Чем отличается патефон от граммофона? Разница между патефоном и граммофоном

Короче:
Граммофо́н - прибор для записывания и воспроизведения звука с граммофонной пластинки.

Длиннее:
Граммофон - это видоизменение изобретённого в 1877 году Эдисоном фонографа, впервые сделанное Э. Берлинером также в 1877 году. В отличие от фонографа вместо цилиндров для записывания и воспроизведения звуков служат эбонитовые (каучуковые) диски. Граммофонная игла, прикреплённая к вибрирующей, воспринимающей звуки пластинке, наносит на диске соответствующие спиральные черты и углубления. При вращении диска посредством часового механизма игла движется по спирали диска и вызывает соответствующие колебания вибрирующей пластинки: весь комплекс записанных звуков воспроизводится с точностью.

В 1940-1960-х усовершенствование граммофона позволило достигнуть достаточно чистой передачи музыкального звучания пьес, как вокальных, так и инструментальных. Изготовление граммофонов сделалось мощной самостоятельной отраслью в Западной Европе.

Короче:
Патефо́н - переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку.Был широко распространён в 40-60 гг. XX века. Позднее был вытеснен электрофоном.

Длиннее:
Патефон – неправильное название портативного граммофона, которое прижилось только в СССР неизвестно по каким причинам. На самом деле, даже “Граммофон” – это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами. В Америке в принципе не было граммофонов, а были Графофоны, Фонографы, “Говорящие машины” и т. п. , по причине “патентных войн” с Э. Берлинером, “отцом” граммофона. Настоящий патефон, “изобретенный” и запатентованный братьями Пате (и названный именно так в их честь) , отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной) , а методом записи – глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером. При проигрывании патефонных пластинок применялась сапфировая игла, рассчитанная на многократное использование, в отличие от граммофонной стальной иглы (смена после 3-4 минут, т. е. проигрывание 1-й стороны грампластинки) . И еще один момент – патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные – от края к центру. На настоящем патефоне НЕВОЗМОЖНО прослушать граммофонную пластинку (и наоборот) . А название “патефон” – оно, конечно, является частью советской “культуры”, и так же неистребимо, как название “ксерокс” для всех копиров, неважно Canon, Xerox, или еще какой фирмы.

Патефон - переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус.

Слово патефон образовалось из двух составляющих: Пате - известная французская фирма по производству патефонов. Фон в переводе на русский язык - звук.


Патефон портативный, "Артель Граммофон", вариант, г. Ленинград, СССР, 1930-40 гг.

Патефоны той поры были механическими и приводились в действие посредством пружины. Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Этот аппарат не требовал подключения к электросети. Под него танцевали на площадках в парках. Звук был достаточно громким. Уровень громкости не регулировался. Выпускалось несколько разновидностей патефонов.



Все устройство помещалось в относительно легкий, компактный чемоданчик. Его можно было брать с собой и даже держать на руках, в отличии от граммофона, который был стационарный. Звук с пластинки снимался посредством иглы. Иглу приходилось часто менять, да и пластинки изнашивались, бились, и т. д. и т. п. В чемоданчике предусмотрен выдвижной отсек для хранения игл. Иглы можно было покупать на вес и были дешевыми.




Патефон - это не переносная версия граммофона. Граммофон - предтеча патефона, но с внешней трубой - так же существует мнение, что граммофонные пластинки имели более крупную нарезку бороздок ввиду более тяжёлого звукоснимателя. Разница никак не в величине и размещении рупора и не в корпусе (чемодане). Патефон - неправильное название портативного граммофона, которое прижилось только в СССР неизвестно по каким причинам. На самом деле, даже "Граммофон" - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами.


Граммофон "Gramophone & Typewriter ltd", Россия, ХIХ век


В Америке в принципе не было граммофонов, а были Графофоны, Фонографы, "Говорящие машины" и т.п., по причине "патентных войн" с Э.Берлинером, "отцом" граммофона. Настоящий патефон, "изобретенный" и запатентованный братьями Пате (и названный именно так в их честь), отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной), а методом записи - глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером.




При проигрывании патефонных пластинок применялась сапфировая игла, рассчитанная на многократное использование, в отличие от граммофонной стальной иглы (смена после 3-4 минут, т.е. проигрывание 1-й стороны грампластинки). И еще один момент - патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные - от края к центру. На настоящем патефоне НЕВОЗМОЖНО прослушать граммофонную пластинку (и наоборот). А название "патефон" - оно, конечно, является частью советской "культуры", и так же неистребимо, как название "ксерокс" для всех копиров, неважно Canon, Xerox, или еще какой фирмы.




Первые пластинки назывались рекордами (от английского слова "record" - "запись"). Они были толстые, с шероховатым краем и весили почти полкилограмма! В центре делались два отверстия. Запись занимала только одну сторону (двусторонние "рекорды" появились лишь в 1903 году), на другой стороне печатали название пластинки вместе с либретто или нотным примером.




Самая первая грамзапись на русском языке была сделана в 1897 г. в Ганновере. А из чего только не делали первые пластинки! Из воска, целлулоида, каучука, металла и даже... шоколада. Да, да, самого настоящего шоколада! В начале века продавались такие "вкусные" пластинки - сначала их можно было послушать, а потом съесть, - наверное, если запись не очень понравилась.




Все эти материалы в общем-то не годились для пластинок. Дело вот в чем. Длина звуковой бороздки только одной песни составляла около километра. Пока игла пробегала этот путь, она давила на дно канавки с невероятной силой - около тонны на квадратный сантиметр! Это примерно то же самое, что поставить слона на одной ноге на спичечный коробок. Какой же материал выдержит такое давление? Наверное, сталь? Нет, пластинки из самой лучшей стали изнашиваются в 20 раз быстрее, чем из шеллака.




Шеллак? А что это такое? В Индии водится крохотный жучок - лаковый червец. Он выделяет смолу, из которой делает себе скорлупу (скорлупа по-английски "shell", отсюда и шеллак). Оказалось, что эту смолу можно плавить, смешивать с другими веществами, подвергать давлению - она все равно останется эластичной и в то же время твердой. Единственный ее недостаток - дороговизна. Ведь для изготовления только одной пластинки требовалась скорлупа 4 тысяч жучков. Эту смолу отрывали от коры дерева, обливали горячей водой, промывали, процеживали, чтобы удалить кусочки коры.


Понятно, что таким способом много пластинок не сделаешь. Поэтому уже с 1908 года фирмы-изготовители стали скупать старые, негодные, разбитые пластинки. Печатались объявления такого рода: "За три старые пластинки выдается одна новая того же размера при условии покупки еще одной новой". Нужно было чем-то заменить смолу. На помощь пришла пластмасса. Плотная поверхность пластмассы позволила сблизить и сузить звуковые бороздки - появилась долгоиграющая пластинка.


Общеизвестно, что диски гарантируют более высокое качество звучания, чем магнитофонные записи. Сейчас выпускают чрезвычайно прочные пластинки, которые в диаметре имеют всего лишь 12,5 сантиметра, но каждая сторона играет в течение часа - записи на них весьма компактны. Отсюда и название современных пластинок - "компакт-диски". Звук на этих пластинках записан с помощью сложнейших электронных устройств.






Торт Ж. Зубовой.

Сейчас эти музыкальные приборы можно встретит лишь в музеях. А когда-то они были завсегдатые приёмов и вечеринок.

Как всё начиналось?

А началось все с фонографа, изобретенного ещё в 1877 году Томасом Эдисоном. Фонограф первое устройство для записи и воспроизведения звука. Это сейчас для нас звук, льющийся из динамиков, - повседневная реальность, а в те времена воспроизведение звука было сродни магии.

Любое изобретение соответствует времени и несмотря на нереальность устройства оно получило развитие в качестве граммофона, а потом и патефона. Да и в наши дни принцип работы проигрывателя пластинок тот же, только для распространения звука используют электрические колонки. А ещё несколько веков назад Эдисона бы объявили бы еретиком и колдуном.

А в чём же разница?

Что из себя представляет граммофон. Думаю все помнят картинки с огромной воронкой похожей на экзотический цветок. Как и фонограф граммофон воспроизводит звук, но только не с металлического цилиндра, а с диска. Такая модификация фонографа была запатентована Эмилем Берлинером. Диски в последствии назвали грампластинками, изготавливались они из каучука или шиллака, а первая пластинка была сделана из цинка. Огромная воронка служила усилителем и передатчиком звука.

Патефон же портативная версия граммофона. Как это бывает со многими предметами, название произошло от фирмы производителя, которая первой выпустила такое устройство, компании «Патэ». У патефона уже нет огромной воронки, раструб для усиления звука встроен в корпус. Это дало преимущество патефону над граммофоном. А компоновка в виде чемоданчика сделала его мобильным и удобным, патефон можно было переносить без особого труда и использовать где угодно. Смотря фильмы прошлых лет, мы можем убедиться в популярности патефона. Распространенная картина того времен (30-50-е годы): танцы под звуки патефона, выставленного в окно.

В 1877 году Т. Эдисоном был изобретен фонограф, имеющий цилиндры для записывания и воспроизведения звуков. В том же году Э. Берлинер несколько видоизменил изобретение и для записи-воспроизведения звуков диски. Так появился граммофон, где граммофонная игла прикреплялась к воспринимающей звуки пластинке и наносила на диске соответствующие спиральные углубления.

В США механический проигрыватель грампластинок имел термины графофон, фонограф или «говорящие машины» по причине «патентных войн» с Э. Берлинером.

Посредством часового механизма диск вращался и игла двигалась по спирали диска, вызывая соответствующие колебания вибрирующей пластинки. Таким способом весь комплекс записанных звуков воспроизводился с хорошей точностью.

Уже в 40-60-х годах, усовершенствование граммофона достигло достаточно чистой передачи звучания вокальных и инструментальных пьес. В Западной Европе изготовление граммофонов было мощной самостоятельной отраслью. Так же как и изготовление дисков (пластинок) разнообразного репертуара в исполнении выдающихся и музыкальных виртуозов обособилось в отдельную отрасль промышленности.

Но, как известно, совершенствованию нет предела…

Переносная версия

В первой половине 20-го века возникла идея о переносной версии граммофона. Так в 1913 году появилось механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок – патефон. Изобретение его принадлежит компании DECCA. Сам патефон был сконструирован и запатентован братьями Пате. От граммофона патефон отличался встроенным в корпус маленьким рупором и скомпонован он был в виде чемоданчика, который переносился за специальную ручку. Но главное его отличие было в методе формирования звуковой канавки. У патефона оно было глубинным, а не поперечным.

Идея «портативного граммофона» была предназначена для использования в полевых условиях для вооруженных сил Англии.

В патефоне в качестве привода использовался пружинный двигатель, звукоусиление же производилось при помощи раструба, который был сокрыт внутри корпуса. Звукосниматель имел мембрану и металлическую иглу. У двигателя был центробежный регулятор скорости и одного завода пружины было достаточно на проигрывание одной или двух сторон пластинки.

Громкость патефона достигала до 80-100 дБ, однако качество воспроизведения звука зависело от изношенности иглы и было отнюдь невысоким – хриплым и с сильными искажениями. С приходом патефона на смену стальным иглам, которые необходимо было менять после проигрывания одной пластинки, стали появляться иглы

Эти устройства сейчас можно повстречать либо в музеях, либо в старых фильмах - или в фильмах «о старой жизни». Они являются дальними предками современных аудиосистем, но питаются вовсе не электричеством, как привычные агрегаты. Старинные устройства всякий раз перед использованием заводили рукояткой, как механические часы.

Зачастую название некоей фирмы, очень популярной, превращается в имя нарицательное, и все мы знаем самый яркий пример с компанией «Ксерокс». Копировальные агрегаты от любого бренда зовут в народе «ксероксами», и неважно, какая фирма на самом деле была «родительницей» конкретного устройства. Продукция фирмы Кэнон, или любой другой, бездумно именуется «ксероксом». Нечто похожее произошло и с патефонами, хотя они - изначально, были граммофонами только одной торговой марки. Не очень грамотные люди считают, будто патефон и граммофон - синонимы. Но на деле это не так.

Сначала разберёмся, что представляет собой граммофон. Тот самый приборчик, который можно увидеть на лого довольно популярной музыкальной премии. Большинству из нас такой логотип знаком с давних пор. И граммофон с широким раструбом - тоже. Труба эта столь знаменита, что человек, не видевший никогда «живого», реального граммофона, как правило, знает, как она выглядит. Граммофон с трубой можно встретить в мультфильмах, в детских книжках, а любители старины могли встречаться с ним в музеях.

Но день рождения граммофона - известен ли он вам? В 1887 году, 26 сентября, патент на данное изобретение был получен Эмилем Берлинером. Получается, что граммофону уже почти 130 лет. Почтенный возраст, однако «активная жизнь» его продлилась лишь где-то до 1950-х годов, когда механические звуковоспроизводящие устройства вынуждены были уступить своё «место под солнцем» устройствам электрическим.

Классический граммофон (не патефон) выглядит, как ящик с диском, на котором крутится грампластинка. Сбоку из коробки торчит ручка, чтобы заводить ею устройство. А ещё у граммофона имеется забавный с виду звукосниматель с острой иголкой, он считывает информацию с пластинки. Ну, и знаменитая труба, которая по нынешним временам уже выглядит смешно. Она работает как усилитель звука. Честно скажем, не слишком-то эффективно. Звук у граммофонов был слабый. Особенно если сравнить с современными музыкальными центрами, орущими так, что соседи в постелях подскакивают.

Кстати, самый-самый первый граммофон приходилось приводить в действие вручную, вращая рукоятку и вместе с ней - грампластинку. То есть один человек обязательно был должен заниматься граммофоном, и ему не удавалось, например, потанцевать. К тому же следовало равномерно крутить ручку, а это получалось не у каждого. Пружина, которая сама крутила пластинку на диске, добавилась несколько позже.

Название «граммофон» произошло от двух греческих слов - буква (грамма) и звук (фон). Во время работы этого старинного агрегата пружинный механизм внутри него вращал по часовой стрелке диск с грампластинкой. Чтобы появился звук, на её звуковую дорожку опускали тонарм с острой иглой. Реагируя на форму канавок в диске грампластинки, игла совершала колебания, которые передавались мембране. А вибрации мембраны звучали как музыка или слова (смотря, что именно записано на диске).

Первые граммофоны, к сожалению, были очень громоздкими, давали слабое звучание, да к тому же и с низким качеством. А ещё слушатель был вынужден постоянно менять иглы - и, соответственно, постоянно покупать новые. С развитием технологий эти устройства становились несколько удобней, но всё-таки оставались пока примитивными. Хотя они, с другой стороны, по сравнению с фонографом уже были прорывом!

А потом был изобретён патефон - разновидность граммофона, от французской фирмы Пате. Он появился в 1907 году. Это портативный граммофон, более компактный, и без торчащего рупора. У него «рупор» скрыт внутри корпуса.

Подобные устройства были заметно удобней классических граммофонов, и оставались популярными в течение нескольких десятилетий. Прелесть их была, прежде всего, в их удобстве и компактности. Износ иголок преследовал их всё так же, хотя производитель старался использовать более долговечные материалы.

Звук тоже не был достаточно громким и качественным. Именно поэтому в середине ХХ века на смену им явились электрофоны - очень похожие на знакомые гурманам звука «проигрыватели винила». Запатентованы они были в 1925 году, причём, что интересно - всё тем же самым Берлинером. Он умер в 1929 году, и не застал расцвета последнего своего изобретения. Получается, что граммофонный век продлился примерно 60 лет. А у какого современного нововведения будет столь долгая жизнь?!