Ведущая тв ссср вера шебеко. Презентация на тему "вера алексеевна шебеко". Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Обсуждение творческих вопросов прошлого урока (интеллектуальная разминка).

– Человек, у которого в результате ожога поражена большая площадь кожи, может погибнуть, если не удастся пересадить ему живую кожу. Почему?

Высказывают гипотезы:

Кожа защищает наш организм, дышит, выделяет вредные вещества. Человек погибает, потому что нарушаются эти процессы.

– Прочитайте диалог Лены и Миши на с. 12. О чём они рассуждают? Какой у вас возникает вопрос?

– Как могут мёртвые клетки защитить наш организм?

– О чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О коже.)

– Какие знания нам пригодятся?

1. Из каких частей состоит организм животного? человека?

2. Как называется наименьшая часть живого организма?

3. Какую роль в организме играет покровная ткань? у каких организмов

она имеется?

4. Чем отличаются покровы земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей?

5. Какова роль перьев и шерсти в жизни птиц и зверей?

– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

–Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1. Беседа.

– Давайте ознакомимся со строением кожи. Рассмотрите рис. на с. 12.

– Сколько и какие слои кожи выделены? (Два слоя, наружный и внутренний, и жировая ткань.)

– Какова роль наружного слоя? (Он защищает клетки внутреннего слоя.)

– Что располагается во внутреннем слое? (Живые клетки. В этом слое располагаются: волосяная сумка и волос, сальная и потовая железы, нервные окончания.)

– Что мы встречаем во всех слоях кожи? Почему? (Кровеносные сосуды – по ним

передаются питательные вещества и кислород; нервные окончания – они воспринимают различные ощущения.)

2. Практическая работа.

– Давайте определим, какая у нас кожа. Для этого проведём наблюдение: оттяните пальцами кожу на кисти (руке) и отпустите, сожмите и отпустите. Что

происходит с кожей? Почему?

Выполняют работу. (Кожа мягкая, эластичная, хорошо растягивается, сжимается и принимает первоначальную форму.)

3. Работа с учебником.

– Вы ознакомились со строением и свойствами кожи. Какую же роль она выполняет? Рассмотрите рисунки и выполните задания на с. 13, 14.

(Кожа защищает организм от трения, ударов, проникновения вредных веществ или микроорганизмов, высыхания.)

– Как мы ответим на вопрос урока? (Мёртвые клетки наружного слоя кожи защищают живые клетки внутреннего слоя, которые выполняют очень важную роль в организме.)

– Как вы понимаете название темы урока: «Кожа – “пограничник” организма»?

(Кожа защищает организм от проникновения в него вредных веществ и микробов, через кожу выделяются лишние соли и вода.)

– Кто быстрее найдёт правильный ответ на этот вопрос? (Работа с текстом учебника на с. 14. )

– Как кожа предохраняет наш организм от перегрева? (Кожа сохраняет постоянной температуру тела: работают потовые железы, при испарении пота организм охлаждается.)

– Зачем нам нужны волосы и ногти? (Волосы защищают от перегрева и переохлаждения, ногти защищают чувствительные кончики пальцев.)

– Что слепым заменяет зрение? (Кожа – орган осязания. В её внутреннем слое есть чувствительные нервные окончания, которые воспринимают все неровности поверхности.)

– Какой был уровень задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике.

1. Обсуждение вопросов 1–4 на с. 15 (в случае затруднения рекомендуется работа с учебником).

Важно обратить внимание на вопрос 3 – обсуждение гигиенических правил ухода за кожей. Можно предложить ребятам разработать памятку по уходу за кожей.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Выполнение заданий из рабочей тетради.

Возможные ответы на задания рабочей тетради.

При выполнении задания 1 учащиеся должны найти ошибку в подписях к рисунку: перепутаны обозначения кровеносного сосуда и нерва, потовой и сальной желёз.

В задании 2 даётся «разумный совет» чаще мыть руки , чтобы уменьшить количество болезнетворных микробов.

Задание 3 также посвящено гигиене. Ребята самостоятельно записывают «разумный совет»: «Надо промыть рану, смазать кожу вокруг неё йодом или зелёнкой, чтобы убить микробов, и забинтовать пораненное место».

В задании 4 школьники должны отметить знаком «+» левый верхний и правый нижний рисунки (в жару потовые железы выводят на поверхность кожи избыток воды, та испаряется, и тем самым организм охлаждается).

При выполнении задания 5 учащиеся должны подчеркнуть слова детский крем , вазелин .

Задание 6* посвящено загару. Должна получиться следующая фраза: «На солнце кожа темнеет от загара , что делает кожу менее прозрачной. Зимой, при недостатке солнца, загар исчезает».

В задании 7 необходимо соединить изображение по-летнему одетого Миши с правым рисунком с расширившимися сосудами под кожей, изображение Миши зимой – с левым рисунком. Текст с правильно вставленными словами должен выглядеть следующим образом:

«В жару кожа краснеет. Расположенные под кожей кровеносные сосуды расширяются и наполняются кровью. Кровь отдаёт лишнее тепло, и организм охлаждается . На холоде происходит всё наоборот. Кожа белеет, так как её сосуды сужаются . Кровь не отдаёт лишнее тепло, и организм согревается ».

V . Итог урока.

– Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.

– Почему кожу называют нашей природной одеждой?

– Кожа – это природный покров, который защищает наш организм от воздействия внешней среды. То же самое делает одежда.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

«Кожа – «пограничник» организма»

Цель:

Формировать понятие о строении и функционировании тела человека.

Задачи:

Создать условия для формирования у учащихся понятия о коже человека как о наружном покрове тела, её свойствах, строении, функциях и их взаимосвязях.

Развивать умения проводить самонаблюдения и осуществлять гигиенические навыки по уходу за кожей, профилактике повреждений и оказании первой помощи при нарушении её целостности.

Воспитывать аккуратность и бережное отношение к своему организму и здоровью.

Оборудование : карточки-опоры по строению кожи, лупы, калька, листы - инструкции для шести групп.

Структура урока.

I. Организационный момент (~1 мин.).

II. Актуализация знаний и постановка проблемы (~3 мин.).

1. Интеллектуальная разминка.

2. Проблемная ситуация.

III. Совместное открытие знаний (~27 мин.).

1. Работа с учебником.

Физкульминутка (~2 мин.).

2. Практическая работа.

3. Работа в группах.

IV. Самостоятельное применение знаний (~4 мин.).

V. Подведение итогов работы (~2 мин.).

VI. Рефлексия деятельности (~1 мин.).

VII. Домашнее задание (~1 мин.).

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Мы живём в родном краю.

Всех я вас приветствую!

II. Актуализация знаний и постановка проблемы (~4 мин.).

1. Интеллектуальная разминка.

– Ребята, наверное, каждый из вас хочет быть сильным и здоровым. А как вы понимаете термин «здоровье»? (Дети высказывают свои мнения.) (Это состояние нашего организма.)


– Здоровье – одна из самых главных ценностей человека. Недаром в народе говорят: здоровье дороже золота. Для того, чтобы человек был полностью здоров, необходимо, чтобы все системы органов его организма исправно работали.

– Какие системы органов различают у человека? (Опорно-двигательная, органы пищеварения, органы дыхания, органы выделения, органы кровообращения, органы размножения, органы чувств.)

– Какие органы относятся к органам чувств? (Глаза, нос, язык, уши, покровные органы (кожа и слизистая оболочка).

– Какую роль в организме играет покровная ткань? (Покровная ткань выполняет две функции: защитную и осязательную. Защитную функцию, так как препятствует вторжению различных вредных воздействий во внутреннюю среду организма. Осязательная функция помогает вовремя заметить и предотвратить опасность вторжения во внутреннюю среду организма посторонних предметов и явлений.)

– Какие покровы защищают тело животных: земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей? (Хитиновый покров членистоногих и роговая чешуя пресмыкающихся защищают своих обладателей от механических повреждений и высыхания. Перья птиц и зверей, кроме того, защищают их от потери тепла и перегрева во время сильной жары. Огромная роль кожи в процессах газообмена земноводных связана с её барьерной функцией.)

2. Проблемная ситуация.

– Человек, у которого в результате ожога поражена большая площадь кожи, может погибнуть, если не удастся пересадить живую кожу. Почему? (Дети выдвигают гипотезы.) (Попадают различные микробы на внутренние органы.)

– Попробуйте сформулировать нашу задачу на уроке. (Будем разбираться, что же такое кожа, почему она так важна для человека.)

III. Совместное открытие знаний.

1. Работа с учебником.

– Откройте учебник на с.7 и прочитайте название параграфа. Как вы его понимаете? (Читают название.)


(Выдвигают версии.) (Пограничник – это человек, который служит на охране границ страны и следит за тем, чтобы никто не смог проникнуть на её территорию. Наверное, кожа в нашем организме тоже следит за тем, чтобы никто не проник в наш организм. Она защищает внутренние органы от попадания в неё различных микробов.)

– Толщина кожи всего 2 миллиметра, но при её сильном увеличении (примерно в 50 раз) можно рассмотреть её строение.

– Как же устроена кожа, чтобы выполнять такую важную роль. Рассмотрите рисунок на с.7 (Дети рассматривают, как устроена кожа.)

– Сколько слоёв кожи и какие выделены? (Кожа состоит из нескольких слоёв живых клеток:

o наружный;

o внутренний;

o жировой.

На рисунке выделены:

o наружный слой кожи из мёртвых клеток;

o внутренний слой;

o жировые клетки;

o кровеносные сосуды.

(По мере озвучивания на доску вывешиваются аналогичные карточки.)

– Прочитайте диалог наших героев Лены и Миши. Определите роль наружного слоя кожи.


Какова роль наружного слоя? (Защищает живые клетки всего организма.)


– Что располагается во внутреннем слое? (Волосяная сумка, корень волоса, сальная железа, потовая железа.)

Физкультминутка.

2. Практическая работа.

– Давайте на практике определим, какая у нас кожа? Пользуйтесь при ответе словами, написанными на доске. (На доске даны слова для справок: гладкая, неподвижная, эластичная, упругая, холодная, ровная, твёрдая, мягкая, имеет рисунок, имеет складки. В список включены «лишние» слова, которые для описания свойств кожи не подходят.)

1. Оттяните пальцами кожу на кисти руки и отпустите. Что происходит с кожей? Почему? Какая кожа? (На доске даны слова для справок: гладкая, неподвижная, эластичная, упругая, холодная, ровная, твёрдая, мягкая, имеет рисунок, имеет складки.) (Кожа имеет рисунок, хорошо растягивается, сжимается и принимает первоначальную форму. Она мягкая и эластичная.)

2. Рассмотрите кожу через лупу. Что вы видите? (Поверхность кожи неровная, имеются складки, на поверхности видны отверстия. Они называются поры.)

– Каково назначение пор? (Через них кожа дышит, через поры выделяются жир и пот.)

3. Рассмотрите кожу на кончиках пальцев. Что вы заметили? (На них есть бороздки.)

– В результате наблюдений было установлено, что рисунок из бороздок на пальцах – папиллярный рисунок – у каждого человека свой. Он образуется на коже ещё до рождения младенца и сохраняется всю жизнь. Это наблюдение широко используется в криминалистике, когда для доказательства совершённого преступления сравнивают отпечатки пальцев предполагаемого преступника.

4. Проведите по лбу пальцем и прижмите палец к кальке. Что осталось на ней? (Пятно жира, который выделяется через поры. Жир выступает как смазка, поэтому наша кожа остаётся мягкой и эластичной.)

5. Имея такое строение и свойства, какую же роль выполняет кожа? Найдите ответ в учебнике и выполните задание 1 на с.8. (Работа в парах постоянного состава.)



– С какой ещё ролью справляется наша кожа? (Сохраняет постоянную температуру тела – терморегуляция.)

– Учёные подсчитали, что если бы организм человека не имел такой системы регуляции, то за 12 часов температура крови дошла бы до точки кипения.

(Кожа является органом осязания.)

– Почему кожу называют нашей природной одеждой? (Кожа и одежда выполняют похожие функции: предохраняют и защищают наш организм.)

VI. Рефлексия деятельности.

(Даю оценку работы детей на уроке.)

– Если вы считаете, что на уроке вы получили жизненно необходимые знания и умения, то похлопайте, а если считаете наоборот, то не делайте хлопки.

VII. Домашнее задание.

– Дома вы перечитаете материал §2, ответите на вопросы со звёздочкой на с.10, выполните задания на с.12(на выбор).


Слайд 2

  • ШЕБЕКО Вера Алексеевна родилась 10 июля 1938 года в деревне Смородинка Крупского района Минской области. Окончила в 1965 году отделение русского языка и литературы Белорусского государственного университета.
  • Слайд 3

    ШЕБЕКО Вера Алексеевна

    С 1971 года в отделе дикторов на Центральном телевидении. Диктор программы «Время», была ведущей цикла передач «Товарищ песня» и др.

    Редактор Главной редакции информации ЦТ, программы «Новости». Заслуженная артистка РСФСР. Награждена орденом «Знак почета».

    Слайд 4

    Сын Юрий Мелисов, гитарист и основатель группы «Эпидемия».

    Слайд 5

    Юрий родился в Москве, РСФСР, наполовину белорус. Мать - Вера Алексеевна Шебеко - диктор советского телевидения, Заслуженная Артистка РСФСР, отец - журналист. Окончил факультет Радиотехники МТУСИ, специальность - разработчик радиоэлектронной аппаратуры. Параллельно с музыкальной деятельностью работает на телеканале НТВ по специальности режиссер новостных выпусков программы «Сегодня». Женат на Надежде Мелисовой, есть дочь Алиса Мелисова.

    Юра учился в музыкальной школе по классу виолончель. Позже увлёкся классической гитарой. Затем занимался в рок-гимназии «Красный Химик», где осваивал приемы игры на электро- и бас-гитарах. В юности увлекался такими группами, как Accept, Metallica и Annihilator, впоследствии заинтересовался пауэр-металом: Helloween,Gamma Ray, Blind Guardian и т. п.

    Слайд 6

    В 1993 году сформировал группу, которая не имела еще ни названия, ни определенного стиля. В 1995 году Юра назвал группу Эпидемия, которая играет в жанре пауэр-метал. Юрий - единственный член группы, остающийся в ней с самого начала до сих пор.

    В 2003-ем Юрий Мелисов сочинил сценарий, музыку и стихи к метал-опере Эльфийская Рукопись. С 2004 года группа стала набирать популярность, а через несколько лет благодаря продолжению метал-опера «Эльфийская Рукопись: Сказание На Все Времена» признана лучшей российской пауэр-металлической группой.