таких параметров:
Ёмкости аккумулятора (от которой зависит время работы устройства) и возможности его зарядки. Хорошим вариантом будет, если наушники можно подзаряжать, не доставая из них батарею.

Радиус действия

Как правило, для моделей среднего ценового диапазона она достигает 50–100 м, чего более чем достаточно для большинства пользователей;

Как известно, знание - сила, особенно в технических вопросах. Основные характеристики наушников, обычно указанные на упаковке, дают представление об их возможностях до прослушивания. Надо лишь разобраться, что к чему.

Чувствительность

Все сталкивались с ситуацией, когда одни наушники звучат громче других при том, что уровень на плеере (или смартфоне) выставлен одинаково. Часто этот факт связывают с разницей в мощности наушников. Но наушники - не усилитель, такая предпосылка в корне неверна.

На самом деле то, насколько громко зазвучат наушники, зависит от их чувствительности. Традиционно этот параметр лежит в пределах 90–120 дБ, причем для большинства моделей доступных на рынке эти рамки уже 95–105 дБ. Чувствительность показывает, насколько громко будут играть наушники при прочих равных. Чем она выше, тем выше максимальная громкость и меньше нагрузка на встроенный усилитель плеера или смартфона. Мной замечена еще одна прямая зависимость: чем дешевле наушники, тем меньше шансов, что их реальная (а не указанная в техническом паспорте) чувствительность будет высокой.


Наушники AKG K 315. Чувствительность - 126 дБ, импеданс - 32 Ом, максимальная входная мощность - 15 мВт.

Мощность

А вот в вопросе мощности не стоит гнаться за ваттами. Особенно когда основной источник музыки смартфон или портативный плеер. При высокой чувствительности достаточно нескольких милливат, чтобы музыка играла громко, а усилитель гаджета не перегружался и экономно расходовал заряд аккумулятора. Да, если выбрать наушники с высокой мощностью, звук, возможно (только возможно), получится солидным и напористым. Но продлится это не так долго, как вам бы хотелось - батарея гаджета под такой нагрузкой начнет стремительно разряжаться. Более того, нередки случаи, когда встроенный усилитель попросту не справляется с мощными наушниками. В итоге и звука хорошего не услышите (рыхлый неглубокий бас), и получите искажения на громкости выше средней.

Для наушников, используемых дома, высокая мощность уже не проблема, ведь предполагается, что они будут использоваться со стационарным усилителем. Тогда высокая мощность поспособствует высокому качеству звука.


Наушники Beyerdynamic DT 1350. Чувствительность - 129 дБ, импеданс - 80 Ом, максимальная входная мощность - 100 мВт

Сопротивление

Еще один фактор, существенно влияющий на качество звучания, расход энергии и в целом определяющий совместимость наушников с усилительной частью, - импеданс. С точки зрения физики импеданс несколько отличается от более понятного термина «сопротивление», но с потребительской точки зрения это не столь важно, поэтому на упаковке наушников вполне можно встретить и такое написание.

Любой усилитель имеет некоторый диапазон нагрузок, с которым он способен работать в оптимальном режиме. Величина импеданса наушников, измеряемая в омах, соответственно, определяет режим работы усилителя. В портативной технике обычно стоят усилители, рассчитанные на работу с импедансом от 16 до 32 Ом. Поэтому именно такие цифры вы встретите у большинства наушников. Однако вполне допустимо использовать с портативной техникой наушники с импедансом 40–60 Ом. Принципиальная разница состоит в том, что для работы последних потребуется больше мощности, а значит, увеличится расход аккумулятора. Также помните, что если сопротивление наушников значительно отличается от рекомендованного, усилитель будет работать во «внештатном» режиме, результатом чего могут стать искажения и общее понижение качества звука. А в крайних случаях, еще и приведет к выходу из строя усилителя или наушников.


Наушники Denon AH-C250. Чувствительность - 109 дБ, импеданс - 87 Ом, максимальная входная мощность - 100 мВт

Высокоомные наушники, чей импеданс исчисляется сотнями омов, стоит использовать только со стационарными усилителями. Чаще всего высокоомные наушники делают для профессиональных целей, хотя их также можно встретить и среди дорогих High End-моделей для бытового использования.

Внимание, если выбираете модель для дома: импеданс наушников должен попадать в пределы рекомендованного диапазона нагрузки, который указывается в технических данных усилителя. Вообще, большинство наушников и усилителей довольно четко делятся на низко- и высокоомные, так что особенных проблем с поиском подходящей пары возникнуть не должно.

Частотный диапазон

Частотный диапазон наушников, наверное, самая простая и понятная величина. Чем он шире, тем качественней звук. Выход заводских параметров за пределы слышимого диапазона, например, 5 Гц – 25 кГц, свидетельствует о том, что края этого самого слышимого диапазона будут воспроизведены без особых потерь. Может быть, потому что это простая величина, да еще и с большими цифрами, производители склонны ее приукрашивать. Часто встречаются стандартные цифры, типа 20 Гц – 20 кГц. И никаких указаний о том, при каких условиях были произведены измерения, не говоря уж о графике АЧХ. 20Г ц и правда могут быть, но с такой громкостью, что услышат их лишь приборы в глухой акустической комнате, где, возможно (только возможно), проходили замеры.


Наушники Sony MDR-1R. Чувствительность - 105 дБ, импеданс - 48 Ом, максимальная входная мощность - 1500 мВт, частотный диапазон - 4–80 000 Гц

Уши против цифр

В заключение обзора основных характеристик хочу избавить читателей от одной распространенной иллюзии, что «наушники с одинаковыми паспортными данными одинаково звучат». Ничуть.

При равном частотном диапазоне, одинаковых чувствительности, мощности и импедансе разные наушники, вероятней всего, заиграют совсем непохоже друг на друга. Поскольку наше впечатление от звучания формируется точностью реакции излучателя, формой частотной характеристики и ряда иных показателей, которые публикуются разработчиками крайне редко, а другие и вовсе не могут быть измерены. К сожалению или к счастью, но современные измерительные приборы еще не достигли тех высот, когда они научатся воспринимать музыкальный сигнал комплексно, как человек. Поэтому, изучив характеристики на предмет совместимости с остальным комплектом оборудования (источник, усилитель), соизмерив их стоимость со своим кошельком, нужно все-таки пойти и послушать их. Иначе никак.

Большинство современных смартфонов (и простых мобильных телефонов) поставляются в комплекте с проводной гарнитурой (наушниками), однако не каждая пара стандартных наушников может похвастаться четким звучанием, удобством и уж тем более дизайном. Прослушивание музыки, аудиокниг, радио и просмотр любимых фильмов на смартфоне будет гораздо более приятным, если правильно подобрать .

Для начала вам стоит определиться с видом наушников: вкладыши, вставные (их еще называют “затычки”, или “пробки”), накладные (среди них много складных моделей; иногда их называют дуговые), и мониторные. Кроме этого, наушники могут быть проводные или . Для телефона больше всего подойдут вкладыши, вставные и накладные небольшого размера. У каждого из этих видов есть свои достоинства: накладные дают более объемное и качественное звучание за счет большей мембраны, но они не столь компактны, как вставные или накладные; вставные — удобные, доступные по цене, но если такие наушники подобрать не по форме своей ушной раковины, то они могут выпадать из уха, что неудобно; пробковые “затычки” наоборот сидят в ухе очень плотно, но не всем комфортно носить такие наушники, кроме этого долго ими пользоваться не рекомендуют врачи, это может повлиять на ваш слуховой аппарат, еще один важный факт — на улице вы можете ничего не слышать, кроме своей музыки, что может быть опасно, если вы, например, едите на велосипеде.

Чтобы понять какой вид наушников вам подходит больше, подумайте, где вы больше всего будете их использовать вместе с телефоном. Если они должны быть незаметны, и занимать мало места, то лучше выбрать вкладыши или вставные. Для долгих поездок и путешествий больше подойдут накладные, так как от них меньше устают голова и уши.

Некоторые модели наушников изначально разработаны именно для мобильных телефонов, как например, . При покупке наушников в интернет-магазине внимательно читайте описание, и тогда вы точно сделаете правильный выбор.

Вес наушников

Вес наушников. Если для больших домашних наушников вес играет не самое больше значение, то для телефона, чем они легче — тем лучше. Проводные всегда легче беспроводных, так как у последних на вес влияет наличие аккумуляторов. “Вкладыши” обычно весят — 5-30 граммов; накладные — 40-100 граммов.


Для ценителей качественного звука

Стандартным считается разъем 3.5 мм. Однако, в некоторых мобильных телефонах и диктофонах можно встретить разъем 2.5 мм. Часто в комплекте с наушниками идет дополнительный переходник на 2,5, а так же на 6.3 мм, что очень удобно.

Позолоченный разъем. Наверное, вы замечали, что некоторые наушники имеют позолоченный разъем. Так вот, золотое покрытие на разъеме и переходнике не случайно. Золотое напыление — это стойкость к коррозии и окислению. Хороший контакт — более чистый и качественный звук.



Важные технические характеристики наушников

Диаметр мембраны

Диаметр мембраны, или размер динамиков. Этот показатель влияет на качество звука. Больший диаметр мембраны лучше воспроизводит низкие частоты. Опять-таки, выбирая наушники для телефона, вы вряд ли планируете покупать большие мониторные наушники. Стандартом для наушников-вкладышей является мембрана диаметром 9-12 мм. К примеру, накладные наушники для домашнего использования с хорошим качеством “низов” идут от 30мм. Большие студийные наушники могут иметь показатель до 70мм.

Импеданс

Импеданс, или номинальное сопротивление наушников по переменному току. Техническая характеристика. Вообще, для наушников этот показатель может лежать в диапазоне от 1.0 до 820.0 Ом. И зависит в первую очередь от того, с какой техникой вы собираетесь их использовать. Для портативной техники выбирайте модели с импедансом 16-40 Ом. Это обеспечит достаточную громкость при малой мощности входного сигнала.

Частота диапазона

Частота диапазона может быть указана производителем от 2 до 110000 Гц. При этом не стоит забывать, что человеческое ухо воспринимает примерно от 20 до 20000 Гц. Если наушники обладают более широким диапазоном, то вы можете и не заметить разницы, если ваши уши не обладают особой чувствительностью.

Чувствительность наушников

Чувствительность наушников может быть от от 60.0 до 130.0 дБ. Чувствительность влияет на громкость звука в наушниках. Если не вдаваться в техническую сторону вопроса, то стоит остановиться на наушниках с чувствительностью не менее 100 дБ, что обеспечит достаточную громкость на улице и в шумных местах.

Длина шнура

Длина кабеля в проводных наушниках влияет в первую очередь на их комфортное использование. Для телефона оптимальной длиной можно считать наушники в 80-120 см, в зависимости от того где будет телефон: в сумке, кармане пиджака или кармане джинсов.

Сменные амбушюры

Количество пар сменных амбушюров в комплекте. У одних наушников может быть всего одна пара, у других — 3. Количество амбушюров, которые поставляются с наушниками-вкладышами может иметь значение, поскольку дополнительно докупить их бывает проблематично. К слову, амбушюры — это съемные части наушников, которые непосредственно прилегают к уху. Иногда в комплекте попадаются пары разного размера, чтобы пользователь подобрал размер под себя.


Дополнительные преимущества:

    Водостойкий корпус. Да, и наушники бывают влагозащищенными

    Адаптер для самолета. Если вы часто летаете, то вам может пригодится такой адаптер, чтобы в салоне подключать свои наушники для пользования внутренней аудиосистемой.

Проблема выбора такого, как многим покажется на первый взгляд, маловажного «аксессуара», как наушники - сегодня актуальна как никогда! Благодаря стараниям маркетологов, многие действительно важные критерии выбора были задвинуты назад, а практически бессмысленные выдвинуты вперед.

Выбираем наушники: советы ZOOM

Это привело к довольно забавным ситуациям. Со стороны человека, разбирающегося в проблеме, это выглядит, как если бы покупатели стали, например, выбирать автомобили по длине двигателя и с пеной у рта доказывать, что автомобиль с длинным двигателем лучше автомобиля с коротким, полностью игнорируя все остальные критерии. Разобраться, на что смотреть, что слушать, а что не стоит даже брать в руки, - и является целью данного материала.

Для чего это нужно?

Для чего нужны наушники вообще - думаю, всем понятно - чтобы слушать музыку одному и поменьше мешать этим процессом окружающим или, чтобы они поменьше мешали вам.

Для чего нужно менять наушники идущие с плеером? Здесь ответ тоже вполне очевидный - они очень низкого качества. Хорошие наушники стоят дорого, и использование их в качестве комплектных резко повысит конечную стоимость устройства. Что сразу снизит его конкурентоспособность - всем же не объяснишь, что здесь 50% - стоимость за наушники. Тем не менее, конечное качество звука плеера определяется в первую очередь наушниками. Плеер стоимостью $500 с комплектными наушниками будет звучать несравнимо хуже, чем плеер за $50 с хорошими наушниками за $50-100.

Для чего нужны отдельные дорогие большие наушники? В первую очередь - для прослушивания музыки дома, на стационарной технике, портативные плеера их в большинстве случаев вообще не могут раскачать. И зачем это? - спросите вы. Для того чтобы достичь высочайшего качества звука! Покупая такие наушники, при небольшом бюджете вы получите звук на порядок более дорогой колоночной техники, а при серьезном бюджете - и просто недостижимое для колонок качество звучания. И, надо отметить, вам не потребуется создавать специальную комнату для прослушивания музыки и у вас не будет проблем с «домашними» (то, что вас покалечат за расход месячного семейного бюджета на наушники, - не в счет).

На что смотреть при выборе?

Первое, на что все смотрят, - частотный диапазон. Смотреть на это не нужно, это самый бессмысленный параметр в характеристике. По важности в выборе он соответствует «длине двигателя», упомянутой во вступлении. Покупателям проще - сравнил две цифры и выбрал, а маркетологи этим воспользовались, раздув значимость этого параметра до огромных масштабов.

Sennheiser IE4: вкладыши высокого качества за разумные деньги

Давайте разберемся с самого начала. Еще со школьного курса многие помнят, что человек слышит от 20 Гц до 20 кГц частотного диапазона. В начале этого диапазона находятся низко-частоные звуки - «басы», в верху - высокочастотные. Задача любых наушников - корректно воспроизвести этот диапазон, то есть без завалов, без хрипов или бубнения на «басах», без шипения или скрежета на «верхах», и без проблем в середине. Эту способность отражает амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), зависимость громкости от частоты, обычно представляется в виде графика. Соответственно, чем ровнее эта кривая, тем более точный звук. Когда производитель пишет на коробке частотный диапазон, то в идеале он как раз и должен указать длину этого линейного ровного участка. Но если написано, например, диапазон 5 Гц – 30000 Гц это не означает что выше 30 кГц или ниже 5 Гц наушники не издают звук вообще – просто там громкость начинает спадать. Если громкость спадет на 0,0001% считать ли это границей диапазона? А если на 0,1%, 1% или даже 10%?

Проблема в том, что производитель сам устанавливает этот критерий. Причем стараясь его как можно сильнее увеличить, дабы написать диапазон пошире и привлечь больше покупателей (случаи, когда диапазон пишется вообще без каких-либо измерений, рассматривать не будем, но такое встречается). Отсюда и появляются такие казусы, когда у наушников за 200$ с потрясающим звуком, заявленный частотный диапазон хуже, чем у агрегата за 10$, и звуком как у консервной банки.

Sennheiser IE8: модель для профессионального мониторинга

Даже если диапазон измерен правильно и честно, он все равно не может быть критерием выбора. Так как главное ведь - не ширина линейной части АЧХ, а именно ее линейность. Две цифры начала и конца ничего не скажут об «искаженности» или линейности этого диапазона. Производители бюджетных моделей не любят показывать графики АЧХ своих наушников, так как линейный диапазон там, мягко сказать, не совсем линейный.

В тоже время по самой АЧХ опять нельзя выбирать наушники - можно только отфильтровать их на хорошие и плохие, так как определить характер звучания по АЧХ очень сложно - проще послушать модель вживую, используя конкретные композиции. Помимо частотного диапазона на коробке указывают еще два параметра, которые уже представляют некоторую важность.

Audio-Technica ATH CK9: 11-мм мембраны обеспечивают отличную передачу звука

Один из них - сопротивление. Если не вдаваться в радиотехнику, то можно сказать следующее - чем больше сопротивление, тем более мощный источник нужен для наушников и тем меньше влияние самого источника на звук. То есть если к низкокачественному плееру вы подключите наушники с сопротивлением 8-16 Ом, то помимо всех мельчайших деталей и нюансов музыки, вы услышите еще и такие «приятные» звуки, как шум усилителя, треск от внутренних процессов (например, перемещений головки жесткого диска в HDD-плеерах, или просто шорох от переключения вкладок в меню плеера и т.п.). Естественно, подразумевается, что сами наушники довольно высокого качества, чтобы услышать такие нюансы, на низкокачественных ушах подобных проблем нет, но и хорошей детализации самой музыки там тоже нет.

Если же вы подключите к портативному источнику большие мониторные наушники на 250 Ом, то ничего с плеером не произойдет - он не задымится, как почему-то многие думают. Просто звук будет тихий и плоский. Наушники будут именно «шептать», а не играть. И как при шепоте не возможен бас, глубина, красота голоса, так и здесь все это будет потеряно.

Компромисс для портатива обычно находится в районе 32-64 Ом - в этом диапазоне ушки будут раскачаны практически любым плеером. Один будет играть чуть громче, другой - чуть тише, но можно будет слушать комфортно. Если сопротивление в наушниках больше 100 Ом, то нет смысла брать их для портативной техники, подключая напрямую, если меньше, то плеер должен иметь аудиовыход высокого качества. Сперва нужно разобраться с конкретными наушниками и источником, а потом уже судить - будет ли воспроизведение отвечать вашим запросам или нет.

Sennheiser HD 595: отличная модель для дома

Чувствительность - это второй значимый параметр наушников. Опять же, если не уходить в радиотехнику, то это - КПД наушников. С ним все гораздо проще, нежели с сопротивлением: чем больше значение, тем громче звук, чем меньше - тем тише. И без всяких оглядок на источник.

Сопротивление и чувствительность могут дать приблизительные параметры о громкости наушников и возможности их использование с тем или иным источником (исключения, конечно, тоже бывают, но их меньшинство). Например, если имеются ушки с сопротивлением 100 Ом, то, скорее всего, они не раскачаются портативным плеером в полном объеме, но есть модель Numark D200, у которой при таком сопротивлении чувствительность зашкаливает за сотню, в результате получаем на портативе вполне сочный звук.

Если вы не хотите мучиться с цифрами или вы в них ничего не поняли, не расстраивайтесь - эти данные все равно очень условны, и как, вы уже догадались, позволяют очень приблизительно судить лишь о «глобальных параметрах» и никак о качестве звука. Поэтому наушники лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть.

M-Audio IE-40: модель за 18 тысяч рублей для профессионального мониторинга звука

Также необходимо обратить внимание на акустическое оформление наушников, которое бывает «закрытым», «открытым» и промежуточным - «полуоткрытым». Название пафосное, но на самом деле все просто. Я думаю, вы не раз видели большие наушники, такие, которые закрывают все ухо целиком. Присмотритесь к ним как-нибудь, вы сможете заметить, что у некоторых моделей внешняя стенка самого наушника закрыта наглухо, а у некоторых «вся в дырочках», или даже просто покрыта сеткой. В первом случае - это закрытые наушники, во втором - открытые. Есть и некий промежуточный вариант с «полуприкрытыми дырочками» - полуоткрытые.

На что это влияет, кроме внешнего вида? В первую очередь, на звукоизоляцию. В закрытых наушниках вы ничего не слышите вокруг, и никто не слышит, что играет у вас. В открытых все наоборот - вы слышите всех, и все слышат то, что у вас играет в наушниках.

С первого взгляда может показаться, что открытые наушники вообще не нужны, так как имеют одни минусы. Но это совсем не так, из-за глухой задней стенки динамика, звук не выходит наружу, отражается от нее и идет обратно в ухо, что вносит небольшие искажения, некую гулкость. Производители стараются всеми силами бороться с этим эффектом, обклеивая внутренние стенки наушника различными материалами, придумывая разные конструкционные изыскание, но радикального средства нет. Закрытые наушники с качеством звучания, аналогичным открытым, сделать сложнее, в результате, если мы возьмем две модели одинакового ценового диапазона, то открытые будут играть лучше (но у каждого правила есть свои исключения). С другой стороны, если вы будете использовать наушники в метро, или ваши домочадцы не очень любят вашу музыку - то вариантов у вас практически нет, кроме как брать закрытые модели. Также закрытое акустическое оформление подойдет любителям баса. Бас в таких наушниках обычно воспроизводится сочнее, хотя не всегда точнее.

Закрытость и открытость характерны не только для больших мониторных наушников, но и для любых наушников, даже у маленьких вставных наушников тоже могут быть «дырочки».

Легендарные арматурные наушники Ultimate Ears 10Pro - изготавливаются только по индивидуальному слепку ушного канала своего будущего владельца

На что совсем не стоит смотреть при выборе, так это на всякого рода «революционные технологии», типа bluetooth-наушников или даже банальных радионаушников. Попробуйте просто посчитать. Если беспроводные наушники стоят $60-100, а нормальный радио- или bluetooth-передатчик/приемник - порядка $50-80, то на сами наушники останется не больше $10-20. А если добавить к этому, часто, полную некомпетентность фирмы в области «ушестроения», то получаем за 100 долларов наушники звучащие как худшие 10-20 долларовые. Хорошие радионаушники, конечно, есть, например AKG HEARO 999 AUDIOSPHERE, но цена их раз в 10-20 отличается от «ширпотребного» многообразия.

Похожая ситуация с наушниками пятиканального звука. Нормально сконструировать наушники с одним динамиком сложно, а с двумя - еще сложнее. Почти невозможно в таком маленьком объеме ушной чашки добиться согласованности звучания. А засунуть пять и засунуть согласованно - чертовски сложно! Поэтому в такие наушники просто воткнуты 5 динамиков и все. На этом производитель успокоился. Как они будут вместе играть - уже не важно. Для прослушивания музыки такие наушники вообще не пригодны. Для компьютерных игр - с большим натягом. Любители динамичных игр, думаю, уже давно знают, что обычные хорошие наушники дадут локализацию звуков намного лучше, чем 5.1.

Вкладыши

Начнем с самых известных и распространенных «вкладышей», или «таблеток». С данным типом, думаю, знакомы абсолютно все, так как подавляющее большинство плееров комплектуется такими наушниками. Дорогих и хороших моделей здесь мало. Рассматривать закрытость/открытость не имеет смысла - звукоизоляция у них крайне слабая, даже у моделей с закрытым типом акустического оформления. «Вкладыши» оставляют ушной канал открытым, не препятствуя проникновению звуков извне, сводя тем самым звукоизоляцию на нет. Плюсы «таблеток» - это комфорт и цена, а к минусам следует отнести слабую звукоизоляцию и отсутствие объемности звуковой сцены. Моделей подобного типа довольно много, но большинство из них, мягко говоря, недолговечны, не говоря уже о низком качестве звука. Впрочем, как и везде, существуют свои исключения из правил. К примеру, линейки наушников-вкладышей от Sony и Audio-Technica могут поспорить с лучшими представителями в других классах.

Вставные наушники

По внешнему виду похожи на вкладыши, но принципиальное отличие в том, что они входят в ушной канал на некоторую глубину (на несколько миллиметров, как обычные беруши) и полностью затыкают ухо, обеспечивая очень хорошую звукоизоляцию. Качество звука в таких наушниках очень сильно разнится от фирме к фирме и от модели к модели.


Беспроводные "вкладыши" от Sennheiser

Можно порекомендовать модели фирм Sharp, Creative, Pioneer, Sony, Shure, Koss и Audio-Technica. Отдельно стоит упомянуть бюджетный вариант Koss Plug, так как за свою стоимость (около 500 рублей) они могут дать более-менее сносный звук (при применении эквалайзера).

Звук вставных наушников, конечно, лучше, чем у вкладышей, за счет звукоизоляции, но все равно довольно низок по уровню детализации, объемности. Маленькие динамики не в состоянии физически давать уровень звука больших. Второй существенный минус – это комфорт. Не каждому понравится, когда в его ухе находится посторонний предмет. У меня лично от такого начинает болеть голова уже через час прослушивания музыки. Из плюсов - это компактность, и уже упомянутая хорошая звукоизоляция. В том же метро вам не надо будет выставлять максимальную громкость, чтобы «перекричать» гул состава, можно слушать тихо и комфортно, не травмируя свой слух.