Самый лучший аудиокодек. Внутренняя совместимость компонентов. Как работают кодеки

Наверняка вы хоть раз в жизни сталкивались с тем, что ваш компьютер отказывался воспроизводить скачанную музыку, видеоролик или фильм с диска именно в тот день, когда вы решили провести приятный вечер у экрана монитора. От этой проблемы можно избавиться раз и навсегда, если переустановить или обновить кодеки.

Не знаете, что такое кодеки и как они работают? Тогда эта статья – для вас! Из нее вы узнаете, для чего нужны кодеки и какими они бывают, а также поймете, как устроен процесс воспроизведения видео на ПК и мобильных устройствах.

Всё, что нужно знать о кодеках


Кодеком (от английского codec ) называют программу, предназначенную для кодирования и декодирования данных мультимедиа (например, аудио- и видеопотоков). Каждый кодек «специализируется» только на одном типе данных. За обработку звуковых записей отвечают аудиокодеки (AAC, AIF, AU, MP3, RA, RAM, WMA, FLAC), с видео работают видеокодеки (DivX, AVI, H.261, H.263, H.264, MPEG, RM, RV, WMV). Над роликами, в которых содержится и звук, и видео, «колдуют» оба этих типа кодеков.

Также существуют кодеки, предназначенные для обработки цифровых изображений и текста, однако в этой статье речь пойдет именно об аудио- и видеокодеках.

Как работают кодеки?

Представьте, что вы записали ролик на видеокамеру, загрузили его в компьютер и открыли с помощью проигрывателя. Казалось бы, пустяковое дело! Но кодекам на вашей камере и компьютере пришлось немало потрудиться, чтобы вы смогли это сделать. Давайте посмотрим, чем же занимаются эти программы, когда вы записываете видео и проигрываете снятые клипы.


Кодеки принимаются за работу в тот самый момент, когда вы нажимаете кнопку записи на своей камере. Прямо во время съемки видеокодек сжимает и кодирует видеодорожку, а аудиокодек работает со звуковой дорожкой. Затем оба потока синхронизируются и сохраняются в одном медиаконтейнере, а если говорить проще – формате. Камеры могут вести запись как в популярных форматах типа AVI и MP4, так и в более экзотических.

Теперь, когда вы перенесли снятый клип на свой компьютер, в дело вступают кодеки, установленные на нем: видеокодек распаковывает изображение, аудиокодек – звуковую дорожку, а проигрыватель выводит эту информацию на экран и в колонки вашего компьютера.

Зачем все эти сложности?

Неужели нельзя обойтись без кодирования? Теоретически – можно, на практике – лучше не стоит. Дело в том, что кодеки выполняют очень важную функцию: они сжимают файлы до размеров, приемлемых для современных устройств.

Видеофайлы, создаваемые камерами в процессе записи, имеют слишком большой размер: пятиминутный ролик, снятый на современный смартфон, в несжатом состоянии может занимать несколько гигабайт памяти! Вспомните, сколько места есть на дисках вашего компьютера и мобильных устройств, и представьте, сколько несжатых видеороликов вы могли бы на нем хранить – вряд ли эта цифра будет слишком большой.

Возможно, в будущем, когда память компьютеров и гаджетов будет исчисляться десятками и сотнями терабайтов, необходимость в использовании кодеков отпадет, но сейчас без этих шустрых программ, превращающих гигабайтные видео в мегабайтные, нам не обойтись.

Как же кодеки уменьшают размер файлов?

Сжатие видео и аудио происходит за счет устранения так называемой избыточности данных. Как это происходит? Представьте, что вы в течение 5 минут снимали морской пейзаж – такой, как на картинке:


Допустим, ваша камера снимает со скоростью 30 кадров в секунду. Получается, за 1 секунду записи она сохраняет в своей памяти 30 уникальных изображений. А за 5 минут (300 секунд) она снимет целых 9000 кадров!

Но что может кардинально измениться в этом пейзаже за 1 секунду? Позеленеет небо? Испарится вода?

Даже если произойдут какие-то изменения, то они будут плавными, и на их осуществление потребуется время. Вывод: ежесекундно камера снимает 30 практически полностью идентичных друг другу кадров.

Так зачем же сохранять в памяти все эти кадры целиком? Для записи пейзажа на видео кодеку достаточно сохранить один исходный кадр, найти все похожие на него и удалить из похожих кадров повторяющиеся части изображения. Затем, при воспроизведении видео, кодек будет наслаивать изменяющиеся части на исходное изображение. Если в картинке что-то поменяется, кодек выделит еще один исходный кадр и все на него похожие. Описанный алгоритм называют компенсацией движения и считают одним из основных методов сжатия видеоданных.

Компенсация движения – это всего лишь один из множества методов, применяемых видеокодеками при обработке записей с камер. Свои способы устранения избыточной информации используют и аудиокодеки. В результате работы кодеков из аудио- и видеопотоков удаляется большая часть «лишних» данных. За счет этого и происходит изменение объема закодированного файла.

Какой кодек выбрать?

Существует множество видео- и аудиокодеков, предназначенных для различных целей. Вот краткий список самых популярных кодеков:

  • H.264 (MPEG-4)
  • MPEG-2
  • H.265 (MPEG-H, HEVC)
  • Flash

Чтобы вам не пришлось подолгу искать, какой кодек лучше подойдет вам, мы советуем скачать K-Lite Codec Pack – универсальный пакет для Windows, в котором есть все, что понадобится для проигрывания практически любого видео: самые хорошие кодеки для AVI, MKV, MP4 и других форматов.

А вдруг кодек сработает неправильно и удалит нужную информацию?
Можно ли обработать видеофайл без потерь?

В основе современных кодеков лежат сложные комплексные алгоритмы сжатия данных, которые помогают свести потери информации к минимуму. Однако если вы все-таки хотите перестраховаться, у нас есть хорошие новости: существуют так называемые lossless-кодеки, обрабатывающие видео без потерь. Это значит, что при декодировании потока информация будет воспроизведена бит к биту. Однако следует быть готовыми к тому, что размер видеофайла, обработанного такими кодеками, будет довольно большим.

Кодек (англ.codec - сокр. от coder/decoder (кодировщик/декодировщик) или compressor/decompressor) — файл-формула, которая определяет, каким образом можно «упаковать» видео\аудиоконтент и, соответственно, проиграть видео\аудио. Также возможно добавление к файлу субтитров, векторных эффектов и т. п.

2. Зачем нужны кодеки?

Кодеки необходимы для уменьшения размера видео-аудио информации. Один несжатый кадр стандартного ТВ разрешения весит 1,18Мб. В России стандарт — 25 кадров в секунду. Итого, минута видео обойдется Вам в 1 770 Мб. Неплохо, да? Сжатое же аналогичное видео будет весить, в среднем, не больше 50 Мб, почти без потерь качества. Никакой магии =) Все дело в том, что в несжатом видео файле, по сути, хранится набор bmp картинок. То есть структура файла примерно такая: выставляется информация о количестве пикселей по ширине, а дальше начинается перечисление цветовой составляющей каждого пикселя.

3. Есть ли какой-то один универсальный кодек?

Пожалуй -нет. Однако стоит брать во внимание, что, по сути, алгоритмов сжатия не так ужмного.

Алгоритм MPEG

MPEG производит межкадровое сжатие, за счетпредсказания (вычисления) движения внутри кадра, и других внутрикадровых изменений.

Всеформаты сжатия семейства MPEG (MPEG 1, MPEG 2, MPEG 4, MPEG 7) используют высокую избыточность информации в изображениях, разделенных малым интервалом времени. Между двумя соседними кадрами обычно изменяется только малая частьсцены – например, происходит плавное смещение небольшого объекта на фоне фиксированного заднего плана. В этом случае полная информация о сцене сохраняется выборочно – только для опорных изображений. Для остальных кадров достаточно передавать разностную информацию: о положении объекта, направлении и величине его смещения, о новых элементах фона, открывающихся за объектом помере его движения. Причем эти разности можно формировать не только по сравнениюс предыдущими изображениями, но и с последующими (поскольку именно в них по мере движения объекта открывается ранее скрытая часть фона).

Форматы сжатия семейства MPEG сокращают объем информации следующим образом:

  • Устраняется временная избыточность видео (учитывается только разностная информация).
  • Устраняется пространственная избыточность изображений путем подавления мелких деталей сцены.
  • Устраняется часть информации о цветности.
  • Повышается информационная плотность результирующего цифрового потока путем выбора оптимального математического кода для его описания.

Форматы сжатия MPEG сжимают только опорные кадры – I-кадры (Intra frame – внутренний кадр). В промежутки между ними включаются кадры, содержащие только изменения между двумя соседними I-кадрами – P-кадры (Predicted frame – прогнозируемый кадр). Для того чтобы сократить потери информации между I-кадром и P-кадром, вводятся так называемые B-кадры (Bidirectional frame – двунаправленный кадр). Вних содержится информация, которая берется из предшествующего и последующего кaдров. При кодировании в форматах сжатия MPEG формируется цепочка кадров разных типов. Типичная последовательность кадров выглядит следующим образом: IBBPBBIBBPBBIBB… Соответственно, последовательность кадров в соответствии с их номерами будет воспроизводиться в следующем порядке: 1423765…

Форматы сжатия видео изображения MPEG 1 и MPEG 2

В качестве начального шага обработки изображения форматы сжатия MPEG 1 и MPEG 2 разбивают опорные кадры на несколько равных блоков, над которыми затем производится дискетное косинусное преобразование (DCT). По сравнению с MPEG 1, формат сжатия MPEG 2 обеспечивает лучшее разрешение изображения при более высокой скорости передачи видео данных за счет использования новых алгоритмов сжатия и удаления избыточной информации, а также кодирования выходного потока данных. Также формат сжатия MPEG 2 дает возможность выбора уровня сжатия за счет точности квантования. Для видео с разрешением 352х288 пикселей формат сжатия MPEG 1 обеспечивает скорость передачи 1,2 – 3 Мбит/с, а MPEG 2 – до 4 Мбит/с.

По сравнению с MPEG 1, формат сжатия MPEG 2 обладает следующими преимуществами:

  • Как и JPEG2000, формат сжатия MPEG 2 обеспечивает масштабируемость различных уровней качества изображения в одном видеопотоке.
  • В формате сжатия MPEG 2 точность векторов движения увеличена до 1/2 пикселя.
  • Пользователь может выбрать произвольную точность дискретного косинусного преобразования.
  • В формат сжатия MPEG 2 включены дополнительные режимы прогнозирования.

Формат сжатия MPEG 2 использовал снятый сейчас с производства видеосервер AXIS 250S компании AXIS Communications, 16-канальный видеонакопитель VR-716 компании JVC Professional, видеорегистраторы компании FAST Video Security и многие другие устройства системы видеонаблюдения.

Формат сжатия MPEG 4

MPEG4 использует технологию так называемого фрактального сжатия изображений. Фрактальное (контурно-основанное) сжатие подразумевает выделение из изображения контуров и текстур объектов. Контуры представляются в виде т.н. сплайнов (полиномиальных функций) и кодируются опорными точками. Текстуры могут быть представлены в качестве коэффициентов пространственного частотного преобразования (например, дискретного косинусного или вейвлет-преобразования).

Диапазон скоростей передачи данных, который поддерживает формат сжатия видео изображений MPEG 4, гораздо шире, чем в MPEG 1 и MPEG 2. Дальнейшие разработки специалистов направлены на полную замену методов обработки, используемых форматом MPEG 2.Формат сжатия видео изображений MPEG 4 поддерживает широкий набор стандартов и значений скорости передачи данных. MPEG 4 включает в себя методы прогрессивного и чересстрочного сканирования и поддерживает произвольные значения пространственного разрешения и скорости передачи данных в диапазоне от 5 кбит/с до 10 Мбит/с. В MPEG 4 усовершенствован алгоритм сжатия, качество и эффективность которого повышены при всех поддерживаемых значениях скорости передачи данных.

MPEG 7 и MPEG 21 – форматы будущего

В октябре 1996 года группа MPEG приступила к разработке формата сжатия MPEG 7, призванного определить универсальные механизмы описания аудио и видео информации. Этот формат получил название Multimedia Content Description Interface. В отличие от предыдущих форматов сжатия семейства MPEG, MPEG 7 описывает информацию, представленную в любой форме (в том числе в аналоговой) и не зависит от среды передачи данных. Как и его предшественники, формат сжатия MPEG 7 генерирует масштабируемую информацию в рамках одного описания.

Формат сжатия MPEG 7 использует многоуровневую структуру описания аудио и видеоинформации. На высшем уровне прописываются свойства файла, такие как название, имя создателя, дата создания и т.д. На следующем уровне описания формат сжатия MPEG 7 указывает особенности сжимаемой аудио или видео информации – цвет, текстура, тон или скорость. Одной из отличительных особенностей MPEG 7 является его способность к определению типа сжимаемой информации. Если это аудио или видео файл, то он сначала сжимается с помощью алгоритмов MPEG 1, MPEG 2, MPEG4, а затем описывается при помощи MPEG 7. Такая гибкость в выборе методов сжатия значительно снижает объем информации и ускоряет процесс сжатия. Основное преимущество формата сжатия MPEG 7 над его предшественниками состоит в применении уникальных дескрипторов и схем описания, которые, помимо всего прочего, делают возможным автоматическое выделение информации как по общим, так и по семантическим признакам, связанным с восприятием информации человеком. Процедура занесения в каталог и поиска данных находятся вне сферы рассмотрения этого формата сжатия.

Разработка формата сжатия MPEG 21 — это долговременный проект, который называется «Система мультимедийных средств» (Multimedia Framework). Над разработкой этого формата сжатия эксперты начали работать в июне 2000 г. На первых этапах планировалось провести расширение, унификацию и объединение форматов MPEG 4 и MPEG 7 в единую обобщающую структуру. Подразумевалось, что она будет обеспечивать глубокую поддержку управления правами и платежными системами, а также качеством предоставляемых услуг.

Формат MJPEG

Формат MJPEG производит внутрикадровое сжатие. То есть сжимаеткаждый кадр, по алгоритму JPEG.

4. Какие форматы или кодеки самые популярные и необходимые?

5. Avi разве не кодек?

AVI это контейнер, так же как и VOB, WMV и другие. Под расширением avi может скрываться любой кодек. В принципе можно взять видео файл и переименовать его, допустим, в myvideo.nix. Указав ОС программу, которой стоит открывать данный тип файлов, мы получим видео файл в контейнере nix.

6. Как узнать, какой кодек мне нужен для работы (воспроизведения / кодирования) с файлом?

Скачайте программу . Очень полезная программа, которая сообщает всю информацию про видео, размер окна, частоту кадров, чем сжаты видео и аудио потоки и, что самое полезное, — перенаправляет на официальныйсайт кодека, использовавшегося для компрессии.

7. Какие кодеки мне следует загрузить и установить?

Стандартно в операционных системах встроены несколько базовых кодеков. Другие устанавливаются автоматически вместе с проигрывателями, которые вы устанавливаете. Например, плеер VLC Media читает практически все и является кроссплатформенным.

8. Зачем качать эти плееры, если можно просто скачать набор кодеков, типа K-Lite?

K-Lite вполне можно использовать, но не для профессиональной работы. K-Lite часто вызывает некорректную работу и зависание программ, работающих с видео, т.к. Windows не всегда может распознать кодек по сигнатурам файла и выхватывает кодек «наугад», что приводит к зависанию программ. Ставить или не ставить – личное решение каждого, но необходимо знать, чем это может обернуться.

*** Проблемы с просмотров различных видеофайлов в большинстве случаев связаны с установленным в системе кодеками или их набором (кодек-паком, например, K-Lite Codec Pack). Я подробно расскажу, что именно необходимо для воспроизведения видео вообще, какой набор программ достаточно инсталлировать для нормального просмотра файлов и что можно сделать в случае возникновения неполадок.

Видеофайл

*** Обычный видеофайл содержит в себе: видеодорожку, одну или несколько дорожек со звуком, одну или несколько дорожек с субтитрами, служебную информацию об используемых форматах сжатия (так называемый индекс-блок с адресами расположения конкретных участков записи, применяется во время "перемотки"), набор текстовых полей. Формат, в котором хранится эта информация в файле, именуется контейнером. Наиболее популярным на данный момент является контейнеры:

AVI (Audio and Video Interleaved)

MPEG1/2 (расширения файлов - mpg/mpe/vob)

Advanced Streaming Format (asf)

OGG Media (ogg)

Real Media (rm/rv/ram)

QuickTime (mov/qt)

DivX Media (divx) представляет собой расширенный, но обратносовместимый вариант контейнера AVI.

*** Для извлечения из контейнера потоков видео, аудио и субтитров и их разделения используются специальные библиотеки Windows - сплиттеры, или демультиплексоры. По умолчанию в Windows (начиная с Win2000) имеются сплиттеры для AVI, MPEG1/2 и ASF. Все остальные необходимо устанавливать отдельно, что будет подробно описано ниже.

Кодек

*** После разделения каждый из потоков файла должен быть декодирован (разжат). Для этого существуют соответствующие библиотеки, называемые кодеками. Термин "кодек" является сокращением от "кодер-декодер" и выполняет две задачи, которые такая библиотека может: сжатие видео в свой формат и его распаковка для воспроизведения. Но кодек не обязательно выполняет обе функции, существуют и такие, которые могут выполнять одну из функций. Заметим для строгости, что сжимающая часть кодека часто именуется не кодером, а энкодером.

*** Видеокодеки бывают нескольких типов (по низкоуровневой работе с изображением) - Video for Windows (VfW), DirectShow (DSH) и DirectX Media Object (DMO). Практически во всех плеерах при воспроизведении применяется DirectShow; а кодеки VfW используются некоторыми программами для сжатия видео, в частности очень популярной VirtualDub/VirtualDubMod. Кодеки типа DMO являются скорее подвидом DirectShow и отличаются тем, что часть их функций перекладывается на приложение, воспроизводящее видео, и по этой причине подобный тип не особо популярен.

*** Аудиокодеки также делятся на несколько видов - Audio Compression Manager (ACM), использующийся в паре с VfW, и аналогичные видео DirectShow и DirectX Media Object.

*** Специальные коды, употребляемые в файле - FourCC (видео) и TwinCC (аудио) - описывают формат сжатия картинки и звука, а также определяют, что нужно для их декодирования. Однако для воспроизведения видеоряда не обязательно должен применяться тот же кодек, что и для компрессии. Пример XviD воспроизводится DivX -ом даже лучше чем родным кодеком.

Форматы сжатия видео

*** Наиболее популярным является MPEG4, представленный в виде нескольких слегка различающихся кодеков. Сам стандарт состоит из 19 частей, каждая из которых описывает определенные возможности кодека, и еще 3 находятся в процессе разработки. Все имеющиеся сейчас кодеки MPEG4, за исключением принадлежащих к стандарту H.264, представляют собой реализацию MPEG4 Part 2. Кодеки стандарта H.264 являются реализацией MPEG4 Part 10. Наиболее известными кодеками формата MPEG4 являются DivX, XviD и Windows Media Video. Кроме обычных, существуют и так называемые HD-версии, которые отличаются большим поддерживаемым разрешением - до 1920х1080 точек.

*** Второй по популярности (но первый по качеству) - это формат MPEG2. В нем кодируется видео на дисках DVD-Video и ведется б0льшая часть спутникового вещания. По сравнению с MPEG4 для кодирования информации с тем же качеством формату MPEG2 необходим больший битрейт (т.е. нужно большее количество информации на единицу времени). Преимущество же MPEG2 состоит в том, что ему доступны более высокие битрейты (вплоть до 25 Mbps), а кроме того, видео в MPEG2 отстутструют некоторые минусы MPEG4 (вроде ступенчатости на плавном цветовом переходе или квадратиков при испорченных кадрах последовательности).

*** Формат MPEG1 на данный момент практически исчез из обихода, его можно встретить разве что в старых роликах или на Video-CD. Средства его декодирования уже давно встроены в систему.

*** Как было сказано выше, информация о том, каким именно кодеком упаковано видео в файле, представляется в виде FourCC-кода, состоящего из четырех символов. Каждый кодек имеет свой уникальный FourCC-код, однако в целях совместимости иногда при кодировании указывается "чужой" FourCC-код. Допустим, если видео планируется смотреть на стационарном плеере, то при сжатии его с помощью FFDshow стоит указать FourCC не FFDS, а DivX или XviD, иначе файл почти наверняка не воспроизведется

Форматы сжатия аудио

*** Бесспорным (пока) лидером здесь является MP3 (полное название - MPEG1 Layer 3). Основной его недостаток - поддержка всего двух каналов аудио. Такого ограничения нет у созданного на его основе формата AAC, а также у технологий AC3 (Dolby Digital) и DTS. Формат Windows Media Audio, затевавшийся как конкурент MP3 и дающий возможность добиться лучшего качества на низких битрейтах, к настоящему времени обзавелся поддержкой многоканального звука и выступает уже как конкурент AAC. Достаточно популярен и OGG Vobris, который позволяет получить качество, сравнимое с MP3, на более низких битрейтах, или более высокое - на равных. Информация о формате аудио хранится в TwinCC-коде, представляющем собой комбинацию из четырех цифр, к примеру 0055 для MP3.

От теории к практике

*** Начнем со сплиттеров: по умолчанию (здесь и далее речь идет о Windows XP) в системе установлены сплиттеры для avi, mpg, mpe, vob и asf. Сплиттеры для Real Media, QuickTime и DivX идут в комплекте с соответствующими проигрывателями от компаний-разработчиков. Для ogg, mkv/mka/mks и mp4 существует несколько различных сплиттеров, но наилучшим выбором является Haali Media Splitter, поддерживающий все эти контейнеры. В случае если по каким-то причинам он не подходит, необходимо устанавливать отдельные сплиттеры для каждого из контейнеров. Взять их можно, к примеру, с сайта.

*** С кодеками дела обстоят намного хуже. Из видеокодеков по умолчанию имеются декодер MPEG1, декодер и энкодер Windows Media Video, достаточно старая версия MPEG4 от Microsoft и еще несколько штук для устаревших и практически не используемых форматов. С аудио ситуация получше - наличествуют декодеры и энкодеры MP3 (с ограничением у энкодера до 56 Kbps), Windows Media Audio и пара почти списанных в утиль кодеков. Обычно проблема ограниченного количества кодеков решается с помощью кодек-пака, но мы предлагаем сделать по-другому - установить FFDshow. После его инсталляции будем иметь поддержку практически всех необходимых форматов, включая новейший H.264. Однако по умолчанию она распространяется только на DirectShow-приложения. Кодек формата VfW в систему устанавливается, но изначально он декодирует только собственные форматы FFDS/FVFW. Для использования же других в VfW-приложениях необходимо запустить "VFW codec configuration" и на вкладке "Decoder" в разделе "Кодеки" самостоятельно выбрать нужные форматы.

*** Кроме FFDshow, для видео иногда требуются декодеры RealMedia и QuickTime. Можно, конечно, установить родные программы от Real Networks и Apple, но они громоздки и весьма неудобны. Мы рекомендуем обратить внимание на альтернативные пакеты - Real Alternative и QuickTime Alternative, которые представляют собой извлеченные из оригинальных программ необходимые сплиттеры и кодеки, причем использовать их способен любой проигрыватель формата DirectShow. В комплекте с кодеками идет также Media Player Classic, наиболее удобный для просмотра видео в этих форматах (у ряда других плееров есть проблемы с воспроизведением звука).

*** Аудиодекодер FFDshow поддерживает все более-менее распространенные форматы аудио, и для просмотра фильмов ничего, кроме него, устанавливать уже не надо. Однако если вам понадобится сжимать звук в формат MP3, то необходимо (и даже рекомендуется) будет заменить стандартный энкодер MP3 от Microsoft на Lame MP3 Encoder, скачать который также можно с сайта.

Решение проблем

*** Если есть еще несколько фильмов, которые посмотреть не удается, то читайте далее. Если файл отказывается воспроизводиться, необходимо выяснить, какого именно системного компонента не хватает для нормальной работы. В первую очередь - определить тип контейнера у данного файла и убедиться, установлен ли в системе соответствующий сплиттер. Если да, то, скорее всего, загвоздка в отсутствии кодека. Узнать его FourCC-код поможет программа GSpot, ее, возможно, придется скачать дополнительно. Открываем в ней проблемный файл, и в правой верхней части окна видим FourCC-код, название кодека и его наличие/отсутствие в системе. К сожалению, GSpot работает только с контейнерами AVI и MPEG1/2, потому в случае новых ogg, mkv или mp4 придется действовать иначе: открываем файл в VirtualDubMod и в меню "File" выбираем пункт "File Information" - в строке "FourCC Codec" находится необходимая нам информация. Теперь стоит заглянуть в настройки FFDshow (ярлык "Video decoder configuration"), поскольку по умолчанию включена поддержка только самых основных форматов (из полусотни "знакомых" программе). Если нужного там не окажется, то узнать, какому кодеку соответствует полученный FourCC-код, можно в уже упомянутой программе GSpot, выбрав в меню "Tables" пункт "Video Codecs". Если и это не поможет, то просматриваем большой список FourCC-кодов, расположенный по адресу, там же есть и ссылки на страницы закачки описанных кодеков.

Кодек-паки

*** Перейдем к следующей проблеме, которая встречается намного чаще. Файл открывается, начинается воспроизведение, однако изображение отсутствует или выводится неправильно. Причиной этого обычно является использование неподходящего декодера или, что бывает намного реже, ошибка в декодере. И тут надо объяснить, почему не стоит применять кодек-паки - чаще всего виновниками подобных недоразумений оказываются именно они и дело тут и в изготовителе, и в конкретной компиляции. В качестве примера возьмем достаточно популярный K-Lite Codec Pack. Его полная версия (более 20Мб) представляет собой свалку всего, что попало под руку составителю и устанавливать его не рекомендуется в обычных случаях-разве если только если "ничего не помогло". Отметим самые яркие проявления подобного подхода: в K-Lite Codec Pack Full имеются три кодека для MPEG2 (не считая FFDshow), столько же сплиттеров для MPEG2, по три кодека для MP3, AAC и AC3, из кодеков MPEG4, кроме последних версий DivX, XviD и FFDshow, есть редко встречающийся 3ivX Pro и старые версии MS MPEG4 и DivX 3.11. После установки подобной "солянки" (а если вы еще и поторопились или просто не знаете назначения кодека) вероятность того, что для декодирования будет использован не самый подходящий кодек, многократно возрастает.

*** Бывают и достаточно сбалансированные кодек-паки, но им присущ еще один недостаток: как только обновляется один из компонентов кодек-пака, приходится закачивать заново весь сборник. Так что можно предложить как вариант - обновление нужных кодеков вручную.

Непрошенные кодеки

*** Читатель, последовавший моим советам, может задать вопрос: "А откуда возьмется неправильный декодер, если я его не инсталлировал?" Это происходит из-за того, что некоторые приложения считают своим долгом установить различные кодеки и сплиттеры, даже не спрашивая разрешения у пользователя. В первую очередь этим грешат программы для обработки видео в MPEG2/4, ПО для тюнеров, DVD-плееры и даже Nero Burning ROM - последний при установке добавляет в систему больше десятка своих кодеков и сплиттеров для форматов MPEG2/4 и QuickTime; при инсталляции InterVideo WinDVD 7 без спроса устанавливаются кодеки DivX 6. Имеют такое свойство и игры: к примеру, демо-версия Mayabin3 без спроса внедряет в систему кодек XviD и предлагает добавить еще ogg splitter неизвестно какой давности. К тому же штатной возможности удалить такой кодек игра не предоставляет, так что после ее деинсталляции чистить систему приходится вручную. Стоит отметить, что проблемы с воспроизведением видео возникают не из-за простой установки дополнительных продуктов, а из-за того, что подобные программы назначают своим кодекам большие приоритеты, то есть подменяют ими уже имеющиеся в системе. Бороться с "нелегалами" достаточно легко. Например, файлы кодеков можно просто удалить. Однако, некоторые из них бывают нужны для нормального функционирования инсталлировавших их программ, и потому лучше оставить новые кодеки в системе, но не давать их использовать никаким приложениям, кроме "родного". Сделать это можно с помощью уже упоминавшейся программы GSpot: открываем в ней файл, при воспроизведении которого задействуется неправильный кодек, и в разделе "Proposed Codec Solutions and Test" нажимаем кнопку 1 под надписью A/V. В текстовом поле справа появится информация о кодеках (точнее о цепочке кодеков и фильтров), которые будут использоваться для проигрывания данного файла. Узнав название "лишнего" кодека, идем в меню Options и выбираем пункт "Settings". Активируем "Expert Mode: Enable codec management functions on menus", что позволит управлять приоритетом кодеков прямо из программы. Закрываем окно настроек, выбираем в меню "System" команду "List Codecs and Other Filters". В появившемся списке находим необходимый кодек, щелкаем на нем правой кнопкой и останавливаемся на опции "Set Filter Merit..." контекстного меню. В появившемся окне перемещаем ползунок вниз до значения "0200000" (don"t use) (можно и ниже, но нежелательно). После данной операции этот кодек будет использоваться, только если программа явно к нему обратится.

*** Последняя группа недоразумений при воспроизведении видео связана с возможной несовместимостью декодеров/сплиттеров с видеоплеерами, ошибками самих декодеров и случаями повреждения видеофайлов. Первую ситуацию диагностировать просто: достаточно открыть файл в другом проигрывателе (или даже в GSpot), и если проблема исчезла, то ее источник - именно несовместимость плеера и кодека. Когда воспроизведение файла затруднено и в другом проигрывателе, скорее всего виновником этого является ошибка в кодеке, и стоит либо обновить его, либо, наоборот, вернуться к более старой версии, на которой подобных ошибок не наблюдалось. Если же файл поврежден, его можно попытаться исправить с помощью VirtualDubMod без дополнительных утилит по исправлению видеофайлов.

*** Данный способ годится только для файлов в контейнерах avi, mkv или ogg. В меню "File" выбираем команду "Open", ставим (!) внизу окна галочку возле пункта "Ask for extended options after this dialog", находим нужный файл и нажимаем "Открыть". В появившемся окне отмечаем птичкой пункт "Re-derive keyframe flags" и жмем OK. По завершении длительной операции перезаписи ключевых флагов, выбираем в меню "Video" в пункте "Scan video streams for errors" подпункт "Scan". После окончания этой процедуры идем в меню "File", "Save As", указываем новое имя для исправленного файла и внизу окна в пункте "Video Mode" выбираем "Direct Stream Copy". В результате получаем рабочий файл с частями видео, которые не были повреждены и были восстановлены

Доброго времени суток! Тема сегодняшней статьи имеет мультимедийный характер, так как мы с Вами рассмотрим лучшие кодеки аудио и видео для ОС Windows 7,8, 10. Все мы уже давно привыкли с помощью компьютера просматривать различные видеозаписи (клипы, фильмы, сериалы, телепрограммы) и прослушивать музыку. Однако не все знают, что для этого наличие видеоплеера или аудиоплеера мало, еще необходимы кодеки.

Кодеки – это небольшая утилита, которая необходима для кодирования и декодирования видео- и аудиофайлов, то есть мультимедийных. Название КОДЕК происходит от слов КОдировщик/ ДЕКодировщик. По сути кодеки умеют кодировать сигнал/поток для хранения, передачи и шифрования, а уже потом для просмотра – воспроизведения мультимедийного файла (раскодирование). Зачем нужно кодировать видео – спросите Вы. Изначально видеофайлы имеют большой размер, следовательно передавать такие файлы по сети не удобно,да и в принципе хранить тоже. Если же используется кодек, то исходный размер того же фильма уменьшается в разы, но при этом качество остается хорошим.

С помощью кодеков Вы сможете просматривать видеофайлы форматов MPEG, AVI, MP4, WMV, MKV, VOB и прочее, а также редактировать эти же файлы благодаря специальным видео-редакторам. Если Вы запускаете фильм и при этом слышен только звук, а картинки нет, то это указывает на отсутствие кодеков на Вашем персональном компьютере, либо же у Вас просто выключен монитор)))

Чтобы компьютер научился открывать популярные форматы видеофайлов, нужно установить кодеки. Итак, ниже мы рассмотрим самые популярные, и узнаем где можно их скачать.

K-Lite Codec Pack - лучшая сборка кодеков для Windows 7, 8 и 10


Страница: http://www.codecguide.com/download_kl.htm
Это моя любимая сборка кодеков, и я устанавливаю на свой компьютер именно ее. Почему так спросите Вы, отвечу - с этой сборкой у меня всегда открываются различные мультимедийные файлы и проблем следовательно никогда не возникало. Существуют различные сборки K-Lite Codec Pack: Basic, Standart, Full и Mega. Я рекомендую Вам устанавливать либо Full, либо Mega, так как именно в них содержится максимальное количество кодеков. Ведь разные ситуации бывают: захочется посмотреть какую либо видеозапись, а такого кодека в базовых версиях, к примеру, не будет, и тогда просмотреть видео не получиться.

Если данная сборка кодеков чем то Вас не устроила, то можете просмотреть ниже другие кодеки.

CCCP: Combined Community Codec Pack - привет из СССР


Страница: http://www.cccp-project.net/
Перед Вами отличная сборка кодеков, с помощью которых, Ваш компьютер сможет открыть 99% видеозаписей, скачанных с глобальной сети. В паке также присутствует несколько проигрывателей Media Player и Zoom PlayerFree. Скачать бесплатно сборку можно для домашнего использования, то есть некоммерческого. Если у Вас возникают проблемы с установкой K-lite Codec Pack, то советую установить именно эти "совдеповские" кодеки.

XP Codec Pack - отличный набор кодеков


Страница: http://www.xpcodecpack.com/
Не пугайтесь, из названия данных кодеков не значит, что они предназначены лишь для Windows XP. Подойдет сборка эта и для других версий операционных систем. Откроет кодек пак многие известные файлы. Со всеми форматами открываемых файлов можно ознакомиться на официальном сайте. Все фильмы на моем компьютере (около 200) были открыты без проблем благодаря этой сборке. Поэтому я не могу не рекомендовать XP Codec Pack.

STANDARD Codecs для ОС Windows


Страница:

Установка пакета кодеков — это одно из первых действий после переустановки системы. Без кодеков работать за компьютером практически невозможно — ни музыку послушать, ни фильм посмотреть, ни в мобильный телефон ролик сбросить. При этом мало кто имеет правильное представление о том, как же компьютер превращает файл в картинку на дисплее. Когда на экране ноутбука или домашнего ПК «не идет» видео, многие ищут причину в кодеках и, не задумываясь, устанавливают какой-нибудь стандартный пакет. Но сам термин «пакет кодеков» гораздо шире и не ограничивается одним лишь набором декодеров. Рассмотрим этот вопрос подробнее на примере популярного набора кодеков K-Lite Codec Pack.

Те времена, когда кодеки для просмотра видеофайлов нужно было самостоятельно искать в Сети и устанавливать по одному, давно прошли. Воспроизведение многих форматов видео поддерживается операционной системой по умолчанию, а для просмотра всех остальных файлов принято устанавливать пакеты кодеков. Win7 codecs, Windows 7 Codec Pack, XP Codec Pack, CCCP — эти и многие другие свободно распространяемые пакеты можно без труда найти в Интернете. Различаются они, в большинстве своем, незначительно, поскольку практически все основаны на библиотеке декодеров ffdshow. Несмотря на все разнообразие пакетов кодеков, уже в течение многих лет наибольшей популярностью пользуется K-Lite Codec Pack .

Большинство пользователей устанавливают это приложение для того, чтобы не иметь проблем с воспроизведением видеофайлов, загруженных из Интернета. Однако K-Lite Codec Pack включает не только средства для воспроизведения видео, но и различные дополнительные утилиты, которые могут быть полезны любителям фильмов и музыки. В этой статье мы расскажем о том, какие компоненты входят в состав K-Lite Codec Pack, как правильно сделать выбор между ними.

Прежде всего, оговоримся, что этот набор кодеков выходит в нескольких редакциях, поэтому то, какие инструменты вы сможете найти после его инсталляции, зависит от того, какая версия была установлена. Редакций всего четыре: Basic, Standard, Full и Mega. Пользователям, которые активно смотрят видео, но не занимаются кодированием, лучше всего подходит редакция Full, которая включает полный набор средств для воспроизведения аудио- и видеофайлов. Версии Basic и Standard имеют ограниченный набор кодеков и различаются между собой, главным образом, тем, что в состав стандартной редакции входит медиапроигрыватель Media Player Classic. Что же касается наиболее полной редакции — Mega — то в нее включены дополнительные инструменты для кодирования видео, а также риппинга DVD/BD-дисков.

Впрочем, выбор определенной редакции вовсе не означает, что будут установлены все инструменты, которые в нее входят. K-Lite Codec Pack имеет очень продуманный инсталлятор, позволяющий выбрать, какие именно компоненты нужно устанавливать.

Можно довериться одному из предустановленных профилей или же пройтись по списку компонентов и сделать выбор вручную. Последнее может оказаться нелегкой задачей, ведь кроме флажков, включающих или отключающих тот или иной компонент, мастер установки содержит также радиокнопки для выбора между несколькими похожими инструментами. Таким образом, в состав K-Lite Codec Pack входит целый ряд кодеков и других средств, которые выполняют одну и ту же задачу. Возникает резонный вопрос: зачем? Иногда это обусловлено тем, что существует несколько похожих разработок, и невозможно сказать, какая из них лучше. То, насколько хорошо работают кодеки и другие средства, зависит от многих причин — от конфигурации, используемой версии OC и других факторов.

Иногда в K-Lite Codec Pack можно найти даже две версии одного и того же компонента. Это сделано прежде всего для тех пользователей, которые предпочитают проверенные временем релизы и не хотят пробовать новые версии, в которых могут быть ошибки. Например, проигрыватель Media Player Classic представлен в двух редакциях: классической, которая не обновляется с 2007 года, и Home Cinema, которая поддерживает технологию DXVA и оптимизирована для просмотра HD-видео. Но даже для Media Player Classic Home Cinema можно найти сразу две версии — самую последнюю, а также более раннюю, которая зарекомендовала себя как стабильная.

Одна из особенностей инсталлятора K-Lite Codec Pack — проверка системы на предмет установленных компонентов предыдущих версий. Если они обнаруживаются, то перед началом установки инсталлятор их автоматически удаляет. Это сделано для минимизации ошибок несовместимости, а также просто для того, чтобы в системе было как можно меньше «мусора».

Основным компонентом K-Lite Codec Pack являются декодеры для просмотра видеофайлов. Для пользователей Windows 7 проблема поиска нужных кодеков стоит гораздо менее остро, чем для тех, кто до сих пор использует Windows XP. Это связано с тем, что в последней версии операционной системы по умолчанию имеются кодеки Microsoft, предназначенные для проигрывания самых распространенных форматов звука и видео. Однако, во-первых, при помощи интегрированных кодеков удается воспроизвести далеко не все файлы, а во-вторых, для многих форматов существуют альтернативные декодеры, которые превосходят стандартные по многим параметрам.

⇡ Библиотека декодеров ffdshow

Как уже было сказано выше, K-Lite Codec Pack основан на библиотеке декодеров ffdshow. Она представляет собой набор отдельных компонентов для декодирования аудио и видеофайлов, а также фильтров постобработки. Чем хороша ffdshow? Тем, что все компоненты, которые входят в состав библиотеки, протестированы на совместимость между собой, а это сводит к минимуму вероятность возникновения ошибок. При установке K-Lite Codec Pack предлагает использовать ffdshow для воспроизведения практически всех форматов. Исключение составляет только проигрывание DVD — тут во избежание проблем по умолчанию предлагается встроенный декодер Microsoft.

Предпочтение отдается ffdshow и при выборе декодеров для воспроизведения звука. Библиотеку фильтров предлагается применять для декодирования звука в фильмах (форматы AC3 и AAC), а также для обработки формата LPCM, который используется на многих дисках DVD и Blu-ray. В качестве альтернативы можно выбрать AC3 Filter. Что касается MP3, то ffdshow, конечно же, поддерживает этот популярнейший формат. Даже если снять флажок напротив его названия, такие файлы все равно будут проигрываться, так как поддержка MP3 есть в Windows.

Библиотека ffdshow знакома многим пользователям по красной иконке, которая появляется в системном трее при воспроизведении файлов с ее помощью. Работает ffdshow со многими плеерами и другими приложениями, в которых воспроизводятся видео- и аудиофайлы. Например, если в настройках библиотеки декодеров назначить горячие клавиши для выполнения различных операций с видео, они будут работать во всех поддерживаемых программах. Настройки ffdshow также дают возможность исключить использование библиотеки в определенном приложении. Если программа занесена в «черный список» ffdshow, то при открытии в ней видеофайла система будет использовать другие имеющиеся декодеры.

А еще ffdshow хороша тем, что имеет удобный графический интерфейс, работая с которым можно легко выбрать декодер, используемый для каждого контейнера. Это могут быть как кодеки, входящие в состав ffdshow, так и сторонние.

Библиотека ffdshow — это не только кодеки, но и фильтры постобработки, которые могут быть применены к видеопотоку. Название фильтров обусловлено тем, что они применяются после того, как выполняется основная обработка видео, то есть его декодирование. Быстро применять их можно щелчком по значку ffdshow, а для тонкой настройки потребуется перейти к окну параметров. При выборе новых настроек все изменения отображаются в реальном времени. Если применено несколько фильтров, то стоит иметь в виду, что порядок их добавления имеет значение.

Фильтры постобработки могут быть недоступны, если для декодирования используется кодек, который не входит в состав ffdshow, так как не все декодеры поддерживают добавление фильтров.

⇡ Аудиопарсеры и видеосплиттеры

Несмотря на то, что K-Lite Codec Pack называют пакетом кодеков, в его состав входят и другие важные компоненты, без которых воспроизведение видео невозможно. Это, прежде всего, аудиопарсеры и видеосплиттеры. Названия у них разные, но предназначение одно и то же, только парсеры работают с аудиофайлами, а сплиттеры — с видеофайлами. Эти компоненты предназначены для разделения медиапотока на отдельные составляющие (звук, видео, субтитры). При запуске видеофайла в проигрывателе программа передает информацию сплиттеру или парсеру, тот выполняет его разделение на компоненты, после чего идет обращение к нужным кодекам.

K-Lite Codec Pack позволяет выбрать разные сплиттеры для обработки разных контейнеров. В большинстве случаев по умолчанию используется Haali, хотя, к примеру, файлы AVI предлагается обрабатывать встроенными в Windows средствами. Объясняется это прежде всего тем, что при использовании альтернативных сплиттеров есть вероятность возникновения проблем с совместимостью. С другой стороны, при помощи стандартных средств невозможно воспроизвести файлы Matroska (MKV) и некоторые другие.

Видеосплиттер Haali многие любят за наличие некоторых приятных дополнений, среди которых, например, переключение звуковых дорожек в файле щелчком по иконке в системном трее.

Сплиттеры LAV являются сравнительно новыми — первая публичная версия была выпущена около года назад, а последняя на сегодня имеет номер 0.30. В последнем из вышедших релизе K-Lite Codec Pack (версия 7.5) именно LAV Splitter заменил устаревшие фильтры Gabest. Кроме всего прочего, LAV Splitter обеспечивает поддержку воспроизведения файлов FLV и Blu-Ray.

⇡ Движок для обработки субтитров, Haali Video Renderer и кодеки VFW/ACM

В K-Lite Codec Pack также есть возможность установки движка субтитров Direct Vob Sub. Решение о том, нужно ли его устанавливать, зависит от того, какой плеер будет использоваться для воспроизведения DVD. В некоторые проигрыватели, как, например, в Media Player Classic, движок для обработки субтитров уже интегрирован, поэтому в его установке смысла нет.

Особняком в мастере установки K-Lite Codec Pack стоит Haali Video Renderer — движок визуализации видео, который позиционируется как альтернатива VMR9 (стандартный визуализатор Windows, являющийся частью DirectX). Основное отличие Haali Video Renderer от VMR9 — более быстрая работа, которая достигается за счет применения иного способа масштабирования картинки.

При установке самых полных редакций K-Lite Codec Pack также предлагается установить целый набор кодеков VFW (Video for Windows) и ACM (Audio Compression Manager), предназначенных для работы с соответствующими технологиями. Эти кодеки пригодятся для монтирования видеороликов в некоторых программах (например, Virtual Dub), а также для риппинга дисков, поэтому если вы не занимаетесь ни тем, ни другим, устанавливать их не надо.

⇡ Утилиты Codec Tweak Tool, Media Info Lite и Win7 DS Filter Tweaker

В состав K-Lite Codec Pack также входит множество дополнительных утилит. Наиболее востребованными из них являются Codec Tweak Tool, Media Info Lite и Win7DS Filter Tweaker.

Программа Codec Tweak Tool предназначена для управления установленными кодеками. Утилита выводит список всех имеющихся декодеров, дает возможность отключить некоторые из них, а также выявить компоненты, в работе которых есть неполадки, и предлагает исправить ошибки. В частности, при помощи Codec Tweak Tool можно исправить распространенную ошибку, из-за которой не работает звук в некоторых приложениях.

Еще одна полезная функция Codec Tweak Tool — резервное копирование всех настроек компонентов K-Lite Codec Pack. Наличие такой копии незаменимо для тех пользователей, которые часто экспериментируют с настройками кодеков, плеера и прочих инструментов для работы с медиафайлами. Резервная копия, создаваемая Codec Tweak Tool, содержит настройки всех важнейших компонентов: Media Player Classic, ffdshow, Haali Media Splitter, AC 3 Filter, Direct Vob Sub, Xvid.

При помощи Codec Tweak Tool также можно изменять параметры создания эскизов для медиафайлов в «Проводнике». Эта функция может быть полезна при работе на нетбуках, когда автоматическая генерация эскизов для всех видеофайлов может стать причиной возникновения «тормозов». Удобно, что в программе есть возможность быстрого восстановления системных настроек.

Несмотря на то, что установка K-Lite Codec Pack решает проблему воспроизведения большинства медиафайлов, в некоторых случаях неполадки все же могут возникать. При помощи утилиты Media Info Lite можно легко определить, какими кодеками сжаты проблемные файлы. Кроме этого, программа выводит такие сведения о файле, как разрешение, битрейт, продолжительность. Данные могут быть сохранены в виде текстового файла. Media Info Lite интегрируется в контекстное меню «Проводника», поэтому, чтобы получить информацию о файле, не нужно даже предварительно запускать программу.

Win7 DS Filter Tweaker — это утилита, предназначенная для изменения декодеров, используемых в Windows 7 по умолчанию при работе с Windows Media Player и Media Center. Если при просмотре видео в альтернативных плеерах в Windows 7 могут задействоваться альтернативные кодеки, то при открытии файлов в Windows Media Player и Media Center система использует только встроенные средства. Изменить настройки можно, только вручную внося изменения в системный реестр. Win7 DS Filter Tweaker позволяет принудительно изменить используемые декодеры H.264, xVid, DivX, не обращаясь к редактору реестра.

Также Win7 DS Filter Tweaker позволяет запретить использование мультимедийного фреймворка Media Foundation, который позиционируется Microsoft как предстоящая замена Direct Show. Работать с Win7DS Filter Tweaker можно без всяких опасений — любые внесенные изменения легко отменить.

Разработчики K-Lite Codec Pack позаботились и о тех, кто решит удалить пакет кодеков из системы, отдав предпочтение другому продукту. После запуска деинсталлятора выполняется проверка всех измененных при помощи Win7 DS Filter Tweaker системных настроек воспроизведения видео и появляется возможность сделать откат.

⇡ Заключение

K-Lite Codec Pack создан таким образом, чтобы с настройками по умолчанию воспроизведение файлов вызывало как можно меньше проблем. Именно поэтому большинство пользователей не утруждают себя чтением названий его компонентов и ручным выбором настроек в процессе установки. Если все отлично работает, то никто не задумывается о том, почему так происходит. Вопросы начинаются тогда, когда вместо видео появляется черный экран, когда плеер самопроизвольно закрывается и так далее. Многие из этих проблем можно решить, установив последнюю версию K-Lite Codec Pack, изменив параметры воспроизведения в настройках ffdshow или воспользовавшись Codec Tweak Tool.