Однотактный ламповый усилитель ток потребления. Ламповый однотактный усилитель Magnifique Evolution. Однотактный ламповый усилитель мощности звука

Работа с паяльником по-своему интересна и увлекательна. Но вместе с тем и вредна. Поэтому средствами защиты тоже надо своевременно облагородить своё рабочее место. Обзор этот будет об одном из таких средств - вытяжке на кронштейне, которую чисто случайно увидел на таобао и практически не раздумывая захотел её заиметь.


Существуют также и другие методы отвода вредных паров (свинцовых и флюса), от дыхательных путей. Например специальные паяльники с вытяжителем, который идёт вдоль ручки паяльника



По мне такой способ несколько неудобен, т.к. это придётся либо покупать новую паяльную станцию со штатной поддержкой вытяжителя, либо продумывать и мастерить эту модификацию уже самому.

Есть отдельные настольные варианты с вентилятором и угольным фильтром. Как за дорого, так и за дёшево.

Однако почитав отзывы людей, занимающихся пайкой в промышленности, закрались сомнения, т.к. фактически плюс сводится лишь к отводу паров от лица, но фильтр оказывается не эффективен, и вредные пары просто смешиваются с общей массой воздуха в комнате.

В промышленности же применяются такие напольные решения с фильтрами на несколько ступеней очистки, но и цена на такое оборудование заставит огорчится даже зажиточного профи, если речь идёт о личном пользовании дома.

Я долгое время успешно использовал простой и незамысловатый способ отвода дыма - трубу от напольного кондиционера, с всасывающего конца которой был установлен вентилятор, а второй конец выведен в окно



Свою функцию выполняет хорошо, но труба эта большая и не поворотливая, - повернуть под различными углами её не получится без дополнительных «костылей», но и это ещё не всё. Она лопнула.

В качестве замены я уже присмотрел несколько гофрированных труб в оффлайне, но на таобао мне попался вариант поинтереснее - тоже по сути труба, но уже на гибком кронштейне, с воронкой и регулируемой заслонкой - почти готовый комплект - к слову, тоже применяется в промышленности, но я решил приспособить этот набор под домашние условия.

Переведённые с китайского технические характеристики
Материал трубы: импортированная нейлоновая ткань
Толщина материала: 0.5мм
Температура: -25… +130 градусов Цельсия
Диаметр стальной проволоки: 0.8-2мм
Максимальное давление: 10Па/10м
Кроме этого, там сообщается о склеивании этой нейлоновой ткани под высоким давлением для усиления адгезии (сцепляемости материалов) и большей устойчивости при растяжении; также говорится про превосходство нейлоновой ткани по прочности перед трубами из ПВХ и алюминиевой фольги.

Помимо того, что я заказывал, в лоте у продавца есть ещё несколько комплектов вытяжек на выбор, которые отличаются размерами воронок, материалами и длинами воздуховодов. На выбор есть воздуховоды из алюминиевой фольги, термостойкого материала (до +150гр.Ц.) и того же ПВХ. Воронки размерами 65-180мм, 100-230мм. Кроме того, можно купить что-то по отдельности, например только воронку или только воронку с кронштейном. Видел там ещё пару вентиляторов. Конкретно я заказал себе набор из 2-метровой нейлоновой трубы и воронки 75-150мм.

Внешний вид

Это самая тяжёлая по весу часть комбинированной посылки с таобао - 1.1кг.
Комплект в себя включает:
1) Гибкий кронштейн с крепежом к столу и воронкой
2) Воздуховод (2 метра)
3) Заслонка в воронку
4) 2 хомута

Цвет серый. Материал на ощупь плотный





Длина в состоянии покоя немного более 1 метра



Диаметр примерно 8 см

Внутри труба пахнет, как гуашевые краски для рисования. Со временем этот запах уходит

С края обоих концов выходит стальной прут (1мм), который спиралью проходит через всю трубу



Как растягивается

Теперь к воронке на кронштейне.

Сам кронштейн гибкий, но гнётся туго. Его длина 60 см, толщина 12мм



На его конце - винтовое крепление к краю стола









К воронке крепится при помощи одной гайки через пластиковую прокладку

Во внутренней полости кронштейна видна ржавчина

Воронка же выполнена из прозрачного ABS пластика

По периметру широкой части имеет ребристую поверхность



Высота 133.6мм, диаметр в узкой части - около 70мм, в широкой части ~14.5см





С внешней боковой стороны выходит поворотная ручка для вращения заслонки.
Заслонка по идее - полезная вещь, т.к. в перекрытом состоянии она будет препятствовать сквознякам, если вытяжка установлена через дыру в стене или просверленное отверстие в окне.

Заслонка с двумя хомутами

Воронка с установленной заслонкой



Анимация с демонстрацией изменения положения заслонки

Кронштейн позже закрепил к краю стола, предварительно подложив кожаную бирку от обуви.

Винт закрутил основательно, от чего скоба начала гнутся. Тонковатой её сделали китайцы.

Доработка

Понятное дело, здесь придётся что-то заколхозить, чтобы привести в рабочее состояние. Этим и займёмся.
Для этого случая мне понадобилось всего ничего, старый кулер от компьютера на 12В, баночка из-под мёда, корпус от нерабочего садового светильника на солнечной батарее.





Так как корпус светильника конусообразный, то отрезал от него такую часть, чтобы его без проблем можно было затолкать в вытяжку. В дне баночки вырезал отверстие под корпус.


Место стыковки залил клеем. Надел трубку, зафиксировал металлическим хомутом. На выходе установил вентилятор, который при подаче питания работает на выдув. Провода планировал поместить сначала внутри трубки, но решил прижать их канцелярскими резинками с внешней стороны.



Отверстия на воронке заклеил синей изолентой

Теперь конец трубки можно вывести в окно

Длины трубки хватило заподлицо

Высота от стола до края воронки при максимально выгнутом кронштейне порядка 37 см

Т.е. 8-рукий держатель вполне помещается по габаритам

Напоследок анимация, как оно выглядит в работе:

Выводы

Общей устойчивости конструкции вполне хватает, чтобы её не перекосило при малейшем прикосновении. Запас по грузоподъёмности штатива ощутимо ещё имеется. В дальнейшем собираюсь приделать сюда подсветку на нескольких светодиодах. Из обнаруженных минусов - крепление конца кронштейна к воронке. Хотя бы ещё одну шайбочку нейлоновую доложили. Тонкий металл в месте крепления к столу, отверстия в воронке. Воронка из прозрачного пластика постепенно засоряется пылью, в этом нет ничего удивительного. Из того, что понравилось, - общая гибкость конструкции, поворачивай и направляй как хочешь, от чего возросло удобство в работе.
По всасываемости. С установленным 12-вольтовым кулером на выходе трубки, дым начинает засасываться на расстоянии примерно 20см от края воронки, что немного, но вполне терпимо, и уж точно лучше, чем паять вообще без вытяжки, посему вариант сборки далеко не окончателен. Планирую помимо светодиодов, докупить вентилятор помощнее.
В целом устраивает вполне.

Вытяжка, которая и является самой тяжёлой частью, приобретена в составе комбинированной посылки (1.5кг) через посредника , общая цена с купоном $10/50 составила 40$ + доставка со сборами ~26$.

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

Планирую купить +28 Добавить в избранное Обзор понравился +42 +77

Эта статья продолжает наш разговор об однотактных усилителях мощности. Как вы видите, схема усилителя почти ничем не отличается от схемы усилителя, опубликованной в моей статье в журнале "Радиолюбитель" №9 за 2003 год.

Автор схемы, А.И.Манаков, построил усилитель на двух пальчиковых лампах 6Н2П и 6П43П. Многие радиолюбители, повторившие этот усилитель, были приятно удивлены его мягким естественным звучанием при относительной простоте схемотехники и невысокой стоимости комплектующих элементов. Однако вопросы, поступающие регулярно после публикации, касаются, в основном, двух вещей: выходной мощности и применяемости ламп с октальным цоколем.

Идя навстречу пожеланиям радиолюбителей, и после консультаций с А.И.Манаковым, предлагаю следующий вариант усилителя.

Схема одного канала усилителя, а также блока питания для обоих каналов, приведена на рисунке.

Рис. 1. Принципиальная схема одного канала усилителя, а также блока питания для обоих каналов

Основных отличий два, это повышенная выходная мощность, около 4 Вт на канал, и кенотронное питание, благотворно влияющее на звучание.

Входной сигнал поступает на сдвоенный переменный резистор, являющийся регулятором громкости. Я применил ALPS, но ввиду его высокой стоимости можно применить любой, желательно проволочный резистор, группы "В" (логарифмическая зависимость). Можно применить два отдельных регулятора громкости, по одному на каждый канал.

В качестве лампы предварительного каскада выбран один из лучших (с моей точки зрения) отечественных малосигнальных триодов - 6Н9С. Обе половинки лампы включены параллельно. Этим достигается уменьшение внутреннего сопротивления лампы, что влечет за собой улучшение нагрузочной способности и соотношения сигнал/шум. Настройка каскада заключается в установке на катоде лампы 6Н9С напряжения в пределах 1,3-1,5 вольта, подбором резистора R3. Резистор R4 выбран по наилучшему качеству звучания. Если вы захотите применить другой триод, например 6Н8С, то сопротивление резистора R4 будет 20-25 ком, и в этом случае опять придется подбирать резистор R3. Лампа 6Н8С звучит более аналитично, у нее меньший коэффициент усиления (21 против 70 для 6Н9С), но может быть такой звук кому - нибудь понравится больше. Выбор за Вами.

Выходной каскад выполнен на лучевом тетроде 6П13С, включенном триодом. Именно триодное включение наиболее оптимально с точки зрения качества звучания. Выходной каскад особенностей не имеет. Единственное, что придется сделать, это подобрать с помощью резистора R8, ток через лампу в пределах 60-65 ma. Этот резистор можно составить из двух, параллельно соединенных резисторов, например по 1 ком 2 вт. Если есть желание, можно применить распространенную лампу 6П3С или 6П7С. Ток покоя выходного каскада в этом случае должен быть в пределах 70-75 ma. Однако хочу заметить, что в этом случае уменьшится мощность до 2х Ватт (при применении 6П3С) и увеличится суммарный коэффициент гармоник усилителя. Я пробовал лампу 6П7С и хочу отметить, что звучит она неплохо. При ее применении резистор в цепи автоматического смещения подбирается в пределах 220-230ом 2вт, а резистор между второй сеткой и анодом в пределах 150-230ом 2вт. Ток покоя в этом случае составит около 70 ma. Выходная мощность усилителя в этом случае будет около 3вт на канал.

Теперь о деталях. От качества разделительного конденсатора С3 зависит звучание усилителя в целом. Я применил Jensen, а из отечественных можно применить К71, К78, К73, К40У-9, К40У-2, К42У-2 на соответствующее напряжение от 250В.

Конденсаторы постоянной емкости, шунтирующие электролитические, в цепях автоматического смещения ламп - пленочные. Шунтирование электролитов конденсаторами постоянной емкости улучшает звукопередачу в области высоких частот.

Емкость этих конденсаторов может быть на один- два порядка меньше емкости электролитического. Конденсаторы, шунтирующие электролитические в цепях питания, можно применять К73; К77, а сами электролиты в фильтрах блока питания - Teapo, Samsung и т.д. В цепях автоматического смещения ламп, электролитические конденсаторы старайтесь применять наилучшего качества, например Black Gate. При их применении, можно отказаться от шунтирующих емкостей вообще.

Выходной трансформатор TW6SE московской фирмы "Аудиоинструмент". Зайдя на сайт фирмы по адресу www.audioinstr.h1.ru , вы можете посмотреть и заказать интересующие Вас лампы, трансформаторы, дроссели, ламповые панели и т.д.

Постоянные резисторы Р1-71 с допуском 1-2%. Можно применить ВС, а также и более распространенные типа С2-33Н или МЛТ, соответствующей мощности.

Есть ряд вопросов, касающихся колпачка, надеваемого на анод лампы 6П13С. В радиолюбительской литературе много предложений по этому поводу. Я в своих конструкциях давно и с успехом применяю наконечники свечных проводов от любого легкового автомобиля. За счет конструкции наконечника, контакт получается плотным и надежным, и что немаловажно, можно изменять его внутренний диаметр, так как для разных ламп - он разный. Если наконечник плохо паяется, примените флюс для пайки изделий из стали или цветных металлов.

Блок питания выполнен на кенотроне 5Ц3С (5Ц4С,5U4G). Применение кенотронного питания, по сравнению с диодами, делает звучание усилителя более теплым и связным.

Попробуйте, и убедитесь в этом сами. Много статей написано по поводу кенотронного питания, поэтому я не буду вдаваться в подробности. Трансформатор питания имеет четыре вторичных обмотки. Две из них питают накалы ламп первого и второго канала усилителя, одна - питание кенотрона, а анодная, с выводом средней точки, рассчитана на 300v х 2 при токе 200 ma. В первом приближении, сколько вольт на обмотке трансформатора, столько и на выходе,после дросселей и конденсаторов питания.

Дроссели можно использовать ДР-2ЛМ, ДР-2,3-0,2 от чёрно-белых телевизоров, унифицированные Д 21, Д 31, данные тех и других находятся на сайте igdrassil.tk.

Дроссели, используемые мной в данной схеме, тоже от "Аудиоинструмента". Индуктивность их 5Гн, рассчитаны они на ток 300 ma.

Монтаж усилителя выполнен навесным способом, максимально использованы выводы самих деталей и контакты ламповых панелек. Земляная шина выполнена медным одножильным проводом диаметром 0,8 мм и имеет контакт с шасси в одной точке, рядом с входом. Провода, идущие к накальным выводам всех ламп, должны быть перевиты между собой. Это нужно для уменьшения фона переменного тока. Для этой же цели служат и резисторы R9-R12. Также нужно перевить провода, идущие от входного разъема к регулятору громкости. В качестве этих проводов я применяю тоже одножильные, диаметром 0,4-0,7мм, каждый из которых (для защиты от короткого замыкания) изолирован шелковой изоляцией (применяется тонкий шнурок для обуви).

В заключении хочу сказать о том, что данный усилитель не просто схема, а реально изготовленный и прекрасно зарекомендовавший себя аппарат. Я его использую уже около трех месяцев и очень доволен его звучанием. Для тех, кто считает что 4 Вт на канал мало, скажу, что в комнате, площадью 16 квадратных метров при использовании акустики KEF Q1 (чувствительность 91 Дб), усилитель развивает звуковое давление, соизмеримое со звуковым давлением, развиваемым транзисторным усилителем, мощностью 40 вт на канал (это результаты субъективной оценки моих друзей - музыкантов). Но звук другой. Усилитель прекрасно чувствует малейшие нюансы звучания инструментов или голоса и как-бы "дышит" (простите меня, если сравнение не очень корректное). Звук его не утомляет, его хочется слушать и слушать.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
Л1 *2 Радиолампа 6Н9С 2 В блокнот
Л2 *2 Радиолампа 6П13С 2 6П7С В блокнот
Л3 Радиолампа 5Ц3С 1 Известны факты, что эту лампу заменяли двумя диодами В блокнот
С1, С4, С9 *2 С10 220 мкФ 450 В 7 С4 на 25 Вольт В блокнот
С2, С8 *2 Конденсатор 1 мкФ 400 В 4 В блокнот
С3 *2 Конденсатор 0.22 мкФ 400 В 2 В блокнот
С5, С6 *2 Конденсатор 2.2 мкФ 4 В блокнот
С7 *2 Электролитический конденсатор 470 мкФ 50 В 2 В блокнот
С11 Конденсатор 2 мкФ 400 В 1 В блокнот
R1 *2 Переменный резистор 47 кОм 2 В блокнот
R2 *2 Резистор

300 кОм

2 В блокнот
R3, R7 *2 Резистор

510 Ом

4 R7 на 2 Вт. Для лампы 6П7С, R7 150-220 Ом В блокнот
R4 *2 Резистор 47-51 кОм 2 2 Вт В блокнот
R5 *2 Резистор 1.3-1.5 кОм 2 2 Вт В блокнот
R6 *2 Резистор