Блог дмитрия евтифеева. Обзор Fujifilm X-T20 – Одна из лучших компактных беззеркальных камер Фуджи х т20

Здравствуйте, друзья!

Ко мне приехали вот такие симпатичные чёрные коробочки.

Я их вскрыл и обнаружил в них фотокамеру 0 и объектив Fujifilm XF 50mm f/2 R WR . Я подумал: «А почему бы не протестировать?» и потому ниже вы сможете ознакомиться с обзором этой связки камера + объектив и моими выводами относительно удобства, функционала и областей применения этой камеры.

Фотокамеры FUJIFILM

Чтобы понять что за камера у тебя в руках полезно бывает знать историю фирмы, которая её создала. От начала её возникновения и до сегодняшнего дня. Не волнуйтесь, я не буду сейчас рассказывать подробно всю историю фирмы FUJIFILM , а лишь отмечу её весомый вклад в малоформатную фототехнику и особенно в среднеформатную. Это компания, которая делает объективы для Hasselblad уже много десятилетий и по меньшей мере помогает делать сами камеры (а мне лично кажется это полностью продукт FUJIFILM ).

FUJIFILM X-T20

Я специально сфотографировал FUJIFILM X-T20 на фоне своей руки, чтобы вы могли визуально оценить какая это малышка.

Кстати, предлагаю ребус — как это сфотографировано (камера на фоне руки)? :) ваши предположения пишите в комментариях.

Технические характеристики

Fujifilm X-T20 Sony a6300 Fujifilm X-T2
Цена за камеру без объектива (body) 57990 руб. 73990 руб. 109990 руб.
Сенсор 24MP APS-C (6000 x 4000) 24MP APS-C (6000 x 4000) 24MP APS-C (6000 x 4000)
Цветные фильтры X-Trans CMOS III Bayer, Exmor CMOS X-Trans CMOS III
Байонет Fujifilm X Sony E Fujifilm X
Чувствительность 100-51200 100-51200 100-51200
Стабилизация изображения Только в объективе Только в объективе Только в объективе
Автофокус Гибридный (контрастный + фазовый на сенсоре) Гибридный (контрастный + фазовый на сенсоре)
Количество точек АФ 325 точек (169 фазовых) 425 точек фазового автофокуса (169 контрастных) 325 точек (169 фазовых)
Джойстик АФ нет нет есть
ЖК экран 3", 1 040 000 пикс, наклон, тач-скрин 3", 921 600 пикс, наклон, не сенсорный 3″, 1,040,000 пикс, наклон в двух плоскостях, не сенсорный
Видоискатель EVF (0.62x), 2 360 000 пикс EVF (0.7x), 2 359 296 пикс EVF (0.77x), 2 360 000 пикс
Затвор 30-1/4000 сек механический, 1/32000 с электронным затвором 30-1/4000 сек механический 30-1/8000 сек механический, 1/32000 с электронным затвором
Встроенная вспышка Да Да Нет
Выдержка синхронизации со вспышкой 1/180 сек 1/160 сек 1/250 сек
Скорость серийной съемки 8 к/сек 11 к/сек До 14 к/с с электронным затвором и до 11 к/с с механическим затвором при наличии бат.ручки
UHD 4K @ 30p UHD 4K @ 30p UHD 4K @ 30p
Беспроводная связь Wi-Fi Wi-Fi w/NFC Wi-Fi
Влагозащита нет Да Да
Карта памяти один слот, SD, UHS-I один слот, SD, UHS-I два слота SD/SDHC/SDXC (UHS II)
Интерфейс USB 2.0 USB 2.0 USB 3.0 (5 GBit/sec)
Время работы от одной батареи 350 снимков 400 снимков 350 снимков
Возможность использовать батарейный блок нет нет да
Размеры 118 x 83 x 41 мм 120 x 67 x 49 мм 133 x 92 x 49 мм
Вес 383 гр. 404 гр. 507 гр.

Отличия FUJIFILM X-T20 от X-T2

Здесь сразу нужно определиться, что FUJIFILM X-T2 это флагман линейки и позиционируется как профессиональная фотокамера, а X-T20 это любительская камера в компактном корпусе, но по ходу сравнения вы убедитесь, что возможности X-T20 далеко не скромные, хотя она и уступает флагману.

Основные характеристики

Первое на что стоит обратить внимание в технических характеристиках — это матрица, которая такая же как у флагмана линейки FUJIFILM X-T2 .

Систему автофокуса тоже взяли с FUJIFILM X-T2 , но камера не имеет удобного джойстика , чтобы перемещать точку фокусировки. Теперь это делается с помощью тач-скрина, пальцем указываете точку фокусировки.
Насколько хороший у камеры автофокус я писал еще в обзоре FUJIFILM X-T2 , но посмотрите и это небольшое видео с FUJIFILM X-T20 .

Также вы видите тот же самый ЖК дисплей на 3" с тем же разрешением . Это тоже плюс.

Но камера позиционируется как менее профессиональная, так чего же мы лишились? В первую очередь это выдержка. Выдержка была 1/8000 сек у X-T2 и стала 1/4000 сек у X-T20. Не знаю почему именно выдержку ограничивают т.к. это легко компенсируется установкой ND фильтра в одну ступень, если едешь в солнечные страны.

Уменьшенная скорость серийной съемки вряд ли вам помешает т.к. она всё равно весьма высока. Еще недавно лучшие репортажные камеры давали те же самые 8 к/сек и это считалось отличным показателем.

Эргономика

Управление камерой упрощено , нет диска установки ISO , но зато есть автоматический режим SR+ .

Для камеры, которая позиционируется как любительская наличие умного (а здесь он именно умный) автоматического режима большой плюс. Когда условия съемки были сложные, а времени не было, я просто переключал на автоматику (замечу, что почти всегда снимаю в режиме М и если переключаю на Авто , то значит это действительно полезный авто режим).

Камера совсем небольшая, так что если поставить на неё тяжелый и длинный объектив, то управляться с камерой будет сложно, она норовит вырваться из руки т.к. в моей ладони занимает ровно половину и рычаг получается большой.
Чем объектив короче и легче, тем пользоваться им на 0 удобнее.

В целом не должно возникать соблазна поставить на такую малышку здоровый объектив... На снимке объектив Fujifilm XF 50mm f/2 R WR .

Крепление под штатив находится не на оси объектива.

Такое положение крепления затрудняет съемку панорам без дополнительных приспособлений. В любом случае, если вы хотите снимать панораму, то лучше приобрести простейшую панорамную головку и там это смещение можно компенсировать. Я лично вообще сторонник съемки панорам с помощью объективов для скорости и сохранения геометрии, так что данную особенность считаю несущественной, а вот объектив в ассортименте FUJIFILM пригодился бы! Тем более у них такой большой парк собственной среднеформатной оптики. Кому как не FUJIFILM приспособить один из своих объективов (хотя бы старых) для съемки панорам?

Камера имеет довольно компактный наглазник видоискателя .

Он менее удобен, чем на старшей модели и он несменный. Хотя замечаешь небольшое неудобство только если долго снимал на X-T2 , а так и не ждешь полной эргономики старшей модели от камеры такого маленького размера.

Влагозащита и морозоустойчивость

Нет влагозащиты ... Это совсем не означает, что камера перестанет работать при появлении первых тучек. Просто относиться к ней нужно осторожнее.
Вот так делать с ней уже будет нельзя...

И сделать это просто т.к. камера маленькая и её легко убрать в карман, если пошёл дождь.

Нет более обещания морозоустойчивости до -10 С. Обещания нет, но это опять же не означает, что она не будет работать:)

Только никому!!! :)) На градуснике -28 С!!!

Конструктив

Корпус камер отличается, у FUJIFILM X-T20 это отдельные части из магниевого сплава, а у FUJIFILM X-T2 он был цельный. Проверить это по понятным причинам не могу, но верю на слово. Любительской камере такая прочность повышенная не нужна.

PC разъем

По сравнению с FUJI X-T2 нет внешнего синхроконтакта со вспышкой (PC разъем). Нужен он крайне редко, так что скучать по нему вряд ли кто будет.

PC разъем на FUJIFILM X-T2

Владелец FUJIFILM X-T20 будет пользоваться встроенной вспышкой, которая хитро замаскирована по выступ пентапризмы. Я даже не сразу обнаружил её :) Обратите внимание на тонкую линию под выступом — он трансформируется во вспышку!

Интерфейс USB 2.0 и карты памяти

Может кто-то и перекачивает файлы прямо из камеры в компьютер... Не знаю, не видел таких. Пользуюсь всегда кардридером и вам рекомендую. Копеечный кардридер имеет интерфейс USB 3.0 и позволяет скачивать файлы и с других типов карт памяти. Также время от времени пользуюсь ноутбуком со встроенным кардридером (Macbook Pro 15"), там тоже со скоростью скачивания всё в порядке.

Только один слот под карту памяти SD , нет поддержки UHS II . Когда-то давным-давно когда я начал профессионально (т.е. за деньги) заниматься фотографией, я понял зачем нужны два слота карт памяти. Это когда я забыл карту памяти дома в кардридере и мне пришлось обежать два квартала, забегая во все магазины сотовой связи и компьютерные в поиске такой карты памяти. Я оценил отличие проф.камеры с двумя слотами, где вторая карта всегда в камере.
Но сейчас мы говорим про любительскую камеру хоть и с породистой начинкой и потому одна карта памяти оптимальна, иначе отличий от X-T2 было бы недостаточно:)

Может вы сразу не обратите внимание на это отличие, но карта памяти находится в батарейном отсеке. Вроде мелочь, но на самом деле не зря в старшей камере карты памяти и аккумулятор находятся в разных отсеках. Дело в том, что аккумулятор греется, с ним возможны всякие проблемы, особенно в случае небрежного обращения при отсутствии влагозащиты. И если что-то будет, то в старшей модели карты памяти не пострадают, а в младшей... Ну вы поняли. Ваша аккуратность залог успешной работы.
В магазине Apple продавец меня безуспешно уговаривал на гарантийный план, который защищает от вылитого на клавиатуру ноутбука кофе и разбитого об пол экрана. Он не понимал почему я не хочу оказаться в полной безопасности. А моя идея в том, что 1) не нужно быть разгильдяем, который льет кофе на клавиатуру. Если пролил — вот тебе и наказание. 2) полной безопасности не существует, даже самую крепкую камеру можно разбить или утопить.

Но есть и реальный минус от такого расположения отсека для карт памяти — при установке камеры на штатив вы перекрываете штативной площадкой доступ к карте памяти, так что если она заполнится, то вы её так просто не достанете. В любом случае всё упирается в тип съемки профессиональный или нет. Если любительский, ставьте себе 64 Гб и потом «сливайте» на внешний жесткий диск и используйте камеру также как X-T2 . Вопрос только в удобстве, в одной всё учтено и встроено, а в другой нужно подумать и подготовиться заранее, если вы хотите использовать X-T20 в профессиональных (например, пейзажных) целях.

Типы карт памяти

Заметил некоторую проблему с картами памяти Sandisk Extreme Pro 95 mb/sec . Карта работает, но почему-то огонек записали продолжает мигать когда вроде бы и записалось. Разбираться не стал, просто сообщил в FUJIFILM. Нормально работает карта Sony SDHC 90 mb/sec .

Нет возможности установить батарейный блок

Да, да... У FUJIFILM X-T2 большим плюсом для профессиональных фотографов была возможность поставить батарейный блок и таким образом задействовать сразу три аккумулятора. Причем вы в реальном времени видели на ЖК дисплее заряд каждого аккумулятора в отдельности, а не «среднюю температуру по госпиталю». У FUJIFILM X-T20 такой возможности нет, так что придётся носить с собой запасные аккумуляторы в кармане. Но отсутствие бат.блока логично, здесь многое «завязано» на габарит камеры, он должен быть маленьким. Камеру с бат.блоком уже точно маленькой не назовешь.
Лишившись бат.блока камера лишилась и форсированного режима съемки (11 к/сек), в котором может снимать FUJIFILM X-T2 . Любителю такие скорости и не нужны.

Видоискатель

Видоискатель очень приличный для ЖК видоискателя. В этом плане «беззеркальные» камеры делают большие успехи в последние годы, а тем более большой рывок по многим техническим параметрам делает FUJIFILM .
В FUJIFILM X-T20 стоит видоискатель с увеличением 0.62х и 60 Гц частотой кадров, тогда как на FUJIFILM X-T2 стоял до 100 Гц и 0.77х.
Это не оптика, конечно, но даёт преимущество ЖК видоискателей с наложением разной полезной информацией, имитацией , focus peaking и прочим.

Режим видео

Первая и удивительная новость — эта «малышка» умеет писать видео.

Да, вы можете вполне полноценно его писать и есть подключение внешнего микрофона.

Конечно, создатели камеры старались чтобы она не превзошла FUJIFILM X-T2 и потому длина одного ролика в разрешении 4К ограничена в 10 минут (в X-T2 длина ролика может быть 30 минут с батарейным блоком).

Если вы обычно видео не снимаете и не монтируете, то сообщу что чаще всего большие ролики монтируются из множества маленьких, где 10 минут видео более чем достаточно, особенно в режиме 4К. Во-первых, сложно что-то говорить дольше 10 минут и не сбиться. Приходится делать дубли. Во-вторых, сложно монтировать и хранить здоровенные файлы снятые в 4К.
Так что возможность снимать длинные ролики в 4К оставим профессионалам, например, свадебщикам. Там дубль сделать нет возможности и они лучше технически экипированы большими картами памяти и огромными винчестерами.

это только то, что лежит у меня на столе в поле зрения

Кстати, чтобы проигрывать тоже нужен совсем не слабый компьютер. Мне нравится детализация , но чаще всего я предпочитаю снимать в Full HD по причине того что сложно проматывать ролики на большим компьютере (они подтормаживают при перемотке и мой ПК не очень тянет, хотя там 24 Гб памяти и четырехядерный процессор).

Формат видео Full HD

Качество видео у FUJI X-T20 в режиме Full HD очень приличное! Детализация меня лично устраивает на 100%, цвета тоже. Для плавного видео фокус лучше использовать ручной (когда я снимал движущийся поезд вблизи камера перефокусировалась немного, для проф.видео не годится).

Кадры из видео Full HD

Формат видео 4К

В 4К как раз имеет снимать небольшие «футажи» для свадеб, когда нужна детализация лица и красиво размытый задний план. Но это мои представления о том для чего нынче нужен формат 4К для видео, у вас могут быть другие.

Разрешение для любительского видео просто бешеное. Заметил интересный момент, что 4К намного приятнее снимать со штатива или нужен стедикам т.к. разрешение высокое и «шевеленка» из-за дрожания рук намного заметнее, чем у форматов с меньшим разрешением. Тоже самое касается фокусного расстояния — чем меньше фокусное, тем меньше заметна «шевеленка» в кадре.

Пример видео у меня нашёлся только на FUJI X-T2 , но в целом видеорежим с X-T20 очень близкий по результату. У X-T2 картинка почище, но чтобы увидеть разницу нужно рассматривать одинаковые кадры одновременно на экране, что вы вряд ли будете делать в реальной ситуации.

Кадры из видео 4К

F-log

У FUJIFILM X-T20 , в отличие от X-T2 нет режима F-log . F-log ценится видеографами за то что представляет из себя некоторое подобие HDR (но вовсе им не является), а реализуется в виде очень «плоской» картинки, которую потом можно подтянуть по контрасту и получить, например, нормальное небо, а не переэкспонированное там где высокий контраст сцены.
Функция сугубо профессиональная и потому любителю не нужна в той реализации, в которой существует для профи.

Дистанционный спуск

А вы не задавались вопросом зачем на кнопке спуск камеры FUJIFILM X-T20 дырочка? Меня терзали смутные сомнения т.к. я ранее пользовался пленочными камерами с подобной же дырочкой:)

Да, старинный, но действенный дистанционный спуск затвора работает! А выглядит очень стильно! Тросик подобный продаётся на Ебее, но у меня он есть в кладовке. Кстати, он еще подходит к объективам большого формата у которых есть встроенный центральный затвор. Просто вкручивается в отверстие и из тросика высовывается «жало», которое нажимает на кнопку внутри. Таким образом можно избежать прямого нажатия на кнопку спуска и соответственно сотрясения камеры.

Выводы

Флагману — флагманское, а всё что нужно хорошей любительской камере здесь есть. Из такого обширного сравнения с FUJI X-T2 мне осталось сказать только, что размер имеет значение и не только в большую сторону. FUJIFILM X-T20 очень удобно носить второй камерой к большой основной. Ведь не станете же вы носить две большие камеры? Вот даже я не ношу, хотя рюкзак бывает часто так набит техникой, что не застегнуть. Я бывает беру с собой четыре камеры, но большая «основная» камера всегда одна. Просто потому что в фоторюкзаке место тоже ограничено и под большую камеру оно, как правило, одно! Зато маленькую камеру легко достать из рюкзака и снять бекстейдж (процесс съемки), например... Или использовать как резервную камеру. Если большая камера отказала по каким-то причинам, то FUJIFILM X-T20 выдаёт весьма достойную картинку и работает на достаточно высоких ISO (об это ниже в статье).

Отличия FUJIFILM X-T20 от Sony A6300

Камера Sony A6300 любезно предоставлена компанией Photoprocenter .

Фотокамеры FUJIFILM X-T20 и Sony A6300 отличаются дизайном.
FUJIFILM X-T20 тяготеет к приятному глазу ретро-дизайну, а Sony A6300 это футуристичные минималистические формы.

Камеры имеют одинаковый сенсор (с разным цветным массивом: X-Trans CMOS против Exmor CMOS ). Также у них разный автофокус и это легко заметить в сложных условиях освещения и при настройке распознавания лиц. Мне автофокус FUJI X-T20 показался лучше. У Sony A6300 он позиционируется как лучший, но по факту камера сначала полностью дефокусируется при плохом освещении, а потом перед самым снимком резко дергается до фокуса. Я так и не привык к подобному поведению фокуса.

Фазовых точек фокусировки у Sony A6300 больше, но из пользования различными беззеркальными камерами я понял, что «не все фазовые датчики одинаково полезны». Т.е. мало иметь много фазовых датчиков, куда важнее как будет обрабатываться с них информация. И они работают совсем не так как у «зеркальных» камер.

Снимки с обеих камер легко «тянутся» в RAW конвертере, так что не стоит слишком бояться недоэкспозиции. Переэкспозиция тоже относительно легко правится без большого ущерба для снимка в пределах +2 EV.

У Sony A6300 видоискатель расположен не на оси объектива и это напоминает дальномерные камеры (?). Лично мне показалось неудобным, но, возможно, дело привычки.
Дисков управления, в отличие от FUJI X-T20 здесь мало, а большая часть функций вынесена на плоские кнопки. Это неудобно.

Чтобы начать пользоваться камерой FUJIFILM X-T20 достаточно в целом быть знакомым со значением и положением кнопок других камер, в том числе прошлых поколений. А чтобы начать пользоваться Sony A6300 придётся заглянуть в инструкцию.
Например, на FUJIFILM X-T20 с фронтальной стороны есть переключатель M/C/S, который переключает режим фокусировки. На Sony A6300 вам придётся зайти в меню. Кроме того на Sony A6300 есть кнопка Fn , как у других камер с не таких уж далёких времён и назначение её вы, скорее всего, поймете сразу (назначаемая функциональная кнопка), а вот кнопки C1 и C2 на других камерах вы не найдете, это придумка Sony . Назначаемые функциональные кнопки.

На FUJIFILM X-T20 вспышка вызывается небольшим рычажком на верхней панели, а у Sony A6300 плоской кнопкой на задней панели.

Второй вариант просто невозможен на ощупь, для этого нужно посмотреть на заднюю панель и точно попасть пальцем.

Выводы

Обе камеры хорошие, но FUJIFILM X-T20 мне показалась значительно более эргономичной. Из плюсов Sony можно отметить большой парк сторонних объективов, тогда как у FUJI электрическое управление сохраняется только на своих объективах. С другой стороны парк объективов у FUJI уже весьма внушительный, а работа со сторонними объективами у Sony не такая гладкая, как хотелось бы.
По фокусу мне больше понравилась FUJI , но это отчасти обусловлено разочарованием от того как именно фокусируется Sony . Обе камеры фокусируются в определенных условиях очень быстро, в некоторых (недостаточное освещение, много посторонних объектов в кадре) имеют сложности с автофокусом из-за своей беззеркальной природы, но при этом превосходят «зеркальные» камеры в работе с ручным фокусом.

Попробуйте-ка сфокусироваться на глаза «зеркальной» камерой, когда их заслоняют волосы...

Но дефокус и потом резкий прыжок в фокус у Sony мне не нравится. Плюс FUJI лучше распознает лица и эта функция в целом лучше развита (есть отдельное определение левого и правого, а также ближнего глаза).
У FUJI X-T20 я также обратил внимание на наличие линейки с дистанцией до объекта фокусировки!

Это позволяет избежать больших промахов по фокусу, когда нет времени перепроверить то что получается (например, «галопом по Европам» в путешествии).

Примеры снимков FUJI X-T20

Exif во всех кадрах присутствует.

F2

Разное

FUJI X-T20, F4, 1/750 sec, ISO 100

FUJI X-T20, F2, 1/250 sec, ISO 3200

FUJI X-T20, F2, 1/250 sec, ISO 8000

FUJI X-T20, F7.1, 1/420 sec, ISO 200 (JPG из камеры)

FUJI X-T20, F2.2, 1/4000 sec, ISO 200 (JPG из камеры)

JPEG от FUJIFILM

Многие нахваливают формат JPG от FUJI . Я считаю, что это субъективно. Но то что формат джипег проходит существенную обработку — это точно. Также интересными являются пленочные профили, особенно мне понравился черно-белый профиль FUJIFILM ACROS .

Здесь очевидно, что цвета не натуральные, хотя имеется некоторое художественное видение закатного солнечного света. Т.е. получить «чистую» картинку стало так просто в наши дни, что цениться стали старые пленочные цвета, которые возвращают нам художественные инструменты прошлого.

Итоги и выводы

FUJIFILM X-T20 очень удачная любительская камера. Меня несколько смущает руководство к камере в 300 страниц. Я честно прочитал всю инструкцию... Задумался я о том, ЗАЧЕМ ЛЮБИТЕЛЮ СТОЛЬКО ФУНКЦИЙ? :)
На самом деле эта фотокамера в крошечном корпусе превосходит многие профессиональные фотокамеры прошлых десятилетий. Кроме всяких распознаваний лица и настроек автофокуса есть куча других настроек. В том числе видео очень высокого качества.
Уверен, что любитель осилит дай бог страниц 20 от этой инструкции.
Взял ради интереса инструкцию на Sony A6300 . Там 286 стр. Т.е. это общая тенденция — вставить в маленькую любительскую камеру максимум функций и чуть урезать её функционал, чтобы не пересекалась с флагманом.
Значит предполагается, что владелец камеры на самом деле будет переходить на неё с более крупной камеры, он уже не новичок и ему или тяжело таскать полноформатную камеру или он берет X-T20 в качестве резервной камеры или для съемки бэкстейджа.

Из минусов, а этот момент будет вам, я думаю, особенно интересен можно отметить:

1) замечено не очень корректное поведение сенсора при работе в сложных условиях освещения. Это касается флюорисцентных и ртутных ламп. Серый цвет начинает сильно фиолетить.

скриншот превьюшки для того чтобы эффект был виднее. муар из-за скриншота, у самой камеры муар есть, но несущественный

Всё зависит от спектра ламп и при нормальных (читай накаливания или галогенных) лампах проблем нет. Фотографы должны уже проклинать изобретателя флюорисцентных ламп т.к. они встречаются всё чаще, причем они плохого качества и дают дискретный спектр света. Цветовая температура разная и плюс к ним ставят еще светодиодные лампы для бОльшего светового хаоса. Я на самом деле просто в шоке от торговых центров в плане осветительных приборов. Это всё по сути не минусы сенсора FUJI или сенсора Sony , а печальные реалии нашей жизни.

2) Кроп-фактор. Могу сказать как пользователь огромного числа камер и полнокадровых и с кроп-фактором, что на качество изображения это влияет совсем не сильно и можно такими вещами пренебречь. Вот что влияет, так это плотность пикселей и технологические особенности конкретного сенсора.
В данном случае мы имеем очень хороший сенсор и кроп-фактор нас ограничивает только в плане широкоугольной съемки. Всё время нужно держать у меня, что вашего объектива нужно умножить на 1.5, чтобы понять угол зрения.

Резюмируя

Камера FUJIFILM X-T20 даёт вам все инструменты для работы и практически не ограничивает в возможностях. Большинство моментов, которые отделяют её от флагмана линейки могут быть компенсированы. Зато вы имеете маленький мега-комбайн для качественной любительской съемки.

Fujifilm X-T20 — одна из лучших недорогих компактных камер дешевле 60.000 рублей, которую я когда-либо использовал.

Фотокамера Fujifilm X-T20 — Отзывы

Беззеркальные камеры X Series от Fujifilm представляют собой сочетание классического дизайна, высокого качества изображения и набора отличных объективов. В плане автофокусировки и съемки видео серия X уступала конкурентам. X-T2 решила эти проблемы, однако она стоила более 90.000 рублей за один только корпус, что для многих неприемлемо.

Наконец Fujifilm представляет фотокамеру X-T20, у которой есть почти все возможности X-T2 в более компактном и легком корпусе не дороже 60.000 рублей. Давайте протестируем новую камеру.

Fujifilm X-T20 можно было бы легко перепутать с предыдущей моделью (X-T10) из-за типичного Fujifilm ретро-стиля, хотя некоторые детали изменились.

Видеосъемка теперь выбирается на колесике режимов, что позволило избавится от специальной кнопки для записи видео. На новом сенсорном экране можно вручную устанавливать точку фокусировки, контролировать срабатывание затвора и перемещаться между фотографиями прямо во время съемки.

Фотоаппарат Х-Т20 получил от X-T2 не только 24-МП сенсор X-Trans CMOS III, но и процессор обработки изображений X-Processor Pro с 325-точечной системой автоматической фокусировки. Используется та же самая батарея и доступна съемка 4K-видео.

Но, во многом X-T2 превосходит Х-Т20. Прежде всего, наличием отдельных циферблатов управления, специального джойстика автофокуса и колесика регулировки ISO, которых не хватает на Fujifilm X-T20. На обеих камерах есть встроенный электронный видоискатель (EVF) с 2,36 миллионами точек, но X-T2 он больше, поэтому удобнее для глаз. Также у X-T2 есть 2 слота для карт памяти SD UHS-II, что позволяет стабильно вести скоростную съемку, а на Х-Т20 всего один слот UHS-I. Корпус новой камеры не настолько герметично запечатан и она менее удобно лежит в руках. Из-за больших объективов ощущается перевес передней части. X-T20 может похвастаться сенсорным экраном и выдвижной вспышкой, которых не хватает X-T2, но для опытных фотографов в этом будет мало пользы.

Все обусловлено разницей между двумя камерами: X-T2 предназначена для профессионалов, а X-T20 ориентирована на тех, кому простота и удобство важнее специальных функций.

Качество сборки

Большой видоискатель, тактильные ощущения, тяжелый вес и даже звук срабатывания затвора создавали непередаваемые ощущения при съемке с X-T2.

Камера Fujifilm X-T20 кажется дешевле, но только в сравнении с более дорогим предшественником. В остальном же это удобное устройство с высоким качеством сборки и приятными элементами управления. Диафрагма настраивается с помощью кольца на объективе — устаревший способ. Для изменения выдержки используется колесико на верхней части камеры. Это непривычно для привыкших к другой системе.

Качество изображения

Все нужные параметры на высоте - разрешение, динамический диапазон и чувствительность ISO. Доступна съемка в форматах JPEG и RAW.

В сенсорах Fujifilm X-Trans используется более сложная цветовая матрица, что позволяет улучшить резкость. Снимки получаются лучше, чем на любой другой камере в данной ценовой категории. Объектив 56mm f/1.2 R APD демонстрирует невероятно четкие кадры с красивым эффектом боке.

Fujifilm X-T20 — вторая камера в X Series, которая поддерживает съемку видео в формате 4K. Хотя качество в целом хуже, чем на Х-T2, угол обзора выше. Для более высокого качества чистое 4K-видео можно выводить через HDMI на внешний рекордер, но функция F-Log не поддерживается, поэтому полный динамический диапазон сенсора не раскрыт. Тем, кто часто пользуется такими специфическими функциями, вряд ли стоит покупать камеру за 60.000 рублей. Для любительского уровня этого вполне хватает.

В корпус X-T20 не встроен стабилизатор, это существенный недостаток. Приходится использовать объективы со стабилизацией изображения. Широкая апертура может заменить стабилизатор благодаря увеличению скорости срабатывания затвора, что помогает только при неподвижных снимках, а не с видео.

Я протестировал камеру с тремя объективами, в том числе 18-135mm, который поддерживает стабилизацию. Во время съемок видео, объективы без этой функции оказались попросту непригодными, так как каждое движение вызывало подергивание изображения. Объектив со стабилизацией показал себя гораздо приятнее. Есть вариант, постоянно носить с собой штатив или использовать объектив XF.

На фотоаппаратах Fujifilm и раньше не поддерживалась очень качественная съемка, хотя в беззеркальных камерах от Sony, Panasonic и Olympus стабилизация была встроена в корпус — это то, чего так не хватало X-T20.

Итог

Фотокамера Fujifilm X-T20 совмещает все самые важные функции X-T2, оставаясь при этом компактность по разумной цене. Несмотря на отсутствие полезных для профессионалов деталей, в том числе герметичности и поддержки карт памяти UHS-II, во всем остальном это отличная камера.

Конкурентов в той же ценовой нише нет, беззеркалка Sony A6300 дороже, при этом на ней тоже отсутствует встроенный стабилизатор. Panasonic GX85 стоит дешевле, отличается 5-осной стабилизацией, лучшей съемкой 4К-видео, и занимает меньше места благодаря сенсору Micro Four Thirds. Но, качество изображения заметно меньше, чем на X-T20.

Хоть X-T20 создан не по тем же стандартам долговечности, что X-Pro2 и X-T2, но при аккуратном пользовании прослужит много лет. Камера демонстрирует значительные улучшения по сравнению X-T10 и подойдет для начинающих фотографов.

Совет! Постарайтесь перед окончательным решением о покупке потренироваться с X-T20, возможно для вас она окажется неудобной вся система управления.

Преимущества

  • Высокое качество снимков
  • Впечатляющая система объективов
  • Классический дизайн
  • Съемка 4K-видео

По итогам теста фотоаппарат Fujifilm X-T20 зарекомендовал себя как отличное устройство и серьезный вызов конкурентам. Новая модель вполне оправдывает переход с предыдущей. Данная DSLM-камера сочетает в себе такое современное оснащение, как сенсорный дисплей и возможность ведения видеозаписи в разрешении UHD, с первоклассным качеством изображения и быстрым автофокусом. К небольшому числу слабых мест этого фотоаппарата относятся относительно короткая продолжительность времени автономной работы и скромная длина серийной съемки.

Преимущества

первоклассное качество изображения
быстрый автофокус
стремительный темп серийной съемки
откидной сенсорный экран
видеозапись в разрешении Ultra HD

Недостатки

рудиментарность видео-функций
короткие длина серийной съемки и продолжительность времени автономной работы
неудобное расположение слота для карт памяти стандарта SD

  • Соотношение цена/качество
    Отлично
  • Место в общем рейтинге
    18 из 70
  • Соотношение цена/качество: 79
  • Качество изображения (40%): 95.6
  • Оснащение и управление (35%): 79
  • Быстродействие (10%): 86.2
  • Качество видео (15%): 76.8

Редакционная оценка

Пользовательская оценка

Вы уже поставили оценку

Fujifilm X-T20: с WLAN-модулем для беспроводной передачи данных и дистанционного управления

Что является самым главным «оружием» Fujifilmn X-T20 в конкурентной борьбе? Абсолютно точно - это известный по родственным моделям и высокопроизводительный сенсор X-Trans CMOS III. Про X-T2 напоминают также и видеорежим с высоким разрешением UHD, и потрясающе быстрая система фокусировки. При этом самое лучшее для потребителя заключается вот в чем: Fujifilm X-T20 стоит лишь половину тех денег, что запрашивают за оба флагманских аппарата. Рекомендуем ли мы при этом его к приобретению? Еще бы!

Fujifilm X-T20: велик в результатах теста, мал в размерах

Уже при первом включении вы почувствуете, что Fujifilm X-T20 соответствует высоким стандартам качества. Данная DSLM-камера быстро загружается в режим съемки, очень удобно лежит в руке и демонстрирует высокое качество исполнения. Доступ к элементам управления на задней панели удобный, а для режима работы, выдержки и экспокоррекции производитель предусмотрел регулировочные колесики для максимально быстрого выбора.


Fujifilm X-T20: четкий 3-дюймовый дисплей имеет удобные сенсорные функции

Fujifilm X-T20: видео высокой четкости

Понравились нам и видеозаписи высокой четкости, которые сохраняются в разрешении UHD со скоростью 30 кадров в секунду. Система автофокусировки уже известна нам по модели под названием X-T2. Она использует до 325 отдельных точек фокусировки, а также предоставляет возможность выбора зон автофокуса. Кроме того, здесь предусмотрен интеллектуальный режим фокусировки, который самостоятельно анализирует снимаемую сцену и может различить лица и даже глаза, а также позволяет отслеживать движущиеся объекты в пяти различных предварительно запрограммированных ситуациях. Для ручной фокусировки пользователям предлагаются такие инструменты, как фокус-пикинг, лупа и шкала фокусировки с указанием глубины резкости.

В плане скорости Fujifilm X-T20 можно назвать практически всегда готовой к моментальному началу съемки: даже при недостаточном количестве света снимаемая сцена становится четкой уже через 0,4 секунды. Серийная съемка с механическим затвором пишется на карту памяти со скоростью до восьми кадров в секунду. При использовании бесшумного электронного затвора можно успеть отснять до 14 фотографий в секунду.

По сравнению со многими конкурентами серийный режим здесь можно признать ограниченным. Во время тестов Fujifilm X-T20 приходилось делать перерыв после 42 снимков в формате JPEG и, соответственно, после 23 RAW-фотографий. Уже во время записи файлов можно заметить, что камера немного «прихрамывает». Ответственность за это лежит на «бутылочном горлышке», устаревшем UHS-I- стандарте слота для SD-карт памяти, который находится прямо рядом с аккумулятором - недостаток в плане мобильности, так как установка и извлечение из-за глубокого расположения слота получаются довольно утомительными.


Fujifilm X-T2: затвор в электронном виде срабатывает за 1/32000 секунды - при этом даже бесшумно

Fujifilm X-T20: не хватает пары дополнительных функций

Алюминиевый корпус, который весит 385 граммов, не является, к сожалению, непроницаемым для пыли и водяных брызг, как у X-T2, но в руке лежит приятно и не скользит. Для беспроводной коммуникации в камере есть модули WLAN и NFC. Bluetooth и GPS, напротив, отсутствуют. Тем не менее, геоданные вы можете записывать через бесплатное приложение для iOS и Android. Для подключения камера создает собственную WLAN-сеть, которая может быть распознана смартфоном. Маленький недостаток: при установлении связи камера время от времени «замерзает». Помимо передачи изображений смартфон может использоваться в качестве удобного пульта дистанционного управления без существенных задержек при передаче команд.

На обратной стороне красуется трехдюймовый сенсорный дисплей, который благодаря 1,04 млн пикселей обеспечивает четкость изображения. Благодаря сенсорному слою вы можете прямо во время съемки с помощью прикосновения пальца к жидкокристаллическому экрану указывать на точки фокусировки. В режиме просмотра фотогалереи пролистывать снимки можно свайпом, а увеличивать их - привычным жестом двумя пальцами. В по-новому оформленном по сравнению с X-Pro2 меню перемещение с помощью сенсорного ввода, к сожалению, не доступно.


Fujifilm X-T20: электронный видоискатель с радостью может предложить 0,62-кратное увеличение

Fujifilm X-T20: второй аккумулятор входит в список обязательных аксессуаров

На то, что и электронный видоискатель, и дисплей сильно нагружают аккумулятор, указывают насчитанные нами максимальные 450 снимков на одной зарядке. Предшественник под названием X-T10 демонстрировал заметно меньшие аппетиты и выдерживал фотосессии продолжительностью до 700 снимков. Таким образом, второй аккумулятор относится к перечню обязательного дополнительного оснащения, тем более, что батарея заряжается исключительно с помощью входящего в комплект поставки зарядного устройства, из-за чего камера может остаться в режиме простоя на несколько часов.

В плане удобства управления данная модель от компании Fujifilm предлагает много опций. В быстром меню, вызываемом нажатием на кнопку «Q», фотограф может переставлять параметры через кольца с накаткой, а также корректировать экспозицию практически во всех режимах прямо во время съемки. Кроме того, многие из кнопок являются свободно программируемыми через меню. К их числу принадлежат «направляющие» кнопки, функциональная клавиша «Fn» на верхней панели, а также колесики, функционирующие еще и как кнопки.


F2, 1/210с, ISO 1600; Fujinon 50 mm F2 WR
F5,6, 1/70c, ISO 1600; Fujinon 50 mm F2 WR
F22, 1/50c, ISO 400; Fujinon 18-55 mm F2,8-4
F2, 1/1.250s, ISO 400; Fujinon 50 mm F2 WR
F2,8, 1/250s, ISO 400; Fujinon 18-55 mm F2,8-4
F5,6, 1/80c, ISO 800; Fujinon 18-55 mm F2,8-4
F5,6, 1/20s, ISO 200; Fujinon XF 35 mm F1,4
F5,6, 1/160s, ISO 1600; Fujinon XF 35 mm F1,4
F5,6, 1/640s, ISO 6400; Fujinon XF 35 mm F1,4
F8, 1/8s, ISO 100; Fujinon XF 35 mm F1,4
F8, 1/60s, ISO 800; Fujinon XF 35 mm F1,4
F8, 1/250s, ISO 3.200; Fujinon XF 35 mm F1,4

Fujifilm X-T20: альтернатива

Хотя с Fujifilm X-T20 вы получаете, безусловно, лучшее качество изображения, но не лучшее соотношение цены и качества. Тому, кто ищет «много камеры за мало денег», рекомендуем обратить внимание на нашего лидера по соотношению цены и качества - .

Результаты тестирования Fujifilm X-T20

Характеристики и результаты тестирования Fujifilm X-T20

Соотношение цена/качество 79
Тип камеры DSLM
Эффективное количество пикселей 24,0 Мпикс
Максимальное разрешение фото 6000 x 4000 пикселей
Тип сенсора CMOS
Размеры сенсора 23,6 x 15,6 мм
Очистка сенсора да
Встроенный стабилизатор (в камеру) -
Запись видео да
Крепление объектива Fujifilm X
Объектив при оценке качества снимков Fujifilm XF 1.4/35
Объектив при оценке быстродействия Fujifilm XF 2.8-4/18-55 OIS
Минимальное время спуска затвора 1/32.000 c
Максимальное время спуска затвора 30 c
Видоискатель электронный
Покрытие видоискателя 100 %
Увеличение видоискателя 0,62x
Дисплей: диагональ 3,0 дюйма
Дисплей: разрешение 1.040.000 субпикселей
Дисплей: тачскрин да
Дисплей: запуск записи видео с тачскрина да
Дисплей: возможность поворота поворотный
Дисплей: селфи-режим -
Второй дисплей -
Датчик ориентации да
GPS -
Минимальное ISO ISO 100
Максимальное ISO ISO 51.200
Мин. время синхронизации со вспышкой 1/180 c
Баланс белого (кол-во предустановок) 3 Presets
Баланс белого: по шкале Кельвина да
Разрешение при ISO мин 2.092 пар линий
Разрешение при ISO 400 2.084 пар линий
Разрешение при ISO 800 1.918 пар линий
Разрешение при ISO 1600 1.890 пар линий
Разрешение при ISO 3200 1.891 пар линий
Разрешение при ISO 6400 1.937 пар линий
Детализация при ISO мин 80,1 %
Детализация при ISO 400 80,0 %
Детализация при ISO 800 81,4 %
Детализация при ISO 1600 81,5 %
Детализация при ISO 3200 81,1 %
Детализация при ISO 6400 78,4 %
Визуальный шум при ISO мин 1,05 VN (1,1 VN1, 0,6 VN3)
Визуальный шум при ISO 400 1,23 VN (1,3 VN1, 0,6 VN3)
Визуальный шум при ISO 800 1,42 VN (1,5 VN1, 0,7 VN3)
Визуальный шум при ISO 1600 1,51 VN (1,6 VN1, 0,7 VN3)
Визуальный шум при ISO 3200 1,68 VN (1,8 VN1, 0,6 VN3)
Визуальный шум при ISO 6400 1,96 VN (2,1 VN1, 0,7 VN3)
Экспертная оценка: шумность и детализация при ISO мин очень хорошо
Экспертная оценка: шумность и детализация при ISO 1600 очень хорошо
Экспертная оценка: шумность и детализация при ISO 3200 очень хорошо
Экспертная оценка: шумность и детализация при ISO 6400 хорошо
Время готовности к съемке из выключенного состояния 1,0 c
Время задержки спуска затвора при ручной фокусировке 0,08 c
Время задержки спуска затвора с автофокусом при дневном свете -
Время задержки спуска затвора с автофокусом при слабом освещении -
Время задержки спуска затвора в режиме Live-View с автофокусом при дневном свете 0,41 c
Скорость серийной съемки в RAW 13,6 фото/сек
Длина серии в RAW 23 фото единовременно
Скорость серийной съемки в JPEG 13,6 фото/сек
Длина серии в JPEG 42 фото единовременно
Аккумулятор NP-W126S
Стоимость аккумулятора 45 €
Аккумулятор: макс. фотографий со вспышкой 240 фото
Аккумулятор: макс. фотографий без вспышки 450 фото
Аккумулятор: макс. фотографий в Live-View со вспышкой 420 фото
Аккумулятор: макс. фотографий в Live-View без вспышки 230 фото
Аккумулятор: продолжительность записи видео 1:21 ч:мин
Разъем для микрофона да, 3,5 мм
Встроенная вспышка да
Управление вспышкой да
Дистанционный спуск затвора -
Тип карты памяти SDXC
WLAN да
NFC -
Материал корпуса магниевый сплав
Корпус: защита от пыли и водяных брызг -
Габариты 118 x 83 x 41 мм
Вес без объктива 385 г

Напоминаем нашим дорогим читателям, что это вторая часть теста фотокамеры Fujifilm X-T20. Первая содержала лабораторные исследования героини нашего теста, а теперь мы посмотрим, на что та способна в реальной съемке. В частности, нас очень занимает вопрос, насколько быстр и точен автофокус Fujifilm X-T20, поскольку в лабораторных испытаниях он показал выдающиеся результаты.

Установки

В реальной съемке мы использовали следующие установки Fujifilm X-T20:

  • приоритет диафрагмы (выбор выдержек и ISO — в положениях «A»),
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая автоматическая фокусировка,
  • фокусировка по центральной точке,
  • динамический диапазон 100%,
  • моделирование пленки — Provia (стандартное),
  • автоматический баланс белого (АББ),
  • без дополнительных корректировок цвета, резкости, тона светов и тона теней,
  • шумоподавление отключено.

Снимки записывались камерой на карту памяти в несжатом формате RAW (Fujifilm RAF), затем без корректировки и масштабирования подвергались «проявке» и сохранению в виде 16-битных TIFF при помощи «фирменного» пакета RAW File Converter EX 2.0 ver 4.2.6.0 powered by SilkyPix (Ichikawa Soft Lab). Затем, используя пакетную обработку в Adobe Photoshop CC ver. 2017.1.1, мы преобразовывали снимки в 8-битный JPEG.

В редких случаях ходе постобработки мы дополнительно корректировали баланс белого, в интересах композиции обрезали кадр по короткой или длинной стороне и в соответствии с замыслом трансформировали изображение в черно-белое.

Если в подписях к снимкам не указано иначе, все они сделаны с помощью объектива Fujinon XF 35mm F2 R WR . В единичных случаях для иллюстрации возможностей камеры мы использовали другие объективы Fujinon для Fujifilm X-mount и «несистемную» оптику (с байонетом Leica M). Сведения об этом приведены под соответствующими снимками.

Общие впечатления

Несмотря на малые размеры, работать с Fujifilm X-T20 очень удобно. Конечно, мужские руки по привычке ищут дополнительной опоры (и не находят ее), но это только при традиционном подходе к фотографированию, когда держишь корпус в правой руке, левой поддерживаешь объектив, а видоискатель находится у правого глаза. Если же поменять стиль работы, то меняется и характер впечатлений.

Откидной дисплей позволяет кадрировать и фокусироваться, не поднося видоискатель к глазу, а это очень выручает при съемке репортажа «полускрытой камерой». Большинство репортажных фотографий, помещенных ниже, сделаны именно таким образом. Много удобства добавляет сенсорный экран и навипад, с помощью которых можно менять положение фокусировочной зоны в ходе кадрирования.

F2; 1/105 c; ISO 400 F2; 1/100 c; ISO 400
F2; 1/140 c; ISO 400 F2; 1/60 c; ISO 400

Автофокус Fujifilm X-T20 работает безотказно. Если в двух-трех снимках из 1500, сделанных нами, и был выявлен брак, то это произошло не по вине камеры, а по вине фотографа, случайно сместившего точку фокусировки или положение камеры в момент нажатия на кнопку спуска затвора.

Создается впечатление, что компания Fujifilm задалась целью создать почти идеальный репортерский инструмент, и эта цель была успешно достигнута.

F2; 1/160 c; ISO 400 F2; 1/80 c; ISO 400

Мы достаточно интенсивно использовали прежние камеры системы Fujifilm X-mount (X-T1, X-Pro2, X-T2), и нам есть, с чем сравнивать эту, новую. В процессе работы у нас выработалось стойкое мнение, что Fujifilm X-T20 — самая удобная модель для съемки экспромтом, без подготовки, «навскидку», когда дорога́ не то что каждая секунда, а каждая доля секунды — то есть именно для репортажа, как и было сказано выше.

Цвета

Согласно распространенному мнению, цветопередача — одна из наиболее сильных сторон камер Fujifilm X-mount. Уже первые кадры, снятые с помощью Fujifilm X-T20, еще раз убеждают в этом. На фото, представленных ниже, видно, что в более-менее стандартной съемочной ситуации АББ не нуждается в корректировке.

F2; 1/420 c; ISO 200 F2; 1/200 c; ISO 400
F2; 1/75 c; ISO 200 F2; 1/120 c; ISO 400

Эти снимки сделаны в условиях освещения искусственным дневным светом газоразрядных ламп. При постобработке мы не корректировали баланс белого. Обратим внимание также на высокую насыщенность и «живость» цветов, причем не только в зоне резкости, но и в областях размытия заднего плана.

С холодными тонами (синий цвет, на снимке слева) тоже все нормально. Кстати, синие оттенки не мешают адекватному воспроизведению своего антипода в субтрактивной модели — желтых. На снимке справа хорошо заметно не только правильное отображение красного, но и исходно адекватный АББ (серый фон покрытия пола почти нейтральный).


F2; 1/75 c; ISO 400

Удачная передача цветов кожи человека — одно из серьезных достоинств камер Fujifilm. Вот как это предстает на деле. Снимок сделан все в том же репортажном режиме, «навскидку», но без вскидывания камеры, как такового, а наоборот: съемка производилась «от живота». Причем кадрирование осуществляли по дисплею, а в работу автофокусировки, естественно, не вмешивались, да и не могли вмешаться: на таком расстоянии от глаз до дисплея оценить адекватность фокуса невозможно.

На наш взгляд, цветопередача здесь достаточно точная, причем не только в сюжетном центре, но и на слегка размытом фоне. «Охотники за пикселями» наверняка обратят внимание на некоторую мягкость изображения, «софт-эффект», различимый в зоне резкости (глаза). Его природа неясна, но скорее всего, это последствия микросдвига при съемке — либо сцены, либо камеры. Систем стабилизации изображения не имеют ни Fujifilm XT-20, ни объектив Fujinon 35mm F2 WR, которым мы пользовались, поэтому подобный эффект весьма вероятен. Но все же, на наш взгляд, в данном случае мягкость отнюдь не вредит, а скорее, наоборот, помогает.

Полутона

Извинимся за банальность, но все же напомним, что слово «фотография» переводится с древнегреческого буквально как «светопись». Поэтому первичным на снимках является, пожалуй, не цвет, а переходы светотени. Кстати, именно поэтому некоторые считают настоящими фотографиями лишь черно-белые. Это, конечно, радикализм, но суть вещей отражена точно.

Насколько хороша Fujifilm XT-20 в деле донесения до наблюдателя всех полутоновых нюансов? На этот вопрос мы постараемся ответить прямо сейчас.

В этом репортажном кадре хорошо видно, настолько удачно камера рисует деликатные переходы светотени. Детали различимы даже в очень темных участках (ткань блузки), а уж на пальцах, шее и лице девушки они прямо-таки образцовые: нежные, осторожные, очень естественные.


F2; 1/60 c; ISO 2000

Нижняя, почти проваленная в темноту часть кадра — это идеально ровная поверхность черной каменной плиты, покрытая слоем воды, которая понемногу стекает с приподнятых краев. Интересная фантазия дизайнеров и строителей, а для нашего испытания — хорошая мишень. Прямоугольные формы на этой почти черной поверхности — это отражение плиток, расположенных на потолке. Уже сам факт того, что их рисунок хорошо различим, подтверждает способность матрицы камеры воспроизводить детали в густых тенях.

Кажущаяся шумом на высоком ISO «рябь» (зернистость) на колоннах — на самом деле, мелкоячеистая структура поверхности металлической сетки (или чего там?), хорошо различимая на самой большой наклонной колонне (справа). Отметим для себя, что даже на довольно высоком эквиваленте светочувствительности камера не пасует, а продолжает радовать полученным результатом.

Съемка при сложном освещении

Усложним условия. В конце концов, при идеальном свете можно добиться толку от любой камеры, даже от встроенной в смартфон или планшет. Нам же важно показать, на что способна Fujifilm XT-20, когда с ней не играют в поддавки, а нарочно осложняют работу.

Этот портрет сделан в свете одного-единственного светодиодного осветителя со световым потоком около 300 лм (согласно заверениям производителя; мы не удосужились проверить). Цветовая температура света довольно высока (около 7000 K), поэтому, чтобы избежать возни с синевой в кадре, мы предпочли преобразовать изображение в черно-белое. К тому же цвет в этом примере — распоследнее дело; нас интересуют полутона. А вот с ними почти все в порядке.

Не будем еще раз хвалить плавность переходов светотени в участках с нормальной экспозицией, а обратим внимание на самый проблемный — на левую щеку. Конечно, здесь невооруженным глазом виден небольшой пересвет, а это означает, что недодержка была недостаточной, следовало бы сделать −2 EV. Но в таком случае при последующем «вытягивании» светов темные зоны утрачивают детализацию, перестает «работать» в кадре тень от головы и сильно возрастают шумы матрицы. Здесь нам важно другое: в этой ярко-белой зоне различимы отдельные волоски, а это очень важно. Следовательно, матрица камеры в состоянии сохранить столь небольшие детали даже в пересвеченной области.


F2; 1/420 c; ISO 400

Съемка производилась на черном тканевом фоне при свете четырех монолайтов постоянного галогенового света без софтбоксов и рассеивателей, по два слева и справа от объекта. Снимок сделан с наклоном камеры для того, чтобы вписать стакан в кадр альбомного формата.

Конечно, в таких условиях получить на стекле что-нибудь, кроме бликов, довольно проблематично. Но, собственно, такая задача и ставилась: оценить, насколько удачно камера сможет нарисовать световой «скелет» стакана. Результат нам понравится за вычетом единственного «но» — области пересвета на предпоследней букве S в названии известного напитка. Однако не будем забывать, что Fujifilm XT-20 — камера, позиционирующаяся все же как любительская. А между тем, результат вполне достоин профессионала (во всяком случае, уж точно не подмастерья).


F2; 1/40 c; ISO 800

А вот доказательство того, что Fujifilm XT-20 хорошо справляется со съемкой в совершенно издевательских условиях. Единственный источник света — свеча (настоящая парафиновая). Конечно, все параметры «выкручены на полную»: максимальное открытие диафрагмы, максимально допустимая выдержка (по правилу выдержка равняется единице, деленной на фокусное расстояние объектива). Точное значение — 1/35 с, но автомат выбрал ближайшее из доступных. Эквивалент чувствительности ему пришлось поднять до ISO 800.

В ходе постобработки мы (натуральное дело!) довольно сильно поправили баланс белого (поелику все было желтым), но ничего существенного при этом, кажется, не потеряли.

На снимке все получилось удачно: различим даже самый мелкий текст на титуле книги, узнаваема фотография автора, Г. К. Честертона, неплохо проработаны фактура фоновой ткани и структура пламени свечи.


F2; 1/15 c; ISO 6400

Ночная съемка с рук. Автоматике было запрещено поднимать эквивалентную чувствительность выше ISO 6400, поэтому ей пришлось задать неподобающую длительность выдержки. Из-за этого мы снимали с упором в стену здания, чтобы избежать «смаза».

Проработка деталей очень хорошая. Полутона несколько сглажены из-за ночного тумана, но все же матрице удалось избежать пересветов, а детали в тенях проступают отчетливо.

А теперь совсем немного о студийной работе с Fujifilm XT-20. Строго говоря, камера для таких дел не предназначена, и подтверждением этому служат некоторые ограничения, перечисленные нами выше при сравнении возможностей X-T20 и X-T2. Но синхроконтакт на «башмаке» у нее есть, выдержка X-синхронизации известна, и мы решили все-таки попробовать, как пойдет работа с импульсным светом.

В качестве осветителей использовали две портативные вспышки Zeniko GN33 (ведущее число 33 при фокусном расстоянии 100 мм и ISO 100) с приемниками синхросигнала Godox CT-16, а также радиотриггер Godox CT-16X, установленный в «башмаке» камеры. В интересах результата мы устанавливали на вспышки сотовые фильтры, которые позволяют создать более контрастное освещение, чем нефильтрованный импульс.

Экспозицию при заданных значениях выдержки синхронизации и эквивалента светочувствительности определяли с помощью флешметра Sekonic Lightmaster Pro L-478D.


F5,6; 1/180 c; ISO 200

Надеемся, что не только нам видно, что камера, в принципе, вполне годится для студийной работы. Более длительная, чем это принято, минимальная выдержка синхронизации не сильно ограничивает нас в этом плане.

Световой импульс хорошо прорисовал детали японской глиняной статуэтки догу, полностью сохранив структуру поверхности.

Работа со сторонней оптикой

Беззеркальные камеры Fujifilm X-mount буквально побуждают энтузиастов фотографии экспериментировать с объективами других систем, особенно с некоторыми старыми оптическими инструментами. Среди этого «секонд-хэнда» немало прекрасных образцов, ставших легендарными. В отличие от зеркальных камер, такого рода занятиям способствуют, во-первых, малый рабочий отрезок, а во-вторых, облегчение процесса ручной наводки на резкость. Первое означает, что можно адаптировать для работы с камерами Fujifilm X-mount почти все зеркальные и даже некоторые дальномерные объективы. А второе подразумевает возможность увеличивать изображение для точной фокусировки плюс автоматический фокус-пикинг (focus peaking), то есть выделение автоматикой в видоискателе и на дисплее границ максимально контрастных контуров, находящихся в зоне фокуса.


Leica Tele-Elmarit M 90mm F2.8 при F2,8; 1/100 c; ISO 200.

Вот результат работы Fujifilm X-T20 с одним из знаменитых (и довольно недорогих) объективов для дальномерной Leica-M. Этот Tele-Elmarit M 90mm F2.8 — очень компактный и легкий. Он уже не выпускается, но по-прежнему привлекает коллекционеров и энтузиастов.

На матрице типоразмера APS-C у камер системы Fujifilm X-mount он формирует изображение примерно такого же масштаба, как на полнокадровых матрицах — объектив с фокусным расстоянием 135 мм. Конечно, автофокуса у него нет, но он очень легок и компактен, что бывает полезно в путешествиях.


Carl Zeiss С Sonnar T* 50mm F1.5 ZM при F1,5; 1/100 c; ISO 200.

Этот снимок сделан одним из великолепных объективов с байонетом Leica M — знаменитым Carl Zeiss С Sonnar T* 50mm F1.5 ZM. Среди «коллег» он не отличается самой высокой резкостью, но зато рисует превосходное бокэ, которые некоторые ценители считают просто непревзойденным. На APS-C-сенсорах камер Fujifilm X-mount этот «Зоннар» создает такое же изображение, которое формируют на полнокадровых матрицах объективы с фокусным расстоянием 75 мм. Это означает, что в нашем случае его можно использовать как интересный по рисунку «портретник».

Видеосъемка

В качестве примера того, как Fujifilm X-T20 справляется с видео в 4K, приведем клип, снятый с рук с объективом Fujinon XF 10-24mm F4 R OIS на максимально раскрытой диафрагме.

Несмотря на то что система оптической стабилизации объектива была включена, в самом начале клипа видно постепенно уменьшающееся по амплитуде дрожание. Конечно, — скажут многие, — нужно было установить камеру на штатив и забыть про стабилизацию. Это, разумеется, так, но ведь, во-первых, это не профессиональный инструмент (поэтому мы говорим здесь о любительском характере видеосъемки), а во-вторых, явно репортажные «наклонности» Fujifilm X-T20 побуждают использовать ее при видеографии так же, как и при фотосъемке — по-репортажному.

Что касается качества изображения, то оно вполне адекватно количеству пикселей в кадре. Цветопередача точная, насыщенность цветов высокая, но не настолько, чтобы понижать ее в ходе постобработки.

В статью для демонстрации сказанного вставлен уменьшенный по размеру кадра ролик, так как 4K-видео нормально покажут далеко не все браузеры. Но для изучения деталей мы, понятно, рекомендуем .


Leica M9

Правда, длина ролика 4K-видео ограничена 10 минутами. Странное решение, с чем оно связано - мне сложно сказать. С другой стороны, поливать всё подряд, снимая 4K-видео нон-стоп вряд ли кто-то будет. Если хочется снимать репортажное видео, то вполне хватит Full HD. А для дубля 4K-видео 10 минут вполне хватает. Опять же - вам потом это ещё мониторировать, помните об этом. Ну и ещё, если хотите снимать 4K, то стоит позаботиться о быстрых флешках и об объективе со стабилизацией.

Кстати, запись видео теперь включается как и на старших камерах - нажатием на кнопку спуска! Это очень здорово, ибо раньше этим заведовала крайне тугая и ужасно неудобно расположенная кнопка. Теперь на левом барабанчике надо выбрать режим съёмки видео и старт/стоп будет по нажатию кнопки спуска.

4. Высокое качество фото
Про это много говорил уже ранее, матрица, процессор и ПО тут точно такие же, как у флагманов и , поэтому качество изображения тут тоже на высоте! Фирменные цветовые профили, хорошая работа на высоких ISO, отличная детализация, вот это вот всё:


16 | XF16-55mmF2.8 R LM | 16 mm | f/2.8 | 1/1700 | ISO 200 | RAW + Lr


17 | XF16-55mmF2.8 R LM | 16 mm | f/2.8 | 1/1900 | ISO 200 | RAW + Lr


18 | XF16-55mmF2.8 R LM | 29.2 mm| f/2.8 | 1/500 | ISO 200 | RAW + Lr


19 | XF16-55mmF2.8 R LM | 16 mm | f/22 | 1/4 | ISO 200 | RAW + Lr | с рук, без стабилизации


20 | XF50mmF2 R WR | f/10 | 1/480 | ISO 200 | RAW + Lr


21 | XF50mmF2 R WR | f/2 | 1/100 | ISO 1000 | RAW + Lr | Бись недоволен


22 | XF50mmF2 R WR | f/2 | 1/250 | ISO 200 | RAW + Lr


23 | XF50mmF2 R WR | f/2 | 1/1800 | ISO 200 | RAW + Lr


24 | XF50mmF2 R WR | f/2 | 1/50 | ISO 12800 | RAW + Lr

Впрочем, про это уже написано и ранее много-много слов, не вижу смысла повторяться. Качество у фото прекрасное, на мой взгляд! Сочные цвета, высокая детализация, отличный контраст и так далее.

Ну и не стоит забывать про все флагманские возможности: абсолютно беззвучный электронный затвор и возможность снимать с ним до 14 кадров в секунду на выдержках до 1/32000, возможность снимать на высоких ISO с отличным качеством, 15 фирменных фуджиковских цветовых пресетов, имитация зерна, развитые настройки JPEG и так далее, и тому подобное. Всё это есть у X-T20 , как и у X-Pro2 или у X-T2.

минусы

1. Небольшие просчёты в эргономике


В этом положении экрана пользоваться тач-скрином X-T20 затруднительно

Сюда я бы в первую очередь отнёс бы, как это ни странно... тач-скрин! Да-да, я помню, что ранее говорил, что современные камеры просто обязаны иметь сенсорный экран. Я и сейчас считаю, что за тач-скрином будущее. Но в случае с X-T20 "что-то пошло не так"... Нет, экран отзывчив, тач-скрин обладает нормальной избирательностью, распознаёт мульти-тач при просмотре фото и к самому экрану нет претензий. Проблема в том, что есть несколько ситуаций, когда эта довольно удобная фича не работала как следует.

Например, когда мне довелось снимать под мокрым снегом, даже небольшое количество капель воды на экране приводили к тому, что тач-скрин переставал корректно работать. Допустим, те же смартфоны в подобной ситуации ведут себя похожим образом, но там помогает простая форма устройства - провёл, условно говоря, экраном по штанине или рукаву и всё сухо. С фотоаппаратом уже так не получается из-за более сложной формы камеры.

Ещё постоянно досаждает датчик включения электронного видоискателя. Он реагирует на приближение и если выбирать зону фокусировки по экрану, то неловкое движение рукой может привести к тому, что камера переключится с отображения на экране на работу с ЭВИ. На деле это выглядит так, что экран просто внезапно гаснет! Убираешь руку и через некоторое время он включается. Сюжет при этом может быть уже упущен... В принципе, всего этого несложно избежать, если назначить на 4 кнопки селектора прямое управление точкой фокусировки. Я так и сделал.

Кстати, особенно сильно досаждает этот датчик при съёмке от живота, когда экран повёрнут таким образом, что на него смотришь сверху, а сама камера висит на шее. Тогда совершенно точно выбор точки АФ по экрану становится невозможным - руку подносишь и экран гаснет! Мало того, экран часто гаснет, даже если камеру поднести слишком близко к груди или животу! Это ужасно раздражает, потому что у системы есть некоторая задумчивость при переключении "Экран/ЭВИ".

Да, конечно, можно выключить этот датчик, благо кнопка переключения режимов View Mode находится в доступном месте, сбоку от глазка ЭВИ. Но потом, если захочется включить обратно режим детектора приближения глаза, то придётся циклично продираться через несколько режимов: "Только экран работает постоянно" - "Только ЭВИ включается при приближении глаза" - "Экран, а ЭВИ включается при приближении глаза" - "Только ЭВИ работает постоянно". Почему бы не сделать просто кнопку включения/выключения ЭВИ сбоку? А все эти режимы программировать как-то из меню, например. Не?

Ну и самое, конечно, неприятное - это то, что тач-скрин не используется при работе в меню! Ну и зачем он тогда нужен?.. Листать и увеличивать фото?.. Указывать точку АФ?.. С этими задачами отлично справляются кнопки. А ещё лучше бы тут смотрелся джойстик, как у X-T2/X-Pro2. На мой взгляд, главное, в чём может быть полезен тач-скрин - это работа с настройками и меню! Но тут этого нет...

2. Дисбаланс при съёмке с большими объективами


С большими объективами у FUJIFILM X-T20 появляется дисбаланс

X-T20 прекрасно смотрится и отлично лежит в руке с небольшими объективами. Особенно удобно снимать на новую линейку фиксов, которые со светосилой 2: 23/2, 35/2 и 50/2. Они и фотографируют отлично, картинка резкая, детализированная, красивая, и работают молниеносно и бесшумно. При этом компактные и лёгкие. И с симпатичным дизайном. Красота!..

Но вот стоит поставить что-то помассивнее, например 16-55/2.8 или 50-140/2.8, так баланс камеры уже нарушается, зацепов уже не хватает, чтобы держать всё это хозяйство комфортно... Отчасти эту ситуацию может спасти дополнительная рукоятка:


FUJIFILM X-T20 с опциональной рукояткой

дополнительно

1. Тяжёлые RAW-файлы
Дело не в весе, хотя у X-T20 тут тоже аппетит хороший - компрессированные RAWы у весят по 23-25 Mb. несжатые - по 50 с лишним мегабайт. Проблема в том, что RAW-конвертеры их очень долго открывают. Например, на моём MacBook Pro (Retina, 13-inch, Early 2013, 3 GHz Intel Core i7) превью одного кадра 1:1 Lightroom CC считает аж 10 секунд! С1 примерно так же работает. При этом, RAW от Canon 5Dm4 (32Мп) открываются намного быстрее.

Конечно, это не совсем вина FUJIFILM, если уж быть честным. Поэтому пункт попал в раздел "Дополнительно", а не в минусы. Проблемы тут у RAW-конвертеров. Но надо понимать, что появились эти проблемы не сами по себе, а из-за сложной работы с матрицами X-Trans, устанавливаемой на все камеры X-серии FUJIFILM (кроме X-A3 и GFX, там обычный "байер").

И если для X-T2 или X-Pro2 точно такая же замедленная работа с RAW как-то спокойнее воспринимается, то у X-T20 это уже вызывает раздражение. Просто по самому факту применения камер - X-T20 всё же типичный любительский, аппарат и тут такие тормоза совсем неуместны. Впрочем, всегда остаётся возможность снимать в JPEG, благо у FUJIFILM он традиционно прекрасный!

2. Зарядка от USB


FUJIFILM X-T20 в поездке можно заряжать от ноутбука или пауэрбанка через обычный USB

X-T20 можно заряжать от обычного USB (у камеры порт micro USB). В плюсы не попало, потому что это сейчас уже скорее обычное решение для камер подобного класса. Но обратить внимание на это важно, ибо такая зарядка очень удобна в путешествиях.

Некоторые выводы

Если кратко, то X-T20 - это действительно всё самое лучшее от флагмана X-T2 в более компактном корпусе и по доступной цене. В принципе, как я говорил выше, отличий много, но на деле они в обычных съёмках вообще никак особенно не проявляются. Так что, если кто хотел X-T2, но не был готов купить её по многим причинам, то вот оно! X-T20 для вас отличный вариант. Высокое качество фото, 4K-видео, отличный АФ. Шустрая и лёгкая, компактная, симпатичная камера. Для продвинутого фотолюбителя или как полноценная вторая камера для профи, которая отлично раскрывается с новыми фиксами.

Тут можно скачать архивы с RAW- и JPEG-файлами X-T20 для самостоятельного изучения.