Внешние звуковые карты для записи звука. Всё о звуковых картах. Что такое звуковая карта

С проблемой выбора звуковой карты сталкивался практически любой начинающий музыкант. Давно прошли те годы, когда звуковая карта была у всех одинаковая – Sound Blaster! На сегодняшний день ассортимент оборудования просто огромен, однако выбрать из этого многообразия нужный вариант звуковой карты – задача не из лёгких.

Немного истории.

Раньше отдельной звуковой карты в большинстве компьютеров не было, и многие даже не задумывались о выводе звука из ПК. Другие могли купить единственную представленную на рынке в те далекие годы модель – тот самый SB от фирмы Creative. И карта выглядела действительно как карта.

Прошли годы, и теперь звуковые карты похожи на коробочки различных размеров с кучей разных «крутилок-вертелок», которые для неискушенного пользователя выглядят практически одинаково.

Сегодня мы научимся разбираться в этом многообразии, подбирать оборудование применительно к вашим задачам, покупать то, что вам действительно нужно.

Виды звуковых карт

Давайте разделим звуковые карты на условные категории (так нам будет легче в них разобраться), разберем, для кого предназначена каждая группа и каким основным функционалом она обладает. Это поможет нам определить, какое оборудование нужно для выполнения именно тех задач, которые вы себе ставите.

1. Начнем, пожалуй, с самой простой категории звуковых карт. Это устройства, предназначенные для замены встроенной в материнскую плату ЗК в ноутбуках и персональных компьютерах. Обычно они имеют довольно небольшой корпус, часто неотключаемый провод USB. Основная задача этих устройств – вывести звук из компьютера. Опционально присутствует возможность подключения микрофона/гитары, наушников. Качество этих устройств далеко от профессионального, но и пресловутый АС97 они превосходят.

Такие устройства помогут, если в ноутбуке вдруг вышла из строя звуковая карта либо если вам необходимо выводить звук на внешнее устройство с качеством и задержками, превосходящими тот же RealTek.

Примерами таких звуковых карт могут быть карты серии UCA от Behringer, U24XL и UGM96 от ESI.

Внешняя звуковая карта для компьютера BEHRINGER UCA222

2. Следующая категория размером крупнее и функционалом шире. Эти Ззвуковые карты уже имеют на борту микрофонный предусилитель (часто с фантомным питанием), высокоомный вход для гитары, разъем для наушников. Могут обеспечить Direct Monitoring и т. д. Тем не менее это все еще портативные устройства, которые можно брать с собой, например, в парк, чтобы музицировать на открытом воздухе. Внешнего питания им не нужно, а функционала с лихвой хватает для большинства электронных музыкантов, начинающих рэперов и независимых композиторов. Так же эта группа устройств будет интересна блогерам Youtube, ведь большинству из них вряд ли нужно подключить больше одного микрофона. Качество преобразователей этих устройств на ступеньку выше, а наличие микрофонного предусилителя с фантомным питанием позволит добиться более прозрачного звучания вокала, более разборчивой записи речи.

На фото – звуковая карта Steinberg UR12 для подключения одного микрофона

3. Третья обширная категория состоит из двухканальных устройств, которые в стандартной комплектации имеют 2 входа и 2 выхода. В этой группе есть как бюджетные, так и значительно более дорогие звуковые карты. По факту от предыдущей группы они отличаются незначительно. Наличие двух полноценных входов (часто на комбинированных разъёмах) позволяет писать одновременно 2 микрофона, либо 2 гитары, либо синтезатор/пианино в стерео. Некоторые устройства этой группы имеют не 2, а 4 выхода, что позволяет подключить в небольшой студии 2 пары мониторов либо отдать звук на внешний эффект-процессор. Также интересны устройства, имеющие в качестве дополнительных цифровые разъемы S/P-DIF, которые можно использовать для подключения внешних устройств, исключая преобразование в аналог.

M-audio M-Track, Focusrite Scarlett 2i2/2i4, Behringer UMC202/UMC204, Steinberg UR22/UR242, Roland Duo/Quad-capture – популярные и любимые многими устройства, которые отлично подойдут для небольшой домашней студии либо музыкантам, которым необходимо писать 2 канала по входу одновременно.

На фото – небольшая домашняя студия звукозаписи

4. Мы подошли к самой функциональной, самой мощной категории ЗК. Это многоканальные интерфейсы, чаще всего выполненные в рековом или полурековом корпусе, с кучей различных кнопочек, лампочек, крутилочек и издалека похожие на пульт управления самолетом.

В этой категории есть как бюджетные устройства, например, Behringer FCA1616, M-audio M-Track Quad, Tascam US 4*4/US 16*08, Focusrite Scarlett 18i8, Presonus audiobox 1818vsl, так и профессиональные звуковые интерфейсы фирм RME, Universal Audio, Avid, Prism sound, позволяющие писать около 12–30 каналов одновременно. Стоимость такого оборудования может достигать сотен тысяч рублей, поэтому эти устройства в основном выбирают профстудии. Устройства этого класса оборудованы высококачественными микрофонными предусилителями, обеспечивающими прозрачное и нейтральное звучание. Для таких устройств характерна низкая задержка при работе с аудио. Если вы профессионально занимаетесь музыкой, если вам необходимо писать живую ударную установку, хор, ансамбль – эти устройства именно для вас.

Профессиональная звуковая карта TASCAM US 16 x 08

Дополнительные функции.

После того как мы разобрались с группами устройств, давайте рассмотрим, какие у них могут быть дополнительные функции, наличие или отсутствие которых поможет вам определиться с выбором интерфейса:

Не все устройства оснащаются микрофонными предусилителями с фантомным питанием, поэтому если вы предполагаете использование конденсаторного микрофона, наличие такого предусилителя просто необходимо;

Не все устройства оборудуются инструментальным входом, если вы пишете только вокал, если вы видеоблогер или исполнитель рэп-музыки, вам это может быть неважно. Гитаристам же этот вход жизненно необходим;

Некоторые устройства могут обладать не одним, а двумя выходами для наушников, что будет очень полезным при записи вокала.

Для некоторых музыкантов могут быть очень полезны устройства со встроенным DSP-процессором. Этот процессор позволит применять некоторые эффекты без подключения внешнего процессора. Список возможных эффектов обычно ограничивается парой реверов, компрессором и эквалайзером, но и этого бывает достаточно.

Отдельно хотелось бы отметить устройства Universal Audio Apollo, имеющие на своем борту до четырех DSP-процессоров, с возможностью использования различных плагинов. В магазине UA можно приобрести качественные ревербераторы, эквалайзеры, компрессоры, эмуляторы ленты и другие эффект-процессоры. Работают они на этих картах практически без задержки, позволяя обогатить звучание вашего произведения.

Аудиоинтерфейс Apollo 8 Thunderbolt 2

В заключение.

Обобщая вышесказанное, при выборе интерфейса необходимо определиться со следующими параметрами:

Количество входов/выходов. Нужно вам писать себя любимого или хор?
- Их конфигурация. Пишем конденсаторный микрофон, гитару или все вместе?
- Наличие раздельных регуляторов основного микса и наушников.
- Наличие нескольких выходов для наушников.
- Наличие цифровых входов/выходов, MIDI-интерфейса, S/PDIF, ADAT.
- Возможность работы без блока питания.
- Наличие DSP-процессора.
- Удобные драйверы, дополнительное программное обеспечение.

Ответив на эти вопросы, вы сможете с легкостью выбрать звуковую карту, которая максимально подходит под ваши требования, имеет весь необходимый функционал на текущий момент и, может быть, даже имеет некоторый запас на будущее.

Внешние студийные звуковые карты (аудиоинтерфейсы) являются больше ориентированными не столько на прослушивание музыки, сколько на ее создание, не говоря уже про более широкий спектр применения, в том числе и функции простого прослушивания музыки, применения для игр, кино, голосовой телефонии и т.д. Главная характеристика такого аудиоинтерфейса – передача и воспроизведение аудиозаписи в исходном виде без обработок, призвуков и «улучшений». Это именно то, что нужно для студийной работы, но подобное звучание могут оценить и простые пользователи. Благодаря отдельному корпусу внешняя звуковая карта максимально изолирована от помех и наводок, которые неизбежны при внутреннем подключении. Подключение к компьютеру производится обычно с использованием USB (2.0 или 3) или FireWire, многие поддерживают расширенное управление при помощи внешних MIDI-устройств и обладают полноценным MIDI-интерфейсом.

Поскольку внешний аудиоинтерфейс больше предназначен для звукозаписи, то это и является его приоритетом: на корпусе обычно есть от одного до десятков (и даже сотен!) входов, причем есть не только профессиональные студийные разъемы XLR и TRS (часто комбинированные), но и бытовые «миниджеки» 3,5 мм (1/8” TRS), и популярные RCA (так называемые «тюльпаны»), не говоря уже про цифровые входы и выходы. Аналоговых входов и выходов у внешней звуковой карты также может быть от одной стереопары до десятков, и обычно это RCA и/или 1/4" TS/TRS Jack. У моделей среднего и высшего ценовых сегментов на борту практически всегда присутствуют цифровые входы и выходы. Качество внутренних преобразователей у таких аудиоинтерфейсов обычно варьируется сегодня от 16 бит/44,1 кГц (но уже очень редко) до 24 бит/192 кГц. Внешняя звуковая карта для домашней студии звукозаписи с такими параметрами обычно более чем подходит не только для записи в домашней студии, но и всего остального, перечисленного выше. Не обделены и многоканальные запись и воспроизведение: к современному аудиоинтерфейсу с несколькими выходами обычно можно подключить несколько АС с поканальным разделением для систем окружающего звука. Наконец, профессиональные внешние звуковые карты предлагают большое количество внешних контроллеров: канальная регулировка громкости с индикаторами уровня звука, переключателей типа входов, отдельные выходы на наушники со своими ручками регулировки и т.д.

Кстати, если вы хотите купить внешнюю звуковую карту, то предостерегаем вас от покупки очень старых устройств: это сопряжено как с риском прекращения поддержки данного продукта производителем и выпуска новых драйверов под новые ОС, так и с не вполне комфортным их использованием с учетом повышенных требований пользователей и техники в целом сегодня. В нашем каталоге вы найдете большое количество актуальных аудиоинтерфейсов известных и уважаемых производителей самых разных ценовых категорий.

1 820 руб.

Звуковая карта Creative Play! 3 Retail

Тип - внешняя . Разрядность ЦАП 24 бит. Максимальная частота АЦП - 48 кГц. Максимальная частота ЦАП 96 кГц стерео. Отношение сигнал/шум ЦАП 93 дБ. . Выходных аналоговых каналов - 2. Независимых выходов на наушники - 1. Отношение сигнал/шум АЦП 93 дБ. Выходных аналоговых разъемов - 1. Разрядность АЦП 24 бит. Входных аналоговых каналов - 2. Тип подключения - USB. Максимальная частота ЦАП 96 кГц многоканальный. Входных разъмов jack 3.5 мм - 1.

купить в интернет-магазине Электрозон

возможен кредит | возможен самовывоз

1 790 руб.

Максимальная частота ЦАП 96 кГц многоканальный. Независимых выходов на наушники 1. С выходными аналоговыми разъемами 1. Тип подключения - USB. Тип - внешняя . . Максимальная частота АЦП - 48 кГц. Входных разъмов jack 3.5 мм 1. С выходными аналоговыми каналами 2. С отношением сигнал/шум ЦАП 93 дБ. С разрядностью ЦАП 24 бит. С отношением сигнал/шум АЦП 93 дБ. С разрядностью АЦП 24 бит. С входными аналоговыми каналами 2. Максимальная частота ЦАП 96 кГц стерео.

купить в интернет-магазине ОГО!Онлайн-гипермаркет

возможен самовывоз

1 800 руб.

Звуковая карта Creative Play! 3 USB (черный)

Тип подключения - USB. Разрядность АЦП 24 бит. Независимых выходов на наушники - 1. Разрядность ЦАП 24 бит. Входных аналоговых каналов - 2. Выходных аналоговых каналов - 2. С возможностью вывода многоканального звука . Тип - внешняя . Максимальная частота ЦАП 96 кГц стерео. Входных разъмов jack 3.5 мм - 1. Максимальная частота ЦАП 96 кГц многоканальный. Отношение сигнал/шум АЦП 93 дБ. Выходных аналоговых разъемов - 1. Отношение сигнал/шум ЦАП 93 дБ. Максимальная частота АЦП - 48 кГц.

купить в интернет-магазине Flash Computers

возможен самовывоз

4 460 руб.

Звуковая карта Creative Sound Blaster Omni Surround 5.1 Уцененный товар (N4) 70SB156000002

Максимальная частота АЦП - 96 кГц. Максимальная частота ЦАП 96 кГц многоканальный. Тип подключения - USB. С разрядностью АЦП 24 бит. С отношением сигнал/шум ЦАП 100 дБ. Возможность вывода многоканального звука . Тип - внешняя . Цифровой оптический выход S/PDIF. С входными аналоговыми каналами 2. С количеством входных разъемов RCA 2. С выходными аналоговыми каналами 6. Цифровой оптический вход S/PDIF. С разрядностью ЦАП 24 бит. Независимых выходов на наушники 1. С отношением сигнал/шум АЦП 100 дБ. С выходными аналоговыми разъемами 5. Максимальная частота ЦАП 96 кГц стерео. С микрофонными входами 1.

в интернет-магазине OZON.ru

видеообзор фото

1 597 руб.

Звуковая карта USB 2.0 ST-Lab M-360

Микрофонных входов - 1. С цифровым коаксиальным входом S/PDIF. Версия EAX - 2. С цифровым коаксиальным выходом S/PDIF. Независимых выходов на наушники - 1. С возможностью вывода многоканального звука . Тип - внешняя . Максимальная частота АЦП - 48 кГц. Выходных аналоговых каналов - 7. Разрядность АЦП 16 бит. Максимальная частота ЦАП 48 кГц многоканальный. Максимальная частота ЦАП 48 кГц стерео. Входных разъмов jack 3.5 мм - 3. Входных аналоговых каналов - 2. Тип подключения - USB. Выходных аналоговых разъемов - 4. Разрядность ЦАП 16 бит.

в интернет-магазине XcomShop

возможен самовывоз

фото

19 276 руб.

Steinberg UR44 Аудио-миди интерфейсы, контроллеры, программы

С разрядностью ЦАП 24 бит. Входных разъмов jack 6.3 мм 4. Инструментальный вход (Hi-Z). Поддержка ASIO - 2.0. С разрядностью АЦП 24 бит. Максимальная частота ЦАП 192 кГц стерео. Тип - внешняя . Возможность вывода многоканального звука . Выходов MIDI 1. Независимых выходов на наушники 2. С выходными аналоговыми каналами 6. С выходными аналоговыми разъемами 6. Максимальная частота ЦАП 192 кГц многоканальный. Фантомное питание. С входными аналоговыми каналами 4. Входных разъемов XLR 4. Входов MIDI 1. Максимальная частота АЦП - 192 кГц. Тип подключения - USB.

в интернет-магазине 1musicshop

возможен самовывоз

видеообзор фото

4 200 руб.

Звуковая карта Creative X-Fi Surround 5.1 Pro USB

С возможностью вывода многоканального звука . С поддержкой OpenAL. С пультом ДУ в комплекте. Выходных аналоговых разъемов - 4. Независимых выходов на наушники - 1. Тип - внешняя . Максимальная частота АЦП - 96 кГц. Максимальная частота ЦАП 96 кГц стерео. Входных аналоговых каналов - 3. Выходных аналоговых каналов - 6. Тип подключения - USB. Микрофонных входов - 1. Разрядность ЦАП 24 бит. Отношение сигнал/шум ЦАП 100 дБ. Разрядность АЦП 24 бит. Максимальная частота ЦАП 96 кГц многоканальный. С цифровым оптическим выходом S/PDIF. Версия EAX - 4.

в интернет-магазине price-com.ru

видеообзор фото

11 830 руб.

Usb аудиоинтерфейс ESI GigaPort HD+

С разрядностью АЦП 24 бит. С разрядностью ЦАП 24 бит. Независимых выходов на наушники 2. С выходными аналоговыми разъемами 8. Поддержка ASIO - 2.0. Максимальная частота АЦП - 96 кГц. Тип - внешняя . Возможность вывода многоканального звука . Тип подключения - USB. Входных разъмов jack 6.3 мм 2. Максимальная частота ЦАП 96 кГц стерео. С выходными аналоговыми каналами 8. Максимальная частота ЦАП 96 кГц многоканальный. С входными аналоговыми каналами 2.

в интернет-магазине МИР МУЗЫКИ

видеообзор фото

2 990 руб.

Звуковая карта Creative Creative Sound BlasterX G1 (BlasterX Acoustic Engine Pro)

Максимальная частота ЦАП 96 кГц многоканальный. Максимальная частота ЦАП 96 кГц стерео. Тип - внешняя . Независимых выходов на наушники - 1. Входных аналоговых каналов - 2. С возможностью вывода многоканального звука . Тип подключения - USB. Максимальная частота АЦП - 96 кГц. Разрядность ЦАП 24 бит. Входных разъмов jack 6.3 мм - 1. Выходных аналоговых разъемов - 1. Выходных аналоговых каналов - 8. Разрядность АЦП 24 бит.

в интернет-магазине Электрозон

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

2 940 руб.

С разрядностью АЦП 24 бит. Входных разъмов jack 6.3 мм 1. Возможность вывода многоканального звука . Максимальная частота ЦАП 96 кГц многоканальный. Тип - внешняя . С выходными аналоговыми каналами 8. С разрядностью ЦАП 24 бит. Тип подключения - USB. Максимальная частота АЦП - 96 кГц. С входными аналоговыми каналами 2. Независимых выходов на наушники 1. С выходными аналоговыми разъемами 1. Максимальная частота ЦАП 96 кГц стерео.

в интернет-магазине ОГО!Онлайн-гипермаркет

возможен самовывоз

видеообзор фото

2 950 руб.

Звуковая карта Creative Sound BlasterX G1

Тип - внешняя . Выходных аналоговых каналов - 8. Разрядность АЦП 24 бит. Входных разъмов jack 6.3 мм - 1. Максимальная частота ЦАП 96 кГц стерео. С возможностью вывода многоканального звука . Максимальная частота ЦАП 96 кГц многоканальный. Тип подключения - USB. Максимальная частота АЦП - 96 кГц. Выходных аналоговых разъемов - 1. Разрядность ЦАП 24 бит. Независимых выходов на наушники - 1. Входных аналоговых каналов - 2.

в интернет-магазине Flash Computers

возможен самовывоз

видеообзор фото

5 010 руб.

7% 5 390 руб.

ASUS Xonar U5 звуковая карта XONAR U5 (черный)

Максимальная частота АЦП - 192 кГц. Тип - внешняя . Максимальная частота ЦАП 192 кГц стерео. Тип подключения - USB. Возможность вывода многоканального звука . С разрядностью АЦП 24 бит. Максимальная частота ЦАП 192 кГц многоканальный. С входными аналоговыми каналами 2. С отношением сигнал/шум АЦП 104 дБ. С отношением сигнал/шум ЦАП 104 дБ. Независимых выходов на наушники 1. С разрядностью ЦАП 24 бит. Цифровой коаксиальный выход S/PDIF. С THD ЦАП 0.005000 %. С THD АЦП 0.005000 %. С выходными аналоговыми каналами 6. С микрофонными входами 1. Входных разъмов jack 3.5 мм 1.

в интернет-магазине OZON.ru

видеообзор фото

4 987 руб.

6% 5 323 руб.

Звуковая карта USB 2.0 ASUS XONAR U5

THD АЦП 0.005000 %. Максимальная частота АЦП - 192 кГц. Тип подключения - USB. Микрофонных входов - 1. Максимальная частота ЦАП 192 кГц многоканальный. Тип - внешняя . С возможностью вывода многоканального звука . Независимых выходов на наушники - 1. С цифровым коаксиальным выходом S/PDIF. Максимальная частота ЦАП 192 кГц стерео. Разрядность АЦП 24 бит. Разрядность ЦАП 24 бит. THD ЦАП 0.005000 %. Выходных аналоговых каналов - 6. Входных разъмов jack 3.5 мм - 1. Отношение сигнал/шум ЦАП 104 дБ. Входных аналоговых каналов - 2. Отношение сигнал/шум АЦП 104 дБ.

в интернет-магазине XcomShop

возможен самовывоз

видеообзор фото

4 587 руб.

Звуковая карта Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 Pro (SB1095) 70SB109500007

Тип - внешняя . Возможность вывода многоканального звука .

в интернет-магазине price-com.ru

видеообзор фото

20 290 руб.

28% 27 990 руб.

STEINBERG USB-аудиоинтерфейс Steinberg UR44

Входных разъемов XLR - 4. С инструментальным входом (Hi-Z). Максимальная частота АЦП - 192 кГц. Тип подключения - USB. Максимальная частота ЦАП 192 кГц многоканальный. Тип - внешняя . С возможностью вывода многоканального звука . Выходов MIDI - 1. Поддержка ASIO - 2.0. Выходных аналоговых разъемов - 6. Независимых выходов на наушники - 2. Входов MIDI - 1. Максимальная частота ЦАП 192 кГц стерео. Разрядность АЦП 24 бит. Разрядность ЦАП 24 бит. Входных аналоговых каналов - 4. Входных разъмов jack 6.3 мм - 4. Выходных аналоговых каналов - 6. С фантомным питанием.

в интернет-магазине МИР МУЗЫКИ

видеообзор фото

4 740 руб.

Звуковая карта Creative X-Fi Surround 5.1 Pro SBX Retail

Максимальная частота ЦАП 96 кГц многоканальный. Тип подключения - USB. С разрядностью АЦП 24 бит. С отношением сигнал/шум ЦАП 100 дБ. Цифровой оптический выход S/PDIF. Тип - внешняя . Возможность вывода многоканального звука . С входными аналоговыми каналами 3. Независимых выходов на наушники 1. С разрядностью ЦАП 24 бит. Пульт ДУ в комплекте. Поддержка OpenAL. Максимальная частота АЦП - 96 кГц. Версия EAX - 4. С выходными аналоговыми каналами 6. С микрофонными входами 1. Максимальная частота ЦАП 96 кГц стерео. С выходными аналоговыми разъемами 4.

в интернет-магазине Электрозон

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

Для многих музыкантов, использующих звуковые студии на базе персонального компьютера, бывает вполне достаточно обычной звуковой карты со стереовходом и стереовыходом. Однако иногда в ряде случаев требуется большее количество физических аудиовходов и выходов, и тогда не обойтись без специальных многоканальных аудиоинтерфейсов.

Прежде всего следует сказать, что на коробках многих современных звуковых карт имеется надпись «многоканальный выход» или что-нибудь в этом роде. Однако, как правило, наличие на мультимедийных звуковых картах четырех, пяти или даже шести выходов означает не что иное, как поддержку режима декодирования окружающего звука. Использовать такие выходы иным образом без внесения изменений в конструкцию звуковой карты, к сожалению, не удастся.

Конечно, можно установить две или даже три звуковые карты в один компьютер, но работать с подобной системой будет не очень удобно, да и системые ресурсы компьютера небезграничны. К тому же стоимость такого решения при использовании более-менее приличных плат будет не намного ниже, чем в случае приобретения одной многоканальной.

Для чего нужны многоканальные аудиоинтерфейсы

Необходимость использования многоканального аудиоинтерфейса может быть вызвана различными причинами. Например, для работы с профессиональными видеомагнитофонами, имеющими четыре дорожки, требуется четыре физических входа и выхода. Многие музыканты используют внешнюю аппаратуру - модули обработки, синтезаторы и т.п., и для того, чтобы с этими устройствами можно было работать в режиме реального времени, также понадобятся дополнительные физические входы и выходы.

Разновидности многоканальных аудиоинтерфейсов

По сложившейся в индустрии звукозаписи традиции количество каналов в профессиональных устройствах кратно четырем. Если говорить о компьютерных аудиоинтерфейсах, то обычно это четырех- или восьмиканальные системы. Встречаются также модели, имеющие разное количество входов и выходов (например, младшие модели звуковых карт Echo имеют два входа и восемь выходов).

Конструктивно многоканальные аудиоинтерфейсы чаще всего выполнены из двух компонентов - платы, устанавливаемой в слот PCI, и внешнего коммутационного блока, подсоединяемого к плате при помощи специального кабеля. Существуют и решения для мобильных компьютеров, в которых вместо карт PCI используются адаптеры формата PC Card, подключаемые к внешнему коммутационному блоку. Однако подобные изделия относятся скорее к разряду экзотических, поскольку стоимость таких адаптеров значительно выше, чем аналогичных решений на базе плат PCI. К тому же характеристики далеко не каждого ноутбука позволят эффективно использовать возможности многоканального аудиоинтерфейса.

На внешнем блоке располагаются разъемы входов и выходов, а в некоторых случаях и дополнительные органы управления (регуляторы и переключатели) и индикации. В таких изделиях вы не встретите разъемов minijack - как правило, коммутация внешних аналоговых приборов производится при помощи RCA («тюльпанов»), полноформатных четвертьдюймовых «джеков» или разъемов XLR. Карты профессионального класса обязательно оснащаются симметричными аналоговыми входами и выходами. Довольно часто наряду с аналоговыми предусмотрены и цифровые входы и выходы электрического коаксиального и/или оптического интерфейса S/PDIF. В устройствах подобного класса стандартом де-факто стала работа с цифровым сигналом формата 96 кГц/24 бита. Существуют также модели, поддерживающие ввод и вывод многоканального цифрового потока (например, в формате ADAT ). В некоторых случаях устанавливается профессиональная версия цифрового интерфейса - AES/EBU (или по крайней мере предусматривается возможность его подключения).

Довольно часто многоканальные звуковые карты оснащаются интерфейсом MIDI. Для применений, требующих при работе синхронизации с внешними устройствами, весьма полезным будет наличие BNC-разъема Word Clock.

Ниже приведены краткие описания бюджетных решений для персональных и домашних студий, предлагаемых на данный момент наиболее известными производителями. Верхняя ценовая планка описываемых устройств составляет 550 долл. (по розничным ценам на российском рынке).

Aardvark

Аудиоинтерфейсы фирмы Aardvark (http://www.aardvark-pro.com/) хорошо известны среди профессионалов, поскольку зарекомендовали себя как очень качественные и надежные устройства. Пожалуй, единственным их недостатком была весьма высокая цена. Однако относительно недавно появилась и вполне бюджетная модель - Aardvark Direct Pro LX6 (500 долл.).

Direct Pro LX6 выполнена в виде платы PCI и внешнего коммутационного блока, которые соединяются между собой двухметровым кабелем. На внешнем блоке расположены четыре симметричных аналоговых входа (на четвертьдюймовых разъемах «джек») и шесть аналоговых выходов, четыре из которых также являются симметричными (на четвертьдюймовых разъемах «джек»), а еще два - несимметричными (на разъемах RCA). Судя по надписи Monitor, эти два выхода предназначены для подключения к контрольному тракту (мониторам). На передней панели находится разъем для наушников с регулятором громкости, который заодно управляет уровнем сигнала на мониторном выходе. Также предусмотрен интерфейс MIDI, представленный двумя разъемами: входом и выходом. Разъемы RCA входа и выхода цифрового электрического интерфейса S/PDIF находятся на заглушке самой платы.

В Direct Pro LX6 используются АЦП и ЦАП, работающие с частотами дискретизации до 96 кГц и разрядностью до 24 бит. Уровень каждого входа можно переключать между значениями +4 dBu и –10 dBV (в последнем случае вход работает в несимметричном режиме). Диапазон настройки чувствительности входов составляет 30 дБ и настраивается из программной панели управления. Обеспечивается одновременная запись с четырех входов (это может быть как четыре аналоговых входа, так и сочетание двух аналоговых и двух цифровых).

Одной из отличительных особенностей Direct Pro LX6 является наличие встроенного процессора эффектов, который позволяет производить обработку звука в режиме реального времени. В частности, имеются компрессор, трехполосный эквалайзер для каждого канала и мастер-ревербератор, общий для всех каналов. Данные эффекты могут применяться как для обработки записываемого сигнала, так и только для мониторов.

Echo

Производство профессиональных и полупрофессиональных аудиоинтерфейсов является основной сферой деятельности Echo Digital Audio Corporation2 (http://www.echoaudio. com/). Названия моделей производимых ею звуковых карт весьма оригинальны, поскольку представляют собой не что иное, как женские имена.

Если говорить о бюджетных многоканальных устройствах, то на данный момент они представлены двумя моделями - Darla24 (395 долл.) и Gina24 (450 долл.). Несмотря на то что в июне текущего года было объявлено о прекращении выпуска Darla24, эта модель еще встречается в продаже.

Обе системы конструктивно выполнены в виде платы PCI и внешнего блока, соединяемого с платой при помощи специального кабеля, и позволяют работать с цифровым звуком в формате 96 кГц/24 бита. Они оснащены двумя симметричными аналоговыми входами и восемью симметричными аналоговыми выходами (выполненными на четвертьдюймовых разъемах «джек» и расположенными на внешнем коммутационном блоке). ЦАП и АЦП этих карт выполнены по 24-разрядной архитектуре со 128-кратной передискретизацией, а процедуры обработки цифрового сигнала возложены на специализированный процессор Motorola.

Более дорогая Gina24 помимо работы с аналоговым звуком обеспечивает также ввод и вывод сигналов в цифровом виде. На ее внешнем блоке имеются вход и выход электрического коаксиального интерфейса S/PDIF (на разъемах RCA), а также вход и выход цифрового оптического интерфейса ADAT. Кроме того, в отличие от Darla24, на передней панели коммутационного блока предусмотрен выход на наушники, оснащенный регулятором громкости.

M-Audio

Эта торговая марка принадлежит известной фирме MIDIMan (http://www.midiman.com/). Благодаря быстрой реакции на изменение конъюнктуры рынка этой фирме удается быстро заполнять свободные ниши рынка профессионального и полупрофессионального аудиооборудования. Многоканальные аудиоинтерфейсы M-Audio бюджетной серии представлены двумя моделями - Delta 44 и Delta 66 .

Delta 44 (290 долл.) оснащена четырьмя аналоговыми входами и четырьмя аналоговыми выходами (на четвертьдюймовых разъемах «джек»), которые могут работать как в симметричном, так и в несимметричном режиме. Разъемы вынесены на внешний коммутационный блок, соединяемый с платой при помощи специального кабеля. Обеспечивается работа с сигналом формата 96 кГц/24 бита в полнодуплексном режиме.

Delta 66 (390 долл.) имеет схожую конструкцию, но наряду с четырьмя парами аналоговых входов/выходов оснащена и цифровым интерфейсом. Разъемы RCA входа и выхода электрического коаксиального цифрового интерфейса S/PDIF установлены непосредственно на заглушке платы.

В комплекте поставки плат Delta 44 и Delta 66 имеются драйверы ASIO, ASIO 2.0, GSIF, EASI и MME.

Коммутационные возможности плат серии Delta можно расширить при помощи блока MIDIMan Delta OMNI I/О (259 долл.). Вы получаете два входа с высококачественными микрофонными усилителями, четыре дополнительных стереовхода, линию для подключения внешних эффектов, два выхода для подключения наушников и индикаторы. Приобретение блока Delta OMNI I/О во многих случаях позволит отказаться от использования дополнительного микшерного пульта.

Marian

Четырехканальные полупрофессиональные аудиоинтерфейсы немецкой компании Marian (http://www.marian.de/) серии MARC 4 привлекательны прежде всего своей ценой - 255 долл. В отличие от большинства остальных рассматриваемых в этом обзоре изделий все разъемы плат Marian MARC 4 расположены непосредственно на заглушке. Две пары аналоговых несимметричных входов и выходов выполнены на четвертьдюймовых разъемах «джек». Используемые в этих платах АЦП и ЦАП производства АКМ обеспечивают работу с сигналом формата 96 кГц/24 бита.