Что такое дисторшн. Как это работает: эффекты искажения. Каждый хорош на своём месте

06.07.2016 15438

Введение

В начале 40-х годов прошлого столетия блюзовые гитаристы практически выворачивали наизнанку свои усилители, заставляя их работать на пределе для того, чтобы получить мощное искаженное звучание. И хотя первые попытки исказить звук были открыты во время попыток играть так громко, насколько это возможно, иногда без всякой логичной причины, а иногда - вынужденно, чтобы быть слышным в шумной аудитории и среди других членов ансамбля, благодаря таким джазовым легендам, как Чак Берри, «музыкальный» перегруз получил международное развитие и стал использоваться опытными гитаристами, как элемент музыкального искусства.

С увеличением популярности рок-музыки в начале 60-х увеличился и спрос на усиление, так как в этот период искажение звука было адаптировано и для рок-сцены. Такие гитаристы как Эрик Клэптон (Eric Clapton) со своим фендеровским усилителем, Рори Галахер (Rory Gallagher) с Vox и Джефф Бэк (Jeff Beck) со своим Marshall и многие другие повлияли на развитие и создание мощных примочек и эффектов для гитары.

Сегодня существует огромное множество устройств для обработки звука, а гитаристы комплектуют целые, так называемые, педалборды, в которых собирают все свои самые любимые эффекты. С появлением новых более мощных и удобных педалей эффектов появилось больше возможностей «музыкального» искажения звука, нежели родной перегруз усилителя. Overdrive, Distortion, Fuzz - это классические варианты гейновых эффектов, которые по сути преследуют одну и ту же цель искажения звучания электрогитары, однако имеют значимые отличия.

Предлагаем более подробно рассмотреть отличия этих гитарных эффектов, ведь каждая из них имеет свой уникальный музыкальный оттенок.

Overdrive

Если добавить мощности, гейна (gain) ламповому усилителю, то получится перегруженный, но естественный звук с теплыми обертонами. Простыми словами - эффект овердрайва имитирует перегруз лампового усилителя. Но если раньше такой эффект достигался за счет увеличения громкости и перегруза, то сейчас овердрайвовые педали позволяют искажать звук на приемлемом уровне громкости, добавляя лишь классические «хрустящие» оттенки, мягкие и натуральные.

Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan) был хорошо известен использованием классического овердрайва Ibanez Tube Screamer в создании своего фирменного звучания. Эдди Ван Хален (Edward van Halen) использовал , который дает звук характерно-лампового эффекта Overdrive.

Еще один вариант естественного перегруза - использование бустеров (booster). По сути, это тот же эффект overdrive, однако, если овердрайв вносит изменения в исходное звучание гитары, то бустер сохраняют исходный характер звучания усилителя и гитары, делая его лишь громче и нагруженнее. Поэтому многие музыканты используют бустеры для того, чтобы “подогреть”, выделить отдельные фрагменты композиции.

Это хороший вариант для тех, кто не любит примочки и потратил много времени и денег в поисках усилителя своей мечты, поэтому просто хочет усилить и подчеркнуть то, что в нём уже есть. К примеру педаль даёт возможность увеличения уровня выходного сигнала на 20 дБ.

Distortion

Педали дисторшена имитируют звук сильно перегруженного лампового усилителя. При этом звучание получается более плотным и менее естественным, сустейн становится дольше. В сравнении с овердрайвом, амплитуда звуковых волн при дисторшне обрезается силнее и оттенок сигнала получается более четким. Такое звучание характерно для рок-музыки и металла.

На схеме видны отличия в амплитуде звуковых волн при эффекте овердрайва и дисторшна. Как видно из графика, происходит так называемый клиппинг сигнала, синусоида обрезается, из-за этого звук приобретает характерную резкость. Только в случае с овердрайвом эффект достигается его «мягким» ограничением по амплитуде, а в дисторшне более резким. Синим показан оригинальный сигнал, красным — дисторшн, желтым — овердрайв.

Например, Рэнди Роадс (Rhandy Rhoads) и Даймбэг Даррел (Dimebag Darrel) использовали педали MXR Distortion Plus. Несмотря на то, что это дисторшн, она больше напоминает овердрайвовую педаль. Стив Вэй (Steve Vai), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen) и Джо Сатриани (Joe Satriani) предпочитают .

Fuzz

Фузз являются одними из самых старых среди дисторшнов и стали популярны в расцвете психоделического рока в 60-х годах. По звучанию педали больше напоминают колючий звук неисправного усилителя в комбинации с большим количеством обертонов, которые в результате дают такой рыхлый и колючий дисторшн. По-другому описать Fuzz очень сложно, поэтому лучше один раз его услышать.

Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) был известен использованием примочки , которая является одной из самых популярных.


Часть 1. Сборка эффекта «дисторшн» и его краткий тест-драйв
«Дисторшн» этот я сделал от скуки, мне было натурально нечего делать вечером, страшно хотелось собрать какую-то новую схему. Вот я и набрал в поисковике «дисторшн на транзисторах». В моих планах не было сборки устройства на микросхемах (потому что за ними сначала нужно погоняться по магазинам), равно как и не планировал я очень сложную схему с полной горстью одних только транзисторов.
Поэтому выбрал такой вариант, чтобы успеть собрать его за вечер практически из подножного мусора (даже один «электролит» пришлось брать «паянину», то есть не новый, вытащенный откуда-то):

В нарисованной схеме используются транзисторы p-n-p-проводимости, поэтому на «массе» сидит «плюс». У меня же была коробка любимых и обожаемых КТ315Б n-p-n-проводимости. Поэтому в моей версии схемы пришлось инвертировать полярность включения батарейки «Крона» и электролитических конденсаторов. Транзисторы по рекомендации собиравших схему пришлось подбирать с максимальным коэффициентом усиления (h21), более 200 единиц (благо, мне было, из чего выбирать). Делается это при наличии мультиметра так: для начала выясняется тип и цоколевка транзистора (соответствие эмиттера, коллектора и базы выводам), потом включается режим «hFE», а транзистор устанавливается в соответствующие гнезда.


Иногда бывает необходимо покачать его, или прижать пальцем, или вставлять проволочки, чтобы на дисплее появился результат.



Первый транзистор нам подходит, второй оставим для схем попроще. По слухам, можно применять КТ3102, КТ3107 (более современные аналоги КТ315). Да и вообще, я думаю, любые маломощные (а если они еще и малошумящие!) транзисторы, лишь бы h21 был больше 150 (мое мнение).
Диоды ставятся любые, главное — одинаковые. В моем варианте — Д18.
Потенциометр регулирует уровень выходного сигнала, уже искаженного в соответствии с работой дисторшена. Отдельной регулировки силы эффекта, или «гейна» (если я правильно это называю), тут нет. В более продвинутых схемах, которые находятся на раз-два, с этим проблем никаких. Но так как, напомню еще раз, устройство я собирал от скуки, чтобы чем-то занять руки, чтобы разнообразить звук гитары на домашних поигрульках, то мне его хватает вполне, и для меня не вопрос чуть уменьшить уровень сигнала на выходе самой гитары, чтобы не так сильно жужжал эффект. Тем более, что вся моя музыка либо усиливается одним из «ВЭФов» (который, выкрученный на максимальную громкость, тоже ведет себя как исказитель сигнала), либо пишется «в линию», то есть гитара подключается в линейный вход компьютера и общается с программой Audacity. Ну, нет у меня пока тяги к ламповым комбикам и большой сцене, а для домашних записей и тренировок такое оборудование — самое оно. Опять же, бесценный практикум по пайке и схемотехнике.
Оконечная цепочка из конденсаторов и резисторов — фильтр. Чересчур отступать от указанных номиналов, пожалуй, не стоит, чтобы не испортить звук. Было бы время — я бы «поигрался» со значениями, но, право, так неохота распаивать уже готовое устройство…


В собранной мною схеме задействованы два тумблера: один включает-выключает устройство, другой управляет режимами «Active-Bypass», то есть в первом случае звук проходит через все элементы схемы, а во втором — обходит их по отдельной дорожке. Это позволяет быстро переходить с чистого звука на дисторшн и обратно, не проводя манипуляций с кабелями. Включенное состояние обоих тумблеров отмечено краской, нанесенной в углубление на корпусе. Однако после того, как однажды устройство осталось на неделю включенным и забытым (батарейка, естественно, разрядилась, а «похитителя» я еще не собрал), в схему был добавлен индикаторный светодиод. Не стоит увлекаться, пытаясь завести его в режим 20 миллиампер, все-таки питание батарейное. Для трехмиллиметрового зеленого достаточно и 4,7 мА (ограничивается резистором 1,5 кОм). Общее потребление устройства — ок. 12 мА, на уровне фабричных устройств. Критический для «Кроны» ток разряда — 20 мА. Впрочем, никто не мешает устроить питание от самодельного БП, лишь бы он не фонил пятидесяти- или стогерцовой наводкой.





Тут запечатлен еще промежуточный вариант.



Этот более стабильный, и, надеюсь, окончательный.

Как это работает? Как и любое устройство, полностью собранное своими руками из всякого хлама и еще не сравненное с фабричным конкурентом. То есть — круто и бесподобно, о, да, я надеваю свой плащ и волшебную шляпу, детка, спустись же со мной по «Тоннелю любви»!

Теперь же, я хочу рассказать Вам о том, какими бывают гитарные эффекты. Что сегодняшний гитарист может сделать со звуком своей электрогитары, как он может показать слушателям не только свою технику игры, но и свой характер, и свое настроение, и свой чувства.

Да, все это может рассказать нам сама музыкальная композиция, будь-то песня или инструментальная зарисовка или соло импровизация. Но, не менее важно для слушателя, услышать звук инструмента, ведь мы не просто читаем ноты с листа, мы воспринимаем композицию ушами. Звук для музыканта не менее важен, чем техника его игры, говорю Вам, прежде всего, как слушатель. А как музыкант скажу, что можно сыграть нетленки группы Sepultura и в акустике, но мы не получим того впечатления, что даст нам оригинальное исполнение.

Итак, за годы развития электрогитарной индустрии, были созданы, пожалуй, все возможные гитарные эффекты. В настоящее время они только совершенствуются, видоизменяются и дополняется, чтобы соответствовать духу времени, а также, что не менее важно, запросам музыкантов.

Все гитарные эффекты по принципу воздействия на звук гитары можно условно разделить на 4 группы. Пройдемся по каждой из них.

Гейновые эффекты. Они самые суровые. Такие педали регулируют уровень громкости сигнала. К ним относятся Overdrive, Distortion, Fuzz. Первое мое знакомство с гейном состоялось в далеких девяностых, и познакомила нас легендарная педаль ЛЕЛЬ DD (Drive — Distortion).

Позже, я, конечно, понял — это был такой же дисторшн как я виолончелист, но тогда море шума произвело на меня неизгладимое впечатление.

Модулирующие эффекты. Эти педали помогают гитаристу преобразовывать звук его инструмента в нечто новое и необычное. К ним относятся Chorus, Flanger, Phase Shifter, Tremolo, Octaver, Reverberator и Delay. И, опять же, мое первое знакомство с этими эффектами произошло в темном подвале нашей репетиционной базы. А познакомила меня с дивными звуками педаль… Собственно, назвать ЭТО педалью, я не возьмусь. Гроза отечественного гитаростроения:

К сожалению, по молодости лет, этот девайс был мной утерян.

Динамические гейновые эффекты. К ним относятся компрессоры и гейты. Эти эффекты управляют уровнем сигнала, а именно, обрезают сигнал, который находится ниже заданного порога (громкости или частоты), К ним относятся: Noise Gate, Compressor, Volume Pedal. О существовании этих нужных и полезных приблуд, я узнал много позже. Еще позже я стал их использовать, в частности, сейчас в моем педалборде стоит компрессор MRX Super COMP. И теперь я ощущаю острую необходимость в установке шумодава.

Тоновые эффекты. Они воздействуют на высокие либо низкие частоты. Они представлены такими педалями: Equalizer, Wah-Wah. Если со вторым эффектом все предельно ясно, то первый, по началу, вызывал у меня много вопросов. И вопросы оставались до тех пор, пока я не приобрел BOSS GE-7 (Equalizer). Вам может надоесть Ваша дж-дж-дж педаль, Вам может наскучить космический дилей, и тогда Вам поможет обычный эквалайзер. Кроме всего прочего, он может кардинально поменять Ваш звук. Что для меня – человека, играющего на электрогитаре в свободное время, эквалайзер оказался незаменимым. Он дал возможность экспериментировать со звуком, и мне это нравится.

Теперь я кратно опишу Вам суть каждого из эффектов. Естественно, такое описание Вам не поможет определиться с выбором. Что касается музыки, при покупке гитары или педали к ней, совет может быть только один – слушайте все, что хотите приобрести лично. Не руководствуйтесь только лишь описаниями и непонятно как записанными видео-обзорами. Этого будет недостаточно. А теперь, погнали.

Overdrive

Этот, эффект, равно как Distortion с Fuzz, занимается искажением звука путем ограничения сигнала по амплитуде. При этом, Overdrive являются самым мягким из них, чем обеспечивается более натуральное звучание гитары.

Distortion

Этот эффект имеет сходство и с Overdrive, и с Fuzz, а его звук отличается большей резкостью.

Fuzz

Этот эффект можно услышать в рок музыке 60-х годов. Да что там, он и в наши дни пользуется популярностью среди музыкантов. Его отличает яркое звучание и характерное настоящее искажение сигнала.

И, небольшой совет по коммутации:

Как правило, педали Overdrive, Distortion и Fuzz в цепи эффектов устанавливают после компрессора. А вот для того чтобы откорректировать полученный сигнал, после педали Distortion можно включить в цепь и эквалайзер.

Copressor

Эффект работает по принципу уменьшения динамического диапазона звукового сигнала. Иными словами, с помощью компрессора можно свести к минимуму разницу меду самым тихим и самым громким сигналами. Идеальное место для компрессора — самое начало цепи эффектов. Тогда чистый сигнал с гитары подается непосредственно на него.

Chorus

С помощью этого эффекта можно добиться звучания одной гитары, как если бы их было две. Для этих целей, эффект добавляет к исходному звуку гитары еще одну его копию, но с небольшой задержкой (до 30 миллисекунд).

С помощью же эффекта Stereohorus, можно сделать из моносигнала гитары настоящее стерео, единственное, для этого придется использовать два гитарных усилителя (по одному на каждый канал). Вы же знаете, что электрогитара выдает только моно сигнал, верно?

Flanger

Этот эффект по принципу работы похож на Chorus, однако же отличается временем задержки копии сигнала (меньше, чем у Chorus) и наличием feedbacka.

Phaser

Или фазовое вибрато. Эффект, который смешивает исходный сигнал гитары с его копиями, сдвинутыми по фазе. На слух этот эффект отличается от Flanger. В цепи эффектов и Flanger, и Phaser, лучше всего устанавливать между Distortion и Delay (Reverberator).

Wah-Wah

Этот эффект представляет собой эквалайзер с переменной частотой. Эффект колебания звука достигается путем усиления одних частот и обрезке других. Для работы с этим эффектом, нужно в определенные промежутки времени, во время игры на гитаре, нажимать и отпускать педаль. Кроме того, существуют эффекты вау-вау без педали. Спектр частот у них изменяется автоматически с помощью соответствующих ручек настройки, Называется такой эффект auto-wah.

Octaver

Данный эффект основан на сдвиге входного сигнала на одну или несколько октав ниже или выше основного тона. Основной тон звучит вместе с повышеным (пониженным) тоном, таким образом, достигается эффект звучания нескольких инструментов одновременно.

Tremolo

Этот эффект представляет собой амплитудное вибрато. Технически — это электронный регулятор громкости, управляющийся генератором колебания инфранизкой частоты.

Reverberator

Этот эффект позволяет имитировать акустические характеристики помещения (регулируемые параметры), и получить объемное звучание. На сцене этот эффект используется крайне редко, и, я думаю, Вы понимаете почему.

Delay

Дилэй или эхо, эффект, имитирующий повторы исходного сигнала, которые затухают с каждым повторением. Таким образом, к исходному сигналу добавляется его копия (или несколько), задержанная по времени.

Эти эффекты (Rever, Delay) лучше всего ставить в самый конец цепи.

Equalizer

Эквалайзер — это многополосный регулятор тембра. С его помощью можно осуществлять одновременную регулировку нескольких частот. Эквалайзеры разделяются на графические и параметрические.

Графический эквалайзер состоит из определенного количества слайдеров (для гитары достаточно от 5 до 10), каждый из которых регулируют одну полосу частот. В процессе регулировки слайдеры образуют определенный графический рисунок. Отсюда и их название.

Параметрический эквалайзер, кроме регулировки частот вверх/вниз, может также выбирать центральную частоту и ширину полосы.

В цепи эффектов эквалайзер обычно ставится там, где требуется изменить характер звука, например, после педали Distortion.

Noise Gate

Этот эффект еще называют шумоподавитель порогового действия или проще — шумодав. Его назначение — не пропускать на звукоусиливающую аппаратуру посторонние звуки, возникающие в процессе игры на электрогитаре. Это может быть звук от случайно задетых струн, щелчок от переключения эффектов либо звукоснимателей, фон от источников питания либо от самих эффектов. Рекомендуется

Volume Pedal

Педаль громкости. Суть этого устройства заключается в регулировании громкости звука. С помощью нее можно регулировать звук после переключения различных эффектов (если их уровни громкости различаются), использовать эффект плавного затухания звука либо же выключать звук гитары быстро, например, когда появляется пауза в гитарной партии.

Гитарные эффекты, рассматриваемые в этой статье называются гейновыми, так как изменяют степень усиления (gain) гитарного сигнала, при этом изменяют ее настолько, что электронные цепи не могут корректно его обработать. Результатом этой «перегрузки» становится искаженный сигнал, который начинает выдавать электроника. Электронное искажение сигнала, при этом не случайное, а преднамеренно вносимое - один из отличительных особенностей рок-музыки. Именно это искажение придает привлекательность и вносит энергию в те роковые композиции, которые мы так любим.

Так как гитаристами термины овердрайв , дисторшн и фузз часто используются в качестве синонимов, на полках музыкальных магазинов можно наткнуться на устройства эффектов, обозначенными производителем как овердрайв, которые будут звучать как фузз или наоборот. Поэтому всегда внимательно прослушивайте, что происходит с сигналом после его прохождения через эффект, до того как приобрести устройство. Девайсы, искажающие сигнал, обычно имеют три органа управления: Drive, или gain - управляет степенью усиления сигнала и, тем самым, степенью его искажения); Тоnе (иногда называется EQ или filter) - управляет низкими и высокими частотами; Output, или level - определяет уровень сигнала на выходе устройства.

В основе гейновых эффектов лежит работа с уровнем громкости сигнала. В их число входят дисторшн (distortion), компрессоры (compressor), педали громкости (volume pedal) и гейты (gate). Давайте рассмотрим каждый из этих эффектов по-подробнее.

Дисторшн

Если сравнивать эффект дисторшн (distortion) с фуззом и овердрайвом, то он занимает промежуточное положение между ними. При его использовании звучание гитары приобретает яркость и резкость. Такие устройства дисторшн как, например, Boss Metal Zone, часто используются в хард-роке и хэви-метал как для ведения ритма, так и для соло.

Можно встретить примочки дисторшн , которым их разработчики под чутким руководством маркетологов подобрали эффектные названия, в которых часто используются слова Grunge и Metal. В какой-то мере из названия можно получить представление о возможностях устройства, но более мудрым решением будет положиться на собственный слух.

Овердрайв

Эффекты овердрайв (overdrive) относятся к одному из трех гейновых эффектов. Их можно назвать самыми «мягкими», так как они обеспечивают наиболее натуральное звучание. Лучшие модели, такие как классический эффект Ibanez Tube Screamer, эмулируют характеристики ламповой педали, а некоторые не просто эмулируют,но и вправду частично выполнены на лампах.

Применение эффекта овердрайв дает теплое и объемное звучание, которое, к тому же, обогащено четными гармониками. Лучшим применением этому эффекту станет исполнение сольных партий блюза и классического рока, а так же ритмовых партий хард-рока.

Часто педаль овердрайва используется в качестве усиленного чистого (clean) канала, для чего регулятор Drive эффекта нужно выставить на малый уровень, а регулятор Output - на высокий. Благодаря этому методу можно получить насыщенное звучание ламповой педали без добавления дополнительной тоновой окраски.

Фуз (fuzz)

Эффекты фуз можно назвать своего рода ветеранами среди примочек, так как они появились при попытках получить «перегруженный» звук на первых транзисторных усилителях для гитары. Благодаря им можно в полной мере ощутить, что такое настоящее искажение. Звучание, которое получается при использовании эффектов фуза, можно сравнить с ревем бензопилы, но без него невозможно представить классические композиции 60-х годов.

Справедливости ради нужно сказать, что специализированные педали фузза не очень хорошо эмулируют натуральные искажения, обеспечиваемые с помощью ламповой педали. Но фузовую эмуляцию можно получить на обычном эффекте дисторшн, для чего достаточно выставить регулятор Gain на невысокий уровень и немного подкрутить тон для получения максимально яркого звучания.

Когда ты много лет играешь на гитаре, то время от времени возле тебя обязательно появляются знакомые, делающие первые шаги в освоении инструмента, и поэтому нуждающиеся в разного рода советах, за которыми они к тебе общаются. Одна из самых популярных просьб подобного рода — помощь с выбором педали дисторшн. Ниже я попробую изложить суть своих рекомендаций. Но при этом надо понимать, что дисторшн — это самый популярный гитарный эффект в мире. И на свете существуют сотни, а то и тысячи самых разных дисторшнов. У многих людей целая жизнь уходит на поиски дисторшна своей мечты.

Гейн

Это, безусловно, самая главная характеристика для педалей дисторшн, и для начала, независимо от того стиля, в котором вы играете, я бы рекомендовал брать педаль с серьезным запасом гейна. И в этом есть несколько резонов.

Во-первых, вам надо привыкнуть к мысли, что у вас еще нет какого-то определенного стиля игры. И каким он в конце концов станет, никому точно не известно. Есть очень много примеров того, как людям нравится слушать музыку одного рода, а играть они начинают что-то другое. Это как с волейболом или настольным теннисом. Очень многие люди любят поиграть, но при этом практически никто не посещает соревнования в качестве зрителей. По крайней мере, в нашей стране все выглядит именно так. Я вот, например, никогда не любил блюз, пока не купил гитару. При этом слушать блюзовые записи мне и до сих пор не особо кайфово, другое дело поиграть все это. И от этого никто не застрахован.

Во-вторых, если речь идет о первой педали, то вам в целом неплохо бы изучить, что такое дисторшн со всеми его возможностями. Просто для понимания, нужно оно будет вам в будущем или нет. В хайгейне есть свои приятные возможности, которые, возможно, окажутся вам полезны. При желании всегда можно убрать количество гейна на педали. Это намного приятнее, нежели ощущать, что вам не хватает гейна на той или иной «малогейновой» примочке. Подумайте о соображениях универсальности. Кто знает, что вам придется играть и с кем. Примочки с большим содержанием гейна подходят для гораздо большего количества стилей игры и жанров музыки. Неважно, будете ли вы все это играть, но всегда приятно иметь выбор и некую свободу действий.

Еще один довод в пользу большого содержания гейна заключен в удовольствии. Не секрет, что многие матерые гитаристы и серьезные гитарные преподаватели являются ярыми противниками большого гейна. Дескать, это делает звук грязным и мешает выработке правильного звукоизвлечения, когда из гитары буквально «выколачивают» хороший звук. К тому же вы, возможно, и сами не имеете склонности к систематической игре тяжелой музыки. Все это может отвратить вас от мысли о «злом» гейне. Однако, подумайте о том, что невозможно превратить всю свою игру в «одно большое упражнение для пользы дела». Иногда хочется просто удовольствия — подолбить один примитивный пауэр-аккорд или подвесить длинные сустейнистые ноты секунд по 20. Все это очень легко получается при наличии хорошего запаса гейна.

Помните еще и о том, что вряд ли, купив свой первый дисторшн, вы сразу угадаете с выбором на всю жизнь. Скорее всего, вам когда-нибудь придется его продавать. Примочки, у которых приличное содержание гейна, уходят намного быстрее — это правда жизни. Поэтому учитывайте и этот фактор при выборе примочки. Именно исходя из таких соображений, в свое время несколько моих друзей (тот же Олег Бочаров) купили для своих телекастеров (!!!) эффекты DigiTech Death Metal и Grunge — недорогие злобные педали, весьма надежные. Друзья остались довольны.

Регулировки

Одна из самых коварных вещей в любом дисторшн — это то, что эти педальки могут совершенно по-разному сочетаться с разными гитарами и усилителями. Более того, они по-разному сочетаются даже с разными руками. Ярчайшим примером этого факта явились для меня визиты Джо Сатриани и Стива Вая в Россию. Я принимал участие в организации этих мероприятий и был свидетелем, как после отстройки звука на саундчеке, наши отечественные гитаристы-профессионалы пробовали немного поиграть через «комплекты» звезд гитары. И звук у них был, если честно, так себе. А потом на сцену выходили зарубежные мастера и звучали выше всяких похвал. И дело тут совсем не в том, что они обладают какой-то особенной техникой исполнения. Просто у каждого свои комфортные настройки и универсальных рецептов не существует.

Конечно, когда вы пробуете педали дисторшн, то желательно делать это на своей гитаре, и в такой же усилитель, на каком вы обычно играете. В этой связи я противник покупок примочек в интернет-магазинах, если вы только уже не знаете точно, чего хотите. Демонстрационные видео-ролики, конечно, могут дать какую-то информацию, но в них кто-то посторонний играет на чем-то чуждом вам, к тому же непонятно, как оно записывается. Часто в целях рекламы могут и «нахимичить» с записью. У меня было в свое время приключение с TC Electronic Rottweiler Distortion. Я буквально влюбился в эту примочку после просмотра ролика. Купив, понял, что это совершенно не моё. Причем педалька оказалась реально очень хорошая, но, увы, совсем не тот звук, который нужен лично мне. Аналогичная «прямо под копирку» история приключилась у меня с Ibanez Sonic Distortion. С тех пор я не особо верю в демо-ролики примочек, перед покупкой предпочитаю предварительно послушать.

Поэтому независимо от вашей уверенности или неуверенности в примочке, я бы рекомендовал отдавать предпочтение педалям с максимально возможным количеством регулировок. У вас будет намного больше шансов накрутить что-то подходящее. И то, что вдруг бубнит или песочит при одних настройках, окажется роскошным сочным перегрузом при других положениях ручек регулировки. В частности, известно, что для многих людей, играющих тяжелую музыку, очень важна регулировка средних частот, которые можно прибрать, либо наоборот выделить. Не на всех примочках есть этот регулятор. В этой связи для меня одной из самых загадочных примочек всегда являлась популярная педаль Boss DS-1. Сколько лет я ни пытался получить из нее приятный для себя звук, ни разу не получилось. Возможно, это связано с тем, что у нее всего один регулятор частот, и, по-хорошему, к ней надо еще и отдельную педаль эквалайзера.

В этой связи мне заочно очень нравится новейшая Dod Boneshaker, которую буквально на днях презентовали на выставке НАММ-2015. Несмотря на стандартные размеры, регуляторов у нее более чем достаточно. Шесть ручек, из которых три «сдвоенные», то есть состоят из верхней и нижней частей, регулируют разные параметры. В итоге у вас фактически 9 регуляторов. Неплохой набор для примочки. Не у каждого комбика такой имеется.

Характер звука

Конечно, так или иначе каждая примочка имеет тяготение к какому-то конкретному характеру звука, ассоциирующемуся с тем или иным артистом или жанром. Поэтому чтобы как-то сузить свой выбор педали из сотен возможных вариантов, нужно как-то учитывать и этот фактор. Мне лично всю жизнь нравился звук комбинации Gibson + Marshall. И я пытался воспроизвести её даже на телекастерах, которые у меня обычно оборудованы датчиком Seymour Duncan JB, изначально придуманном для того, чтобы «получить леспол на телеке». Если говорить только о звуке, то обычно я стремился к чему-то похожему на Jimmy Page и Slash.

Поэтому одной из самых приятных для своего слуха считаю Marshall Guv’Nor Plus, которая наиболее близка к классическому маршаловскому стеку — разве можно его не любить? Хотя, если быть честным, то эта примочка не так популярна среди гитаристов как любимец народа Marshall Jackhammer, который тоже выдает свой вариант перегруза в стиле маршаловских усилителей. И изначально я играл именно на ней, поскольку хотел как можно больше гейна. Потом, когда звукоизвлечение стало постепенно улучшаться, я уменьшал гейн, снижаясь до Guv’Nor Plus, и дальше к Marshall Bluesbreaker.

Чтобы это не выглядело рекламой, скажу об альтернативном Guv’Nor Plus варианте. Это Carl Martin PlexiTone с практически идентичной идеей копирования звука перегруженного стека Marshall и близким к Guv’Nor Plus звучанием. Однако я голосую за Marshall. У него больше регулировок, то есть он гибче и универсальнее. У Marshall все таки больше запас гейна. И плюс Marshall Guv’Nor Plus в отличие от PlexiTone может работать от батарейки. Ну и железные ручки регулировки на педалях Marshall выглядят более надежно и «неубиваемо», на мой взгляд. А что касается звучания, то я не услышал в Carl Martin ничего превосходящего Marshall.

Говоря о характере дисторшн, надо помнить одну вещь. Изначально этот эффект зародился в недрах усилителей. И до сих пор самый лучший дисторшн — это именно звук больших дорогих ламповых усилков. Поэтому практически все педали дисторшн пытаются копировать те или иные усилители. Соответственно, если у вас есть понимание какие вам нравятся усилители, то можно облегчить поиск правильной педали, ориентируясь на сообщения «под что косят» те или иные примочки. В этой связи, я всегда рекомендую помимо «маршаловских» примочек обратить внимание еще и на «месовские». Как ни крути, «маршаловские» и «месовские» усилители самые популярные в мире, если говорить о перегрузах. Поэтому если вам нравится звук этих усилков, вы просто обязаны хоты бы попробовать их примочки. Возможно, это будет именно то самое, что вам нужно. У меня, по крайней мере, получилось это в отношении Marshall. Почему бы у вас не произойти подобной истории с Mesa Boogie?

Одно из удобств в покупке педалей того же бренда, что и усилители, состоит в том, что они практически всегда отлично сочетаются с «родственными» усилителями. Например, VOX V8 Distortion отлично звучит с усилителями Vox AC4 и AC15. Еще один дисторшн от Vox — это один из моих вечных фаворитов, Satchurator, являющийся именной педалью Джо Сатриани. На мой взгляд, она практически в любой усилитель выдает очень современное плотное звучание с весьма хорошим, глубоким гейном. Я бы точно сошел с ума, если бы такая была моей первой педалью дисторшн. На мой взгляд, эта педаль должна быть в первой десятке любого хит-парада дисторшн всех времен и народов.

Холодный байпас

Несмотря на то, что игра с эффектом дисторшн весьма приятна и возбуждающа, иногда приходится выключать перегруз и играть что-то на чистом звуке. И вот тут у многих педалей есть один неприятный момент. Они продолжают менять звук, даже когда эффект выключен. Помню, в 90-ых годах меня это очень бесило в моей первой примочке перегруза Boss Turbo Distortion. Хочешь поиграть на чистом звуке что-то вроде Stairway To Heaven, а звук мутный и совсем без верхов. Не вытаскивать же педаль из цепи каждый раз, когда есть желание поиграть без гейна?

Причина такого положения дел с некоторыми примочками — это отсутствие в электронной схеме «пассивного обхода» (он же холодный байпас). Ныне значительная часть современных педалей дисторшн лишена этого конструктивного недостатка. Однако при этом множество педалей сохраняют эту особенность. И тут нужно самому решать (и слушать), насколько это для вас важно. В любом случае знать о существовании холодного байпаса просто необходимо. Чтобы в один прекрасный момент его отсутствие не стало для вас сюрпризом. А то ведь частенько бывает, что люди слушают в магазине перегруз и не обращают внимание на то, что происходит с чистым звуком, когда эффект выключен.

Незвучащие параметры

Если до этого мы говорили о звуке и том, на что он влияет, то сейчас необходимо вспомнить, что, помимо звука, у педали есть и другие весьма важные характеристики, которые тоже могут в той или иной степени влиять на ваш выбор. Например, если вы играете не только в домашних условиях, то для вас могут быть важны размеры примочки, которую приходится таскать с собой на репетиции или концерты. Плюс в случаях походных вариантов нужно обращать внимание на материалы корпуса — бывают «педальки из пластика», которые не очень хорошо переносят жесткие условия «рокерского рубилова». Разные размеры и форма кнопок включения эффектов могут быть по-разному удобны для ваших ног. Цвет, комфортный (или нет) для восприятия ваших глаз в процессе игры. Варианты питания от батарейки (а иногда бывает и двух), либо блока питания. Чем больше вещей вы пронализируете перед покупкой примочки дисторшн, тем выше шансы на то, что это педаль у вас задержится. И это справедливо почти для любых других покупок. Семь раз отмерь — один раз отрежь.

Удачи вам с вашим первым (и последующими) дисторшнами!