Песня как хорошо писать в друзьях. Как сочинить текст песни? Практические советы поэта-песенника новичкам в творчестве

Как написать текст песни? Для любого музыкального исполнителя, который стремится к самовыражению, рано или поздно встает вопрос о создании собственных сочинений – песен или инструментальных композиций.

В то время как инструментальная музыка может трактоваться людьми как угодно, песня является универсальным средством, позволяющим донести свои мысли до слушателя в более или менее ясном виде. Но часто сложности начинаются именно при написании текста. Ведь чтобы вызвать в душах поклонников отклик, он не должен быть просто срифмованными строчками! Конечно, можно воспользоваться чьими-то стихами, помощью или положиться на капризное вдохновение (а вдруг!). Но всегда лучше самому знать, как написать текст песни правильно.

Вначале всегда должна быть идея!

Чтобы никого не упрекнули в банальных песнях, всегда нужно, чтобы в каждой из них до слушателя доносилась определенная идея. А ей может стать:

  1. важное событие в обществе, получившее большое осуждение или восхищение у массы людей;
  2. лирические переживания (идеально для создания любовных песен и лирических баллад);
  3. вымышленное событие в понравившемся фантазийном мире;
  4. «вечные» темы:
  • противостояние отцов и детей,
  • отношения между мужчиной и женщиной,
  • свобода и рабство,
  • жизнь и смерть,
  • Бог и религия.

Идея найдена? Значит, теперь необходим мозговой штурм! Все мысли и ассоциации, которые только могут возникнуть по поводу нее, должны быть записаны на бумагу и собраны в одном месте. Но рано их еще облекать в какую-то определенную форму. Гораздо удобнее для дальнейшей работы записать все в виде обычного текста.

Также лучше, если на этом этапе будет придумано и рабочее название для создаваемого шедевра. А несколько заранее подобранных вариантов названия в итоге создадут больше простора для творчества.

Форма: все гениальное – просто!

Если аранжировка для будущей песни еще не продумана, то лучше всего форму текста сделать универсальной, а значит – максимально простой. Начинать при этом всегда стоит с .

Самыми простыми из стихотворных ритмов являются двудольные ямб и хорей. Главный плюс здесь в том, что в основном люди, способные на написание стихов, невольно используют именно их. А значит, что не придется специально подбирать подходящие по расположению ударения слова. Более того, стихи в двудольном размере легче воспринимаются на слух и способны подойти под подавляющее большинство мелодий.

К простоте стоит стремиться и при определении длины строки стиха. Самые оптимальные из них те, в которых между знаками препинания имеются 3-4 смысловых слова. Такие строки для удобства восприятия в середине не придется разбивать рифмовкой. Но в том случае, если текст пишется на уже готовую музыку, то при выборе его формы во избежание диссонанса отталкиваться стоит именно от заданного ритма и мелодии.

Кроме того, если хочется внести в слог и ритм песни больше интересных особенностей или изобрести какую-то свою форму, то не нужно себя ограничивать. Ведь главное отличие текста песни от любых стихотворений – он может быть любым! Но при этом нужно твердо понимать, что не все текстовые решения могут быть в итоге приняты поклонниками. На этом подготовительные этапы закончены. И именно сейчас написание текста песни становится действительно творческим процессом.

Выделение главного и расстановка акцентов

Возможно, что в данный момент вдохновение, призванное долгим и продуктивным процессом создания, придет на помощь и поможет. Но если все условия созданы, а музы нет, то нужно просто начать с выделения главного.

Самая значимая ассоциация, самая емкая смысловая фраза и самая яркая аллегория из придуманных ранее – вот то, что нужно выбрать за основу. Именно эта мысль должна стать ключевой для повторяющегося рефрена или припева. Также она может быть отражена и в названии песни.

Куплеты, если они планируются, лучше всего придумывать после, производя, таким образом, смысловую шлифовку текста и расставляя необходимые акценты. А остальные доработки вносить по мере необходимости до тех пор, пока готовый результат полностью не устроит.

Конечно, можно сильно не задумываться над тем, как написать текст песни, а положиться на случай и вдохновение, ведь какого-то полностью универсального алгоритма не существует. Но, в любом случае, следуя изложенным рекомендациям, всегда можно получить продуманный, интересный и грамотный текст песни.

P.S. Вот только не надо думать, что написать текст для песни – это очень сложно и как-то “заумно-ботанично”. Песня выливается из самого сердца, мелодии создаёт наша душа. Посмотрите это видео, заодно и развеетесь да приободритесь – ведь всё гораздо проще, чем мы себе представляем!

Каждому, кто когда-либо писал песни или стихи, знакомы такие явления, как писательский блок, полная пустота в голове или нежелание делиться чем-то важным. Вполне возможно, вы написали уже пару тысяч песен, но все еще время от времени сталкиваетесь с такими проблемами.

Недавно сайт для музыкантов SpinDitty.com провел опрос среди сорока тысяч сонграйтеров:

Также на сайте было собрано около пары сотен тем/названий, которые могли бы вдохновить тех, кто не может придумать, о чем же написать песню. Приведем примеры в оригинале с переводом: во-первых, потому что многие в России пишут песни на английском, во-вторых, один только перевод порой выглядит довольно нелепо.

ИДЕИ ДЛЯ НЕОБЫЧНЫХ ЛЮБОВНЫХ ПЕСЕН

1. Love me sideways. («люби меня окольными путями»)

2. I love you almost as much as he does. («я люблю тебя почти так же, как любит тебя он»)

3. Love cuts like a plastic knife. («любовь режет, как пластиковый нож»(??!!)

4. Love is in the eye of the beholder, and I am blind in one eye. («любовь в глазах смотрящего, но я слеп на один глаз»)

5. Why do you love me? («почему ты меня любишь?»)

6. If you take too long to love me, I might die. («если ты будешь слишком долго в меня влюбляться, я могу умереть»)

7. Tomorrow never comes so love me yesterday. («завтра никогда не придет, так что люби меня вчера»)

8. Love is kinda funny. Is that why you"re laughing at me? («любовь – это типа смешно. Это поэтому ты смеешься надо мной?»)

9. When we get married, I don"t want you to just do the cooking and dishes . . . I want you to do other housework as well. («когда мы поженимся, я не хочу чтобы ты только готовила и мыла посуду… Я хочу, чтобы ты и другие штуки по дому делала»)

10. All I want from you is love and money. («все, чего я хочу от тебя – это любовь и деньги»)

ИДЕИ ДЛЯ ПЕСЕН О НЕНАВИСТИ

11. Hate is such a lovely word. («ненависть – такое прекрасное слово»)

12. Hate is not for lovers. («ненависть – не для влюбленных»)

13. I love life but I hate you. («люблю жизнь, но ненавижу тебя»)

14. I hate life but I love you. («ненавижу жизнь, но люблю тебя»)

15. You are #1 on my hatelist («ты первый/ая в моем хейт-списке»)

16. There"s a time for hating and it"s just around the corner. («существует время для ненависти, и оно почти наступило»)

17. Who gave you permission to hate me? («кто тебе дал разрешение меня ненавидеть?»)

18. Predictable hate («предсказуемая ненависть»)

19. I hate my job, but I hate everything else even more. («ненавижу свою работу, но еще больше ненавижу все остальное»)

20. Hate me («возненавидь меня»)

ИДЕИ ДЛЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПЕСЕН

21. Dance like you have ants in your pants. («танцуй, как будто у тебя муравьи в штанах»)

22. Stop dancing like that. («перестань ТАК танцевать»)

23. You make me wanna dance like a monkey. («из-за тебя я хочу танцевать, как обезьяна»)

24. Dancing to the music on my phone («танцую под музыку с телефона»)

25. Give dance a chance («дай танцу шанс»)

26. There"s a pole over there . . . («кстати, тут есть шест»)

27. The underwater squid dance («подводный танец кальмара»)

28. You"re too old to dance. («ты слишком стар, чтобы танцевать»)

29. Ugly man, sexy woman. («страшный парень, секси девушка»)

30. DJ, change that song. («диджей, смени пластинку»)

ИДЕИ ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПЕСЕН

31. Only four more years («еще лишь четыре года»)

32. Obama and his mama («Обама и его мама»)

33. Hang yourself with those puppet strings («подвесь себя на марионеточные нити»)

34. If Kennedy was alive today («если б Кеннеди был жив сегодня»)

35. If aliens ran our government («если бы правительством заправляли инопланетяне»)

36. The truth about the President"s wife («правда о жене президента»)

37. Senator Spacemonkey («сенатор Космическая Мартышка»)

38. Governor Terminator («губернатор Терминатор»)

39. What happens when politicians tell the truth («что происходит, когда политики говорят правду»)

40. The old white Republican («старый белый республиканец»)

ИДЕИ ДЛЯ ДЕПРЕССИВНЫХ ПЕСЕН

41. My happy ship is sinking («мой счастливый корабль тонет»)

42. Clothed in sadness («одет в печаль»)

43. The truth about happiness («правда о счатье»)

44. If you test me, you will fail («если ты проверишь меня, я провалюсь»)

45. Give sadness a chance («дай печали шанс»)

46. Why do you always have to be happy all the time? («почему нужно быть всегда счастливым?»)

47. The power of negative thinking («сила негативных мыслей»)

48. Once I was sad, but now I"m in despair («я был в печали, а теперь я в отчаянии»)

49. Why do you take pleasure in my sadness? («почему моя тоска доставляет тебе удовольствие?»)

50. Stop staring at me («хватит на меня пялиться»)

ИДЕИ ДЛЯ «СТРАННЫХ» ПЕСЕН

52. Alien superstar («пришелец - суперзвезда»)

53. Goodnight whispering statue («статуя, шепчущая «спокойной ночи»)

54. Sidewalk chicken («курица на тротуаре»)

55. Kiss-o-tronic

56. Robot with a lisp («шепелявый робот»)

57. Made in Taiwan («сделано в Тайване»)

58. Party in the underworld («вечеринка в подземном мире»)

59. Multicoloured God («разноцветный бог»)

60. Magnet Valley («магнитная долина»)

ИДЕИ ДЛЯ ПЕСЕН О ЗЛОДЕЯХ, ТИРАНАХ И ДИКТАТОРАХ

61. Charles Manson

62. Hannibal Lecter

63. Bonny and Clyde

64. Jack the Ripper

66. John Dillinger

68. Cherokee Bill

70. Saddam Hussein

Да, некоторые из этих строчек выглядят совершенно нелепо. Но наш мозг парадоксальным образом иногда начинает работать, когда мы видим коряво написанную строчку, незаконченное предложение, обрывок фразы и т.д.

Каждый знает, что такое страх белого листа или пустого экрана компьютера. Мы начинаем писать строчку и зачастую думаем, как ужасно и жалко она выглядит по сравнению с безразличием и холодом белого пространства вокруг. Как же побороть этот страх? Вот несколько способов:

Посвящайте ежедневно некоторое время написанию песен – неважно, каким количеством часов или минут вы располагаете. Важно, чтобы вы привыкли к ежедневному ритуалу.

Позволяйте себе писать все, что приходит в голову, даже если ваши мысли и поэтические строки вам совсем не нравятся. Не критикуйте себе. Когда у вас есть что-то написанное на бумаге, у вас есть то, что можно исправлять и над чем можно работать.

Помните, что какая-то тема лучше, чем отсутствие темы, какая-то песня лучше отсутствия всякой песни.

Поставьте себе цель писать конкретное количество песен в неделю. В 1943 году Вуди Гатри решил писать по песне в день. Все ли эти песни были хороши? Едва ли. Зато он тренировался каждый день и увеличивал возможность для выбора песен для дальнейшей работы.

КАК ГЕНЕРИРОВАТЬ ИДЕИ?

Метод №1: как прошли ваши выходные

1. Запишите все, что с вами происходило в выходные. Что вы ели, о чем вы говорили, что делали, какая была погода, какие люди вас особенно раздражали. Вспомните, как вы себя чувствовали.

2. Как только вы запишете все, прочитайте это и постарайтесь выделить, что именно было для вас наиболее важным. Почему вы записали конкретные события? Может быть, вы поссорились с кем-то важным, но до этого записали, как вы рассматривали трещину в потолке? Что интересного было в этой трещине, о чем вы думали, рассматривая ее? Узнали ли вы что-то новое о себе или ком-то другом? Запомните, в процессе ответов на свои вопросы нет ничего правильного или неправильного.

Метод №2: 60 вещей о вас

1. Возьмите лист бумаги и сделайте список из шести пунктов: например, «то, что я в себе ненавижу», «то, что я в себе люблю», «люди, которых я люблю», «люди, которых я уважаю», «вещи, которые меня раздражают» и «места, в которых я побывал». Список можете делать по своему усмотрению, там могут быть такие пункты, как «вещи, которые меня пугают» или «сказанные мной слова, о которых я сожалению» - как вам захочется.

2. Как только у вас появится эти шесть пунктов, перечислите все вещи, имена и названия, которые их касаются. Загвоздка в том, чтобы делать это быстро, давая себе по минуте на каждый пункт.

3. Как только у вас будет список из 60 образовавшихся наименований, вычеркните из каждой десятки по семь – пусть останется лишь три. Затем из этих трех вычеркните два, чтобы осталось лишь по одному на каждый пункт.

4. Вычеркните из списка три пункта, чтобы осталось лишь три. Ваши лучшие идеи выйдут из этих пунктов и определений. Та причина, почему вы оставили их, в том, что они наиболее сильно резонируют с вами. То, что все остальное резонирует не так сильно – это не страшно. Именно поэтому нужно написать много, в данном случае 60 слов, чтобы выбрать самое главное.

5. Теперь начинайте писать. И не останавливайтесь, пока не закончите. Ведь вы пишете песни, чтобы заканчивать их, не так ли?

Метод №3: «время, когда я…»

Соедините два предыдущих метода, и как пункты запишите следующие вещи:

Время, когда вы пребывали в страхе;

Время, когда вы были влюблены;

Время, когда вы чувствовали себя уязвленными;

Время, когда вы были счастливы;

Время, когда вы были одиноки;

Время, когда вы потеряли то, что любили.

Теперь запишите по десять вещей о каждом из этих времен и действуйте так, как описано выше.

Метод №4: крадите

Окей, воровать идеи и не нужно, а вот вдохновляться все же стоит научиться:

Фильмы, сцены, строчки из сценариев;

Художники и цвета;

Здания и архитектурные стили;

Песни, мелодии, стили, биты;

Чем более подробно вы разберете то, что вам нравится, чем более специфичны будут ваши суждения, тем больше оно принесет вам пользы. Начните писать песню со строчки из фильма, возьмите бит, который вам понравился, а затем после того, как образуется ваш собственный материал, просто измените «исходники». Это не воровство – это искусство!

В мой адрес иногда приходят письма, в которых есть просьба посмотреть и отредактировать тексты песен.

Это навело меня на мысль написать небольшое руководство «по пользованию», обобщив характерные ошибки и недочёты начинающих поэтов-песенников. В последнем словосочетании ключевое слово второе — песенник. Именно к ним и обращена моя публикация. Априори подразумевается, что поэтические навыки ими уже приобретены. Также я немного коснусь и работы музыкантов с текстами песен.

Итак, вы решили попробовать сочинить стихи и хотите, чтобы они стали песней. Если вы сами не играете на инструментах, не работаете с музыкальными программами и сами не сочиняете мелодии, то вам надо очень постараться, чтобы ваш текст привлёк внимание музыкантов.

Как известно, для того чтобы песня стала более-менее приличной, надо сойтись пяти составляющим. Это текст, мелодия, аранжировка, исполнение и звук (работа звукорежиссёра). И если хотя бы один из этих факторов выпадает по качеству, то конечный результат уже не будет таким привлекательным. Так что хороший текст — это только 1/5 часть залога успешности песни. Один человек редко обладает таким талантом, знаниями и качествами, чтобы в одиночку «сотворить» достойную песню. Поэтому, как правило, в этом процессе задействовано несколько людей. Но и в этом случае далеко не всегда удаётся достичь нужного результата.

Итак, давайте поговорим об одной составляющей части песни — тексте .

Стихи и песенный текст, как говорят в Одессе — две большие разницы. Это как в живописи создавать произведения на холсте и на стене дома (граффити), требуются разные инструменты и используются разные приёмы и законы жанра.

Итак, прежде всего вы должны подать свой товар (текст песни) «лицом», и внешне он должен выглядеть прилично . Грамматические ошибки легко увидеть в специальных редакторах. Знаки препинания — это просто головная боль, но и здесь не всё так безнадёжно, надо только приложить усердие и внимательность. Каждую новую поэтическую строку начинайте писать с большой буквы — это общепринятый элементарный «этикет жанра».

Обычный формат звучания песни должен занимать время от 2 мин. 30 сек. до 4 мин 30 сек., хотя могут быть и отдельные исключения. Такие рамки времени обусловлены особенностями слухового восприятия человека и форматами эфира на радио и ТВ.

Вот несколько примеров стандартного построения песни, хотя могут быть и другие структуры:

Куплет — Припев — Куплет — Припев (2 раза)

Куплет — Припев — Куплет — Припев — Бридж — Припев

Куплет — Припев — Куплет — Припев — Куплет — Припев (2 раза)

Иногда практикуется «сдваивание» первого куплета. Допустим, в первом куплете 8 строк, а во втором и, если есть третий куплет, — 4 строки. Это способствует более полному раскрытию темы песни уже в самом начале.

Вы сами можете рассчитать примерное время звучания будущей песни, исполнив её слова. Учитывая, что ещё будет музыкальное вступление (до 15 — 30 сек.) и проигрыш (обычно перед заключительными припевами), то можно смело приплюсовать ещё одну минуту на «чистую» музыку.

Если вы не сочиняете текст для романса или баллады (там припевы, как правило, отсутствуют), то обязательно сами выделяйте припев . Не делайте так — написали просто пять-семь четверостиший (строф) и пусть потом сам музыкант выискивает — из какой строфы «слепить» припев. Это неправильно!

Припев — это основная часть песни и именно ему надо уделять наибольшее внимание. Должен «цеплять» именно припев. Его смысловая нагрузка должна объединять всю песню. И в то же время — в припев не рекомендуется вносить какую-то новую информацию и отдельные детали, для этих целей существуют куплеты. Если в куплете очень важен смысл, то в припеве уже важнее музыкальная сторона.

Название песни желательно отображать именно в припеве. Поэтому с названием песни определяйтесь только после сочинения припева. Хотя есть и исключения из этого правила — в припеве просто иногда структурно (из-за стихотворного размера) нет места для прописывания задуманного названия. В этом случае идея названия песни должна прозвучать в куплетах неоднократно.

Красота припева не в последнюю очередь достигается сменой ритма относительно куплетов. Поэтому я рекомендую в припеве менять не только количество стоп по сравнению с куплетом, но и менять сам размер (метр) стиха.

Для наглядности приведу два примера. В первом примере куплет и припев отличаются только количеством стоп при одинаковом метре. В нашем случае это ямб — двухсложная стопа с ударением на втором слоге, и в стихотворной строке — с ударением на чётных слогах (гласных) 2-й, 4-й, 6-й:

___________________________

Фрагмент куплета (ямб):

Зашторено окно,

Открытое вино,

Но я пьяна совсем не от него.

Фрагмент припева (ямб):

Тебя люблю, поверь, живу

Одной твоей любовью.

____________________________

Чтобы было ещё нагляднее, я обозначу ударные гласные буквы вертикальной чертой (I), а безударные гласные горизонтальной (-).

Теперь те же самые фрагменты перепишем уже символами:

____________________________

Фрагмент куплета (ямб):

- I — I — I

- I — I — I

- I — I — I — I — I

Фрагмент припева (ямб):

- I — I — I — I

- I — I — I —

____________________________

В следующем примере (ниже) меняем уже сам метр стиха. В куплете применяем амфибрахий — это трёхсложная стопа с ударением на второй слог (- I -), и в строке с ударением на 2-й, 5-й, 8-й слоги (гласные).

В припеве же используем хорей — это двухсложная стопа с ударением на первом слоге (I -), и в строке с ударением на нечётных слогах (гласных) — 1-й, 3-й, 5-й, 7-й

____________________________

Фрагмент куплета (амфибрахий):

Сегодня волшебная ночь,

Дурманом блаженство разлито.

- I — - I — - I

- I — - I — - I —

Фрагмент припева (хорей):

Обними меня, возьми.

От любви с ума сведи!

I — I — I — I

I — I — I — I

____________________________

Такая смена метра изначально придаёт контрастность припеву и немного облегчает музыкантам задачу сочинения более яркой относительно куплета мелодии припева.

Когда вы сочиняете текст песни, то сами для себя уже должны определиться с примерным темпом будущей мелодии, хотя это потом может и не совпасть с видением песни музыкантом. Можно даже делать визуальные «наводки», подсказки запланированного темпа в виде разделения строк, но тогда придётся немного «напрягаться» для нахождения рифм. Каждая выделенная строка должна иметь свою рифму.

Поясню это на примере уже приведённого выше фрагмента припева. Попробуйте напеть любую мелодию на эти две строки:

________________________

Обними меня, возьми.

От любви с ума сведи!

________________________

А теперь я разделю эти строки другим образом и у вас уже «родится» в голове другая мелодия. Это и есть «подсказка» для музыкантов.

____________________

Обними

Меня,

Возьми.

От любви

С ума

Сведи!

____________________

Вот послушайте, как это звучит. Композитору я никогда и ничего не советую, она сама чувствует по написанным строчкам нужный ритм.

Точно также можно разделить и следующие строки (ниже), написанные АНАПЕСТОМ (- — I), «запрограммировав» тем самым, что эти слова будут спеты не на одном дыхании — быстро, а более медленно:

____________________

Подожди, не спеши уходить.

Вот дожди вновь пошли с неба лить.

- — I — - I — - I

- — I — - I — - I

Подожди,

Не спеши

Уходить.

Вот дожди

Вновь пошли

С неба лить.

_____________________

Старайтесь никогда не допускать сбоя стихотворных размеров. Если начали писать строфу в ямбе, то доводите и остальные строки строфы (четверостишия) в этом же метре. Только когда наберётесь большого опыта, то можно будет экспериментировать с комбинациями размеров в одной строфе, вставлять своего рода стихотворные синкопы, а иначе музыканты голову сломают, сочиняя мелодию, а то и вовсе откажутся писать музыку на ритмическую «белиберду», ведь в музыке точно такие же законы гармонии, как и в стихосложении.

Приведу пример такой комбинации различных размеров. В песне на мои слова «Наши дороги» в куплете применяется один метр, а в припеве — микс из двух других:

Хочу ещё уделить немного вашего внимания постановке «литературного» ударения в стихотворных строках со трёхстопными метрами: анапест (- — I), амфибрахий (- I -), дактиль (I — -). Даже те, кто уже имеет большой опыт, зачастую пренебрегают этим правилом, что не есть хорошо.

Давайте рассмотрим следующую строку, написанную анапестом. Метрические ударения, соответствующие этому размеру я выделил большими буквами.

__________________________

я возьмУ твою бОль на себЯ

- — I — Ю I — - I

__________________________

Здесь слово « твою» стоит в безударном промежутке, но ведь у этого слова имеется собственное литературное ударение — «твоЮ».

Так вот, это литературное ударение не должно стоять перед метрическим ударением («бОль»), а только после него.

Значит нужно менять конструкцию или порядок слов. В конкретном случае всё исправить очень легко:

я возьмУ боль твоЮ на себЯ

- — I O — I — - I

______________________ _________

Не рекомендуется писать длинные строки, если только вы не сочиняете тексты для читки рэпа. Максимальная длина поэтической строки для песни должна быть не более 12 слогов (гласных букв), а иначе это будет выглядеть прозой с зарифмованным окончанием строки. Да и для музыкантов сужается поле действия — распевы (длинные ноты) получится сделать только на последнем слоге, а иначе это будет местами быстрый речитатив, а не пение.

Оптимальная длина строки — от 5 до 11 слогов. Лично я люблю короткую строку (2 — 5 слогов), но это очень значительно усложняет процесс сочинения, так как резко ограничивается доступ к «рабочему материалу» — словам. Такие построения строк я называю танцами на носовом платке. Но зато музыкантам полное раздолье: хочешь — растягивай вокал до оперного, хочешь — ускоряй:

________________

Только когда

Стынет земля —

Птицы летят

К югу,

Там где-нибудь

Нужно чуть-чуть

Им переждать

Вьюгу.

Вот и порой

Надо с тобой

Нам переждать

Холод —

Нашей любви

Тихо уйти

Надо не дать

Повод.

Вернусь к сочинению куплетов. Основное требование к ним — раскрыть тему, сюжет, дать описание, нюансы.

Технически правильно сочинить куплеты гораздо тяжелее, чем припев.

Сложность заключается в том, что приходится «тиражировать» структуру первого куплета на второй и третий. Для чего делается такое копирование? А для того, чтобы музыкант только один раз сочинил мелодию куплета и автоматически перенёс её на последующие куплеты, варьируя при необходимости для «развития» песни только громкость, темп и тональность.

Но слепого копирования стихотворного метра и длины строки тут мало. В идеале, который соблюсти неимоверно сложно, нужно копировать цельные фрагменты внутри каждой соответствующей строки. Я поясню свою мысль.

Допустим, последняя строка (или первая, вторая, третья) в первом куплете звучит так:

________________________

Срывающий любви плоды.

- I — I — I — I

_________________ ______

Мы видим, что музыкант при сочинении мелодии может потенциально сделать паузы в двух местах (между словами) и удлинить ноты для вокала здесь (выделено большими буквами):

_______________________

срывАющИй любвИ плодЫ.

_______________________

Значит, и в соответствующей строке других куплетов нужно сохранить точно такую же фрагментную структуру.

И хотя музыкант может не делать указанные мной выше манипуляции, но мы всё равно на всякий случай должны предоставить ему такую возможность — без проблем повторить мотив первого куплета в соответствующих строках остальных куплетов.

Допустим, музыкант сочинил тему, опираясь на текст первого куплета, и у него в мелодии есть пауза между словами «срывающий» и «любви». Значит, если у нас в других куплетах будет строка вот такого плана:

_______________________

тебЯ забУду нАвсегдА

- I — I — I — I

__________________ _____

то мы не сможем повторить мелодию первого куплета, так как тогда придётся делать паузу в середине слова «забуду», то есть разрывать его пополам:

______________________

тебЯзабУ дунАвсегдА

_______________________

Значит нужно обязательно подстраиваться под структуру строк первого припева. Вот пример такого правильного построения:

_______________________

Опять — Прощай! Опять перрон.

опЯтьпрощАй опЯть перрОн

- I — I — I — I

_______________________

Можно, конечно, всего этого не делать, но тогда у музыканта намного ограничатся варианты для сочинения мелодии. Я поэтому и люблю короткую строку, так как в этом отношении там всё гораздо проще.

Работая над текстом песни, надо учитывать не только последующую работу музыканта, но и вокал исполнителя, то есть нужно написать такой текст, который можно было бы петь. А как вы знаете, не все стихи, даже самые лучшие и красивые поются. Конечно, спеть-то можно всё что угодно, но приятным для уха это не будет.

Для исполнителя нужно облегчать вокал максимально, чтобы он сумел раскрыть и достойно представить мелодию. Для этого нужно стараться подбирать фонетически легко произносимые слова и словосочетания. Чем больше гласных букв, тем лучше. Чем больше открытых (на гласные) окончаний слов и строк — тем лучше. Чем чаще идёт одиночное чередование гласных и согласных букв — тем лучше. Чем меньше фрикативных и глухих шумных согласных (при артикуляции в ротовой полости происходят турбулентные колебания воздуха) — Х, П, Ф, Т, С, Ц, Ш, Щ, Ч, Ж — тем лучше для вокала.

Это только гениальный Владимир Высоцкий умел «петь согласными» — Р, Ж, З, а обычный человек поёт гласными буквами.

Старайтесь не допускать удвоения, утроения подряд и тем более учетверения таких согласных. Учитывайте не написание, а произношение — «сеРДЦе» произносится без буквы «д» — «серце». Окончания слов на -ться произносится как «ца».

Если по ряду причин изменить текст проблематично, то музыканты должны обращать внимание на некоторые словосочетания, где выстраивается целый ряд согласных букв — «форпоСТ ТЩеславия». В таких местах в мелодии нужно делать паузы, а иначе у вокалиста во рту будет каша. Но, если есть возможность заменить не вполне «вокальные» слова на другие, то делайте это не задумываясь.

Конечно, учесть всё абсолютно очень трудно и почти невозможно, но, по крайней мере, стремиться к этому надо.

Нельзя забывать, что написанное на бумаге — не всегда правильно воспринимается на слух. Так слово «бесспорно» может послышаться как «без порно».

Так что всегда старайтесь свой текст напевать, чтобы на слух не допускать подобных казусов.

Также старайтесь избегать смысловой двойственности. Приведу самый яркий пример — строчка опять-таки из сталинского варианта Гимна СССР:

______________________________

И Ленин великий нам путь озарил.

______________________________

Вот и пойми после этого — то ли это Ленин великий, то ли путь. После этого «ляпа» над Сергеем Михалковым потом ещё десятилетиями подшучивали.

Скажу немного о специфике рифмы в песенных текстах. Абсолютно не бойтесь применять неточную рифму. При вокальном исполнении неточность нивелируется (России — красивы, любимый — одни мы).

Теперь что касается «пресловутых» глагольных рифм.

Глагольные рифмы маститые поэты стараются по возможности избегать — это дело чести, так как в узком кругу мэтров поэзии считается «дурным тоном» рифмовать глагольные пары (из-за лёгкости их нахождения), как в нашем примере «летать — топтать», а для начинающих любителей поэзии это свойственно и приемлемо.

В песенных текстах, в отличие от стихов, повторы имеют полное право на существование, не бойтесь их делать:

__________________________

Никогда, никогда, никогда

Мне такую, как ты — не найти.

__________________________

Только не переусердствуйте и употребляйте повторы к месту. Избегайте повторов, которые на слух могут быть неоднозначно услышаны ухом:

_________________________

МноГО, МНОго, много.

_________________________

Иногда даже уместны повторы целых строк, но эти нюансы уже надо согласовывать с музыкантом, если он берётся за ваш текст.

Вот пример песни, в которой композитор сама предложила мне сделать множественные повторы строк:

Кстати, никогда не «упирайтесь рогом» в незыблемость своих скрижалей. Если музыкант предлагает вам что-то изменить в тексте, попытайтесь понять, что он хочет — немного сместить смысловой акцент или может только подправить метр под его наметившуюся мелодию. Ведь очень часто музыкант видит ритмическое построение четверостишия немного по-другому, чем оно написано. Одним словом — прислушивайтесь друг к другу обязательно!

От профессионализма музыканта зависит правильность выбора стиля песни для конкретного текста. И только он определяет, что подойдёт для данных слов песни — рок, вальс, танго, романс, босса-нова.

Старайтесь не перегружать текст песни эпитетами, всему есть мера, с тропами тоже не переусердствуйте. Старайтесь делать свой язык более «человеческим» (но это моё субъективное мнение). Песня — это не научный трактат, а произведение искусства. «Заумные» мысли, образы и обороты будут только ломать мозги слушателю, песни предназначены (в основном) не для этого.

Не пытайтесь сразу поймать «бога за бороду» и с первого же раза написать свою Besame Mucho. Придётся изрядно потрудиться, написать не один десяток текстов, прежде чем на вас обратят внимание. Чем больше вы будете тренироваться в написании песен, тем с каждым разом они будут качественнее.

По окончании работы переписывайте свои черновики ещё раз начисто — и вы непременно увидите отдельные недочёты. И даже потом, уже при работе на клавиатуре, у вас могут возникнуть дополнительные идеи.

Сформулируйте для себя правило — если какое-то место в тексте вам кажется не точным, спорным (как бы — не очень), то смело убирайте, ищите замену этому, не уговаривайте себя — «и так сойдёт». Уж коль вам это место «не очень», то другим и подавно!

Вернитесь к своей работе через час, а лучше через день — и, посмотрев немного другим взглядом, вы сможете увидеть то, чего не заметили при сочинении.

Через год тоже надо возвращаться, ведь ваша техника не стоит на месте, и вы сможете ещё что-то улучшить. Ранние ваши работы (первый опыт) не пропадут, если через год-два вы вернётесь к ним с новым багажом знаний. Не каждый ваш песенный текст станет песней. Даже у больших мастеров-текстовиков не всё идёт как по маслу.

Необходимо также научиться писать слова на уже готовую мелодию. По своему опыту знаю, что это очень важное умение, так как около четверти песен написал таким способом. У каждого может быть выработана своя технология. Я обычно использую «рыбу», то есть напеваю на мелодию бессмысленный (но попадающий в ритм) набор слов, записываю его, выстраиваю метраж строк (- I — I — I) и на него «леплю» уже слова со смыслом.

Если вы пишете слова песни под конкретного солиста, то будет нелишним сначала внимательно прослушать несколько его песен. Иногда бывает, что вокалист недостаточно хорошо «тянет» некоторые гласные, а другие, наоборот, берёт очень уверенно. Эти моменты тоже надо использовать, допустим, в конце строки надо чаще ставить букву «и», а к примеру, букву «е» реже. Одним словом, нужно показывать сильные и «прятать» слабые стороны вокалиста.

Заканчивая эту статью, хочу повторить банальную истину: сколько людей — столько и мнений. У каждого свои вкусы, предпочтения и представления о прекрасном. Так что абсолютно всем ваши песни нравиться не могут, будут и критики. И если из ста человек ваша работа нравится десятерым — считайте это «ошеломляющим» успехом.

Будьте всегда людьми творческими: хотите — творите, хотите — вытворяйте.

Всем удачи и красивых песен!

РЭП – ритмическая американская поэзия, сегодня очень популярна по всему миру, Россия – не исключение. Многие поклонники этого жанра пытаются подражать звездам рэпа, составляя собственные тексты. Устраиваются даже батлы – импровизированные состязания между не профессионалами. Для тех, кто чувствует в себе задатки рэпера, приведём несколько советов от бывалых мастеров, которые могут помочь научиться сочинять собственные песни. Попробуйте свои силы, и кто знает, может, в ближайшее время вы будете читать рэп с большой сцены для многомиллионной аудитории.

Выбор темы

Здесь нужно сразу же сделать важную оговорку. Несмотря на кажущуюся простоту рэп-текстов, их создание подчинено ряду строгих законов. На самом деле, они имеют гораздо более сложную структуру, нежели обычные стихи, тем более тексты попсовых песенок.

Крючок

Крючок, то есть что-то вроде вступления. В рэпе он играет весьма существенную роль, так как несёт в себе основную мысль произведения, подготавливает слушателя к тому, что будет сказано в дальнейшем. Это как бы краткое содержание всей песни, в котором сконцентрирована главная мысль. Поэтому метры рэпа советуют начинать сочинение песен именно с крючка. А такое название данный элемент рэп-песни получил за то, что его предназначение – цеплять аудиторию. Именно на это свойство крючка нужно ориентироваться, составляя текст для него.

Мозговой штурм

Неопытному сочинителю очень сложно придумывать образы и одновременно рифмовать их. Со временем это умение обязательно придёт, но для начала стоит разделить две этих составляющих. Поэтому работу лучше начинать с так называемого мозгового штурма, в процессе которого составляется список интересных мыслей на разрабатываемую тему, придумываются подтверждающие эти мысли образы, понятия и т.д. Чем-то этот процесс схож с составлением тезисов к докладу, только здесь работа более творческая, разноплановая, а потому более интересная. Заканчивается мозговой штурм тем, что все придуманное распределяется в определенной последовательности, которая позволит прозвучать родившимся мыслям наиболее логично и убедительно.

Зарифмовка

На данном этапе начинается уже непосредственно сочинение текста. Все пункты мозгового штурма должны перевоплотиться в рифмованные строки. Нужно иметь ввиду, что в рэпе наиболее предпочтительным является использование так называемой внутренней рифмы, которая отличается от обычной тем, что рифмующиеся слова находятся не только в конце строки, но и внутри нее. Создавать такие стихи невероятно сложно, особенно, если нет соответствующего опыта. Поэтому начинать все же лучше с простых рифмовок, постепенно усложняя свои тексты с приобретением навыка. И еще важно помнить, что для рэпа четверостишие считается тем лучше, чем меньше оно укладывается в привычные правила и стандарты.

Подбор рэп минуса

Тем, кто не слишком хорошо разбирается в данном жанре, может показаться, что музыки как таковой в рэпе нет. Однако, она не только есть, но и играет решающую роль при сочинении текста, так как от ритма минус-бита зависит размер строки, ее темп и прочие важные характеристики текста. Поэтому прежде, чем приступать к окончательному оформлению придуманных ранее заготовок в полноценный рэп, нужно подобрать для будущей песни минус. Это можно сделать на специальных интернет-ресурсах, где подобные вещи продаются или раздаются бесплатно.

Структура песни

Итак, результатом предыдущих этапов стала некая идея, набор образов и мыслей в русле выбранной темы, а также их зарифмовка. А еще рэп минус, на который теперь все это нужно «положить». Для этого необходимо выстроить все это в единую систему, целостную конструкцию. Чем хорош рэп с точки зрения начинающих, так это тем, что при его создании нет строгих законов, в рамках которых приходится действовать. Конечно, есть некоторые правила, соблюдение которых позволит создать текст, наиболее комфортно воспринимаемый слушателями. Главное из них – средняя длительность куплета должна составлять 16 тактов, то есть строк.

Оптимизация текста

Когда текст будет готов, его следует отложить на некоторое время «в ящик», не вспоминать о нём и уж тем более не читать. А через несколько дней вернуться к своему творению. Совершенно точно, что перечитывая рэп после долгого перерыва, хороший автор обязательно обнаружит в нём лишние слова, неудачные обороты. Другими словами, найдёт, что вырезать или поправить. Такая оптимизация имеет очень большое значение, ведь в рэпе главное не красивая рифма и прочие атрибуты обычной поэзии, а смысл, который, как известно, теряется в мутных потоках лишних слов. Также многим мешают лишние неточные рифмы.

Петр, www.сайт

Анастасия Сергеева

Как написать песню так, чтобы она стала хитом?

Поиски универсального способа, как написать песню идеально, вряд ли к чему-то приведут; посмотрите даже на авторов признанных музыкальных шедевров — это все разные люди с отличающимся жизненным опытом, чувствами и мировоззрением, что играет важную роль в создании музыки. Но определенные технические приемы написания песен все же существуют. Какие именно — читайте далее.

С чего начать: текст или музыка?

Первый подход подразумевает написание текста, а затем накладывание на него музыки. Некоторым этот способ кажется непростым, ведь не каждое стихотворение можно красиво положить на музыку. Кому-то, наоборот, нравится этот способ больше, так как в готовом тексте потом легче музыкально подчеркнуть какие-то ключевые моменты.

При втором подходе на первый план выходит создание музыки, в то время как вместо текста автор может использовать бессмысленный набор слов с целью временно заполнить вокальную партию и правильно аранжировать песню. Именно таким образом Пол Маккартни написал всем известную песню «Yesterday»: мелодия пришла к нему во сне, поэтому он решил ее поскорее написать, наспех придумав текст под названием «Scrambled eggs» («Яичница-болтунья»).

Нет смысла ограничивать себя только одним из этих подходов — пробуйте оба, чтобы понять, какой вам удобнее. Единственное, что, начав с текста, вам нужно будет сразу подумать над темой композиции, а начав с музыки, написать под нее текст соответственно настроению композиции — грустный или веселый.

О чем писать

Подумайте, какая тема могла бы быть действительно интересна слушателям? Иногда люди слушают даже не самые удачные в музыкальном и вокальном плане песни просто потому, что им близок сам смысл, который она в себе несет.

Если вы решили написать песню в жанре электронной или поп-музыки, не пишите о слишком сложных вещах, которые будет трудно понять. Для таких направлений, как правило, наиболее характерны темы любви и развлечений.

В стиле кантри и блюз часто пишут тексты с элементами самобичевания и жалоб на жизнь. В хип-хоп текстах обычно встречаются показательное тщеславие, бытовая, сексуальная, а также социально-политическая тематика. Довольно разнообразны в этом плане стили рок-музыки — здесь встречаются самые разнообразные темы, от любви до социальной сатиры.

Придумайте название

Название песни — слово или строка, которая почти всегда встречается в самой песне, чаще всего в припеве, заставляя слушателя хорошенько ее запомнить. Хорошее название должно как бы суммировать всю песню целиком, выражая ее главную мысль.

Хороший заголовок не должен быть длинным — от одного слова до пяти. Наиболее характерно это для жанра поп-музыки, где названия по определению должны быть лаконичными и запоминающимися, чего длинное название в большинстве случаев гарантировать не может. Зато во многих стилях рок-музыки это вполне приемлемо: длинные заголовки песен стали фишкой таких групп, как, например, The Smiths и Fall Out Boy.

Кому-то проще сразу придумать название, а затем написать под него текст, а кто-то сначала пишет всю лирику целиком, и уже потом думает над заголовком — выбирайте, как вам удобнее.

Структура песни

Самый распространенный принцип построения песен — куплет-припев-куплет-припев-бридж-припев.

Но есть еще варианты: куплет-припев-куплет-припев-припев; куплет-куплет-припев-куплет-припев-бридж-припев; куплет-куплет-бридж-куплет; куплет-припев-куплет-припев-куплет-припев-припев — именно из этих нескольких элементов состоят практически все успешные песни.

В куплетах, как правило, раскрывается тема композиции, ее сюжет, который в итоге подведет слушателя к названию; мелодия каждого куплета одинаковая, а текст разный.

Припев — самая яркая и динамичная часть в песне. Он отличается от куплетов и мелодически, и гармонически. Неудачный припев может испортить всю песню.

Часто перед припевом идет так называемый предварительный припев (Pre-chorus), который иногда называют переходным мостиком или развитием. Его функция заключается в том, чтобы подготавливать слушателя к самому припеву.

Вставка, которая соединяет две части в песне, например, второй куплет с припевом и третий припев, называется бридж (Bridge). Он используется как пауза перед финальной частью трека и мелодически отличается от куплетов. Он не всегда содержит в себе текст и может исполняться в виде инструментального проигрыша.

Какую структуру выберет автор, зависит от его личных предпочтений, от темы, которую он стремится раскрыть, от настроения, которое хочет передать. Обратите внимание на структуру популярных и своих любимых композиций, возможно, это поможет определиться с вашей песней.

Создание музыки

Чтобы написать музыку к песне, понадобится научиться играть на одном из музыкальных инструментов, например, на пианино или гитаре — самых распространенных инструментах, которые используются для первичного создания мелодии.

После того, как вы придумали мелодию, нужно заняться ее аранжировкой. Аранжировка — это аккомпанемент к основному мелодическому ряду. Именно аранжировка делает песню многогранной, объемной и широко звучащей.

Впрочем, осваивать игру на музыкальном инструменте не обязательно, если весь процесс создания аранжировки вы хотите доверить профессиональному музыканту. При наличии развитого музыкального слуха вам будет достаточно лишь сочинить главные мелодии композиции и записать их на диктофон аранжировщику, который и будет потом иметь дело с этим материалом.

Если же вы хотите самостоятельно контролировать аранжировку, вы должны как минимум понимать, что такое мелодия, гармония, ритм, секция баса, обладать некоторыми знаниями о жанрах и стилях музыки, знать их ритмические и фактурные формулы.

Аранжировка песни начинается с определения музыкального стиля. Возможно, впоследствии вы добавите в нее элементы других стилей, что вполне закономерно, так как в своем чистом виде музыкальные направления теперь встречаются не так часто, но сейчас ваша цель — определиться с основным вектором движения.

Для разных стилей музыки характерно и использование разных инструментов, к примеру, для рок-музыки это звучание электрогитар и ударных, для кантри — акустическая гитара, скрипка и банджо, а электронную музыку сейчас вообще можно полностью написать с помощью специальных программ на компьютере.

При выборе музыкальных партий для вашей песни стоит учитывать и особенности будущего вокала, чтобы обилие разных инструментов не заглушало его.

  • Чтобы написать хорошую песню, вам надо научиться писать стихи . Стихотворный размер, способы рифмовки — все это используется и здесь, только с тем отличием, что текст надо будет потом совместить с музыкой. Поэтому многие авторы предпочитают писать сначала музыку, а уже затем подгонять под нее слова.
  • В каждом куплете должна раскрываться новая информация — для повторения существует припев. Куплет и припев должны четко друг от друга отличаться.
  • Эффективный текст — логически связанный и последовательный, а успешная песня не длится долго. Слушатель должен без труда понимать, о чем идет речь в песне, и у вас есть не более 4-х минут, чтобы это сделать.

  • Всегда держите при себе диктофон — никто не знает, когда вам в голову придет удачная мелодия, которую нужно будет срочно записать. Не забудьте и про блокнот — записывайте туда все идеи, которые приходят вам в голову в течение дня, а потом анализируйте и отсеивайте ненужное.
  • Мелодия песни должна быть простой, с запоминающимся битом, чтобы человек мог ее легко напеть. Возьмите себе на заметку такие популярные песни как «Wannabe» группы Spice Girls, «Beat it» Майкла Джексона, «Pretty Woman» Роя Орбисона — согласно исследованиям, их мотив запоминается слушателям быстрее, чем за три секунды.
  • Если у вас есть такая возможность, отдайте написанную песню на суд не родным и друзьям, а профессиональным музыкантам, которые работают в том же стиле, в каком и написан трек.

Помните: если вы не делаете кавер-версию, а пишете собственную песню — плагиат недопустим. Конечно, некоторые мелодии получаются похожими друг на друга случайно, да и нот в мире, как говорится, только семь, но умышленное заимствование идей становится очевидным всегда.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Бывало ли так, что вы слышали где-то хорошую песню и думали: «Как здорово было бы ее сыграть!». И действительно, зная основы нотной записи, можно открыть для себя бесконечные музыкальные возможности. Как выучить ноты - узнайте в нашей статье.