Информационное обеспечение совета федерации. Информатизация деятельности Совета Федерации. Приложение А. Функциональные подсистемы АИС СФ

Информатизация Сонета Федерации (СФ) преследует следующие цели : ¦ повышение эффективности законотворческой деятельности и принятия управленческих решений; ¦ совершенствование взаимодействия руководства и членов Сонета Федерации с органами государственной власти и гражданами; ¦ повышение эффективности функционирования Аппарата СФ. Автоматизированная информационная система Совета Федерации (АИС СФ) выполняет следующие функции : ¦ информационное обеспечение деятельности членов СФ, комитетов, комиссии и подразделений Аппарата; ¦ формирование и ведение информационных фондов; ¦ информационное взаимодействие членов СФ, комитетов, комиссий и подразделений аппарата, как между собой, так и с внешними абонентами; ¦ организация прохождения законодательных актов и законопроектов; ¦ аналитическая поддержка деятельности Совета Федерации; ¦ коллективная подготовка и принятие решений; ¦ организация документооборота и делопроизводства; ¦ реакционно-издательская деятельность; ¦ организация доступа пользователей АИС СФ к информационным фондам и базам данных Совета Федерации, органов государственной власти и организаций РФ, государств СНГ и зарубежных стран; ¦ технологическое обеспечение заседаний СФ в большом и малых валах; ¦ информационное обеспечение Поездок делегаций СФ и отдельных членов СФ, а также выездных мероприятий СФ. Система состоит ИЗ функциональной и обеспечивающей частей. Основные функциональные подсистемы АИС СФ представлены на рис. 1.2 . Основные функциональные подсистемы АИС СФ Парламентские слушания Регион Планирование Парламентские процедуры и регламент Законопроект Согласительные комиссии Заседание Совета Федерации Межпарламентские связи Законодательство Выборы Делопроизводство Материально-техническое обеспечение Контроль Пресс-центр Кадры Содружество независимых государств Аналитика Комитет по делам Севера и малочисленных народов Статистика Общественно-политические партии Электронные и движения справочники Рис. 1.2. Функциональные подсистемы АИС СФ Основу информационного обеспечения системы составляют балы данных, электронные справочники, образующие гак называемый информационный фонд Совета Федерации (ИФ). В структуре ИФ условно выделяются три уровня обработки информации : ¦ верхний, включающий централизованные информационные ресурсы общего назначения, обеспечивающие решение задач верхней палаты парламента в целом и его отдельных подразделений; ¦ локальный, обеспечивающий выполнение функций структурных подразделений Совета Федерации; ¦ индивидуальный - для сотрудников аппарата. Базы данных можно классифицировать по принадлежности и содержанию (рис. 1.3). По содержанию информации они классифицируются на правовые, экономико-статистические балы, справочно-аналитические и внутрипарламентские |32|. Признак классификации Принадлежность Содержание Собственные Внешних организаций Правовые Установленные в Совете Федераций (целиком или фрагментарно) Экономико-статистические Справочно-аналитические Доступные в удаленном режиме Внутрипарламентские Информационные Служебные Рис. 1.3. Классификация БД, используемых Советом Федерации Правовые БД формируются в соответствующих подразделениях Совета Федерация и его Аппарата, а также в результате информационного взаимодействия с Госдумой, Администрацией Президента, Аппаратом Правительства и Министерством юстиции РФ. БД экономико-статистической информации формируются и обновляются с установленной периодичностью Федеральной службой государственной статистики, органами СНГ, подразделению ми ФАС, Центральным банком России и другими организациями. БД справочно-аналнтического характера содержат информационные материалы пользователей и данные, поступающие из Федеральной службы государственной статистики, информационно-аналитических служб Администрации Президента РФ, федеральных министерств, ФАС, научных учреждений, периодической печати, а также из региональных центров и избирательных округов. Внутрипарламептские базы данных представлены двумя группами - информационными и служебными . Первые, формируемые информационными службами и отдельными пользователями, содержат сведения о документах, разрабатываемых и принимаемых Советом Федерации, стенографические материалы хода обсуждения вопросов в комитетах, комиссиях, на заседаниях, сведения о членах СФ, о составах и планах работ комитетов, комиссий, кадровые данные, а также справочники адресов, телефонов и пр. Служебные БД включают словарную информацию, обеспечивающую автоматизированный ввод и обработку информации (классификаторы, кодификаторы, рубрикаторы, описания информационных блоков и др.). Состав и структура АИС СФ : ¦ информационно-справочный центр; ¦ информационно-коммуникационный центр; ¦ информационно-аналитический центр; ¦ ситуационный центр; ¦ технологическая автоматизированная информационная система документооборота и делопроизводства; ¦ информационные системы подразделений, установленные в комитетах, комиссиях, приемной Совета Федерации и в подразделениях Аппарата; ¦ система обработки и хранения секретной информации; ¦ электронные офисы руководства; ¦ электронные офисы членов СФ; ¦ мобильные информационные системы; ¦ система технологического обеспечения заседаний Совета Федерации; ¦ система администрирования и информационной безопасности АИС; ¦ технологическая система сопровождения и развития АИС; ¦ центр обучения членов СФ и сотрудников Аппарата. АИС СФ относится к классу территориальных информационных систем государственного значения. Схема информационных ресурсов Совета Федерации приведена на рис. 1.4 . Существует специальный каталог информационно-коммуникационных ресурсов , в котором перечислены БД, используемые Советом Федерации. Источники информационных ресурсов Совета Федерации Аппарат Правительства РФ Государственная Дума Администрация Президента РФ Городская дума г. Москвы Абоненты Совета Федерации Государства участники СНГ Субъекты РФ Исполнительный Секретариат СНГ Министерства, службы, агентства РФ Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ Институты РАН Другие государства Агентства, отраслевые НИИ Предприятия, организации Внешние источники нормативно-правовая информация; экономическая информация; общественно-политическая информация Рис. 1.4. Структура информационных ресурсов Совета Федерации Ответ на простые запросы (например, сведения о члене Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) предоставляется немедленно, в том числе по телефону. Ответ на сложные запросы, требующие проведения информационно-аналитических работ, предоставляется по получении данных от соответствующих подразделений. ДЛЯ оперативного информирования комитетов, комиссий, руководства Совета Федерации и структурных подразделений Аппарата о событиях в стране и в мире на систематической основе осуществляется выпуск сводок . Совет Федерации имеет собственный Интранет-сайт, а также Интернет-сайт, созданный в 1998 году (http:// www.council.gov.ru). Выход на Интернет-сайты других органов государственной власти РФ возможен через портал http://www.gov.ru. Телекоммуникационная связь Совета Федерации с регионами России обеспечивается с помощью системы «Почта» ФАС. Для межпарламентского обмена с государствами Содружества используются в основном отечественные российские информационные сети, например «Почта» (Администрация Президента РФ), «Дионис» (Госдума). «Атлас» (ФАС). Обмен информацией с парламентами государств дальнего зарубежья осуществляется через Интернет . Существует сеть, основой которой являются Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН), Институт социально-политических исследований (ИСПИ). В список организаций, сотрудничающих с Аппаратом СФ, входят : ¦ Научно-технический центр «Информрегистр»; ¦ Научный центр правовой информации при Минюсте РФ; ¦ ГУИС ФАС; ¦ Институт географии РАН; ¦ Центральный институт военно-технической информации Минобороны РФ; ¦ Институт экономики РАН; ¦ Институт проблем управления РАН; ¦ ИНСТИТУТ информатизации общества и развития науки (ИНФОРАН). Кроме того, заключены соглашения об информационном взаимодействии с аппаратами органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Наряду с основными центрами, снабжающими Совет Федерации информационно-аналитической информацией, во внешнюю сеть также входят организации, обеспечивающие информационную поддержку по узким направлениям. Установлен телекоммуникационный доступ к базам данных следующих организаций : ¦ ГУИР ФАС; ¦ ИТАР-ТАСС; ¦ Статкомитет СНГ; ¦ ГУИС ФАС; ¦ Федеральная служба государственной статистики; ¦ АП РФ, РИА, ПОСТФАКТУМ, ИНТЕРФАКС; ¦ Государственная Дума; ¦ Московская городская дума и Мэрия Москвы; ¦ Верховные Сонеты Украины и Беларуси; ¦ Исследовательская служба Конгресса США, ООН, ЮНЕСКО, международные парламентские организации, Фонд по правам человека Конгресса США. Информационно-технологическое обеспечение проведения заседаний Совета Федерации включает следующие системы : ¦ электронную систему голосования Большого зала заседаний; ¦ конференц-системы и системы звукоусиления Большого и малых залов заседаний; ¦ телевизионную систему Большого зала заседаний; ¦ систему синхронного перевода; ¦ систему информационного обеспечения выездных мероприятий руководства Совета Федерации; ¦ систему радиотехнической безопасности большого и малых залов заседаний. Электронная система голосования и конференц-система Большого зала обеспечивают предоставление результатов поименных голосований, общих результатов голосований, списков выступивших членов Совета Федерации и приглашенных на заседания. Активное использование конференц-системы с индивидуальными микрофонами позволило сократить время проведения заседаний. С помощью этой системы осуществляется идентификация выступающих членов Совета Федерации и вывод их фамилий и наименований соответствующих субъектов Федерации на экраны мониторов и телевизоров, установленных в здании, черен телевизионные системы. Это позволяет повысить качество стенографических отчетов, а также информативность телетрансляций . 1.2.2. Информатизация Государственной Думы Основная цель информационной системы Госдумы - формирование упорядоченной информационной среды, обеспечивающей эффективную работу руководства и Совета ГД, комитетов, комиссий, фракций и депутатских групп, депутатов и подразделений Аппарата . Информационный фонд (ИФ) ГД представляет собой совокупность интегрированных бал данных и программно-технологического инструментария, обеспечивающего поиск и выдачу информации пользователю. Можно выделить следующие основные компоненты ИФ : ¦ законодательный фонд: ¦ внутрипарламентский фонд сведений о деятельности Госдумы; ¦ статистический фонд; ¦ предметно-справочный фонд; ¦ фонд информационно-справочных и аналитических материалов; ¦ служебные файлы поддержки технологии ведения и организации доступа к информационному фонду. Распределение информационного фонда ГД по рубрикам и базам данных можно посмотреть в . В дополнение к ресурсам Интернета Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы предоставляет по договору информационные ресурсы американского центра этой библиотеки : ¦ оперативную информацию по американскому законодательству и текущей политике США из базы данных Legislate; ¦ обзор новостей и содержание статей «Вашингтон пост» и ряда других галет и журналов; ¦ аннотированные обзоры конференций, выступлений и интервью президента, госсекретаря США, членов правительства. В организационном плане информационно-справочная служба состоит ил администраторов сети, администраторов бал данных, специалистов по обработке данных, определяющих перспективы развития информационного фонда и технологию информационного обслуживания. Администраторы сети управляют процессом доступа к информационным ресурсам сервера информационно-справочного центра, хранения информационного фонда и выполнения основных запросов, поступивших от пользователей по телефону. Администраторы бал данных обеспечивают ведение информационного фонда, включающего следующие основные процедуры: создание баз данных, их модификацию и обновление, контроль состояния, архивирование и восстановление бал данных. Они также осуществляют поиск, формирование и исполнение запросов пользователей Государственной Думы, поступающих в информационно-справочный центр. Информационная система Государственной Думы состоит из следующих подсистем : ¦ компьютерная сеть; ¦ комплекс обеспечения заседаний (электронное голосование, телевизионные системы, звукоусиление, конфереиц-связь. диктофонная запись и расшифровка); ¦ кабельное телевидение; ¦ информационно-справочная служба; ¦ радиотрансляция; ¦ подсистема факсимильной связи; ¦ цифровая АТС; ¦ подсистема ТВ-информ; ¦ реакционно-издательская система; ¦ подсистемы охранной и пожарной сигнализации и др. В состав компьютерной сети входят : ¦ центральный вычислительный комплекс, который реализует функ- ции информационного фонда и сервера системы; ¦ информационно-коммуникационный центр, который служит «шлюзом» между компьютерной сетью и внешней средой и обеспечивает взаимодействие с офисами депутатов в избирательных округах и внешними информационными ресурсами через сети передачи данных общего назначения; ¦ локальные центры обработки информации; ¦ индивидуальные средства обработки информации; ¦ компьютерная сеть.

В соответствии с основными задачами информационного обеспечения верхней палаты парламента (обеспечение информационными ресурсами, использование информационных технологий планирования, делопроизводства, аналитической деятельности, процедур обсуждения закона на заседания Совета Федерации и др.) разработаны соответствующие информационные системы:

  • информационный фонд Совета Федерации;
  • система электронного документооборота;
  • ситуационный центр Совета Федерации.

Основу информационного обеспечения Информационного фонда Совета Федерации составляют базы данных, электронные справочники, архивы и гипертексты в совокупности образующие информационный фонд Совета Федерации. В структуре фонда выделяются три уровня обработки информации;

  • верхний - информационный фонд Совета Федерации, включающий централизованные и региональные информационные ресурсы общего назначения, обеспечивающие решение задач верхней палаты парламента в целом и его отдельных подразделений;
  • средний - локальные информационные фонды, обеспечивающие выполнение функций структурных подразделений Совета Федерации, т.е. комитетов, комиссий, аппарата Совета Федерации;
  • нижний - индивидуальные информационные фонды членов Совета Федерации и сотрудников аппарата.

Правовые БД формируются в соответствующих подразделениях Совета Федерации и его аппарата, а также в результате информационного взаимодействия с Государственной Думой, администрацией Президента РФ и аппаратом Правительства РФ, Минюстом России и другими государственными органами.

Базы данных экономико-статистической информации формируются и обновляются с установленной периодичностью Росстатом, органами СНГ, ФСО России, Банком России и др.

Базы данных справочно-аналитического характера содержат информационные материалы пользователей и данные, поступающие из информационно-аналитических служб администрации Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств, агентств, научных организаций, периодической печати, а также из региональных центров.

Такие базы данных представлены двумя группами - информационными и служебными. Первые содержат сведения о документах, разрабатываемых и принимаемых Советом Федерации, стенографическую информацию о ходе обсуждения вопросов в комитетах, комиссиях, на заседаниях, сведения о составах и планах работ комитетов, комиссий, кадровые данные, справочники и др. Служебные базы данных включают различные виды информации списочного характера (словари, классификаторы, рубрикаторы и др.).

Автоматизированная информационная система документооборота снижает затраты на ведение бумажного документооборота, повышает эффективность и прозрачность управления, централизованного контроля за исполнением поручений по документам, оперативность прохождения и согласования документов, обеспечивает создание информационных ресурсов и снижает время на поиск информации.

В целях внедрения электронного документооборота в Совете Федерации введен в эксплуатацию комплекс средств автоматизации различных процессов:

  • средства создания текстовых файлов и электронных документов, модификации документов на бумажных носителях в электронные (текстовые процессоры, графические редакторы, средства сканирования и распознавания документов, средства поточного перевода бумажных документов в электронные и пр.);
  • средства автоматизации делопроизводства, обеспечивающие оформление и регистрацию документов, контроль за их прохождением, подготовку к отправке исходящих документов;
  • средства формирования и хранения архивного электронного фонда Совета Федерации;
  • средства отображения информации: виртуальный читальный зал, автоматизированные рабочие места в залах заседаний Совета Федерации и других рабочих помещениях;
  • средства поиска информации в электронном виде.

Важную роль в информационном обеспечении законодательной деятельности Совета Федерации играют сбор и отображение информации, осуществляемые комплексами технологических электронных систем. Данные системы осуществляют сбор информации во время проведения мероприятий с последующим архивированием в установленном порядке, отображение информации, подготовленной для конкретного мероприятия, в помещениях Совета Федерации и обеспечение внутренних процедур законодательного процесса.

Распоряжением председателя Совета Федерации от 06.05.2005 № 205рп-СФ утвержден Порядок использования комплексов технологических электронных систем при проведении мероприятий Совета Федерации, определяющий состав и порядок использования каждого элемента комплексов технологических электронных систем, используемых при проведении мероприятий Совета Федерации (151). К мероприятиям Совета Федерации относятся заседания Совета Федерации и Совета палаты, заседания комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания, совещания, протокольные мероприятия и др.

В настоящее время завершается введение в эксплуатацию последнего программно-технического комплекса, обеспечивающего подписание и проверку подлинности электронных цифровых подписей в документах, представленных в электронном виде.

Порядок организации электронного документооборота в Совете Федерации определяет:

  • правила документирования информации на машинных носителях, документооборота текстовых файлов, электронных образов документов и электронных документов в подсистеме автоматизированного документооборота и делопроизводства "Дело-ТСФ ";
  • правила создания электронной подписи в электронных документах Совета Федерации;
  • правила работы с текстовыми файлами, электронными образами документов и электронными документами в комитетах и комиссиях Совета Федерации, структурных подразделениях аппарата Совета Федерации с использованием комплексов, технологических и прикладных информационных систем информационно-коммуникационной системы Совета Федерации (152).

Все документы по вопросам, включенным в повестку дня заседания Совета Федерации, доступны в электронном виде па компьютерах, установленных на рабочих местах членов Совета Федерации в зале заседаний Совета Федерации и кабинетах. Это позволяет экономить тонны бумаги, а экономия финансовых средств, учитывая затраты на бумагу, расходные материалы и техническое обслуживание, составляет несколько миллионов рублей в год (152).

В дальнейшем предусматривается отказ от использования бумажных носителей при подготовке и проведении заседаний Совета палаты, внутренний документооборот будет полностью переведен в электронный вид, что позволит сократить на 50% количество документов на бумажных носителях, использовавшихся ранее.

Основными целями Ситуационного центра Совета Федерации являются:

  • обеспечение непрерывного мониторинга информации в законодательной области, по актуальным социально-экономическим и общественно-политическим проблемам Российской Федерации и субъектов РФ, международной проблематике;
  • обеспечение информационной поддержки системного и ситуационного анализа правового, политического, социального, экономического, экологического и иных положений в стране, выработка вариантов решений, обеспечивающих достижение поставленных целей с оценкой необходимых сил, средств и ресурсов, на основе анализа и моделирования сценариев ситуаций;
  • обеспечение подготовки информационно-аналитических материалов и прогнозирование развития ситуации на основе анализа и обработки информации, визуализация материалов;
  • проведение сравнительной оценки вариантов правовых решений, обоснование стратегических планов и программ;
  • сокращение времени, необходимого для оценки и понимания правовой ситуации;
  • моделирование последствий принимаемых правовых решений, их экспертная оценка и оптимизация по заданным критериям;
  • организация накопления, обработки и анализа правовой информации и обеспечение доступа к информационным ресурсам органов законодательной и исполнительной власти.

В качестве подсистемы визуализации результатов аналитической обработки информационных массивов, в том числе мультимедийной информации, выступают комплексы технологических электронных систем при проведении мероприятий Совета Федерации. Ситуационный центр, интегрированный с созданными комплексами технологических электронных систем и информационными ресурсами, позволит визуализировать (демонстрировать) прогнозы по рассматриваемым законам и законопроектам. Например, при принятии решений об одобрении соответствующих законов в зале заседания Совета Федерации или Совета палаты можно отображать результаты анализа и прогнозирования на соответствующие мониторы (153).

Интернет-сайт Совета Федерации как важный технологический инструмент поддержки законодательной деятельности используется не только для внешнего представления информации, но и в качестве площадки для обсуждения законопроектов по насущным проблемам жизни страны.

В частности, важным является то обстоятельство, что с февраля 2007 г. в сети Интернет идут прямые трансляции заседаний Совета Федерации. Создан специальный видеоархив заседаний.

Единая система "Календарь мероприятий" на интернет- сайте Совета Федерации позволяет быть в курсе событий палаты даже во время работы в регионах.

Процесс информатизации Совета Федерации организуется Управлением информационного и документационного обеспечения аппарата Совета Федерации. В настоящее время им завершена разработка проекта Концепции развития информационно-коммуникационной системы Совета Федерации до 2015 г. Этим документом предусматриваются внедрение системы цифрового телевидения, дальнейшая модернизация технологических систем обеспечения информационной и документационной поддержки заседаний Совета Федерации, системы видеоконференцсвязи и др. (154).

  • 10) Информатизация как информационный процесс.
  • 11) Понятие информационной системы.
  • 12.Информационно-телекоммуникационная сеть как информационная система
  • 13. Глобальная сеть Интернет как технологическая система
  • 14.Понятие информационных технологий
  • 15.Виды и значение наукоемких (высоких) информационных технологий
  • 16.Понятие государственной политики в информационной сфере.
  • 17.Цели и задачи государственной политики в информационной сфере
  • 18.Принципы и направления государственной политики в информационной сфере.
  • 19. Понятие и признаки информационного общества.
  • 20.Проблемы развития информационного общества.
  • 21.Цели, задачи и принципы Стратегии развития информационного общества в России.
  • 22.Основные направления реализации Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»
  • 23. Современное состояние информатизации органов государственной власти.
  • 25.Цели и задачи Концепции использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти
  • 27.Обеспечение единства государственной политики в области использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти.
  • 30.Единая инфраструктура обеспечения электронного взаимодействия
  • 31.Механизм и условия реализации Концепции формирования электронного правительства
  • 34.Цель и задачи создания гас «Управление»
  • 35.Структура гас «Управление»
  • 36.Основные положения Концепции региональной информатизации
  • 37.Условия обеспечения региональной информатизации
  • 1)Совершенствование ее нормативной правовой базы
  • 2) Организационное кадровое и методические обеспечение региональной информатизации
  • 3)Разработку стандартов региональной информатизации
  • 4) Создание типовых решений в сфере региональной информатизации и их сертификацию
  • 5) Разработку программ и проектов региональной информатизации
  • 6) Обеспечение мониторинга региональной информатизации
  • 38.Основные положения типовой программы региональной информатизации
  • 39.Этапы развития информатизации избирательных процессов
  • 40.Нормативное правовое обеспечение государственной политики в области информатизации избирательного процесса
  • 41.Структура управления гас «Выборы»
  • 42.Условия придания юридической силы документам, подготовленным с использованием гас «Выборы»
  • 43Современное состояние развития гас «Выборы»
  • 44.Понятие и система информационной безопасности
  • 45.Угрозы информационной безопасности
  • 2 Угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;
  • 4 Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
  • 47.Система обеспечения информационной безопасности.
  • 49) Законодательное обеспечение информационной безопасности
  • 50) Понятие и предмет правовой информатики
  • 51) Место правовой информатики в системе юридических знаний
  • 52) Правовая информатика и информационное право: их соотношение и различие
  • 53) Правовая информатика как наука и учебная дисциплина
  • 54) Понятие и сущность правовой информации
  • 55) Свойства правовой информации
  • 56) Виды правовой информации
  • 57) Понятие правовой информатизации
  • 58) Государственная политика в области правовой информатизации
  • 59) Понятие и основные положения правового мониторинга
  • 60. Организационная основа реализации государственной политики правовой информатизации
  • 61.Информационные системы Министерства юстиции Российской Федерации
  • 62.Понятие и краткая история создания справочных правовых систем
  • 63.Общая характеристика справочных правовых систем
  • 64.Особенности использования спс «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс»
  • 65.Критериальные особенности справочных правовых систем
  • 66.Общие положения информатизации правотворческой деятельности
  • 67.Особенности информатизации Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  • 68.Информационные системы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  • 69.Общие начала информатизации судебной деятельности
  • 70.Общая характеристика гас «Правосудие»
  • 71.Структура гас «Правосудие»
  • 72) Информационные системы Верховного Суда рф.
  • 73) Информационные системы Арбитражных Судов рф.
  • 74) Информационные системы мировых судей.
  • 75) Общие положения информатизации органов прокуратуры.
  • 76) Информационные системы делопроизводства в органах прокуратуры.
  • 77) Информационные системы обеспечения прокурорского надзора и расследования преступлений.
  • 78) Организационная основа информатизации овд.
  • 79) Единая информационно-телекоммуникационная система органов внутренних дел.
  • 80) Единая технологическая система учетов в органах внутренних дел.
  • 81) Основные положения Концепции информатизации овд до 2012 года.
  • 68.Информационные системы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

    В настоящее время Информационно-коммуникационная система Совета Федерации создана и успешно функционирует. ИКС Совета Федерации включает в свой состав взаимосвязанные комплексы, технологические системы, прикладные информационные системы и электронные информационные ресурсы. Комплексы в составе ИКС Совета Федерации включают:

    корпоративную компьютерную сеть

    выделенную сеть для доступа в интернет

    телекоммуникационный узел

    «Бухгалтерский учет»

    «Финансово-экономический учет»

    «Дело – ТСФ»

    «Архив Совета Федерации»;

    «Приемная Совета Федерации»

    «Диспетчерская служба Совета Федерации

    «Материальные и инженерные ресурсы Совета Федерации»

    «Межпарламентское сотрудничество

    Одним из важных видов обеспечения деятельности членов Совета Федерации, комитетов и комиссий Совета Федерации, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации являются информационные ресурсы, которые представляются в виде обычных (бумажных) документов и электронных информационных ресурсов. Состав электронных информационных ресурсов ИКС Совета Федерации отражен в ежегодно пополняемом «Реестре электронных информационных ресурсов ИКС Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», утверждаемом Руководителем Аппарата Совета Федерации. Электронные информационные ресурсы ИКС Совета Федерации подразделяются на собственные (внутренние) электронные информационные ресурсы и внешние электронные информационные ресурсы. В свою очередь собственные электронные информационные ресурсы делятся на ресурсы общего доступа и ресурсы ограниченного доступа.

    Собственные электронные информационные ресурсы общего доступа размещены на публичном сайте Совета Федерации в сети Интернет, на корпоративном Интернет-сайте Совета Федерации, а также включают в себя информационные ресурсы технологических и прикладных информационных систем общего назначения. К собственным электронным ресурсам ограниченного доступа относятся информационные ресурсы прикладных информационных систем специализированного назначения, таких, например, как система «Кадры», «Бухгалтерский учет» и др. Важную роль в информационном обеспечении Совета Федерации играют электронные информационные ресурсы, предоставляемые внешними организациями.

    Можно выделить следующие основные способы предоставления внешней информации пользователям Совета Федерации: организация доступа к Интернет-сайтам внешних организаций; установка баз данных на корпоративном Интернет-сайте ИКС Совета Федерации с организацией либо клиентского доступа пользователей и обновления с помощью магнитных носителей, CD, DVD дисков или через сеть Интернет; организация удаленного доступа к базам данных.

    69.Общие начала информатизации судебной деятельности

    Информатизация судебной деятельности – организованный процесс создания благоприятных условий для доступа к информации, используемой в судопроизводстве, ее хранения, обработки и передачи в электронной форме на основе ресурсов и услуг судебных информационных систем в целях повышения правосудия.

    Судебные информационные системы представляют совокупность баз данных, обеспечивающих обработку технологий и программно-технических средств, применяемых в судебной деятельности.

    Развиваются по трем направлениям:

    1 информатизация Конституционного Суда РФ, Конституционных судов субъектов РФ

    2 информатизация системы федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также мировых судей субъектов РФ

    3 информатизация системы арбитражных судов РФ

    Внедрение информационных систем в судебную деятельность началось в конце 1980-х гг. До этого времени компьютеры использовались преимущественно в высших судах и отдельных судах областного уровня.

    В условиях постоянно растущей нагрузки на судей, жестких требований по сокращению сроков и повышению качества рассмотрения дел современные информационные системы судебной деятельности становятся жизненной необходимостью для судей. Такие системы способны обеспечивать судьям быстрый доступ к законодательной базе, аналогичным рассматриваемым, и иной необходимой информации, особенно в новых развивающихся областях права. Они обеспечивают высокое качество исполнения судебных документов и оперативности судебного делопроизводства.

    Внедрение современных технологий и информационных систем диктуется также необходимостью расширения информирования лиц, участвующих в деле, и общества о деятельности судов. Это одно из условий открытости судебного разбирательства.

    Важным обстоятельством, свидетельствующим о необходимости повышения эффективности информационного обеспечения судопроизводства, является несовершенство документооборота в ряде районных судов и у мировых судей, где еще сохранилось использование традиционных технологий формирования судебных документов и средств их передачи курьером или с помощью обычной почты, что значительно увеличивает трудозатраты и сроки рассмотрения дел.

    Формирование и претворение в жизнь политики информатизации судебной деятельности требует четкого определения и взаимного согласования целей, задач и комплекса мероприятий, реализующих эти задачи в информационной сфере с учетом государственной информационной политики, основных положений Стратегии развития информационного общества в РФ, доктрины информационной безопасности РФ, международных обязательств.

    Основные положения государственной политики в области информатизации судебной деятельности сформулированы в концепциях информатизации высших судов России

    Цели информатизации судебной системы:

      Полнота и достоверность информации о деятельности судов

      Повышение оперативности сбора и обработки соответствующих статистических данных

      Повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов.

      Формирование необходимой нормативно-правовой базы использования судебных информационных и коммуникационных технологии, основывающихся на правовых актах прямого действия

      Организация финансирования работ по развитию комплексов средств информатизации, поддержание их в работоспособном виде

    Приоритетные направления:

      Реализация проекта электронного обеспечения правосудия в стране

      Формирование необходимой инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия судов

    Информатизация Совета Федерации (СФ) преследует следующие цели:

    • - повышение эффективности законотворческой деятельности и принятия управленческих решений;
    • - совершенствование взаимодействия руководства и членов Сонета Федерации с органами государственной власти и гражданами;
    • - повышение эффективности функционирования Аппарата СФ.

    Автоматизированная информационная система Совета Федерации (АИС СФ) выполняет следующие функции:

    • - информационное обеспечение деятельности членов СФ, комитетов, комиссии и подразделений Аппарата;
    • - формирование и ведение информационных фондов;
    • - информационное взаимодействие членов СФ, комитетов, комиссий и подразделений аппарата, как между собой, так и с внешними абонентами;
    • - организация прохождения законодательных актов и законопроектов;
    • - аналитическая поддержка деятельности Совета Федерации;
    • - коллективная подготовка и принятие решений;
    • - организация документооборота и делопроизводства;
    • - реакционно-издательская деятельность;
    • - организация доступа пользователей АИС СФ к информационным фондам и базам данных Совета Федерации, органов государственной власти и организаций РФ, государств СНГ и зарубежных стран;
    • - технологическое обеспечение заседаний СФ в большом и малых валах;
    • - информационное обеспечение Поездок делегаций СФ и отдельных членов СФ, а также выездных мероприятий СФ.

    Система состоит из функциональной и обеспечивающей частей. Основные функциональные подсистемы АИС СФ представлены схематически (см. Приложение А).

    Основу информационного обеспечения системы составляют балы данных, электронные справочники, образующие так называемый информационный фонд Совета Федерации (ИФ).

    Структура информационного фонда СФ

    В структуре ИФ условно выделяются три уровня обработки информации:

    • - верхний, включающий централизованные информационные ресурсы общего назначения, обеспечивающие решение задач верхней палаты парламента в целом и его отдельных подразделений;
    • - локальный, обеспечивающий выполнение функций структурных подразделений Совета Федерации;
    • - индивидуальный - для сотрудников аппарата.

    Базы данных можно классифицировать по принадлежности и содержанию (см. Приложение Б). По содержанию информации они классифицируются на правовые, экономико-статистические балы, справочно-аналитические и внутрипарламентские.

    Правовые БД формируются в соответствующих подразделениях Совета Федерации и его Аппарата, а также в результате информационного взаимодействия с Госдумой, Администрацией Президента, Аппаратом Правительства и Министерством юстиции РФ.

    БД экономико-статистической информации формируются и обновляются с установленной периодичностью Федеральной службой государственной статистики, органами СНГ, подразделению ми ФАС, Центральным банком России и другими организациями.

    БД справочно-аналнтического характера содержат информационные материалы пользователей и данные, поступающие из Федеральной службы государственной статистики, информационно-аналитических служб Администрации Президента РФ, федеральных министерств, ФАС, научных учреждений, периодической печати, а также из региональных центров и избирательных округов.

    Внутрипарламептские базы данных представлены двумя группами -- информационными и служебными. Первые, формируемые информационными службами и отдельными пользователями, содержат сведения о документах, разрабатываемых и принимаемых Советом Федерации, стенографические материалы хода обсуждения вопросов в комитетах, комиссиях, на заседаниях, сведения о членах СФ, о составах и планах работ комитетов, комиссий, кадровые данные, а также справочники адресов, телефонов и пр. информатизация правовой государственный дума

    Служебные БД включают словарную информацию, обеспечивающую автоматизированный ввод и обработку информации (классификаторы, кодификаторы, рубрикаторы, описания информационных блоков и др.).

    Состав и структура АИС СФ:

    • - информационно-справочный центр;
    • - информационно-коммуникационный центр;
    • - информационно-аналитический центр;
    • - ситуационный центр;
    • - технологическая автоматизированная информационная система документооборота и делопроизводства;
    • - информационные системы подразделений, установленные в комитетах, комиссиях, приемной Совета Федерации и в подразделениях Аппарата;
    • - система обработки и хранения секретной информации;
    • - электронные офисы руководства;
    • - электронные офисы членов СФ;
    • - мобильные информационные системы;
    • - система технологического обеспечения заседаний Совета Федерации;
    • - система администрирования и информационной безопасности АИС;
    • - технологическая система сопровождения и развития АИС;
    • - центр обучения членов СФ и сотрудников Аппарата.

    АИС СФ относится к классу территориальных информационных систем государственного значения.

    Схема информационных ресурсов Совета Федерации представлена схематически (см. Приложение В). Существует специальный каталог информационно-коммуникационных ресурсов, в котором перечислены БД, используемые Советом Федерации.

    Ответ на простые запросы (например, сведения о члене Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) предоставляется немедленно, в том числе по телефону.

    Ответ на сложные запросы, требующие проведения информационно-аналитических работ, предоставляется по получении данных от соответствующих подразделений.

    Для оперативного информирования комитетов, комиссий, руководства Совета Федерации и структурных подразделений Аппарата о событиях в стране и в мире на систематической основе осуществляется выпуск сводок. Совет Федерации имеет собственный Интранет-сайт, а также Интернет-сайт, созданный в 1998 году (http://www.council.gov.ru). Выход на Интернет-сайты других органов государственной власти РФ возможен через портал http://www.gov.ru.

    Телекоммуникационная связь Совета Федерации с регионами России обеспечивается с помощью системы Почта ФАС.

    Для межпарламентского обмена с государствами Содружества используются в основном отечественные российские информационные сети, например Почта (Администрация Президента РФ), Дионис (Госдума), Атлас (ФАС). Обмен информацией с парламентами государств дальнего зарубежья осуществляется через Интернет.

    Существует сеть, основой которой являются Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН), Институт социально-политических исследований (ИСПИ).

    В список организаций, сотрудничающих с Аппаратом СФ, входят:

    • - Научно-технический центр Информрегистр;
    • - Научный центр правовой информации при Минюсте РФ;
    • - ГУИСФАС;
    • - Институт географии РАН;
    • - Центральный институт военно-технической информации Минобороны РФ;
    • - Институт экономики РАН;
    • - Институт проблем управления РАН;
    • - Институт информатизации общества и развития науки (ИНФО-РАН).

    Кроме того, заключены соглашения об информационном взаимодействии с аппаратами органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

    Наряду с основными центрами, снабжающими Совет Федерации информационно-аналитической информацией, во внешнюю сеть также входят организации, обеспечивающие информационную поддержку по узким направлениям. Установлен телекоммуникационный доступ к базам данных следующих организаций:

    • - ГУИР ФАС;
    • - ИТАР-ТАСС;
    • - Статкомитет СНГ;
    • - ГУИСФАС;
    • - Федеральная служба государственной статистики;
    • - АП РФ, РИА, ПОСТФАКТУМ, ИНТЕРФАКС;
    • - Государственная Дума;
    • - Московская городская дума и мэрия Москвы;
    • - Верховные Советы Украины и Беларуси;
    • - Исследовательская служба Конгресса США, ООН, ЮНЕСКО, международные парламентские организации, Фонд по правам человека Конгресса США.

    Информационно-технологическое обеспечение проведения заседаний Совета Федерации включает следующие системы:

    • - электронную систему голосования Большого зала заседаний;
    • - конференц-системы и системы звукоусиления Большого и малых залов заседаний;
    • - телевизионную систему Большого зала заседаний;
    • - систему синхронного перевода;
    • - систему информационного обеспечения выездных мероприятий руководства Совета Федерации;
    • - систему радиотехнической безопасности Большого и малых залов заседаний.

    Электронная система голосования и конференц-система Большого зала обеспечивают предоставление результатов поименных голосований, общих результатов голосований, списков выступивших членов Совета Федерации и приглашенных на заседания.

    Активное использование конференц-системы с индивидуальными микрофонами позволило сократить время проведения заседаний. С помощью этой системы осуществляется идентификация выступающих членов Совета Федерации и вывод их фамилий и наименований соответствующих субъектов Федерации на экраны мониторов и телевизоров, установленных в здании, через телевизионные системы. Это позволяет повысить качество стенографических отчетов, а также информативность телетрансляций.

    Информатизация в Совете Федерации

    Наталья Дубова

    1994 год знаменателен компьютеризацией деятельности многих серьезных организаций

    На общедоступном Web-сайте Совета Федерации (www.council.gov.ru ) можно получить различные сведения, начиная с истории российского парламентаризма и заканчивая подробным освещением мероприятий и структуры Совета Федерации

    1994 год в отечественной компьютерной истории знаменателен существенным расширением проектов компьютеризации деятельности многих серьезных организаций. В федеральных министерствах, Центризбиркоме, столичной мэрии и Москомимуществе, Центробанке и ряде коммерческих банков разворачиваются крупные проекты по созданию информационных систем. Высшие органы власти, конечно, не могли остаться в стороне от этих процессов.

    Без компьютеров во власти не обходились и в советские времена, но новый российский парламент - двухпалатное Федеральное Собрание - выразил заинтересованность в новых подходах к информатизации и автоматизации своей работы. В самом начале 1994 года, после образования Совета Федерации первого созыва, была начата работа по созданию и постепенному внедрению Информационно-коммуникационной системы.

    Разработку информационного обеспечения Совета Федерации начали практически с нуля, ведь это было новое властное образование в России. У многих специалистов, пришедших в Информационно-техническое управление СФ, за плечами было не одно десятилетие работы по информатизации высших союзных органов власти, информационное обеспечение Съездов народных депутатов СССР и РСФСР, так что специфика этой деятельности была им хорошо знакома. Известны были и вечные проблемы, в частности, несовместимость систем, создаваемых для разных властных структур, невозможность организовать автоматизированный обмен информацией между ними. Евгений Орлов, начальник Информационно-технического управления Аппарата СФ, вспоминает о том, как в советские времена в ходе разработки систем информатизации для Совета министров СССР и ЦК КПСС была предпринята попытка сделать единые формы описателей баз данных. В ЦК и Совмине использовались разные форматы документов, и уговорить пользователей согласиться на унифицированный вид документации так и не удалось.

    Но главная проблема была не в форме. И в бытность СССР, и после отсутствовало главное условие для успешной информатизации государственных органов - ясная концепция государственного управления: при создании автоматизированных систем основной акцент делался на техническое оснащение, а не на содержательную часть. Разработчики Информационно-коммуникационной системы Совета Федерации попытались изменить эту ситуацию.

    Официально начать работы над системой нельзя было без специального указа президента. В конце концов, благодаря настойчивости председателя Совета Федерации первого созыва Шумейко в феврале 1995 года указ был подписан. Технические и коммуникационные вопросы реализации и эксплуатация системы были возложены на Федеральное агентство правительственной связи и информации, а постановщиком задач и разработчиком содержательной части Информационно-коммуникационной системы стал Аппарат СФ.

    Прежде чем приступить к информатизации верхней палаты парламента, разработчики стремились определить законодательный процесс как комплекс взаимосогласованных операций, которые затем можно отразить в информационной инфраструктуре органа власти. В Информационно-коммуникационной системе Совет Федерации представлен многофазной операционной системой, в которой реализуются различные классы парламентских операций. Эти операции интегрируются в функциональные подсистемы. В Совете Федерации постепенно разворачивается мощная территориально распределенная, многопользовательская, многофункциональная инфраструктура, которая поддерживает законодательную деятельность верхней палаты и обеспечивает удаленный доступ к базам данных различных органов власти - на федеральном и на местном уровнях. Совет Федерации имеет возможность оперативно взаимодействовать с Госдумой, администрацией президента и правительством.

    Перечисление основных компонентов системы займет не одну страницу. В задачи системы входит предоставление членам Совета Федерации необходимых данных, поддержка информационных фондов, электронное взаимодействие членов СФ между собой и с внешним миром, прохождение законодательных актов, информационная поддержка необходимой аналитики и принятия решений, документооборот, организация электронных офисов членов СФ, технологическая поддержка заседаний. Информационный фонд системы включает свыше 150 баз данных по правовой, экономической, общественно-политической и справочной информации. Более тысячи рабочих мест оснащено персональными компьютерами, подключенными в локальные сети и имеющими доступ в Internet.

    Сегодня процесс постепенного развертывания Информационно-коммуникационной системы Совета Федерации движется вперед. Но разработчиков системы волнует более глобальная проблема - комплексная информатизация и включение в единое информационное пространство всех органов власти. Однако для этого нужна единая концепция государственного управления, необходим непрерывный процесс формирования целей управления на разных уровнях - от высших до местных органов власти. В условиях, когда нет критериев оценки эффективности принимаемых законов, невозможно говорить и об эффективности информационных систем, поддерживающих деятельность тех или иных органов власти.

    Поэтому создатели Информационно-коммуникационной системы стремятся расширить накопленный опыт на госуправление в целом, представить управление государством как процесс выполнения комплекса операций для достижения государственных целей и на этой основе выработать язык описания таких операций, который позволит решить проблему совместимости систем для разных органов власти. В конечном итоге эффективность информационного обеспечения государственной власти должна определяться через показатели качества государственного управления.