Аудит информационной безопасности – основа эффективной защиты предприятия. Аудит информационной безопасности: цели, методы и средства, пример. Аудит информационной безопасности банка

Аудит информационных систем дает актуальные и точные данные о том, как работает ИС. На базе полученных данных можно планировать мероприятия для повышения эффективности предприятия. Практика проведения аудита информационной системы - в сравнении эталона, реальной обстановки. Изучают нормативы, стандарты, регламенты и практики, применимые в других фирмах. При проведении аудита предприниматель получает представление о том, как его фирма отличается от нормальной успешной компании в аналогичной сфере.

Общее представление

Информационные технологии в современном мире развиты исключительно сильно. Сложно представить себе предприятие, не имеющее на вооружении информационные системы:

  • глобальные;
  • локальные.

Именно за счет ИС компания может нормально функционировать и идти в ногу со временем. Такие методологии необходимы для быстрого и полного обмена информацией с окружающей средой, что позволяет компании подстраиваться под изменения инфраструктуры и требований рынка. Информационные системы должны удовлетворять ряду требований, меняющихся по прошествии времени (внедряются новые разработки, стандарты, применяют обновленные алгоритмы). В любом случае информационные технологии позволяют сделать доступ к ресурсам быстрым, и эта задача решается через ИС. Кроме того, современные системы:

  • масштабируемые;
  • гибкие;
  • надёжные;
  • безопасные.

Основные задачи аудита информационных систем - выявление, соответствует ли внедренная ИС указанным параметрам.

Аудит: виды

Очень часто применяется так называемый процессный аудит информационной системы. Пример: внешние специалисты анализируют внедренные системы на предмет отличия от эталонов, изучая в том числе и производственный процесс, на выходе которого - программное обеспечение.

Может проводиться аудит, направленный на выявление того, насколько правильно применяется в работе информационная система. Практику предприятия сравнивают со стандартами производителя и известными примерами корпораций международного масштаба.

Аудит системы информационной безопасности предприятия затрагивает организационную структуру. Цель такого мероприятия - найти тонкие места в кадрах ИТ-отдела и обозначить проблемы, а также сформировать рекомендации по их решению.

Наконец, аудит системы обеспечения информационной безопасности направлен на качественный контроль. Тогда приглашенные эксперты оценивают, в каком состоянии процессы внутри предприятия, тестируют внедренную информационную систему и делают некоторые выводы по полученной информации. Обычно применяется модель TMMI.

Задачи аудита

Стратегический аудит состояния информационных систем позволяет определить слабые места во внедренной ИС и выявить, где применение технологий оказалось неэффективными. На выходе такого процесса у заказчика будут рекомендации, позволяющие устранить недочеты.

Аудит позволяет оценить, как дорого обойдётся внесение изменений в действующую структуру и сколько времени это займет. Специалисты, изучающие действующую информационную структуру компании, помогут подобрать инструментарий для реализации программы улучшений, учитывая особенности компании. По итогам можно также выдать точную оценку, в каком объеме ресурсов нуждается фирма. Проанализированы будут интеллектуальные, денежные, производственные.

Мероприятия

Внутренний аудит информационных систем включает в себя проведение таких мероприятий, как:

  • инвентаризация ИТ;
  • выявление нагрузки на информационные структуры;
  • оценка статистики, данных, полученных при инвентаризации;
  • определение, соответствуют ли требования бизнеса и возможности внедренной ИС;
  • формирование отчета;
  • разработка рекомендаций;
  • формализация фонда НСИ.

Результат аудита

Стратегический аудит состояния информационных систем - это процедура, которая: позволяет выявить причины недостаточной эффективности внедрённой информационной системы; провести прогнозирование поведения ИС при корректировке информационных потоков (числа пользователей, объема данных); предоставить обоснованные решения, помогающие повысить продуктивность (приобретение оборудования, совершенствование внедренной системы, замена); дать рекомендации, направленные на повышение продуктивности отделов компании, оптимизацию вложений в технологии. А также разработать мероприятия, улучшающий качественный уровень сервиса информационных систем.

Это важно!

Нет такой универсальной ИС, которая подошла бы любому предприятию. Есть две распространенных базы, на основе которых можно создавать уникальную систему под требования конкретного предприятия:

  • Oracle.

Но помните, что это лишь основа, не более. Все усовершенствования, позволяющие сделать бизнес эффективным, нужно программировать, учитывая особенности конкретного предприятия. Наверняка придется вводить ранее отсутствовавшие функции и отключать те, которые предусмотрены базовой сборкой. Современная технология аудита банковских информационных систем помогает понять, какие именно особенности должна иметь ИС, а что нужно исключить, чтобы корпоративная система была оптимальной, эффективной, но не слишком «тяжелой».

Аудит информационной безопасности

Анализ, позволяющий выявить угрозы информационной безопасности, бывает двух видов:

  • внешний;
  • внутренний.

Первый предполагает единовременную процедуру. Организует ее руководитель компании. Рекомендовано регулярно практиковать такую меру, чтобы держать ситуацию под контролем. Ряд АО, финансовых организаций ввели требование внешнего аудита ИТ-безопасности обязательным к выполнению.

Внутренний - это регулярно проводимые мероприятия, регламентированные локальным нормативным актом «Положение о внутреннем аудите». Для проведения формируют годовой план (его готовит отдел, ответственный за аудит), утверждает генеральный директор, другой руководитель. ИТ-аудит - несколько категорий мероприятий, аудит безопасности занимает не последнее место по значимости.

Цели

Главная цель аудита информационных систем в аспекте безопасности - это выявление касающихся ИС рисков, сопряженных с угрозами безопасности. Кроме того, мероприятия помогают выявить:

  • слабые места действующей системы;
  • соответствие системы стандартам информационной безопасности;
  • уровень защищенности на текущий момент времени.

При аудите безопасности в результате будут сформулированы рекомендации, позволяющие улучшить текущие решения и внедрить новые, сделав тем самым действующую ИС безопаснее и защищённые от различных угроз.

Если проводится внутренний аудит, призванный определить угрозы информационной безопасности, тогда дополнительно рассматривается:

  • политика безопасности, возможность разработки новой, а также иных документов, позволяющих защитить данные и упростить их применение в производственном процессе корпорации;
  • формирование задач обеспечения безопасности работникам ИТ-отдела;
  • разбор ситуаций, сопряженных с нарушениями;
  • обучение пользователей корпоративной системы, обслуживающего персонала общим аспектам безопасности.

Внутренний аудит: особенности

Перечисленные задачи, которые ставят перед сотрудниками, когда проводится внутренний аудит информационных систем, по своей сути, не аудит. Теоретически проводящий мероприятия лишь в качестве эксперта оценивает механизмы, благодаря которым система обезопасена. Привлеченное к задаче лицо становится активным участником процесса и теряет независимость, уже не может объективно оценивать ситуацию и контролировать ее.

С другой стороны, на практике при внутреннем аудите остаться в стороне практически невозможно. Дело в том, что для проведения работ привлекают специалиста компании, в прочее время занятого другими задачами в сходной области. Это значит, что аудитор - это тот самый сотрудник, который обладает компетенцией для решения упомянутых ранее заданий. Поэтому приходится идти на компромисс: в ущерб объективности привлекать работника к практике, чтобы получить достойный итог.

Аудит безопасности: этапы

Таковые во многом сходны с шагами общего ИТ-аудита. Выделяют:

  • старт мероприятий;
  • сбор базы для анализирования;
  • анализ;
  • формирование выводов;
  • отчетность.

Инициирование процедуры

Аудит информационных систем в аспекте безопасности начинается, когда на это дает отмашку руководитель компании, так как именно начальники - те персоны, которые более прочих заинтересованы в эффективной проверке предприятия. Проведение аудита невозможно, если руководство не поддерживает процедуру.

Аудит информационных систем обычно комплексный. В нем принимает участие аудитор и несколько лиц, представляющих разные отделы компании. Важна совместная работа всех участников проверки. При инициации аудита важно уделить внимание следующим моментам:

  • документальная фиксация обязанностей, прав аудитора;
  • подготовка, согласование плана аудита;
  • документальное закрепление того факта, что сотрудники обязаны оказывать аудитору посильную помощь и предоставлять все запрашиваемые им данные.

Уже в момент инициации проверки важно установить, в каких границах проводится аудит информационных систем. В то время как некоторые подсистемы ИС критичны и требуют особенного внимания, другие таковыми не являются и достаточно маловажны, поэтому допускается их исключение. Наверняка найдутся и такие подсистемы, проверка которых будет невозможна, так как вся информация, хранимая там, конфиденциальна.

План и границы

Перед началом работ формируется список ресурсов, которые предполагается проверить. Это могут быть:

  • информационные;
  • программные;
  • технические.

Выделяют, на каких площадках проводят аудит, на какие угрозы проверяют систему. Существуют организационные границы мероприятия, аспекты обеспечения безопасности, обязательные к учету при проверке. Формируется рейтинг приоритетности с указанием объема проверки. Такие границы, а также план мероприятия утверждаются генеральным директором, но предварительно выносятся темой общего рабочего собрания, где присутствуют начальники отделов, аудитор и руководители компании.

Получение данных

При проведении проверки безопасности стандарты аудита информационных систем таковы, что этап сбора информации оказывается наиболее продолжительным, трудоемким. Как правило, ИС не имеет документации к ней, а аудитор вынужден плотно работать с многочисленными коллегами.

Чтобы сделанные выводы оказались компетентными, аудитор должен получить максимум данных. О том, как организована информационная система, как она функционирует и в каком состоянии находится, аудитор узнает из организационной, распорядительной, технической документации, в ходе самостоятельного исследования и применения специализированного ПО.

Документы, необходимые в работе аудитора:

  • организационная структура отделов, обслуживающих ИС;
  • организационная структура всех пользователей.

Аудитор интервьюирует работников, выявляя:

  • провайдера;
  • владельца данных;
  • пользователя данных.

Для этого нужно знать:

  • основные виды приложений ИС;
  • число, виды пользователей;
  • услуги, предоставляемые пользователям.

Если в фирме есть документы на ИС из перечисленного ниже списка, обязательно нужно предоставить их аудитору:

  • описание технических методологий;
  • описание методик автоматизации функций;
  • функциональные схемы;
  • рабочие, проектные документы.

Выявление структуры ИС

Для корректных выводов аудитор должен располагать максимально полным представлением об особенностях внедренной на предприятии информационной системы. Нужно знать, каковы механизмы безопасности, как они распределены в системе по уровням. Для этого выясняют:

  • наличие и особенности компонентов используемой системы;
  • функции компонентов;
  • графичность;
  • входы;
  • взаимодействие с различными объектами (внешнее, внутреннее) и протоколы, каналы для этого;
  • платформы, примененные для системы.

Пользу принесут схемы:

  • структурная;
  • потоков данных.

Структуры:

  • технических средств;
  • информационного обеспечения;
  • структурных компонентов.

На практике многие из документов готовят непосредственно при проведении проверки. Анализировать информацию можно лишь при сборе максимального объема информации.

Аудит безопасности ИС: анализ

Есть несколько методик, применяемых для анализа полученных данных. Выбор в пользу конкретной основывается на личных предпочтениях аудитора и специфике конкретной задачи.

Наиболее сложный подход предполагает анализировать риски. Для информационной системы формируются требования к безопасности. Они базируются на особенностях конкретной системы и среды ее работы, а также угроз, свойственных этой среде. Аналитики сходятся во мнении, что такой подход требует наибольших трудозатрат и максимальной квалификации аудитора. Насколько хорош будет результат, определяется методологией анализа информации и применимостью выбранных вариантов к типу ИС.

Более практичный вариант предполагает обращение к стандартам безопасности для данных. Таковыми определяется набор требований. Это подходит для различных ИС, так как методика выработана на основе крупнейших фирм из разных стран.

Из стандартов следует, каковы требования безопасности, зависящие от уровня защиты системы и принадлежности ее тому или иному учреждению. Многое зависит от предназначения ИС. Главная задача аудитора - определить корректно, какой набор требований по безопасности актуален в заданном случае. Выбирают методику, по которой оценивают, соответствуют ли стандартам имеющиеся параметры системы. Технология довольно простая, надежная, поэтому распространена широко. При небольших вложениях в результате можно получить точные выводы.

Пренебрегать недопустимо!

Практика показывает, что многие руководители, особенно небольших фирм, а также те, чьи компании работают уже достаточно давно и не стремятся осваивать все новейшие технологии, относятся к аудиту информационных систем довольно халатно, так как просто не осознают важности этой меры. Обычно лишь ущерб бизнесу провоцирует начальство принимать меры по проверке, выявлению рисков и защите предприятия. Иные сталкиваются с тем, что у них крадут данные о клиентуре, у других утечки происходят из баз данных контрагентов или уходит информация о ключевых преимуществах некоего субъекта. Потребители перестают доверять компании, как только случай подвергается огласке, и компания терпит еще больший урон, нежели просто от потери данных.

Если есть вероятность утечки информации, невозможно построить эффективный бизнес, имеющий хорошие возможности сейчас и в будущем. У любой компании есть данные, представляющие ценность для третьих лиц, и их нужно беречь. Чтобы защита была на высочайшем уровне, необходим аудит, выявляющий слабые стороны. В нем нужно учитывать международные стандарты, методики, новейшие наработки.

При аудите:

  • оценивают уровень защиты;
  • анализируют применяемые технологии;
  • корректируют документы по безопасности;
  • моделируют рисковые ситуации, при которых возможна утечка данных;
  • рекомендуют внедрение решений для устранения уязвимостей.

Проводят эти мероприятия одним из трех образов:

  • активный;
  • экспертный;
  • выявляющий соответствие стандартам.

Формы аудита

Активный аудит предполагает оценку системы, на которую смотрит потенциальный хакер. Именно его точку зрения «примеряют» на себя аудиторы - изучают сетевую защиту, для чего применяют специализированное ПО и уникальные методики. Обязателен и внутренний аудит, проводимый также с точки зрения предполагаемого преступника, желающего украсть данные или нарушить работу системы.

При экспертном аудите проверяют, насколько соответствует внедренная система идеальной. При выявлении соответствия стандартам за основу берут абстрактное описание стандартов, с которыми сравнивают имеющийся объект.

Заключение

Корректно и качественно проведенный аудит позволяет получить следующие итоги:

  • минимизация вероятности успешной хакерской атаки, ущерба от нее;
  • исключение атаки, основанной на изменении архитектуры системы и информационных потоков;
  • страхование как средство уменьшения рисков;
  • минимизация риска до уровня, когда таковой вовсе можно не учитывать.

Сегодня информационные системы (ИС) играют ключевую роль в обеспечении эффективности работы коммерческих и государственных предприятий. Повсеместное использование ИС для хранения, обработки и передачи информации делает актуальными проблемы их защиты, особенно учитывая глобальную тенденцию к росту числа информационных атак, приводящих к значительным финансовым и материальным потерям. Для эффективной защиты от атак компаниям необходима объективная оценка уровня безопасности ИС - именно для этих целей и применяется аудит безопасности.

Что такое аудит безопасности

Определение аудита безопасности еще не устоялось, но в общем случае его можно описать как процесс сбора и анализа информации об ИС для качественной или количественной оценки уровня ее защищенности от атак злоумышленников. Существует множество случаев, когда целесообразно проводить аудит безопасности. Это делается, в частности, при подготовке технического задания на проектирование и разработку системы защиты информации и после внедрения системы безопасности для оценки уровня ее эффективности. Возможен аудит, направленный на приведение действующей системы безопасности в соответствие требованиям российского или международного законодательства. Аудит может также предназначаться для систематизации и упорядочения существующих мер защиты информации или для расследования произошедшего инцидента, связанного с нарушением информационной безопасности.

Как правило, для проведения аудита привлекаются внешние компании, которые предоставляют консалтинговые услуги в области информационной безопасности. Инициатором процедуры аудита может стать руководство предприятия, служба автоматизации или служба информационной безопасности. В ряде случаев аудит также проводится по требованию страховых компаний или регулирующих органов. Аудит безопасности выполняется группой экспертов, численность и состав которой зависит от целей и задач обследования, а также от сложности объекта оценки.

Виды аудита безопасности

Можно выделить следующие основные виды аудита информационной безопасности:

  • экспертный аудит безопасности, в ходе которого выявляются недостатки в системе мер защиты информации на основе опыта экспертов, участвующих в процедуре обследования;
  • оценка соответствия рекомендациям международного стандарта ISO 17799, а также требованиям руководящих документов ФСТЭК (Гостехкомиссии);
  • инструментальный анализ защищенности ИС, направленный на выявление и устранение уязвимостей программно-аппаратного обеспечения системы;
  • комплексный аудит, включающий в себя все вышеперечисленные формы проведения обследования.

Любой из перечисленных видов аудита может проводиться по отдельности или в комплексе, в зависимости от тех задач, которые решает предприятие. В качестве объекта аудита может выступать как ИС компании в целом, так и ее отдельные сегменты, в которых обрабатывается информация, подлежащая защите.

Проведение аудита безопасности

В общем случае аудит безопасности, вне зависимости от формы его проведения, состоит из четырех основных этапов, на каждом из которых выполняется определенный круг работ (см. рисунок).

Основные этапы работ при проведении аудита безопасности.

На первом этапе совместно с заказчиком разрабатывается регламент, устанавливающий состав и порядок проведения работ. Основная задача регламента - определить границы, в рамках которых будет проводиться обследование. Регламент позволяет избежать взаимных претензий по завершении аудита, поскольку четко определяет обязанности сторон. Как правило, регламент содержит следующую основную информацию:

  • состав рабочих групп от исполнителя и заказчика для проведения аудита;
  • список и местоположение объектов заказчика, подлежащих аудиту;
  • перечень информации, которая будет предоставлена исполнителю;
  • перечень ресурсов, которые рассматриваются в качестве объектов защиты (информационные, программные, физические ресурсы и т. д.);
  • модель угроз информационной безопасности, на основе которой проводится аудит;
  • категории пользователей, которые рассматриваются в качестве потенциальных нарушителей;
  • порядок и время проведения инструментального обследования ИС заказчика.

На втором этапе, в соответствии с согласованным регламентом, собирается исходная информация. Методы сбора информации включают интервьюирование сотрудников заказчика, заполнение опросных листов, анализ предоставленной организационно-распорядительной и технической документации, использование специализированных инструментальных средств.

Третий этап работ предполагает анализ собранной информации с целью оценки текущего уровня защищенности ИС предприятия. По результатам проведенного анализа на четвертом этапе разрабатываются рекомендации по повышению уровня защищенности ИС от угроз информационной безопасности.

Ниже мы подробнее рассмотрим этапы аудита, связанные со сбором информации, ее анализом и разработкой рекомендаций по повышению уровня защиты ИС.

Сбор исходных данных

Качество аудита безопасности во многом зависит от полноты и точности информации, полученной в процессе сбора исходных данных. Поэтому в нее необходимо включить следующее: организационно-распорядительную документацию, касающуюся вопросов информационной безопасности, сведения о программно-аппаратном обеспечении ИС, информацию о средствах защиты, установленных в ИС, и т. д. Более подробный перечень исходных данных представлен в табл. 1.

Таблица 1. Перечень исходных данных, необходимых для аудита безопасности

Тип информации Состав исходных данных
Организационно-распорядительная документация по вопросам информационной безопасности
  • политика информационной безопасности ИС;
    руководящие документы (приказы, распоряжения, инструкции) по вопросам хранения, порядка доступа и передачи информации;
    регламенты работы пользователей с информационными ресурсами ИС
Информация об аппаратном обеспечении хостов
  • перечень серверов, рабочих станций и коммуникационного оборудования, установленного в ИС;
  • аппаратные конфигурации серверов и рабочих станций;
  • сведения о периферийном оборудовании
Информация об общесистемном ПО
  • сведения об ОС, установленных на рабочих станциях и серверах;
  • сведения о СУБД, установленных в ИС
Информация о прикладном ПО
  • перечень прикладного ПО общего и специального назначения, установленного в ИС;
  • описание функциональных задач, решаемых с помощью прикладного ПО
Информация о средствах защиты, установленных в ИС
  • производитель средства защиты;
  • конфигурационные настройки средства защиты;
  • схема установки средства защиты
Информация о топологии ИС
  • карта локальной вычислительной сети, включая схему распределения серверов и рабочих станций по сегментам сети;
  • типы каналов связи, используемых в ИС;
  • используемые в ИС сетевые протоколы;
  • схема информационных потоков ИС

Как уже отмечалось выше, для сбора исходных данных применяются следующие методы.

Интервьюирование сотрудников заказчика , обладающих необходимой информацией. Интервью обычно проводятся как с техническими специалистами, так и с представителями руководящего звена компании. Перечень вопросов, которые планируется обсудить в процессе интервью, согласовывается заранее.

Предоставление опросных листов по определенной тематике, которые сотрудники заказчика заполняют самостоятельно. В тех случаях, когда представленные материалы не полностью отвечают на необходимые вопросы, проводится дополнительное интервьюирование.

Анализ организационно-технической документации , используемой заказчиком.

Использование специализированного ПО , которое позволяет получить необходимую информацию о составе и настройках программно-аппаратного обеспечения ИС предприятия. Например, с помощью систем анализа защищенности (security scanners) можно провести инвентаризацию сетевых ресурсов и выявить уязвимости в них. В качестве примеров таких систем можно назвать Internet Scanner компании ISS и XSpider компании Positive Technologies.

Оценка уровня безопасности ИС

После сбора необходимой информации проводится ее анализ с целью оценки текущего уровня защищенности системы. В процессе такого анализа определяются риски информационной безопасности, которым подвержена компания. Фактически риск представляет собой интегральную оценку того, насколько эффективно существующие средства защиты способны противостоять информационным атакам.

Обычно выделяют две основные группы методов расчета рисков безопасности. Первая группа позволяет установить уровень риска путем оценки степени соответствия определенному набору требований к информационной безопасности. В качестве источников таких требований могут выступать:

  • нормативно-правовые документы предприятия, касающиеся вопросов информационной безопасности (политика безопасности, регламенты, приказы, распоряжения);
  • требования действующего российского законодательства - руководящие документы ФСТЭК (Гостехкомиссии), СТР-К, требования ФСБ РФ, ГОСТы и т. д.;
  • рекомендации международных стандартов - ISO 17799, OCTAVE, CoBIT, BS 7799-2 и т. д.;
  • рекомендации компаний-производителей программного и аппаратного обеспечения - Microsoft, Oracle, Cisco и т. д.

Вторая группа методов оценки рисков информационной безопасности базируется на определении вероятности реализации атак, а также уровней их ущерба. Значение риска вычисляется отдельно для каждой атаки и в общем случае представляется как произведение вероятности проведения атаки a на величину возможного ущерба от этой атаки - Риск (a) = P(a) . Ущерб (a). Значение ущерба определяется собственником информационного ресурса, а вероятность атаки вычисляется группой экспертов, проводящих процедуру аудита. Вероятность в данном случае рассматривается как мера того, что в результате проведения атаки нарушители достигли своих целей и нанесли ущерб компании.

Методы обеих групп могут использовать количественные или качественные шкалы для определения величины риска информационной безопасности. В первом случае для риска и всех его параметров берутся численные выражения. Например, при использовании количественных шкал вероятность проведения атаки P(a) может выражаться числом в интервале , а ущерб от атаки - задаваться в виде денежного эквивалента материальных потерь, которые может понести организация в случае успешной атаки. При использовании качественных шкал числовые значения заменяются на эквивалентные им понятийные уровни. Каждому понятийному уровню в этом случае будет соответствовать определенный интервал количественной шкалы оценки. Количество уровней может варьироваться в зависимости от применяемых методик оценки рисков. В табл. 2 и 3 приведены примеры качественных шкал оценки рисков информационной безопасности, в которых для оценки уровней ущерба и вероятности атаки используется пять понятийных уровней.

Таблица 2. Качественная шкала оценки уровня ущерба

Уровень ущерба Описание
1 Малый Незначительные потери материальных активов, которые быстро восстанавливаются, или незначительные последствия для репутации компании
2 Умеренный Заметные потери материальных активов или умеренные последствия для репутации компании
3 Средней тяжести Существенные потери материальных активов или значительный урон репутации компании
4 Большой Большие потери материальных активов и большой урон репутации компании
5 Критический Критические потери материальных активов или полная потеря репутации компании на рынке, что делает невозможным ее дальнейшую деятельность

Таблица 3. Качественная шкала оценки вероятности проведения атаки

Вероятность атаки Описание
1 Очень низкая Атака практически никогда не будет проведена. Соответствует числовому интервалу вероятности
5 Очень высокая Атака почти наверняка будет проведена. Соответствует числовому интервалу вероятности (0,75, 1]

Для вычисления уровня риска по качественным шкалам применяются специальные таблицы, в которых в первом столбце задаются понятийные уровни ущерба, а в первой строке - уровни вероятности атаки. Ячейки же таблицы, расположенные на пересечении соответствующих строк и столбцов, содержат уровень риска безопасности (табл. 4). Размерность таблицы зависит от количества концептуальных уровней вероятности атаки и ущерба.

Таблица 4. Определение уровня риска информационной безопасности по качественной шкале

Вероятность атаки

Ущерб очень низкая низкая средняя высокая очень высокая
Малый Низкий риск Низкий риск Низкий риск Средний риск Средний риск
Умеренный Низкий риск Низкий риск Средний риск Средний риск Высокий риск
Средней тяжести Низкий риск Средний риск Средний риск Средний риск Высокий риск
Большой Средний риск Средний риск Средний риск Средний риск Высокий риск
Критический Средний риск Высокий риск Высокий риск Высокий риск Высокий риск

При расчете значений вероятности атаки, а также уровня возможного ущерба используют статистические методы, экспертные оценки или элементы теории принятия решений. Статистические методы предполагают анализ уже накопленных данных о реально случавшихся инцидентах, связанных с нарушением информационной безопасности. На основе результатов такого анализа строятся предположения о вероятности проведения атак и уровнях ущерба от них в других ИС. Однако статистические методы не всегда удается применить из-за недостатка статистических данных о ранее проведенных атаках на ресурсы ИС, аналогичной той, которая выступает в качестве объекта оценки.

При использовании аппарата экспертных оценок анализируются результаты работы группы экспертов, компетентных в области информационной безопасности, которые на основе имеющегося у них опыта определяют количественные или качественные уровни риска. Элементы теории принятия решений позволяют применять для вычисления значения риска безопасности более сложные алгоритмы обработки результатов работы группы экспертов.

Существуют специализированные программные комплексы, позволяющие автоматизировать процесс анализа исходных данных и расчета значений рисков при аудите безопасности. Примеры таких комплексов - "Гриф" и "Кондор" компании Digital Security, а также "АванГард", разработанный в Институте системного анализа РАН.

Результаты аудита безопасности

На последнем этапе аудита информационной безопасности разрабатываются рекомендации по совершенствованию организационно-технического обеспечения защиты на предприятии. Такие рекомендации могут включать в себя различные типы действий, направленных на минимизацию выявленных рисков.

Уменьшение риска за счет дополнительных организационных и технических средств защиты, позволяющих снизить вероятность проведения атаки или уменьшить возможный ущерб от нее. Так, установка межсетевых экранов в точке подключения ИС к Интернету существенно снижает вероятность проведения успешной атаки на общедоступные информационные ресурсы ИС - такие, как Web-серверы, почтовые серверы и т. д.

Уклонение от риска путем изменения архитектуры или схемы информационных потоков ИС, что позволяет исключить проведение той или иной атаки. Например, физическое отключение от Интернета сегмента ИС, в котором обрабатывается конфиденциальная информация, позволяет избежать внешних атак на конфиденциальную информацию.

Изменение характера риска в результате принятия мер по страхованию. В качестве примеров изменения характера риска можно привести страхование оборудования ИС от пожара или страхование информационных ресурсов от возможного нарушения их конфиденциальности, целостности или доступности. В настоящее время ряд российских компаний уже предлагают услуги страхования информационных рисков.

Принятие риска , если он уменьшен до того уровня, на котором уже не представляет опасности для ИС.

Обычно рекомендации направлены не на полное устранение всех выявленных рисков, а лишь на их уменьшение до приемлемого уровня. При выборе мер для повышения уровня защиты ИС учитывается одно принципиальное ограничение - стоимость реализации этих мер не должна превышать стоимости защищаемых информационных ресурсов, а также убытков компании от возможного нарушения конфиденциальности, целостности или доступности информации.

В завершение процедуры аудита его результаты оформляются в виде отчетного документа, который предоставляется заказчику. В общем случае этот документ состоит из следующих основных разделов:

  • описание границ, в рамках которых проводился аудит безопасности;
  • описание структуры ИС заказчика;
  • методы и средства, которые использовались в процессе проведения аудита;
  • описание выявленных уязвимостей и недостатков, включая уровень их риска;
  • рекомендации по совершенствованию комплексной системы обеспечения информационной безопасности;
  • предложения к плану реализации первоочередных мер, направленных на минимизацию выявленных рисков.

Заключение

Аудит информационной безопасности - один из наиболее эффективных сегодня инструментов для получения независимой и объективной оценки текущего уровня защищенности предприятия от угроз информационной безопасности. Кроме того, результаты аудита дают основу для формирования стратегии развития системы обеспечения информационной безопасности организации. Однако необходимо понимать, что аудит безопасности - не разовая процедура, он должен проводиться на регулярной основе. Только в этом случае аудит будет приносить реальную отдачу и способствовать повышению уровня информационной безопасности компании.

Сбор, обработка, хранение и использование персональных данных осуществляются во многих сферах деятельности общества и государства. Например, в финансовой и налоговой сфере, при пенсионном, социальном и медицинском страховании, в оперативно-розыскной деятельности, трудовой и других областях общественной жизни.

В различных сферах деятельности под персональными данными понимаются часто не совпадающие наборы сведений. Определения персональных данных содержатся в различных федеральных законах, причем объем сведений определяется в них по разному.

С развитием информационных технологий всё большее значение приобретает защита коммерческой информации, позволяющая компании поддерживать конкурентоспособность своих товаров, организовывать работу с партнерами и клиентами, снижать риски возникновения санкций со стороны регуляторов.

Защитить коммерческую тайну компании и привлечь виновных в разглашении к ответственности возможно, введя режим коммерческой тайны, т. е. приняв правовые, организационные и технические меры по охране конфиденциальности информации.

На сегодняшний день вирусные атаки по-прежнему происходят с пугающей частотой. Самыми эффективными являются атаки, осуществляемые с использованием файлов, открываемых обычными приложениями. Например, вредоносный код может содержаться в файлах Microsoft Word или PDF-документах. Такая атака называется эксплойтом и не всегда определяется обычным антивирусом.

Palo Alto Networks Traps обеспечивает расширенную защиту рабочих станций от целенаправленных вредоносных атак, предотвращает эксплуатацию уязвимостей операционной системы и приложений.

Рекомендации по защите информации при работе в системах ДБО

В последнее время участились случаи мошеннических действий в системах дистанционного банковского обслуживания (ДБО), направленные на хищение секретных ключей пользователей и денежных средств организаций. В статье мы рассмотрели практические меры, необходимые для снижения вероятности кражи денежных средств и привели рекомендации по реагированию на возможные мошеннические действия.

Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит - это «независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности». К информационной безопасности данный термин, упомянутый в этом законе, отношения не имеет. Однако так уж сложилось, что специалисты по информационной безопасности достаточно активно его используют в своей речи. В этом случае под аудитом понимается процесс независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. В тоже время надо понимать, что в различных отечественных нормативных актах термин «аудит информационной безопасности» применяется не всегда - его часто заменяют либо термин «оценка соответствия», либо немного устаревший, но все еще употребляемый термин «аттестация». Иногда еще применяется термин «сертификация», но применительно к международным зарубежным нормативным актам.

Аудит информационной безопасности проводится либо с целью проверки выполнения нормативных актов, либо с целью проверки обоснованности и защищенности применяемых решени

Но какой бы термин не использовался, по сути, аудит информационной безопасности проводится либо с целью проверки выполнения нормативных актов, либо с целью проверки обоснованности и защищенности применяемых решений. Во втором случае аудит носит добровольный характер, и решение о его проведении принимается самой организацией. В первом же случае отказаться от проведения аудита невозможно, та как это влечет за собой нарушение установленных нормативными актами требований, что приводит к наказанию в виде штрафа, приостановлению деятельности или иным формам наказания.
В случае обязательности аудита он может проводиться как самой организацией, например, в форме самооценки (правда, в этом случае о «независимости» уже речи не идет и термин «аудит» применять здесь не совсем правильно), так и внешними независимыми организациями - аудиторами. Третий вариант проведения обязательного аудита - контроль со стороны регулирующих органов, наделенных правом осуществлять соответствующие надзорные мероприятия. Этот вариант чаще называется не аудитом, а инспекционной проверкой.
Так как добровольный аудит может проводиться абсолютно по любому поводу (для проверки защищенности системы ДБО, контроля активов приобретенного банка, проверки вновь открываемого филиала и т.п.), то данный вариант рассматривать не будем. В этом случае невозможно ни четко очертить его границы, ни описать формы его отчетности, ни говорить о регулярности - все это решается договором между аудитором и проверяемой организацией. Поэтому рассмотрим лишь формы обязательного аудита, присущие именно банкам.

Международный стандарт ISO 27001

Иногда можно услышать о прохождении тем или иным банком аудита на соответствие требованиям международного стандарта «ISO/IEC 27001:2005» (его полный российский аналог - «ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 - Информационная технология - Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности - Требования»). По сути, данный стандарт - это набор лучших практик по управлению информационной безопасностью в крупных организациях (небольшие организации, в том числе и банки, не всегда в состоянии выполнить требования этого стандарта в полном объеме).
Как и любой стандарт в России, ISO 27001 - сугубо добровольный документ, принимать который или не принимать решает каждый банк самостоятельно. Но ISO 27001 является стандартом де-факто по всему миру, и специалисты многих стран используют этот стандарт как некий универсальный язык, которым следует руководствоваться, занимаясь информационной безопасностью.

С ISO 27001 связаны и несколько не самых очевидных и не часто упоминаемых моментов

Однако с ISO 27001 связаны и несколько не самых очевидных и не часто упоминаемых моментов. Во-первых, аудиту по данному стандарту подлежит не вся система обеспечения информационной безопасности банка, а только одна или несколько из ее составных частей. Например, система защиты ДБО, система защиты головного офиса банка или система защиты процесса управления персоналом. Иными словами, получение сертификата соответствия на один из оцениваемых в рамках аудита процессов не дает гарантии, что остальные процессы находятся в таком же близком к идеальному состоянию. Второй момент связан с тем, что ISO 27001 является стандартом универсальным, то есть применимым к любой организации, а значит, не учитывающим специфику той или иной отрасли. Это привело к тому, что в рамках международной организации по стандартизации ISO уже давно ведутся разговоры о создании стандарта ISO 27015, который является переложением ISO 27001/27002 на финансовую отрасль. В разработке этого стандарта активное участие принимает и Банк России. Однако Visa и MasterCard против проекта этого стандарта, который уже разработан. Первая считает, что проект стандарта содержит слишком мало нужной для финансовой отрасли информации (например, по платежным системам), а если ее туда добавить, то стандарт надо переносить в другой комитет ISO. MasterCard также предлагает прекратить разработку ISO 27015, но мотивация другая - мол, в финансовой отрасли и так полно регулирующих тему информационной безопасности документов. В-третьих, необходимо обращать внимание, что многие предложения, встречающиеся на российском рынке, говорят не об аудите соответствия, а о подготовке к аудиту. Дело в том, что право проводить сертификацию соответствия требованиям ISO 27001 имеет всего несколько организаций в мире. Интеграторы же всего лишь помогают компаниям выполнить требования стандарта, которые затем будут проверены официальными аудиторами (их еще называют регистраторами, органами по сертификации и т.д.).
Пока продолжаются споры о том, внедрять банкам ISO 27001 или нет, отдельные смельчаки идут на это и проходят 3 стадии аудита соответствия:

  • Предварительное неформальное изучение аудитором основных документов (как на территории заказчика аудита, так и вне нее).
  • Формальный и более глубокий аудит внедренных защитных мер, оценка их эффективности и изучение разработанных необходимых документов. Этим этапом обычно заканчивается подтверждение соответствия, и аудитор выдает соответствующий сертификат, признаваемый во всем мире.
  • Ежегодное выполнение инспекционного аудита для подтверждения ранее полученного сертификата соответствия.

Кому же нужен ISO 27001 в России? Если рассматривать этот стандарт не только как набор лучших практик, которые можно внедрять и без прохождения аудита, но и как процесс сертификации, знаменующий собой подтверждение соответствия банка международным признанным требованиям по безопасности, то ISO 27001 имеет смысл внедрять либо банкам, входящим в международные банковские группы, где ISO 27001 является стандартом, либо банкам, планирующим выход на международную арену. В остальных случаях аудит соответствия ISO 27001 и получение сертификата, на мой взгляд, не нужно. Но только для банка и только в России. А все потому, что у нас есть свои стандарты, построенные на базе ISO 27001.

Де-факто инспекционные проверки Банка России проводились до недавнего времени именно в соответствии с требованиями СТО БР ИББС

Комплекс документов Банка России СТО БР ИББС

Таким стандартом, а точнее набором стандартов, является комплекс документов Банка России, описывающий единый подход к построению системы обеспечения ИБ организаций банковской сферы с учетом требований российского законодательства. В основе данного набора документов (далее СТО БР ИББС), содержащего три стандарта и пять рекомендаций по стандартизации, лежит и ISO 27001 и ряд других международных стандартов по управлению информационными технологиями и информационной безопасностью.
Вопросы аудита и оценки соответствия требованиям стандарта, как и для ISO 27001, прописаны в отдельных документах - «СТО БР ИББС-1.1-2007. Аудит информационной безопасности», «СТО БР ИББС-1.2-2010. Методика оценки соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0-2010» и «РС БР ИББС-2.1-2007. Руководство по самооценке соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0».
Во время оценки соответствия по СТО БР ИББС проверяется выполнение 423 частных показателей ИБ, сгруппированных в 34 групповых показателя. Результатом оценки является итоговый показатель, который должен находиться на 4-м или 5-м уровне по пятибалльной шкале, установленной Банком России. Это, кстати, очень сильно отличает аудит по СТО БР ИББС от аудита по другим нормативным актам в области ИБ. В СТО БР ИББС не бывает несоответствия, просто уровень соответствия может быть разный: от нуля до пяти. И только уровни выше 4-го считаются положительными.
По состоянию на конец 2011 года около 70–75% банков внедрили или находятся в процессе внедрения этого набора стандартов. Несмотря ни на что они де-юре носят рекомендательный характер, но де-факто инспекционные проверки Банка России проводились до недавнего времени именно в соответствии с требованиями СТО БР ИББС (хотя явно это никогда и нигде не звучало).
Ситуация изменилась с 1 июля 2012 года, когда в полную силу вступил закон «О национальной платежной системе» и разработанные для его исполнения нормативные документы Правительства России и Банка России. С этого момента вопрос необходимости проведения аудита соответствия требованиям СТО БР ИББС вновь встал на повестке дня. Дело в том, что методика оценки соответствия, предложенная в рамках законодательства о национальной платежной системе (НПС), и методика оценки соответствия СТО БР ИББС могут очень сильно расходиться в итоговых значениях. При этом оценка по первой методике (для НПС) стала обязательной, в то время как оценка по СТО БР ИББС по-прежнему де-юре носит рекомендательный характер. Да и в самом Банке России на момент написания статьи еще не было принято решение о дальнейшей судьбе этой оценки. Если раньше все нити сходились в Главное управление безопасности и защиты информации Банка России (ГУБЗИ), то с разделением полномочий между ГУБЗИ и Департаментом регулирования расчетов (LHH) вопрос пока остается открытым.

Уже сейчас ясно, что законодательные акты о НПС требуют обязательной оценки соответствия, то есть аудита

Законодательство о национальной платежной системе

Законодательство о НПС находится только на заре своего становления, и нас ждет немало новых документов, в том числе и по вопросам обеспечения информационной безопасности. Но уже сейчас ясно, что выпущенное и утвержденное 9-го июня 2012 года Положение 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств» требует в п.2.15 обязательной оценки соответствия, то есть аудита. Такая оценка осуществляется либо самостоятельно, либо с привлечением сторонних организаций. Как уже сказано выше, проводимая в рамках 382-П оценка соответствия похожа по своей сути на то, что описано в методике оценки соответствия СТО БР ИББС, но выдает совершенно иные результаты, что связано с вводом специальных корректирующих коэффициентов, которые и определяют отличающиеся результаты.
Никаких особых требований к привлекаемым для аудита организациям положение 382-П не устанавливает, что вступает в некоторое противоречие с Постановлением Правительства от 13 июня 2012 года №584 «О защите информации в платежной системе», которое также требует организации и проведения контроля и оценки выполнения требований к защите информации один раз в 2 года. Однако Постановление Правительства, разработанное ФСТЭК, требует, чтобы внешний аудит проводился только организациями, имеющей лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Дополнительные требования, которые сложно отнести к одной из форм аудита, но которые накладывают на банки новые обязанности, перечислены в разделе 2.16 Положения 382-П. Согласно этим требованиям оператор платежных систем обязан разработать, а банки, присоединившиеся к этой платежной системе, обязаны выполнять, требования по регулярному информированию оператора платежной системы о различных вопросах информационной безопасности в банке: о выполнении требований по защите информации, о выявленных инцидентах, о проведенных самооценках, о выявленных угрозах и уязвимостях.
Дополнительно к аудиту, проводимому на договорной основе, ФЗ-161 о НПС также устанавливает, что контроль и надзор за выполнением требований, установленных Правительством Российской Федерации в 584-м Постановлении и Банком России в 382-м Положении, осуществляются ФСБ ФСТЭК и Банком России соответственно. На момент написания статьи ни ФСТЭК, ни ФСБ не имели разработанного порядка проведения такого надзора, в отличие от Банка России, который выпустил Положение от 31 мая 2012 года №380-П «О порядке осуществления наблюдения в национальной платежной системе» (для кредитных организаций) и Положение от 9 июня 2012 года №381-П «О порядке осуществления надзора за соблюдением не являющимися кредитными организациями операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры требований Федерального Закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России».
Нормативные акты в области защиты информации в национальной платежной системе находятся только в начале подробной разработки. С 1 июля 2012 года Банк России начал их апробацию и сбор фактов по правоприменительной практике. Поэтому сегодня преждевременно говорить о том, как будут применяться эти нормативные акты, как будет проводиться надзор по 380-П, какие выводы будут делаться по итогам самооценки, проводимой раз в 2 года и отправляемой в Банк России.

Стандарт безопасности платежных карт PCI DSS

Payment Card Industry Data Security Standard (PCI DSS) - стандарт безопасности данных платежных карт, разработанный Советом по стандартам безопасности индустрии платежных карт (Payment Card Industry Security Standards Council, PCI SSC), который был учрежден международными платежными системами Visa, MasterCard, American Express, JCB и Discover. Стандарт PCI DSS представляет собой совокупность 12 высокоуровневых и свыше 200 детальных требований по обеспечению безопасности данных о держателях платежных карт, которые передаются, хранятся и обрабатываются в информационных системах организаций.

Требования стандарта распространяются на все компании, работающие с международными платежными системами Visa и MasterCard. В зависимости от количества обрабатываемых транзакций, каждой компании присваивается определенный уровень с соответствующим набором требований, которые эти компании должны выполнять. Эти уровни отличаются в зависимости от платежной системы.

Успешное прохождение аудита еще не означает, что с безопасностью в банке все хорошо - существует множество уловок, позволяющих проверяемой организации скрыть какие-то недочеты в своей системе защиты

Проверка выполнения требований стандарта PCI DSS осуществляется в рамках обязательной сертификации, требования к которой отличаются в зависимости от типа проверяемой компании - торгово-сервисное предприятие, принимающее платежные карты за оплату товаров и услуг, или поставщик услуг, оказывающий услуги торгово-сервисным предприятиям, банкам-эквайерам, эмитентам и т.п. (процессинговые центры, платежные шлюзы и т.п.). Такая оценка может осуществляться в разных формах:

  • ежегодные аудиторские проверки с помощью аккредитованных компаний, имеющих статус Qualified Security Assessors (QSA);
  • ежегодное проведение самооценки;
  • ежеквартальное сканирование сетей с помощью уполномоченных организаций, имеющих статус Approved Scanning Vendor (ASV).

Законодательство о персональных данных

Последний нормативный документ, также имеющий отношение к банковской индустрии и устанавливающий требования по оценке соответствия, - Федеральный закон «О персональных данных». Однако ни форма такого аудита, ни его периодичность, ни требования к организации, проводящей такой аудит, пока не установлены. Возможно, этот вопрос будет снят осенью 2012 года, когда выйдет очередная порция документов Правительства РФ, ФСТЭК и ФСБ, вводящих новые нормативы в области защиты персональных данных. Пока же банки могут спать спокойно и самостоятельно определять особенности аудита вопросов защиты персональных данных.
Контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных 19-й статьей 152-ФЗ, осуществляются ФСБ и ФСТЭК, но только для государственных информационных систем персональных данных. Контроль коммерческих организаций в области обеспечения информационной безопасности персональных данных пока осуществлять по закону некому. Чего не скажешь о вопросах защиты прав субъектов персональных данных, то есть клиентов, контрагентов и просто посетителей банка. Эту задачу взял на себя Роскомнадзор, который очень активно осуществляет свои надзорные функции и считает банки одними из злостных нарушителей закона о персональных данных.

Заключительные положения

Выше рассмотрены основные нормативные акты в области информационной безопасности, касающиеся кредитных организаций. Этих нормативных актов немало, и каждый из них устанавливает свои требования по проведению оценки соответствия в той или иной форме - от самооценки в виде заполнения опросных листов (PCI DSS) до прохождения обязательного аудита один раз в два года (382-П) или один раз в год (ISO 27001). Между этими самыми распространенными формами оценки соответствия существуют и другие - уведомления оператора платежной системы, ежеквартальные сканирования и т.п.

Стоит также помнить и понимать, что в стране до сих пор отсутствует единая система взглядов не только на государственное регулирование процессов аудита информационной безопасности организаций и систем информационных технологий, но и вообще саму тему аудита информационной безопасности. В Российской Федерации существует целый ряд ведомств и организаций (ФСТЭК, ФСБ, Банк России, Роскомнадзор, PCI SSC и т.п.), ответственных за информационную безопасность. И все они действуют на основании своих собственных нормативных документов и руководств. Разные подходы, разные стандарты, разные уровни зрелости… Все это мешает установлению единых правил игры. Картину портит и появление фирм-однодневок, которые в погоне за прибылью предлагают очень некачественные услуги в области оценки соответствия требованиям по информационной безопасности. И к лучшему ситуация вряд ли изменится. Раз есть потребность, то будут и желающие ее удовлетворить, в то время как на всех квалифицированных аудиторов просто не хватит. При небольшом их числе (показано в таблице) и длительности аудита от нескольких недель до нескольких месяцев очевидно, что потребности в аудите серьезно превышают возможности аудиторов.
В так и не принятой ФСТЭК «Концепции аудита информационной безопасности систем информационных технологий и организаций» была такая фраза: «в то же время в отсутствие необходимых национальных регуляторов такая деятельность /по нерегулируемому законодательством аудиту со стороны частных фирм/ может нанести непоправимый вред организациям». В заключение, авторы Концепции предлагали унифицировать подходы к аудиту и законодательно установить правила игры, включая правила аккредитации аудиторов, требования к их квалификации, процедуре проведения аудита и т.п., но воз и ныне там. Хотя, учитывая то внимание, которое отечественные регуляторы в области информационной безопасности (а у нас их 9) уделяют вопросам защиты информации (только за прошедший календарный год было принято или разработано 52 нормативных акта по вопросам информационной безопасности - один нормативный акт в неделю!), не исключаю, что к этой теме вскоре вновь вернутся.

СТАНДАРТЫ АУДИТА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В таких условиях, к сожалению, приходится признавать, что основная цель аудита информационной безопасности банка - повышение доверия к его деятельности - в России недостижима. У нас мало кто из клиентов банка обращает внимание на уровень его безопасности или на результаты проведенного в банке аудита. К аудиту у нас обращаются либо в случае выявления очень серьезного инцидента, приведшего к нанесению серьезного материального ущерба банку (или его акционерам и владельцам), либо в случае законодательных требований, которых у нас, как было показано выше, немало. И на ближайшие полгода требованием №1, ради которого стоит обратить свое внимание на аудит безопасности, является положение Банка России 382-П. Уже есть первые прецеденты запроса со стороны территориальных управлений ЦБ сведений об уровне защищенности банков и выполнении требований 382-П, а получаются эти сведения именно в результате внешнего аудита или проведенной самооценки. На второе место я бы поставил аудит выполнения требований закона «О персональных данных». Но проводить такой аудит стоит не раньше весны, когда будут выпущены все обещанные ФСТЭК и ФСБ документы и когда станет понятная судьба СТО БР ИББС. Тогда же можно будет поднять и вопрос проведения аудита соответствия требованиям СТО БР ИББС. Уже станет понятным не только будущее комплекса документов Банка России, но и его статус по отношению к похожему, но все-таки отличному 382-П, а также по-прежнему ли будет СТО БР ИББС покрывать вопросы защиты персональных данных.
Успешное прохождение аудита еще не означает, что с безопасностью в банке все хорошо - существует множество уловок, позволяющих проверяемой организации скрыть какие-то недочеты в своей системе защиты. Да и от квалификации и независимости аудиторов зависит очень многое. Опыт прошедших лет показывает, что даже в организациях, успешно прошедших аудит соответствия стандартам PCI DSS, ISO 27001 или СТО БР ИББС, бывают инциденты, и инциденты серьезные.

Результатом работы аудитора является составление аудиторского заключения. Для того чтобы иметь основания для выводов по основным направлениям аудиторской проверки, аудитор должен собрать соответствующие доказательства. Информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованием выводов аудитора и называется аудиторскими доказательствами. Собирая аудиторские доказательства, аудитор использует следующие методы:

1. Методы фактического контроля

а) инвентаризация;

б) контрольный обмер.

2. Методы документального контроля

а) формальная проверка;

б) арифметическая проверка;

в) проверка документов по существу.

3. Прочие методы

а) наблюдение;

в) экономический анализ.

Рассмотрим, насколько эффективен каждый из этих методов сбора аудиторских доказательств при проверке основных средств.

Инвентаризация проводится в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Сразу по прибытии в организацию аудитор должен уточнить дату проведения последней инвентаризации. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведение, что позволит более качественно провести последовательную проверку и уменьшить аудиторский риск. Аудитор может сам участвовать в проведении инвентаризации или ограничиться наблюдением за ее проведением. Рекомендуется убедиться в наличии наиболее дорогостоящих предметов. Часть имущества может отсутствовать, в этом случае надо проверить, по каким документам, кому и когда оно передано. При использовании работниками какого-либо имущества в домашних условиях стоимость этого имущества (компьютеров, принтеров) может рассматриваться в качестве налогооблагаемой базы (дохода) работников. В том случае, когда при проведении инвентаризации основных средств выясняется, что один из цехов проверяемого экономического субъекта занят иным хозяйствующим субъектом (признаков тому может быть несколько: весит вывеска с наименованием другого экономического субъекта; выпускается продукция, не соответствующая профилю проверяемого экономического субъекта и т.п.), а в составе доходов от внереализационных операций нет статьи “доходы от аренды”, то речь идет о “скрытой аренде” и уклонении от уплаты налогов. Аудитор может сделать вывод о нарушении клиентом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. Инвентаризация основных средств производится на основании “Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств” утв. Приказом МФ РФ от 13.06.95 № 49.

Метод контрольного обмера эффективен при проверке затрат на ремонт основных средств. Аудитор может произвести контрольный обмер объемов выполненных работ по ремонту непосредственно на объектах, что позволит дать объективную оценку фактических ремонтных работ и установить сумму необоснованно списанных материалов, а также сумму незаконно выплаченной заработной платы, если при попустительстве отдельных работников организации имело место завышение объемов выполненных работ.

При проведении формальной проверки документов аудитор визуально просматривает первичные документы по учету основных средств, инвентарные карточки, журналы-ордера, расчетные таблицы, форму №5, Главную книгу и др. Необходимо проверить соответствие документов типовым межведомственным формам, правильность заполнения всех реквизитов, наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр, подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц, инструкции о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности, карточек подписей должностных лиц.

Метод арифметической проверки предусматривает проверку правильности подсчетов, а также правильности составления алгоритмов расчетов при автоматизации бухгалтерского учета, проверку расчетов сумм амортизации, переоценки основных средств, правильности применения норм амортизации и коэффициентов пересчета. Также сверяются данные аналитических и синтетических счетов, журналов-ордеров, главной книги, баланса, приложения к балансу по ф. №5.

При проверке документов по существу рассматривается законность и целесообразность хозяйственной операции, правильность отнесения на счета и включения в статьи затрат. При реализации основных средств на сторону аудитору необходимо убедиться, что на это есть письменное разрешение руководителя. Если при проверке первичный документ вызывает сомнение, то необходимо получить письменное объяснение у лиц, ответственных за данную сделку, и сделать встречную проверку.

Наблюдение - получение общего представления о возможностях клиента на основании визуального наблюдения. Аудитор наблюдает за тем, как оформляется та или иная операция по учету движения основных средств, заполняются первичные документы и регистры синтетического учета. Однако операции по учету основных средств не так многообразны и часты, особенно на малых предприятиях, поэтому наблюдение как метод аудиторской проверки малоэффективен. Более полную информацию можно получить в результате документальной проверки, опроса сотрудников и экономического анализа.

Методом экономического анализа аудитор пользуется, как правило, при проверке бухгалтерской отчетности, где отражено состояние основных средств (ф.№1, ф.№5). Аудитор может сделать анализ использования организацией основных средств по времени и мощности с учетом специфики производственной деятельности организации, а так же эффективность капиталовложений.

Опрос - получение устной или письменной информации от клиента. Опрос или беседа должны быть проведены со всеми сотрудниками, принимающими участие в учете основных средств и заполнении отчетности. Для того чтобы беседа дала аудитору результаты, она, как и все прочие аудиторские процедуры, должна быть тщательно спланирована. Для этого аудитор составляет заранее вопросник, который включает в себя перечень вопросов, которые аудитор планирует задать сотрудникам организации с вариантами ответов. Вопросник распечатывается в нужном количестве экземпляров, соответствующем составу опрашиваемых специалистов. На каждом экземпляре вопросника проставляется должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа. По результатам опроса аудитор делает пометки напротив выбранных сотрудниками вариантов ответа и делает вывод о состоянии дисциплины в организации учета основных средств и определяет степень аудиторского риска и глубину последующих процедур по проверке правильности учета основных средств.