Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Обсуждение творческих вопросов прошлого урока (интеллектуальная разминка).
– Человек, у которого в результате ожога поражена большая площадь кожи, может погибнуть, если не удастся пересадить ему живую кожу. Почему?
Высказывают гипотезы:
Кожа защищает наш организм, дышит, выделяет вредные вещества. Человек погибает, потому что нарушаются эти процессы.
– Прочитайте диалог Лены и Миши на с. 12. О чём они рассуждают? Какой у вас возникает вопрос?
– Как могут мёртвые клетки защитить наш организм?
– О чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О коже.)
– Какие знания нам пригодятся?
1. Из каких частей состоит организм животного? человека?
2. Как называется наименьшая часть живого организма?
3. Какую роль в организме играет покровная ткань? у каких организмов
она имеется?
4. Чем отличаются покровы земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей?
5. Какова роль перьев и шерсти в жизни птиц и зверей?
– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.
План
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
–Какое умение формировали?
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
1. Беседа.
– Давайте ознакомимся со строением кожи. Рассмотрите рис. на с. 12.
– Сколько и какие слои кожи выделены? (Два слоя, наружный и внутренний, и жировая ткань.)
– Какова роль наружного слоя? (Он защищает клетки внутреннего слоя.)
– Что располагается во внутреннем слое? (Живые клетки. В этом слое располагаются: волосяная сумка и волос, сальная и потовая железы, нервные окончания.)
– Что мы встречаем во всех слоях кожи? Почему? (Кровеносные сосуды – по ним
передаются питательные вещества и кислород; нервные окончания – они воспринимают различные ощущения.)
2. Практическая работа.
– Давайте определим, какая у нас кожа. Для этого проведём наблюдение: оттяните пальцами кожу на кисти (руке) и отпустите, сожмите и отпустите. Что
происходит с кожей? Почему?
Выполняют работу. (Кожа мягкая, эластичная, хорошо растягивается, сжимается и принимает первоначальную форму.)
3. Работа с учебником.
– Вы ознакомились со строением и свойствами кожи. Какую же роль она выполняет? Рассмотрите рисунки и выполните задания на с. 13, 14.
(Кожа защищает организм от трения, ударов, проникновения вредных веществ или микроорганизмов, высыхания.)
– Как мы ответим на вопрос урока? (Мёртвые клетки наружного слоя кожи защищают живые клетки внутреннего слоя, которые выполняют очень важную роль в организме.)
– Как вы понимаете название темы урока: «Кожа – “пограничник” организма»?
(Кожа защищает организм от проникновения в него вредных веществ и микробов, через кожу выделяются лишние соли и вода.)
– Кто быстрее найдёт правильный ответ на этот вопрос? (Работа с текстом учебника на с. 14. )
– Как кожа предохраняет наш организм от перегрева? (Кожа сохраняет постоянной температуру тела: работают потовые железы, при испарении пота организм охлаждается.)
– Зачем нам нужны волосы и ногти? (Волосы защищают от перегрева и переохлаждения, ногти защищают чувствительные кончики пальцев.)
– Что слепым заменяет зрение? (Кожа – орган осязания. В её внутреннем слое есть чувствительные нервные окончания, которые воспринимают все неровности поверхности.)
– Какой был уровень задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
1. Работа в учебнике.
1. Обсуждение вопросов 1–4 на с. 15 (в случае затруднения рекомендуется работа с учебником).
Важно обратить внимание на вопрос 3 – обсуждение гигиенических правил ухода за кожей. Можно предложить ребятам разработать памятку по уходу за кожей.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Выполнение заданий из рабочей тетради.
Возможные ответы на задания рабочей тетради.
При выполнении задания 1 учащиеся должны найти ошибку в подписях к рисунку: перепутаны обозначения кровеносного сосуда и нерва, потовой и сальной желёз.
В задании 2 даётся «разумный совет» чаще мыть руки , чтобы уменьшить количество болезнетворных микробов.
Задание 3 также посвящено гигиене. Ребята самостоятельно записывают «разумный совет»: «Надо промыть рану, смазать кожу вокруг неё йодом или зелёнкой, чтобы убить микробов, и забинтовать пораненное место».
В задании 4 школьники должны отметить знаком «+» левый верхний и правый нижний рисунки (в жару потовые железы выводят на поверхность кожи избыток воды, та испаряется, и тем самым организм охлаждается).
При выполнении задания 5 учащиеся должны подчеркнуть слова детский крем , вазелин .
Задание 6* посвящено загару. Должна получиться следующая фраза: «На солнце кожа темнеет от загара , что делает кожу менее прозрачной. Зимой, при недостатке солнца, загар исчезает».
В задании 7 необходимо соединить изображение по-летнему одетого Миши с правым рисунком с расширившимися сосудами под кожей, изображение Миши зимой – с левым рисунком. Текст с правильно вставленными словами должен выглядеть следующим образом:
«В жару кожа краснеет. Расположенные под кожей кровеносные сосуды расширяются и наполняются кровью. Кровь отдаёт лишнее тепло, и организм охлаждается . На холоде происходит всё наоборот. Кожа белеет, так как её сосуды сужаются . Кровь не отдаёт лишнее тепло, и организм согревается ».
V
. Итог урока.
– Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.
– Почему кожу называют нашей природной одеждой?
– Кожа – это природный покров, который защищает наш организм от воздействия внешней среды. То же самое делает одежда.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
«Кожа – «пограничник» организма»
Цель:
Формировать понятие о строении и функционировании тела человека.
Задачи:
Создать условия для формирования у учащихся понятия о коже человека как о наружном покрове тела, её свойствах, строении, функциях и их взаимосвязях.
Развивать умения проводить самонаблюдения и осуществлять гигиенические навыки по уходу за кожей, профилактике повреждений и оказании первой помощи при нарушении её целостности.
Воспитывать аккуратность и бережное отношение к своему организму и здоровью.
Оборудование : карточки-опоры по строению кожи, лупы, калька, листы - инструкции для шести групп.
Структура урока.
I. Организационный момент (~1 мин.).
II. Актуализация знаний и постановка проблемы (~3 мин.).
1. Интеллектуальная разминка.
2. Проблемная ситуация.
III. Совместное открытие знаний (~27 мин.).
1. Работа с учебником.
Физкульминутка (~2 мин.).
2. Практическая работа.
3. Работа в группах.
IV. Самостоятельное применение знаний (~4 мин.).
V. Подведение итогов работы (~2 мин.).
VI. Рефлексия деятельности (~1 мин.).
VII. Домашнее задание (~1 мин.).
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живём в родном краю.
Всех я вас приветствую!
II. Актуализация знаний и постановка проблемы (~4 мин.).
1. Интеллектуальная разминка.
– Ребята, наверное, каждый из вас хочет быть сильным и здоровым. А как вы понимаете термин «здоровье»? (Дети высказывают свои мнения.) (Это состояние нашего организма.)
– Здоровье – одна из самых главных ценностей человека. Недаром в народе говорят: здоровье дороже золота. Для того, чтобы человек был полностью здоров, необходимо, чтобы все системы органов его организма исправно работали.
– Какие системы органов различают у человека? (Опорно-двигательная, органы пищеварения, органы дыхания, органы выделения, органы кровообращения, органы размножения, органы чувств.)
– Какие органы относятся к органам чувств? (Глаза, нос, язык, уши, покровные органы (кожа и слизистая оболочка).
– Какую роль в организме играет покровная ткань? (Покровная ткань выполняет две функции: защитную и осязательную. Защитную функцию, так как препятствует вторжению различных вредных воздействий во внутреннюю среду организма. Осязательная функция помогает вовремя заметить и предотвратить опасность вторжения во внутреннюю среду организма посторонних предметов и явлений.)
– Какие покровы защищают тело животных: земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей? (Хитиновый покров членистоногих и роговая чешуя пресмыкающихся защищают своих обладателей от механических повреждений и высыхания. Перья птиц и зверей, кроме того, защищают их от потери тепла и перегрева во время сильной жары. Огромная роль кожи в процессах газообмена земноводных связана с её барьерной функцией.)
2. Проблемная ситуация.
– Человек, у которого в результате ожога поражена большая площадь кожи, может погибнуть, если не удастся пересадить живую кожу. Почему? (Дети выдвигают гипотезы.) (Попадают различные микробы на внутренние органы.)
– Попробуйте сформулировать нашу задачу на уроке. (Будем разбираться, что же такое кожа, почему она так важна для человека.)
III. Совместное открытие знаний.
1. Работа с учебником.
– Откройте учебник на с.7 и прочитайте название параграфа. Как вы его понимаете? (Читают название.)
(Выдвигают версии.) (Пограничник – это человек, который служит на охране границ страны и следит за тем, чтобы никто не смог проникнуть на её территорию. Наверное, кожа в нашем организме тоже следит за тем, чтобы никто не проник в наш организм. Она защищает внутренние органы от попадания в неё различных микробов.)
– Толщина кожи всего 2 миллиметра, но при её сильном увеличении (примерно в 50 раз) можно рассмотреть её строение.
– Как же устроена кожа, чтобы выполнять такую важную роль. Рассмотрите рисунок на с.7 (Дети рассматривают, как устроена кожа.)
– Сколько слоёв кожи и какие выделены? (Кожа состоит из нескольких слоёв живых клеток:
o наружный;
o внутренний;
o жировой.
На рисунке выделены:
o наружный слой кожи из мёртвых клеток;
o внутренний слой;
o жировые клетки;
o кровеносные сосуды.
(По мере озвучивания на доску вывешиваются аналогичные карточки.)
– Прочитайте диалог наших героев Лены и Миши. Определите роль наружного слоя кожи.
– Какова роль наружного слоя? (Защищает живые клетки всего организма.)
– Что располагается во внутреннем слое? (Волосяная сумка, корень волоса, сальная железа, потовая железа.)
Физкультминутка.
2. Практическая работа.
– Давайте на практике определим, какая у нас кожа? Пользуйтесь при ответе словами, написанными на доске. (На доске даны слова для справок: гладкая, неподвижная, эластичная, упругая, холодная, ровная, твёрдая, мягкая, имеет рисунок, имеет складки. В список включены «лишние» слова, которые для описания свойств кожи не подходят.)
1. Оттяните пальцами кожу на кисти руки и отпустите. Что происходит с кожей? Почему? Какая кожа? (На доске даны слова для справок: гладкая, неподвижная, эластичная, упругая, холодная, ровная, твёрдая, мягкая, имеет рисунок, имеет складки.) (Кожа имеет рисунок, хорошо растягивается, сжимается и принимает первоначальную форму. Она мягкая и эластичная.)
2. Рассмотрите кожу через лупу. Что вы видите? (Поверхность кожи неровная, имеются складки, на поверхности видны отверстия. Они называются поры.)
– Каково назначение пор? (Через них кожа дышит, через поры выделяются жир и пот.)
3. Рассмотрите кожу на кончиках пальцев. Что вы заметили? (На них есть бороздки.)
– В результате наблюдений было установлено, что рисунок из бороздок на пальцах – папиллярный рисунок – у каждого человека свой. Он образуется на коже ещё до рождения младенца и сохраняется всю жизнь. Это наблюдение широко используется в криминалистике, когда для доказательства совершённого преступления сравнивают отпечатки пальцев предполагаемого преступника.
4. Проведите по лбу пальцем и прижмите палец к кальке. Что осталось на ней? (Пятно жира, который выделяется через поры. Жир выступает как смазка, поэтому наша кожа остаётся мягкой и эластичной.)
5. Имея такое строение и свойства, какую же роль выполняет кожа? Найдите ответ в учебнике и выполните задание 1 на с.8. (Работа в парах постоянного состава.)
– С какой ещё ролью справляется наша кожа? (Сохраняет постоянную температуру тела – терморегуляция.)
– Учёные подсчитали, что если бы организм человека не имел такой системы регуляции, то за 12 часов температура крови дошла бы до точки кипения.
(Кожа является органом осязания.)
– Почему кожу называют нашей природной одеждой? (Кожа и одежда выполняют похожие функции: предохраняют и защищают наш организм.)
VI. Рефлексия деятельности.
(Даю оценку работы детей на уроке.)
– Если вы считаете, что на уроке вы получили жизненно необходимые знания и умения, то похлопайте, а если считаете наоборот, то не делайте хлопки.
VII. Домашнее задание.
– Дома вы перечитаете материал §2, ответите на вопросы со звёздочкой на с.10, выполните задания на с.12(на выбор).
Слайд 2
- ШЕБЕКО Вера Алексеевна родилась 10 июля 1938 года в деревне Смородинка Крупского района Минской области. Окончила в 1965 году отделение русского языка и литературы Белорусского государственного университета.
Слайд 3
ШЕБЕКО Вера Алексеевна
С 1971 года в отделе дикторов на Центральном телевидении. Диктор программы «Время», была ведущей цикла передач «Товарищ песня» и др.
Редактор Главной редакции информации ЦТ, программы «Новости». Заслуженная артистка РСФСР. Награждена орденом «Знак почета».
Слайд 4
Сын Юрий Мелисов, гитарист и основатель группы «Эпидемия».
Слайд 5
Юрий родился в Москве, РСФСР, наполовину белорус. Мать - Вера Алексеевна Шебеко - диктор советского телевидения, Заслуженная Артистка РСФСР, отец - журналист. Окончил факультет Радиотехники МТУСИ, специальность - разработчик радиоэлектронной аппаратуры. Параллельно с музыкальной деятельностью работает на телеканале НТВ по специальности режиссер новостных выпусков программы «Сегодня». Женат на Надежде Мелисовой, есть дочь Алиса Мелисова.
Юра учился в музыкальной школе по классу виолончель. Позже увлёкся классической гитарой. Затем занимался в рок-гимназии «Красный Химик», где осваивал приемы игры на электро- и бас-гитарах. В юности увлекался такими группами, как Accept, Metallica и Annihilator, впоследствии заинтересовался пауэр-металом: Helloween,Gamma Ray, Blind Guardian и т. п.
Слайд 6
В 1993 году сформировал группу, которая не имела еще ни названия, ни определенного стиля. В 1995 году Юра назвал группу Эпидемия, которая играет в жанре пауэр-метал. Юрий - единственный член группы, остающийся в ней с самого начала до сих пор.
В 2003-ем Юрий Мелисов сочинил сценарий, музыку и стихи к метал-опере Эльфийская Рукопись. С 2004 года группа стала набирать популярность, а через несколько лет благодаря продолжению метал-опера «Эльфийская Рукопись: Сказание На Все Времена» признана лучшей российской пауэр-металлической группой.