Файловая система, понятия файла и каталога, полного имени файла, пути к файлу, атрибутов файлов. Использование шаблонов в имени файла

Длина (объем) файла определяется в байтах и изменяется в случае его редактирования.

Обычным.

Имя файла

Организация файловой системы

Все современные дисковые операционные системы обеспечивают создание файловой системы, предназначенной для хранения данных на дисках и обеспечения доступа к ним. Принцип организации файловой системы зависит от операционной системы. Наиболее распространенный тип - табличный.

Логическое имя дисковода гибкого диска – А:

Логическое имя винчестера – С:. В случае если жесткий диск разбит на несколько логических разделов, то каждый из них именуется буквами английского алфавита: С:, D:, E:, F: и т.д.

Логическое имя дисковода лазерного диска – последняя буква из списка логических имен дисков данного компьютера.

Файл - это именованная последовательность байтов произвольной длины .

Каждый файл на диске имеет обозначение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ состоит из 2 частей: имени и расширения, которые разделœены точкой Длина имен ограничивается схемой 255.0/0.255 (не более 255 символов суммарно на имя файла и расширение имени). В имени файла допускается использовать символы латиницы и кириллицы, цифры и спецсимволы клавиатуры за исключением следующих символов: * : " ? < > \ / | .. Расширение является не обязательным и используется в основном для описания содержимого файла. файлы с расширением: .txt, .doc, .rtf – текстовые; .bmp, wmf, .ico – графические и.com, .exe, .bat – исполняемые программы.

ВАК - копия ранее созданного файла;

.$$$ - временный файл, автоматически созданный какой-либо программой самостоятельно.

Кроме имени, файл обладает рядом характеристик: - атрибуты файла;

Дата создания файла;

Время создания и редактирования файла;

Длина (объем) файла.

Атрибуты файла указывают на характер его использования и возможность доступа к

‣‣‣ Read-Only - файл, использующийся только для чтения; чаще всœего он не может

быть уничтожен или отредактирован, но допустимо создание копии и операций

‣‣‣ Archive - архивный, создается при изменении файла и хранится в архиве

файловой системы;

‣‣‣ Hidden - скрытый файл;

‣‣‣ System - системный.

В случае если файлу не присвоен ни один из перечисленных атрибутов, то он принято называть

Дата создания и время создания фиксируются в момент создания и изменения файла по

показаниям системных часов ПК.

Для поиска файлов полезно использовать шаблоны имен. Шаблон имени состоит также как и имя файла из 2-х частей, разделœенных точкой. При задании шаблона используются символы-джокеры (метасимволы) * и?. Причем:

* – заменяет произвольное количество любых;

? – заменяет один произвольный символ.

К примеру:

*.doc – шаблон для файлов с расширением.doc;

t*.xls – шаблон для файлов, имя которых начинается на букву t , а расширение.xls;

Все файлы на дисках располагаются в каталогах или папках.

Папка аталог , директория ) – специальный файл, содержащий информацию об обычных файлах, сгруппированных в некоторый единый список по тому или иному признаку либо самим пользователœем (к примеру, служебные записки, исходящие письма, методические разработки, любимые игровые программы и т.д.), либо разработчиками ПО (набор файлов, составляющих единый программный пакет). Такое объединœение файлов выполняется, как правило, с целью облегчения поиска информации на компьютере, а также для удобства групповой (одновременной) обработки обычных файлов и папок. В папке (каталоге, директории) кроме перечня входящих в него файлов содержится также системная информация относительно характеристик (атрибутов) этих файлов.

На каждом носителœе информации существует главный или корневой каталог, в котором располагаются всœе остальные каталоги, называемые подкаталогами и некоторые файлы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, создается иерархическая структура. Каталог, с которым в настоящий момент работает пользователь принято называть текущим . Внутри папки (каталога, директории) могут находиться как обычные файлы, так и вложенные в нее папки-потомки, которые в свою очередь могут содержать папки следующего уровня вложенности. Таким способом реализуется иерархическая система вложенных друг в друга папок и файлов.

Для организации доступа к файлу во многих ОС используется один и тот же метод, состоящий в формировании символьной строки – пути доступа , в которой содержится информация о местоположении файла на ВЗУ (к примеру, С:\Program Files\Microsoft Office\Office\Samples\Products.doc). Количество файлов или папок в корневом и не корневом каталогах – не ограничено! Суммарное количество символов в пути доступа к файлу – не более 260.

Понятие цилиндра

В первую очередь, диск представляется как набор поверхностей. У гибких дисков их всœего две (верхняя и нижняя), но жесткие диски - это на самом делœе ʼʼэтажеркиʼʼ, состо­ящие из нескольких пластин, в связи с этим количество поверхностей у них больше.

Во-вторых, каждая поверхность диска разделяется на кольцевые дорожки, а каждая дорожка - на секторы. Размеры секторов фиксированы и равны 512 байт.

Чтобы найти на диске тот или иной файл, нужно знать, где он расположен, то есть, нужен его адрес. Проще всœего было бы записать адрес файла в виде номера поверх­ности, номера дорожки и номера сектора, но на самом делœе это выполняется не совсœем так. Дело в том, что у каждой поверхности есть своя головка для чтения/ записи, и эти головки перемещаются не порознь, а одновременно. То есть, если, к примеру, пятая головка подводится к тридцатой дорожке, то и всœе головки подво­дятся к своим тридцатым дорожкам. По этой причине вместо понятия дорожки используют понятие цилиндра. Цилиндр - это совокупность всœех дорожек, имеющих одинако­вые номера, то есть равноудаленных от оси вращения. По этой причине реально местопо­ложение файла на жестком диске определяется номером цилиндра, номером поверх­ности и номером сектора.

Понятие кластера . Сектор - это наименьшая единица хранения данных , но для адресации она используется далеко не во всœех файловых системах. Для этого она чересчур мала. Такие операционные системы, как MS-DOS, Windows, OS/2, используют для адресации более крупную единицу хранения, называемую клас­тером. Кластер - это группа сосœедних секторов. Размер кластера зависит от раз­мера жесткого диска. Чем больше диск, тем большим назначается размер кластера. Типовые значения: 8,16,32 или 64 сектора.

Данные о том, в каком кластере диска начинается тот или иной файл, хранятся в системной области диска в специальных таблицах размещения файлов (FAT-таблицах). Поскольку нарушение FAT -таблицы приводит к невозможности воспользоваться данными, записанными на диске, к ней предъявляются особые требования надежности, и она существует в двух экземплярах, идентичность которых регулярно контролиру­ется средствами операционной системы.

Сегодня операционные системы Windows 98, Windows 2000 и Windows Millenium обеспечивают более совершенную файловую систему - FAT32 с 32-раз­рядными полями в таблице размещения файлов. Это позволяет работать с любыми современными жесткими дисками.

Файлы и каталоги являются самыми важными объектами файловой системы. Она необходима для того, чтобы ОС имела возможность работать с данными на жестком диске.

Существует множество файловых систем, которые используют различные операционные системы. Основными из них являются файловые системы FAT32 и NTFS , с которыми работают операционные системы класса Windows.

FAT32 (File Allocation Table) разработана компанией Microsoft в конце 1996 года и первой ОС, которая ее поддерживала, была Windows 95 OSR2. В отличие от используемой ранее FAT16 в данной файловой системе использовалась 32-битовая таблица размещения файлов, что позволило уменьшить размер кластера (кластер - минимальная единица данных, которая используется при работе с винчестером посредством ОС) и добиться больших по объёму разделов, а также содержать в них большое количество файлов(свыше 65 тыс. файлов).

В апрелœе 1987 года Microsoft и IBM начали совместную разработку новой ОС OS/2. Под эту систему специально была разработана файловая система, призванная обеспечить стабильную и быструю работу с диском и облегчить труд администраторов. Но затем между фирмами возникли разногласия, благодаря чему свет увидели OS/2 с файловой системой HPFS от IBM и Windows NT с файловой системой NTFS (New Technology File System) от Microsoft.

Шаблоны имени файла. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Шаблоны имени файла." 2017, 2018.

А)программа загрузки MS-DOS, проверяет, что в корневом каталоге загрузки диска 1-ые 2-а файла не найдены, выводится сообщение об ошибке.

Б)программа загрузчик считывает в память начало файла IO.SYS и файл MS-DOS.SYS.

В)если в корневом каталоге имеется файл драйвера сжатых дисков DBLSPACE.BIN или DRVSPACE.BIN, то MS-DOS загружает этот драйвер.

Г)считывается файл CONFIG.SYS и в соответствии с ним загружается драйвера устройств и устанавливаются параметры ОС.

Д)из корневого каталога загрузочного диска считывается командный процессор COMMAND.COM и ему передаётся управление.

Е)COMAND.COM выполняет командный файл AUTOEXEC.BAT, если AUTOEXEC.BAT не найден, то MS-DOS запрашивает у пользователя текущую дату и время.

Ё)после выполнения файла AUTOEXEC.BAT на экран выводится приглашение DOS, например C:\>.

Команды MS-DOS для работы с каталогами.

Каталог – это область на диске, где сохраняются атрибуты файлов.

А) создание:

Md<имя каталога>

Б) перемещение и переименование:

Move<имя к. исх>_<имя к. рез.>

В) удаление:

Rd<имя к.> в некоторых версиях DOS rd удаляет пустой каталог.

Deltree<имя к.>(внешняя команда)

Г) перемещение:

Cd<имя к.>

C:\work\>cd..

Cd\ из настоящего в корневой каталог c:\

Д)dir-просмотр содержимого текущего каталога.

Команды MS-DOS для работы с файлами.

А)создание - copy_con_<имя файла> c:\_ при этом открывается область, где можно записать содержимое. Для того, чтобы сохранить созданный файл – F6 или ctrl+Z

Б)переименование – ren<имя файла(исходного)>_<новое имя ф.>

В)перемещение – move<исходное и.ф.>_<(результат)и.ф.>

Move c:\cstudent\ali.txt_c:\work\ali.txt

Г)удаление – del<и.ф.>

Д)копирование – copy<и.ф.1>_<и.ф.2>

Е)открытие файла

1)copy<и.ф.>_con

2)type<и.ф.>

Ё)редактирование – edit<и.ф.> при этом открывается встроенный текстовый редактор и показывает содержимое вашего файла.

Понятие файла. Имена файлов. Шаблоны, используемые в именах файлов.

Файл – это поименованная область на диске или другом носителе информации.

Файлы часто разделяют на 2-е категории:

1)текстовые

2)двоичные

Исполняемый файл – головной файл программы, запускающий её на выполнение. Имеют расширение com или exe.

Файлы документов – данные, соответствующие одному документу(создаются текстовые, графические редакторы).

Имена файлов.

Обозначение файлов состоит из 2-х частей: имени и расширения. В имени могут быть от 1 до 8 символов. Расширение начинается с точки, за которой следует от 1 до 3 символов.



Например:

Имя расширение

Шаблоны в имени файла. В имени файлов можно употреблять символы * и? для указания группы файлов из одного каталога.

Символ * - обозначает любое число любых символов в имени файла или расширении.

Символ? – обозначает один производный символ или отсутствие символа в имени файла или в расширение.

Шаблоны имен файлов могут применяться в качестве параметра для задания набора имен файлов во многих командах операционной системы. При использовании шаблона просматривается вся совокупность имен файлов, находящихся в файловой системе, и те имена, которые удовлетворяют шаблону, включаются в набор. В общем случае шаблоны могут задаваться с использованием следующих метасимволов:

* - соответствует всем цепочкам литер, включая пустую;

Соответствует всем одиночным литерам;

[... ] - соответствует любой литере, заключенной в скобки. Пара литер, разделенных знаком минус, задает диапазон литер.

Так, например, шаблону *. с удовлетворяют все файлы текущей директории, чьи имена заканчиваются на.с. Шаблону [а-с] * удовлетворяют все файлы текущей директории, чьи имена начинаются с букв а, Ь, с, б. Существует лишь ограничение на использование метасимвола * в начале имени файла, например, в случае шаблона *с. Для таких шаблонов имена файлов, начинающиеся с символа точка, считаются не удовлетворяющими шаблону.

где файл1, файл2, . . . файлы - полные или относительные имена регулярных файлов, которые требуется удалить. Вместо имен файлов могут использоваться их шаблоны. Если вы хотите удалить одну или несколько директорий вместе с их содержимым (рекурсивное удаление), то к команде добавляется опция-г:




где дир1, дир2, . . . дирЫ - полные или относительные имена директорий, которые нужно удалить. Вместо непосредственно имен директорий также могут использоваться их шаблоны. У команды rm есть еще набор полезных опций, которые описаны в UNIX Manual. На самом деле процесс удаления файлов не так прост, как кажется на первый взгляд. Более подробно он будет рассмотрен нами на семинарах 11-12, когда мы будем обсуждать операции над файлами в операционной системе UNIX.

Командой удаления файлов и директорий следует пользоваться с осторожностью. Удаленную информацию восстановить невозможно. Если вы системный администратор и ваша текущая директория - это корневая директория, пожалуйста, не выполняйте команду rm -г !

Для переименования файла или его перемещения в другой каталог применяется команда mv (сокращение от move). Для задания имен перемещаемых файлов в ней тоже можно использовать их шаблоны.

При выполнении операций с файловой структурой на том или другом носите­ле информации (гибком, жестком или лазерном диске) очень часто возникает ситуация когда необходимо провести операцию (например, удаление или пе­ресылку) не с одним файлом, а с целой группой. Причем в этой группе файлы могут быть расположены не подряд, а в случайном порядке.

В операционной системеMS-DOS существует способ, который значительно упро­щает выполнение такой операции с группой файлов. Для решения подобных задач используются шаблоны имен (маски) файлов . Фактически такой шаблон (маска) выступает в роли общего или группового имени для той группы файлов, над которой осуществляется та или иная операция. Такой шаблон представляет собой файл, и в имени, и в расширении которого могут использоваться только два символа: * и ? .

Символ * , включенный в шаблон, может обозначать произвольное число любых символов или в имени файла, или в его расширении. Например:

ü *. соm - все командные файлы (с расширением .соm );

ü *.* - все файлы текущего каталога;

ü а:\fах\*.dос - файлы с расширением .dос каталога fах.

Символ? , включенный в шаблон, может обозначать один произвольный символ (или его отсутствие) в имени файла или в его расширении. Например:

ü ??.. bak - файлы с любыми двухсимвольными именами и расширением bak ;

ü ТЕА??.* - файлы с именем, начинающимся с ТЕА и состоящим не более чем из 5 символов.

Путь к файлу - это имя диска и последовательность имён каталогов относитель­но корневого, разделённых символом "\", где находится файл. Еслиимя устройства не указано, то подразумевается текущий диск. Если не указан путь, то подразумевается текущий каталог.

ПРИМЕР: Пусть в корневом каталоге диска С:\ имеются два каталога 1-го уровня (GAMES, TEXT ) и один каталог 2-го уровня (CHESS ). Как найти имеющиеся файлы (chess.exe, proba.txt )? Для этого необходимо указать путь к файлу. В путь файла входит имя диска и последова­тельность имен каталогов, т.е. пути к вышеперечисленным файлам со­ответственно будут:

C:\GAMES\CHESS\chess.exe

C:\TEXT\proba.txt


Рис. 2 Пример иерархической структуры каталога.

Над файлами производиться различные операции:

* копирование (копия файла помещается в другой каталог),

* перемещение (сам файл перемещается в другой каталог),

* удаление (запись о файле удаляется из каталога),

* переименование (изменяется имя файла) и т.д.