Компьютерный ресурс У SM. Выводы по синтетическим тестам. DMark Vantage: Feature тесты

Были изучены все известные на сегодня технические данные по видеокартам серии HD 6800. Но что же с остальными? По ним еще нет никакой конкретной информации.

Как видите, компания AMD планирует заменить серию HD 5800 новыми видеокартами на базе GPU "Barts" и "Cayman". Про последний пока ничего неизвестно. Но чуть выше, мы видим изображение двух видеопроцессоров. Вероятно, под этим подразумевается новый двухпроцессорный флагман, коим сейчас является HD 5970.

Последний на сегодня слайд отчасти вносит некоторую ясность в данный вопрос. В серии HD 6000 планируется полноценная подсерия HD 6900. Это значит, что к ней будет относиться не только двухпроцессорный гигант, но и еще два графических ускорителя. Но уже сейчас можно сказать, что самой мощной видеокартой нового поколения от AMD станет HD 6990. Очень жаль, но никаких данных ни о сроках выхода, ни о технических характеристиках будущих продуктов нет, остается только ждать.

Наверное, нет ничего проще, чем выбрать на компьютерном рынке игровую видеокарту начального уровня. Ведь для большинства покупателей в данном сегменте стоимость графического ускорителя важнее, нежели производительность. Однако бывают исключения - когда производитель предлагает пользователю приобрести недорогое устройство, которое способно удивить будущего владельца достойным потенциалом в работе и играх.

В фокусе данной статьи - видеоадаптер HD 6850 от известного американского концерна ATI. Читателю предлагается познакомиться с игровым решением ближе: увидеть полный обзор и узнать технические характеристики интересного устройства. Отзывы владельцев и рекомендации экспертов помогут новичку определиться с выбором на рынке.

Элитный представитель

Как ни странно, характеристики 6850 намекают потенциальному покупателю, что перед ним представитель игрового класса, а не какой-то бюджетник. Ведь, согласно тенденциям компьютерного рынка, только мощные видеоадаптеры оснащаются высокоскоростной 256-битной шиной передачи данных. Ни для кого не секрет, что пропускная способность видеокарты прямо пропорционально зависит от частоты графического ядра и шины.

Второй намёк - это размеры печатной платы и система охлаждения. Только оснащаются турбовентилятором и закрытым кожухом для правильного распределения охлаждённого воздуха. Остаётся лишь понять, с какой целью производитель установил низкую стоимость на столь интересный и привлекательный продукт.

Залог высокой производительности

Обзор видеокарты HIS Radeon HD 6850 лучше начать с технических характеристик, ведь именно благодаря им графический ускоритель способен продемонстрировать высокую производительность в игровых приложениях. Частота графического ядра Barts Pro составляет всего 775 МГц. Что касается памяти, то здесь у видеокарты тоже не полный порядок, современные модули GDDR5 имеют слишком малый объём - 1024 Мб. По всей видимости, именно этот показатель и заставил производителя поместить свой продукт в нижнем ценовом сегменте игрового класса.

На чипе устройства установлено порядка 1,7 миллиарда транзисторов и 960 потоковых процессоров. Под текстуры отдано 48 блоков (у предыдущей модели, их было 72). Стоит отметить, что сам чип произведён по 40-нанометровому техническому процессу.

О технологиях и программной части

Поддерживаемая версия DirectX 11 пусть и является морально устаревшей, однако большинство игровых приложений создано именно под этот набор библиотек. И вряд ли в ближайшие несколько лет ситуация изменится в корне. В видеоадаптере HD 6850 на аппаратном уровне графический ускоритель поддерживает 3D визуализацию. Такое решение позволяет пользователю подключать к компьютеру телевизоры и мониторы, поддерживающие вывод объёмного изображения на экран.

Естественно, производитель оснастил свой продукт и встроенным процессором для обработки объёмного звука, а также специальным декодером, позволяющим выводить изображение в формате FullHD. Смущают лишь в видеокарте AMD Radeon HD 6850 характеристики системы энергосбережения. Устройство даже в простое потребляет слишком много электроэнергии и автоматически не переходит в экономный режим.

Особенности системы питания

Вообще, тематике энергопотребления стоит уделить больше времени. Ведь бесперебойная работа видеокарты в приоритете у каждого пользователя, который решил узнать более подробно графического ускорителя Radeon HD 6850 характеристики. Отзывы пользователей в средствах массовой информации вполне понятны и объяснимы - игровой видеоадаптер не так прост, как кажется.

Заявленное энергопотребление видеокарты в заводском исполнении составляет 127 Ватт, однако этот параметр может практически удвоиться при разгоне графического ядра и шины памяти. Самое интересное, производительность видеоадаптера в разгоне демонстрирует прирост лишь на 20-25%. Да, со стороны это выглядит действительно странно. Что касается требований к блоку питания, то лучше любителю игр здесь не экономить и обеспечить игровую платформу мощным устройством (500 Ватт и выше).

Комплектация печатной платы

Проводя по видеокарте HD 6850 обзор компонентов, хочется обратить внимание пользователя на один интересный фактор. Производитель AMD позволил себе расположить элементы питания по всему периметру печатной платы, а не вынести их в отдельный блок, как это реализовано у более дорогих игровых видеоадаптеров. Графическое ядро расположено посреди платы, модули памяти разнесены вокруг процессорного разъёма, а микросхемы и стабилизаторы впаяны возле платы видеовыхода.

Ледяной поток воздуха

Отечественный покупатель уже успел познакомиться с продуктом IceQ X Turbo HIS Radeon HD 6850, характеристики которого позволяют видеоадаптеру законно расположиться в начальном игровом сегменте. Особенностью данного графического ускорителя является не высокая производительность, а полная бесшумность в работе. Добиться таких результатов удалось производителю благодаря фирменной системе охлаждения.

Огромный алюминиевый радиатор не только полностью закрывает графическое ядро, модули памяти и элементы питания, он, как саркофаг, поднимается ввысь к защитному кожуху, пряча в себе огромных размеров вентилятор. Тихоходный кулер с большими лопастями работает практически бесшумно, нагнетая на радиатор большой объём холодного воздуха.

Что касается производительности HD 6850, то здесь технологам компании удалось незначительно улучшить характеристики. Так, графическое ядро в штатном режиме способно демонстрировать 820 МГц, а память работает на частоте 4400 МГц. А вот с разгоном у чипа дела обстоят плохо, процессор ограничен частотой 850 МГц. Виной всему система охлаждения, которая рассчитана лишь для базовых характеристик устройства.

Серьёзный игрок на рынке

А вот видеокарта HIS Radeon HD 6850 Overlocker явно претендует занять лидерские позиции в среднем сегменте игрового класса. По крайней мере, именно этот продукт во многих тестовых лабораториях сопоставляют с более дорогими решениями конкурента Nvidia. Опять же, видоизменённая система управления питанием на печатной плате и достойная система охлаждения, позволили графическому ускорителю вырваться вперёд.

Взяв психологический барьер, графический процессор демонстрирует пользователю частоту 1122 МГц. А вот с памятью производитель экспериментировать не стал - 4500 МГц. Стоит отметить, что на плате установлены модули Hynix (фото оригинального чипа можно увидеть на сайте производителя), которые имеют аппаратное ограничение частоты памяти на этой отметке, поэтому технологи компании не рекомендуют владельцу продолжать разгон модулей GDDR5.

Отдельная история по охлаждению

Более производительное и дорогое решение HIS Radeon HD 6850, характеристики которого были рассмотрены выше, оснащено очень интересной системой охлаждения. Производитель явно не экономил на цветных металлах, поэтому неудивительно, что преобладающим материалом для радиатора стала медь. Не стоит объяснять, что по теплопроводности красный металл намного эффективнее алюминия, поэтому и к охлаждению платформы вопросов у пользователей не будет.

Порадует владельца и запас мощности установленного вентилятора. В своих отзывах многие пользователи утверждают, что у системы охлаждения видеокарты HIS отличный потенциал к разгону. Характеристики Radeon HD 6850 увеличиваются практически на 10%. Графический ускоритель без проблем разгоняется до 1244 МГц и демонстрирует стабильную работу. Лишь только шум вентилятора на плате слегка действует на нервы.

Аналогичные продукты других производителей

Компания HIS не является монополистом на компьютерном рынке. Достаточно много других производителей обратили внимание на интересный продукт. Видеокарта Radeon HD 6850, характеристики которой прямо пропорционально зависят от эффективности охлаждения, заинтересовала компании XFX, PowerColor, MSI, Gigabyte, Asus и другие, не менее известные бренды. Однако превзойти продукты HIS никому не удалось по производительности и эффективности разгона.

Секрет довольно прост - ни один из представителей рынка не вник в проблему печатной платы AMD и не внёс изменений в аппаратную часть. Поэтому установка более мощного кулера не принесла тайваньским компаниям Asus и Gigabyte победы. А ведь потенциал был, если учесть, что знаменитые на весь мир бренды оснастили графический ускоритель фирменными системами охлаждения. Поэтому и не впечатляет пользователей по аналогичным видеоадаптерам на базе Radeon HD 6850 описание характеристик.

В заключение

В ценовой категории до 6000 рублей достаточно много интересных решений, которые способны справиться со многими игрушками, однако эксперты рекомендуют покупателю обратить внимание на данный видеоадаптер. Дело в том, что он один из немногих представителей, который способен работать на шине 256 бит. Да и о поддерживаемых технологиях не следует забывать, всё-таки у DirectX 11 будущее есть.

Видеокарта Radeon HD 6850, отзывы о которой носят больше положительный характер в СМИ, будет интересна любителям игр, которые желают использовать ресурсоёмкие приложения на низких и средних настройках качества. Это единственное, чем придётся пожертвовать покупателю, отдавшему небольшую плату за привлекательную видеокарту на компьютерном рынке.

И Radeon HD 6870 были выпущены взамен решений серии AMD Radeon HD 57** значительно переработанными и более энергоэффективными, что позволило данной продукции стать гораздо более выгодным приобретением, нежели видеокарты от конкурента серии NVIDIA GeForce 400. Несмотря на появление новых видеокарт NVIDIA GeForce 500, которые уже более легко конкурируют с видеокартами AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 производители продолжают выпускать все новые и новые решения на базе данных платформ.
Еще зимой текущего года был произведен анонс видеокарты HIS Radeon HD 6870 IceQ X TurboX, которая кроме традиционного заводского разгона для серии Turbo, смогла похвастаться наличием уникальной системы охлаждения IceQ X. Данная система охлаждения не новая и уже знакома нашим постоянным читателям по нашим предыдущим обзорам видеокарт от Hightech Information System Limited (HIS).

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению видеокарты HIS Radeon HD 6870 IceQ X TurboX, нам хотелось бы более подробно остановиться на линейке графических решений - AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870. Связано это с тем, что многие пользователи приобретая графические решения данной серии заблуждаются относительно их уровня производительности. В частности, компания AMD пошла на хитрый ход. Выпустила видеокарты среднего ценового диапазона для замены продуктов из линейки AMD Radeon HD 57**, а обозначила ее как AMD Radeon HD 68**. Это необходимо учитывать, так как заменять видеокарту серии AMD Radeon HD 58** на продукт данной серии врятли имеет смысл. Вы либо получите меньшую производительность, либо аналогичную.

Видеокарты серии AMD Radeon HD 6800 хоть и относятся к среднему ценовому сегменту, в референсном исполнении их длина достигает 25 сантиметров, поэтому установить их в тесные корпуса ITX не получится. Многие пользователи после приобретения видеокарты данной серии начинают жаловаться на низкую производительность и связывают ее с наличием шины PCI-Exp 2.0 вместо PCI-Exp 2.1, которую поддерживает видеокарта. На самом деле, никакой здесь взаимосвязи нет. Данные интерфейсы обратно совместимы и применение любой из них не ограничивает конечную производительность вашей видеокарты. Низкий уровень производительности может быть связан с наличием медленного процессора, который не может адекватно нагрузить вашу видеокарту.

Картинка кликабельна --

Вторым ключевым моментом при приобретении видеокарт серии AMD Radeon HD 6800 является мощность блока питания. На большинстве сайтов рекомендуют приобретать блок питания мощностью не менее 500 ватт в случае с одиночной видеокартой и 720 ватт в случае двух видеокарт в режиме CrossFire. Мы считаем, что для одной видеокарты блока питания мощностью 450 ватт стандарта ATX 2.xx вполне достаточно, даже в режиме разгона. Естественно, многое еще зависит от имеющихся у вас других комплектующих - процессора, приводов, жестких дисков и т.д.

Третьим вопросом, которым задаются наши пользователи в магазине компьютерных комплектующих, является решение выбора между видеокартами AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870. Естественно, старшая видеокарта стоит дороже, но ключевой вопрос состоит в том, насколько данная стоимость сопоставима с производительностью. Мы можем с уверенностью сказать, что разница в уровнях производительности двух данных видеокарт не превышает пятнадцати процентов. Чаще всего данная цифра колеблется в районе 10%. Если же видеокарту AMD Radeon HD 6850 разогнать в домашних условиях, то ее уровень производительности будет сопоставим с производительностью старшей видеокарты. Это будет оправданно, если вам попадется удачный экземпляр. Так как младшая видеокарта имеет урезанное ядро Barts Pro, а старшая видеокарта полноценное ядро Barts XT.

Говоря о разгоне видеокарт данной серии следует остановиться на том, что видеокарты имеют разные частоты в 2D и 3D режиме. Переключение из одного режима в другой может происходить и без каких-либо объективных причин, - это особенность видеокарты. Естественно, мы не имеем в виду сбрасывание частот с 3D уровня на 2D.

Опыт показывает, что разгонять имеет смысл только младшие видеокарты AMD Radeon HD 6850, разгон видеокарты Radeon HD 6870 не дает адекватного прироста производительности из-за несущественного разгонного потенциала. Тем не менее, частоту в 1 Ггц по ядру берет большинство видеокарт Radeon HD 6870, но из-за высокой номинальной частоты равной 900 Мгц, данный разгон не превышает 10% от номинальных значений.

Картинка кликабельна --

Разгон видеокарт данной серии следует осуществлять либо традиционными способами с помощью закладки OverDrive в панели драйвера, либо через MSI Afterburner. Последняя программа предпочтительнее, так как снятие ограничения в разгоне осуществляется достаточно просто, путем настройки файла MSIAfterburner.cfg, где указываете UnofficialOverclockingMode = 1 для отключения контроля за разгоном.

Поклонники разгона видеокарт через официальные драйвера также получили возможность снятия ограничений разгона. Чаще всего рекомендуется перепрошивка видеокарты БИОСом от MSI Cyclone Power Edition. Естественно, метод этот достаточно рискованный в плане необходимости восстановления БИОСа видеокарты "вслепую", поэтому все риски при выполнении данной процедуры пользователь берет на себя.

Ключевым и наиболее интересным моментом для оверклоккера является возможность софтвольтмода на видеокарте. Видеокарты серии AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 подерживает софтвольтмод. Как правило, он выполняется через туже программу MSI Afterburner. При этом следует отметить, что данной возможностью не обладают видеокарты от компании PowerColor и Gigabyte, поэтому оверклоккерам лучше обходить их стороной.

В ходе разгона видеокарты и осуществления софтвольтмода у пользователей возникает традиционный вопрос: "До какого предела можно осуществлять повышение частот и напряжений?". По поводу повышения частот ответ вполне стандартен - необходимо повышать до максимально возможных стабильных частот. Видеокарты очень редко выгорают в результате установленных высоких частот, чаще всего проблемы возникают в результате подачи высокого напряжения на ядро.

Итак, номинальными напряжениями у видеокарт AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 являются 1,148 в и 1,172 в соответственно. Вторая видеокарта трудится на более высоких частотах, поэтому работает при более высоком рабочем напряжении. Максимальный уровень выставляемого напряжения в ходе разгона должен полностью зависит от ваших условий работы видеокарты и конкретного экземпляра. В большинстве случаев, следует ограничиться числом 1,275 вольт, так как дальнейшее повышение редко приводит к существенному повышению рабочих частот. Чаще всего это будет наблюдаться только при разгоне видеокарты в условиях водяного охлаждения или других "изощренных способов". На воздухе выше 1,275 вольт идти не следует, а, наоборот, лучше постоянно контролировать рабочие температуры своей видеокарты.

Картинка кликабельна --

В ходе осуществления любого софтвольтмода будь-то на видеокартах AMD Radeon HD 6850/Radeon HD 6870 или на других решениях следует понимать тот факт, что программные значения напряжения не всегда будут соответствовать реальным. Если имеется возможность лучше на точках замера напряжений контролировать измененные напряжения. Наши тесты показали, что выставление напряжения 1,275 вольт через программы реально дает напряжение 1,3 вольта на ядро. Это встречается не на всех видеокартах, но все-таки встречается и может привести к так называемой "деградации видеокарты".

Понятие деградация видеокарты не ново в оверклоккерском мире и достаточно давно обсуждается в нем. Проявляется оно при чрезмерном разгоне видеокарты, а именно, при подаче чрезмерного напряжения на ядро. Деградация видеокарты приводит к постепенному снижению ее разгонного потенциала. Как правило, процесс необратимый, но его можно всегда остановить - установив номинальные напряжения. Среди пользователей несколько лет уже обсуждается вопрос о том, с чем связано данное явление. Причин здесь может быть только две - либо деградирует само ядро, либо система питания. Естественно, нельзя исключить и сочетанное взаимодействие данных факторов.

Опыт работ среди оверклоккеров на предыдущих поколениях видеокарт показывает, что наиболее часто причина кроется в системе питания видеокарты. Чрезмерное повышение напряжения приводит к повышенному энергопотреблению, на которое бывает не рассчитана распаянная система питания, что приводит к постепенному снижению мощностных показателей цепи с периодическими просадками напряжения. Косвенно это подтверждается тем, что банальная замена конденсаторов на деградированной видеокарте на новые, позволяет увеличить ее разгонный потенциал. Учитывая все это, мы не рекомендуем выходить за рамки реальных 1,275 вольт подаваемых на ядро у видеокарт обсуждаемой серии.

Картинка кликабельна --

Попутно хочется предостеречь обладателей видеокарт от компании ASUS. Продукция данной компании пользуется популярностью в нашей стране, поэтому многие вначале прицениваются к ней и если разница в стоимости устраивает, приобретают ее. Разгон видеокарт от ASUS осуществляется утилитой ASUS Smart Doctor, которой комплектуются видеокарты данного производителя. Особенностью данной программы является то, что она показывает значения напряжения примерно на 0,1 вольт ниже действительных. Тем самым, выставив указанные нами 1,275 вольт, вы рискуете на ядре получить 1,375 вольт и благополучно вывести ее из строя при первом же тестировании.

Многие владельцы видеокарт AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 начинают сдавать их по гарантии в связи с неработоспобностью нижнего слота DVI через переходник DVI-to-VGA. На самом деле никакого "криминала" здесь нет и это встречается на всех видеокартах. Для данного переходника предназначен верхний DVI-I порт, а нижний порт не работает с данными переходниками, но полностью работоспособен при подключении обычного DVI кабеля.

Наиболее реальной технической неисправностью видеокарт AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 может явиться "черный экран", который будет сопровождать пользователя во время прохождения игр. Как правило, восстановить изображение помогает только перезагрузка через кнопку Reset. Причины данного состояния может заключаться в двух причинах:
- низкое напряжение на линии 12 воль блока питания,
- бракованный контроллер напряжения на видеокарте.

В первом случае необходимо менять блок питания, то есть случай по видеокарте не гарантийный, во втором случае, необходимо нести видеокарту по гарантии. Главная проблема - диагностика причины неисправности.

Картинка кликабельна --

Для диагностики необходимо выполнить простую манипуляцию. После подачи нагрузки на процессор и видеокарту берете мультиметр и на Molex (четырехштырьковом коннекторе) блока питания измеряете напряжение по линии 12 вольт. 12 вольт подается на желтый провод и ближайший к нему черный. Если данная цифра уходит далеко 11,7 вольт, то точно необходимо менять блок питания. Если же значение болтается в районе 12 вольт, то неисправен контроллер питания видеокарты и ее необходимо сдать по гарантии.

Перед сдачей не забудьте убрать все признаки модификаций, если вы перепрашивали БИОС и т.д. Наиболее часто проблемы с контроллером напряжения встречаются у видеокарт Gigabyte GV-R685OC-1GD, но от брака ни одно решение не застраховано.

Если же гарантия прошла, а денег на новую видеокарту нет, то решение проблемы - снизить частоты на проблемном компоненте. Практика показала, что при проблемах с контроллером страдает видеопамять, и снижение ее рабочей частоты позволяет забыть о проблеме "черного экрана".

В редких случаях пользователи жалуются на свист со стороны видеокарты при игре в игры. Данная проблема бывает связана с одной причиной - низким качеством вашего блока питания, который просаживает напряжение по линии 12 вольт. Если все-таки у вас действительно "не удачный" экземпляр, то возьмите в руки радиотехнический лак и промажьте им свистящую катушку - это позволит решить проблему.

Заключение

Видеокарты серии AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 нельзя назвать проблемными. Стабильная работа в течение длительного времени - это их настоящая характеристика. Некоторые проблемы могут быть при установке драйверов к данным видеокартам, но предварительная полная чистка ранее установленных драйверов позволит решить данную проблему раз и навсегда.




Для системы питания предусмотрен свой небольшой высокий радиатор, охлаждающий силовые элементы.


Взглянем теперь на саму плату, которая по дизайну напоминает старший Radeon HD 6870.


Сбоку видны два посадочных места под разъемы питания, но распаян только один, как и положено. Radeon HD 6850 потребляет 127 Вт при максимальной нагрузке, так что необходимости во втором разъеме нет. В плане энергопотребления в простое видеокарта тоже рекордсмен — всего лишь 19 Вт.

Система питания ядра аналогична таковой у старшего собрата, но вместо четырех фаз разведено три. Используются микросхемы 59901M от Texas Instruments, выполненные по технологии DrMOS. Управляющие функции возложены на ШИМ-контроллер Chil CHL8214.



В графических адаптерах серии HD 6850 используется урезанная версия графического чипа Barts с двумя отключенными SIMD-ядрами. Число потоковых процессоров уменьшено с 1120 до 960, а текстурных блоков с 56 до 48.


Распаяно восемь микросхем памяти Hynix H5GQ1H24AFR T2C общим объемом один гигабайт.


Рабочие частоты стандартны для представителя этой серии — 775/4000 МГц. В простое частоты ядра и памяти снижаются до 100/1200 МГц.


Если в HIS 6870 Fan 1GB нас немного разочаровал общий уровень шума турбины, то данная карта оказалось весьма тихой в игровом режиме. При нашем стандартном 12-минутном тесте Crysis Warhead на максимальных настройках качества со сглаживанием при разрешении 1920х1200 температура ядра достигла 77 °С (23 °С в помещении).


При нагрузке «тестом стабильности» FurMark температура поднялась уже до 84 °С. Вентилятор системы охлаждения при этом раскручивался до 80% от своего максимума, создавая заметный гул.


При использовании контроллера Chil CHL8214 теоретически должен поддерживаться софтвольтмод. Но на момент тестирования последняя доступная версия MSI Afterburner не имела таких возможностей для Radeon HD 6850/6870, поэтому мы ограничились разгоном без поднятия напряжения. Хотя софтвольтмод нам бы и не понадобился, ядро без проблем разогналось до 960 МГц, но полной стабильности удалось достичь на 930 МГц.


При более высокой частоте карта не выдерживала длительные нагрузки. Скорее всего, перегревалась система питания. Радиатор на микросхемах 59901M слабо продувается, ведь расположен он в замкнутом пространстве и поток воздуха от вентилятора направлен перпендикулярно плате. Даже для этих 930 МГц приходилось вручную фиксировать обороты вентилятора на 100 %. Память не продемонстрировала высокие результаты, максимумом стали 1140 (4560) МГц. Примерно такой же разгон был и у рассмотренного нами ранее видеоадаптера Radeon HD 6870. Связаны ли такие невысокие результаты разгона памяти с особенностью соответствующего контроллера в GPU Barts или это недоработка BIOS первых видеокарт еще трудно сказать. Но микросхемы Hynix рассчитаны на 5 ГГц, и нам даже не удалось достичь их номинала.Остальные участники тестирования

Кратко пробежимся по остальным видеокартам, принявшим участие в данном сравнении.

Radeon HD 6870

Данная видеокарта производства HIS рассматривалась нами совсем недавно. 1120 потоковых процессоров, 56 текстурных блоков и высокие частоты, составляющие 900 МГц для ядра и 4000 МГц для памяти.


Наш экземпляр разогнался до частот порядка 1015/4520 МГц.

Radeon HD 5850

Это самая популярная у покупателей модель из линейки Radeon HD 5800. У данной версии чип RV870 может похвастать уже 1440 активными потоковыми процессорами, 72 текстурными блоками, 32 блоками рендеринга. Рабочие частоты скромные — 725/4000 МГц, но, учитывая хороший овеклокерский потенциал Cypress, это легко компенсируется разгоном.


В нашем тестировании принимал участие референсный адаптер . Его разгон составляет 1000/4912 МГц при повышенном напряжении и максимальных оборотах кулера-турбины.

Radeon HD 5830

Младшая модель на базе графического чипа RV870. GPU обрезан по вычислительным блокам более чем на 40%, и в два раза уменьшено число блоков рендеринга относительно флагмана HD 5870. В данном случае RV870 досталось лишь 1120 активных потоковых процессоров, 56 текстурных блоков и 16 ROP.


В нашем тестировании принимала участие карта , которая отличается нереференсным дизайном и улучшенной системой охлаждения. Рабочие частоты — 800/4000 МГц. Частота ядра на 75 МГ выше, чем у более производительного Radeon HD 5850, что должно частично компенсировать значительное отставание по числу вычислительных блоков. Разгон нашего экземпляра составил 915/5200 МГц.

Radeon HD 4870 и Radeon HD 4890

Оба видеоадаптера различаются лишь частотами, поэтому один выступает в роли Radeon HD 4870 и Radeon HD 4890. Но стоит помнить, что младшие карты выпускались как с одним гигабайтом видеопамяти, так и с 512 мегабайтами, что весьма заметно сказывалось на производительности в определенных приложениях.


Частоты Radeon HD 4870 — 750/3600 МГц, Radeon HD 4890 — 850/3900 МГц. Разгон видеокарты — 1000/4836 МГц при софтвольтмоде и максимальных оборотах вентилятора стоковой системы охлаждения.

Еще один эталонный видеоадаптер, на этот раз в исполнении ASUS. Графический процессор имеет 448 стрим-процессоров, 56 текстурных блоков и 40 блоков ROP. Разрядность шины памяти 320 бит, объем памяти 1280 мегабайт.


Рабочие частоты стандартны — 608/1215/3348 МГц. Разгон нашего экземпляра составил 800/1600/4060 МГц при максимальных оборотах кулера-турбины.

GeForce GTX 465

Младший видеоадаптер на базе графического чипа GF100. Число активных потоковых процессоров — 352, текстурных блоков — 44. Референсная версия является копией GeForce GTX 470, как и использовавшаяся нами карта .


Ядро работает на частоте 608/1215 МГц, память GDDR5 на 3206 МГц. Хотя частоты меньше, чем у GeForce GTX 460 производительность данного адаптера не ниже, а в некоторых случаях даже выше на несколько процентов. Данное решение проигрывает по энергопотреблению (200 Вт) и требует более мощной системы охлаждения. Разгон — 825/1650/4040 МГц.

GeForce GTX 460 1GB

Гигабайтная версия GeForce GTX 460 имеет 32 блока ROP и шину памяти разрядностью 256 бит. Число универсальных потоковых процессоров — 336, текстурных блоков — 56.


У принимавшей участие в тесте карты рабочие частоты стандартны — ядро функционирует на 675/1350 МГц, память GDDR5 на 3600 МГц. Сама видеокарта полностью повторяет референсный дизайн, но оснащается другой системой охлаждения. Разгон вполне типичный — 850/1700/4280 МГц.

GeForce GTX 460 768MB

192-битная версия GeForce GTX 460 имеет урезанное число блоков ROP и небольшой объем памяти в 768 мегабайт. В нашем тестировании принимает участие видеокарта Gigabyte GV-N460OC-768I, оснащенная двухвентиляторной системой охлаждения. Это одна из лучших моделей данной серии и мы посвятим ей отдельный обзор.


Для теста частоты снижались до рекомендованных 675/1350/3600 МГц. Разгон составил 890/1780/4560 МГц, что можно считать выдающимся результатом.

GeForce GTX 260

Популярный в прошлом видеоадаптер на базе графического чипа GT200 с 216 потоковыми процессорами, 72 текстурными блоками и 28 ROP. Объем памяти — 896 МБ, разрядность шины — 448 бит. Стандартная версия функционирует на частоте ядра 576 МГц (шейдерный домен на 1242 МГц), память GDDR3 на 1998 МГц.


отличается повышенными до 666/1404/2304 МГц частотами. Производительность видеоадаптера близка к GeForce GTX 275, хотя несколько процентов старшая модель все же выигрывает. Данный экземпляр базируется еще на старом 65-нм ядре, итоговый разгон небольшой - 713/1458/2538 МГц. Более новые версии с 55-нм графическим процессором зачастую отличаются лучшим потенциалом.

Характеристики видеокарт AMD

Видеоадаптер Radeon
HD6870
1024MB
Radeon
HD6850
1024MB
Radeon
HD5850
1024MB
Radeon
HD5830
1024MB
Radeon
HD4890
1024MB
Radeon
HD4870
1024MB
Ядро Barts XT Barts Pro RV870 (Cypress) RV870 (Cypress) RV770 RV770
1700 1700 2154 2154 959 956
Техпроцесс, нм 40 40 40 40 55 55
Площадь ядра, кв. мм 255 255 334 334 282 263
1120 960 1440 1120 800 800
Количество текстурных блоков 56 48 72 56 40 40
Количество блоков рендеринга 32 32 32 16 16 16
Частота ядра, МГц 900 775 725 800 850 750
Шина памяти, бит 256 256 256 256 256 256
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Объём памяти, МБ 1024 1024 1024 1024 1024 1024
Частота памяти, МГц 4200 4000 4000 4000 3900 3900
11 11 11 11 10.1 10.1
Интерфейс PCI-E 2.1 PCI-E 2.1 PCI-E 2.0 PCI-E 2.0 PCI-E 2.0 PCI-E 2.0
151 127 170 175 190 160

Характеристики видеокарт NVIDIA

Видеоадаптер GeForce
GTX470
1280MB
GeForce
GTX465
1024MB
GeForce
GTX460
1024MB
GeForce
GTX460
768MB
GeForce
GTX260
896MB XFX Black
GeForce
GTX260
896MB
Ядро GF100 GF100 GF104 GF104 GT200 GT200
GT200b
Количество транзисторов, млн. шт 3200 3200 1950 1950 1400 1400
Техпроцесс, нм 40 40 40 40 55 65/55
Площадь ядра, кв. мм 526 526 367 367 576 576/487
Количество потоковых процессоров 448 352 336 336 216 216
Количество текстурных блоков 56 44 56 56 72 72
Количество блоков рендеринга 40 32 32 24 28 28
Частота ядра, МГц 608 608 675 675 666 576
Частота потоковых процессоров, МГц 1215 1215 1350 1350 1404 1242
Шина памяти, бит 320 256 256 192 448 448
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR3 GDDR3
Объём памяти, МБ 1280 1024 1024 768 896 896
Частота памяти, МГц 3348 3206 3600 3600 2304 1998
Поддерживаемая версия DirectX 11 11 11 11 10 10
Интерфейс PCI-E 2.0 PCI-E 2.0 PCI-E 2.0 PCI-E 2.0 PCI-E 2.0 PCI-E 2.0
Заявленная пиковая потребляемая мощность, Вт 215 200 160 150 n/a 182

Тестовый стенд

Конфигурация тестового стенда следующая:

  • процессор: Core 2 Quad Q9550 (2,83@3,95 ГГц, 465 МГц FSB);
  • кулер: Thermalright Ultra-120 eXtreme;
  • материнская плата: ASUS Rampage Formula (Intel X48 Express);
  • память: OCZ OCZ2FXE12004GK (2x2GB, DDR2-1200@1162 МГц при таймингах 5-5-5-15);
  • звуковая карта: Creative Audigy 4 (SB0610);
  • жесткий диск: WD3200AAKS (320 ГБ, SATA II);
  • блок питания: Seasonic SS-850HT (850 Вт);
  • операционная система: Windows 7 Ultimate x64;
  • драйверы видеокарт HD 6850 и HD 6870: Catalyst 10.10;
  • драйверы остальных видеокарт: ATI Catalyst 10.7, NVIDIA GeForce 258.96.
В операционной системе были отключены User Account Control, Superfetch, Windows Defender и визуальные эффекты интерфейса. Файл подкачки фиксировался на уровне 1024 МБ. Методика тестирования описана .

Call of Duty: Modern Warfare 2





В этой игре Radeon HD 6850 уступает HD 5850 совсем немного, и максимальное преимущество старой видеокарты (до 11%) в режимах без сглаживания, что не очень актуально. По среднему fps новичок обходит GeForce GTX 460 и GeForce GTX 465, но по минимальному — преимущество у карт NVIDIA. GeForce GTX 470 немного уступает по среднему показателю Radeon HD 6870, но по минимальному демонстрирует преимущество до 29%, что никаким разгоном Radeon не компенсируется. Отставание 192-битной версии GeForce GTX 460 от 256-битного собрата от 5 до 7 процентов.

Borderlands



В этом приложении на базе Unreal Engine 3 традиционно лучшие результаты демонстрируют графические адаптеры GeForce. В разрешении 1680х1050 разница в результатах невелика, но это объясняется большой процессорозависимостью игры и данного бечмарка. Radeon HD 6850 почти не уступает Radeon HD 5850, но проигрывает даже 192-битному GeForce GTX 460. А вот Radeon HD 6870 уступает лишь GeForce GTX 470. Отметим, что в данной игре разогнанный GeForce GTX 460 768MB умудряется немного обойти все старшие видеокарты AMD на повышенных частотах, хотя по минимальному fps крошечное преимущество остается за Radeon HD 5850.

Tom Clancy"s Splinter Cell: Conviction





Еще одна процессоразивисимая игра, поэтому в более низком разрешении разница между старшими видеокартами небольшая и прирост от разгона в некоторых случаях очень скромный. Преимущество Radeon HD 6870 над Radeon HD 6850 минимально — не более 9%. Младшая карта идет наравне с GeForce GTX 460 и GeForce GTX 465 в простых режимах, но уступает им при активном сглаживании. С разгоном Radeon HD 6850 достигает уровня производительности старшей карты, но уступает разогнанным соперникам от NVIDIA. В номинальных режимах лидером является GeForce GTX 470, при разгоне эта карта делит первое место с Radeon HD 5850.

Split/Second


В данном приложении fps ограничен 30 кадрами, поэтому в разрешении 1680х1050 мы видим, как большинство видеокарт уравнивается при разгоне.



Ситуация в игре довольно интересная. У старых решений Radeon HD 4890 и GeForce GTX 260 довольно веское преимущество над некоторыми новыми моделями. Даже при стандартных невысоких частотах GeForce GTX 260 обходит гигабайтную версию GeForce GTX 460. Если в других играх производительность GeForce GTX 460 и GeForce GTX 465 отличается весьма слабо, то в данном случае у последней преимущество почти в 20 процентов, но и этого мало, чтобы обойти разогнанную версию GeForce GTX 260 от XFX.

Среди видеокарт AMD расстановка сил более адекватная, старичкам HD 4890 и HD 4870 уступает лишь Radeon HD 5830, старшие карты демонстрируют больший fps. Разница между Radeon HD 6850 и HD 6870 меньше 10%, а преимущество HD 5850 над младшим Barts и вовсе мизерно. Вся эта тройка вроде бы обходит GeForce GTX 470 по среднему показателю, но по минимальному fps лучше оказывается старшая карта зеленого лагеря. В реальной игре на GeForce GTX 470 игра действительно идет более плавно и комфортно. Нечто подобное и в противостоянии Radeon HD 5830 и GeForce GTX 465 при разрешении 1680x1050. Средняя частота кадров вроде бы выше у Radeon, но по субъективным ощущениям играть на этом видеоадаптере абсолютно некомфортно. Все дело в огромных просадках производительности (до 13 кадров в секунду) в каждой, насыщенной визуальными эффектами, сцене. А вот GeForce GTX 465, несмотря на просадки до 19—20 кадров, выдает вполне плавную картинку в номинале. С разгоном же никакого дискомфорта не ощущается. И разогнанный GeForce GTX 465 оказывается не хуже разогнанных Radeon HD 6850 и HD 6870, уступая им лишь по средней частоте, но выигрывая немного по минимальному fps.

Sniper: Ghost Warrior



В этой игре младшие карты NVIDIA заметно уступают соперникам, лишь GeForce GTX 470 выглядит довольно неплохо и незначительно обходит Radeon HD 5850, уступая Radeon HD 6870. Зато с разгоном GeForce GTX 470 нет равных. Форсированный Radeon HD 5850 занимает второе место, а далее уже идет разогнанный Radeon HD 6870. Его младший брат, Radeon HD 6850, в номинале среди видеокарт NVIDIA уступает только GTX 470, но при разгоне идет наравне с GeForce GTX 465, работающим на повышенных частотах. Старший GeForce GTX 460 немного уступает Radeon HD 5830, 192-битная версия уступает Radeon HD 4890.




Еще одна процессорозависимая игра, и даже в максимальном разрешении разница между конкурирующими решениями мизерная. Наблюдается интересная ситуация, когда в разрешении 1680x1050 все GeForce упираются в «потолок» 84 кадра, а старшие Radeon достигают уровня 85-86 кадров. Примерно такая же ситуация и в 1920x1200, только там результаты чуть меньше. При этом и минимальный fps на картах AMD тоже выше. Хотя в номинале все с точностью наоборот, и даже GeForce GTX 460 обходит Radeon HD 5850 и Radeon HD 6850. А у GeForce GTX 470 и вовсе одинаковый результат, как в номинале, так и в разгоне. В данной тестовой сцене все явно упирается в возможности процессора, но, несмотря на это, AMD все же выигрывают несколько кадров. Эта их меньшая процессорозависимость, впрочем, не говорит о преимуществах этих решений. В любом случае, там, где очень критичным будет производительность CPU, эти карты не позволят добиться более высокого fps. Да и то, что мы видим преимущество GeForce в номинальных режимах, говорит об общем доминировании решений NVIDIA в этой игре, за исключением Radeon HD 6870, который уступает лишь GeForce GTX 470.

Простой GeForce GTX 260 оказывается производительнее не только Radeon HD 4870 и HD 4890, но даже и Radeon HD 5830. С разгоном старичок нагоняет Radeon HD 6850, работающий в номинальном режиме.


Для тестирования в этой игре использовалась демо-версия. Полноценный антиалиасинг игра не поддерживается, соответствующий пункт в меню активирует эффекты пост-обработки, смазывающие края объектов, но не убирающие эффект лесенок при контрастном переходе от темного к светлому. Но и данное «сглаживание» грузит систему довольно сильно, так что мы включили в наше тестирование результаты при активированном и деактивированном параметре.





При активном сглаживании отставание Radeon HD 6850 от старшего собрата достигает 20%. И хотя прирост частоты GPU при разгоне достигает такой же цифры, но компенсировать это разгоном видеокарты до 930/4560 МГц удается только в разрешении 1920x1200. Radeon HD 6870 уступает GeForce GTX 470 в низком разрешении, но при переходе к более тяжелых режимам наверстывает упущенное и уже в 1920x1200 с активным сглаживанием эта карта является лидером. Аналогично и Radeon HD 5850 — уступает сопернику GeForce в низком разрешении и постепенно нагоняет его по мере повышения настроек. Производительность GeForce GTX 460 выше, чем у Radeon HD 5830, но меньше чем у Radeon HD 6850. Очень слабо проявили себя Radeon HD 4870 и Radeon HD 4890, которые уступили даже простому GeForce GTX 260. А разогнанный адаптер XFX даже немного обходит 192-битный GeForce GTX 460.

Посмотрим теперь на результаты при включении эффектов APEX PhysX.



При использовании видеокарт AMD вполне предсказуемо мы получаем очень низкие результаты. Для игр, использующих PhysX, это типично. Единственное исключение — Metro 2033 , в котором с расчетом продвинутых физических эффектов без проблем справляются мощные процессоры. В данном случае наш процессор с нагрузкой не справляется, поэтому и получается одинаковый итоговый результат, на который никак не влияет производительность видеокарт Radeon. Но и с GeForce, кстати, процессор играет тоже немаловажную роль. На всех старших картах минимальный fps одинаков и выше 26 кадров не повышается. Да и по среднему показателю между GeForce GTX 460 и GeForce GTX 470 разница небольшая. Прирост от разгона тоже небольшой. Так что даже мощная видеокарта NVIDIA не гарантирует вам полный комфорт в игре с включенным PhysX, если у вас недостаточно производительный процессор. В идеале это должен быть Core i7, на нем мы достигали и 29 кадров по минимальному fps в данном бечмарке.




В синтетике мы видим самую большую разницу между Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 — 27 процентов. Преимущество старшей карты над Radeon HD 5850 просто мизерно, но последняя с разгоном легко добивается лидерства. GeForce GTX 470 обходит HD 6870 на сотые доли процента в номинале и демонстрирует большое превосходство при разгоне.

Far Cry 2





Единственный случай, когда наблюдается качественный рост fps у карт серии HD 6800 в сравнении с Radeon HD 5850. В основном это касается, конечно же, режима со сглаживанием. По этому критерию Radeon HD 5850 уступает даже Radeon HD 6850, а с Radeon HD 6870 разница просто огромна — до 30%. Учитывая, что в других играх разница в производительности скромнее, можно сделать вывод, что причиной такого роста является скорее новые драйверы, чем какие-то особенности архитектуры Barts. Игра не новая, но все старые видеокарты всегда демонстрировали в ней не лучшие результаты при активации сглаживания, и, похоже, AMD постарались исправить эту ситуацию. Ранее мы не раз отмечали, что при прогоне теста на Radeon заметны частые подергивания картинки и «рывки» fps, что и было причиной невысоких результатов. Производительность Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 хоть и выросла, но данные рывки полностью не исчезли.

Radeon HD 6850 по минимальному fps уступает лишь GeForce GTX 470 в простых режимах, но при сглаживании проигрывает и GeForce GTX 460. Radeon HD 6870 уступает старшей карте NVIDIA тоже лишь при активном сглаживании. GeForce GTX 460 со 192-битным интерфейсом памяти демонстрирует схожую с GeForce GTX 465 производительность и даже обходит Radeon HD 5850.

James Cameron"s Avatar: The Game






Новички AMD в этой игре смотрятся довольно неплохо. Radeon HD 6850 идет наравне с Radeon HD 5850, уступая ему какие-то доли процента лишь в более низком разрешении. Radeon HD 6870 обходит GeForce GTX 470, хотя с разгоном последний выход в лидеры при разгоне. GeForce GTX 460 уступает Radeon HD 6850 до 10%, но легко наверстывает это при повышении частот, обходя и HD 6850, и HD 5850, работающих на номинальных частотах. Между 256-битной и 192-битной версиями разница в производительности около двух процентов в простых режимах и до семи процентов при активном сглаживании.

Battlefield: Bad Company 2





Еще одна игра, которая отличается высокими требованиями к ЦП. В данном случае мы не наблюдаем ситуацию, когда все видеокарты демонстрируют идентичные результаты, упираясь в некий «потолок», все более сложно. Обратите внимание, что в разных режимах минимальный fps на GeForce GTX 470 практически одинаков, да и средний отличается на несколько процентов, более-менее заметное падение производительности проявляется в максимальном разрешении со сглаживанием. В тоже время у Radeon HD 6870 разница между самым легким и тяжелым режимом достигает 35% по средней частоте кадров. И если в 1680x1050 карта AMD является лидером, то в 1920x1200 с MSAA она даже уступает 1% старшему GeForce. И от разгона прирост fps у GeForce крошечный, в три раза меньше прироста по частоте GPU. А при тринадцати процентном разгоне ядра Radeon HD 6870 мы получаем повышение частоты кадров на 10%. Похоже, что как и в StarCraft 2: Wings of Liberty карты AMD проявляют меньшую зависимость от процессора, причем в данном случае это позволяет добиться внушительного отрыва. Возможно, на более мощной платформе все графики походили бы на последний, когда Radeon HD 6870 и GeForce GTX 470 демонстрируют схожие результаты.

GeForce GTX 460 и GeForce GTX 465 уступают Radeon HD 6850 и Radeon HD 5850, но с разгоном легко обходят их. Отставание 192-битной версии от собрата не более 2,6% в простых режимах и 6% при активном мультисэмплинге. С разгоном они демонстрируют одинаковые результаты, хотя частоты GeForce GTX 460 768 МБ заметно выше.

Just Cause 2





Доминирование графических адаптеров Radeon. В простых режимах GeForce GTX 470 уступает Radeon HD 6870, HD 6850 и HD 5850, при включении сглаживания лишь одному Radeon HD 6870. GeForce GTX 460 и GeForce GTX 465 способны конкурировать только с Radeon HD 5830 и Radeon HD 4890.

Если с точки зрения производительности видеокарты AMD более предпочтительны для Just Cause 2, то может GeForce обеспечит более привлекательную картинку благодаря возможности «продвинутой» симуляции воды с помощью CUDA. Вода выглядит действительно лучше, это видно даже на статических скриншотах (сравнение вы можете найти в обзоре игры на нашем сайте), и на итоговой производительности это сказывается незначительно.

Crysis: Warhead





Данная игра уже не представляет особой проблемы для старших одночиповых видеокарт. Radeon HD 6870 и GeForce GTX 470 демонстрируют достойный fps при разрешении 1680x1050. У старшей карты AMD до 6% преимущества над GeForce GTX 470, но при разгоне в лидеры выходит GTX 470. Radeon HD 5850 занимает третье место в номинальных режимах, при частотах 1000/4912 МГц уступает лишь пару процентов разогнанному GeForce GTX 470.

S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat (Зов Припяти)


Для начала рассмотрим результаты видеокарт при рендеринге под DirectX 10. Напомним, что мы приводим данные по самой тяжелой сцене SunShafts из бечмарка S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat.





Огромное превосходство всех видеокарт AMD и очень низкие результаты при включенном сглаживании. Но если перейти к DirectX 11, то картинка кардинально меняется.





Наблюдается огромный рост производительности графических адаптеров NVIDA. GeForce GTX 460 в разрешении 1920x1200 демонстрирует производительность выше чем старшие Radeon в таком же разрешении под DirectX 10.1. Результаты GeForce GTX 470 и вовсе недосягаемы для решений AMD. У карт Radeon производительность тоже поднимается, но не так сильно. Radeon HD 6850 уже уступает GeForce GTX 460 и GeForce GTX 465, а Radeon HD 5850 держится с ними наравне, сдавая позиции при включении сглаживания.

Учитывая более приятную картинку и более высокий fps в DirectX 11 именно эти результаты играют основополагающую роль для игрока. Так что в данной игре более предпочтительны видеокарты NVIDIA. Возможно, GeForce GTX 460 и GeForce GTX 465 в номинале будет маловато для высоких разрешений, но при разгоне они достойно справляются даже со сглаживанием в 1920x1200.


Одна из первых игр, поддерживающих возможности DirectX 11, под которым доступны и все максимальные настройки качества. Из старых API поддерживается только DirectX 9. Тест в нем проводился лишь в самом высоком разрешении, потому как в таком режиме игра очень непритязательна к видеосистеме и производительность уже сильно упирается в процессор.




И действительно, при переходе к DirectX 11 в лидеры уверенно выходит GeForce GTX 470. А GeForce GTX 460 и GeForce GTX 465 хоть и уступают Radeon HD 5850 и HD 6850, но с разгоном способны обогнать и Radeon HD 6870. Если же сравнивать исключительно разогнанные карты, то Radeon HD 6850 уступает 192-битной версии GeForce GTX 460, а Radeon HD 6870 и Radeon HD 5850 незначительно обходя GeForce GTX 465 не в состоянии тягаться с GeForce GTX 470.

Aliens vs. Predator


Для тестирования в этой игре использовался специальный бечмарк, который не работает под старыми DirectX, так что сравнения с видеокартами прошлых поколений не будет. Сразу перейдем к актуальному режиму в DirectX 11.





Без сглаживания Radeon HD 6850 едва обходит Radeon HD 5830 и демонстрирует до 10% преимущества над GeForce GTX 460. Старший GeForce GTX 470 уступает Radeon HD 6870 и Radeon HD 5850. Но стоит включить сглаживание, как небольшое преимущество уже на стороне GeForce GTX 470. Но вот GeForce GTX 460 и GeForce GTX 465 даже в таком режиме уступают Radeon HD 6850. Зато с разгоном эти видеокарты достигают уровня производительности старших моделей. GeForce GTX 465 на повышенных частотах даже обходит разогнанный Radeon HD 6850. Что касается разницы между 192-битной и 256-битной версиями GTX 460, то наиболее значительна она при разгоне, когда, несмотря на более высокие частоты, младшая карта уступает до пяти процентов производительности.

Metro 2033


Самая ресурсоемкая игра, результаты в которой мы приберегли напоследок. С драйверами Catalyst 10.10 на видеокартах Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 наблюдались ошибки рендеринга источников освещения и неправильное отображение теней. Все это могло сказаться на достоверности итоговых результатов, в частности поднять итоговый fps. Так что данные тестов этих видеокарт мы приводим скорее для ознакомления, чем для сравнения с другими графическими адаптерами.





Новая серия выглядит просто отлично и даже Radeon HD 6850 обходит Radeon HD 5850 и GeForce GTX 470, но, как было сказано выше, говорить о полной достоверности такого результата не приходится. В противостоянии Radeon HD 5850 и GeForce GTX 470 у первого преимущество в простых режимах, у второго при включенном сглаживании. GeForce GTX 460 уступает Radeon HD 5850 от 15 до 25%, но компенсирует это повышением частот.





В DirectX 11 сохраняются все «баги» с тенями и освещением на видеокартах Radeon HD 6850/6870, так что их результаты мы оставим без комментариев. GeForce GTX 470 вновь уступает Radeon HD 5850 в простых режимах, но при сглаживании одерживает вверх. Вот только справиться с таким режимом карте NVIDIA уже не под силу, так что практической пользы от превосходства в таком режиме мало. Что касается GeForce GTX 465 и GeForce GTX 460, то их не хватает и для самого простого режима при максимальных настройках DirectX 11. Кстати, в этой игре наблюдается огромное отставание 192-битной версии GeForce GTX 460 от старшего собрата при включенном сглаживании — от 25 до 94%. Конечно, и старшая карта не в состоянии обеспечить достойный fps в таких режимах, это лишь показывает резкую нехватку видеопамяти и невысокую актуальность связки SLI из 768-мегабайтовых GeForce GTX 460.

Выводы

Подведение итогов мы начнем с комментариев по видеокартам Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870. Новые модели оказались довольно удачными, сочетая отличную производительность с низким энергопотреблением. Старший Radeon HD 6870 производительнее Radeon HD 5850, но «старичок» легко компенсирует свое небольшое десятипроцентное отставание при разгоне. Преимущество новой карты во многом обеспечено высокими частотами — 900 МГц против 725 МГц, и это весомый аргумент в пользу HD 6870. Но при такой разнице в частоте (24%) преимущество в производительности уже не кажется внушающим. Вычислительный потенциал RV770 больше, поэтому с разгоном Radeon HD 5850 удерживает лидерство. Впрочем, для значительного разгона родной системы охлаждения не хватит. А чтобы накинуть всего-то сотню мегагерц у Radeon HD 6870 родной турбиной тоже не обойтись. Для простого пользователя, игнорирующего разгон, лучшим выбором станет Radeon HD 6870. Но если вы обладатель Radeon HD 5850, то менять свою карту на HD 6870 не стоит, лучше дождаться видеоадаптеров серии HD 6900. Еще отметим, что хотя Barts и немного экономичнее, но референсный Radeon HD 6870 вышел шумнее Radeon HD 5850.

Младший Radeon HD 6850 уступает собрату от 15 до 25 процентов производительности. В некоторых случаях скорость этой карты максимально близка к Radeon HD 5850. Весьма неплохо для карты, у которой графический чип урезан на 16% по числу потоковых процессоров, и частота его ниже на те же 16%. Компенсировать отставание от старшей карты удается при разгоне GPU на 20%. Преимущество над GeForce GTX 460 от 5 до 15 процентов, в редких случаях оно больше 20 процентов. Огромный отрыв в S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat при рендеринге в DirectX 10, но под более актуальным DirectX 11 быстрее оказывается уже GeForce GTX 460. Кроме этого случая Radeon HD 6850 уступает сопернику лишь в FarCry 2, StarCraft 2 и Borderlands. С разгоном производительность карты NVIDIA масштабируется немного лучше и в некоторых случаях это помогает добиться идентичных результатов при оверклокинге обоих карт там, где в номинале карта NVIDIA была немного медленнее. Возможно, причиной этого является и небольшой разгон памяти у Radeon HD 6850, что сдерживает потенциал GPU. Но в целом, Radeon HD 6850 без сомнения является более производительным и привлекательным продуктом. Не удивительно, что сразу после анонса новинок серии HD 6800 компания NVIDIA начало поспешное снижение цен на свои видеокарты. Еще недавний лидер среднего класса GeForce GTX 460 не может конкурировать с Radeon HD 6850, и даже GeForce GTX 470 в некоторых случаях уступает Radeon HD 6870.

Что касается нашего конкретного экземпляра HIS HD 6850 Fan 1GB, то видеокарта порадовала минимальным уровнем шума в игровом режиме. Разгонный потенциал у нее неплохой, но реализовать его на родном охлаждении при сохранении низкого уровня шума не получится из-за недостаточного охлаждения подсистемы питания.

Позиции GeForce GTX 470 пошатнулись после выхода Radeon HD 6870. Новый соперник оказывается немного быстрее во многих приложениях. На стороне Fermi хорошая производительность в самых высоких разрешениях и при сглаживании. У карты еще и хороший разгонный потенциал, что позволяет ей в большинстве случаев обойти разогнанные Radeon HD 5850 и Radeon HD 6870. Вот только для реализации такого разгона не обойтись без замены системы охлаждения.

Уступивший под натиском новичка GeForce GTX 460 не потерял актуальность благодаря снизившейся цене и повсеместной доступности. Плюс у карт отличный разгонный потенциал и среди всех побывавших у нас моделей не было еще ни одной, которая бы не одолела 800 МГц при номинальном напряжении. В таких условиях можно обойтись и без замены кулера и, возможно, даже не придется сильно поднимать обороты вентилятора родной СО. В таких условиях GeForce GTX 460 еще может составить конкуренцию Radeon HD 6850, тем более, что на рынке полно моделей с заводским разгоном и мощными системами охлаждения. В ближайшее время мы рассмотрим несколько таких видеоадаптеров и выясним, одолеют ли они младшего Barts.

Немного прокомментируем мы и результаты 192-битной версии GeForce GTX 460. Максимальное отставание этой модели от старшего брата при включенном сглаживании — от 10 до 15 процентов. В определенных ситуациях эти цифры еще больше, но это только в тех режимах, где производительности 256-битной версии катастрофически не хватает. Стоит отключить антиалиасинг и снизить разрешение, как обе версии GeForce GTX 460 разделяют уже 5%, а то и меньше. Такой отрыв легко компенсируется разгоном. Если вы обходитесь без сглаживания и ваш монитор поддерживает разрешение 1680x1050, то вы можете неплохо сэкономить, приобретя GeForce GTX 460 768 МБ. Для мониторов разрешением 1280x1024 это и вовсе самый оптимальный выбор. Но для высоких разрешений и SLI эта карта не подойдет. При объединении пары таких адаптеров можно выиграть в производительности лишь в легких режимах, небольшой объем памяти не позволит добиться комфорта на максимальных настройках (яркий тому пример последний график Metro 2033). Также не имеет смысла переходить на данную видеокарту с GeForce GTX 260 или GeForce GTX 275, разве что исключительно из-за DirectX 11, выигрыш в производительности будет мизерным.

И немного о GeForce GTX 465. Этот видеоадаптер продержался на рынке недолго, сейчас его уже не найти в продаже, хотя производительность у него неплохая. В большей части приложений GeForce GTX 465 чуть производительнее GeForce GTX 460, а там где он уступает младшей карте в номинале, при разгоне все равно оказывается быстрее. Минус вполне очевидный — высокое энергопотребление и тепловыделение, что является следствием использования прожорливого GF100.

Стоит отметить и общую тенденцию к более низким результатам у видеокарт NVIDIA в процессорозависимых приложениях. В StarCraft 2 это выливается мизерным преимуществом в один кадр у видеокарт AMD. А вот в Bad Company 2 с GeForce GTX 470 складывается вообще необычная ситуация, когда во всех режимах карта демонстрирует примерно один и тот же fps. Зато в другой процессорозависимой игре, Tom Clancy"s Splinter Cell: Conviction, именно GeForce GTX 470 обходит всех соперников.

Не стоит понимать такие результаты в StarCraft 2 и Battlefield: Bad Company 2 как показатель того, что на каком-нибудь процессоре Athlon игра будет тормозить с GeForce и отлично пойдет на Radeon. В случаях, когда итоговый fps будет зависеть в первую очередь от процессора, вы получите «тормоза» на любой видеокарте. Это лишь показатель необходимости использования мощного современного ЦП для самых производительных одночиповых видеоадаптеров. В некоторых приложениях просто не раскроется весь потенциал таких графических решений при слабом процессоре, и разница между ними будет настолько мизерна, что вложенные в дорогую карту средства себя не оправдают. Все, можно идти пить чай.

Тестовое оборудование было предоставлено следующими компаниями:

  • DCLink — видеокарта Sapphire HD 5830, материнская плата ASUS Rampage Formula;
  • Eletek — память OCZ OCZ2FXE12004GK;
  • Elko — видеокарта Inno3D GTX 465 (N465-1DDN-D5DW);
  • HIS — видеокарты HIS HD 5850 1GB, 6850 Fan 1GB, 6850 Fan 1GB GDDR5;
  • PCShop — видеокарта Gigabyte GV-N460OC-768I;
  • Syntex — блок питания Seasonic SS-850HT (S12D-850);
  • — жесткий диск WD3200AAKS;
  • Zotac — видеокарта Zotac GeForce GTX 460 1GB (ZT-40402-10P).

«…Radeon HD 6850 оказалась на удивление быстрой. От старшей версии она отстает на 20% и уверенно держится на уровне GTX 460 и GTX 465. Но все впечатление портит цена в России. Если на Западе плата AMD обойдется ощутимо дешевле конкурентов, то у нас она на

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Когда AMD представила линейку Radeon HD 6800 , мы уже почти сдали в печать «Игроманию» №12/2010 - и протестировать обе видеокарты, HD 6870 и HD 6850 , никак не успевали. Поэтому в прошлом номере мы изучили только старшую версию, а в этом рассказываем про младшую.

Скальпель

Как и старшая модель, HD 6850 основана на модифицированной версии кристалла Cypress - Barts . SIMD-блоков на нем осталось еще меньше, чем у HD 6870: 12 штук вместо 16. Соответственно, сократилось и число потоковых процессоров - с 1120 до 960 единиц. Текстурных блоков стало на 8 меньше - 48 штук. Снизилась и тактовая частота процессора: вместо 900 МГц кристалл работает на 775 МГц. А вот память почти не тронули. На HD 6850 стоит взрослая 256-бит шина и 1 Гб GDDR5, которая всего на 200 МГц медленнее, чем у HD 6870. То же касается и блоков растеризации: на месте все 32 штуки.

Отличий в архитектуре младшей и старшей версий нет. Radeon HD 6850 поддерживает стереоизображение HD3D, фильтрацию Morphological AA, улучшенные алгоритмы анизотропной фильтрации и антиалиазинга, а также оснащена модулем декодирования видео UVD3 с поддержкой форматов VC-1, H.264, MPEG-2 (DVD), MVC и MPEG-4 (DivX, Xvid).

Сама карта на 2 см короче HD 6870, зато дизайн у них одинаковый - черные кирпичики с красными вставками. Система охлаждения точно такая же: тепловые трубки, радиатор, турбина. Единственное - сократилось количество контактов питания. HD 6850 потребляет 127 Вт, и ей хватает одной 6-pin вилки. Видеовыходы такие же, как и на HD 6870: два mini-DisplayPort 1.2, два DVI и один HDMI 1.4a. Все это позволяет подключить к одной видеокарте до шести мониторов разом, смотреть Blu-ray 3D и выводить изображение на телевизоры с поддержкой 3D Stereo.

Вариант

На тесты Radeon HD 6850 прислала компания Sapphire . Карта оказалась нестандартной - разработчики сменили кулер. Фирменный пластиковый кожух чем-то напоминает космический корабль: глянцевый черный цвет, серебристые вставки, затейливая штамповка. На процессор через две медные теплопроводные трубки опирается алюминиевый радиатор, сверху стоит 75-мм вентилятор.

Изменился и набор видеовыходов: один полноразмерный DisplayPort 1.2, HDMI 1.4a и два DVI. В остальном ничего нового, частоты процессора и памяти стандартные, никакого разгона.

Цена вопроса

Для тестов Radeon HD 6850 мы взяли материнскую плату Foxconn Renaissance на чипсете Intel X58 Express , поставили на нее процессор Intel Core i7-920 , добавили три планки памяти Kingston HyperX DDR3-1666 по 2 Гб каждая и установили операционную систему Windows 7 Ultimate64-bit . Набор тестов выбрали стандартный: посмотрели, сколько очков карта набирает в синтетике 3DMark Vantage и Unigine Heaven Benchmark 2.0 , замерили скорость работы в DX10- и DX11-играх.

С подбором конкурентов для HD 6850 вышла накладочка. Официальная цена карты - 5500-6000 рублей. Но наша великая розница взвинтила ее до 7300-8000 рублей. Вот и получается, что в России видеокарте приходится соревноваться не с какими-нибудь GTX 460 768 Мб и GTS 450 , а с серьезными товарищами вроде GTX 460 1 Гб, GTX 465 и HD 5830 с HD 5850 .

Удивительное рядом

Первый же тест, 3DMark Vantage, поставил Radeon HD 6850 на последнее место, даже слабенькая HD 5830 была на 3% быстрее. Unigine Heaven Benchmark 2.0 оказался чуть снисходительнее и вывел новую видеокарту выше HD 5850 и HD 5830. Но, как это бывает, синтетика - далеко не показатель.

В играх Radeon HD 6850 отработала на ура. В Resident Evil 5 она обошла всех конкурентов от NVIDIA и уступила мизерные 2-3% только HD 6870 и HD 5850. В Devil May Cry 4 видеокарты GeForce подтянулись и отработали уже наравне с конкурентом от AMD: разница составила 2-5%. То же самое произошло и с Aliens vs. Predator . И GTX 460, и GTX 465, и HD 6850 показывали в нем по 28-29 кадров в секунду - отличный результат.

* * *

Radeon HD 6850 оказалась на удивление быстрой. От старшей версии она отстает на 20% и уверенно держится на уровне GTX 460 и GTX 465. Но все впечатление портит цена в России. Если на Западе плата AMD обойдется ощутимо дешевле конкурентов, то у нас она на 500-1000 рублей дороже GTX 460. И это очень обидно, ведь HD 6850 действительно удалась.

Таблица 1
Сравнительная таблица технических характеристик
Характеристика AMD Radeon HD 6850 AMD Radeon HD 6870 AMD Radeon HD 5850 AMD Radeon HD 5830 NVIDIA GeForce GTX 465 NVIDIA GeForce GTX 460
Ядро Barts Pro Barts XT Cypress Pro Cypress XT GF100 GF104
Количество транзисторов 1,7 млрд 1,7 млрд 2,15 млрд 2,15 млрд 3 млрд 1,95 млрд
Техпроцесс 40-нм 40-нм 40-нм 40-нм 40-нм 40-нм
Количество потоковых процессоров 960 шт. 1120 шт. 1440 шт. 1120 шт. 352 шт. 336 шт.
Частота графического ядра 775 МГц 900 МГц 725 МГц 800 МГц 607 МГц 675 МГц
Частота потоковых процессоров 775 МГц 900 МГц 725 МГц 800 МГц 1215 МГц 1350 МГц
Тип, объем памяти GDDR5, 1 Гб GDDR5, 1 Гб GDDR5, 1 Гб GDDR5, 1 Гб GDDR5, 1 Гб GDDR5, 1 Гб
Частота памяти 4000 МГц 4200 МГц 4000 МГц 4000 МГц 3200 МГц 3600 МГц
Шина данных 256 бит 256 бит 256 бит 256 бит 256 бит 256 бит
Количество текстурных блоков 48 шт. 56 шт. 72 шт. 56 шт. 44 шт. 56 шт.
Количество блоков растеризации 32 шт. 32 шт. 32 шт. 16 шт. 32 шт. 32 шт.
Интерфейс PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16
Цена на декабрь 2010 года 7500 рублей 9300 рублей 7800 рублей 6700 рублей 7500 рублей 7000 рублей
Таблица 2
Синтетические тесты
3DMark Vantage
Модель видеокарты GPU CPU Overall
AMD Radeon HD 6850 12 596 16 499 13 365 100%
AMD Radeon HD 6870 15 131 16 493 15 450 116%
AMD Radeon HD 5850 14 832 17 597 15 427 116%
AMD Radeon HD 5830 12 781 17 594 13 720 103%
NVIDIA GeForce GTX 465 11 674 42 636 14 264 107%
NVIDIA GeForce GTX 460 12 556 40 963 15 188 114%
Unigine Heaven Benchmark 2.0
Модель видеокарты FPS Overall Соотношение производительности
AMD Radeon HD 6850 11,8 298 100%
AMD Radeon HD 6870 13,8 348 117%
AMD Radeon HD 5850 11,4 288 97%
AMD Radeon HD 5830 10,5 266 90%
NVIDIA GeForce GTX 465 16,7 421 141%
NVIDIA GeForce GTX 460 16,9 426 143%
Таблица 1
Игровые тесты (кадров в секунду)
Название игры, настройки AMD Radeon HD 6850 AMD Radeon HD 6870 AMD Radeon HD 5850 AMD Radeon HD 5830 NVIDIA GeForce GTX 465 NVIDIA GeForce GTX 460
Resident Evil 5 (DX10)
High, 1680x1050, AF 16x, AA 8x 93,9 96,1 92,4 74,5 83,7 83
High, 1920x1080, AF 16x, AA 8x 86,8 89,6 90,5 67 76,4 76,2
Соотношение производительности 100% 103% 102% 79% 89% 88%
Devil May Cry 4 (SC2, DX10)
SuperHigh, 1680x1050, AF 16x, AA 8x - - - - 95,7 101,3
SuperHigh, 1920x1080, AF 16x, AA 8x 92,6 126,3 114,8 77,7 93,3 93
Соотношение производительности 100% 136% 124% 84% 102% 105%
Aliens vs. Predator (Demo, DX11)
VeryHigh, 1680x1050, AF 16x, AA 2x 32,5 39,6 32,2 24,4 33,1 32
VeryHigh, 1920x1080, AF 16x, AA 2x 29 35,4 33,3 21,7 29,3 28,5
Соотношение производительности 100% 122% 107% 75% 101% 98%
Соотношение цены 100% 124% 104% 89% 100% 93%
Соотношение производительности 100% 120% 111% 80% 97% 97%