Роль информационных технологий в нашей жизни. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества



Информационное общество. Состояние и тенденции развития информационных технологий и их влияния на жизнь общества и гражданина. Электронные услуги, электронное правительство, е-включенность, электронный бизнес, телемедицина и другие грани информационного общества.

Развитие современного общества невозможно без информационных технологий, что позволяет говорить о новой фазе общественного развития, которая получила название «Информационное общество». Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся ученые мира, такие как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер. Автором этого термина считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.

Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:

      • экономика и деловая сфера,
      • государственное управление,
      • образование,
      • социальное обслуживание и медицина,
      • культура и искусство.

Средства коммуникации - телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации – технологическая основа информационного общества.

Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.

Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик. Об электронном правительстве подробнее будет рассказано в следующей лекции.

Электронное государство - это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).

Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации
(http://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.

Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.

Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).

Приведем некоторые даты, стратегии и программы. В марте 2000 Европейским Союзом принята 10-летняя рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, получившая название "Европейская сфера исследований" (ERA - "European Research Area"). Целью этой стратегии является переход ЕС к наукоемкой экономике, которая должна стать наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект "Электронная Европа" (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.

В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом. В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран. Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.

Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.

Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.

К сожалению, в нашей стране пока наблюдается недостаточный уровень развития отрасли информационных технологий, что приводит к отставанию от мировых лидеров. Препятствует становлению информационного общества в России и недостаточный уровень распространения базовых навыков использования информационных технологий как среди населения в целом, так и среди государственных и муниципальных служащих.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.

Поскольку развитие информационного общества является платформой для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития, были приняты Стратегия развития информационного общества и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Компоненты программы «Информационное общество»

Мероприятия Программы в соответствии со Стратегией должны обеспечить следующим результаты:

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;

Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий, повышение трудовой мобильности и обеспечение занятости населения;

Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

Сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы интересам России.

В настоящее время технические и экономические аспекты становления информационного общества выходят на первый план. К сожалению, социальные и гуманистические стороны этого процесса пока развиваются в недостаточной мере.

Нельзя не отметить, что в России распространено такое сложное социально-экономическое явление как информационное неравенство. Многие местности и социальные группы пока еще не имеют доступа к информационным технологиям и выпадают из информационного общества. Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, включающий не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и ликвидацию «информационной безграмотности» граждан, помощь малообеспеченным слоям населения в приобретении вычислительной техники, создание пунктов общественного доступа.

Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают заметное влияние на жизнь общества и гражданина во всех сферах общественной жизни. В России при поддержке государства происходит процесс становления информационного общества: реализована федеральная целевая программа «Электронная Россия», приняты «Стратегия развития информационного общества» и государственная программа «Информационное общество».

Практика

Упражнение 1.1
Прочтите статью «России нужна электронная демократия» (http://experttalks.ru/book/export/html/325).
Сформулируйте, пожалуйста, своё отношение к интернет-демократии и к идее электронного голосования.

Упражнение 1.2
Просмотрите видеоролик «Электронные услуги: проверено на себе» (http://rutube.ru/tracks/4693692.html).
Как вы оцениваете ситуацию, в которую попал журналист?
Имеется ли у вас опыт получения электронных услуг? Позитивный или не очень?



по информатике

Информационные технологии в обществе. Понятие информационного общества

1. Информационные технологии и общество

Мобильные телефоны

Информационные технологии в средствах массовой информации

Информационные технологии в образовании

Понятие информационного общества

Признаки информационного общества

Список использованной литературы и источников в интернете

Информационные технологии и общество

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology) - это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкой огромного потока информации с применением вычислительной техники.

Основные черты современных ИТ:

компьютерная обработка информации;

хранение больших объёмов информации на машинных носителях;

передача информации на любые расстояния в кротчайшие сроки.

Современноематериальное производствои другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальнымтехническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет рольусилителя интеллектуальных возможностей человека и обществав целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества. До начала 1980-х годов информационные технологии были представлены главным образом большими ЭВМ и использовались для нужд лишь половины корпоративной "пирамиды", поскольку из-за их высокой себестоимости было невозможно автоматизировать решение управленческих задач. Автоматизация повторяющихся процессов обработки информации была сравнима с автоматизацией ручного труда на основе применения машин, заменивших людей.

Мобильные телефоны

Пожалуй, самым ярким примером воплощения достижений современных информационных технологий в реальную жизнь стал сотовый телефон. На сегодняшний день сотовый телефон уже представляет собой не просто телефон, с помощью которого вы можно позвонить в любую точку планеты, находясь в любом месте, а маленький компьютер. Разработчики встроили в современный сотовый телефон практически всё современные достижения, и сегодня он может спокойно заменить нам: записную книжку, органайзер, mp3 плеер, фотокамеру, позволяет играть в мобильные игры, пользоваться электронной почтой и Интернетом, делать покупки в магазинах. Телефон стал так же и элементом престижа.

Если говорить именно о технологии доступа к информации, то сегодня в мире имеется больше всего как раз мобильных телефонов: около трех миллиардов. Это значительно больше, чем фиксированных телефонов, которых насчитывается миллиард триста миллионов, что намного больше, чем число компьютеров. На три миллиарда сотовых телефонов приходится 850 миллионов компьютеров. Телевизоров, которые кажутся самым доступным средством массовой информации, все-таки всего два миллиарда при трех миллиардах сотовых телефонов. Получается, что сотовый телефон является самым популярным и распространенным инструментом доступа к информации, распространения информации и даже ее хранения. Это и показывает, какое влияние оказывает мобильный телефон на развитие системы информации.

информационный коммуникационный технология общество

Информационные технологии в средствах массовой информации

На современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий и интернета у средств массовой информации появились новые возможности. Интернет создает новое публичное пространство, которое открывает большие возможности для глобального общения. Такая глобализация, конечно, существенным образом сказалась на развитии средств массовой информации.

Другой важный момент - это оцифровка или дигитализация, то есть перевод содержания средств массовой информации в цифровую форму. В результате общей единицей для всех средств массовой информации становится текст, обретающий новое цифровое измерение. Если говорить о традиционных СМИ, то они широко используют интернет для своего распространения, как в регионе, так и в мире.

Тем не менее, в условиях бурного развития новых информационно-коммуникационных технологий, безусловно, произойдут существенные перемены в традиционных СМИ - в печати, радио, телевидении, в доступе к ним, в способах доставки и, вероятно, в содержании.

Наиболее спокойно чувствует себя радио. Звуковая речь легко передается через интернет, для приема радиосигнала достаточно иметь компьютер и звуковую плату. Сегодня радиостанции, размещенные в интернете, можно слышать во всем мире.

Сложнее всего обстоит дело на телевидении. Время, затрачиваемое пользователями интернета на просмотр телевизионных программ, сократилось. К спортивным, музыкальным и многим другим программам, которые традиционно смотрели по телевидению, интернет открывает отдельный доступ.

Печать имеет достаточно прочные позиции, прежде всего потому, что объединение разных видов информации в едином телевизионном или компьютерном варианте не отменяет текста. Более того, радио- и телевизионные передачи, как правило, размещаются в интернете в двух формах - аудиовизуальной и текстовой. Часто материалы из интернета распечатываются для чтения. При всем этом газета или журнал имеют большие преимущества, поскольку публикуемая там информация, как правило, отработана высококвалифицированными специалистами, в результате чего читатель получает тщательно проанализированные, хорошо обработанные сведения.

С появлением глобальной сети возникли и принципиально новые СМИ - электронные газеты. Электронная газета имеет ряд особенностей. Одна из них состоит в том, что это газета постоянно обновляется, часто хорошо иллюстрирована и в ней нет, как правило, законченных статей. Статья или материал заканчивается тогда, когда заканчивается событие. В этом смысле журналисты в газете, живущей в интернете, должны работать постоянно и их статьи пишутся таким образом, чтобы последняя фраза всегда могла бы быть дополнена. Конечно, интересной особенностью электронных газет является и гипертекстовая верстка, которая позволяет быстро искать различные материалы, находить ссылки, и в этом смысле чтение электронной газеты оказывается более осмысленным, более содержательным и, может быть, более разнообразным. Если говорить о других особенностях электронной газеты, то это и оперативность. Часто электронные газеты опережают не только печатные, но и телевидение по скорости появления своих материалов.

Новые электронные средства массовой информации сосуществуют с традиционными, превосходя их по быстроте доставки читателям материалов, по простоте доступа к ним прямо из дома. Но они уступают печатной прессе в длительности своего существования.

Информационные технологии в образовании

В настоящее время создано и внедрено в образовательный процесс достаточно большое число программных и технических разработок, реализующих отдельные информационные технологии. Повышение качества обучения при использовании информационных технологий в образовании происходит за счет за счет:

·большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;

·возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета;

·регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;

·самоконтроля;

·доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня;

·образной наглядной формы представления изучаемого материала;

·модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;

·развития самостоятельного обучения.

В настоящее время широкое применение получили различные направления использования информационных технологий в образовании. Такие как:

·компьютерные учебники, предназначенные для формирования новых знаний и навыков;

·диагностические или тестовые системы, предназначенные для диагностирования, оценивания и проверки знаний, способностей и умений;

·тренажеры и имитационные программы;

·лабораторные комплексы, в основе которых лежат моделирующие программы, предоставляющие в распоряжение обучаемого возможности использования математической модели для исследования определенной реальности;

·экспертные системы, предназначенные для обучения навыкам принятия решений на основе накопленного опыта и знаний;

·базы данных и базы знаний по различным областям, обеспечивающие доступ к накопленным знаниям;

·прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций

Большая часть учебных программных продуктов представляет собой аналоги существующих учебников. Более правильным является использование информационных технологий для изучения процессов и явлений, не поддающихся визуальному исследованию и изучению на основе существующих образовательных технологий. Другой сферой применения информационных технологий является домашнее образование. Большое распространение в сфере образования получил Интернет. Ресурсы Интернета чрезвычайно обширны от компьютерных учебников, энциклопедий до шпаргалок. Диапазон применения Интернета простирается от самостоятельной работы до дистанционного образования, а круг пользователей включает и учащихся, и учителей. Большинство учебных заведений имеет собственные сайты.

Удорожание энергоносителей, а также соображения экологии обращают все более пристальное внимание к энергопотреблению вычислительных средств. Согласно исследованию Национальной Лаборатории Беркли (США) вычислительные средства в Соединенных Штатах потребляли в 2005 году 1,2% от общего объема (для всего Мира соответствующая цифра равна 2%).

Рассматриваются различные методы экономии энергопотребления:

·Активное использование средств управления энергопотреблением. Имеется в виду отключение определенных подсистем, когда компьютер находится в пассивном состоянии.

·Организация конференций и семинаров в виртуальной среде (видеоконференции), экономя авиокеросин.

·Применение серверов с энергетически эффективными процессорами и другими компонентами, например, четырехядерные ЦПУ, что позволяет сэкономить до 40% энергетической мощности.

·Внедрение виртуализации. На одном сервере реализуется работа нескольких операционных систем, что на практике позволяет более эффективно использовать вычислительные ресурсы.

·Разработка и внедрение технического решения, со встроенным управлением энергопотреблением. Ожидается, что эта технология позволит сократить энергопотребление на 25%.

·Применение 2.5" жестких дисков вместо 3.5"

·Использование двухпроцессорных серверов вместо двух однопроцессорных

Простые беззатратные меры при проектировании новых информационных центров могут сэкономить 20-50% затрат на электрическую энергию, а системные меры позволят довести экономию до 90%.

Одним из методов экономии энергозатрат является система инициализации загрузки и отключения машин через локальную сеть WOL (Wake-on-LAN). В последние время на рынке появились вычислительные средства, которые сами контролируют использование различных подсистем и внешних устройств, и, если система не занята длительное время, она автоматически отключается от питания.

Информационное общество

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Признаки информационного общества

1. Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

2. Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

. Информация же является продуктом деятельности современного человека.

. Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли - продажи.

. Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

. Безопасность информационного общества, информации.

. Защита интеллектуальной собственности.

. Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

. Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Список использованной литературы и источников в интернете:

Сайт «Информационные технологии» (www.technologies.su)

Ян Засурский - Статья «От электронного общества к мобильному»

Ян Засурский - Статья «Интернет и новые средства массовой информации»

5. Семенов Ю.А. - « Общие принципы построения каналов передачи данных и сетей »

В начале каждого раздела контрольной работы следует привести полную формулировку соответствующего задания.

Не допускается ""слепое" копирование крупных текстовых блоков из используемых книг и журналов.

В процессе рецензирования контрольной работы оценивается:

· субъективное мнение студента в части оценкиэффективности (перспективности) использования описываемых аппаратных или программных средств того илииного вида (типа);

· степень самостоятельности иактивности, проявленная в процессепоиска необходимых для контрольной работы сведений (вкачестве дополнительных источников информации могутбыть использованы периодическиеиздания, популярные и профессиональные журналы компьютерной тематики, документация по программномуобеспечению и другие; приветствуется поиск необходимой информации вкомпьютерной сети Internet).

Выполняя задание, полезно приводитьрисунки, схемы, таблицы, формулы, графики. Не допускается использование в тексте работы профессионального жаргона. Можно использовать только общепринятые аббревиатуры.

Вся совокупность тем вопросов почти полностью раскрывает содержательную часть учебной программы дисциплины "Информатика". Следовательно, представленные в контрольных работах темы окажут непосредственную помощь студенту при изучении дисциплины и при подготовке ксдаче зачета и экзамена.


Приложение 1. Образец титульного листа

Приложение 2. Пример выполнения заданий контрольной работы №1

Задание 1. Роль информационных технологий в современном мире.

Технология - это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических,трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.

Информационная технология - это процесс, включающий совокупность способов сбора, хранения, обработки и передачи информации на основе применения средств вычислительной техники.



Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов. Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией и вычислительной техникой.

Новая информационная технология. Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: "новая", "компьютерная" или "современная".

Прилагательное "новая" подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности. В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно - телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и другие.

Новая информационная технология- информационная технология с "дружественным" интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Прилагательное "компьютерная" подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер. Три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:

■ интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

■ интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

■ гибкость процесса изменения, как данных, так и постановок задач.

Критерии эффективности информационных технологий. В качестве общего критерия эффективности любых видов технологий можно использовать экономию социального времени, которая достигается в результате их практического использования. Необходимость экономии социального времени связана с применением массовых информационных, технологий: автоматизированной подготовки текста, проведениявычислений при обработке экономической информации, созданием баз данных и баз знаний, перевода текста с одного языка на другой и т.п. Современные средства вычислительной техники и коммуникаций существенно изменили уровень автоматизации деятельности любого специалиста. При этом эффективность труда каждого работника определяется, прежде всего, уровнем освоения современных программных средств компьютеров и вычислительных сетей.

Инструментарии информационной технологии. Реализация технологического процесса материального производства осуществляется с помощью различных технических средств, к которым относятся: оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т.п.

По аналогии и для информационной технологии такими техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества. Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости можно его конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной технологии. В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, издательские системы, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, маркетинговые и пр.), экспертные системы и т.д.

В настоящее время широкое применение находят следующие виды информационных технологий:

Информационная технология обработки данных;

Информационная технология автоматизированного офиса;

Информационная технология обработки текстовых данных;

Информационная технология обработки графических и табличных данных;

Сетевые информационные технологии;

Информационные технологии экспертных систем и др.

Перспективы использования информационных технологий. Можно выделить шесть основных направлений использования информационных технологий: производство, рыночная структура экономики, государство, наука и образование, личность.

В области производства информатизации должны быть подвержены производственные процессы, отдельные устройства, технологические цепочки. Это позволит повысить конкурентоспособности продукции за счет улучшения ее качества, возможность быстрого изменения свойств товара, сокращения издержек производства.

Внедрение информационных технологий может способствовать получению более рациональных вариантов решения экономических задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем, освобождению работников от рутинной работы за счет автоматизации, уменьшению затрат на производство продуктов и услуг. Бизнесу нужны новые технологии, чтобы: своевременно получать необходимую информацию, быстро принимать решения, оптимизировать инвестиции, контролировать расходы, экономить деньги, уверенно справляться с растущим числом клиентов.

Общество является основным объектом информатизации. Это средства массовой информации, информатизация объектов социальной сферы. Информатизация науки связана с применением уникальных информационных технологий. В области образования требуется широкое тиражирование компьютерных образовательных программ, организация дистанционного обучения, поиск необходимой информации, создание электронных библиотек.

Для личности информационные технологии должны обеспечить свободное получение, распространение и использование общественно-значимой информации, защиты сознания личности от воздействия вредных информационных потоков.

В условиях развития современного общества информационные технологии глубоко проникают жизнь людей.

В условиях развития современного общества информационные технологии глубоко проникают жизнь людей. Они очень быстро превратились в жизненно важный стимул развития не только мировой экономики, но и других сфер человеческой деятельности. Сейчас трудно найти сферу, в которой сейчас не используются информационные технологии. Так, в промышленности информационные технологии применяются не только для анализа запасов сырья, комплектующих, готовой продукции, но и позволяют проводить маркетинговые исследования для прогноза спроса на различные виды продукции, находить новых партнеров и многое другое.

При этом все бухгалтерские операции на предприятиях и не только, сейчас основываются на применении информационных технологий. Как известно эффективность роботы государственного управления во многом зависит от уровня взаимодействия между гражданами, предприятиями и другими органами управления. Поэтому в государственном управлении информационные технологии позволяют одновременно использовать информационные, организационные, правовые, социально-психологические, кадровые и другие факторы, что значительно облегчает роботу и организацию самого процесса управления. Конечно, применение таких технологий не решает всех проблем, но значительно ускоряют роботу на сложных участках аналитической деятельности, например, во время проведения анализа и оценки оперативной обстановки в сложных ситуациях, подготовки и формирования отчетов и справок.

Применение информационных технологий в научной сфере и в сфере образования сложно переоценить. Сейчас трудно представить себе школу, в которой бы не было компьютерного класса. Сейчас существует масса электронных библиотек, воспользоваться которыми можно не выходя из дома, что значительно облегчает процесс обучения и самообразования. При этом информационные технологии способствуют развитию научных знаний.

Так как увеличивается скорость обмена информацией и появляется возможность проводить сложные математические расчеты за несколько секунд и многое другое. Информационные технологии это один из современных способов общения, главными преимуществами которого являются общедоступность. Используя информационные технологии можно с легкостью получить доступ к интересующей вас информации, а также пообщаться с живым человеком. С одной стороны это имеет отрицательный эффект, так как люди все меньше общаются «вживую», при непосредственном контакте, но с другой стороны позволят общаться с человеком, который находится на другом конце света, а это согласитесь, имеет огромное значение.

Подведя итог можно сказать, что информационные технологии глубоко проникли в нашу жизнь и современное общество, которое не сможет в нынешнем виде существовать без них.

На современном этапе выделяют компьютерные информационные технологии – это система методов и способов сбора, хранения, накопления, поиска, обработки и выдачи информации по запросам пользователей с помощью средств вычислительной техники.

Для информационных технологий наших дней этапа характерны:

    работа пользователя в режиме манипулирования данными (не нужно «помнить и знать», а достаточно выбрать из «предлагаемого меню»);

    безбумажный процесс обработки документов (на бумагу фиксируется только окончательный вариант документа);

    диалоговый режим решения задач с широкими возможностями для пользователей;

    возможность коллективного использования документов на основе группы компьютеров, объединенными средствами коммуникаций;

    возможность адаптивной перестройки формы и способа представления информации в процессе решения задач

Для обработки информации используют автоматизированные системы управления (АСУ).

АСУ – система «человек-машина», обеспечивающая эффективное функционирование объекта управления, в которой сбор и переработка информации, необходимой для реализации функций управления, осуществляется с применением средств автоматизации и вычислительной техники

Главным направлением совершенствования системы управления на всех уровнях в современных условиях стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Новые информационные технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур управления, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного управления, значительно расширяющее возможности использования информационных ресурсов. Развитие информационного управления связано с организацией системы обработки знаний и данных, последовательного ее развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья деятельности организации.

В последние десятилетия системы управления в высокоразвитых странах, в частности, в США и Японии, ориентируются на творческие информационные технологии так называемого третьего уровня. Они охватывают полный информационный цикл – выработку информации (новых знаний), их передачу, переработку, использование для преобразования нового объекта, достижения новых высших целей.

Информационные технологии третьего уровня означают высший этап компьютеризации системы управления, позволяют задействовать ПК в творческом процессе, соединить силу человеческого ума и мощь электронной техники. Полная интегрированная информатизация системы управления предполагает охват следующих информационно-управленческих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, поддержка индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач

Таким образом, современные информационные технологии в своем развитии прошли длительный путь и еще многое необходимо совершенствовать. В перспективе предусматривается привлечение для принятия решений технологий искусственного интеллекта и более широкое применение средств мультимедиа (комплексное представление информации). Считается, что именно Интернет как разновидность информационных технологий станет основой ХХІ века как века информационных технологий.