Аудит безопасности информационных систем. Законодательство о персональных данных. Постановочные цели и задачи

В современном мире информационные системы (ИС) играют ключевую роль в обеспечении эффективности работы коммерческих и государственных организаций. ИС используются для хранения, обработки и передачи информации. С каждым днем растет число внешних и внутренних угроз информационной безопасности (ИБ), которые могут привести к значительным финансовым и репутационным потерям.

Аудит информационной безопасности (ИБ) – крайне важный процесс, позволяющий получить объективную информацию о текущем состоянии средств обеспечения ИБ на предприятии, оценить степень защищенности данных и ИТ-систем, их соответствие определенным требованиям и критериям. Аудит ИБ проводится как в качестве первого этапа при внедрении решений по защите информации, так и в ряде случаев вне проекта, когда требуется получить независимую оценку реальной защищенности систем. Проведение аудита дает возможность заранее выявить угрозы и проблемы, чтобы в дальнейшем определить методы их устранения, позволяет существенно повысить уровень безопасности и соответствие средств защиты реальным потребностям бизнеса. Так, по мнению специалистов, проведение внеплановых аудитов позволяет сэкономить до 20% временных и 15% материальных ресурсов на обеспечение ИБ, определяя точки приложения усилий и оптимальные пути решения.

Исходя из целеполагания, «АСТ» предоставляет услуги по проведению трех основных видов аудита информационной безопасности:

  • Экспертный аудит, в рамках которого проводится оценка текущего состояния систем и средств защиты, выявление недостатков и уязвимостей.
  • Аудит соответствия требованиям, в рамках которого оценивается соответствие средств защиты требуемым международным и отраслевым стандартам.
  • Тестирование на проникновение, в ходе которого моделируются действия злоумышленника, направленные на проведение успешной атаки. Цель такого аудита – повышение защищенности за счет выявления и последующего устранения реальных векторов атак.

Аудит осуществляется в несколько этапов:

  1. Определение задач проекта. Собирается исходная информация о защищаемых объектах, информации и критериях оценки, проводятся организационные действия по подготовке к аудиту.
  2. Согласование условий и границ проведения тестирования на проникновение (внешнее/внутреннее, whitebox/blackbox, сроки/время, границы погружения и прочие важные параметры)
  3. Обследование и обработка результатов. Проводится сбор всего комплекса данных о ресурсах, системах средствах защиты, организационных мерах в области ИБ и т.п. По результатам вырабатывается консолидированная отчетность, ложащаяся в основы проведения анализа рисков, анализ соответствия требованиям и разработки рекомендаций.
  4. Проведение ручного тестирования на проникновение.
  5. Анализ рисков. Комплексная процедура оценки уровня защищенности информационных систем, учитывающая как предоставленную информацию, так и результаты тестирования на проникновение (актуальные вектора атак). Процедурой предусмотрены разработка модели угроз и модели нарушителей.
  6. Анализ соответствия стандартам и требованиям стандартов и нормативной документации. В результате соответствие либо подтверждается, либо на этапе разработки рекомендаций определяются пути доводки систем ИБ до требуемого уровня защищенности.
  7. Разработка рекомендаций. В их основу ложится весь комплекс полученной в результате обследования информации, аналитики и выводов. Рекомендации охватывают весь комплекс необходимых организационных и технических мер для обеспечения требуемого уровня обеспечения ИБ.

Объектами аудита ИБ могут выступать как отдельные компоненты ИТ-систем и инфраструктуры компании, так и весь комплекс ИТ-решений, содержащих информацию, которая подлежит защите.

Многие бизнесмены пытаются сохранить секрет своей фирмы в тайне. Так как на дворе век высоких технологий, сделать это достаточно сложно. Практически все пытаются обезопасить себя от утечки корпоративной и личной информации, однако не секрет, что профессионалу не составит труда узнать необходимые данные. На данный момент существует достаточно много методов, ограждающих от подобных атак. Но чтобы проверить эффективность работы подобной охранной системы, необходимо проведение аудита информационной безопасности.

Что такое аудит?

Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит включает в себя различные методы и способы, а также практическое выполнение проверок. В отношении информационной безопасности предприятия он представляет собой независимую оценку состояния системы, а также уровень её соответствия установленным требованиям. Экспертизы проводятся относительно бухгалтерской и налоговой отчетности, экономического обеспечения и финансово-хозяйственной деятельности.

Для чего нужна такая проверка?

Некоторые считают такую деятельность пустой тратой средств. Однако, своевременно определив проблемы в этом секторе, можно предупредить еще большие экономические потери. Цели аудита информационной безопасности заключаются в следующем:

  • определение уровня защиты и доведение его до необходимого;
  • урегулирование финансового вопроса в плане обеспечения конфиденциальности организации;
  • демонстрация целесообразности вложений в данный сектор;
  • получение максимальной выгоды от затрат на безопасность;
  • подтверждение эффективности внутренних сил, средств контроля и их отражение на ведении предпринимательской деятельности.

Как производится проверка информационной безопасности на предприятии?

Комплексный аудит информационной безопасности проходит в несколько этапов. Процесс делится на организационный и инструментарный. В рамках обеих частей комплекса происходит исследование защищенности корпоративной информационной системы заказчика, а затем - определение соответствия установленным нормам и требованиям. Проведение аудита информационной безопасности разделяется на следующие стадии:

  1. Определение требований заказчика и выполняемого объема работ.
  2. Изучение необходимых материалов и вынесение выводов.
  3. Анализ возможных рисков.
  4. Экспертное заключение по проделанной работе и вынесение соответствующего вердикта.


Что входит в первый этап аудита информационной безопасности?

Программа аудита информационной безопасности начинается именно с уточнения объема работ, которые требуются заказчику. Клиент выражает свое мнение и цель, преследуя которую он и обратился для проведения экспертной оценки.

На данной стадии уже начинается проверка общих данных, которые предоставляет заказчик. Ему описывают методы, которые будут использованы, и планирующийся комплекс мероприятий.

Главной задачей на данном этапе является постановка конкретной цели. Клиент и организация, проводящая аудит, должны понимать друг друга, сойтись в едином мнении. После формируется комиссия, в состав которой подбираются соответствующие специалисты. С заказчиком отдельно согласовывается также требуемое техническое задание.

Казалось бы, данное мероприятие должно лишь в общих чертах обрисовать состояние системы, защищающей от информационных атак. Но конечные результаты проверки могут быть разными. Одних интересует полная информация о работе защитных средств фирмы заказчика, а других - лишь эффективность работы отдельных информационно-технологических линий. Именно от требований и зависит выбор методов и средств проведения оценки. Постановка цели влияет и на дальнейший ход работы экспертной комиссии.

Кстати, рабочая группа состоит из специалистов двух организаций - фирмы, исполняющей аудит, и сотрудников проверяемой организации. Ведь именно последние, как никто другой, знают тонкости своего учреждения и могут предоставить всю необходимую для комплексной оценки информацию. Также они проводят своеобразный контроль работы сотрудников фирмы-исполнителя. Их мнение учитывается и при вынесении результатов проверки.

Эксперты фирмы, проводящей аудит информационной безопасности предприятия, занимаются исследованием предметных областей. Они, имея соответствующий квалификационный уровень, а также независимое и непредвзятое мнение, способны с большей точностью оценить состояние работы защитных средств. Эксперты ведут свою деятельность согласно намеченному плану работ и поставленным задачам. Они разрабатывают технические процессы и согласуют между собой полученные результаты.

Техническое задание четко фиксирует цели работы компании-аудитора, определяет методы его осуществления. В нем прописаны также сроки проведения проверки, возможно даже, что каждый этап будет иметь свой период.

На этой стадии происходит налаживание контакта и со службой безопасности проверяемого учреждения. Фирма-аудитор дает обязательство о неразглашении полученных результатов проверки.

Как происходит реализация второго этапа?

Аудит информационной безопасности предприятия на второй стадии представляет собой развернутый сбор необходимой для оценки информации. Для начала рассматривается общий комплекс мер, которые направлены на реализацию политики конфиденциальности.

Так как сейчас большая часть данных дублируется в электронном варианте или вообще свою деятельность фирма осуществляет лишь при помощи информационных технологий, то под проверку попадают и программные средства. Анализируется и обеспечение физической безопасности.

На этом этапе специалисты занимаются тем, что рассматривают и оценивают то, как происходит обеспечение и аудит информационной безопасности внутри учреждения. Для этого анализу поддается организация работы системы защиты, а также технические возможности и условия её обеспечения. Последнему пункту уделяется особое внимание, так как мошенники чаще всего находят пробоины в защите именно через техническую часть. По этой причине отдельно рассматриваются следующие моменты:

  • структура программного обеспечения;
  • конфигурация серверов и сетевых устройств;
  • механизмы обеспечения конфиденциальности.

Аудит информационной безопасности предприятия на этом этапе завершается подведением итогов и выражением результатов о проделанной работе в форме отчета. Именно документально оформленные выводы ложатся в основу реализации следующих стадий аудита.

Как анализируются возможные риски?

Аудит информационной безопасности организаций проводится также с целью выявления реальных угроз и их последствий. По окончании этого этапа должен сформироваться перечень мероприятий, которые позволят избежать или хотя бы минимизировать возможность информационных атак.

Чтобы предотвратить нарушения, касающиеся конфиденциальности, необходимо проанализировать отчет, полученный в конце предыдущего этапа. Благодаря этому можно определить, возможно ли реальное вторжение в пространство фирмы. Выносится вердикт о надежности и работоспособности действующих технических защитных средств.

Так как все организации имеют различные направления работы, то и перечень требований к безопасности не может быть идентичен. Для проверяемого учреждения разрабатывается список в индивидуальном порядке.

На этом этапе также определяются слабые места, клиенту предоставляются данные о потенциальных злоумышленниках и нависающих угрозах. Последнее необходимо для того, чтобы знать, с какой стороны ждать подвоха, и уделить этому больше внимания.

Заказчику также важно знать, насколько действенными окажутся нововведения и результаты работы экспертной комиссии.

Анализ возможных рисков преследует следующие цели:

  • классификация источников информации;
  • определение уязвимых моментов рабочего процесса;
  • составление прототипа возможного мошенника.

Анализ и аудит позволяют определить, насколько возможна успешность информационных атак. Для этого оценивается критичность слабых мест и способы пользования ими в незаконных целях.

В чем заключается последний этап аудита?

Завершающая стадия характеризуется письменным оформлением результатов работы. Документ, который получается на выходе, называется аудиторским отчетом. Он закрепляет вывод об общем уровне защищенности проверяемой фирмы. Отдельно идет описание эффективности работы информационно-технологической системы в отношении безопасности. Отчет дает указания и о потенциальных угрозах, описывает модель возможного злоумышленника. Также в нем прописываются возможности несанкционированного вторжения за счет внутренних и внешних факторов.

Стандарты аудита информационной безопасности предусматривают не только оценку состояния, но и дачу рекомендаций экспертной комиссии на проведение необходимых мероприятий. Именно специалисты, которые провели комплексную работу, проанализировали информационную инфраструктуру, могут сказать, что необходимо делать для того, чтобы защититься от кражи информации. Они укажут на те места, которые нужно усилить. Эксперты дают указания и в отношении технологического обеспечения, то есть оборудования, серверов и межсетевых экранов.

Рекомендации представляют собой те изменения, которые необходимо произвести в конфигурации сетевых устройств и серверов. Возможно, указания будут касаться непосредственно выбранных методов обеспечения безопасности. Если это потребуется, то эксперты пропишут комплекс мер, направленных на дополнительное усиление механизмов, обеспечивающих защиту.

В компании также должна быть проведена специальная разъяснительная работа, выработана политика, направленная на конфиденциальность. Возможно, должны быть проведены реформы в отношении службы безопасности. Немаловажным моментом является и нормативно-техническая база, которая обязана закреплять положения о безопасности фирмы. Коллектив необходимо проинструктировать должным образом. Между всеми работниками делятся сферы влияния и возлагаемая ответственность. Если это целесообразно, то лучше провести курс для повышения образованности коллектива в отношении информационной безопасности.

Какие существуют виды аудита?

Аудит информационной безопасности предприятия может иметь два вида. В зависимости от источника осуществления данного процесса можно выделить следующие типы:

  1. Внешняя форма. Она отличается тем, что имеет одноразовый характер. Второй её особенностью является то, что производится она посредством независимых и непредвзятых экспертов. Если она носит рекомендательный характер, то производится по заказу владельца учреждения. В некоторых случаях проведение внешнего аудита обязательно. Это может быть обусловлено типом организации, а также чрезвычайными обстоятельствами. В последнем случае инициаторами подобной проверки, как правило, становятся правоохранительные органы.
  2. Внутренняя форма. Она основывается на специализированном положении, которое прописывает ведение аудита. Внутренний аудит информационной безопасности необходим для того, чтобы постоянно проводить мониторинг системы и выявлять уязвимые места. Он представляет собой перечень мероприятий, которые проводятся в установленный период времени. Для этой работы чаще всего учрежден специальный отдел или уполномоченный сотрудник. Он проводит диагностику состояния защитных средств.

Как проводится активный аудит?

В зависимости от того, какую цель преследует заказчик, избираются и методы аудита информационной безопасности. Одним из самых распространенных способов исследования уровня защищенности является активный аудит. Он представляет собой постановку реальной хакерской атаки.

Плюсом такого метода является то, что он позволяет максимально реалистично смоделировать возможность угрозы. Благодаря активному аудиту можно понять, как будет развиваться аналогичная ситуация в жизни. Такой способ еще именуют инструментальным анализом защищенности.

Суть активного аудита заключается в осуществлении (с помощью специального программного обеспечения) попытки несанкционированного вторжения в информационную систему. При этом защитные средства должны находиться в состоянии полной готовности. Благодаря этому возможно оценить их работу в подобном случае. Человеку, который осуществляет искусственную хакерскую атаку, предоставляется минимум информации. Это необходимо для того, чтобы воссоздать максимально реалистичные условия.

Систему пытаются подвергнуть как можно большему количеству атак. Применяя разные методы, можно оценить те способы взлома, которым система наиболее подвержена. Это, конечно, зависит от квалификации специалиста, проводящего данную работу. Но его действия не должны носить какого-либо деструктивного характера.

В конечном итоге эксперт формирует отчет о слабых местах системы и сведениях, которые являются наиболее доступными. Он также предоставляет рекомендации по возможной модернизации, которая должна гарантировать повышение защищенности до должного уровня.

В чем заключается экспертный аудит?

Чтобы определить соответствие фирмы установленным требованиям, также проводится аудит информационной безопасности. Пример такой задачи можно увидеть в экспертном методе. Он заключается в сравнительной оценке с исходными данными.

Та самая идеальная работа средств защиты может основываться на различных источниках. Предъявлять требования и ставить задачи может и сам клиент. Руководитель фирмы, возможно, желает знать, насколько далеко находится уровень безопасности его организации от желаемого.

Прототипом, относительно которого будет проведена сравнительная оценка, могут быть и общепризнанные мировые стандарты.

Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности», у фирмы-исполнителя достаточно полномочий для того, чтобы произвести сбор соответствующей информации и сделать вывод о достаточности существующих мер по обеспечении информационной безопасности. Оценивается также непротиворечивость нормативных документов и действий сотрудников в отношении работы средств защиты.

В чем заключается проверка на соответствие стандартам?

Данный вид очень схож с предыдущим, так как его сутью также является сравнительная оценка. Но только в этом случае идеальным прототипом является не абстрактное понятие, а четкие требования, закрепленные в нормативно-технической документации и стандартах. Однако тут также определяется степень соответствия уровню, заданному политикой конфиденциальности компании. Без соответствия этому моменту нельзя говорить о дальнейшей работе.

Чаще всего подобный вид аудита необходим для сертификации действующей на предприятии системы по обеспечению безопасности. Для этого необходимо мнение независимого эксперта. Тут важен не только уровень защиты, но и его удовлетворенность признанными стандартами качества.

Таким образом, можно сделать вывод, что для проведения подобного рода процедуры нужно определиться с исполнителем, а также выделить круг целей и задач исходя из собственных потребностей и возможностей.

В статье обобщается практика проведения аудита безопасности информационных систем (ИС), дается понятие аудита безопасности, рассматриваются цели его проведения, применяемые методы и этапы выполнения работ, методы анализа и управления рисками, используемые аудиторами, и средства их реализации, действующие стандарты и системы сертификации ИС, в рамках которых проводится аудит безопасности.

Александр Астахов, CISA, 2002

Эпиграф

  • Содействовать приведению информационных систем в соответствие с принятыми стандартами и руководствами;
  • Осуществлять свою деятельность в соответствии со стандартами в области аудита информационных систем, принятыми ISACA;
  • Действовать в интересах работодателей, акционеров, клиентов и общества в старательной, лояльной и честной манере;
  • Сознательно не принимать участия в незаконной, либо недобросовестной деятельности;
  • Соблюдать конфиденциальность информации, полученной при выполнении своих должностных обязанностей;
  • Не использовать конфиденциальную информацию для получения личной выгоды и не передавать ее третьим лицам без разрешения ее владельца;
  • Выполнять свои должностные обязанности, оставаясь независимым и объективным;
  • Избегать деятельности, которая ставит по угрозу независимость аудитора;
  • Поддерживать на должном уровне свою компетентность в областях знаний, связанных с проведением аудита информационных систем, принимая участие в профессиональных мероприятиях;
  • Проявлять старательность при получении и документировании фактографических материалов, на которых базируются выводы и рекомендации аудитора;
  • Информировать все заинтересованные стороны о результатах проведения аудита;
  • Способствовать повышению осведомленности руководства организаций, клиентов и общества в вопросах, связанных с проведением аудита информационных систем;
  • Соответствовать высоким этическим стандартам в профессиональной и личной деятельности;
  • Совершенствовать свои личностные качества.

Этический кодекс аудитора информационных систем
(ISACA Code of Professional Ethics)

Понятие аудита безопасности и цели его проведения

Аудит представляет собой независимую экспертизу отдельных областей функционирования организации. Различают внешний и внутренний аудит. Внешний аудит – это, как правило, разовое мероприятие, проводимое по инициативе руководства организации или акционеров. Рекомендуется проводить внешний аудит регулярно, а, например, для многих финансовых организаций и акционерных обществ это является обязательным требованием. Внутренний аудит представляет собой непрерывную деятельность, которая осуществляется на основании «Положения о внутреннем аудите» и в соответствии с планом, подготовка которого осуществляется подразделением внутреннего аудита и утверждается руководством организации. Аудит безопасности информационных систем является одной из составляющих ИТ аудита. Целями проведения аудита безопасности являются:

    анализ рисков, связанных с возможностью осуществления угроз безопасности в отношении ресурсов ИС

Примечание:

Пожалуй, этим и исчерпывается набор целей проведения аудита безопасности, но только в том случае, если речь идет о внешнем аудите. В число дополнительных задач, стоящих перед внутренним аудитором, помимо оказания помощи внешним аудиторам, могут также входить:

  • разработка политик безопасности и других организационно-распорядительных документом по защите информации и участие в их внедрении в работу организации;
  • постановка задач для ИТ персонала, касающихся обеспечения защиты информации;
  • участие в обучении пользователей и обслуживающего персонала ИС вопросам обеспечения информационной безопасности;
  • участие в разборе инцидентов, связанных с нарушением информационной безопасности;
  • и другие.

Необходимо отметить, что все перечисленные выше «дополнительные» задачи, стоящие перед внутренним аудитором, за исключением участия в обучении, по существу аудитом не являются. Аудитор по определению должен осуществлять независимую экспертизу реализации механизмов безопасности в организации, что является одним из основных принципов аудиторской деятельности. Если аудитор принимает деятельное участие в реализации механизмов безопасности, то независимость аудитора утрачивается, а вместе с ней утрачивается и объективность его суждений, т. к. аудитор не может осуществлять независимый и объективных контроль своей собственной деятельности. Однако, на практике, внутренний аудитор, порой, являясь наиболее компетентным специалистом в организации в вопросах обеспечения информационной безопасности, не может оставаться в стороне от реализации механизмов защиты. (А если он таким специалистам не является, то какая от него может быть практическая польза?) К тому же почти всегда существует дефицит квалифицированных кадров именно в этой области.

По крайней мере, деятельное участие во внедрении той же подсистемы аудита безопасности, которая смогла бы предоставлять аудитору исходные данные для анализа текущей ситуации, он принять может и должен. Конечно, в этом случае, аудитор уже не сможет объективно оценить реализацию этот подсистемы и она естественным образом выпадает из плана проведения аудита. Точно также, внутренний аудитор может принять деятельное участие в разработке политик безопасности, предоставив возможность оценивать качество этих документов внешним аудиторам.

Этапность работ по проведению аудита безопасности информационных систем

Работы по аудиту безопасности ИС включают в себя ряд последовательных этапов, которые в целом соответствуют этапам проведения комплексного ИТ аудита АС, который включает в себя следующее:

  • Сбор информации аудита
  • Анализ данных аудита
  • Выработка рекомендаций
  • Подготовка аудиторского отчета

Инициирование процедуры аудита

Аудит проводится не по инициативе аудитора, а по инициативе руководства компании, которое в данном вопросе является основной заинтересованной стороной. Поддержка руководства компании является необходимым условием для проведения аудита.

Аудит представляет собой комплекс мероприятий, в которых помимо самого аудитора, оказываются задействованными представители большинства структурных подразделений компании. Действия всех участников этого процесса должны быть скоординированы. Поэтому на этапе инициирования процедуры аудита должны быть решены следующие организационные вопросы:

  • права и обязанности аудитора должны быть четко определены и документально закреплены в его должностных инструкциях, а также в положении о внутреннем (внешнем) аудите;
  • аудитором должен быть подготовлен и согласован с руководством план проведения аудита;
  • в положении о внутреннем аудите должно быть закреплено, в частности, что сотрудники компании обязаны оказывать содействие аудитору и предоставлять всю необходимую для проведения аудита информацию.

На этапе инициирования процедуры аудита должны быть определены границы проведения обследования. Одни информационные подсистемы компании не являются достаточно критичными и их можно исключить из границ проведения обследования. Другие подсистемы могут оказаться недоступными для аудита из-за соображений конфиденциальности.

Границы проведения обследования определяются в следующих терминах:

  • Список обследуемых физических, программных и информационных ресурсов;
  • Площадки (помещения), попадающие в границы обследования;
  • Основные виды угроз безопасности, рассматриваемые при проведении аудита;
  • Организационные (законодательные, административные и процедурные), физические, программно-технические и прочие аспекты обеспечения безопасности, которые необходимо учесть в ходе проведения обследования, и их приоритеты (в каком объеме они должны быть учтены).

План и границы проведения аудита обсуждается на рабочем собрании, в котором участвуют аудиторы, руководство компании и руководители структурных подразделений.

Сбор информации аудита

Этап сбора информации аудита, является наиболее сложным и длительным. Это связано с отсутствием необходимой документации на информационную систему и с необходимостью плотного взаимодействия аудитора со многими должностными лицами организации.

Компетентные выводы относительно положения дел в компании с информационной безопасностью могут быть сделаны аудитором только при условии наличия всех необходимых исходных данных для анализа. Получение информации об организации, функционировании и текущем состоянии ИС осуществляется аудитором в ходе специально организованных интервью с ответственными лицами компании, путем изучения технической и организационно-распорядительной документации, а также исследования ИС с использованием специализированного программного инструментария. Остановимся на том, какая информация необходима аудитору для анализа.

Обеспечение информационной безопасности организации – это комплексный процесс, требующий четкой организации и дисциплины. Он должен начинаться с определения ролей и распределения ответственности среди должностных лиц, занимающихся информационной безопасностью. Поэтому первый пункт аудиторского обследования начинается с получения информации об организационной структуре пользователей ИС и обслуживающих подразделений. В связи с этим аудитору требуется следующая документация:

  • Схема организационной структуры пользователей;
  • Схема организационной структуры обслуживающих подразделений.

Обычно, в ходе интервью аудитор задает опрашиваемым следующие вопросы:

  • Кто является владельцем информации?
  • Кто является пользователем (потребителем) информации?
  • Кто является провайдером услуг?

Назначение и принципы функционирования ИС во многом определяют существующие риски и требования безопасности, предъявляемые к системе. Поэтому на следующем этапе аудитора интересует информация о назначении и функционировании ИС. Аудитор задает опрашиваемым примерно следующие вопросы:

  • Какие услуги и каким образом предоставляются конечным пользователям?
  • Какие основные виды приложений, функционирует в ИС?
  • Количество и виды пользователей, использующих эти приложения?

Ему понадобиться также следующая документация, конечно, если таковая вообще имеется в наличие (что, вообще говоря, случается нечасто):

  • Функциональные схемы;
  • Описание автоматизированных функций;
  • Описание основных технических решений;
  • Другая проектная и рабочая документация на информационную систему.

Далее, аудитору требуется более детальная информация о структуре ИС. Это позволит уяснить, каким образом осуществляется распределение механизмов безопасности по структурным элементам и уровням функционирования ИС. Типовые вопросы, которые обсуждаются в связи с этим во время интервью, включают в себя:

  • Из каких компонентов (подсистем) состоит ИС?
  • Функциональность отдельных компонент?
  • Где проходят границы системы?
  • Какие точки входа имеются?
  • Как ИС взаимодействует с другими системами?
  • Какие каналы связи используются для взаимодействия с другими ИС?
  • Какие каналы связи используются для взаимодействия между компонентами системы?
  • По каким протоколам осуществляется взаимодействие?
  • Какие программно-технические платформы используются при построении системы?

На этом этапе аудитору необходимо запастись следующей документацией:

  • Структурная схема ИС;
  • Схема информационных потоков;
  • Описание структуры комплекса технических средств информационной системы;
  • Описание структуры программного обеспечения;
  • Описание структуры информационного обеспечения;
  • Размещение компонентов информационной системы.

Подготовка значительной части документации на ИС, обычно, осуществляется уже в процессе проведения аудита. Когда все необходимые данные по ИС, включая документацию, подготовлены, можно переходить к их анализу.

Анализ данных аудита

Используемые аудиторами методы анализа данных определяются выбранными подходами к проведению аудита, которые могут существенно различаться.

Первый подход, самый сложный, базируется на анализе рисков. Опираясь на методы анализа рисков, аудитор определяет для обследуемой ИС индивидуальный набор требований безопасности, в наибольшей степени учитывающий особенности данной ИС, среды ее функционирования и существующие в данной среде угрозы безопасности. Данный подход является наиболее трудоемким и требует наивысшей квалификации аудитора. На качество результатов аудита, в этом случае, сильно влияет используемая методология анализа и управления рисками и ее применимость к данному типу ИС.

Второй подход, самый практичный, опирается на использование стандартов информационной безопасности. Стандарты определяют базовый набор требований безопасности для широкого класса ИС, который формируется в результате обобщения мировой практики. Стандарты могут определять разные наборы требований безопасности, в зависимости от уровня защищенности ИС, который требуется обеспечить, ее принадлежности (коммерческая организация, либо государственное учреждение), а также назначения (финансы, промышленности, связь и т.п.). От аудитора в данном случае требуется правильно определить набор требований стандарта, соответствие которым требуется обеспечить для данной ИС. Необходима также методика, позволяющая оценить это соответствие. Из-за своей простоты (стандартный набор требований для проведения аудита уже заранее определен стандартом) и надежности (стандарт - есть стандарт и его требования никто не попытается оспорить), описанный подход наиболее распространен на практике (особенно при проведении внешнего аудита). Он позволяет при минимальных затратах ресурсов делать обоснованные выводы о состоянии ИС.

Третий подход, наиболее эффективный, предполагает комбинирование первых двух. Базовый набор требований безопасности, предъявляемых к ИС, определяется стандартом. Дополнительные требования, в максимальной степени учитывающие особенности функционирования данной ИС, формируются на основе анализа рисков. Этот подход является намного проще первого, т.к. большая часть требований безопасности уже определена стандартом, и, в то же время, он лишен недостатка второго подхода, заключающего в том, что требования стандарта могут не учитывать специфики обследуемой ИС.

В чем заключается анализ рисков и управление рисками?

Анализ рисков - это то, с чего должно начинаться построение любой системы информационной безопасности. Он включает в себя мероприятия по обследованию безопасности ИС, с целью определения того какие ресурсы и от каких угроз надо защищать, а также в какой степени те или иные ресурсы нуждаются в защите. Определение набора адекватных контрмер осуществляется в ходе управления рисками. Риск определяется вероятностью причинения ущерба и величиной ущерба, наносимого ресурсам ИС, в случае осуществления угрозы безопасности.

Анализ рисков состоит в том, чтобы выявить существующие риски и оценить их величину (дать им качественную, либо количественную оценку). Процесс анализа рисков можно разделить на несколько последовательных этапов:

  • Идентификация ключевых ресурсов ИС;
  • Определение важности тех или иных ресурсов для организации;
  • Идентификация существующих угроз безопасности и уязвимостей, делающих возможным осуществление угроз;
  • Вычисление рисков, связанных с осуществлением угроз безопасности.

Ресурсы ИС можно разделить на следующие категории:

  • Информационные ресурсы;
  • Программное обеспечение;
  • Технические средства (серверы, рабочие станции, активное сетевое оборудование и т. п.);
  • Людские ресурсы.

В каждой категории ресурсы делятся на классы и подклассы. Необходимо идентифицировать только те ресурсы, которые определяют функциональность ИС и существенны с точки зрения обеспечения безопасности.

Важность (или стоимость) ресурса определяется величиной ущерба, наносимого в случае нарушения конфиденциальности, целостности или доступности этого ресурса. Обычно рассматриваются следующие виды ущерба:

  • Данные были раскрыты, изменены, удалены или стали недоступны;
  • Аппаратура была повреждена или разрушена;
  • Нарушена целостность программного обеспечения.

Ущерб может быть нанесен организации в результате успешного осуществления следующих видов угроз безопасности:

  • локальные и удаленные атаки на ресурсы ИС;
  • стихийные бедствия;
  • ошибки, либо умышленные действия персонала ИС;
  • сбои в работе ИС, вызванные ошибками в программном обеспечении или неисправностями аппаратуры.

Под уязвимостями обычно понимают свойства ИС, делающие возможным успешное осуществление угроз безопасности.

Величина риска определяется на основе стоимости ресурса, вероятности осуществления угрозы и величины уязвимости по следующей формуле:

Риск = (стоимость ресурса * вероятность угрозы) / величина уязвимости

Задача управления рисками заключается в выборе обоснованного набора контрмер, позволяющих снизить уровни рисков до приемлемой величины. Стоимость реализации контрмер должна быть меньше величины возможного ущерба. Разница между стоимостью реализации контрмер и величиной возможного ущерба должна быть обратно пропорциональна вероятности причинения ущерба.

Использование методов анализа рисков

Если для проведения аудита безопасности выбран подход, базирующийся на анализе рисков, то на этапе анализа данных аудита обычно выполняются следующие группы задач:

  • Анализ ресурсов ИС, включая информационные ресурсы, программные и технические средства, а также людские ресурсы
  • Анализ групп задач, решаемых системой, и бизнес процессов
  • Построение (неформальной) модели ресурсов ИС, определяющей взаимосвязи между информационными, программными, техническими и людскими ресурсами, их взаимное расположение и способы взаимодействия
  • Оценка критичности информационных ресурсов, а также программных и технических средств
  • Определение критичности ресурсов с учетом их взаимозависимостей
  • Определение наиболее вероятных угроз безопасности в отношении ресурсов ИС и уязвимостей защиты, делающих возможным осуществление этих угроз
  • Оценка вероятности осуществления угроз, величины уязвимостей и ущерба, наносимого организации в случае успешного осуществления угроз
  • Определение величины рисков для каждой тройки: угроза – группа ресурсов – уязвимость
  • Перечисленный набор задач, является достаточно общим. Для их решения могут использоваться различные формальные и неформальные, количественные и качественные, ручные и автоматизированные методики анализа рисков. Суть подхода от этого не меняется.

Оценка рисков может даваться с использованием различных как качественных, так и количественных шкал. Главное, чтобы существующие риски были правильно идентифицированы и проранжированы в соответствии со степенью их критичности для организации. На основе такого анализа может быть разработана система первоочередных мероприятий по уменьшению величины рисков до приемлемого уровня.

Оценка соответствия требованиям стандарта

В случае проведения аудита безопасности на соответствие требованиям стандарта, аудитор, полагаясь на свой опыт, оценивает применимость требований стандарта к обследуемой ИС и ее соответствие этим требованиям. Данные о соответствии различных областей функционирования ИС требованиям стандарта, обычно, представляются в табличной форме. Из таблицы видно, какие требования безопасности в системе не реализованы. Исходя из этого, делаются выводы о соответствии обследуемой ИС требованиям стандарта и даются рекомендации по реализации в системе механизмов безопасности, позволяющих обеспечить такое соответствие.

Рекомендации, выдаваемые аудитором по результатам анализа состояния ИС, определяются используемым подходом, особенностями обследуемой ИС, состоянием дел с информационной безопасностью и степенью детализации, используемой при проведении аудита.

В любом случае, рекомендации аудитора должны быть конкретными и применимыми к данной ИС, экономически обоснованными, аргументированными (подкрепленными результатами анализа) и отсортированными по степени важности. При этом мероприятия по обеспечению защиты организационного уровня практически всегда имеют приоритет над конкретными программно-техническими методами защиты.

В то же время, наивно ожидать от аудитора, в качестве результата проведения аудита, выдачи технического проекта подсистемы информационной безопасности, либо детальных рекомендаций по внедрению конкретных программно технических средств защиты информации. Это требует более детальной проработки конкретных вопросов организации защиты, хотя, внутренние аудиторы могут принимать в этих работах самое активное участие.

Подготовка отчетных документов

Аудиторский отчет является основным результатом проведения аудита. Его качество характеризует качество работы аудитора. Структура отчета может существенно различаться в зависимости от характера и целей проводимого аудита. Однако определенные разделы должны обязательно присутствовать в аудиторском отчете. Он должен, по крайней мере, содержать описание целей проведения аудита, характеристику обследуемой ИС, указание границ проведения аудита и используемых методов, результаты анализа данных аудита, выводы, обобщающие эти результаты и содержащие оценку уровня защищенности АС или соответствие ее требованиям стандартов, и, конечно, рекомендации аудитора по устранению существующих недостатков и совершенствованию системы защиты.

Для примера, приведем образец структуры аудиторского отчета по результатам анализа рисков, связанных с осуществлением угроз безопасности в отношении обследуемой ИС.

Структура отчета по результатам аудита безопасности ИС и анализу рисков

1. Вводная часть

  • 1.1 Введение
  • 1.2 Цели и задачи проведения аудита
  • 1.3 Описание ИС
  • 1.3.1 Назначение и основные функции системы
  • 1.3.2 Группы задач, решаемых в системе
  • 1.3.3 Классификация пользователей ИС
  • 1.3.4 Организационная структура обслуживающего персонала ИС
  • 1.3.5 Структура и состав комплекса программно-технических средств ИС
  • 1.3.6 Виды информационных ресурсов, хранимых и обрабатываемых в системе
  • 1.3.7 Структура информационных потоков
  • 1.3.8 Характеристика каналов взаимодействия с другими системами и точек входа
  • 1.4 Границы проведения аудита
  • 1.4.1 Компоненты и подсистемы ИС, попадающие в границы проведения аудита
  • 1.4.2 Размещение комплекса программно-технических средств ИС по площадкам (помещениям)
  • 1.4.3 Основные классы угроз безопасности, рассматриваемых в ходе проведения аудита
  • 1.5 Методика проведения аудита
  • 1.5.1 Методика анализа рисков
  • 1.5.2 Исходные данные
  • 1.5.3 Этапность работ
  • 1.6 Структура документ

2. Оценка критичности ресурсов ИС

  • 2.1 Критерии оценки величины возможного ущерба, связанного с осуществлением угроз безопасности
  • 2.2 Оценка критичности информационных ресурсов
  • 2.2.1 Классификация информационных ресурсов
  • 2.2.2 Оценка критичности по группам информационных ресурсов
  • 2.3 Оценка критичности технических средств
  • 2.4 Оценка критичности программных средств
  • 2.5 Модель ресурсов ИС, описывающая распределение ресурсов по группам задач

3. Анализ рисков, связанных с осуществлением угроз безопасности в отношении ресурсов ИС

  • 3.1 Модель нарушителя информационной безопасности
  • 3.1.1 Модель внутреннего нарушителя
  • 3.1.2 Модель внешнего нарушителя
  • 3.2 Модель угроз безопасности и уязвимостей информационных ресурсов
  • 3.2.1 Угрозы безопасности, направленные против информационных ресурсов
  • 3.2.1.1 Угрозы несанкционированного доступа к информации при помощи программных средств
  • 3.2.1.2 Угрозы, осуществляемые с использованием штатных технических средств
  • 3.2.1.3 Угрозы, связанные с утечкой информации по техническим каналам
  • 3.2.2 Угрозы безопасности, направленные против программных средств
  • 3.2.3 Угрозы безопасности направленные против технических средств
  • 3.3 Оценка серьезности угроз безопасности и величины уязвимостей
  • 3.3.1 Критерии оценки серьезности угроз безопасности и величины уязвимостей
  • 3.3.2 Оценка серьезности угроз
  • 3.3.3 Оценка величины уязвимостей
  • 3.4 Оценка рисков для каждого класса угроз и группы ресурсов

4. Выводы по результатам обследования

  • 5.1 Рекомендуемые контрмеры организационного уровня
  • 5.2 Рекомендуемые контрмеры программно-технического уровня

Обзор программных продуктов, предназначенных для анализа и управления рисками

В настоящее время имеется большое разнообразие как методов анализа и управления рисками, так и реализующих их программных средств. Приведем примеры некоторых, по мнению автора, наиболее распространенных.

CRAMM

Метод CRAMM (the UK Goverment Risk Analysis and Managment Method) был разработан Службой Безопасности Великобритании (UK Security Service) по заданию Британского правительства и взят на вооружение в качестве государственного стандарта. Он используется, начиная с 1985 г. правительственными и коммерческими организациями Великобритании. За это время CRAMM приобрел популярность во всем мире. Фирма Insight Consulting Limited занимается разработкой и сопровождением одноименного программного продукта, реализующего метод CRAMM.

Метод CRAMM выбран нами для более детального рассмотрения и это не случайно. В настоящее время CRAMM – это довольно мощный и универсальный инструмент, позволяющий, помимо анализа рисков, решать также и ряд других аудиторских задач, включая:

  • Проведение обследования ИС и выпуск сопроводительной документации на всех этапах его проведения;

В основе метода CRAMM лежит комплексный подход к оценке рисков, сочетая количественные и качественные методы анализа. Метод является универсальным и подходит как для больших, так и для мелких организаций, как правительственного, так и коммерческого сектора. Версии программного обеспечения CRAMM, ориентированные на разные типы организаций, отличаются друг от друга своими базами знаний (profiles). Для коммерческих организаций имеется Коммерческий профиль (Commercial Profile), для правительственных организаций – Правительственный профиль (Government profile). Правительственный вариант профиля, также позволяет проводить аудит на соответствие требованиям американского стандарта ITSEC («Оранжевая книга»).

Грамотное использование метода CRAMM позволяет получать очень хорошие результаты, наиболее важным из которых, пожалуй, является возможность экономического обоснования расходов организации на обеспечение информационной безопасности и непрерывности бизнеса. Экономически обоснованная стратегия управления рисками позволяет, в конечном итоге, экономить средства, избегая неоправданных расходов.

CRAMM предполагает разделение всей процедуры на три последовательных этапа. Задачей первого этапа является ответ на вопрос: «Достаточно ли для защиты системы применения средств базового уровня, реализующих традиционные функции безопасности, или необходимо проведение более детального анализа?» На втором этапе производится идентификация рисков и оценивается их величина. На третьем этапе решается вопрос о выборе адекватных контрмер.

Методика CRAMM для каждого этапа определяет набор исходных данных, последовательность мероприятий, анкеты для проведения интервью, списки проверки и набор отчетных документов.

Если по результатам проведения первого этапа, установлено, что уровень критичности ресурсов является очень низким и существующие риски заведомо не превысят некоторого базового уровня, то к системе предъявляются минимальный набор требований безопасности. В этом случае большая часть мероприятий второго этапа не выполняется, а осуществляется переход к третьему этапу, на котором генерируется стандартный список контрмер для обеспечения соответствия базовому набору требований безопасности.

На втором этапе производится анализ угроз безопасности и уязвимостей. Исходные данные для оценки угроз и уязвимостей аудитор получает от уполномоченных представителей организации в ходе соответствующих интервью. Для проведения интервью используются специализированные опросники.

На третьем этапе решается задача управления рисками, состоящая в выборе адекватных контрмер.

Решение о внедрении в систему новых механизмов безопасности и модификация старых принимает руководство организации, учитывая связанные с этим расходы, их приемлемость и конечную выгоду для бизнеса. Задачей аудитора является обоснование рекомендуемых контрмер для руководства организации.

В случае принятия решения о внедрении новых контрмер и модификации старых, на аудитора может быть возложена задача подготовки плана внедрения новых контрмер и оценки эффективности их использования. Решение этих задач выходит за рамки метода CRAMM.

Концептуальная схема проведения обследования по методу CRAMM показана на рисунке.

Процесс анализа и управления рисками по методу CRAMM

Процедура аудита в методе CRAMM является формализованной. На каждом этапе генерируется довольно большое количество промежуточных и результирующих отчетов.

Так, на первом этапе создаются следующие виды отчетов:

  • Модель ресурсов, содержащая описание ресурсов, попадающих в границы исследования, и взаимосвязей между ними;
  • Оценка критичности ресурсов;
  • Результирующий отчет по первому этапу анализа рисков, в котором суммируются результаты, полученные в ходе обследования.

На втором этапе проведения обследования создаются следующие виды отчетов:

  • Результаты оценки уровня угроз и уязвимостей;
  • Результаты оценки величины рисков;
  • Результирующий отчет по второму этапу анализа рисков.

По результатам третьего этапа обследования создаются следующие виды отчетов:

  • Рекомендуемые контрмеры;
  • Детальная спецификация безопасности;
  • Оценка стоимости рекомендуемых контрмер;
  • Список контрмер, отсортированный в соответствии с их приоритетами;
  • Результирующий отчет по третьему этапу обследования;
  • Политика безопасности, включающая в себя описание требований безопасности, стратегий и принципов защиты ИС;
  • Список мероприятий по обеспечению безопасности.

Грамотно применять метод CRAMM в состоянии только высококвалифицированный аудитор, прошедший обучение. Если организация не может себе позволить содержать в штате такого специалиста, тогда самым правильным решением будет приглашение аудиторской фирмы, располагающей штатом специалистов, имеющих практический опыт применения метода CRAMM.

Обобщая практический опыт использования метода CRAMM при проведении аудита безопасности, можно сделать следующие выводы, относительно сильных и слабых сторон этого метода:

К сильным сторонам метода CRAMM относится следующее:

  • CRAMM является хорошо структурированным и широко опробованным методом анализа рисков, позволяющим получать реальные практические результаты;
  • Программный инструментарий CRAMM может использоваться на всех стадиях проведения аудита безопасности ИС;
  • В основе программного продукта лежит достаточно объемная база знаний по контрмерам в области информационной безопасности, базирующаяся на рекомендациях стандарта BS 7799;
  • Гибкость и универсальность метода CRAMM позволяет использовать его для аудита ИС любого уровня сложности и назначения;
  • CRAMM можно использовать в качестве инструмента для разработки плана непрерывности бизнеса и политик информационной безопасности организации;
  • CRAMM может использоваться в качестве средства документирования механизмов безопасности ИС.

К недостаткам метода CRAMM можно отнести следующее:

  • Использование метода CRAMM требует специальной подготовки и высокой квалификации аудитора;
  • CRAMM в гораздо большей степени подходит для аудита уже существующих ИС, находящихся на стадии эксплуатации, нежели чем для ИС, находящихся на стадии разработки;
  • Аудит по методу CRAMM – процесс достаточно трудоемкий и может потребовать месяцев непрерывной работы аудитора;
  • Программный инструментарий CRAMM генерирует большое количество бумажной документации, которая не всегда оказывается полезной на практике;
  • CRAMM не позволяет создавать собственные шаблоны отчетов или модифицировать имеющиеся;
  • Возможность внесения дополнений в базу знаний CRAMM не доступна пользователям, что вызывает определенные трудности при адаптации этого метода к потребностям конкретной организации.

RiskWatch

Программное обеспечение RiskWatch, разрабатываемое американской компанией RiskWatch, Inc., является мощным средством анализа и управления рисками. В семейство RiskWatch входят программные продукты для проведения различных видов аудита безопасности. Оно включает в себя следующие средства аудита и анализа рисков:

  • RiskWatch for Physical Security –для физических методов защиты ИС;
  • RiskWatch for Information Systems – для информационных рисков;
  • HIPAA-WATCH for Healthcare Industry – для оценки соответствия требованиям стандарта HIPAA;
  • RiskWatch RW17799 for ISO17799 – для оценки требованиям стандарта ISO17799.

В методе RiskWatch в качестве критериев для оценки и управления рисками используются «предсказание годовых потерь» (Annual Loss Expectancy – ALE) и оценка «возврата от инвестиций» (Return on Investment – ROI). Семейство программных продуктов RiskWatch, имеет массу достоинств. К недостаткам данного продукта можно отнести его относительно высокую стоимость.

COBRA

Система COBRA (Consultative Objective and Bi-Functional Risk Analysis), разрабатываемая компанией Risk Associates, является средством анализа рисков и оценки соответствия ИС стандарту ISO17799. COBRA реализует методы количественной оценки рисков, а также инструменты для консалтинга и проведения обзоров безопасности. При разработке инструментария COBRA были использованы принципы построения экспертных систем, обширная база знаний по угрозам и уязвимостям, а также большое количество вопросников, с успехом применяющихся на практике. В семейство программных продуктов COBRA входят COBRA ISO17799 Security Consultant, COBRA Policy Compliance Analyst и COBRA Data Protection Consultant.

Buddy System

Программный продукт Buddy System, разрабатываемый компанией Countermeasures Corporation, является еще одним программным продуктом, позволяющим осуществлять как количественный, так и качественный анализ рисков. Он содержит развитые средства генерации отчетов. Основной акцент при использовании Buddy System делается на информационные риски, связанные с нарушением физической безопасности и управление проектами.

Стандарты, используемые при проведении аудита безопасности информационных систем

В настоящем разделе дается обзор стандартов информационной безопасности, являющихся наиболее значимыми и перспективными с точки зрения их использования для проведения аудита безопасности ИС.

Результатом проведения аудита, в последнее время, все чаще становится сертификат, удостоверяющих соответствие обследуемой ИС требованиям признанного международного стандарта. Наличие такого сертификата позволяет организации получать конкурентные преимущества, связанные с большим доверием со стороны клиентов и партнеров.

Значение международных стандартов ISO17799 и ISO15408 трудно переоценить. Эти стандарты служат основой для проведения любых работ в области информационной безопасности, в том числе и аудита. ISO17799 сосредоточен на вопросах организации и управления безопасностью, в то время как ISO15408 определяет детальные требования, предъявляемые к программно-техническим механизмам защиты информации.

Спецификация SysTrust выбрана для рассмотрения, т.к. она в настоящее время достаточно широко используется аудиторскими компаниями, традиционно выполняющими финансовый аудит для своих клиентов и предлагающих услугу ИТ аудита в качестве дополнения к финансовому аудиту.

Немецкий стандарт «BSI\IT Baseline Protection Manual» содержит, пожалуй, наиболее содержательное руководство по обеспечению безопасности ИТ и представляет несомненную практическую ценность для всех специалистов, занимающихся вопросами информационной безопасности.

Практические стандарты и руководства по обеспечению информационной безопасности, разрабатываемые в рамках проекта SCORE, ориентированны на технических специалистов и являются в техническом плане наиболее совершенными в настоящее время.

Программа сертификации Интернет сайтов по требованиям информационной безопасности и соответствующая спецификация «SANS/GIAC Site Certification», предложенная институтом SANS, заслуживает рассмотрения в связи с неизменно возрастающей актуальностью вопросов защиты ИС организаций от атак со стороны сети Интернет и увеличением доли соответствующих работ при проведении аудита безопасности.

ISO 17799: Code of Practice for Information Security Management

Наиболее полно критерии для оценки механизмов безопасности организационного уровня представлены в международном стандарте ISO 17799: Code of Practice for Information Security Management (Практические правила управления информационной безопасностью), принятом в 2000 году. ISO 17799 был разработан на основе британского стандарта BS 7799.

ISO 17799 может использоваться в качестве критериев для оценки механизмов безопасности организационного уровня, включая административные, процедурные и физические меры защиты.

Практические правила разбиты на следующие 10 разделов:

  • Политика безопасности
  • Организация защиты
  • Классификация ресурсов и их контроль
  • Безопасность персонала
  • Физическая безопасность
  • Администрирование компьютерных систем и вычислительных сетей
  • Управление доступом
  • Разработка и сопровождение информационных систем
  • Планирование бесперебойной работы организации
  • Контроль выполнения требований политики безопасности

Десять средств контроля, предлагаемых в ISO 17799 (они обозначены как ключевые), считаются особенно важными. Под средствами контроля в данном контексте понимаются механизмы управления информационной безопасностью организации.

При использовании некоторых из средств контроля, например, шифрования данных, могут потребоваться советы специалистов по безопасности и оценка рисков, чтобы определить, нужны ли они и каким образом их следует реализовывать. Для обеспечения более высокого уровня защиты особенно ценных ресурсов или оказания противодействия особенно серьезным угрозам безопасности, в ряде случаев могут потребоваться более сильные средства контроля, которые выходят за рамки ISO 17799.

Десять ключевых средств контроля, перечисленные ниже, представляют собой либо обязательные требования, например, требования действующего законодательства, либо считаются основными структурными элементами информационной безопасности, например, обучение правилам безопасности. Эти средства контроля актуальны для всех организаций и сред функционирования АС и составляют основу системы управления информационной безопасностью.

Ключевыми являются следующие средства контроля:

  • документ о политике информационной безопасности;
  • распределение обязанностей по обеспечению информационной безопасности;
  • обучение и подготовка персонала к поддержанию режима информационной безопасности;
  • уведомление о случаях нарушения защиты;
  • средства защиты от вирусов;
  • планирование бесперебойной работы организации;
  • контроль над копированием программного обеспечения, защищенного законом об авторском праве;
  • защита документации организации;
  • защита данных;
  • контроль соответствия политике безопасности.

Процедура аудита безопасности ИС включает в себя проверку наличия перечисленных ключевых средств контроля, оценку полноты и правильности их реализации, а также анализ их адекватности рискам, существующим в данной среде функционирования. Составной частью работ по аудиту безопасности ИС также является анализ и управление рисками.

ISO 15408: Common Criteria for Information Technology Security Evaluation

Наиболее полно критерии для оценки механизмов безопасности программно-технического уровня представлены в международном стандарте ISO 15408: Common Criteria for Information Technology Security Evaluation (Общие критерии оценки безопасности информационных технологий), принятом в 1999 году.

Общие критерии оценки безопасности информационных технологий (далее «Общие критерии») определяют функциональные требования безопасности (security functional requirements) и требования к адекватности реализации функций безопасности (security assurance requirements).

При проведении работ по анализу защищенности ИС, «Общие критерии» целесообразно использовать в качестве основных критериев, позволяющих оценить уровень защищенности АС с точки зрения полноты реализованных в ней функций безопасности и надежности реализации этих функций.

Хотя применимость «Общих критериев» ограничивается механизмами безопасности программно-технического уровня, в них содержится определенный набор требований к механизмам безопасности организационного уровня и требований по физической защите, которые непосредственно связаны с описываемыми функциями безопасности.

Первая часть «Общих критериев» содержит определение общих понятий, концепции, описание модели и методики проведения оценки безопасности ИТ. В ней вводится понятийный аппарат, и определяются принципы формализации предметной области.

Требования к функциональности средств защиты приводятся во второй части «Общих критериев» и могут быть непосредственно использованы при анализе защищенности для оценки полноты реализованных в ИС функций безопасности.

Третья часть «Общих критериев», наряду с другими требованиями к адекватности реализации функций безопасности, содержит класс требований по анализу уязвимостей средств и механизмов защиты под названием AVA: Vulnerability Assessment. Данный класс требований определяет методы, которые должны использоваться для предупреждения, выявления и ликвидации следующих типов уязвимостей:

  • Наличие побочных каналов утечки информации;
  • Ошибки в конфигурации, либо неправильное использование системы, приводящее к переходу системы в небезопасное состояние;
  • Недостаточная надежность (стойкость) механизмов безопасности, реализующих соответствующие функции безопасности;
  • Наличие уязвимостей («дыр») в средствах защиты информации, позволяющих пользователям получать НСД к информации в обход существующих механизмов защиты.

При проведении работ по аудиту безопасности, данные требования могут использоваться в качестве руководства и критериев для анализа уязвимостей ИС.

SysTrust

По существу, аудит в области информационных технологий, хотя и не имеет никакого отношения к финансовому аудиту, часто является дополнением к нему в качестве коммерческой услуги, предлагаемой аудиторскими фирмами своим клиентам, в связи с повышением зависимости бизнеса клиентов от ИТ. Идея заключается в том, что использование надежных и безопасных ИТ систем до определенной степени гарантирует надежность финансовой отчетности организации. Хорошие результаты ИТ аудита в некоторых случаях позволяют проводить финансовый аудит в сокращенном варианте, экономя время и деньги клиентов.

Отвечая потребностям бизнеса, Американским Институтом Сертифицированных Публичных Бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants (AICPA)) и Канадским Институтом Общественных Бухгалтеров (Canadian Institute of Chartered Accountants (CICA)) разработали стандарт SysTrust для проведения ИТ аудита, который является дополнением к финансовому аудиту. SysTrust позволяет финансовым аудиторам расширить область своей деятельности, путем использования простого и понятного набора требований для оценки надежности и безопасности ИС.

В стандарте SysTrust ИС оценивается в терминах ее доступности (Availability), безопасности (Security), целостности (Integrity) и эксплуатационной надежности (Maintainability).

Под доступностью традиционно понимается возможность ИС предоставлять информационные сервисы в любых режимах функционирования и при любых нагрузках, предусмотренных условиями ее эксплуатация, с задержками, не превышающими установленные требования.

Под безопасностью понимается защищенность ИС от физического и логического несанкционированного доступа. В качестве средств обеспечения безопасности в основном рассматриваются средства разграничения физического и логического доступа к ресурсам ИС.

Под целостностью понимается возможность ИС обеспечить сохранение таких свойств обрабатываемой в системе информации как полнота, точность, актуальность, своевременность и аутентичность.

Эксплуатационная надежность ИС определяется возможностью изменения конфигурации и обновления системы для обеспечения таких ее свойств как доступность, безопасность и целостность.

Критерии для оценки описанных четырех свойств ИС определены в документе «AICPA/CICA SysTrust Principles and Criteria for Systems Reliability, Version 2.0» (Принципы и критерии для оценки надежности систем).

В ходе сертификации по требованиям стандарта SysTrust (SysTrust engagement) аудитор оценивает соответствие ИС критериям доступности, безопасности, целостности и эксплуатационной надежности (SysTrust Principles and Criteria), проверяя наличие в системе необходимых механизмов контроля. Затем аудитор производит тестирование механизмов контроля с целью определения их работоспособности и эффективности. Если в результате тестирования подтверждается соответствие ИС критериям SysTrust, аудитор выпускает отчет по аттестации (unqualified attestation report). В отчете формулируется выводы относительно полноты и эффективности реализации руководством организации механизмов контроля в аттестуемой ИС. В дополнение к отчету по аттестации, аудитор готовит общее описание обследуемой ИС. Во многих случаях также готовится утверждение руководства организации (management"s assertion) относительно эффективности механизмов контроля, позволяющих обеспечить соответствие ИС критериям SysTrust. Обследование ИС и оценка ее соответствия критериям SysTrust производится в соответствии с «Руководством по Проведению Аттестации» (“Statement on Standards for Attestation Engagements (SSAE) No. 10, Attestation Standards, AT sec. 101"Attest Engagements"”.)

BSI\IT Baseline Protection Manual

Немецкий стандарт "Руководство по обеспечению безопасности ИТ базового уровня" (IT Baseline Protection Manual) разрабатывается Агенством Информационной Безопасность Германии (BSI - Bundesamt für Sicherheit in der Informationstechnik (German Information Security Agency).

Этот документ является пожалуй самым содержательным руководством по информационной безопасности и по многим параметрам превосходит все остальные стандарты. Приятен также тот факт, что этот ценнейший для аудитора источник информации имеется в свободном доступе в сети Интернет. В нем содержаться подробные руководства по обеспечению информационной безопасности применительно к различным аспектам функционирования ИС и различным областям ИТ.

Стандарт в настоящее время занимает три тома и содержит около 1600 страниц текста.

«BSI\IT Baseline Protection Manual» постоянно совершенствуется с целью обеспечения его соответствия текущему состоянию дел в области безопасности ИТ. К настоящему времени накоплена уникальная база знаний, содержащая информацию по угрозам и контрмерам в хорошо структурированном виде.

Практические стандарты SCORE и программа сертификации SANS/GIAC Site Certification

SCORE (Security Consensus Operational Readiness Evaluation) является совместным проектом института SANS и Центра безопасности Интернет (Center for Internet Security(CIS)). Профессионалы-практики в области информационной безопасности из различных организаций объединились в рамках проекта SCORE с целью разработки базового (минимально необходимого) набора практических стандартов и руководств по обеспечению безопасности для различных операционных платформ. Требования и рекомендации, предлагаемые для включения в стандарты, широко обсуждаются и проверяются участниками проекта SCORE, и только после их одобрения всеми участниками, передаются в CIS, который занимается их формализацией и оформлением, а также разрабатывает программные средства (minimum standards benchmarks) для оценки соответствия операционных платформ предложенным стандартам.

Разработанные базовые стандарты вместе с руководствами по обеспечению соответствия этим стандартам и средствами тестирования публикуются на Интернет сайте CIS.

Программа сертификации Интернет сайтов (GIAC Site Certification program), предложенная институтом SANS, позволяет организациям проводить аудит безопасности сегментов компьютерной сети, непосредственно подключенных к сети Интернет, в соответствии со стандартами SCORE.

Программа сертификации «GIAC Site Certification» определяет три уровня защищенности Интернет сайтов. На практике, в настоящее время, используются только первые два из них.

Сертификация сайта на первом уровне предполагает проверку внешних сетевых адресов организации, видимых из сети Интернет, на предмет уязвимости соответствующих хостов в отношении сетевых атак. На этом уровне должна быть обеспечена защита сайта от наиболее распространенных атак. Требуется отсутствие наиболее серьезных и часто встречающихся уязвимостей защиты. Предъявляются также определенные требования к уровню квалификации специалистов, отвечающих за обеспечение безопасности сайта.

На втором уровне требуется проведение всех проверок и соблюдение всех требований первого уровня, а кроме того требуется осуществлять периодический пересмотр политики и процедур обеспечения сетевой безопасности. Также на втором уровне производится проверка защищенности сайта от сетевых атак путем осуществления попыток проникновения и взлома систем, подключенных к сети Интернет.

На третьим уровне, помимо обеспечения соответствия всем требованиям второго уровня, требуется также регулярно проводить сканирование сети изнутри с целью защиты от угроз со стороны внутренних нарушителей, а также внешних злоумышленников, пытающихся преодолеть механизмы защиты внешнего периметра сети путем использования продвинутых методов, включая методы социального инженеринга.

От уровня к уровню ужесточаются требования, предъявляемые к квалификации специалистов, организационной структуре подразделений, занимающихся вопросами защиты, наличию формальных политик и процедур, а также строгости и глубине тестов, используемых для проверки механизмов защиты Интернет-сайта организации.

Выводы

Аудит представляет собой независимую экспертизу отдельных областей функционирования организации, проводимую по инициативе ее руководства или акционеров, либо в соответствии с планом проведения внутреннего аудита. Основными целями проведения аудита безопасности являются:

  • анализ рисков, связанных с возможностью осуществления угроз безопасности в отношении ресурсов ИС;
  • оценка текущего уровня защищенности ИС;
  • локализация узких мест в системе защиты ИС;
  • оценка соответствия ИС существующим стандартам в области информационной безопасности;
  • выработка рекомендаций по внедрению новых и повышению эффективности существующих механизмов безопасности ИС.

Работы по аудиту безопасности ИС включают в себя ряд последовательных этапов:

  • Инициирование обследования
  • Сбор информации
  • Анализ полученных данных
  • Выработка рекомендаций
  • Подготовка отчета по результатам обследования
  • Подходы к проведению аудита безопасности могут базироваться на анализе рисков, опираться на использование стандартов информационной безопасности, либо объединять оба эти подхода.

В настоящее время имеется большое разнообразие как методов анализа и управления рисками, так и реализующих их программных средств. Некоторые из них были рассмотрены в настоящей статье.

Одним из наиболее мощных и универсальных инструментов, анализа рисков является метод CRAMM. Программное обеспечение CRAMM, помимо анализа и управления рисками, позволяет решать также и ряд других аудиторских задач, включая:

  • Проведение обследования ИС и выпуск сопроводительной документации на всех этапах проведения обследования;
  • Проведение аудита в соответствии с требованиями Британского правительства, а также стандарта BS 7799:1995 - Code of Practice for Information Security Management BS7799;
  • Разработка политики безопасности и плана обеспечения непрерывности бизнеса.

Грамотное использование метода CRAMM позволяет получать хорошие результаты, наиболее важным из которых, пожалуй, является возможность экономического обоснования расходов организации на обеспечение информационной безопасности и непрерывности бизнеса.

Результатом проведения аудита, в последнее время, все чаще становится сертификат, удостоверяющих соответствие обследуемой ИС требованиям признанного международного стандарта. В настоящей статье рассмотрено несколько стандартов и программ сертификации, имеющих практическое значение.

Международные стандарты ISO17799 и ISO15408 служат основой для проведения любых работ в области информационной безопасности, в том числе и аудита. ISO17799 сосредоточен на вопросах организации и управления безопасностью, в то время как ISO15408 определяет детальные требования, предъявляемые к программно-техническим механизмам защиты информации.

Спецификация SysTrust в настоящее время достаточно широко используется аудиторскими компаниями, традиционно выполняющими финансовый аудит для своих клиентов и предлагающих услугу ИТ аудита в качестве дополнения к финансовому аудиту.

Немецкий стандарт «BSI\IT Baseline Protection Manual» является наиболее содержательным руководством по обеспечению безопасности ИТ и представляет несомненную практическую ценность для всех специалистов, занимающихся вопросами информационной безопасности.

Практические стандарты и руководства по обеспечению информационной безопасности, разрабатываемые в рамках проекта SCORE, ориентированны на технических специалистов и являются в техническом плане наиболее совершенными.

Программа сертификации Интернет сайтов по требованиям информационной безопасности и соответствующая спецификация «SANS/GIAC Site Certification», совсем недавно предложенная институтом SANS, безусловно, заслуживает внимания в связи с неизменно возрастающей актуальностью вопросов защиты ИС организаций от атак со стороны сети Интернет и увеличением доли соответствующих работ при проведении аудита безопасности.

Литература и ссылки

  • ISACA Russia Chapter. CISA Exam Preparation Course. April-May 2001.
  • CRAMM v.4.0 User’s Guide.
  • What is CRAMM? http://www.gammassl.co.uk/topics/hot5.html
  • SANS/GIAC Site Certification Program, http://www.sans.org/SCORE
  • SysTrust Services, http://www.aicpa.org/assurance/systrust/index.htm
  • Ernst&Young (CIS) Limited, Independent Accountant"s Report, https://processcertify.ey.com/vimpelcom2/vimpelcom_opinion.html
  • BSI/IT Baseline Protection Manual, http://www.bsi.bund.de/gshb/english/menue.htm
  • Александр Астахов. Анализ защищенности автоматизированных систем, GLOBALTRUST.RU, 2002 г.,

8.1. Понятие аудита информационной безопасности

Аудит информационной безопасности (ИБ) представляет собой одно из наиболее актуальных и динамично развивающихся направлений стратегического и оперативного менеджмента в области безопасности КС и вызывает постоянный интерес специалистов. Его основная задача - объективно оценить текущее состояние ИБ организации, а также ее адекватность поставленным целям и задачам бизнеса.

Под аудитом ИБ понимается системный процесс получения объективных качественных и количественных оценок текущего состояния ИБ организации в соответствии с определенными критериями и показателями на всех основных уровнях обеспечения безопасности: нормативно-методологическом, организационно-управленческом, процедурном и программно-техническом

Результаты квалифицированно выполненного аудита ИБ организации позволяют построить оптимальную по эффективности и затратам систему обеспечения информационной безопасности (СОИБ), представляющую собой комплекс технических средств, а также процедурных, организационных и правовых мер, объединенных на основе модели управления ИБ.

В результате проведения аудита могут быть получены как качественные, так и количественные оценки. При качественном оценивании, например, может быть приведен перечень уязвимостей в программно-аппаратном обеспечении с их классификацией по трехуровневой шкале опасности: высокая, средняя и низкая. Количественные оценки чаще всего применяются при оценке риска для активов организации, создаваемого угрозами безопасности. В качестве количественных оценок могут выступать, например, цена риска, вероятность риска, размер риска и т. п.

Объективность аудита обеспечивается, в частности, тем, что оценка состояния ИБ производится специалистами на основе определенной методики, позволяющей объективно проанализировать все составляющие СОИБ.

Аудит ИБ может представлять собой услугу, которую предлагают специализированные фирмы, тем не менее в организации должен проводиться внутренний аудит ИБ, выполняемый, например, администраторами безопасности.

Традиционно выделяют три типа аудита ИБ, которые различаются перечнем анализируемых компонентов СОИБ и получаемыми результатами:

− активный аудит;

экспертный аудит;

аудит на соответствие стандартам ИБ.

8.1.1. Активный аудит

Активный аудит представляет собой обследование состояния защищенности определенных подсистем информационной безопасности (ПИБ), относящихся к программно-техническому уровню. Например, вариант активного аудита, называемый тестом на проникновение (Penetration test), предполагает обследование подсистемы защиты сетевых взаимодействий. Активный аудит включает:

анализ текущей архитектуры и настроек элементов ПИБ;

интервьюирование ответственных и заинтересованных лиц;

проведение инструментальных проверок, охватывающих определенные

Анализ архитектуры и настроек элементов ПИБ проводится специалистами, обладающими знаниями по конкретным подсистемам, представленным

в обследуемой системе (например, могут требоваться специалисты по активному сетевому оборудованию фирмы Cisco или по ОС семейства Microsoft), а также системными аналитиками, которые выявляют возможные изъяны в организации подсистем. Результатом этого анализа является набор опросных листов и инструментальных тестов.

Опросные листы используются в процессе интервьюирования лиц, отвечающих за администрирование АИС, для получения субъективных характеристик АИС, для уточнения полученных исходных данных и для идентификации некоторых мер, реализованных в рамках СОИБ. Например, опросные листы могут включать вопросы, связанные с политикой смены и назначения паролей, жизненным циклом АИС и степенью критичности отдельных ее подсистем для АИС и бизнес-процессов организации в целом.

Параллельно с интервьюированием проводятся инструментальные проверки (тесты), которые могут включать следующие мероприятия:

визуальный осмотр помещений, обследование системы контроля доступа в помещения;

получение конфигураций и версий устройств и ПО;

проверка соответствия реальных конфигураций предоставленным исходным данным;

получение карты сети специализированным ПО;

использование сканеров защищенности (как универсальных, так и специализированных);

моделирование атак, использующих уязвимости системы;

проверка наличия реакции на действия, выявляемые механизмами обнаружения и реагирования на атаки.

Аудитор может исходить из следующих моделей, описывающих степень его знания исследуемой АИС (модель знания):

модель «черного ящика» – аудитор не обладает никакими априорными знаниями об исследуемой АИС. Например, при проведении внешнего актив-

ного аудита (то есть в ситуации, когда моделируются действия злоумышленника, находящегося вне исследуемой сети), аудитор может, зная только имя или IP-адрес web-сервера, пытаться найти уязвимости в его защите;

модель «белого ящика» – аудитор обладает полным знанием о структуре исследуемой сети. Например, аудитор может обладать картами и диаграммами сегментов исследуемой сети, списками ОС и приложений. Применение данной модели не в полной мере имитирует реальные действия злоумышленника, но позволяет, тем не менее, представить «худший» сценарий, когда атакующий обладает полным знанием о сети. Кроме того, это позволяет построить сценарий активного аудита таким образом, чтобы инструментальные тесты имели минимальные последствия для АИС и не нарушали ее нормальной работы;

модель «серого ящика» или «хрустального ящика» – аудитор имитирует действия внутреннего пользователя АИС, обладающего учетной записью доступа в сеть с определенным уровнем полномочий. Данная модель позволяет оценить риски, связанные с внутренними угрозами, например от неблагонадежных сотрудников компании.

Аудиторы должны согласовывать каждый тест, модель знания, применяемую в тесте, и возможные негативные последствия теста с лицами, заинтересованными в непрерывной работе АИС (руководителями, администраторами системы и др.).

По результатам инструментальной проверки проводится пересмотр результатов предварительного анализа и, возможно, организуется дополнительное обследование (рис. 8.1).

Инструментальная проверка

Рис. 8.1. Схема проведения активного аудита ИБ

По результатам активного аудита создается аналитический отчет, состоящий из описания текущего состояния технической части СОИБ, списка найденных уязвимостей АИС со степенью их критичности и результатов упрощенной оценки рисков, включающей модель нарушителя и модель угроз.

Дополнительно может быть разработан план работ по модернизации технической части СОИБ, состоящий из перечня рекомендаций по обработке рисков.

8.1.2. Экспертный аудит

Экспертный аудит предназначен для оценивания текущего состояния ИБ на нормативно-методологическом, организационно-управленческом и процедурном уровнях. Экспертный аудит проводится преимущественно внешними аудиторами, его выполняют силами специалистов по системному управлению. Сотрудники организации-аудитора совместно с представителями заказчика проводят следующие виды работ:

сбор исходных данных об АИС, ее функциях и особенностях, используемых технологиях автоматизированной обработки и передачи информации (с учетом ближайших перспектив развития);

сбор информации об имеющихся организационно-распорядительных документах по обеспечению ИБ и их анализ;

определение защищаемых активов, ролей и процессов СОИБ.

Важнейшим инструментом экспертной оценки является сбор данных об АИС путем интервьюирования технических специалистов и руководства заказчика.

Основные цели интервьюирования руководящего состава организации:

определение политики и стратегии руководства в вопросах обеспечения

выявление целей, которые ставятся перед СОИБ;

выяснение требований, которые предъявляются к СОИБ;

получение оценок критичности тех или иных подсистем обработки информации, оценок финансовых потерь при возникновении тех или иных инцидентов.

Основные цели интервьюирования технических специалистов:

сбор информации о функционировании АИС;

получение схемы информационных потоков в АИС;

получение информации о технической части СОИБ;

оценка эффективности работы СОИБ.

В рамках экспертного аудита проводится анализ организационнораспорядительных документов, таких как политика безопасности, план защиты, различного рода положения и инструкции. Организационнораспорядительные документы оцениваются на предмет достаточности и непротиворечивости декларируемым целям и мерам ИБ, а также на предмет соответствия стратегической политике руководства в вопросах ИБ.

Результаты экспертного аудита могут содержать рекомендации по совершенствованию нормативно-методологических, организационноуправленческих и процедурных компонентов СОИБ.

Многие наверно задавались вопросом «как проводить аудит информационной безопасности? с чего начать? какую использовать методику? существует ли специализированное программное обеспечения для этого? какие бесплатные программы есть для этого?

Сегодня мы представим вам продукт от компании Microsoft который позволяет провести аудит информационной безопасности Microsoft Secuity Assessment Tool (MSAT). Продукт позволяет выявить риски ИБ в уже существующей системе и дать рекомендации по их устранению. Как заверяют создатели приложение разработано для организаций с числом сотрудников менее 1000 человек, а также оно поможет лучше узнать персонал, процессы, ресурсы и технологии, направленные на обеспечение эффективного планирования мероприятий по безопасности и внедрение методов снижения риска в организации. Что самое приятное, приложение является бесплатным и его можно скачать с сайта разработчика. Данный продукт можно использовать в качестве опросного листа у специалистов ИТ, кадров, ИБ-шников.

Во время процедуры оценки риска, на основе ответом на вопросы, будет проверена среда ИТ по основным сферам угроз информационной безопасности. При оценке используется концепция эшелонированной защиты (DiD) для определения эффективности стратегии безопасности. Концепция «эшелонированной защиты» относится к реализации многоуровневой защиты, включающей технический, организационный и рабочий контроль. В основе средства оценки лежат общепринятые стандарты и передовой опыт, призванные снизить риски в системах информационных технологий. Процедуру оценки можно повторять, а также использовать для проверки прогресса в достижении организационных целей безопасности в инфраструктуре ИТ.

Чтобы выявить угрозы безопасности в системе ИТ вашей организации, в рамках определенных областей анализа будут оценены политики в отношении риска для бизнеса, технологий, процессов и персонала. После завершения оценки будут предоставлены рекомендации для управления этими рисками на основе признанных в отрасли передовых методик. Эти рекомендации призваны предоставить предварительные инструкции для помощи вашей организации во внедрении признанных в отрасли ИТ передовых методик.

Оценка риска состоит из двух частей: профиля риска для бизнеса (ПРБ) и оценки (включающей четыре области анализа). ПРБ представляет собой общие опасности, с которыми сталкивается компания. После выполнения этой оценки она остается неизменной, пока не будут выполнены коренные изменения в системе ИТ компании. Можно выполнить и сохранить несколько оценок. Эти оценки могут и должны изменяться с течением времени при принятии расширенных мер безопасности.

Итак давайте посмотрим, для начала создаем профиль:

И заполняем ответы на вопросы, по мере заполнения кнопки становятся зелеными:

После заполнения первого блока вопросов о параметрах компании наживаем: «Создание новой оценки»

После этого заполняем вопросы по ИТ-инфраструктуре, персоналу и управлению бизнесс-процессами:

После ответов ждем на иконку «Отчеты»

Отчет можно сохранить в *.docs или просматривать в приложении. Все читаем выводы, делаем рекомендации на основе лучших мировых практик, несем руководству, для согласования плана работ или обоснования закупки средств защиты информации)))))