Как выбрать студийные мониторы. Инсталляция студийных мониторов: основные принципы

Каким бы качественным и дорогим ни был студийный монитор, его преимущества могут превратиться в недостатки, если при размещении его в контрольной комнате не будут соблюдены основные принципы. В этой статье мы будем говорить о базовых понятиях, которые необходимо принимать в расчет при установке новых акустических систем в студии.
Специалистам по акустике и опытным звукоинженерам известно, что нельзя рассматривать характеристики студийного монитора, не принимая в расчет акустические параметры комнаты, в которой он будет работать. Акустический и технический дизайн студий звукозаписи и других помещений, в которых планируется проводить прослушивание качественных фонограмм, - задача, включающая в себя множество аспектов. В основе нее лежит правильное размещение акустических систем, которое в каждом помещении требует отдельной настройки.

Комната и комплект акустических систем всегда должны рассматриваться как единое целое, так как оба этих компонента (а также взаимодействие между ними) влияют на финальное звучание фонограммы. В студии нам требуется создать идеальный, неокрашенный звуковой поток. Помещение всегда имеет собственные резонансы, влияющие прежде всего на окраску низких частот. Положение студийных мониторов вносит в режим работы помещения дополнительные особенности. Звук отражается от стен, пола, потолка и других плоских поверхностей, возникает устойчивая интерференция, которая выражается в эффекте гребенчатого фильтра, и наиболее сильно она будет проявляться на низких частотах и в области низкой середины - то есть именно там, где содержится основной «характер» инструментов и голосов. Понятно, что это крайне нежелательный эффект, который будет сказываться на качестве работы.

Существует два принципиальных подхода к размещению студийных мониторов в аппаратной студии звукозаписи: свободное расположение (акустические системы располагаются, например, на стойках) или постоянная инсталляция (мониторы встраиваются в ниши в стенах студии).
Вопреки распространенному мнению, процесс инсталляции акустических систем в свободном расположении - задача, требующая участия специалиста по акустике или как минимум опытного звукоинженера, так как в процессе ее выполнения потребуется принимать в расчет взаимодействие стен, потолка, пола, акустических систем и самого слушателя. Все эти взаимодействия необходимо оптимизировать, что делается путем прослушивания эталонного музыкального материала (фонограммы, звучание которой очень хорошо знакомо специалисту, занимающемуся инсталляцией) и изменения положения акустических систем до тех пор, пока эталонный материал не начнет звучать так, как надо. Иногда перемещение студийного монитора всего на 15 см в одну или другую сторону дает огромную разницу в звучании музыки.

Перечислим два основных правила, лежащие в основе этого процесса. Первое: расстояние от акустических систем до пола, потолка и стен не должно быть одинаковым. Это необходимо для того, чтобы избежать наслаивания различных типов взаимодействия между границами помещения и тем самым немного сгладить эффект собственных резонансов комнаты. Второе правило заключается в следующем: необходимо помнить, что чем ниже частота, тем больше энергии излучается из тыльной части громкоговорителя. ВЧ динамик «проталкивает» высокие частоты вперед через рупор, именно поэтому они являются направленными. Но направленность падает по мере того, как длина звуковой волны становится сравнимой с диаметром диффузора.

Установка на стойках

Поверхности, на которых планируется установить студийные мониторы, должны быть выполнены из очень прочного материала, который благодаря своей массе способен погасить большую часть вибраций. Например, в домашней компьютерной музыкальной студии нередко совершается такая ошибка: колонки располагаются на легких книжных полках, подвешенных на стенах возле компьютерного стола. В этом случае начинает звучать не только колонка, но и полка, на которую приходится вибрация. Звук в такой студии будет очень проблемным.

Также не имеет смысла ставить акустическую систему на легкую стойку, находящуюся на деревянном полу. Стойка должна быть тяжелой, только в этом случае можно снизить резонансную частоту той поверхности, на которой она стоит. Например, известен случай, как в одной парижской студии басовая энергия уходила полностью в разогрев стойки, создавая провал на целых 12 дБ/окт.! Клиенты этой студии все время жаловались, что фонограмма, которая звучала идеально при сведении, на самом деле была полным браком, что выяснялось только при прослушивании в домашних условиях или на другой акустике. Как только владелец студии снял мониторы со стоек и установил их по-другому, бас вернулся в помещение, и никаких нареканий от клиентов на уровень НЧ и общее качество фонограмм больше никогда не последовало.

Монтаж
студийных мониторов

Итак, акустический дизайн - это процесс тестирования и улучшения комбинации «помещение/монитор». Первое, что требуется - решить проблемы с басом. Очень хороший способ заключается в использовании «софитного» монтажа акустических систем, т.е. попросту встраивание их в стены. Такой способ позволяет уменьшить басовые отражения. Однако для того, чтобы он работал, мониторы недостаточно прикрепить вплотную к стене и оклеить обоями. Они должны быть встроены в массивную стену, в большие ниши. Затем с помощью минеральной ваты уплотняется передняя часть стены.

При такой установке мониторов бас становится более эффективным, поскольку он полностью излучается вперед, и первые отражения низких частот отныне целиком под контролем. После этого остается только правильно выбрать расстояние от стен, в которые вмонтированы акустические системы, до рабочего места звукооператора.

Архитектура аппаратной

Существуют различные стандарты, по которым оценивается архитектура контрольной комнаты, и каждый из этих подходов имеет своих приверженцев. Известно, что кубическая архитектура - самый плохой вариант из возможных, по крайней мере в том случае, если вы собираетесь в такой комнате профессионально слушать и оценивать музыку.

Необходимо измерить высоту и ширину контрольной комнаты, чтобы убедиться, что эти величины не находятся в точной пропорции. Собственные резонансы есть в любом помещении, необходимо лишь добиться того, чтобы они происходили на разных частотах, несоотносящихся между собой по гармоникам. Пока в помещении нет огромной акустической «ямы» (места, где вы никогда не услышите баса на определенной частоте), в ней можно вполне адекватно работать. Гораздо хуже, когда баса не слышишь просто потому, что комната его полностью поглощает.

Высокие частоты

Окна, двери, консоли, компьютерные мониторы и прочие плоские поверхности, от которых отражается звук, создают окраску в области высоких и средних частот. Вот когда в игру вступает такой фактор, как угол дисперсии акустической системы в высокочастотном диапазоне. При акустической настройке аппаратной необходимо обращать внимание на траекторию распространения звука. И, конечно, если вы хотите получить хорошую, профессиональную, акустически нейтральную комнату, настройкой должен заниматься специалист, который будет принимать во внимание распространение и взаимное пересечение различных частотных полос, а также неизбежные отражения, возникающие в помещении, и применять необходимую корректировку. Например, если в комнате существует несколько проблемных кластеров (провалов) в области верхней середины звукового диапазона, то нередко это можно компенсировать путем усиления соответствующей полосы на мастер-эквалайзере.

Акустическая обработка

Выпускается большое количество акустических материалов, от поролона и пенопластовых панелей до профессиональных акустических рассеивателей. Рассеиватель позволяет разбить звуковую волну, чтобы она перестала быть когерентной, и тем самым избежать эффекта гребенки. Существует несколько теорий относительно акустической обработки помещения, и многие из них основаны на идее, что сперва нужно заглушить все, а потом вернуть часть частот обратно. Однако на практике заглушить все не удается. Пеноматериалы работают эффективно только с высокими частотами. Часто в домашних студиях люди покрывают стены и потолок пенопластом и потом начинают жаловаться, что у них возникли проблемы с басом. Неудивительно, ведь они заглушили все, кроме него! Поэтому нужно заглушать только те частоты, которые являются проблемными для данного помещения.

Материал подготовил
Артем Михайлов

В идеале, студийные мониторы нужно располагать таким образом, чтобы два монитора и голова человека составляли равносторонний треугольник со сторонами от одного до двух с половиной метров, в зависимости от размера комнаты и размеров и мощности самих мониторов. Мониторы, опять же, в идеале, должны быть расположены в комнате симметрично и на прочных стойках высоты, достаточной для того, чтобы твиттеры находились на одном уровне с ушами. Большинство мониторов разработаны так, что высокочастотный динамик находится выше, чем низкочастотный, поэтому, убедитесь, что вы расположили их правильной стороной кверху. Установка мониторов вверх-ногами оказывает негативное влияние на частотную характеристику, характеристику направленности и ухудшает стерео-картину.

Расстояние мониторов от стены

Большинство мониторов разработны в расчете на то, что они будут расположены достаточно далеко от поверхностей стен, как сбоку, так и сзади. Если у вас есть выбор, то обычно лучше ставить мониторы так, чтобы стена сзади была ближе, чем стены по бокам. Если расположение вблизи стены неизбежно, постарайтесь использовать мониторы, в которых предусмотрена компенсация такой ситуации. В большинстве активных мониторов предусмотрена возможность некоторой коррекции низких частот, чтобы понизить негативное влияние близкого к стенам расположения, или, что самое ужасное – расположения в углу. Если вы используете мониторы с фазоинвертором, есть шанс улучшить звучание, заткнув их акустической пеной, либо просто тряпкой, хотя, результаты непредсказуемы и звучание мониторов может стать хуже, чем было до этого. Часто советы по расстановке мониторов конкретных моделей можно найти в руководстве пользователя.

Направление мониторов

Также стоит подумать о том, куда будут направлены мониторы. Хотя при разработке большинства мониторов предполагается, что они будут направлены непосредственно на слушателя (например, мониторы Genelec), существуют модели, предназначенные для параллельного направления в комнату (например, большинство мониторов PMC), и, если их направить непосредственно на слушателя, они будут звучат слегка более ярко, чем нужно. Этот аспект расстановки мониторов зависит в первую очередь от их характеристики направленности.

Отражения от стен и потолка

Постарайтесь уменьшить влияние ранних отражений от стен и потолка, так как они сильно влияют на восприятие стереокартины. Если расположение мониторов возле стен неизбежно, есть смысл разместить на стене акустическую пену, или просто одеяло на боковых стенах, между мониторами и позицией слушателя. Наиболее походящее место для абсорберов можно подобрать, используя зеркало. Пусть кто-то перемещает зеркало вдоль стены, в то время как другой человек сидит там, где будет сидеть слушатель. Когда слушатель увидит в зеркале отражение твиттера монитора, это будет означать, что в этом месте надо расположить центр абсорбирующей панели.

Очень часто из-за того, что ваши были плохо установлены кажущиеся убогими записи в действительности таковыми вовсе не оказывались. Это происходит потому что пока вы не установите правильно мониторы вам действительно будет трудно услышать именно то что вы записываете.

Давайте рассмотрим несколько простых принципов которые помогут вам помочь получить максимальную отдачу от ваших студийных мониторов независимо от марки или типа. Несмотря на то что в большинстве звуковых студий расстояние между мониторами кажется произвольным. Хотя существует ряд общих принципов, которые можно использовать для оптимизации их установки.

Так как большинство помещений является уникальным с точки зрения параметров или поглощающих качеством вам возможно придется немного отклониться от данной схемы, но оно вполне хороша для начала.

Проверьте расстояние между студийными мониторами. Если они стоят слишком близко (смотрите на рисунок ниже), то стерео поле не будет явным.

Если мониторы стоят слишком далеко друг от друга то их фокусный центр или сладкое место будет слишком далеко за вашей головой. И вы будете слышать левую и правую стороны по отдельности. А ни ту и другую вместе как единое целое.


Эмпирическое правило заключается в том, что расстояние между мониторами должно равняться расстоянию между ними и слушателем. То есть если расстояние от монитора до слушателя составляет 1,5 метра, то их необходимо разместить на расстоянии 1,5 метра друг от друга так чтобы получился равносторонний треугольник между вами и двумя мониторами.


Также было установлено что расстояние между твитерами в 1,7 метра это оптимальное расстояние между динамиками при котором звук мониторов фокусируется примерно от 8 до 16 сантиметров позади вашей головы. А это именно то что и требуется.



Проверяйте углы расположение мониторов так как неправильный угол студийных мониторов приведет к размытию стерео поля. И будет являться основной причиной проваливания инструмента когда вы будете слушать ваш микс. Правильный угол определяется на вкус. Некоторые микс инженеры предпочитают, чтобы угол мониторов сходился прямо на место, в котором они находятся. В то время как другие предпочитают, чтобы звук динамиков координировался в точке примерно от 8 до 60 сантиметров за ними для расширения стерео поля.

Со временем было обнаружено что звук идущий под углом в 30 градусов и фокусирующийся примерно в 45 сантиметров за головой микс инженера в большинстве случаев работает лучше всего.


Для поиска правильного угла хорошим трюкам будет разместить зеркало над каждым твитером и установить мониторы таким образом, чтобы, находясь в рабочем положении при сведении вы могли хорошо видеть в зеркалах отражение своего лица. Проверьте как установлены мониторы. Если это возможно, то лучше установите ваши студийные мониторы на стойки непосредственно за панели консоли или установите за краем стола. Это даст более ровную частотную характеристику.

Студийные мониторы , которые размещены непосредственно на компьютерном столе или на индикаторах консоли без использования какой-либо изоляции вызывают низкочастотные вычитание.


Это происходит потому что звук распространяется по столу или консолей и через пол достигая ваших ушей раньше прямого звука, из мониторов который попадает в уши через воздух. Это может вызвать некоторые изменения частот и эффект общего размытия звука. Если необходимо установить колонки на столе или консоли установите их на 15 миллиметровые или на 20 миллиметровые кусочки открытой ячейки неопрена, толстый коврик для мыши или что-то вроде primacoustic recoil stabilizer. В результате вы будете удивлены насколько лучше они будут звучать.


Проверьте параметры студийных мониторов. Сейчас почти все используют активные студийные мониторы, но не забывайте, что многие из них имеют несколько параметров управления на передней или задней панели. Такие как управление громкостью или управлением спадом частот. Прочитайте инструкцию и убедитесь, что они установлены правильно для применения в вашем случае, а также идентичность настроек на обоих мониторах.

Проверьте положения твитеров. Многие студийные мониторы предназначены для использования в вертикальном положении, но пользователи часто кладут их набок, что позволяет их лучше видеть.


Но в результате будет страдать их частотная характеристика. Если студийные мониторы предназначены для работы на боку, то многие микс инженеры предпочитают располагать их так чтобы твитеры были наружу ближе к стенам для расширения стерео поля.

Иногда твитеры располагают внутри. Но это как правило приводит к размытию стерео картины. Попробуйте оба способа и посмотрите какой из них больше подходит в вашем случае. Если ваши мониторы расположены вертикально и убедитесь, что во время сведения твитеры находятся на уровне вашей головы. Если они будут стрелять поверх вашей головы, то их высокочастотная характеристика будет страдать. Иногда чтобы добиться необходимой высоты твитера возникает необходимость перевернуть с ног на голову.

Чтобы получить максимальную отдачу от ваших студийных мониторов проверьте:

  • Как установлены студийные мониторы.
  • Расстояние между ними.
  • Углы, под которыми они были расположены.
  • Убедитесь в правильности положения твитеров и что на обоих мониторах выстановленны одинаковые параметры.

И на этом у меня пока все. Надеюсь, что информация была вам полезной. Желаю удачи и до новых встреч.

Обычно музыку прослушивают через обычную акустическую систему (колонки). Иногда – через наушники. Но в любом случае эта музыка звучит более менее красиво и вкусно. Потому что звучит через обычную бытовую акустику (наушники). Если ещё к этому добавить разные «улучшатели звука» типа: расширители стереобазы, преобразователи обычного стерео в объёмный формат Dolby Surraund 5,1, добавлятели «атмосферы» в запись (а по сути, обычной реверберации), набор готовых пресетов эквалайзера для разных стилей и жанров… то в результате получится вкусная и приятная картинка для нашего слуха. Но правильная ли она? Показывает ли она то, что действительно хотел передать нам автор, музыкант и звукорежиссёр?

Именно поэтому с такой бытовой акустикой сложно работать – она в любом случае будет стараться улучшить звук настолько, насколько способна это делать, чтобы нашим ушам было комфортно слушать Любая бытовая акустика специально разрабатывается для красивого звучания. Чтобы даже самая, извините, хреновая запись звучала более менее приемлемо. Такая акустика сглаживает/приглушает шипящие высокие и смягчает бУхающие низкие частоты (путём простого ограничения пропускного диапазона частот), подчёркивает средние частоты для улучшения разборчивости текста в песнях.

Хороший результат работы в студии во многом зависит от того, на чём вы слушаете аудиоматериал. Если слушаете на обычной бытовой акустике – будьте готовы к сюрпризам при прослушивании этой записи у друга дома, на его акустике. У которой могут оказаться другие планы насчёт передачи и окраски вашего аудиоматериала.

Если хотите получить действительно студийный результат - работайте на студийных мониторах.

Что такое «студийный монитор»?

Студийный монитор по своей сути и архитектуре — та же акустическая система: коробка со встроенными динамиками. Чаще всего двухполосная, с динамиками НЧ (низкие частоты, бас) и ВЧ (верхние частоты). Реже трёх- и более-полосная. Отличия начинаются внутри и разница становится слышна при первом же сравнительном прослушивании любого материала (если рядом стоит обычная акустика).

Студийный монитор - это специализированная акустическая система с правильной звукопередачей для слухового контроля над аудиоматериалом в студиях звукозаписи и других сферах, критичных к качеству звука. А «монитором» называется потому, что позволяет действительно мониторить звучание исходного аудиоматериала, безо всяких улучшений и сглаживаний. Как и в случае с видеомонитором (дисплеем): если он достаточно хороший и правильный, вы видите только картинку (фильм) и не замечаете искажений. Конечно, дисплей может окрашивать цветовую гамму, но если вы с самого начала установили правильный цветовой баланс, проблем с цветопередачей у вас не будет. Задача студийного монитора – так же правильно передать звуковой баланс, без искажений и окраски.

Обычно в производстве студийных мониторов применяются специализированные звукоизоляционные и звукопоглощающие акустические материалы, используются точные прецизионные динамики с правильно вычисленной АЧХ без провалов и завалов, схемотехника класса А, корпус и дизайн мониторов так же математически вычислен и выверен в соответствии со всеми законами физики и акустики. НЧ-динамики делают из армированной стеклоткани, полипропилена, кевлара, специально пропитанной бумаги, целлюлозы. ВЧ-динамик бывает из алюминиевой фольги, шёлка, бумаги, титана и даже бериллия (кстати, самые дорогие)…

Всё это делается только для того, чтобы передать звуковой материал как можно менее искажённым и окрашенным. Чтобы звукорежиссёр услышал именно тот звук, который он только что создал. И который до него ещё никто не слышал.

Правильные мониторы при правильном расположении звучат так, что музыка не привязана к конкретным источникам (мониторам) а как бы сама создаётся прямо тут, в пространстве между мониторами. Когда это слышишь впервые, часто бывает шок: настолько мы привыкли, что звук должен выходить из конкретного места, называемого динамиком…

Именно поэтому настоящие студийные мониторы такие дорогие.

Вообще, идеальный монитор это один динамик, передающий весь спектр частот, от баса до верха (стандарт от 20 Гц до 40000 Гц). Но такого идеального динамика не существует в природе в силу своей физической невозможности: волны низких и высоких частот по-разному передаются в пространстве. Тут чисто физически неразрешимая проблема. Максимально близко к частичному решению этой проблемы приблизились мониторы . Но они и стоят как автомобиль…

Какие бывают мониторы?

Мониторы бывают двух типов: активные и пассивные.

Активные мониторы имеют свой встроенный усилитель, кроссовер и всю схемотехнику для работы монитора. Иногда мониторы имеют два раздельных усилителя (bi-amp) для каждого динамика, НЧ и ВЧ. У активных мониторов чаще всего есть в наличии все доступные разъёмы и входы: кэнон, джек, тюльпан (XLR, TRS, RCA). Так же активные мониторы бывают с цифровыми входами (коаксиальный или оптический S/PDIF и AES/EBU)

Пассивные мониторы не имеют на борту усилительной части и для них всегда требуется отдельный усилитель. Вход у пассивного монитора всегда только аналоговый: либо акустический Speakon либо линейный (джек). Редко – разъём Banana (вилка)

Плюсы активных мониторов

  • универсальность применения (вне зависимости от наличия или отсутствия звукового тракта)
  • универсальность подключения (любые входы, как аналоговые так и цифровые)
  • отсутствие необходимости и настройки отдельного усилительного тракта (plug & play)
  • возможность тонкой подстройки характеристик монитора под конкретное помещение
  • выверенная заводом схемотехника, не дающая перегореть ни усилителям ни динамикам

Минусы активных мониторов

  • много проводов к каждому монитору (как минимум – сетевой и сигнальный)
  • сложность ремонта
  • невозможность аппаратного управления громкостью с рабочего места звукорежиссёра

Плюсы пассивных мониторов

  • лёгкость в подключении (инсталляции)
  • один провод к монитору (сигнальный, от усилителя)
  • внутри ничего лишнего (одна схема кроссовера)
  • лёгкий ремонт и диагностика
  • более тщательно продуманная конструкция акустического пространства в мониторе
  • аппаратное управление громкостью мониторов с рабочего места звукорежиссёра

Минусы пассивных мониторов

  • необходимость отдельного усилительного тракта и его настройка
  • только аналоговые входы (акустический Speakon, линейный моно-джек (TRS).
  • стационарность установки

У активных и пассивных мониторов есть свои армии поклонников и фанатов. Многие «зубры» и профессионалы студийного дела советуют только пассивные мониторы, да и вообще проповедуют ставить только отдельно обособленные аппараты на всём протяжении звукового тракта. И абсолютно против любой гибридности и совмещения функционала. Например, они против микрофонного предусилителя и AD-DA конвертера в одном флаконе. Только отдельно. И в принципе, по большому счёту, они правы: когда каждый аппарат занят только своим делом, качество получается очень высокое. Но оно же и очень дорогое.

С другой стороны, благодаря прогрессу и развитию технологий, сейчас качество многих комбинированных аппаратов приблизилось к качеству топовых студий звукозаписи 10 летней давности, и позволяют даже в домашних условиях создавать приемлемый студийный уровень работы за вполне вменяемые деньги.

У практически всех мониторов имеется фазоинвертор: специальное отверстие с трубой в корпусе монитора для усиления низкочастотной составляющей:

Если не вдаваться в технические подробности, нч-динамик создаёт движение воздуха в ограниченном пространстве корпуса монитора, а фазоинвертор помогает вывести это избыточное давление через специальную трубу с отверстием. Естественно, всё это математически вычислено и не просто так. Фазоинверторы бывают разной формы и размеров, но в основном различаются по своему расположению на корпусе монитора:

либо на передней панели (KRK):

либо на задней (Yamaha):

У каждого расположения есть свои поклонники и противники: некоторые считают, что фазоинвертор обязательно должен быть сзади и не должен отвлекать от прослушивания материала. Другие считают, что переднее расположение фазоинвертора даёт больше свободы для размещения монитора и бо льшее звуковое давление по низам, что в ближних мониторах всегда считалось и считается больным местом.

Три линии мониторов

Обычно в настоящих студиях бывает не одна мониторная линия, а целых три: мониторы ближнего, среднего и дальнего поля. Соответственно, предназначение тех или иных мониторов диктуется их расположением.

Мониторы ближнего поля (полочные мониторы) это самый распространённый тип мониторов. Обычно располагаются на столе или на специальных стойках перед звукорежиссёром, предназначены для сведения треков и монтажа рабочей фонограммы, поскольку в основном хорошо передают середину (средние частоты) и верхний диапазон частот.

Мониторы среднего поля позволяют выстроить панораму и пространственные эффекты, которые не очень хорошо слышно на ближних мониторах. Также можно прослушать выстроенное сведение вместе с низкими частотами, которых практически нет в ближних мониторах. Некоторые экземпляры (обычно трёхполосные) могут использоваться и для мастеринга аудиоматериала.

Мониторы дальнего поля позволяют прослушать общую картину сведённой композиции и всего альбома, на всех уровнях громкости и во всём диапазоне частот. В основном используются в больших аппаратных, для танцевальной музыки и на мастеринге аудиоматериала.

В домашних студиях, в связи с нехваткой места на столе и количества банкнот в бумажнике, обычно используется связка: мониторы ближнего поля + сабвуфер для низких частот. И в магазинах в основном продаются мониторы именно ближнего поля. Многие покупатели их ставят сразу на стол, что в принципе не совсем правильно. Потому что любые аудиомониторы надо ставить на специальные демпфирующие стойки, предотвращающие нежелательные вибрации и резонансы при прослушивании материала. Но на практике до стоек мало у кого доходят руки. В качестве альтернативы (если нет места для стоек), сейчас предлагаются специальные вибро-и звуко-изолирующие , размещаемые между монитором и столом.

Какие мониторы лучше?

«Лучше» и «хуже» – понятия растяжимые. Гораздо корректнее говорить про конкретный стиль музыки, которую вы собираетесь слушать на этих мониторах. Потому что от стиля зависит очень многое. Электронная и танцевальная (клубная, поп, хип-хоп) музыка в большинстве случаев хорошо звучит на мониторах KRK, Roland. Живая музыка (рок, барды, фолк, этно) – на Dynaudio, Yamaha и Mackie (Tapco). Джаз и классика – Adam, JBL, Tannoy и подобные.
Чем больше динамик НЧ, тем лучше отдача по низам – это элементарная физика. Именно с 8-и более-дюймов общая звуковая картина становится более честной.
Ленточный твиттер ВЧ (например у мониторов Adam) лучше передаёт высокие частоты и позволяет долгое время работать с мониторами без переутомления слуха. Но стоит он дороже обычного купольного твиттера. Хотя есть и исключения: дорогущий бериллиевый твиттер у мониторов Focal считается самым лучшим в мире: высочайшая равномерность АЧХ и рабочий диапазон частот покрывает более пяти октав (от 1кГц до 40кГц).

Вообще, студийные мониторы честно отрабатывают свою цену, т.е. сколько стоят, на столько и играют. Т.е. идёт практически параллельное увеличение цены и качества. Самое интересное, что к цене можно присматриваться очень долго и практически на каждой добавленной к бюджету тысяче можно найти что-то новое и привлекательное для ушей…

Как выбирать студийные мониторы

Для начала нужно отобрать несколько музыкальных композиций, которые вы знаете вдоль и поперёк: что, где, на какой секунде, и как произошло в музыкальной картине композиции. Желательно, чтобы это были композиции в том же стиле и жанре, в котором вы собираетесь работать в студии. Т.е. нет смысла выбирать для тестов тяжелый рок или классику, если работать предполагается в этно-фолке или технотрансе. Также желательно, чтобы композиции эти были в максимально возможном качестве, в котором планируется работа в студии: например в CD-audio формате, если планируется выпуск аудиоматериала именно на аудио-CD дисках. Если эти композиции находятся у вас на фирменных оригинальных дисках – замечательно: их и берите с собой в салон. Остальные композиции запишите на отдельный диск в формате CD-аудио. Также запаситесь парой : они помогут лучше выявить нюансы, не слышимые обычным ухом.

Перед посещением салона, накануне вечером, прослушайте ещё раз все эти выбранные композиции на комфортной громкости и желательно больше ничего не слушать (должна остаться память о композициях). Тестовые диски – не слушать! Отметьте себе, какой именно тип мониторов вам нужен (полочные настольные, напольные, среднего или дальнего плана), и как и где вы их будете размещать. Отмерьте и запишите расстояния между местами, где планируется установить мониторы и местом, где будет располагаться ваше рабочее место. Потом, в салоне, благодаря этим цифрам, вы сможете максимально смоделировать то расположение, какое нужно именно вам, а не продавцу мониторов. Самое лучшее расположение для мониторов ближнего поля - равнобедренный треугольник:

Если у вас не получается сделать такой треугольник в силу дефицита помещения – ничего страшного. Главное, чтобы динамики мониторов были направлены на вас (на ваши уши). Возможно, для этого вам придётся приобрести для мониторов.

Ещё один момент: если планируется установка мониторов вплотную к стене – вам нужны мониторы с фазоинвертором на передней панели. Если у вас будет расстояние от задней панели мониторов до стены не менее 30-40 см, то фазоинвертор может быть и сзади. Лично я предпочитаю передний фазоинвертор: так лучше ощущается драйв музыки и компенсируется недостаток низких частот.

Придя в салон, начните выбирать мониторы сначала просто по характеристикам, дизайну, функционалу, не слушая их. Не обращайте особого внимания на выходную мощность монитора. Дело в том, что если у вас дома вам приходилось выкручивать громкость до упора, чтобы услышать нужные вам нюансы, то с мониторами такой номер не пройдёт: вполне может оказаться, что уже на 30-50 ваттах вы спокойно услышите те самые нюансы, которые с трудом вам выдавала домашняя акустика на пределе своих возможностей.

Помните, что чем больше размер НЧ-динамика, тем лучше отдача по низам. Но также помните, что полочные мониторы не обязаны вам выдавать весь низкочастотный спектр. Для этого присмотрите себе потом отдельный сабвуфер. Если планируете работать с мониторами по 10 часов в день, можете подобрать пару мониторов с ленточным твиттером: ваши уши скажут вам спасибо.

Чем тяжелее монитор, тем плотнее звук, им издаваемый, меньше резонансов и обратное движение монитора от воздействия нч-частот. И меньше шансов, что такой монитор упадёт со своего места после очередного басового пика в музыке: монитор весом в 12 кг гораздо устойчивее в этом плане, чем монитор под 4 кг весом. Больший вес ещё говорит о более качественных материалах, использованных в производстве монитора (металл и дерево вместо пластика).

Если выбирать по брендам и чисто логически (из практики): в студиях намного чаще встречаются KRK, Adam, Alesis, Yamaha, JBL, Mackie, Event, Genelec и реже встречаются M-Audio, Behringer, ESI, Axelvox, E-MU, Infrasonic, Samson, Alto. Иногда в студиях можно увидеть брэндовые мониторы (например, от ) но это уже чисто понты, чем реальная необходимость.

Наличие различных регулировок на задней панели говорит о практически 100% возможности подстройки мониторов под конкретное помещение (например, Tannoy серии Reveal, Behringer серии TRUTH). Чем больше регулировок, тем лучше для акустически неподготовленного помещения. Наличие встроенного DSP-процессора с возможностью программной подстройки мониторов под конкретное помещение (например, у Dynaudio и JBL) — это конечно круто, но такое удовольствие и стоит нехило.

Оптимальная мощность для мониторов ближнего поля — 100 Ватт на монитор. Диапазон — 50 — 20000 Гц. Размер Нч-динамика 6-8 дюймов. Этого более чем достаточно.

После отбора хотя бы 4 пар мониторов, разместите их так, как они будут стоять у вас. Обычно продавцы предлагают подключить мониторы через ту звуковую карту, какая есть у вас. Не соглашайтесь на это и требуйте cd-проигрыватель максимально прецизионный и референсный (по отношению к выбранным мониторам), Начните прослушивание со знакомых композиций и на нормальной громкости. Сразу предупреждаю: звучание многих мониторов вам может не понравиться, настолько оно будет резким, сухим и непривычным. Возможно, звучание будет вам казаться излишне ярким и нарочито подчёркнутым. Это не значит, что мониторы плохие. Это нормально. Мониторы не должны нравиться, они должны говорить правду о звуке. Когда я впервые услышал музыку из студийных мониторов, у меня вообще был шок: я услышал сразу столько нюансов, что мои уши устали и заболели буквально через минут 10. Я не понимал, как я до этого слушал музыку и что-то там ещё пытался сводить на обычной акустике. Возможно, у вас будет всё по-другому. Но моё дело предупредить.

Если при прослушивании композиции вы услышите нюансы, которые были вам неизвестны до этого: отмечайте себе эти мониторы для последующего выбора. Если не услышите ничего нового, возможно вам нужны мониторы более чувствительные, чем те, которые вы выбрали.

После прослушивания своих знакомых композиций, переходите к более тщательному тестированию мониторов тестовыми дисками. Для точного определения частотного диапазона есть специальные треки со скользящей частотой, обычно с низких частот до верхних. При этом помните, что ухо человеческое не способно услышать частоты ниже 14-16 Гц и выше 16-20 кГц (даже если сами мониторы честно их играют). Часто бывает так, что на треках с низкой частотой глаз прекрасно видит, как ходит диффузор НЧ-динамика, но ухо уже не слышит звук. Это и есть наглядный пример работы монитора на тех частотах, которые неподвластны нашему слуху.

Так же на мониторах можно проверить точность позиционирования инструментов на виртуальной сцене. Но тут тоже есть нюанс: многое тут зависит не от мониторов, а от самого cd-проигрывателя, от качества его тракта и от уровня взаимопроникновения каналов.

Вообще мониторы всегда советуют выбирать лично вам или тому, кто будет потом на них работать, прослушивая их в салоне. Но, если у вас нет такой возможности, можно выбрать по характеристикам и функционалу. Брак среди мониторов встречается редко: их производство контролируется больше обычной акустики.

Как настраивать студийные мониторы

После покупки и установки мониторов на их места, не пытайтесь сразу переслушать всю свою музыкальную коллекцию, иначе уши загнутся в первый же день активного мониторинга.

При обнаружении подобного резонанса, если у ваших мониторов есть регуляторы частот, уменьшите влияние этой частоты. Если регуляторов на мониторах нет, тогда оперируйте программным выходным эквалайзером микшера в вашем аудиоредакторе. Наша задача сейчас – смоделировать реальную работу редактора и мониторов через вашу звуковую карту.

2. Следующий пункт: настройка оптимальной громкости. Для этого включите любой ваш проект в вашем аудиоредакторе и выровняйте громкость общего микса так, как вам комфортно. Не обращайте пока внимания на то, что ваш проект звучит сейчас как-то по-другому и не так, как хотелось бы: это результат работы мониторов. Просто вы сейчас услышали те нюансы проекта, ради выявления которых и были куплены эти мониторы. Пока просто выровняйте громкость.

3. В любом случае, после всего сделанного, звучание мониторов всё равно может вам не нравиться. Поэтому сейчас вам нужно подстроить мониторы под ваши предпочтения. Для этого включите в вашем аудиоредакторе фирменный трек (не ваш проект). Если вам мало баса – добавьте его (включите отдельный сабвуфер, либо эквалайзером в вашем аудиоредакторе). Если мало верхних частот – добавьте их. Естественно, добавляйте в разумных пределах.

4. После того, как звучание стало более-менее приемлемым для вашего слуха, включите негромко, фоном ваши выбранные композиции + те треки тестовых дисков, которые несут в себе разные музыкальные композиции (т.е. не технический характер треков). И просто занимайтесь своими делами, не прислушиваясь особо к мониторам и что они там играют. Наша цель сейчас – просто привыкнуть к звучанию этих мониторов и к тому, как действительно должна звучать грамотно сделанная музыка и именно на этих мониторах.

Вот, в принципе, и все настройки мониторов. В идеале вы, конечно же, должны провести замеры комнаты специальным измерительным микрофоном (пригласить специалиста) и выявить проблемные зоны комнаты. Потом скорректировать эти проблемные зоны специальными звукопоглощающими материалами. Но на практике там мало кто делает: проблема акустического оформления комнаты — это другая, не менее объёмная и интересная задача.

Как работать со студийными мониторами.

В первую очередь не пытайтесь сразу работать на большой громкости. Начните с малой: большинство мониторов уже при громкости в 10-20 ватт могут дать то, ради чего их покупали. В мониторах важнее плотное звуковое давление, чем уровень громкости. Помните. что динамики мониторов должны быть повёрнуты не только в вашу сторону, но и наклонены так, чтобы ось нч-динамика целилась на ваши уши. От точного позиционирования мониторов во многом зависит общее восприятие звуковой картины.

Не работайте с мониторами без перерыва в течение 1-2 часов, это чревато ослаблением чувствительности ваших ушей: зачем им напрягаться, чтобы что-то услышать, если мониторы и так всё прекрасно выдают… Уши должны отдыхать регулярно.

Перед работой с проектом прослушайте пару фирменных или тестовых композиций, чтобы «вспомнить», как должен звучать правильно сведённый материал и к чему вы должны придти сейчас при сведении вашего проекта. И вообще, возьмите себе за правило регулярно (ежедневно), до начала работ над вашим проектом, слушать одну-две фирменные композиции в этом же стиле и жанре, к звучанию которых вы хотите придти (память о звучании этих композиций всегда должна быть актуальной).

При работе с низкими частотами помните, что мониторы не всегда способны дать правильную картину. Даже если вам кажется, что вы там всё сделали правильно, не лишним будет прослушать получившийся результат в наушниках, либо на второй мониторной линии, состоящей из обычной домашней бытовой акустики.

Не касайтесь пальцами рабочих поверхностей динамиков монитора: жир и пыль с ваших пальцев могут вносить свои искажения. К тому же, большинство динамиков мониторов – не моющиеся, и их лучше беречь от пыли, грязи и любых жидкостей. Если у вас есть защитные решётки для мониторов – используйте их. Если их нет, смахивайте пыль с динамиков мягкой беличьей кисточкой.

Не закрывайте доступ воздуха к охлаждающему радиатору сзади монитора: многие мониторы достаточно нехило греются во время работы и охлаждающая система должна работать.

Не пересекайте сетевой кабель монитора с сигнальным, это может нехорошо сказаться на звучании + возможные помехи от сети.

Не роняйте монитор и не ставьте на монитор ничего постороннего, что может упасть из-за активной работы монитора и повредить его. Не опирайтесь на мониторы и не давайте этого делать никому другому.

Не включайте мониторы УЖЕ во время воспроизведения аудиоматериала: резкая подача тока на динамик может его повредить. Соблюдайте порядок: сначала включите мониторы в сеть, потом через секунд 10 можете включать звук. При выключении, наоборот, сначала выключите звук, и только потом – питание мониторов.

Если вы не планируете мониторить ваш материал на большой громкости, подстройку под помещение можете не делать: влияние комнаты в этом случае будет минимальным. Лучше подстройте уровень низких и высоких частот под ваши предпочтения.

История к размышлению

Самая главная особенность мониторов: чем они дороже, тем более детальнее и разборчивее звучат. И тем больше они покажут всяких косяков и нехорошестей, которые вы допустили либо при записи либо при сведении треков. Т.е. очень хорошие мониторы покажут вам очень много работы, которую ещё предстоит сделать. И тем меньше шансов, что эта выполненная работа будет хоть кем-то оценена, поскольку далеко не все эти косяки будут слышны на акустике клиента. Если вы выбираете себе мониторы не только для работы, но и для жизни, подумайте – оно вам действительно надо? Вы же не сможете на них слушать ваши любимые mp3 треки: настолько много будет слышно косяков сжатия mp3 кодека…

Представьте себя на месте человека, купившего хорошую и дорогую 50” плазму себе домой. Ведь он теперь будет вынужден смотреть видео и ТВ только HD качества и искать фильмы только на Blue-Ray дисках. Огромное количество фильмов на DVD ему теперь нет смысла смотреть, ибо качество их картинки лишит всякой радости простого просмотра…

Расскажу одну историю: у меня есть знакомые, которые очень хотели купить хорошие дорогие мониторы. При всём том, что они имели нормальный поток клиентов и жалоб не было в принципе. Да и время, затрачиваемое на каждого клиента было оптимальным. И вот кто-то им сказал, что на хороших мониторах они это время ещё более сократят и тем самым увеличат поток клиентов. Ну и купили они хорошие и дорогие мониторы. И услышали в них столько недоделанной работы, что время на каждого клиента стало далеко не оптимальным и сроки увеличились втрое. Да, конечное качество стало немного получше, но их клиентам оно и не было особо нужно. Клиентам была важна скорость работы и то качество, которое мои знакомые выдавали и без этих мониторов. В конце концов это им надоело и они продали эти хорошие дорогие мониторы. И купили другие, чуть получше того уровня, который был у клиентов…

Именно для подобных ситуаций многие студии имеют несколько мониторов: отличные дорогие и референсные мониторы для вип-клиентов и мастеринга и просто хорошие мониторы для остальной коммерческой работы на поток. Другие идут ещё дальше: покупают мониторы под работу с разными стилями и жанрами. Поэтому, когда будете выбирать мониторы, вспомните об этой истории и не окажите себе медвежью услугу.

Особенно, если у вас остальной тракт не особо совершенен.

Правильное использование любого вида техники предоставляет возможность пользователю получить максимальный результат и необходимую эффективность. Студийные мониторы не исключение, и прежде чем использовать такое оборудование, его следует грамотно расставить с соблюдением всех рекомендуемых правил и только в этом случае, Вы сможете достичь предельно ровной АЧХ, а также добиться превосходного отображения стерео-картины.

Особенности расположения студийных мониторов.

Даже если Вы являетесь обладателем высококачественных мониторов, при их расстановке следует брать во внимание особенности помещения, поскольку порой лучше уделить время организации акустики комнаты, а также подбору «правильного» места для мониторов, нежели приобретать совершенно новое оборудование, которое стоит немалых денег.

Принципов расположения студийных мониторов существует большое множество, и мы остановимся на самых главных из них:

Симметрия стен обладает огромным значением, особенно с задней и боковой части мониторов. Менее значимую роль играет окружающая среда. Отметим, что мнения касательно задних, а также передних стен расходятся, но большое количество профессионалов утверждают, что перегородка, находящаяся сзади звукорежиссёра, должна обладать превосходными звукопоглощающими характеристиками. Кроме этого не должно ощущаться присутствие параллельности задней стены, по отношению к расположенной впереди, чтобы не допустить появления стоячих волн.

Специалисты советуют заглушить всю зону, находящуюся вокруг мониторов с целью в максимальной степени уменьшить отражения. Не менее важно произвести заглушку также и боковых стен, но перед мониторами, что позволит снизить отражения от перегородок, расположенных сбоку.

Наличие симметрии вокруг, а также между мониторами в помещении позволит достичь наилучших результатов воспроизведения стерео-картины. То есть, в случае несимметричного расположения данного вида оборудования, будут заметны отличия между отражениями у 1-го и 2- го мониторов, возникающие от стены, находящейся сзади. Это приведет к искаженному восприятию стереосигналов;

Звукорежиссеру необходимо находиться между установленными мониторами, учитывая, что дистанция до головы должна полностью соответствовать дистанции, образованной между мониторами. То есть, между головой человека и двумя используемыми мониторами должен образоваться равносторонний треугольник.

В случае образования довольно большой дистанции между звукорежиссером и установленными мониторами, акустические особенности комнаты в существенной степени будут влиять на звук, в особенности на высокие частоты, а также средние;

Работая с двухполосными устройствами, необходимо помнить, что установку следует произвести так, чтобы размещение ушей человека находилось на условно обозначенной линии между ВЧ - и НЧ - динамиком, а в случае применения трехполосных устройств на условно обозначенной линии, находящейся между высокочастотным и среднечастотным динамиком.

При монтаже динамиков ниже либо выше уровня человеческих ушей Вы обретете некачественную АЧХ.

Исходя из этого, можно отметить, что высота расположения играет важнейшую роль при установке описываемых устройств, и лишь подобрав верную высоту, Вы обретете возможность полноценно оценить работу монитора во время воспроизведения аудиоматериала.

Очень важно произвести жесткую фиксацию оборудования, благодаря чему можно достичь идеальной фокусировки звука, особенно в момент использования устройств на большой громкости;

Немаловажную роль на четкость звукоизвлечения студийных мониторов оказывает также поглощение, а также рассеивание звука в здании прослушивания.

Уровень качества звучания НЧ в наибольшей степени зависит от площади комнаты, а также от особенностей размещения мониторов. Все дело в том, что НЧ- волны обладают большой длиной, воздействовать на которые покрытие пола, стен, а так же окружающие предметы не в состоянии. Как только НЧ волна «встречается» с преградой, она моментально отражается обратно.

Если в комплекте с описанным видом оборудования применяется сабвуфер, то опытные специалисты рекомендуют его располагать на разной дистанции от близ размещенных боковых плоскостей оснащаемого помещения, поскольку некоторые из НЧ могут усиливаться ближайшей к данному устройству отражающей плоскостью.

Если же поверхности отражения будут размещены на одном и том же расстоянии по отношению к сабвуферу, то некоторые НЧ будут чрезмерно усиливаться, благодаря чему будет возникать сильный шум на данных частотах.

Наибольшее внимание необходимо оказать дистанции между задней, а также передней стеновой поверхностью и устанавливаемыми мониторами. Чем большая не параллельность и разность будет наблюдаться по геометрии передней стеновой поверхности и задней, тем больше вероятность избавиться от резонансов, а также избежать образования стоячих волн, содействующих появлению грубейшего искажения АЧХ;

Для того чтобы определить оптимально выгодную дистанцию между используемыми устройствами достаточно послушать запись, характеризующуюся прекрасной фокусировкой основного образа. Разместите мониторы так, чтобы расстояние между ними составляло порядка от 1 и до 1.2 метра, после чего направьте их в зону Вашего головы. Прослушав, как звучат устройства, расположенные таким образом, Вы сможете определить, в достаточной степени сфокусирован звук или нет. Если что-то не устраивает, увеличьте расстояние между мониторами на несколько сантиметров, проделывая эту процедуру до тех пор, пока не «подберете» желаемое и не размазанное звучание;

В случае если звук распространяется неравномерно, либо обладает плохой фокусировкой необходимо изменить расстояние между Вашей головой и одним из используемых мониторов. Иногда, даже незначительная разница (даже 2 см) существенно меняет дело»

Преставление мониторов в комнате в стороны, наибольшим образом сказывается на восприятии диапазона средних, а также низких частот.

Перемещение устройств назад или вперед влияет на НЧ;

При размещении студийных мониторов, также следует не упускать из внимания и угол наклона данных устройств. Осуществлять регулировку данного параметра лучше вдвоем.

Важно помнить, что одни модели мониторов прекрасно работают при расположении вовнутрь, а другие - в стороны.

Следует отметить, что практически каждый производитель описанных устройств прилагает к оборудованию свои рекомендации размещения, поэтому воспользуйтесь их советами, тщательно изучив инструкцию.