Роль информации и права в информационном обществе. информационные революции. Возникновение и основные этапы развития информационного общества. Управление информационным обществом осуществляется на основании властных полномочий системой государственных орг

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.Т. КАЛАШНИКОВА»

ФАКУЛЬТЕТ «ИВТ»

КАФЕДРА «ИНФОРМАТИКА»

«Информационное общество»

Проверил Князева Н.Н

Выполнил студент гр. Б01-711-2зт Ананьев А.И

Ижевск 2014

Информационное общество

Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения веществом, затем энергией, и, наконец, информацией. В первобытнообщинном, рабовладельческом и феодальном обществах (в основе существования которых лежало ремесло) деятельность общества в целом и каждого человека в отдельности была направлена, в первую очередь, на овладение веществом.

На заре цивилизации (десятки тысяч лет до н. э.) люди научились изготавливать простые орудия труда и охоты (каменный топор, стрелы и т. д.), в античности появились первые механизмы (рычаг и др.) и средства передвижения (колесницы, корабли), в средние века были изобретены первые сложные орудия труда и механизмы (ткацкий станок, часы).

Овладение энергией находилось в этот период на начальной ступени, в качестве источников энергии использовались солнце, вода, огонь, ветер и мускульная сила человека.

С самого начала человеческой истории возникла потребность передачи и хранения информации. Для передачи информации сначала использовался язык жестов, а затем человеческая речь. Для хранения информации стали использоваться наскальные рисунки, а в IV тысячелетии до нашей эры появилась письменность и первые носители информации (шумерские глиняные таблички и египетские папирусы). История создания устройств для обработки числовой информации начинается также еще в древности - с абака (счетной доски, являющейся прообразом счетов).

ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

1. Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

2. Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

3. Информация же является продуктом деятельности современного человека.

4. Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

5. Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

6. Безопасность информационного общества, информации.

7. Защита интеллектуальной собственности.

8. Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

9. Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.


Первой попыткой автоматизированной обработки информации стало создание Чарльзом Бэббиджем в середине XIX века механической цифровой Аналитической машины. Однако лишь с середины XX века, с момента появления электронных устройств обработки и хранения информации (ЭВМ, а затем персонального компьютера), начался постепенный переход от индустриального общества к информационному.

В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. Важно не только произвести большое количество продукции, но сделать нужную продукцию в определенное время и с определенными затратами. В информационном обществе повышается не только качество потребления, но и качество производства, человек, использующий информационные технологии, имеет лучшие условия труда, а труд становится творческим и интеллектуальным.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

· все большее влияние на общество средств массовой информации;

· информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;

· существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

· многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

· существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми,
занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

В качестве критериев развитости информационного общества можно выбрать три: наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и количество населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.

Компьютерные сети. В настоящее время существенной тенденцией в информатизации общества является переход от использования компьютеров в автономном режиме к работе в информационных сетях.

Информационные сети создают реальную возможность быстрого и удобного доступа пользователя ко всей информации, накопленной человечеством за свою историю. Электронная почта и телеконференции, поиск информации во Всемирной паутине и в файловых архивах, интерактивное общение, прослушивание радиостанций и просмотр телевизионных программ, покупки в Интернет-магазинах стали повседневной практикой многих пользователей компьютеров в развитых странах.

Развитие глобальных компьютерных сетей началось в 80-е годы XX века. В 1981 году в сети Интернет насчитывалось лишь 213 компьютеров, к концу 80-х годов прошлого века количество подключенных к сети компьютеров возросло до 150 тысяч, наиболее быстрый рост происходил за последнее десятилетие, и к началу 2005 года их количество превысило 300 миллионов

По количеству имеющихся серверов Интернета можно судить о степени информатизации отдельных стран. Наибольшее количество серверов зарегистрировано в доменах административного типа (около 206 миллионов серверов), значительная часть которых зарегистрирована в США, на втором месте, с большим отставанием, находится Япония (19 миллионов серверов), Россия занимает в этом списке 22-е место (около 1,2 миллионов серверов)

Количество постоянных пользователей ресурсов и услуг Интернета во всех странах мира составляет примерно один миллиард человек. В России количество пользователей растет быстрыми темпами и в 2005 году составляло примерно 18 миллионов человек.

Население, занятое в информационной сфере. По данным ООН, в 90-е годы XX века количество работников, занятых в информационной сфере (для которых обработка информации является основной производственной функцией), возросло примерно на 25%, тогда как количество занятых в сельском хозяйстве и промышленности сократилось, соответственно, на 10 и 15%.

Компьютеры и информационные технологии интенсивно проникают и в сферу материального производства. Инженер, фермер, специалисты других традиционных профессий все чаще имеют на своем рабочем месте компьютер и используют информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.

С развитием коммуникационных технологий и мобильной связи все большее количество людей осуществляют свою производственную деятельность дистанционно, т. е. работая дома, а не в офисе (в США более 10 миллионов человек). Все большее распространение получает дистанционное образование и поиск работы через Интернет. В 2000 году оборот мирового рынка информационных и коммуникационных технологий составил около 1 триллиона долларов. При этом на закупку аппаратных средств было потрачено менее половины этой суммы, большая часть была вложена в разработку программного обеспечения, проектирование компьютерных сетей и т. д.

  • Билет № 7. Понятие политической системы общества. Элементы политической системы. Роль государства в политической системе.
  • Билет № 8. Политическая система Российской Федерации, сложившаяся на основе Конституции России 1993 года.
  • Билет № 9. Понятие и признаки права. Разнообразие подходов к понятию и определению права. Типы правопонимания.
  • Билет № 10. Сущность права. Социальное назначение и функции права
  • Билет № 11. Социальная ценность права
  • Билет № 12. Понятие правовой системы, ее основные элементы.
  • Билет №13. Основные правовые системы современности.
  • Билет № 14. Социальное регулирование и его виды.
  • Билет № 15. Правовое регулирование и правовое воздействие. Механизм правового регулирования.
  • Механизм правового регулирования
  • Билет №16. Виды социальных норм. (Система социальных норм. Классификация социальных норм).
  • Билет №17. Соотношение права и морали.
  • Билет №18: Соотношение права и обычаев.
  • Билет №19. Соотношение права и корпоративных норм.
  • Билет №20. Соотношение права и технических норм
  • Билет №26. Закон: понятие и виды. Принцип верховенства закона.
  • Билет №27. Подзаконные правовые акты: понятие и виды.
  • Билет № 28. Действие нпа во времени.
  • Билет №29. Понятие системы права. Частное и публичное право.
  • Билет №30. Отрасль права: понятие и виды. Основания деления права на отрасли.
  • Билет №31. Материальное и процессуальное право, их соотношение и взаимодействие.
  • Билет №33. Соотношение системы права и системы законодательства.
  • Билет №34. Современные тенденции в развитии системы законодательства.
  • Билет №37. Понятие правоотношения. Классификация правоотношений. Состав правоотношения.
  • Билет №38. Субъекты правоотношений. Правосубъектность. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
  • Билет №39. Содержание правоотношения. Субъективное право и юридическая обязанность.
  • Билет №40. Объекты правоотношений.
  • Билет №41. Юридические факты, их виды. Фактический состав.
  • Билет №42. Понятие реализации права. Формы реализации.
  • Билет №43. Правомерное поведение, виды правомерных действий.
  • Билет №44. Понятие правовой процедуры и юридического процесса.
  • Билет №45. Применение норм права.
  • Билет №46. Пробелы в праве, способы их восполнения.
  • Билет №47. Коллизии в праве и принципы их разрешения.
  • Билет №48. Понятие и значение толкования.
  • Билет №49. Понятие и признаки правонарушения.
  • 1) По степени общественной опасности:
  • 2) По характеру вины:
  • 3) По родовому объекту посягательства:
  • Билет № 50. Причины правонарушений, пути их преодоления
  • Билет №51. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов, пропаганда правовой политики государства.
  • Билет №52. Понятие юридической ответственности.
  • Билет №53. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов
  • Билет №54. Правообразование и правотворчество. Законодательный процесс. Стадии законодательного процесса
  • 1. Законодательная инициатива
  • Билет №55. Субъекты правотворчества. Участие граждан, общественных организаций и народа в процессе правотворчества. Право законодательной инициативы.
  • Билет №56. Подготовка законопроекта к рассмотрению и порядок принятия решения.
  • Билет №57. Опубликование и вступление в силу законов.
  • Билет №58. Проблемы совершенствования законодательного процесса в Российской Федерации.
  • Билет №59. Понятие и формы систематизации нормативных правовых актов.
  • Билет №60. Расчистка (ревизия) законодательства и инкорпорация как формы систематизации законодательства.
  • Билет №61. Кодификация как форма систематизации законодательства. Кодифицированный нормативный правовой акт, его структура.
  • Билет №62. Свод законов как высшая форма систематизации
  • Билет №63. Конституция Российской Федерации как основа развития российского законодательства, всей правовой системы Российской Федерации.
  • Билет № 64. Электронные правовые базы данных как средство учета и систематизации законодательства, способ информирования граждан.
  • Билет № 66. Особенности юридической техники нормативных правовых актов и индивидуальных правовых актов.
  • 5. Способы процедурно-процессуального оформления юридической практики. Билет №67. Правовой статус личности: понятие и структура.
  • Билет №68. Возникновение и развитие категории «права и свободы человека и гражданина».
  • Билет №69. Конституционные права, свободы и обязанности гражданина России, их развитие в текущем законодательстве.
  • Билет №70. Национальный (внутригосударственный) механизм защиты прав человека.
  • Билет №71. Международно-правовой механизм защиты прав человека.
  • Билет № 72. Правозащитная деятельность в гражданском обществе.
  • Билет № 73. Понятие и признаки правового государства. Возникновение и историческое развитие идеи правового государства.
  • Билет № 74. Понятие и признаки гражданского общества. Государство и право в гражданском обществе.
  • Билет № 75. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в условиях современной России.
  • Билет № 76. Понятие и признаки социального государства. Актуальные проблемы социальной политики в Российской Федерации.
  • Билет № 77. Основные черты взаимодействия экономики, государства и права. Государственно-правовое регулирование и объективные законы экономики.
  • Билет № 78. Формы и методы государственного регулирования экономических отношений.
  • Билет № 79. Место и роль государства и права в современной рыночной экономике. Соотношение государственного регулирования и экономического саморегулирования.
  • Билет № 80. Понятие и отличительные признаки информационного общества.
  • Билет № 81. Проблемы создания информационного общества в России: новые возможности, новые угрозы.
  • Билет № 82. Право граждан на информацию, его содержание, пределы и формы защиты.
  • Билет № 83. Система органов государства в Российской Федерации.
  • Билет № 84. Особенности реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации 1993 года
  • Билет № 85. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
  • Билет № 86. Государственная служба, статус государственного служащего
  • Билет № 87. Критерии эффективности государственного аппарата и пути ее повышения. Проблема борьбы с коррупцией и бюрократизмом.
  • Билет № 88. Проблемы развития и совершенствования федеративной формы государственного устройства в Российской Федерации
  • Билет № 90. Понятие и содержание законности. Законность и справедливость. Законность и целесообразность
  • Билет № 91. Принципы и гарантии законности.
  • Билет № 92. Понятие правопорядка и пути его совершенствования.
  • Билет № 93. Понятие, виды и структура правосознания.
  • Билет № 94. Правовая культура: понятие, формы и элементы. Значение правовой культуры.
  • Билет № 95. Пути совершенствования правовой культуры в российском обществе. Правовое образование и воспитание.
  • Билет № 97. Взаимодействие международного права и национальной правовой системы. Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы Российской Федерации.
  • Билет № 98. Международное сотрудничество государств в сфере экономики, экологии, политики, науки и культуры, борьбе с преступностью и терроризмом.
  • Билет № 99. Понятие и методология сравнительного правового исследования.
  • 2.1 Теория империализма
  • 2.2 Теория зависимости
  • Билет № 81. Проблемы создания информационного общества в России: новые возможности, новые угрозы.

    В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991-1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994-1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, – этап формирования и реализации политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002-2010 гг.», которая в 2010 г. сменилась Государственной программой «Информационное общество», принятой распоряжением Правительства России №1815-р от 20 октября 2010 года. Программа разработана для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий, при которой граждане получают максимум выгод.

    Госпрограмма охватывает следующие направления:

      создание электронного правительства

      преодоление цифрового неравенства

      развитие новых технологий связи.

    Основной принцип программы: результаты должны приносить реальную, ощутимую пользу людям. Повышение качества жизни должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются почти ежедневно: запись на прием к врачу через интернет, оплата штрафов с мобильного телефона, недорогой широкополосный доступ. Программа состоит из четырех подпрограмм: развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, информационная среда, безопасность в информационном обществе и информационное государство.

    При этом среди основных проблем создания информационного общества в России можно выделить следующие:

      цифровой разрыв, неравномерность информационного развития регионов России;

      система образования в России слабо нацелена на подготовку специалиста к жизни и профессиональной деятельности в условиях информационного общества, не ориентирована на формирование новой информационной культуры

      экономический рост в России во многом обусловлен рыночной конъюнктурой, обеспечивающей высокие цены на сырьевые ресурсы, и ростом малого и среднего бизнеса. Однако, доля современного высокотехнологичного производства в национальном доходе крайне низка, в то время как развитые страны за счет новых или усовершенствованных технологий, за счет продукции и оборудования, содержащих новые знания или решения получают от 70 до 85 процентов прироста ВВП

    Основная причина может заключаться в том, что важность построения в России информационного общества еще не осознана на уровне массового сознания и поэтому не воспринимается в качестве приоритетной задачи научно-технического и социально-экономического развития страны

    Можно выделить несколько основных источников угроз безопасности информационного общества, которые могут затрагивать интересы человека, общества и государства.

    Источники угроз интересам человека

    Интересы человека, которые необходимо охранять в информационном обществе, заключаются, прежде всего, в реальном обеспечении конституционных прав и свобод человека и гражданина на доступ к открытой информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность, духовное и интеллектуальное развитие.

    Наиболее опасным источником угроз этим интересам является существенное расширение возможности манипулирования сознанием человека за счет формирования вокруг него индивидуального виртуального информационного пространства, а также возможности использования технологий воздействия на его психическую деятельность.

    Сложность процедур, реализуемых в современных технологиях доступа к требуемым информационным ресурсам, критически увеличивает зависимость человека от других людей, осуществляющих разработку информационных технологий, определение алгоритмов поиска требуемой информации, ее предварительной обработки, приведения к виду, удобному для восприятия, доведение до потребителя. По существу, эти люди во многом формируют для человека информационный фон его жизни, определяют субъективную оценку условий, в которых он живет и действует, решает свои жизненные проблемы. Именно поэтому представляется исключительно важным обеспечить безопасности взаимодействия человека с информационной инфраструктурой.

    Другим опасным источником угроз интересам человека является использование во вред его интересам персональных данных, накапливаемых органами государственной власти, а также расширение возможности скрытного сбора информации, составляющей его личную и семейную тайну, сведений о его частной жизни.

    Источники угроз интересам общества

    Интересы общества в информационной сфере заключаются в защите жизненно важных интересов личности в этой сфере, обеспечении реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.

    Одним из источников угроз интересам общества в информационной сфере является непрерывное усложнение информационных систем и сетей связи критически важных инфраструктур обеспечения жизни общества.

    Эти угрозы могут проявляться в виде как преднамеренных, так и непреднамеренных ошибок, сбоев и отказов техники и программного обеспечения, вредного воздействия на эти инфраструктуры со стороны преступных структур и криминальных элементов. Объектами реализации таких угроз могут выступать информационные системы энергетической, транспортной, трубопроводной и некоторых других инфраструктур.

    Опасным источником угроз выступает возможность концентрации средств массовой информации в руках небольшой группы собственников. Эти угрозы могут проявляться в виде манипуляции общественным мнением по отношению к тем или иным общественно значимым событиям.

    Представляется, что одним из источников угроз будет обострение конкуренции на отечественных и зарубежных рынках продуктов интеллектуальной деятельности. Эта угроза может проявиться в виде расширения масштабов недобросовестной конкуренции, нарушения прав интеллектуальной собственности.

    Наконец, опасным источником угроз является расширение масштабов отечественной и международной компьютерной преступности.

    Угрозы могут проявляться в виде попыток осуществления мошеннических операций с использованием глобальных или отечественных информационно-телекоммуникационных систем, отмывания финансовых средств, полученных противоправным путем, получения неправомерного доступа к финансовой, банковской и другой информации, которая может быть использована в корыстных целях.

    Источники угроз интересам государства

    Интересы государства в информационной сфере состоят в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в интересах укрепления конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, установления политической и социальной стабильности, экономического процветания, безусловного исполнения законов и поддержания правопорядка, развития международного сотрудничества на основе партнерства.

    Наиболее опасным источником угроз интересам государства в информационной сфере является неконтролируемое распространение информационного оружия и развертывание гонки вооружений в этой области, попытки реализации концепций ведения информационных войн.

    Эти угрозы могут проявляться так же в виде получения противоправного доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, другой конфиденциальной информации, раскрытие которой может нанести ущерб интересам государства.

    Впервые понятие информационное общество было употреблено Машлуном в 1962г. Позже (в 1972 гю) Ёндзи Масуда дает определение инф обществу - это такое общество, где главным условием благополучия каждого человека и государства становятся знания, полученные благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней, а сам процесс инф. обмена не имеет не временных, не пространственных, не политических границ.

    Признаки: наличие внутреннего инф. рынка, интеграция его с мировым инф. рынком; наличие инф. инфраструктуры разработки стратегии инф. общества, обязательная экспертиза проектов и законов, ежегодный доклад по развитию инф. общества.

    Особенности: громоздкие корпорации заменяются мелкими эк. формами(работа на удаленном расстоянии), ведущая роль отводится ЭД, замена традиционной печати эл. книгами и журналами.

    2. Типология обществ (письменные, дописьменные; традиционные, индустриальные, постиндустриальные). Влияние информационных технологий на изменение общественных отношений.

    Письменные общества - знания передаются устно.

    Сложные - имеют организационную структуру управления.

    Типология Моргана, Маркса, Энгельса: первобытные, рабовладельческие, феодалистические, капиталистические.

    Традиционное общество общество, которое регулируется традицией. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией и существованием устойчивых социальных общностей

    Даниэл Белл, Тофлер: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное (первичность научного знания и информации, автоматизация и информатизация производства, появление "безлюдного производства", ведущая роль науки, образования)

    3. Тенденции развития современного информационного общества.

    В России есть стратегия развития инф. общества(утверждена 7 февраля 2008 г. президентом). Включается: повышение качества образования, мед. обслуживания на базе инф. технологий, повышение эффективности управления, оперативности предоставления услуг, подготовка квалифицированных кадров в сфере IT, противодействие компьютерным преступлениям. Трансграничное пространство и общество (речь идет о сообществе лиц разных стран и континентов, вступающих друг с другом в различные связи и отношения по поводу инф, циркулируемой в инф. сфере, поэтому можно говорить о формировании сообщества лиц, без определенных национальных границ, а так же территории в привычном нам смысле.

    Тендениции: 1) формирование новой формы собственности на инф. продукты, а именно интеллектуальной; 2) изменение мотиваций труда(наемный работник постепенно становится собственником); 3) формирование бесклассовой соц. Структуры, индивидуализация общественных связей (больше сидит дома).

    4. Роль информации и права в информационном обществе. Информационные революции.

    Современный период- переход от постиндустриального к информационному обществу.

    4 инф. Революции: первая происходит в результате появления письменности и фиксации письменности(10 тыс. лет назад), вторая связана с появлением книгопечатения(середина 16 века), третья- появление электричества(19век), четвертая - появление компьютера и компьютерной сети. 5 инф революция - интернет входит в космическое пространство.

    Место информационного права в системе других отраслей права

    Информационное право как наука и учебная дисциплина

    Источники информационного права

    Предмет, метод, понятие и принципы информационного права

    Понятие и характерные признаки информационного общества. Стадии развития информационного общества

    В соответствии с кон­цепцией 3. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, У Мартин поддерживаемой и другими зарубежными учеными, информационное общество - разно­видность постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники этой концепции информа­ционного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами - сельским хозяйством, промышленно­стью и экономикой услуг.

    Ос­новные особенности и характеристики информационного общества:

    наличие информационной инфраструктуры, состоящей из транс­граничных информационно-телекоммуникационных сетей и распре­деленных в них информационных ресурсов как запасов знаний;

    массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС). Именно массовое, иначе это не общество, а совокупность от­дельных его членов;

    подготовленность членов общества к работе на персональных ком­пьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникацион­ных сетях;

    новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном про­странстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-прода­жа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, меди­цинское обслуживание и т.п.);

    возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию;

    практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, «чаты» по инте­ресам в Интернет);

    трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распро­странения массовой информации - мультимедиа;

    отсутствие географических и геополитических границ госу­дарств - участников ТИТС, «столкновение* и «ломка» национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международ­ного информационного права и законодательства.

    По мнению профессора У. Мартин информационное общество утверждается, прежде всего, в тех странах - в Японии, США и Западной Европе, - в которых в 60-х - 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество. У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики (признаки) информационного общества по следующим критериям.



    1. Технологический: ключевой фактор - информационная технология, которая широко применяется в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

    2. Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

    3. Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

    4. Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

    5. Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

    В истории об­щественного развития можно выделить несколько информационных революций (стадий).

    Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количест­венному скачку в информационном развитии общества. Появилась воз­можность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению. Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изо­бретением книгопечатания (первопечатники Гутенберг и Иван Федо­ров). Появилась возможность тиражирования и активного распростра­нения информации, возросла доступность людей к источникам зна­ний. Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изо­бретением электричества, благодаря которому появились телеграф, те­лефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать ин­формацию в значительных объемах. Следствие этой революции - по­вышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Четвертая информационная революция (середина XX в.) связана с изо­бретением вычислительной техники и появлением персонального ком­пьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в элек­тронной форме. Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, свя­занную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей.. Суть этой революции заключается в инте­грации в едином информационном пространстве по всему миру про­граммно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информа­ционной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления.

    Особенности и проблемы информационного общества

    Информационное общество – это ступень исторического развития, ведущая от постиндустриального общества к обществу знаний. По современным представлениям, информационное общество − это такое общество, в котором:

    · производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности;

    · информация признается наиболее значимым ресурсом;

    · ИКТ становятся базовыми технологиями;

    · информационная среда наряду с социальной и экологической становится новой системно значимой средой обитания человека.

    Основными отличительными признаками информационного общества являются:

    · информационная экономика, для которой характерны новые организационные формы, а также более высокая скорость развития;

    · высокая информационная культура и высокий уровень информационных потребностей всех членов общества и фактическое их удовлетворение для основной массы населения;

    · возможность более успешного развития человека благодаря свободному доступу каждого члена общества к информации, ограниченный только информационной безопасностью личности, общественных групп и всего общества; таким образом, увеличивается сфера свободы личности и область ее возможностей в освоении мира и взаимодействии с обществом.

    Информационное построено на активном использовании ИКТ в производственной, социально-политической и индивидуальной сферах. Оно является открытым, или гражданским, обществом, политически открытым для глобальных процессов, и отличается высокими показателями общего уровня развития человеческого капитала, высоким комплексным показателем развития человека, или индексом человеческого развития .

    На современной карте цивилизации наиболее успешны и развиты не те страны, которые обладают большими территориями или же населением, а прежде всего те, где хорошо развита наука, образование, инновационная сфера – в первую очередь, общества с динамично развивающейся экономикой, конкурентоспособной на международном уровне. Так, это не Бразилия, Индия или Россия, обладающие большими территориями. И не Китай: экономические успехи Китая пока идут за счет огромного количества экономически активного населения, наряду с существенными ограничениями потребностей населения, т.е. за счет дешевизны труда и объема производства, а не благодаря развитым наукоёмким и высокотехнологичным производствам).

    Социолог Роберт Коэн отмечал следующие особенности современной эпохи: «Мы вправе допустить, что нынешние времена, по крайней мере, в двух важнейших отношениях отличаются от прошлого. Во-первых, определенный количественный рост достиг критической точки, за которой, как принято говорить, количество переходит в качество, рост вступает в некоторую новую фазу... Вторая жизненно важная характеристика нашего времени − это всемирный характер социальных и технических проблем»



    Выделяют 7 значимых характеристик информационного общества.

    1. Развитие сетевой экономики страны (производство, торговля, услуги) и ее интеграция в современную глобальную экономику.

    2. Формирование и развитие инновационной системы страны, в которой значительную роль играет государство, определяющее инновационную политику страны.

    3. Технологическое развитие страны, данная характеристика отражает развитие страны путем осуществления разработки новых технологий, внедрения их в производство и торговли технологиями. Для этого необходима информационная инфраструктура.

    4. Наличие гражданских институтов, которые необходимы для регулирования и развития новых отношений.

    5. Повышение уровня развития человека, в котором отражается уровень человеческого капитала, образования, здравоохранения и т.д.

    6. Международная конкурентоспособность страны: страна должна иметь определенные конкурентные преимущества в производстве благ и услуг, как информационных, так и производственных.

    7. Открытость экономики для глобальных процессов. Появление интернета ускорило обмен информацией в том числе глобальной, способствовало развитию сетевых структур, сетевого бизнеса.