Является ли mac os операционной системой. История macOS в картинках

Я предполагаю что, большинству людей, желающих пересесть на Мак мешают мифы о хакинтоше — компьютере, на котором стоит Mac OS. Перед тем, как перейти непосредственно к описанию установки Mac OS X на PC , я попытаюсь развеять часть мифов:

1. Mac OS X установится только на совместимые с ней процессоры и чипсеты от intel, видеокарты только от NVidia. Большая часть периферии работать не будет.

Когда-то это было истиной, но прогресс не стоит одном на месте, выходят всё новые и новые патчи и драйвера, количество совместимого с Mac OS X «железа» растет с каждым днем. Сейчас Mac OS спокойно устанавливается на компьютер с процессором, который минимум поддерживет SSE2, но желательно SSE3, например, AMD или Intel. Многие современные видеокарты поддерживают аппаратное ускорение, а именно Quartz Extreme, Quartz 2d, Core Image, GL. Думаю теперь вы поняли, что от вашего компьютера не требуется ничего сверхъестественного.

2. Установка Mac OS X — это сложно.

На самом же деле, не сложнее, чем поставить Windows ХР, думаю даже проще, если подобрать правильные кексты и фиксы.

3. Mac OS Х не сможет «обитать» на одном физическом диске с Windows.

Может! Есть 2 варианта:
— Загрузчик Винды + chain0 (например, так стоит на моём компе)
— Acronis OS Selector

Итак, приступим к делу.

Шаг 1. Подготовка.

Для начала нужно проверить ваш компьютер на соответствие требованиям Mac OS X.
Абсолютным минимумом является процессор, поддерживающий SSE2. Это можно определить программой CPU-Z ( (1.97 Mb)).
Минимальная оперативная память (RAM) 256 Мб, естественно, чем больше, тем лучше.
Не совсем уж старая видеокарточка для AGP или PCI-E, начиная от GF4.

При соответствии вашего PC с требованиями Mac OS X идем дальше.

Многие советуют, скачать и записать на диск Hiren’s Boot CD. Если на том же физическом диске, куда собираетесь установить Mac OS, есть разделы в формате NTFS, то их лучше перевести в FAT32 (), потому что при создании нового раздела может возникнуть ошибка, и ФС станет нечитаема, но есть и другой, более лёгкий способ — перенести свои данные на другой физический диск или флэшку.

Для удобства установки, советую распечатать этот текст, чтобы в любой момент можно было посмотреть, что делать дальше.

Закончив с подготовкой, приступаем ко второму шагу.

Шаг 2. Скачать образ установочного диска.

Первым делом нужно определиться, какая версия Mac OS X нам нужна: последняя на данный момент — это 10.5. Поскольку наша задача — познакомиться с системой, я советую устанавливать версии 10.4.6 или 10.4.7, т.к. они обычно устанавливаются без особых трудностей. И потом уже вы сможете обновиться с помощью combo-update. Но можете попробовать и OS X 10.5. Далее заходим на torrents.ru и в форму поиска пишем примерно такое:

Mac OS X 10.4.6

Если скачанный файл в формате ISO, то его можно спокойно записать на диск, а если в формате DMG, то придется еще скачать приложение DMG2ISO ( (12.29 Kb)) и сконвертировать скачанный файл в образ в ISO.

Шаг 3. Запись образа на диск.

Вам понадобиться DVD-R или DVD+R диск. Писать можно через Nero или Alcohol 120%. Думаю, с самим процессом записи вы справитесь самостоятельно. После записи диска с Windows на диске будут «видны» несколько документов размером около 150 Кб, а может и вообще ничего не «видно», так и должно быть.

Шаг 4. Установка.

Вставляем свежезаписанный вами диск в привод и перезагружаем компьютер. В то время, когда на мониторе появится сообщение о начале установки с диска, нажмите F8 или подождите несколько секунд, и введите параметр «-v» (без ковычек). Если вы нажмете любую другую клавишу или продолжить установку без этого действия, то вместо текстового режима включится графический — это красиво, однако об ошибках вы сможете узнать только в текстовом режиме.
Существуют две самые распространенные ошибки:

«system config file ‘/com.apple.Boot.plist’ not found » — есть проблема с дистрибутивом Mac OS X (придется скачать другой)
«Still waiting for root device » — скорее всего, есть проблема с железом, возможно какая-то несовместимость.

Если первоначальная загрузка прошла без проблем, то перед вами откроется голубой дисплей (не BSOD) c курсором ожидания. Далее вам предложат выбрать язык. Выбираем русский (или английский, если нет). Жмем на стрелку, после чего наверху появится меню, в нем выбираем Утилиты (Utilities) -> Дисковая утилита (Disk Utility) и форматируем раздел, в который собираемся установить Mac OS X, в формат Mac OS Extended journaled.

Иногда бывает, что Дисковая утилита не может отформатировать этот раздел в HFS или подключить его, то это можно исправить акронисом. Для этого выбираем в Acronis Disk Director Suite ручной режим изменения разделов и создаем раздел в формате FAT32. Далее в его контекстном меню выбираем пункт смены типа раздела и устанавливаем значение 0xAFh (Shag OS Swap). Акронис, понятное, дело ругнется, что все данные на этом разделе могут потеряться и стать нечитаемыми, но у нас там и так ничего нет. :-) Применяем изменения и перезагружаемся.

После того, как диск успешно отформатировался, жмем продолжить (Continue), читаем и принимаем лицензионное соглашение, выбираем для установки подготовленный вами же раздел. Далее жмем продолжить (Continue). Дальше жмем настройки (Customize) и выбираем те компоненты, которые надо вам поставить. Особое внимание к патчам и кекстам: нужно устанавливать только те патчи, которые необходимы именно для вашей системы, и ничего лишнего. Не устанавливайте одновременно патчи для SSE2 и SSE3! Устанавливайте лишь тот, который соответствуем вашему процессору. Жмем продолжить (Continue). Затем будет происходить подготовка к установке и проверка диска. Установка завершится перезагрузкой компьютера.

Шаг 5. Завершение установки.

После перезагрузки компьютера, возможны два варианта:
1. Удачная загрузка системы (особенно, если используете Acronis OS Selector)
2. b0 error. Грузимся с Hiren’s boot CD и с помощью Acronis Disk Director делаем раздел с Mac OS X активным. Перезагрузка.

Система благополучно загружается, и вам предложат ввести ту или иную информацию, вводим. Исключение — Mac ID — его нужно оставить пустым (возможно, это спровоцирует зависание)

P.S. Раскладка переключается клавишами Command + Space (ALT + Пробел)

Если все сделано правильно, то загружается рабочий стол. Ура! Работает!

P.P.S. Администрация этого сайта ни в коем случае не принуждает и не предлагает Вам устанавливать хак-сборки Mac OS X, мы против взлома программного обеспечения! При установке взломанной Mac OS X Вы сами несете ответственность перед законодательством вашей страны.

В наш век быстро развивающихся технологий, а также компьютерной индустрии иногда трудно бывает усмотреть за возникающими новинками, которыми радуют нас разработчики. Имеющееся разнообразие предлагаемых программ, операционных систем, утилит является таким, что просто бывает, что разбегаются глаза. Однако, чаще всего у пользователя возникает один, основной вопрос – какую операционную систему следует выбрать? Попробуем ответить на этот вопрос, сравнивая системы Windows и Mac OS X .

Mac против Windows

Главная особенность системы Windows

Ее широкое распространение. Связывается это с тем фактом, что данная операционная система была создана для самих пользователей, она не вынуждает пользователя подстраиваться под имеющуюся систему, наоборот, она подстраивается под имеющиеся потребности пользователя. Это наиболее распространенная во всем мире операционная система, несмотря даже на то, что по сложившемуся общественному мнению она является самой «глючной», «нестабильной», ненадежной» и т.д. Кроме этого, она является платной.

С точки зрения пользователей система Windows устроена примерно таким образом:

  1. Ядро . Осуществляет работу с различными устройствами, управляет процессами и памятью, управляет имеющейся графической подсистемой.
  2. Сама графическая подсистема . Обеспечивает взаимодействие с пользователями.
  3. Текстовая подсистема . Обеспечивает текстовое взаимодействие с пользователями.
  4. Система осуществления удаленного доступа.

Преимущества : Гарантированная стопроцентная поддержка любых видов оборудования, для этой операционной можно найти драйвер любых устройства, да и она сама содержит множество предустановленных драйверов для осуществления быстрого распознавания различного оборудования. Существует большая масса прикладных профессиональных программ, полнофункциональных аналогов которых нет в иных операционных системах, к примеру, Photoshop и Promt.

Понятность и простота интерфейса, что делает ее полностью доступной для применения любому человеку, даже не обладающему первичными навыками работы с персональным компьютером. А приложения пакета под названием Microsoft Office стали уже стандартами для офисных работников. Пользователь может в любое время получить квалифицированную поддержку либо консультацию по его лицензионной операционной системе Windows.

Недостатки : Данная операционная система весьма требовательна к необходимым аппаратным ресурсам персонального компьютера, особенно к нужному объему оперативной памяти. Применяемый графический интерфейс, хоть и является красивым и удобным, однако, при этом, является также громоздким и неповоротливым. В результате, множество пользователей отключает его многочисленные графические навороты.

Указанная система считается гораздо более уязвимой, нежели остальные. Это связывается с самой имеющейся структурой безопасности, к примеру, возможность работать постоянно с правами администратора (что решено частично в версии операционной системы под названием Vista). В то же самое время в системе обязаны работать многие тысячи старых компьютерных приложений, которые написаны были под XP и иные версии Windows.

На запуск любой такой “старой” программы пользователю нужно давать разрешение. Помимо этого, само имеющееся диалоговое окно с запросом о запуске той либо другой программы предоставляет пользователю слишком малое количество информации для принятия необходимого решения. Еще одним немаловажным неудобством является: даже для осуществления удаления ярлыка на рабочем столе необходимо трижды подтвердить собственные намерения. Это может раздражать и приводить к тому, что клавиши “Разрешить” и иные нажимаются просто-напросто бездумно – эффективность всего задуманного механизма защиты сводится практически на нет.

В результате этого, приходится часто иметь дело с большим количеством вирусов, применяющих для проникновения как раз уязвимости этой операционной системы, в том числе и возможные пользовательские ошибки, которые она сама и провоцирует. Операционная система является платной, ее стоимость превышает затраты на приобретение либо скачивание свободно распространяемой операционной системы.

Операционная система Mac OS X

Как широко всем известно, Linux и Mac OS X обладают общими UNIX-корнями. Однако, между ними имеются и весьма важные различия, в отличие от открытой системы UNIX, Mac OS X выступает в качестве проприетарного программного обеспечением, то есть существует запрет на осуществление свободного распространения, внесение различных изменений и так далее. Самая первая Mac OS возникла в 1984 году, что намного ранее возникновения Windows. Сама система Mac OS X является значительно переработанной BSD-UNIX-системой с собственным ядром (XNU).

Преимущества системы Mac OS . Выгодной стороной системы Мас OS выступает практически полное отсутствие компьютерных вирусов для системы Мacintosh. И дело заключается не только в не слишком большой распространенности системы Mac OS X в сравнении с системой Windows, но также еще и в том, что все традиционные компьютерные вирусы не работают просто-напросто в UNIX среде. В теории, естественно, имеются образцы вирусов, способные работать с некоторыми компьютерными приложениями к Mac OS, однако, их количество в сравнении с вредоносным программным обеспечением, которое написано для Windows, является просто ничтожным.

Вирусы могут навредить, только в тех случаях, когда пользователь будет запускать их двойным щелчком клавишей мыши. Программы, которые заражают почту при осуществлении прочтения писем либо открываемую интернет-страницу, до сего времени неизвестны. Наличие простых подтверждений безопасности. Для внесения необходимых изменений в систему Mac OS, к примеру, для обновления установленной операционной системы либо установки какой-либо новой программы, пользователю обычно необходимо ввести только пароль.

Система Windows в подобных случаях является более требовательной

она предлагает осуществить несколько различных подтверждающих действий. Даже осуществление удаленного взлома компьютера, который работает под управлением системы Mac OS, является значительно более сложным, нежели осуществление взлома машины, которая работает под управлением системы Windows, а различные антивирусные программы могут только понадобиться для того, чтобы, ненароком, не переслать инфицированный файл на компьютер под управлением системы Windows, вам же он не сможет принести никакого вреда.

Эргономичный дизайн всех приложений, красота выполнения как самой операционной системы, так и имеющегося аппаратного обеспечения. Предельная простота в повседневном использовании. К большому сожалению, этот превосходный образец до сего времени в нашей стране обладает репутацией элитарного продукта, а по сему и цениться в разы дороже, нежели, к примеру, Windows.

Весьма простое управление. Работать с программными продуктами для Mac, как правило, проще, нежели с программным обеспечением для системы Windows. Одним из ярких примеров является пакет под названием iLife, который установлен на любом компьютере системы Macintosh. Он дает возможность легко управлять музыкой и фотографиями, обрабатывать видео, а также записывать полученные результаты на диски. Тот, кто смог освоить одну из программ для системы Mac OS X, легко сможет справиться и с иным программным обеспечением – приложения для данной операционной системы похожи одно на другое гораздо больше, нежели программы для системы Windows.

С точки зрения пользователей Mac OS устроен примерно таким образом:

  1. Ядро. Обеспечивает работу с различными устройствами, управляет процессами и памятью.
  2. Текстовая подсистема, осуществление работы с системой посредством терминала.
  3. Система осуществления удаленного доступа при работе в текстовом режиме.
  4. Система осуществления удаленного доступа при работе в графическом режиме.
  5. Система осуществления передачи графического окна приложений на иной компьютер.

Недостатки системы Mac OS

Самое первое – это то, что систему Mac OS можно установить только лишь на компьютеры Мacintosh, произведенных компанией Apple. Данные компьютеры обладают, в отличие от ставших нам привычными персональных компьютеров, закрытой архитектурой, то есть данные компьютеры собирает исключительно Apple. Это хорошо, с одной стороны, так как обеспечивается стопроцентная интеграция всего компьютерного оборудования и софта плюс превосходное качество применяемых комплектующих и процесса сборки.

Однако, имеется и обратная сторона медали. Так как изготовитель «Маков» является только один, то и какая-либо конкуренция отсутствует здесь в принципе. Что с точки зрения потребителей не слишком хорошо. Кроме этого, имеется некоторая проблема с процессом установки драйверов. Не под все имеющиеся устройства выпускают драйвера под систему Mac OS , да и сама система распознаёт далеко не всё даже весьма часто применяемое оборудование.

Практически полное отсутствие игр . Их разрабатывают преимущественно для игровых консолей и персональных компьютеров с системой Windows. Хотя выбор доступных игр для Mac весьма скромный, среди них имеются самые настоящие жемчужины, к примеру, авиасимулятор под названием X-Plane 9 либо музыкальная игра под названием Guitar Hero 3.

Особенности

Главная особенность, которая бросается сразу в глаза – это графический интерфейс системы. К примеру, если в Windows каждой запущенной программе соответствует, как правило, одно окно с открывающимися уже в нем самом вкладками, а также панелями инструментов, то в системе Мас OS применяются «плавающие» панели и окна, которые не привязаны к общему окну, а расположены на рабочем столе. Ещё одним отличительным признаком маковского интерфейса выступает панель dock.

Она представляет собой панель, расположенную в самой нижней части рабочего стола, где расположены значки приложений и файлов, к которым необходим быстрый доступ, а также все запущенные компьютерные приложения. Есть возможность редактировать панель, менять её размеры, добавлять и убирать значки приложений. Дальше следуют имеющиеся особенности программного обеспечения. Перечень программ для системы Mac OS не такой внушительный, как для системы Windows, однако, тем не менее, он не слишком мал, во всяком случае, все главные необходимые приложения для развлечений и работы там имеются, кроме того, сама концепция процесса создания программного обеспечения от Аpple подразумевает, что для осуществления решения одной задачи будет достаточно только одной программы, самое главное, чтобы она безукоризненно работала.

Разработчики графического интерфейса Mac OS считают, что таким образом будет гораздо удобнее пользователям, которые не станут путаться в бесконечном множестве возможных вариантов, а сам компьютер не будет превращаться в свалку весьма сомнительных программ, которые угрожают работоспособности всей работающей системы. Количество имеющихся приложений для Mac в течение последних лет значительно увеличилось, однако, выбор по-прежнему является не настолько большим, как, к примеру, для системы Windows.

Тем не менее, почти для любой необходимой задачи можно выбрать подходящий программный продукт. Необходимо только наличие широкополосного доступа в сеть Интернет, так как найти и приобрести программное обеспечение для Mac OS на дисках (в особенности легальное) весьма сложно.

Итоги

Итак, можно подвести итоги. Если вам нужна очень удобная, функциональная, быстрая систему для творчества и работы и у вас отсутствуют проблемы с деньгами – вашим выбором будет Mac. На нем вы сможете добиться превосходных результатов.

Вы желаете и поиграть во что-нибудь качественное, и документы нужно делать, а заморачиваться на различные компьютерные сложности совсем не охота, да и денег не слишком много? Тогда – Windows, и только он. Прекрасный инструмент, не слишком сложный и удобный в меру. Местами бывают проблемы, но в целом очень достойный инструмент.

  • Перевод

Продолжаем знакомиться с историей операционных систем Apple. Сегодня Lisa, Macintosh вплоть до System 7 и ранние попытки использовать Unix.
Первая часть: habrahabr.ru/post/194696

Приход графики

Apple представил компьютер Lisa в январе 1983 года, за год до Макинтоша. Стартовая цена составляла $9995. Сердцем новинки был 32-битный процессор Motorola 68000. При создании разработчики явно вдохновлялись Xerox PARC, см. habrahabr.ru/post/194696 . Этому способствовала договоренность между Xerox и Apple - акции в обмен на технологию. Следует заметить, что проект Lisa начали еще до причащения к PARC. В целом непонятно, какие именно идеи позаимствовали у Xerox, а какие изобрели своими силами.

Lisa OS
Lisa Office System (OS), операционная система этого компьютера, имела полностью графический интерфейс. Был файловый менеджер с иконками, при клике запускалось соответствующее приложение. В комплекте также был табличный процессор LisaCalc, программа для рисования диаграмм LisaGraph, продвинутый редактор списков LisaList, менеджер проектов LisaProject, рисовалка LisaDraw, эмулятор ANSI терминала LisaTerminal и т. д. Кроме того, на Lisa поддерживалась работа SCO Xenix.



В Lisa впервые ввели некоторые элементы интерфейса, которые используются Apple по сей день. Это меню вверху экрана, правда пока без кнопки с яблочком. Символ яблока был на клавиатуре и использовался в шорткатах. При дабл-клике открывающееся окно анимировалось. Можно было перетащить документ в корзину для удаления.
Подобно STAR, интерфейс Lisa базировался на метафорах реальных офисных объектов. Поэтому обои десктопа изображали однотонный белый лист. В те годы мониторы мерцали, а белый фон мерцал особенно сильно. Для сохранности глаз пользователей увеличили частоту развертки, что плохо отразилось на стоимости компьютера. Про белый фон вроде бы не подтверждается. Была сетка, которая действительно должна мерзко мерцать - прим. перев. Дополнительная память и диск делали цену прилично пятизначной в тех еще долларах. Были и проблемы с длительной загрузкой системы. В целом, Lisa была далеко не такой совершенной, как ее создавали.
Macintosh


В начале 80-х в Apple разрабатывался проект Annie. Джефф Раскин, тридцать первый (видимо, по порядку найма - прим. перев. ) сотрудник Apple переименовал его в Macintosh. Вообще-то, сорт яблок правильно называется McIntosh, но такая торговая марка уже была. Во время попыток подобрать созвучное название пробовали и аббревиатуры. Например, MAC (Mouse Activated Computer). Сотрудники быстренько придумали альтернативный перевод Meaningless Acronym Computer, Малозначащая Аббревиатура Компьютера. Раскин также написал на тему персональных компьютеров документ для внутреннего пользования The Book of Macintosh. Это был первый весомый вклад в проект.
Стив Джобс представил общественности Macintosh 24 января 1984 года в Купертино. Позже эту модель обозначат Mac 128K из-за соответствующего объема памяти. Компьютер построен на основе процессора Motorola 68000 без блока управления памятью, работы с плавающей запятой и каких-либо кэшей. В корпус встроен девятидюймовый черно-белый монитор с разрешением 512х342. Из накопителей - только 3.5” дисковод, 400 Кб на дискету.
На 400 Кб дискете поставлялась однопользовательская однозадачная операционная система. Название ее постепенно определилось как Mac System Software, или просто System.
System 1
Macintosh ROM содержал смесь низкоуровневого кода для инициализации железа, драйверов и высокоуровневой библиотеки Toolbox. Она избавляла программиста от необходимости самому рисовать интерфейс, все программы получались в едином стиле. Toolbox поддерживал отображение и обработку диалоговых окон, шрифтов, иконок, меню, окон, ввод и редактирование текста, простые вычисления, и так далее. Компонент QuickDraw содержал примитивы для рисования фигур, диалогов, выпадающих меню, скролл-баров, окон. Этот фрагмент кода практически идентичен таковому в Lisa. На то время это был невероятно богатый API. Он позволил создать достаточно долгоживущую систему с поддержкой обратной совместимости.


Приложение по умолчанию, которое запускалось при старте, называлось Finder. Это был интерфейс для работы с файлами и запуска программ, по типу сегодняшних десктопов. Система была однозадачная, поэтому при запуске программы Finder закрывался, а после завершения запускался снова. Файловая система MFS была неиерархической, все файлы хранились в одной куче. В то же время, отображение вложенных каталогов было реализовано. В корне каждого диска был каталог Empty Folder. Чтобы создать новый каталог, надо было переименовать Empty Folder, который после этого респавнился. От Lisa новой системе досталось верхнее меню с добавленным яблочком и корзина. Корзина опустошалась при каждой перезагрузке. Примерно тогда же появился Apple"s Human Interface Guidelines.
В те годы корзина использовалась еще и для безопасного извлечения диска. Это вызвало волну критики. Apple аргументировало свою позицию по этому вопросу, там все неочевидно и интересно.
Из дисковых носителей был только один дисковод. Уже тогда многие программы требовали несколько дискет для работы. Система поддерживала кэширование списка файлов на дискете, которая уже извлечена. Иконка такой дискеты делалась серой, а при попытке ее открыть выбрасывалось приглашение вставить ее обратно. В то же время, можно было очистить этот кэш перетягиванием дискеты в корзину.
Таким образом. чтобы извлечь дискету окончательно, надо было сначала дать команду “Извлечь”, а потом перетащить иконку в корзину. Поэтому переписали логику этого действия: перетягивание активной дискеты извлекало ее и очищало кэш.
Одновременно вышла и Lisa 2. Позже ей добавят жесткий диск, эмулятор Macintosh под названием MacWorks и переименуют ее в Macintosh XL.
Кроме всех программных новшеств, в этих компьютерах впервые обеспечили программное управление такими сугубо железными функциями как выброс дискеты, регулировка яркости и включение-выключение компьютера.
Алан Кэй однажды сказал, что интерфейсы IBM 3270/PC и Macintosh относятся друг к другу как машкоды к КОБОЛу. Дальше были несколько лет эволюционного развития с неожиданными отступлениями от общей темы.
System Software версий 2 - 6
Долгое время у Apple была крайне запутанная система нумерации версий софта, у каждого компонента ОС была своя система нумерации и план обновления. Отдельно учитывались System Software Release, System, Finder, MultiFinder, LaserWriter и т.д. Постепенно это унифицировали.
Улучшения за этот период:
  • Ускорили Finder, включая дисковый кэш и minifinder для быстрого запуска программ.
  • Добавили команды для обычных действий: выключение компьютера, создание нового каталога, извлечение диска
  • Иерархическая файловая система HFS с адекватной логикой работы
  • Поддержка нескольких мониторов и больших дисков
  • Улучшения в клиенте AppleShare
System 6


Здесь наконец-то появилась многозадачность через MultiFinder. Изначально это был отдельный софт, работающий параллельно со старым Finder. Но вскоре его сделали обязательным. Он позволял запустить несколько программ одновременно и раздать нужный объем памяти каждой из них. В интерфейс добавили прогресс-бар с кнопкой отмены для операций копирования и удаления файлов. Но в то же время Finder оставался черно-белым даже на компьютерах, поддерживающих цвет. Для исправления этого фатального недостатка выпустили Color QuickDraw.

Цветные проекты Apple

В марте 1988 года некоторые инженеры и менджеры Apple в тайне от руководства обсудили глобальные планы на будущее. Идеи сортировали по безумности и записывали на цветные карточки - синие, розовые и красные.
Blue - проект улучшения уже имеющейся ОС. Он стал основой для System 7.
Pink - система, переписанная с нуля. Предполагали внедрить ООП, полную защиту памяти, легковесные потоки, отдельные защищенные адресные пространства, многозадачность и много еще чего интересного. Проект развивался вяло, и его отдали в компанию Taligent. Но об этом чуть позже.
Red - вещи, слишком прорывные даже для Pink.
В это время актуальной была System 6.х. К 1991 году допишут Blue и выпустят под именем System 7. Это будет очень значительный шаг, сравнимый разве что с выходом Mac OS X. В этом промежутке времени Apple выпустила два интересных проекта: GS/OS и A/UX.

GS/OS



Как мы говорили в первой части, Apple II продержался на конвейере 14 лет. Даже выход Macintosh не сдвинул его с трона. В 1986 году вышел Apple IIGS, некий микс этих двух очень различных систем. Это был первый и единственный 16-битный Apple II. Буквы GS обозначали Graphics and Sound. Процессор был совместим с 6502, поддерживались режимы 200x320 16 цветов и 200x640 4 цвета, 32-х канальный звуковой чип Ensoniq Digital Oscillator поддерживал до 15 инструментов.
Apple ProDOS разделили на 8- и 16-битную ветки для поддержки Apple IIGS. ProDOS 16 поставлялась как ОС весьма недолго, вскоре Apple представляет GS/OS. Это новая, изначально 16-битная система, которая работает намного быстрее. Из новинок - FST, file system translators. Это что-то типа набора драйверов для поддержки различных ФС. Источник вдохновения - vfs из UNIX. Из коробки поддерживались ФС Apple Pascal, Apple DOS 3.3, ISO/High Sierra, HFS, FAT, ProDOS и сетевой протокол AppleShare.


Finder умел отображать сетевые тома, а GS/OS даже поддерживала загрузку из сети.
В GS/OS была Панель управления, которая могла дополняться сторонними апплетами под названием CDEV.
Последняя версия GS/OS 4.02 поставлялась с Apple IIGS System 6.0.1.

A/UX

Apple выпустила собственную версию POSIX-совместимого Unix в конце 1988 года. Ранние версии были основаны на 4.2BSD и AT&T UNIX System V Release 2, но вскоре в ход пошли 4.3BSD и последующие релизы System V.
A/UX включала контроль задач, сигналы, сеть (AppleTalk, STREAMS, TCP/IP, сокеты, NFS с поддержкой YP и т.д.), файловую систему ffs, систему контроля версий SCCS, печать, X Window, совместимость с API BSD и System V, компиляторы cc и f77 и т.д.


Кроме этого, в A/UX входили многие компоненты из ОС Macintosh, в частности Finder. A/UX 2.x построена на System 6, а A/UX 3.x - на System 7. Поддерживались приложения Macintosh, Unix с командной строкой и X, DOS через эмулятор. Также были гибридные приложения, совмещающие API Unix и интерфейс Toolbox. Для процессов Unix многозадачность была вытесняющая, а для Macintosh - только кооперативная через MultiFinder. Для запуска среды исполнения Macintosh использовались программы startmac и startmac24 , в зависимости от используемой схемы адресации памяти. Поддерживалось множество настроек, даже замена Finder на другое приложение.
Сторонники A/UX от него тащились. Инсталляция на поддерживаемое железо была максимально простой для Unix, даже на фоне сегодняшнего дня. Кое-что из A/UX дожило до времени Mac OS X. Например, команда appleping . Или каталоги /.mac//Desktop Folder и /.mac//Trash. Про разделитель каталогов / и говорить стыдно. В Маках в то время был разделитель:, подмена в случае работы с HFS делалась на лету. Хоум был в /users , и так далее. Спорный абзац, ну да ладно - прим. перев.
Последняя версия A/UX 3.1.1 вышла в 1995 году. Система работает только на Apple с процессорами 68 серии с поддержкой плавающей запятой и управления памятью.

В поисках свежей крови

В начале 90-х в Apple осознали, что накопившийся в ОС код пора бы и переписать. Упомянутый выше проект Blue вылупился под названием System 7.
System 7
Маленький шаг в нумерации, большой прыжок для всех Macintosh.

Обновления:

  • MultiFinder встроен и используется по умолчанию. Многозадачность только кооперативная.
  • Встроенная поддержка сети AppleTalk и сетевых дисков AppleShare
  • 32-битная адресация памяти
  • AppleScript для автоматизации работы, управление цветом ColorSync, совместная работа и электронная почта через PowerTalk, QuickTime, TrueType, WorldScript поддерживал несколько языков как системные. Не все эти компоненты входили в поставку, некоторые надо было добавлять отдельно.
  • Поддержка виртуальной памяти
Первый Macintosh с блоком управления памятью вышел в 1987 году под названием Macintosh II. До выхода System 7 блок вообще не использовался. В этой версии поддержка виртуальной памяти была в весьма зачаточной стадии. Не было защищенных адресных пространств, mmap, блокировки страниц, разделения памяти и т.д.


Были и некоторые изменения интерфейса. Можно переключать запущенные приложения через меню. Корзина стала обычной папкой, убрали автоочистку. Текст можно не только копипастить, но и перетягивать между приложениями. Появились ярлыки. Поменяли структуру Панели управления и Расширений.
Примерно в это же время Apple объединяет усилия с IBM и Motorola для перехода на PowerPC. Это потребовало еще одного переписывания системы.

Наша цель - POWER

В свое время господствовала концепция набора команд процессора, приближенного к языку высокого уровня - CISC. Это привело к появлению очень сложных процессоров. В противовес этому, Сеймур Крей в начале 60-х разработал суперкомпьютер CDC 6600 (он же CRAY-1) с компактным набором команд. Это был RISC, но тогда этого слова еще не знали. RISC (Reduced Instruction Set Computer), компьютер с уменьшенным набором команд. Кроме этого, почти все команды работают только с регистрами, а операции загрузки в память и выгрузки оттуда вынесены отдельно. Это позволяет сделать эффективный конвейер и выполнять каждую команду за меньшее число тактов. Сейчас граница между CISC и RISC сильно размылась.
В 1975 году в IBM запустили RISC-архитектуру под кодовым номером 801. В начале 80-х Беркли и Стэнфорд начали проекты RISC и MIPS соответственно. К 1990 году на рынке было несколько конкурирующих RISC-архитектур. Например, MIPS, PA-RISC, SPARC V8, Motorola 88k, IBM RS/6000. RS/6000 - это второе поколение архитектуры под общим названием POWER. В рамках проекта Jaguar были попытки Apple использовать Motorola 88k. Но проект не пошел, и в работу взяли PowerPC.
В 1991 году Apple, IBM и Motorola создали AIM Alliance с целью создания единой аппаратной платформы CHRP (Common Hardware Reference Platform). В результате получилась платформа PowerPC. Первый процессор PowerPC 601 поддерживал большинство инструкций POWER. Архитектура сразу разрабатывалась как 64-битная, с возможностью динамического переключения между 32- и 64-битными режимами. Процессоры вплоть до G5 поддерживали только 32-битный режим. Как оказалось, PowerPC пришел надолго.
Следует заметить, что CHRP предполагалось лицензировать для продажи сторонними производителями. Для PowerPC даже существовала версия Windows NT.
Apple и ARM


Еще в начале 90-х были серьезные попытки Apple использовать RISC. Первый процессор ARM1 вышел в середине 80-х. Еще до AIM Apple и Acorn пытались совместно создать новый процессор. Инвестор и первый покупатель лицензии - VLSI Technology. Процессор ARM6 610 архитектуры ARMv3 с частотой 20 МГц использовался в планшете MessagePad с операционной системой Newton. Про это будет отдельная глава.

Mac OS для PowerPC

Впервые PowerPC поддерживалась в System 7.1.2. Портирование всех компонентов заняло уйму времени. Особую прелесть процессу добавляла необходимость сделать эмулятор старого процессора, для обратной совместимости. В итоге получился HAL (слой абстракции от железа) и эмулятор собственно 68k.
Для PowerPC было разработано наноядро - меньшее, чем микроядро. Оно выполнялось с высшим приоритетом, выступало в роли HAL и предоставляло низкоуровневые интерфейсы для обработки прерываний, исключений, управления памятью. Напрямую к ядру могли обращаться только службы ОС и дебаггер.
Эмулятор 68k запускался при загрузке. Он эмулировал только общий набор инструкций процессора 68LC040, без плавающей запятой и блока управления памятью. Стек исключений был взят из процессора 68020, для лучшей совместимости. Были и другие мелкие ограничения. A/UX на этом эмуляторе не запускается. На современных программных тоже - прим. перев.
Поскольку одновременно могли использоваться два набора инструкций, был специальный системный компонент Mixed Mode Manager, который управлял переключением контекста между двумя типами кода. Взаимные вызовы между ними тоже поддерживались. Менеджер был незаметен для кода 68k, но код PowerPC его видел.
Следует заметить, что первые версии Mac OS для PowerPC содержали мало нативного кода. Большинство существующих приложений, драйверов, бОльшая часть Toolbox и собственно кода ОС использовали эмуляцию. Их только предстояло переписать. Предполагалось, что наноядерная архитектура этому поможет.


В System 7.5 появились OpenTransport (реализация Mentat Portable STREAMS), QuickDraw 3D, Java, OpenDOC (местный аналог OLE). Из украшений появился экран загрузки с логотипом Mac OS и прогресс-баром.
MAE
Mixed Mode Manager также использовался в Macintosh Application Environment (MAE). Это эмулятор Мака для X Window под SunOS и HP-UX. Была эмуляция 68k и трансляция команд в родные для хост-системы. Поддерживалась System 7.x и многие ее компоненты. Еще из похожего - Mac-on-Unix (MAS), для запуска приложений Macintosh под Unix на PowerPC.
NetWare для PowerPC
Apple и Novell сотрудничали в середине 90-х для портирования NetWare на PowerPC. Этот порт намного проще настраивался по сравнению с х86, планировалось запускать его на сервере Apple Shiner. Проект был в приличной степени готовности, но закрыт до выхода готового продукта. Название Shiner перешло к Apple Network Server под управлением AIX.
AIX для PowerPC
Через несколько лет, в 1996 году, Apple выпускает малоудачный Apple Network Server. Он был основан на процессоре PowerPC и поддерживал горячую замену дисков, вентиляторов и блоков питания, RAID, много устройств SCSI и PCI, заменяемый процессор на отдельной плате и экран на корпусе для отображения статуса.

Network Server поставлялся с AIX for Apple Network Servers и не поддерживал Mac OS. Это была очень продвинутая ОС с поддержкой вытесняющей многозадачности, многопоточности, множества сетевых протоколов, RAID, JFS, LVM и прочих приятных суровым админам-юниксоидам штук. На выбор были командная строка или графические AIXwindows и CDE.


Эту линейку серверов сняли с производства в 1997 году. Apple вернется на рынок только через 5 лет, когда выйдет Xserve.

В следующей части будет про разброд и шатания в середине 90-х и поиск источника вдохновения для очередного полного переписывания. Если вмещусь по объему, то затрону поздние версии Mac OS Classic.

Почему целесообразно установить Mac OS Ⅹ?

Специалисты отмечают целый ряд преимуществ Mac OS Ⅹ:


  • Эта система не подвергается атакам вирусов из-за редкого использования хакерами баги систем.

  • Благодаря функции TimeMachine здесь доступно создавать резервные копии системы.

  • На Mac OS Ⅹ: игры, разработанные под Windows, а также windows-программы через Apple BootCamp, Crossover.

  • Система функционирует без перезагрузок достаточно длительное время.

  • В Mac OS Ⅹмогут действовать сразу несколько процессов, не снижая общей производительности системы.

  • Корпорация Apple предлагает массу интересных приложений для Mac OS Ⅹ

Можно ли установить Mac OS Ⅹ на обычный компьютер?

Для тех, кого не останавливает то обстоятельство, что установить Mac OS X на обычный компьютер очень сложно, отметим некоторые нюансы. В частности, проделать подобную процедуру можно лишь на РС, где имеются компоненты, совместимые с подобной операционной системой.

Например, и чипсеты от intel, а видеокарты - от NVidia. При этом львиная доля периферийных устройств работать не станет. Как практика, Mac OS Ⅹ инсталлируется нормально на РС с процессором, поддерживающим SSE3, видеокартой Quartz Extreme, Quartz 2d, Core Image, GL.

Для того, чтобы правильно установить Mac OS X, разделы в NTFS придется перевести в FAT32. В противном случае риск возникновения ошибки при создании нового раздела, вследствие чего файловая система перестанет нормально читаться.

Как установить Mac OS Ⅹ на обычный РС?

Для тех, кто мало знаком с Mac OS X, проще всего осуществлять установку версий 10.4.6 или 10.4.7, так проблем с их инсталляцией практически не возникает. Найти подобное программное обеспечение в Интернете несложно. Чаще всего в сети операционную систему Mac OS X можно в формате ISO либо DMG. В первом случае образ попросту записываем на диск, во втором – сначала конвертируем с помощью программы DMG2ISO ISO, а потом уже копируем на носитель.


Установку Mac OS X производим поэтапно:


  1. После того, как вставляем диск в привод и перезагружаем компьютер, нажимаем клавишуF8. Спустя несколько секунд вводим Y, что позволяет войти в режим инсталляции. Нажатие других клавиш перенаправит в графический режим, функциональность которого более низка.

  2. Если выскакивает ошибка «system config file ‘/com.apple.Boot.plist’ not found», это означает, что существует некоторое несоответствие дистрибутива операционной системы. Следовательно, придется поискать другой вариант.

  3. Если появляется ошибка «Still waiting for root device», то причина неудачной инсталляции скрыта в несовместимости железа конкретным требованиям для Mac OS.

  4. При нормальном прохождении процесса принимает голубую окраску. После выбора языка форматируем раздел, в который будет установлена операционная система Mac OS X. Он должен соответствовать Mac OS Extended journaled.

  5. В тех случаях, когда Дисковая утилита не в состоянии отформатировать эту область в HFS, используем акронис. С такой целью устанавливаем ручной режим в Acronis Disk Director Suite, после чего создаем нужную область в формате FAT32. С помощью контекстного меню корректируем тип нового раздела, устанавливая здесь значение 0xAFh. Сообщение о возможной потере данных игнорируем.

  6. Далее соглашаемся с лицензией, выбираем установочный раздел и интересующие компоненты. Важно подобрать те патчи, которые согласуются с системой. Причем они должны быть адаптированы либо к SSE2, либо к SSE3.

  7. Осуществляем непосредственно сам процесс установки Mac OS X и перезагружаем компьютер.

  8. Если инсталляция операционной системы прошла успешно, можно начинать работу с ней. Если вылезает ошибка «b0 error», загружаем диск с Hiren’s boot, после чего задействуя программу Acronis Disk Director, активизируем раздел с Mac OS X. Вновь перезагружаем компьютер.

И, чтобы закончить эту тему, осталось рассказать об истории macOS и Linux (все другие ОС имеют менее 1% на пользовательском рынке), и начать я решил с первой. Отследить историю трех ОС выше никаких проблем не вызывало - последние две развивались вообще на наших глазах, ну а система от Microsoft всегда называлась Windows и тоже не настолько стара, чтобы информация о ней затерялась в анналах истории.

Изначально было принято решение писать об истории Mac OS X, но, чтобы рассказать о ней, пришлось бы «залезть» и в более ранние System 7 и Mac OS 8 и 9 - получилось бы достаточно странно. Так что давайте начнем с самого начала - компьютера Apple I и его прошивки, и будем медленно продвигаться вплоть до последней версии macOS X.

System Monitor - прошивка для Apple I

Про Apple I, выпущенный в 1976 году, было сказано уже очень много, и особо смысла повторяться нет. Вкратце - компьютер представлял собой одну плату и был основан на процессоре MOS Technology 6502 - ибо его конкуренты, Intel 8080 и Motorola 6800, стоили почти на порядок дороже, около 200 долларов против всего 25 за детище MOS: с учетом того, что Стивам Джобсу и Возняку нужно было сделать для продажи хотя бы 50 плат, а денег у них было не так много - эта экономия была очень и очень существенной. Поставлялся компьютер с 4 Кб памяти, которые можно было расширить до 8, а из разъемов имелись лишь порт для подключения клавиатуры и выходы на телевизор и кассетный микрофон. Причем в комплект входила только плата - и корпус, и клавиатуру, и блок питания - пользователь все должен был купить сам.

Что касается операционной системы, то ее в общем-то... не было. По сути, компьютер имел прошивку под названием System Monitor, которая весила всего 256 байт - четверть килобайта! Основные ее задачи - это дать возможность пользователю работать с командной строкой с помощью клавиатуры и экрана, набирать и запускать программы и смотреть содержимое памяти. Работа поддерживалась только с языком программирования Apple BASIC, кассета с которым, к счастью, была в комплекте. Разумеется, такого понятия как «пиксели» прошивка не знала, и компьютер умел выводить на подключенный телевизор лишь 24 строки по 40 символов в каждой. Графики, конечно же, тоже не было.

Разумеется, в то время существовали «нормальные» операционные системы - к примеру, тот же UNIX V6: это была полноценная ОС с ядром, работающая на языке C и имеющая множество относительно современных функций. Но вот стоила ее лицензия порядка 20 000 долларов, и поэтому пользовались ей в основном в университетах, для обычных домашних ПК она, понятное дело, не подходила чисто по цене.


И хотя компьютер Apple I был вполне себе успешным, на рынке он пробыл менее года. Основная проблема была в том, что он представлял собой конструктор, и просто для начала работы нужно было потратить время на покупку и сборку остальных комплектующих - и далеко не все тогда (да и сейчас) в этом разбирались. Поэтому в 1977 был представлен Apple II - компьютер вида «все-в-одном», уже с интегрированной клавиатурой и в корпусе. Более того - он поддерживал цветную графику и был первым таким домашним ПК. В итоге этот компьютер стал очень популярным, и последняя его версия вышла аж десятью годами позже - в 1986 году был представлен 16-битный IIgs. Разумеется, за все это время под эти ПК было написана не одна операционная система.

Встроенная память тогда была очень дорога (как SSD несколько лет назад), из-за чего выгодно было хранить систему на внешних носителях (хотя и они дешевизной не отличались), поэтому первая система для Apple II называлась DOS - Disk Operating System, или дисковая операционная система. Разумеется, к MS-DOS она не имела ровно никакого отношения, а первая версия для Apple II называлась DOS 3.1 (привет Windows NT, которая тоже начиналась в 3-ей версии). Причина, по которой релиз был не первой версии, достаточно проста: первый билд системы имел номер 0.1, в дальнейшем с каждым новым билдом вторая цифра увеличивалась на один. Когда она становилась 9-ой, то следующий билд обнулял ее и увеличивал уже первую цифру (то есть после 0.9 следовала 1.0). Пол Лафтон, один из программистов этой ОС, решил заменить номер версии номером билда, который на тот момент был 3.1 - поэтому систему и стали называть DOS 3.1, и никакие первые две версии нигде не потерялись.

С учетом того, что дисковод был один, а данные как-то нужно на ПК передавать, было придумано достаточно простое решение: при запуске в Apple II вставлялась дискета с Apple DOS, после чего система с нее полностью загружалась в оперативную память, и дискету можно было вынуть и заменить на любую другую. Сама система была уже куда более продвинутой - хотя и работала на том же BASIC. Она поддерживала имена файлов вплоть до 30 символов, а типов файлов было целых четыре: тип A - Applesoft BASIC, тип B - двоичный, тип I - Integer BASIC, и тип T - текстовый. Изначально система работала только с дисководом Apple Disk II и только с односторонними дискетами на 140 Кб. Для каждого файла на диске сохранялось его имя, тип, флажок защиты от записи, номер первого сектора и размер файла в секторах. В будущем система научилась работать и с жесткими дисками, которые определялись как множество локальных дисков по 140 Кб каждый. Достаточно забавный факт - система не умела работать со временем, поэтому узнать, когда был создан или изменен тот или иной файл, было невозможно.


В общем и целом - система была куда продвинутей совсем уж примитивного System Monitor, но все еще до того же UNIX V6 было далековато. Но большинству пользователей этого вполне хватало, что и сделало Apple II очень популярным.


В 70-80-ых годах была достаточно популярная система p-System, созданная в Калифорнийском университете Сан-Диего (UCSD). Система была достаточно гибкой и легко портируемой, по факту - виртуальной машиной, выполняющей байткод p-code. Самый популярный язык разработки для нее - UCSD Pascal. Марк Аллен и Ричард Гливс, студенты из этого университета, адаптировали ее для процессора 6502 летом 1978 года, после чего, годом позже, вышла система Apple Pascal и одноименный ПК Apple II Pascal, который выпускался порядка 5 лет.

Сама система была достаточно сильно улучшена в сравнении с Apple DOS. Во-первых, изменился способ записи файлов: если в DOS система писала файл в первый попавшийся свободный сектор, то теперь система старалась писать файл, состоящий из нескольких секторов, в последовательные секторы на диске - это существенно повышало скорость чтения.

Во-вторых, система научилась работать со временем, и теперь к меткам файла на диске добавились время его создания и последнего изменения.

В-третьих, были переработаны названия файлов: если раньше они могли включать 30 любых символов, то теперь только 15, и допускались лишь буквы и цифры - это было сделано для того, чтобы на 40-символьном экране уместилась другая информация о файле.

В комплект с ОС шла утилита для обслуживания дисков, компилятор Pascal и ассемблер, работающий куда лучше такового в Apple DOS. И хотя вроде система была куда лучше, чем DOS, была одна достаточно серьезная проблема - она не умещалась на одну дискету в 140 Кб, их требовалось минимум две, желательно вообще три. Поэтому при работе постоянно приходилось менять дискеты, что было достаточно долго и неудобно.


В конце 70-ых на смену популярнейшего MOS 6502 пришел не менее популярный Zilog Z-80, под который даже сейчас, спустя 30 лет, все еще пишут софт. И Microsoft решила не оставаться в стороне, выпустив сопроцессорную плату Z-80 SoftCard. Ее смысл заключался в том, что при ее подключении к Apple II компьютер получал еще один полноценный процессор - Z-80 - и возможность запуска софта для популярной тогда системы CP/M.

По своим возможностям эта система ничуть не уступала UNIX, и была уже достаточно похожа на современные ОС - был и BIOS, и базовая дисковая система, и процессор командой строки. Из-за этого сопроцессорная карта с Z-80 продавалась очень хорошо - ведь по сути пользователям не нужно было покупать новый ПК на этом процессоре, а хватало лишь одной платы, которая стоила, разумеется, дешевле компьютера.

Успех SoftCard привел к тому, что появились аналоги и на других процессорах - так, была плата Stellation Mill, основанная на процессоре 6809, позволявшая запускать систему реального времени OS-9.

В итоге все эти карты существенно продлили срок жизни Apple II, но было понятно, что пора идти дальше, и в 1980 году вышел Apple III с системой SOS - но об этом поговорим уже в следующей статье цикла истории операционных систем от Apple.