Что такое штекер в компьютере. Руководство покупателя игровой видеокарты

На выбор видеокарты также может повлиять и имеющийся или предполагаемый к приобретению монитор. Или даже мониторы (во множественном числе). Так, для современных LCD-мониторов с цифровыми входами очень желательно, чтобы на видеокарте был разъём DVI, HDMI или DisplayPort. К счастью, на всех современных решениях сейчас есть такие порты, а зачастую и все вместе. Ещё одна тонкость заключается в том, что если требуется разрешение выше 1920×1200 по цифровому выходу DVI, то обязательно нужно подключать видеокарту к монитору при помощи разъёма и кабеля с поддержкой Dual-Link DVI. Впрочем, сейчас с этим проблем уже нет. Рассмотрим основные разъёмы, использующиеся для подключения устройств отображения информации.

Аналоговый D-Sub разъём (также известен как VGA -выход или DB-15F )

Это давно известный всем и привычный 15-контактный разъём для подключения аналоговых мониторов. Сокращение VGA расшифровывается как video graphics array (массив пикселей) или video graphics adapter (видеоадаптер). Разъём предназначен для вывода аналогового сигнала, на качество которого может влиять множество разных факторов, таких, как качество RAMDAC и аналоговых цепей, поэтому качество получаемой картинки может отличаться на разных видеокартах. Кроме того, в современных видеокартах качеству аналогового выхода уделяется меньше внимания, и для получения чёткой картинки на высоких разрешениях лучше использовать цифровое подключение.

Разъёмы D-Sub были фактически единственным стандартом до времени широкого распространения LCD-мониторов. Такие выходы и сейчас часто используются для подключения LCD-мониторов, но лишь бюджетных моделей, которые плохо подходят для игр. Для подключения современных мониторов и проекторов рекомендуется использовать цифровые интерфейсы, одним из наиболее распространенных из которых является DVI.

Разъём DVI (вариации: DVI-I и DVI-D )

DVI — это стандартный интерфейс, чаще всего использующийся для вывода цифрового видеосигнала на ЖК-мониторы, за исключением самых дешевых. На фотографии показана довольно старая видеокарта с тремя разъёмами: D-Sub, S-Video и DVI. Существует три типа DVI-разъёмов: DVI-D (цифровой), DVI-A (аналоговый) и DVI-I (integrated — комбинированный или универсальный):

DVI-D — исключительно цифровое подключение, позволяющее избежать потерь в качестве из-за двойной конвертации цифрового сигнала в аналоговый и из аналогового в цифровой. Этот тип подключения предоставляет максимально качественную картинку, он выводит сигнал только в цифровом виде, к нему могут быть подключены цифровые LCD-мониторы с DVI-входами или профессиональные ЭЛТ-мониторы со встроенным RAMDAC и входом DVI (весьма редкие экземпляры, особенно сейчас). От DVI-I этот разъём отличается физическим отсутствием части контактов, и переходник DVI-to-D-Sub, о котором речь пойдет далее, в него не воткнуть. Чаще всего этот тип DVI применяется в системных платах с интегрированным видеоядром, на видеокартах он встречается реже.

DVI-A — это довольно редкий тип аналогового подключения по DVI, предназначенного для вывода аналогового изображения на ЭЛТ-приемники. В этом случае сигнал ухудшается из-за двойного цифрово-аналогового и аналогово-цифрового преобразования, его качество соответствует качеству стандартного VGA-подключения. В природе почти не встречается.

DVI-I — это комбинация двух вышеописанных вариантов, способная на передачу как аналогового сигнала, так и цифрового. Этот тип применяется в видеоплатах наиболее часто, он универсален и при помощи специальных переходников, идущих в комплекте поставки большинства видеокарт, к нему можно подключить также и обычный аналоговый ЭЛТ-монитор со входом DB-15F. Вот как выглядят эти переходники:

Во всех современных видеокартах есть хотя бы один DVI-выход, а то и два универсальных разъёма DVI-I. D-Sub чаще всего отсутствуют (но их можно подключать при помощи переходников, см. выше), кроме, опять же, бюджетных моделей. Для передачи цифровых данных используется или одноканальное решение DVI Single-Link, или двухканальное — Dual-Link. Формат передачи Single-Link использует один TMDS-передатчик (165 МГц), а Dual-Link — два, он удваивает пропускную способность и позволяет получать разрешения экрана выше, чем 1920×1080 и 1920×1200 на 60 Гц, поддерживая режимы очень высокого разрешения, вроде 2560×1600. Поэтому для самых крупных LCD-мониторов с большим разрешением, таких как 30-дюймовые модели, а также мониторов, предназначенных для вывода стереокартинки, обязательно будет нужна видеокарта с двухканальным выходом DVI Dual-Link или HDMI версии 1.3.

Разъём HDMI

В последнее время широкое распространение получил новый бытовой интерфейс — High Definition Multimedia Interface. Этот стандарт обеспечивает одновременную передачу визуальной и звуковой информации по одному кабелю, он разработан для телевидения и кино, но и пользователи ПК могут использовать его для вывода видеоданных при помощи HDMI-разъёма.

На фото слева — HDMI, справа — DVI-I. HDMI-выходы на видеокартах сейчас встречаются уже довольно часто, и таких моделей всё больше, особенно в случае видеокарт, предназначенных для создания медиацентров. Просмотр видеоданных высокого разрешения на компьютере требует видеокарты и монитора, поддерживающих систему защиты содержимого HDCP, и соединенных кабелем HDMI или DVI. Видеокарты не обязательно должны нести разъём HDMI на борту, в остальных случаях подключение HDMI-кабеля осуществляется и через переходник на DVI:

HDMI — это очередная попытка стандартизации универсального подключения для цифровых аудио- и видеоприложений. Оно сразу же получило мощную поддержку со стороны гигантов электронной индустрии (в группу компаний, занимающихся разработкой стандарта, входят такие компании, как Sony, Toshiba, Hitachi, Panasonic, Thomson, Philips и Silicon Image), и большинство современных устройств вывода высокого разрешения имеет хотя бы один такой разъём. HDMI позволяет передавать защищенные от копирования звук и изображение в цифровом формате по одному кабелю, стандарт первой версии основывается на пропускной способности 5 Гбит/с, а HDMI 1.3 расширил этот предел до 10,2 Гбит/с.

HDMI 1.3 — это обновленная спецификация стандарта с увеличенной пропускной способностью интерфейса, увеличенной частотой синхронизации до 340 МГц, что позволяет подключать дисплеи высокого разрешения, поддерживающие большее количество цветов (форматы с глубиной цвета вплоть до 48 бит). Новой версией спецификации определяется и поддержка новых стандартов Dolby для передачи сжатого звука без потерь в качестве. Кроме этого, появились и другие нововведения, в спецификации 1.3 был описан новый разъём mini-HDMI, меньший по размеру по сравнению с оригинальным. Такие разъёмы также используются на видеокартах.

HDMI 1.4b — это последняя новая версия данного стандарта, вышедшая не так давно. В HDMI 1.4 появились следующие основные нововведения: поддержка формата стереоотображения (также называемого «3D») с поочередной передачей кадров и активными очками для просмотра, поддержка Fast Ethernet-соединения HDMI Ethernet Channel для передачи данных, реверсивный аудиоканал, позволяющий передавать цифровой звук в обратном направлении, поддержка форматов разрешения 3840×2160 до 30 Гц и 4096×2160 до 24 Гц, поддержка новых цветовых пространств и самый маленький разъём micro-HDMI.

В HDMI 1.4a поддержка стереоотображения была значительно улучшена, появились новые режимы Side-by-Side и Top-and-Bottom в дополнение к режимам спецификации 1.4. И наконец, совсем свежее обновление стандарта HDMI 1.4b произошло буквально несколько недель назад, и нововведения этой версии пока неизвестны широкой публике, да и устройств с его поддержкой пока что на рынке нет.

Собственно, наличие именно разъёма HDMI на видеокарте необязательно, во многих случаях его может заменить переходник с DVI на HDMI. Он несложен и поэтому прилагается в комплекте большинства современных видеокарт. Мало того, современные GPU имеют встроенный аудиочип, необходимый для поддержки передачи звука по HDMI. На всех современных видеокартах AMD и NVIDIA нет необходимости во внешнем аудиорешении и соответствующих соединительных кабелях, и передавать аудиосигнал с внешней звуковой карты не нужно.

Передача видео- и аудиосигнала по одному HDMI-разъёму востребована прежде всего на картах среднего и низшего уровней, которые устанавливают в маленькие и тихие баребоны, используемые в качестве медиацентров, хотя и в игровых решениях HDMI применяется часто, во многом из-за распространения бытовой техники с такими разъёмами.

Разъём

Постепенно, в дополнение к распространенным видеоинтерфейсам DVI и HDMI, на рынке появляются решения с интерфейсом DisplayPort. Single-Link DVI передаёт видеосигнал с разрешением до 1920×1080 пикселей, частотой 60 Гц и 8 бит на компоненту цвета, Dual-Link позволяет передавать 2560×1600 на частоте 60 Гц, но уже 3840×2400 пикселей при тех же условиях для Dual-Link DVI недоступны. У HDMI почти те же ограничения, версия 1.3 поддерживает передачу сигнала с разрешением до 2560×1600 точек с частотой 60 Гц и 8 бит на компоненту цвета (на более низких разрешениях — и 16 бит). Хотя максимальные возможности у DisplayPort немногим выше, чем у Dual-Link DVI, лишь 2560×2048 пикселей при 60 Гц и 8 бит на цветовой канал, но у него есть поддержка 10-битного цвета на канал при разрешении 2560×1600, а также 12 бит для формата 1080p.

Первая версия цифрового видеоинтерфейса DisplayPort была принята VESA (Video Electronics Standards Association) весной 2006 года. Она определяет новый универсальный цифровой интерфейс, не подлежащий лицензированию и не облагаемый выплатами, предназначенный для соединения компьютеров и мониторов, а также другой мультимедийной техники. В группу VESA DisplayPort, продвигающую стандарт, входят крупные производители электроники: AMD, NVIDIA, Dell, HP, Intel, Lenovo, Molex, Philips, Samsung.

Основным соперником DisplayPort является разъём HDMI с поддержкой защиты от записи HDCP, хотя он предназначен скорее для соединения бытовых цифровых устройств, вроде плееров и HDTV-панелей. Ещё одним конкурентом раньше можно было назвать Unified Display Interface — менее дорогую альтернативу разъёмам HDMI и DVI, но основной её разработчик, компания Intel, отказалась от продвижения стандарта в пользу DisplayPort.

Отсутствие лицензионных выплат важно для производителей, ведь за использование в своей продукции интерфейса HDMI они обязаны выплачивать лицензионные сборы организации HDMI Licensing, которая затем делит средства между держателями прав на стандарт: Panasonic, Philips, Hitachi, Silicon Image, Sony, Thomson и Toshiba. Отказ от HDMI в пользу аналогичного «бесплатного» универсального интерфейса сэкономит производителям видеокарт и мониторов приличные средства — понятно, почему им DisplayPort понравился.

Технически, разъём DisplayPort поддерживает до четырёх линий передачи данных, по каждой из которых можно передавать 1,3, 2,2 или 4,3 гигабит/с, всего до 17,28 гигабит/с. Поддерживаются режимы с глубиной цвета от 6 до 16 бит на цветовой канал. Дополнительный двунаправленный канал, предназначенный для передачи команд и управляющей информации, работает на скорости 1 мегабит/с или 720 мегабит/с и используется для обслуживания работы основного канала, а также передачи сигналов VESA EDID и VESA MCCS. Также, в отличие от DVI, тактовый сигнал передаётся по сигнальным линиям, а не отдельно, и декодируется приёмником.

DisplayPort имеет опциональную возможность защиты контента от копирования DPCP (DisplayPort Content Protection), разработанную компанией AMD и использующую 128-битное AES-кодирование. Передаваемый видеосигнал несовместим с DVI и HDMI, но по спецификации допускается их передача. На данный момент DisplayPort поддерживает максимальную скорость передачи данных 17,28 гигабит/с и разрешение 3840×2160 при 60 Гц.

Основные отличительные особенности DisplayPort: открытый и расширяемый стандарт; поддержка форматов RGB и YCbCr; поддержка глубины цвета: 6, 8, 10, 12 и 16 бит на цветовую компоненту; передача полного сигнала на 3 метра, а 1080p — на 15 метров; поддержка 128-битного AES-кодирования DisplayPort Content Protection, а также 40-битного High-bandwidth Digital Content Protection (HDCP 1.3); бо́льшая пропускная способность по сравнению с Dual-Link DVI и HDMI; передача нескольких потоков по одному соединению; совместимость с DVI, HDMI и VGA при помощи переходников; простое расширение стандарта под изменяющиеся потребности рынка; внешнее и внутреннее присоединение (подсоединение LCD-панели в ноутбуке, замена внутренним LVDS-соединениям).

Обновленная версия стандарта — 1.1, появилась через год после 1.0. Её нововведениями стала поддержка защиты от копирования HDCP, важная при просмотре защищенного контента с дисков Blu-ray и HD DVD, и поддержка волоконно-оптических кабелей в дополнение к обычным медным. Последнее позволяет передавать сигнал на ещё бо́льшие расстояния без потерь в качестве.

В DisplayPort 1.2, утверждённом в 2009 году, была вдвое увеличена пропускная способность интерфейса, до 17,28 гигабит/с, что позволило поддержать более высокие разрешения, частоту обновления экрана и глубину цвета. Также именно в 1.2 появилась поддержка передачи нескольких потоков по одному соединению для подключения нескольких мониторов, поддержка форматов стереоотображения и цветовых пространств xvYCC, scRGB и Adobe RGB. Появился и уменьшенный разъём Mini-DisplayPort для портативных устройств.

Полноразмерный внешний разъём DisplayPort имеет 20 контактов, его физический размер можно сравнить со всем известными разъёмами USB. Новый тип разъёма уже можно увидеть на многих современных видеокартах и мониторах, внешне он похож и на HDMI, и на USB, но также может быть оснащён защёлками на разъёмах, аналогичным тем, что предусмотрены в Serial ATA.

Перед тем как AMD купила компанию ATI, последняя сообщила о поставках видеокарт с разъёмами DisplayPort — уже в начале 2007 года, но слияние компаний отодвинуло это появление на какое-то время. В дальнейшем AMD объявила DisplayPort стандартным разъёмом в рамках платформы Fusion, подразумевающей унифицированную архитектуру центрального и графического процессоров в одном чипе, а также будущих мобильных платформ. NVIDIA не отстаёт от соперника, выпуская широкий ассортимент видеокарт с поддержкой DisplayPort.

Из производителей мониторов, объявивших о поддержке и анонсировавших DisplayPort-продукты, первыми стали Samsung и Dell. Естественно, такую поддержку получили сначала новые мониторы с большим размером диагонали экрана и высоким разрешением. Существуют переходники DisplayPort-to-HDMI и DisplayPort-to-DVI, а также DisplayPort-to-VGA, преобразующий цифровой сигнал в аналоговый. То есть даже в случае присутствия на видеокарте исключительно разъёмов DisplayPort, их можно будет подключить к любому типу монитора.

Кроме вышеперечисленных разъёмов, на старых видеокартах также иногда встречаются композитный разъём и S-Video (S-VHS) с четырьмя или семью штырьками. Чаще всего они используются для вывода сигнала на устаревшие аналоговые телевизионные приемники, и даже на S-Video композитный сигнал зачастую получают смешиванием, что негативно влияет на качество картинки. S-Video лучше по качеству, чем композитный «тюльпан», но оба они уступают компонентному выходу YPbPr. Такой разъём есть на некоторых мониторах и телевизорах высокого разрешения, сигнал по нему передается в аналоговой форме и по качеству сравним с интерфейсом D-Sub. Впрочем, в случае современных видеокарт и мониторов обращать внимание на все аналоговые разъёмы просто не имеет никакого смысла.

Всем доброго времени суток!

В этой статье пойдет речь о сетевом кабеле (Ethernet-кабель, или витая пара, как многие ее называют ), благодаря которому компьютер подключается к интернету, создается домашняя локальная сеть, осуществляется интернет-телефония и т.д.

Вообще, подобный сетевой кабель в магазинах продается метрами и на его концах нет никаких коннекторов (вилок и разъемов RJ-45, которые и подключаются к сетевой карте компьютера, роутера, модема и прочих устройств. Подобный разъем показан на картинке-превью слева ). В этой статье хочу рассказать, как можно обжать такой кабель, если вы хотите самостоятельно создать у себя дома локальную сеть (ну или, например, перенести компьютер, подключенный к интернету, из одной комнаты в другую). Так же, если у вас пропадает сеть и поправив кабель - она появляется, рекомендую найти время и переобжать сетевой кабель.

Заметка! Кстати, в магазинах есть уже обжатые кабели со всеми разъемами. Правда, они стандартной длинны: 2м., 3м., 5м., 7м. (м - метры). Так же учтите, что обжатый кабель проблемно тянуть из одной комнаты в другую - т.е. тогда, когда его нужно «просунуть» сквозь отверстие в стене / перегородке и пр.. Большое отверстие не сделаешь, а через маленькое - не пролезет разъем. Поэтому, в этом случае рекомендую протянуть сначала кабель, а затем уже его обжать.

Что нужно для работы?

1. Сетевой кабель (называют так же витой парой, Ethernet-кабелем и пр.). Продается в метрах, купить можно практически любой метраж (по крайней мере для домашних нужд найдете без проблем в любом компьютерном магазине). Ниже на скриншоте показано, как выглядит такой кабель.

2. Так же будут нужны коннекторы RJ45 (это такое разъемчики, которые вставляются в сетевую карту ПК или модема). Стоят они копейки, поэтому, покупайте сразу с запасом (тем более, если раньше не имели с ними дела).

3. . Это специальные обжимные клещи, с помощью которых коннекторы RJ45 за считанные секунды можно обжимать к кабелю. В принципе, если вы не планируете часто тянуть интернет-кабели, то кримпер можно взять у знакомых, либо обойтись вообще без оного.

4. Нож и обычная прямая отвертка . Это если у вас нет кримпера (в котором, кстати, есть удобные «приспособления» для быстрой подрезки кабеля). Думаю, их фото здесь не нужно?!

Вопрос перед обжатием - что и с чем будем соединять по сетевому кабелю?

Многие не обращают внимание не одну важную деталь. Помимо механического обжатия, есть еще в этом деле и немного теории. Дело все в том, что в зависимости от того, что и с чем вы будете соединять - зависит то, как нужно обжимать интернет кабель !

Всего есть два типа соединения: прямое и перекрестное . Чуть ниже на скриншотах будет понятно и видно о чем идет речь.

1) Прямое соединение

Используется когда вы хотите соединить свой компьютер с роутером, телевизор с роутером.

Важно! Если соединить по такой схеме один компьютер с другим компьютером - то работать локальная сеть у вас не будет! Для этого используйте перекрестное соединение.

На схеме показано, как нужно обжать разъем RJ45 с двух сторон интернет кабеля. Первый провод (бело-оранжевый) помечен Pin 1 на схеме.

2) Перекрестное соединение

Эта схема используется для обжатия сетевого кабеля, который будет применяться для соединения двух компьютеров, компьютера и телевизора, двух роутеров между собой.

То есть сначала определяетесь, что с чем соединять, смотрите схему (на 2-х скриншотах ниже в этом разобраться не так сложно даже начинающим), и только потом начинаете работу (о ней, собственно, ниже)…

Обжатие сетевого кабеля с помощью клещей (кримпера)

Этот вариант проще и быстрее, поэтому начну с него. Затем, скажу пару слов о том, как это можно сделать с помощью обычной отвертки.

1) Подрезка оболочки

Сетевой кабель представляет из себя: твердую оболочку, за которой спрятаны 4 пары тонких проводков, которые окружены еще одной изоляцией (разноцветной, которая была показана в прошлом шаге статьи).

Так вот, первым делом нужно подрезать оболочку (защитную оплетку), можно сразу на 3-4 см. Так вам будет легче распределить проводки в нужном порядке. Кстати, делать это удобно клещами (кримпером), хотя некоторые предпочитают использовать обычный нож или ножницы. В принципе, здесь ни на чем не настаивают, кому как удобнее - важно только не повредить тонкие проводки, спрятанные за оболочкой.

Оболочка снята с сетевого кабеля на 3-4 см.

2) Защитный колпачок

Далее вставьте защитный колпачок в сетевой кабель, сделать это потом - будет крайне неудобно. Кстати, многие пренебрегают этими колпачками (и я кстати тоже). Он помогает избегать лишних перегибов кабеля, создает дополнительный «амортизатор» (если можно так выразиться).

Защитный колпачок

3) Распределение проводков и выбор схемы

Далее распределяете проводки в том порядке, в каком вам требуется, в зависимости от выбранной схемы (об этом рассказано выше в статье). После распределения проводков по нужной схеме, подрежьте их клещами примерно до 1 см. (подрезать можно и ножницами, если не боитесь их испортить:)).

4) Вставка проводков в коннектор

Важно отметить, что если провода не достаточно подрезаны - они будут торчать из разъема RJ45, что крайне не желательно - любое легкое движение, которым вы заденете кабель может вывести из строя вашу сеть и прервет связь.

Как соединить кабель с RJ45: правильный и не правильный варианты.

5) Обжим

После экого аккуратно вставляем разъем в клещи (кримпер) и сжимаем их. После этого наш сетевой кабель обжат и готов к работе. Сам процесс очень простой и быстрый, здесь и комментировать особо нечего…

Процесс обжатия кабеля в кримпере.

Как обжать сетевой кабель с помощью отвертки

Это, так сказать, чисто домашний ручной способ, который пригодится тем, кто хочет соединить побыстрее компьютеры, а не искать клещи. Кстати, такова особенность русского характера, на западе этим люди без специального инструмента не занимаются:).

1) Подрезка кабеля

Здесь все аналогично (в помощь обычный нож или ножницы).

2) Выбор схемы

Здесь так же руководствуетесь схемами, приведенными выше.

3) Вставка кабеля в коннектор RJ45

Аналогично (так же, как в случае и с обжимом кримпером (клещами)).

4) Фиксация кабеля и обжатие отверткой

А вот здесь самое интересное. После того, как кабель вставлен в коннектор RJ45, положите его на стол и прижмите одной рукой и его и вставленный в него кабель. Второй рукой возьмите отвертку и аккуратно начните прижимать контакты (рисунок ниже: красные стрелки показывают обжатый и не обжатые контакты).

Здесь важно чтобы толщина конца отвертки не была слишком толстой и вы могли до конца прижать контакт, надежно зафиксировав провод. Обратите внимание, зафиксировать нужно все 8 проводков (на скрине ниже зафиксированы только 2).

Обжатие отверткой

После фиксации 8 проводков, необходимо зафиксировать сам кабель (оплетку, защищающую эти 8 «жилок»). Это нужно для того, чтобы когда кабель случайно дернут (например, заденут когда будут тянуть) - не случилось потери связи, чтобы не вылетели эти 8 жил из своих гнезд.

Делается это просто: фиксируете на столе коннектор RJ45, а сверху надавливаете той же отверткой.

Таким образом вы получили надежное и зафиксированное соединение. Можете подключать подобный кабель к ПК и наслаждаться сетью:).

Кстати, статья в тему по настройке локальной сети:

Создание локальной сети между 2-ми компьютерами.

На этом все. Удачи!

"Папа" должен подходить к "маме"

Каждый компьютер, будь то настольная система или ноутбук, использует огромное число разъёмов, как внутри, так и снаружи. Можете ли вы назвать каждый из них и объяснить назначение? В книжках часто бывают слишком плохие описания, либо они недостаточно иллюстрированы. В результате читатели часто путаются и теряются.

В нашем полном руководстве мы постараемся решить эту проблему, разложив по полочкам все существующие интерфейсы. Мы оснастили статью большим количеством иллюстраций, которые наглядно расскажут о слотах, портах и интерфейсах вашего ПК, а также о всём спектре устройств, которые можно к ним подключить. Особенно наше руководство будет полезно новичкам, которые часто не знают предназначение того или иного интерфейса. А периферию подключать требуется уже сейчас.

Но есть одно утешение: почти каждый разъём очень трудно (или вообще невозможно) подключить неправильно. За редкими исключениями, вы не сможете подключить устройство "не туда". Если такая возможность всё же есть, мы обязательно предупредим. К счастью, повреждения, связанные с неправильным подключением, сегодня встречаются уже не так часто, как раньше.

Мы разбили руководство на следующие части.

  • Внешние интерфейсы для подключения периферии.
  • Внутренние интерфейсы, расположенные в корпусе ПК.

Внешние интерфейсы для подключения периферии

USB

Разъёмы U niversal S erial B us (USB) предназначены для подключения к компьютеру таких внешних периферийных устройств, как мышь, клавиатура, портативный жёсткий диск, цифровая камера, VoIP-телефон (Skype) или принтер . Теоретически, к одному host-контроллеру USB можно подключить до 127 устройств. Максимальная скорость передачи составляет 12 Мбит/с для стандарта USB 1.1 и 480 Мбит/с для Hi-Speed USB 2.0. Разъёмы стандартов USB 1.1 и Hi-Speed 2.0 одинаковы. Различия кроются в скорости передачи и наборе функций host-контроллера USB компьютера, да и самих USB-устройств. Более подробно о различиях можно прочитать в нашей статье . USB обеспечивает устройства питанием, поэтому они могут работать от интерфейса без дополнительного питания (если USB-интерфейс даёт необходимое питание, не больше 500 мА на 5 В).

Всего существует три типа USB-разъёмов.

  • Разъём "тип A": обычно присутствует у ПК.
  • Разъём "тип B": обычно находится на самом USB-устройстве (если кабель съёмный).
  • Разъём мини-USB: обычно используется цифровыми видеокамерами, внешними жёсткими дисками и т.д.


USB "тип A" (слева) и USB "тип B" (справа).


Кабель расширения USB (должен быть не длиннее 5 м).


Разъёмы мини-USB обычно встречаются на цифровых камерах и внешних жёстких дисках.


Логотип USB всегда присутствует на разъёмах.


Кабель-двойник. Каждый USB-порт даёт 5 В/500 мА. Если нужно больше питания (скажем, для мобильного жёсткого диска), то данный кабель позволяет питаться и от второго USB-порта (500 + 500 = 1000 мА).


Оригинально: в данном случае USB всего лишь обеспечивает питание для зарядного устройства.


Адаптер USB/PS2.


Кабель FireWire с 6-контактной вилкой на одном конце и 4-контактной на другом.

Под официальным названием IEEE-1394 скрывается последовательный интерфейс, повсеместно использующийся для цифровых видеокамер, внешних жёстких дисков и различных сетевых устройств. Его также называют FireWire (от Apple) и i.Link (от Sony). На данный момент 400-Мбит/с стандарт IEEE-1394 сменяется 800-Мбит/с IEEE-1394b (также известным как FireWire-800). Обычно устройства FireWire подключаются через 6-контактную вилку, которая обеспечивает питание. У 4-контактной вилки питание не подводится. Устройства FireWire-800, с другой стороны, используют 9-контактные кабели и разъёмы.


Эта карта FireWire обеспечивает два больших 6-контактных порта и один маленький 4-контактный.


6-контактный разъём с питанием.


4-контактный разъём без питания. Такой обычно используется на цифровых видеокамерах и ноутбуках.

"Тюльпан" (Cinch/RCA): композитный видео, аудио, HDTV


Цветовую кодировку можно только приветствовать: жёлтый для видео (FBAS), белый и красный "тюльпаны" для аналогового звука, а также три "тюльпана" (красный, синий, зелёный) для компонентного выхода HDTV

Разъёмы "тюльпан" используются в паре с коаксиальными кабелями для многих электронных сигналов. Обычно вилки "тюльпан" используют цветовое кодирование, которое приведено в следующей таблице.

Цвет Использование Тип сигнала
Белый или чёрный Звук, левый канал Аналоговый
Красный Звук, правый канал (также см. HDTV) Аналоговый
Жёлтый Видео, композитный Аналоговый
Зелёный Компонентный HDTV (яркость Y) Аналоговый
Синий Компонентный HDTV Cb/Pb Chroma Аналоговый
Красный Компонентный HDTV Cr/Pr Chroma Аналоговый
Оранжевый/жёлтый Звук SPDIF Цифровой

Предупреждение. Можно перепутать цифровую вилку SPDIF с аналоговым композитным разъёмом видео, так что всегда читайте инструкцию, прежде чем подключать оборудование. Кроме того, и цветовая кодировка у SPDIF бывает совершенно разная. Наконец, можно перепутать красный "тюльпан" HDTV с правым звуковым каналом. Помните, что вилки HDTV всегда бывают в группах по три, то же самое можно сказать и про гнёзда.


Вилки "тюльпан" имеют разное цветовое кодирование в зависимости от типа сигнала.


Два типа SPDIF (цифровой звук): "тюльпан" слева и TOSLINK (оптоволокно) справа.


Оптический интерфейс TOSKLINK тоже используется для цифровых сигналов SPDIF.


Переходник с разъёма SCART на "тюльпаны" (композитный видео, 2x аудио и S-Video)

Словарик

  • RCA = Radio Corporation of America
  • SPDIF = Sony/Philips Digital Interfaces

PS/2


Два порта PS/2: один окрашенный, другой - нет.

Названные в честь "старушки" IBM PS/2 эти разъёмы сегодня широко используются в качестве стандартных интерфейсов для клавиатуры и мыши, но они постепенно уступают место USB. Сегодня распространена следующая схема цветового кодирования.

  • Фиолетовый: клавиатура.
  • Зелёный: мышь.

Кроме того, сегодня весьма часто можно встретить гнёзда PS/2 нейтрального цвета, как для мыши, так и для клавиатуры. Перепутать разъёмы для клавиатуры и мыши на материнской плате вполне возможно, но никакого вреда это не принесёт. Если вы так сделаете, то быстро обнаружите ошибку: не будет работать ни клавиатура, ни мышь. Многие ПК даже не загрузятся, если мышь и клавиатура подключены неправильно. Исправить ошибку очень просто: поменяйте местами вилки, и всё заработает!

Переходник USB/PS/2.


Порт VGA на графической карте.

ПК достаточно давно использует 15-контактный интерфейс Mini-D-Sub для подключения монитора (HD15). С помощью правильного переходника можно подключить такой монитор и к выходу DVI-I (DVI-integrated) графической карты. Интерфейс VGA передаёт сигналы красного, зелёного и синего цветов, а также информацию о горизонтальной (H-Sync) и вертикальной (V-Sync) синхронизациях.


Интерфейс VGA на кабеле монитора.


Новые графические карты обычно оснащаются двумя выходами DVI. Но с помощью переходника DVI-VGA можно легко изменить интерфейс (справа на иллюстрации).


Этот адаптер предоставляет информацию для интерфейса VGA.

Словарик

  • VGA = Video Graphics Array

DVI является интерфейсом монитора, разработанным, главным образом, для цифровых сигналов. Чтобы не требовалось переводить цифровые сигналы графической карты в аналоговые, а затем выполнять обратное преобразование в дисплее.


Графическая карта с двумя портами DVI может работать одновременно с двумя (цифровыми) мониторами.

Поскольку переход с аналоговой на цифровую графику протекает медленно, разработчики графического оборудования позволяют использовать параллельно обе технологии. Кроме того, современные графические карты легко справятся с двумя мониторами.

Широко распространённый интерфейс DVI-I позволяет одновременно использовать как цифровое, так и аналоговое подключение.

Интерфейс DVI-D встречается весьма редко. Он позволяет только цифровое подключение (без возможности подсоединить аналоговый монитор).

В комплект со многими графическими картами входит переходник с интерфейса DVI-I на VGA, который позволяет подключать старые мониторы с 15-контактной вилкой D-Sub-VGA.


Полный список типов DVI (чаще всего используется интерфейс с аналоговым и цифровым подключениями DVI-I).

Словарик

  • DVI = Digital Visual Interface


Сетевые кабели RJ45 можно найти с различной длиной и расцветкой.

В сетях чаще всего используются разъёмы для витой пары. На данный момент 100-Мбит/с Ethernet уступает место гигабитному Ethernet (он работает на скоростях до 1 Гбит/с). Но все они используют вилки RJ45. Кабели Ethernet можно разделить на два вида.

  1. Классический патч-кабель, который используется для подключения компьютера к концентратору или коммутатору.
  2. Кабель с перекрёстной обжимкой, который используется для соединения между собой двух компьютеров.


Сетевой порт на PCI-карте.


Современные карты используют светодиоды для отображения активности.

В Европе и Северной Америке устройства ISDN и сетевое оборудование используют тот же самый RJ45. Следует отметить, что вилки RJ45 разрешают "горячее подключение", причем, если вы ошибётесь, ничего страшного не случится.


Кабель RJ11.

Интерфейсы RJ45 и RJ11 очень похожи друг на друга, но у RJ11 всего четыре контакта, а у RJ45 их восемь. В компьютерных системах RJ11 используется, главным образом, для подключения к модемам телефонной линии. Кроме того, существует множество переходников на RJ11, так как телефонные розетки в каждой стране могут быть собственного стандарта.


Порт RJ11 на ноутбуке.


Модемный интерфейс RJ11.


Переходники RJ11 позволяют подключать разные типы телефонных розеток. На иллюстрации розетка из Германии.


Интерфейс S-Video.

4-контактная вилка Hosiden использует разные линии для яркости (Y, яркость и синхронизация данных) и цвета (C, цвет). Разделение сигналов яркости и цвета позволяет достичь лучшего качества картинки по сравнению с композитным интерфейсом видео (FBAS). Но в мире аналоговых подключений на первом месте по качеству находится всё же компонентный интерфейс HDTV, за которым следует S-Video. Только цифровые сигналы вроде DVI (TDMS) или HDMI (TDMS) обеспечивают более высокое качество картинки.


Порт S-Video на графической карте.

SCART

SCART является комбинированным интерфейсом, широко распространённым в Европе и Азии. Этот интерфейс сочетает сигналы S-Video, RGB и аналогового стерео. Компонентные режимы YpbPr и YcrCb не поддерживаются.


Порты SCART для телевизора и видеомагнитофона.

Этот переходник преобразует SCART в S-Video и аналоговое аудио ("тюльпаны").

HDMI

Перед нами цифровой мультимедийный интерфейс для несжатых HDTV-сигналов с разрешением до 1920x1080 (или 1080i), со встроенным механизмом защиты авторских прав Digital Rights Management (DRM). Текущая технология использует вилки типа A с 19 контактами.

Пока мы не встречали потребительского оборудования, использующего 29-контактные вилки типа B, поддерживающие разрешение больше 1080i. Интерфейс HDMI использует ту же технологию сигналов TDMS, что и DVI-D. Это объясняет появление переходников HDMI-DVI. Кроме того, HDMI может обеспечить до 8 каналов звука с разрядностью 24 бита и частотой 192 кГц. Обратите внимание, что кабели HDMI не могут быть длиннее 15 метров.


Переходник HDMI/DVI.

Словарик

  • HDMI = High Definition Multimedia Interface

Внутренние интерфейсы, расположенные в корпусе ПК


Четыре порта SATA на материнской плате.

SATA является последовательным интерфейсом для подключения накопителей (сегодня это, в основном, жёсткие диски) и призван заменить старый параллельный интерфейс ATA. Стандарт Serial ATA первого поколения сегодня используется очень широко и обеспечивает максимальную скорость передачи данных 150 Мбит/с. Максимальная длина кабеля составляет 1 метр. SATA использует подключение "точка-точка", когда один конец кабеля SATA подсоединяется к материнской плате ПК, а второй - к жёсткому диску. Дополнительные устройства к этому кабелю не подключаются, в отличие от параллельного ATA, когда на каждый кабель можно "вешать" два привода. Так что накопители "master" и "slave" уходят в прошлое.


Многие SATA-кабели поставляются с колпачками, защищающими чувствительные контакты.


Питание SATA в разных форматах.


Так питаются жёсткие диски SATA.


Кабели поставляются в различных цветах.


Хотя SATA был разработан для использования внутри корпуса ПК, ряд продуктов предоставляют и внешние интерфейсы SATA.


Питание накопителям SATA может обеспечиваться двумя способами: через классическую вилку Molex...


...или с помощью специального кабеля питания.

Параллельная шина передаёт данные с жёстких дисков и оптических накопителей (CD и DVD) и обратно. Она известна как параллельная ATA (Parallel ATA) и сегодня уступает место последовательной ATA (Serial ATA). Последняя версия использует 40-контактный провод с 80 жилами (половина на "землю"). Каждый такой кабель позволяет подключать, максимум, два накопителя, когда один работает в режиме "master", а второй - в "slave". Обычно режим переключается с помощью небольшой перемычки на накопителе.


Ленточный шлейф IDE.


Подключение DVD-привода: красная полоска на шлейфе должна всегда находиться рядом с разъёмом питания.


Интерфейс ATA/133 для классического 3,5" жёсткого диска (внизу) или 2,5" версии (вверху).


Если вы желаете подключить 2,5" накопитель для ноутбуков к обычному настольному ПК, то можно использовать такой же переходник.

Предупреждение: в большинстве случаев подключить интерфейс неправильно невозможно из-за выступа с одной стороны, но у старых кабелей он может отсутствовать. Поэтому следуйте следующему правилу: конец шлейфа, маркированный цветной полоской (чаще всего красной), всегда должен совпадать с контактом номер 1 на материнской плате, а также должен быть ближе к разъёму питания привода CD/DVD. Чтобы предотвратить неправильное подключение, у многих кабелей и разъёмов отсутствует одна контактная ножка или контактное отверстие в середине.


Один шлейф поддерживает подключение двух устройств: скажем, двух жёстких дисков или жёсткого диска в паре с DVD-приводом. Если к шлейфу подключены два устройства, то одно следует настроить как "master", а второе - как "slave". Для этого придётся воспользоваться перемычкой. Обычно она выставляется на ту или иную настройку. Если есть сомнения - обратитесь к документации (или сайту производителя накопителя).

Словарик

  • ATA = Advanced Technology Attachment
  • E-IDE = Enhanced Integrated Drive Electronics


AGP-слот с защёлкой для графической карты.

Большинство графических карт в пользовательских ПК используют интерфейс Accelerated Graphics Port (AGP). У самых старых систем для той же цели применяется интерфейс PCI. Впрочем, на замену обоим интерфейсам призван PCI Express (PCIe). Несмотря на название, PCI Express является последовательной шиной, а PCI (без суффикса Express) - параллельной. В общем, шины PCI и PCI Express не имеют ничего общего, помимо названия.


Графическая карта AGP (сверху) и графическая карта PCI Express (снизу).


Материнские платы для рабочих станций используют слот AGP Pro, который обеспечивает дополнительное питание для прожорливых карт OpenGL. Впрочем, в него можно устанавливать и обычные графические карты. Однако AGP Pro так и не получил широкое признание. Обычно прожорливые графические карты комплектуются дополнительным гнездом питания - для той же вилки Molex, к примеру.


Дополнительное питание для графической карты: 4- или 6-контактное гнездо.


Дополнительное питание для графической карты: гнедо Molex.

Стандарт AGP пережил несколько обновлений.

Стандарт Пропускная способность
AGP 1X 256 Мбайт/с
AGP 2X 533 Мбайт/с
AGP 4X 1066 Мбайт/с
AGP 8X 2133 Мбайт/с

Если вы любите копаться в "железе", то следует помнить о двух уровнях напряжения интерфейса. Стандарты AGP 1X и 2X работают на 3,3 В, в то время как AGP 4X и 8X требуют всего 1,5 В. Кроме того, существуют карты типа Universal AGP, которые подходят для разъёма любого типа. Чтобы предотвратить ошибочную установку карт, слоты AGP используют специальные выступы. А карты - прорези.


У верхней карты есть прорезь для AGP 3,3 В. В середине: универсальная карта с двумя вырезами (один для AGP 3,3 В, второй - для AGP 1,5 В). Снизу показана карта с вырезом справа для AGP 1,5 В.


Слоты расширения материнской платы: PCI Express x16 линий (сверху) и 2 PCI Express x1 линия (снизу).


Два слота PCI Express для установки двух графических карт nVidia SLi. Между ними можно заметить маленький слот PCI Express x1.

PCI Express является последовательным интерфейсом, и его не следует путать с шинами PCI-X или PCI, которые используют параллельную передачу сигналов.

PCI Express (PCIe) является самым современным интерфейсом для графических карт. В то же время, он подходит и для установки других карт расширения, хотя на рынке пока их очень мало. PCIe x16 обеспечивает в два раза большую пропускную способность, чем AGP 8x. Но на практике это преимущество так себя и не проявило.

Графическая карта AGP (сверху) в сравнении с графической картой PCI Express (снизу).


Сверху вниз: PCI Express x16 (последовательный), два интерфейса параллельной PCI и PCI Express x1 (последовательный).

Число линий PCI Express Пропускная способность в одном направлении Суммарная пропускная способность
1 256 Мбайт/с 512 Мбайт/с
2 512 Мбайт/с 1 Гбайт/с
4 1 Гбайт/с 2 Гбайт/с
8 2 Гбайт/с 4 Гбайт/с
16 4 Гбайт/с 8 Гбайт/с

PCI является стандартной шиной для подключения периферийных устройств. Среди них можно отметить сетевые карты, модемы, звуковые карты и платы захвата видео.

Среди материнских плат для широкого рынка больше всего распространена шина PCI стандарта 2.1, работающая на частоте 33 МГц и имеющая ширину 32 бита. Она обладает пропускной способностью до 133 Мбит/с. Производители так широко и не приняли шины PCI 2.3 с частотой до 66 МГц. Именно поэтому карт данного стандарта очень мало. Но некоторые материнские платы этот стандарт поддерживают.

Ещё одна разработка в мире параллельной шины PCI известна как PCI-X. Данные слоты чаще всего встречаются на материнских платах для серверов и рабочих станций, поскольку PCI-X обеспечивает более высокую пропускную способность для RAID-контроллеров или сетевых карт. К примеру, шина PCI-X 1.0 предлагает пропускную способность до 1 Гбит/с с частотой шины 133 МГц и разрядностью 64 бита.


Спецификация PCI 2.1 сегодня предусматривает напряжение питания 3,3 В. Левый вырез/выступ предотвращает установку старых 5-В карт, которые показаны на иллюстрации.


Карта с вырезом, а также PCI-слот с ключом.


RAID-контроллер для 64-битного слота PCI-X.


Классический 32-битный слот PCI сверху, а три 64-битных слота PCI-X снизу. Зелёный слот поддерживает ZCR (Zero Channel RAID).

Словарик

  • PCI = Peripheral Component Interconnect

В следующей таблице и на иллюстрациях приведены различные типы разъёмов питания.


Стандартный разъём питания.

AMD
Socket 462
Стандарт питания ATX12V 1.3 или выше
Вилка ATX 20-контактная
Вилка AUX (6-контактная) Не используется
Редко используется
Socket 754
Стандарт питания ATX12V 1.3 или выше
Вилка ATX
Вилка AUX (6-контактная) Не используется
Разъём P4 (4-контактный 12 В) Иногда присутствует
Socket 939
Стандарт питания ATX12V 1.3 или выше
Вилка ATX 20-контактная, иногда 24-контактная
Вилка AUX (6-контактная) Не используется
Разъём P4 (4-контактный 12 В) Иногда нужен
Intel
Socket 370
Стандарт питания ATX12V 1.3 или выше
Вилка ATX 20-контактная
Вилка AUX (6-контактная) Редко используется
Разъём P4 (4-контактный 12 В) Редко используется
Socket 423
Стандарт питания ATX12V 1.3 или выше
Вилка ATX 20-контактная
Вилка AUX (6-контактная) Редко используется
Разъём P4 (4-контактный 12 В) Нужен
Socket 478
Стандарт питания ATX12V 1.3 или выше
Вилка ATX 20-контактная
Вилка AUX (6-контактная) Не используется
Разъём P4 (4-контактный 12 В) Нужен
Socket 775
Стандарт питания ATX12V 2.01 или выше
Вилка ATX 24-контактная, иногда 20-контактная
Вилка AUX (6-контактная) Н/Д
Разъём P4 (4-контактный 12 В) Нужен
Разъём P4 (8-контактный 12 В) Чипсету 945X с поддержкой двуядерных CPU или выше нужен данный разъём


Вилка ATX с 24 контактами (Extented ATX).


20-контактная вилка ATX для материнской платы.


20-контактный кабель ATX.


6-контактный разъём EPS.


Пришёл и ушёл: разъём питания дисковода.


20/24-контактный разъём (ATX и EATX)


Не делайте этого. 4-контактный расширитель с 20 до 24 контактов вилки ATX нельзя использовать для 12-В дополнительного разъёма AUX (впрочем, он находится слишком далеко). 4-контакный расширитель предназначен для порта Extended ATX и не используется на 20-контактных материнских платах ATX.


Вот как нужно: отдельная 4-контактная вилка вставляется в 12-В порт AUX. Её легко распознать: два золотистых и два чёрных кабеля.


Многие материнские платы требуют подключения дополнительного питания.


Внешние устройства подключаются к разъёмам и гнёздам, расположенных на внешней стороне системного блока ПК (задней и лицевой стороны) или ноутбука (по бокам или сзади):


Ответные разъёмы выглядят следующим образом:

Кабели питания (220 в)

Блок питания ноутбук ASUS

Штекеры PS/2 для подключения клавиатуры (фиолетовый) и мыши (зелёный).

LPT- кабель. LPT-порт (параллельный порт) главным образом использовался для подключения принтеров. Современные модели принтеров предусматривают подключение к USB-порту.

COM-кабель. COM-порт (последовательный порт) в основном используется для подключения модемов.

Кабель USB. USB-порт был разработан позже вышеназванных портов. Через USB-порт подключаются большинство периферийных устройств: модемы, принтеры, сканеры, флэшки, переносимые жёсткие диски, цифровые фотоаппараты и др.

Кабель VGA. Используется для подключения монитора. Кабель для подключения к сети Интернет (Интранет) (разъём RJ-45 )

Типы разъёмов слотов , используемые на материнской плате (ISA или EISA, PCI, AGP):

Слоты с разъёмом PCI (мама):

и звуковая карта с разъёмом PCI (папа):

Разъёмы PCI используются для подключения внутреннего модема, звуковой карты, сетевой карты, SCSI-контроллера дисков.

Слоты с разъёмом ISA (мама). Интерфейс ISA устарел. В современных ПК он, как правило, отсутствует.

Диагностическая плата PCISA FlipPOST с разъёмами PCI и ISA (папа) компании PCZWiz


Слот с разъёмом AGP (папа - вверху, мама - внизу).

Интерфейс AGP предназначен для подключения видеоадаптера к отдельной шине, с выходом непосредственно на системную память.

Слот с разъёмом UDMA (папа - справа, мама - слева).
К нему подключаются жёсткие диски и не только.

Следует отметить, что каждый тип слота имеет свой цвет. Открыв доступ к материнской плате, Вы легко можете сориентироваться. Но лучше, чтобы это Вам не пригодилось. А вот кабели, которые подключают внешние устройства к ПК, «надо знать в лицо». Помните, что мама и папа разъёма должны быть одного цвета. Всегда помните о совпадении цвета папы и мамы разъёмов или знайте, что обозначают цвета разъёмов на корпусе ПК (ноутбука).

Взять, к примеру, стандартную звуковую карту:


Линейный выход звука на динамик всегда зелёного цвета.

Линейный вход для усиления звука всегда синего цвета.

Разъём подключения микрофона всегда розового цвета.

Подстать им и штекеры:

Цветовое исполнение разъёмов будет Вам в помощь. Правда, цвета у производителей ПК не унифицированы. Например, у одних разъём подключения клавиатуры может быть фиолетовый, у других – красный или серый. Поэтому обращайте внимание на специальные символы, которыми помечены разъёмы. В этом случае Вам не составит труда узнать.

Расшифровка символов разъемов компьютера


Внешний вид портов компьютера и ноутбука

Интерфейсные кабели внешних устройств уникальны. В другой разъём на ПК Вы его не вставите (конструкция и количество гнёзд разное). Всё это поможет Вам без подсказки кого-либо перемещать Ваш ПК (ноутбук) с места на место. Вы сможете правильно подключать устройства и кабели к ПК. Надеюсь, что изложенный материал Вам в этом поможет.

А теперь рассмотрим каждый разъем подробнее. Начнем сверху вниз по порядку. Первым в списке будет гнездо для подключения кабеля питания : Стандартный кабель питания , таким кабелем подключаются все компьютерные устройства начиная от принтеров и сканеров, заканчивая факсами и мониторами. Очень удобный кабель, различается между собой только длиной провода и толщиной сечения провода. Соответственно чем толще кабель, тем большую нагрузку он может выдержать. Разъем PS/2 используется для подключения мышки и клавиатуры . По своему визуальному виду они абсолютно одинаковы, различие только в их окраске. Зеленый порт – для подключения мышки, фиолетовый порт – для подключения клавиатуры. В современных материнских платах можно встретить один порт PS/2 который окрашен сразу двумя цветами, зеленым и фиолетовым, это говорит о том, что к нему можно подключить либо мышку, либо клавиатуру. COM порт – некогда был задействован для подключения мышки, модемов, сканеров. Сейчас этот порт практически не используется. За последние 7 лет, приходилось пользоваться этим портом несколько раз. Для подключения к нему датчиков температуры. Именно через этот порт считывались накопленные на нем данные. Так же через этот порт подключал приставку для спутниковых антенн (обновлял прошивку). VGA порт – для подключения монитора . Порт очень похож на предыдущий, однако имеет три ряда контактов и всегда выкрашен в синий цвет. Много лет этим портом пользуются для подключения мониторов. Сейчас очень активно внедряются новые видеокарты с портом DVI (фото справа). При выборе монитора с таким кабелем советую внимательно проверять какой именно DVI порт у вас в материнской плате, так как их бывает не менее пяти разных видов. LPT порт – раньше использовался для подключения принтера или сканера. Сейчас этот порт морально устарел и им никто не пользуется. На смену устаревшему LPT порту пришел новый, более функциональный – USB порт. В современных материнских платах этот порт не устанавливается за ненадобностью. USB порт – самый широко используемый разъем в любом современном компьютере. К этому разъему можно подключить мышку, клавиатуру, фотоаппарат, флэшку, принтер, сканер, видеокамеры и много чего еще. Различаются два вида USB портов – USB 2.0 и USB 3.0. У USB 3.0 внутри порт окрашен в синий цвет, этот порт имеет большую пропускную скорость. USB 2.0 порты имеют белый и черный цвет. Сетевой порт – для подключения сетевого кабеля . В этот порт подключается кабель от провайдера, который вам предоставляет услугу интернет. Такие же порты присутствуют в вашем роутере (если вы его используете). С помощью этого порта можно Разъемы для подключения аудио устройств. Для подключения колонок, наушников, микрофонов и т.д. Красный разъем для подключения микрофона, зеленый разъем для подключения колонок (наушников), голубой разъем – линейный выход (для передачи звукового сигнала на другое устройство).

Разъемы жесткого диска

В процессе развития компьютера HDD или хард диск поменял несколько спецификаций разъемов, для многих современных компьютерщиков, такие названия как IDE, SCSI и их модификации уже история. Размеры жесткого диска тоже значительно изменились, первые кирпичи, с которыми мне приходилось работать весили более килограмма!

На данный момент, актуальны следующие разъемы жесткого диска:

SATA разъем — самый популярный в настоящее время, жесткие диски с таким интерфейсом стоят в компьютерах, ноутбуках, серверах, видеорегистраторах и др. компьютерной технике.

на материнской плате компьютера от 4 до 8 разъемов SATA. Через этот интерфейс подключаются не только жесткие диски. CD-ROM, DVD-ROM приводы его тоже используют.

MSATA разъем — Разновидность SATA разъема , задумана специально для твердотельных дисков (SSD), которые пришли на смену механическим жестким дискам. SSD диски с таким интерфейсом стоят в компьютерах, ноутбуках, серверах, видеорегистраторах и др. компьютерной технике.

Материнская плата компьютера оснащена огромным, по меркам неопытных пользователей, количеством разъемов . Они расположены, как внутри системного блока, так и на задней панели компьютера. Разъемы на передней части, зачастую дублируют задние за некоторым исключением.

Стоит отметить, что порты ноутбука, практически ничем не отличаются от компьютера, их мы также рассмотрим ниже.

Большой квадрат с множеством дырок в центре материнской платы служит для подключения процессора . Сверху, после подключения ЦП устанавливается вентилятор охлаждения.

Стоит заметить, что для каждого типа такого разъема существует свой список поддерживаемых процессоров. Поэтому при покупке ЦП следует обратить внимание на сокет , иначе новое приобретение просто не влезет в этот разъем.

Разъем подключения процессора

Установка видеокарты

Ниже, под процессором можно увидеть некоторое количество слотов разной длины. Это разъемы PCI express . Раньше в этой части платы был разъем AGP , но он морально устарел и сейчас практически не используется .

PCI Express на сегодняшний день подразделяется на х1 , х4 , х16 . Видеокарту вставляют в PCI Express x16 , остальные сейчас используются достаточно редко, но, тем не менее, присутствуют на многих моделях материнских плат. В них устанавливается дополнительные карты, такие как звуковая, сетевая и т.п.


Разъемы подключения видеокарты

Оперативная память

В правой части расположено несколько длинных разъемов, в которые устанавливается оперативная п амять. Сейчас ОЗУ подразделяется на DDR1 , DDR2 , DDR3 . DDR 1 и 2 морально устарели, и на новых компьютерах не используются. Также стоит отметить, что эти разъемы не совместимы между собой. Т.е. DDR3 нельзя установить в DDR2 и наоборот.

Стоит обратить внимание на цвета слотов – так выделяют каналы. Поэтому несколько планок оперативной памяти устанавливаются не подряд, а ориентируясь по этим цветам.


Слоты оперативной памяти

Жесткий диск

Для подключения этого устройства используют интерфейс SATA . Расположены они в правой части платы. На сегодняшний день существуют три версии: SATA 1.0 , SATA 2.0 , SATA 3.0 . Они совместимы между собой и отличаются только скоростью передачи данных.


Интерфейсы SATA

Интерфейсы IDE и FDD встречаются редко. Старые модели винчестеров работали по IDE , а флоппи дисковод через FDD . В настоящее время практически не используются.


Разъемы IDE

Подключение питания

На материнской плате расположены два разъема для обязательного подключения питания. Первый из них это расположен недалеко от оперативной памяти и содержит в себе 20 или 24 контакта. Если к нему не подключить питание, то плата не будет работать.


Питание материнской платы

Кроме этого, рядом с процессором 4 или 6 контактный порт для подключения питания процессора . Без него компьютер также не будет работать.


Питание процессора

Охлаждение компонентов компьютера

Без охлаждения компьютер не сможет работать длительное время. Поэтому на плате расположено несколько специальных разъемов, куда подключаются куллеры . Один из них рассчитан на подключение охлаждения процессора, а остальные на обычные вентиляторы.

Задняя панель системного блока

Если обратить внимание на заднюю часть материнской платы, то тут можно увидеть множество портов для периферийных устройств

PS/2

Используются для подключения мыши и клавиатуры . Морально устарели и редко используются. Многие новые платы ими не комплектуются.

Разъем PS/2

COM и LPT

LPT – это параллельный порт, а COM – последовательный. Сейчас используются очень редко, и увидеть их на новых моделях плат практически невозможно. В свое время их использовали для подключения периферийных устройств, которые сейчас используют USB .

Com порт

Порты USB

Самые популярные порты, через которые можно подключить практически все. Различаются по скорости. Сейчас используются USB 2.0 и USB 3.0 . Их можно отличить по цвету: Синий – USB 3.0, а черный – 2.0. отличаются они скоростью и совместимы между собой.


Разъемы USB

Использование сети

Недалеко от USB расположен порт Ethernet для подключения к сети. Для подключения используют кабеля обжатые коннекторами RJ-45 .


Ethernet разъем

Аудио разъемы

Все материнские платы оснащены входом для подключения колонок и микрофона . В зависимости от материнки их количество варьируется от 3 до 6. Иногда пользователю тяжело разобраться, что и куда подключать. Для этого существует стандартная цветовая схема (В настройках драйвера в некоторых случаях, порты можно переназначить):

Видео разъемы

Их может быть несколько, и расположены они могут быть, как на материнской плате , так и на видеокарте . Служат для подключения монитора или других подобных устройств.

Чаще всего встречается аналоговый выход VGA – для подключения устаревших мониторов.

VGA Разъем

Сейчас получил распространение цифровой выход DVI , но он также постепенно уступает место разъему HDMI .


DVI разъем

HDMI – используется практически на всех современных мониторах и видеокартах. Передает сигнал высокой четкости (FullHD 1920х1080), причем по одному кабелю может передавать и видео и аудио.


HDMI подключение

Стоит упомянуть DisplayPort , который постепенно набирает популярность. Он идентичен HDMI , но использовать его в производстве значительно дешевле. Кроме этого на рынке появился порт Thunderbolt , который пришел на замену DisplayPort. Выглядят он одинаково и полностью совместимы, но Thunderbolt имеет большую скорость передачи данных, что позволяет ему показывать картинку с разрешением 5К, или 4К на двух мониторах.


Разъем Thunderbolt

Другие разъемы

Изредка системные блоки оснащены картридерами , которые позволяют считывать информацию с карт памяти. Расположен он на передней панели.


Картридер

Еще один редки порт – это IEEE 1394 , который также называют FireWire . Используется для подключения цифровых устройств, таких как фото и видеокамеры. Реже через него подключают другие периферийные устройства – принтеры, сканеры, диски и т.п.

Разъемы ноутбука

В ноутбуках количество внешних портов значительно меньше, чем на компьютере. Обусловлено это их конструкцией . Отличий немного, поэтому просто перечислим порты, а их описание можно найти выше.

  • VGA , DVI или HDMI для монитора
  • USB для соответствующих устройств
  • IEEE1394 для фото или видеокамеры. Встречается очень редко на топовых моделях.
  • Картридер встречается практически на всех ноутбуках. Служит для чтения карт памяти.
  • COM и LPT – встречаются очень редко. Новые модели ими практически не комплектуются.

Следующие порты встречаются только в ноутбуках: