Соотношение сторон экрана это. Советы пользователю. телевизоры

1,25:1 (5:4)

Ранние модели компьютерных мониторов с разрешением 1280×1024 пикселя обладали таким соотношением сторон экрана . В повседневной практике им часто приписывают соотношение 4:3, что не совсем верно . В 2010-х годах постепенно вытесняются широкоэкранными мониторами 16:10 и 16:9.

1,33:1 (4:3)

1,375:1

1,66:1; 1,85:1 (Flat)

1,78:1 (16:9)

2:1

Один из стандартов кашетированных фильмов и формат изображения контактной фильмокопии «Виста-Вижн» с размерами кадра 18×36 мм (по другим данным кадр фильмокопии обладал соотношением 1,96:1) . Киносистема «Суперскоп» была основана на квадратном кадре фильмокопии, который проецировался на экран с двукратным анаморфированием, давая изображение с пропорциями 2:1 . Такое же соотношение сторон считается стандартным для современных форматов широкоэкранных фильмокопий «Юнивизиум» и «Максивижн» (англ. Univisium, Maxivision ) с укороченным шагом кадра и без аналоговой оптической фонограммы.

2,2:1

Соотношение сторон кадра большинства широкоформатных киносистем , основанных на использовании широкой киноплёнки 70-мм и сферической оптики . Первой из таких систем стала американская «Todd-AO », на основе которой разработана советская система широкоформатного кино НИКФИ (Sovscope70) с тем же соотношением сторон кадра 2,2:1 . В настоящее время существует только как формат фильмокопий, печатающихся с негатива, снятого в формате «Супер-35» или - реже - в одном из анаморфированных форматов.

2,35:1

2,55:1

Соотношение сторон ранних анаморфированных форматов, в том числе «Синемаскоп» и «Синемаскоп-55» . Такое соотношение сторон экрана существовало до 1954 года , когда к четырёхканальной магнитной фонограмме была добавлена стандартная оптическая, занявшая часть пространства фильмокопии, отводившегося изображению. В настоящее время не используется.

2,6:1

Чтобы увеличить горизонтальное поле зрения и усилить восприятие фильма, кинокомпанией «Синерама » (англ. Cinerama ) была изобретена и коммерчески внедрена панорамная система трёхплёночной киносъёмки и кинопроекции на специальных, сильно изогнутых огромных экранах шириной до 30 м с соотношением ширины и высоты кадра 2,6:1

Наиболее распространённые соотношения

1,33:1 (4:3)

2,55:1

Соотношение сторон ранних анаморфированных форматов, в том числе «Синемаскоп» и «Синемаскоп-55». Такое соотношение сторон экрана существовало до 1954 года , когда к четырёхканальной магнитной фонограмме была добавлена стандартная оптическая, занявшая часть пространства фильмокопии, отводившегося изображению. В настоящее время не используется.

2,6:1

Чтобы приблизить форму кадра к естественному полю зрения человека (и, следовательно, усилить восприятие фильма), кинокомпанией «Синерама» была изобретена и коммерчески внедрена панорамная система трёхплёночной киносъёмки и кинопроекции на специальных, сильно изогнутых огромных экранах шириной до 30 м с соотношением ширины и высоты кадра 2,6:1 . Система «Синера́ма» предусматривала высококачественный способ записи и воспроизведения семиканального объёмного звука с отдельной 35-миллиметровой синхронизированной магнитной фонограммы. При такой системе звук следовал за изображением на экране за счёт воспроизведения разными громкоговорителями , расположенными вокруг зрителей.

Первый фильм снятый по системе «Синерама» - документально-видовой (англ. travelogue ) «Это „Синерама“» (англ. «This Is Cinerama» ) был впервые показан публике в 1952 году в специально построенном и оборудованном кинотеатре. Успех фильма был настолько велик, что он не сходил с экранов в течение двух лет. Несмотря на сложность и громоздкость системы «Синерама» были созданы ещё 7 фильмов, включая три художественных фильма: «Как был завоёван Запад » (англ. «How the West Was Won» ) и «Удивительный мир братьев Гримм» (англ. «The Wonderful World Of Brothers Grimm» ) (оба в г.) и «Повелитель ветров: Путешествие Кристиана Радика» (англ. «Windjammer: The Voyage of Christian Radich» - съёмки по системе «Синеми́рэкл» (англ. «Cinemiracle» , , прокат в залах и по системе «Синерама»). Советская система «Кинопанора́ма» была разработана на основе и с учётом ошибок «Синерамы». Её основным отличием являются улучшенная конструкция панорамной кинокамеры и использование девятиканальной стереофонической фонограммы.

2,75:1

В 1959 году «Panavision» приобрела отдел киносъёмочной техники студии MGM . В том же году появилась система «Super Panavision 70», которая была практически копией «Тодд-АО», но использовала значительно более компактные камеры.

Иные соотношения сторон

Существуют киноаттракционы с иным соотношением сторон экрана (например, круговая панорама с обзором 360°). Всё это призвано погрузить зрителя в атмосферу фильма и усилить впечатление от просмотра.

См. также

Примечания

Литература

  • Б. Н. Коноплев Глава II. Классификация кинофильмов // Основы фильмопроизводства. - 2-е изд. - М .: Искусство, 1975. - С. 32. - 448 с.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. - М.,: «Искусство», 1979. - С. 7-67. - 440 с.

Ссылки

Разбираемся с соотношением сторон

Когда потенциальный покупатель идет в розничный магазин по продажам бытовой техники, чтобы выбрать телевизор, его не может не ошеломить огромный выбор моделей и размеров. Помимо того, что телевизоры могут иметь практически любой размер диагонали, они могут быть созданы на основе различных технологий: задняя проекция, LCD, плазма и т.д. Сегодня покупателю придется задуматься и о соотношении сторон экрана телевизора.

Определение соотношения сторон

Соотношение сторон - это фактически соотношение длины экрана (горизонтальный параметр) к его высоте (вертикальный параметр). У традиционных телевизоров это соотношение составляет 4:3. Это означает, что у привычных нам всем телевизоров на каждые четыре равных отрезка длины приходится три соответствующих отрезка ширины. Если перевести эти параметры в дюймы, то получится соотношение 4 дюйма на три дюйма, восемь дюймов на шесть дюймов и т.д.

Что касается широкоформатных телевизоров (коими сегодня является большинство HD телевизоров), то они имеют иное соотношение сторон, которое составляет 16 отрезков длины к 9 отрезкам ширины, или 16 дюймов к 9 дюймам, 32 дюйма к 18 дюймам и т.д. Экран с соотношением сторон 16:9, таким образом, для зрителя будет означать более растянутое по длине изображение по сравнению со стандартным. На таких экранах более корректно отображаются не только фильмы, снятые в широком формате, но и новые телепередачи, специально «заточенные» под этот формат.

Растущая потребность в телевизорах с соотношением сторон 16:9

Телевизоры с соотношением сторон 16:9 отлично подходят для широкоформатных фильмов и телепередач. С другой стороны, потребители успели привыкнуть к экрану с соотношением 4:3.

Сегодня появляется все больше контента в новом формате 16:9, так что владельцам стандартных телевизоров все чаще приходится смотреть фильмы и передачи на экране с двумя черными полосами вверху и внизу. Многие зрители, не привыкшие к этому, полагают, что их каким-то образом обманывают, лишая полноразмерной картинки. Однако причина вовсе не в этом. Большинство художественных фильмов, вышедших после 1953 года, было снять в широком формате (Cinemascope, Panavision, Vista-Vision, Technirama, Cinerama и т.д.).

Сегодня широкоформатные фильмы появились и на экранах наших телевизоров.

Для того чтобы широкоформатное изображение заполняло весь экран с соотношением сторон 4:3, его переиздают в формате «Pan-and-Scan». Для иллюстрации этого процесса возьмем эпизод, в котором два героя говорят друг с другом, находясь по краям широкоформатного изображения. Если это изображение перенести в традиционный формат 4:3 без изменений, на экране зритель увидит лишь пустое пространство между персонажами.

Для того чтобы исправить ситуацию, редакторам необходимо изменить сцену таким образом, чтобы в ходе разговора персонажей камера переходила от одного к другому. Однако в этом случае меняется замысел режиссера, поскольку зритель не видит всей изначально задуманной композиции, включая жесты и мимику героев в ответ на реплики собеседников.

Жругая проблема заключается в том, что в «Pan-and-Scan» теряются сцены в стиле экшн. Например, гонка карет в фильме «Бен Гур» 1959 года. В оригинальной широкоформатной версии фильма можно видеть взаимодействие Бен Гура и других в гонке, а в телевизионной версии, обработанной в «Pan-and-Scan» зритель видит лишь крупный план лошадей и поводья. Все остальное, включая жесты сражающихся, было утеряно.

Практическая сторона телевидения в формате 16:9

На заре DVD и HDTV телевизоры с соотношением сторон, приближенным к экрану кинотеатра, становится все более востребованными.

С ростом популярности DVD близится полный переход на HD телевидение и появление. В этой ситуации появление широкоформатных телевизоров становится закономерным.

Хотя телевизоры с соотношением сторон 16:9 более всего подходят для просмотра художественных фильмов, на них вполне возможно смотреть и телепередачи, а также спортивные состязания, получая лучший обзор всего пространства спортивного поля с более близкого расстояния.

Кроме того, в настоящее время появляется все больше программ, совместимых с широким форматом. Помимо PBS и Discovery Channel, это и сериалы, и презентации фильмов, о которых можно узнать из теле-гида.

Телевидение и DVD в 16:9

Приобретая DVD плеер, на упаковке вы можете заметить термины «анаморфированный или «расширенный для телевизоров формата 16:9». Это очень важный момент для владельцев телевизоров с соотношением сторон 16:9.

Это означает, что в DVD картинку перевели в сжатом по горизонтали виде. Таким образом, когда изображение транслируется на экран с соотношением 16:9, оно растягивается по горизонтали в такой пропорции, что занимает весь экран без искажения.

Напротив, широкоформатное изображение, транслируемое на экран с соотношением сторон 4:3, имеет более низкое разрешение из-за включения пространства внизу и вверху, отведенное под черные полосы.

Обратная сторона телевизоров с соотношением сторон 16:9

Как уже упоминалось ранее, перед покупкой телевизора необходимо определиться с соотношением его сторон. В особенной степени это относится к стандартным моделям на базе лучевой трубки или телевизорам с задней проекцией. Основное правило гласит: если более 15% всего времени вы смотрите изображение в традиционном формате 4:3, следует приобретать именно его. Если вы, в основном, смотрите фильмы в широком формате, вам следует обратить внимание на модель с соотношением сторон 16:9. Причина заключается в эффекте «burn-in», когда изображение в течение некоторого времени задерживается на экране, на который уже проецируется следующая картинка.

Подобный эффект присутствует, в основном на лучевых телевизорах, частично - на плазменных панелях. Для LCD телевизоров он не свойственен.

Потребителю, который часто смотрит телепередачи в стандартном формате и иногда широкоформатные фильмы на DVD и при этом хочет избежать эффекта «burn-in», следует обратить внимание на плоские LCD телевизоры.

Когда вы смотрите обычные телепрограммы на широкоформатном экране, на нем с обеих сторон появляются черные полосы. Со временем это может стать причиной появления эффекта наложения кадров (burn-in).

Несмотря на предпринятые действия по устранению данной проблемы, небольшое смещение по краям изображения все же имеет место, хоть и остается незаметным для глаза обычного зрителя. Эффект наложения кадров на плазменных панелях сегодня уже не является проблемой. Однако о ней стоит задуматься, если вы намерены приобрести лучевой широкоформатный телевизор. Подобный эффект также может подпадать под гарантию производителя.

Заключение. Источники

Покупатели все охотнее приобретают домашние кинотеатры. DVD, объемный звук, широкий формат создают более натуральное восприятие происходящего на экране. Несмотря на то, что большинство современных DVD-фильмов выпускается в формате 16:9, далеко не все телекомпании успели перейти на него.

Провайдеры кабельного и спутникового телевидения добавляют все больше широкоформатных каналов, так что со временем формат 16:9 станет более распространенным. Эта тенденция приведет к тому, что цены на телевизоры с соотношением сторон 16:9 станут более доступными.

Однако, покупая телевизор, внимательно подумайте, прежде чем отдадите предпочтение тому ли иному формату. Учитывайте свои зрительские предпочтения и то, как новый телевизор будет соответствовать вашим потребностям.

Подготовлен по материалам About.com: Hometheater

Сегодня широкоформатные игровые мониторы со сторонами 21:9 становятся популярнее день ото дня. Работая на них, легко смотреть фильмы и монтировать собственное видео, а некоторые любители собирать игровые системы из пары мониторов уже всерьез начинают задумываться над приобретением одного широкоформатного.

Для сферы игр данная перспектива также кажется вполне заманчивой, поскольку изгиб экрана способствует созданию особой атмосферной панорамы, где изображение начинает как бы обволакивать зрителя, захватывая внимание геймера целиком.

Однако приобретение такого монитора просто «для пробы» — дорогостоящее удовольствие. А вдруг не подойдет или не понравится? А что, если поддерживаться будут не все игры? И вообще: каких именно подводных камней следует ожидать владельцу новомодного экрана UltraWide?

Определяем задачи

Для тестирования нами был запрошен 34-дюймовый монитор LG 34UC98-W с родным разрешением на 3440×1440 точек. Именно при помощи него мы и станем тестировать различные проекты.

Однако даже без проведения тестов можно сразу сказаться, что многие игры в данном разрешении веду себя совершенно по-разному. Какие-то запускаются без проблем, выдавая обзор по всей ширине дисплея. Другие же дают изображение по центру с соотношением 16:9, добавляя по сторонам черные полосы. Сразу же стоит отметить, что последнее, как правило, касается только проектов соревновательного характера, что сделано нарочно, дабы не наделять преимуществом отдельных игроков. Кроме этого, определенная часть игр просто еще не подготовлена к широкоформатным мониторам и первое время капризничает, однако их легко можно уболтать при помощи простенькой утилиты либо специального патча.

Во время тестирования мы будем проверять работоспособность соотношения 21:9 на конкретных примерах, какие игры будут поддерживать его изначально, как они поведут себя и какое поведение будет в порядке вещей, а какое в роли исключения из правил.

Очумелые ручки

Первым делом мы запустили The Elder Scrolls: Skyrim, который, надо сказать, непростой пациент. И хотя данная часть серии является самой свежей, разработчики так и не позволили запускать игрушку стандартными методами в 21:9. Но довольно быстро мы нашли как это можно исправить. В Steam-клиенте существует приложение Skyrim Script Extender, которое дает возможность играть без «полей». Для этого достаточно просто изменить вручную разрешение в одном файле, после чего можно будет запускать игру без предварительного экрана с последующим выбором настроек и модификаций. Но, если вы будете запускать игру посредством лончера, то черные поля снова появятся.


Подобного рода трюки придется выполнять и при желании запустить и другие проекты Bethesda – в Fallout 4 нас снова встретили черные полосы. Решение аналогичное, результат впечатляющий. И хотя внутриигровые видео демонстрируются в старом разрешении, в то время как определенные элементы интерфейса отображаются с некоторыми огрехами.

The Phantom Pain также отказался включаться без дополнительных полей. Однако народные умельцы уже успели решить данную проблему, выпустив небольшой патч, который дает возможность игре раскрыться во всей красе на широкоформатном мониторе. Просто скачиваем программку, щелкаем пару клавиш, после чего перед вами – красивейшие пейзажи Афганистана в 3440×1440-разрешении.

Обделили программным ограничением и разработчики Mortal Kombat X. При этом последняя часть полюбившегося многим файтинга упорно отказывалась рисоваться в 21:9. В данном случае на помощь пришла универсальная программа под названием Flawless Widescreen . Она способна решать проблему с соотношением сторон не только для этой игры, но многих остальных тоже. Мы еще не раз помянем этот софт добрым словом – одно нажатие клавиши перед включением, и боковых черных полос словно и не было никогда. Главное здесь – не заходить вместе с ней в соревновательных играх в онлайн, а то за такое неучтенное преимущество можно и бан схлопотать.


Если так вдуматься, то существует масса игр, где лишние сантиметры обзора способны в корне поменяться исход идущего боя. В свете всего этого даже удивительно, что, к примеру, Dota 2 как по часам работает на UltraWide и без дополнительного вмешательства, выдавая полноценное соотношение 21:9. Ну, практически полноценную – изредка поглючивая. При этом карта упорно не хочет занимать выделенную часть пространства внутри рамки, где текстовые сообщения в процессе игры частично закрываются изображениями. При этом одним пользователем с форума WideScreen Gaming було выпущено даже исправление данной ошибки, однако каждое новое официальное обновление возвращает баг с картой. Что ж, такое тоже бывает.

Шансов нет

Broken Age от создателей Double Fine является одним из немногих проектов, где проблему с черными полосами решить и вовсе не удалось. Здесь с любовью прорисованный виртуальный мир не получится перенести в 21:9, только растянув изображение, исказив тем самым все пропорции, чего делать, конечно, не стоит.

Также существует серия игр, для которых запуск на широкоформатных мониторах невозможен по другой причине: для них такое решение категорически запрещено. При этом StarCraft 2 принципиально будет запускаться только с соотношением 16:9, оставляя по бокам полосы. Судите сами, это именно тот момент, когда дополнительное обзорное пространство является огромным преимуществом для геймера.


Аналогичная ситуация с еще одним проектом от Blizzard – боевиком Overwatch. Хотя в данном случае преимущество владельцев широкоформатной техники было бы не столь существенным. Но похоже, что разрабы всерьез метят в сторону киберспорта, а потому настаивают, чтобы все находились на равных условиях.

Проекты идеальные для UltraWide

Однако подавляющее большинство современных игр не просто способно работать с соотношением сторон 21:9, они делают это без каких-либо проблем, выдавая при этом просто потрясающую панораму. К примеру, нам сильно понравился Hitman: Absolution, который с ходу запускается в требуемом разрешении.

Не менее приятно удивили нас Cities: Skylines, SOMA, а также Grand Theft Auto V. Также порадовала игра Banner Saga 2, которая в миг запустилась в разрешении 3440х1440. Просто шикарно выглядит новый , который мы даже запустили сразу при помощи 3 LG-мониторов, образуя полукруглую панораму. Впечатления, прямо сказать, просто невероятные. Из числа новых проектов без сложностей запустился на широкоформатном мониторе и Homefront: Revolution.


В некоторых из перечисленных игр отснятые заранее кат-сцены выводились со знакомыми черными полосами, но в сценах, вырисовывающимися самим движком, например, в GTA V, таких проблем, разумеется, нет. Программа Flawless Widescreen исправно делает свое дело, где с нашей стороны задается только один риторический вопрос: почему огромная технологичная компания Rockstar изначально не сделала полноценную поддержку UltraWide?

Вывод

Что ж, новые широкоформатные мониторы сегодня совместимы далеко не со всеми играми, в особенности это касается старых проектов. Часть из них запустится в пропорциях 16:9, демонстрируя при этом пустые поля по сторонам. Но чем свежее игра, тем больше шансов, что она способна вырисовывать изображение по всей ширине монитора.

И если это так, то вы сможете получить глубину погружения и игровой опыт, которые не обеспечит вам ни одни экран традиционного типа. И это больше касается проектов с высокими скоростями, будь то симуляторы и гонки, а также игр со сногсшибательными пейзажами наподобие третьего «Ведьмака», последней GTA и всего, что между ними.


Стоит ли сегодня приобретать широкоформатный монитор? Еще год назад мы бы точно сказали, что нет. Однако сегодня уже можно над этим призадуматься. Чем дальше мы будем идти, тем лучше будет поддержка формата 21:9. Совсем скоро никому уже не потребуются любительские патчи, направленные на приучение игр к UltraWide.