Не работает вентилятор бытовой. Не включается напольный вентилятор, что делать

Как правило, вентиляторы используются продолжительное время без перерывов. Вследствие этого возникают определенные проблемы. Поломки могут быть малыми или большими. В данном случае необходимо знать, как сделать первичный осмотр. После этого можно будет думать о том, как сделать ремонт вентилятора. Однако в первую очередь нужно ознакомиться с устройством обычной напольной модели.

Устройство вентилятора

Непосредственно процесс охлаждения осуществляется благодаря вращению лопастей. Крепятся они на специальном вале. В данном случае он приводится в движение с помощью мотора. Используются электродвигатели различной мощности, однако по конструкции они являются довольно схожими. В свою очередь, блоки управления сильно отличаются.

Для запуска электродвигателей используются статоры. Вал вентилятора располагается на кривошипах. Фланцы у моделей служат опорой для контактных колодок. Дополнительно в некоторых вентиляторах имеется такой элемент, как редуктор. Иногда он устанавливается с прижимной планкой для фиксации.

Ремонт мотора

Мотор в устройстве часто ломается из-за перегревов. Ремонт вентилятора радиатора в данном случае необходимо начинать с первичного осмотра модели. Для этого потребуется отсоединить крышку, которая удерживает колпачок. Далее следует снять защитную решетку. После этого необходимо открутить фланец. В некоторых моделях это делать необязательно.

В данной ситуации многое зависит от конструкции вентилятора. Фиксируется электродвигатель в корпусе чаще всего на четыре болтах. После отсоединения мотора нужно осмотреть его контакты. Если на них видны потемнения, значит, проблема однозначно заключается в нем. Чтобы решить данную задачу, придется приобрести новый электродвигатель и установить его на место.

Проблемы с конденсатором

Конденсаторы в устройствах чаще всего ломаются из-за резких скачков напряжения в сети. Ремонт вентилятора охлаждения в этой ситуации нужно стандартно начинать с откручивания крышки. Мотор устройства придется отсоединять в первую очередь. Находится конденсатор во многих вентиляторах за центральным фланцем. Для того чтобы добраться до него, потребуется раскрутить полностью блок питания.

В некоторых случаях будет мешать еще кривошип. В этой ситуации сначала снимается фланец. Работоспособность конденсатора проверить можно только при помощи тестера. В данном случае оценивается сопротивления на проводниках. Если значение на приборе превышает 50 Ом, значит, конденсатор придется заменить.

Проверка обмотки статора

Проблемы с обмоткой статора считаются очень серьезными. Ремонт вентилятора отопителя в этой ситуации придется начинать с осмотра непосредственно двигателя. При перегорании статора конденсатор также может выйти из строя. Если контакты электродвигателя не перегоревшие, значит, он цел.

Следующим шагом проверяется непосредственно конденсатор при помощи тестера. Когда статор неисправен, во время работы он сильно дымит. Также следует учитывать, что указанный элемент может быстро нагреваться. В любом случае его придется полностью менять. Для этого необходимо приобрести аналогичный товар в магазине.


Ремонт блока управления

Блоки управления в вентиляторах устанавливаются самые различные. Чаще всего в них ломаются червячные передачи. В таком случае ремонт блока вентиляторов следует начинать со снятия контактной колодки. Трогать электромотор при этом нет необходимости. Находится чаще всего под центральным фланцем. В некоторых случаях путь к нему перегораживает подкладка, которую можно снять. Далее, чтобы сделать ремонт блока управления вентилятором, потребуется полностью скрутить вал при помощи отвертки.

Следующим шагом можно будет сразу снять блок. Чтобы осмотреть червячную передачу, придется скрутить заднюю крышку. Далее можно будет увидеть под ней вал контакта. Проверяется он при помощи тестера. Параметр сопротивления не должен превышать 50 Ом. В противном случае блок управления ремонту не подлежит.

Замена ротора

Ротор ломается в вентиляторах довольно редко. Одной из причин этого может быть перегрев электромотора. В такой ситуации ремонт следует начинать с отсоединения крышки. Располагается ротор, как правило, на специальной прокладке. Иногда он может находиться за валом. В любом случае придется снимать электродвигатель при помощи отвертки.

Далее следует осмотреть провод, который идет от ротора. Если пайка в порядке, значит, его следует аккуратно отсоединить. Крепится он обычно на двух винтах. Чтобы заменить ротор, необходимо приобрести аналогичный товар. Прокладку в данном случае можно использовать старую. При закреплении электромотора следует убедиться в том, что он не соприкасается с ротором.


Ремонт диффузора

Диффузор является неотъемлемой частью блока управления. Ломается он обычно из-за того, что скручивается регулятор. В данном случае ремонт вентилятора следует начинать со снятия верней крышки. Электромотор трогать при этом нет необходимости. Однако для удобства центральный фланец легче всего сразу отсоединить. В противном случае блок управления на прежнее место будет проблематично установить. После отсоединения регулятора следует извлечь непосредственно блок управления.

Диффузор на нем располагается с задней стороны. В некоторых случаях он крепится на специальный фиксатор. Для того чтобы его достать, нужно просто поддеть основание элемента ножом или отверткой. После этого его можно осмотреть. Меняют отдельно диффузор очень редко. В магазинах он, как правило, продается вместе с блоком управления.

Проблемы с лопастями

Лопасти у вентилятора изготовлены всегда из пластика. Если посторонний предмет во время работы устройства попадает за сетку, то их можно легко повредить. В данном случае ремонт вентилятора своими руками производится очень просто. Заднюю крышку устройства снимать нет необходимости. В первую очередь следует осмотреть непосредственно зажим защитной сетки. В основном она удерживается пластиковым колпачком. Скрутить ее довольно просто руками. После этого появится возможность снять

Следующим шагом придется отсоединить подкладку, которая удерживает лопасти. Сделать это также можно без использования специального инструмента. При серьезной деформации лопастей их проще заменить. Если говорить о малом трении детали об решетку, то все можно попробовать исправить вручную. В этом плане пластик иногда поддается, и лопасть можно установить на прежнее место без проблем.


Неисправности с фланцем

Фланцы, как правило, в вентиляторах устанавливаются пластиковые. Если устройство падает, то они могут легко поломаться. В данном случае ремонт вентилятора придется начинать с откручивания задней крышки. Если рассматривать простые модели, то фланцы у них, как правило, располагаются возле электромотора. Однако есть модификации, где они находятся у самого вала. В первом случае блок управления снимать нет потребности. Однако придется скрутить в первую очередь кривошип.

Далее снимается После этого потребуется отсоединить переключатель. Фланец крепится в основном на панели при помощи винтов. Если он сильно деформирован, то его проще всего поддеть отверткой. Однако если повреждения несерьезные, то его можно легко скрутить. Если говорить про модели, где фланец установлен возле блока управления, то там следует поступать иначе.


В первую очередь в вентиляторе высвобождается Далее скручивается непосредственно блок управления. Следующим шагом нужно снять прокладку, которая находится рядом с ротором. Крепиться фланец в данном случае должен на двух винтах. Чтобы заменить его, потребуется в сервисном центре заказать аналогичную деталь.

Вылет кривошипа

Вылет кривошипа, как правило, сопровождается проблемами с валом. В этой ситуации ремонт вентилятора нужно начинать со снятия крышки. Далее потребуется заняться статором, который находится рядом с электромотором. Иногда он может фиксироваться на специальной платформе. В любом случае нужно скрутить гайки ключом. Далее будет виднеться в вентиляторе непосредственно вал, под которым располагается кривошип.

Если он деформирован, значит, его нужно в первую очередь снять. Делаются кривошипы в основном из нержавейки. Выпрямить их человек способен самостоятельно. Однако данная деталь по размерам очень мала, и в данной ситуации легче воспользоваться тисками. Если эту проблему не удалось решить самостоятельно, значит, придется обращаться в сервисный центр.


Поломка переключателя скорости

Поломка переключателя скорости часто сопровождается повышенной шумливостью устройства. В этой ситуации ремонт следует начинать с осмотра регулятора. Располагается данный элемент возле блока управления. Для того чтобы до него добраться, нужно просто скрутить заднюю защитную крышку.

После этого появится возможность снять контактную колодку, которая перегораживает блок управления. Прижимную планку в этой ситуации можно не трогать. Однако в зависимости от конструктивных особенностей модели план ремонта может немного меняться. После снятия блока управления осматривается непосредственно регулятор.

Бывает, что проблема заключается в отсоединении проводника. В таком случае задачу можно решить с помощью Однако переключатель скорости также может сгореть, и тогда его придется заменить. Заказать указанный компонент вентилятора можно через сервисный центр. Также всегда есть возможность обратиться за помощью в мастерские.

Вентилятором называется устройство, создающее поток воздуха для охлаждения или его циркуляцию для устранения неприятных запахов или удаления вредных веществ. Вентиляторы в быту применяются в качестве:

  • настольных или напольных приборов для создания комфортных условий в жаркое время;
  • вытяжных устройств на кухнях, ванных и санузлах;
  • в компьютерной технике для охлаждения силовых узлов: блока питания, процессора, жестких дисков, а также для вентиляции корпуса;
  • в сварочных инверторах для охлаждения силовых электронных компонентов.

Вентиляторы выходят из строя, но не во всех случаях нужно торопиться с походом в специализированную мастерскую. Стоимость ремонта некоторых изделий иногда соизмерима с затратами на покупку новых. Поэтому целесообразнее попробовать их отремонтировать своими руками.

Ремонт вентилятора своими руками

Признаками неисправности механической части вентилятора являются:

  • посторонние шумы при работе;
  • снижение скорости вращения, при этом вращение вала выключенного прибора рукой происходит с усилием;
  • полная остановка , при которой вращение вала вентилятора рукой невозможно или требует значительных усилий.

К электрическим неисправностям относятся:

  • срабатывание защитных устройств (автоматических выключателей) при включении вентилятора;
  • запахи горелой или перегретой изоляции при работе;
  • снижение скорости вращения при свободном вращении вала выключенного прибора;
  • перебои в работе при изменении режимов.

Несвоевременно устраненные механические неисправности прогрессируют в развитии и приводят к возникновению электротехнических проблем. Длительная работа вентилятора с заклиниванием на валу приводит к перегреву и выходу из строя обмоток электродвигателя. Разболтанный подшипник позволяет валу двигателя совершать перемещения в радиальном направлении, которые приводят к повреждению обмоток статора.

Поэтому при обнаружении признаков неисправности нужно незамедлительно заняться ее устранением.

Устранение механических неисправностей

Бытовые вентиляторы не имеют в своем составе подшипников качения или им подобных, которые заменяются в случае выхода из строя. В них устанавливают подшипники скольжения , вал вращается во втулках из бронзы. Они навсегда запрессованы в корпус. Но, даже если их оттуда вынуть, то заменить будет нечем. Во поэтому нужно своевременно смазывать такие подшипники. Стоит им некоторое время поработать «на сухую», и зазор между валом и подшипником увеличится. Это приведет к осевому биению вала, в результате – посторонний шум, снижение оборотов и увеличение скорости износа подшипника. Особенно это фатально для компьютерных кулеров.

Для смазки используется машинное масло , но лучше применять веретенное . Если в доме есть швейная машинка, то масло для ее смазки – лучший вариант для подшипников вентиляторов. Для смазки вентилятор нужно разобрать, чтобы добраться до подшипников. У кулеров и некоторых вытяжных вентиляторов достаточно отклеить защитную пленку с одной из сторон.

Обратите внимание на наличие загрязнений подшипника. В некоторых случаях придется разобрать узел, почистить его, а затем – собрать и смазать. Не нужно наносить много смазки: подшипнику для нормальной работы достаточно одной-двух капель. Остальное будет разбрызгано по всему корпусу при первом же пуске. Капли масла внутри корпуса неплохо собирают пыль.

Если после смазки все равно наблюдается шум при работе, биение вала, то изделие придется выбросить. Заменить подшипник скольжения не получится.

Устранение неисправностей электрической части вентилятора

При полной остановке вентилятора нужно проверить исправность сетевого шнура и переключателей режима работы. Для этого потребуется мультиметр. Лучший метод проверки шнура питания – измерить напряжение на входном клеммнике вентилятора или в местах подключения шнура к его внутренним элементам. Соблюдайте осторожность при проверке: не касайтесь руками участков, находящихся под напряжением. После проверки сразу же удалите вилку из розетки.

Исправность переключателей проверяют, измеряя их сопротивление в положении «включено». Они могут выйти из строя при частой коммутации. Лучше всего сразу измерить напряжение на электродвигателе, но для этого нужно знать электрическую схему вентилятора. А также – принцип его работы и управления скоростью вращения.

Регулировка оборотов осуществляется переключением выводов от двигателя. В этом случае одна из его обмоток имеет ряд отводов (отпаек), переключением которых изменяется количество витков на статоре. При такой схеме нужно измерять до и после переключателя, чтобы выяснить, исправен ли он. Если напряжение ест, а двигатель не вращается, нужно измерить сопротивление его обмоток. Если прибор показывает обрыв, значит, в неисправности виновен двигатель.


Еще один элемент, неисправность которого приводит к остановке вентилятора – это фазосдвигающий конденсатор . В схемах, где он применяется, электродвигатель имеет две обмотки. Одна из них подключена к сети питания напрямую, а другая – через конденсатор, выполняющий сдвиг напряжения на ней по фазе на 90 градусов.


При неисправности конденсатора обмотка либо не получает питания, либо сдвига по фазе не происходит. В обоих случаях электродвигатель вращаться не будет. Проверить исправность конденсатора можно мультиметром в режиме измерения сопротивления. При этом нужно выбрать самый большой предел измерений. Конденсатор перед подключением прибора нужно разрядить, замкнув его выводы между собой.

Если в момент касания щупами мультиметра кратковременно появляются показания, а затем он показывает «обрыв», то конденсатор исправен. Если его показания равны нулю или бесконечности и не меняются, то конденсатор вышел из строя и требует замены.

Рабочее напряжение нового конденсатора не должно быть меньше, чем у заменяемого, а емкость – соответствовать исходной. Ее величину рассчитывают применительно к параметрам обмотки электродвигателя, если ее изменить, то угол сдвига фаз будет больше или меньше 90˚, и вентилятор не запустится, либо будет вращаться медленнее.

Внимание, не перепутайте выводы обмоток. Перед отключением отмаркируйте провода и зарисуйте, как они были подключены. Дополнительно сфотографируйте узел перед разборкой.

При обнаружении обрывов обмоток электродвигателя ремонт заканчивается. Можно попробовать отыскать место обрыва или убедиться в том, что обмотка сгорела (на это указывает потемнение цвета изоляции ее проводов). Но перемотка современных бытовых устройств экономически нецелесообразна, а чтобы провести ее в домашних условиях нужно обладать профессиональными навыками обмотчика. Поэтому устройства со сгоревшими электродвигателями можно выкинуть без угрызений совести.

Это же касается неисправностей электронных устройств регулировки оборотов вентиляторов.

Когда наступает самое жаркое и знойное время года — лето, мы все вспоминаем о спасительном приборе, который пылится у нас на балконе, в кладовке или на веранде, о электрическом вентиляторе. Он, конечно, уступает своему более дорогому собрату — кондиционеру в охлаждении квартиры и самого человека, но лучше синица в руках, чем журавль в небе, да и кондиционеров в каждой комнате не наставишься.

После того, как мы достали вентилятор, протерли его тряпочкой, включили в розетку, он начинает у нас трудиться день и ночь на благо спасения человечества от зноя. Но как и все приборы, а особенно электрические их собратья, вентилятор в один прекрасный день, как обычно, самый жаркий, выходит из строя. Можно, конечно, сразу побежать в магазин и купить новый, но зная качество данного товара китайского производства, бегать придется часто. Есть выход и из этой ситуации — это самостоятельный ремонт данного бытового электроприбора. Ничего страшного в этом нет, была бы голова на плечах, да руки росли из нужного места.

Единственный вариант, когда не стоит даже приступать к ремонту своими силами — это когда вентилятор при работе начал искрить и из него пошел дым с запахом сгоревшей изоляции. В большинстве случаев это говорит о том, что произошел перегрев электродвигателя, изоляция обмоточного провода «потекла» и произошло короткое замыкание обмотки. Ремонт в данном случае есть двух вариантов — установка нового двигателя, что сравни покупке нового прибора или перемотка мотора, что также нереально, если, конечно, вы не обладаете хотя бы кратким курсом «Электротехники».

Итак, рассмотрим варианты, когда мы можем своими руками отремонтировать бытовой вентилятор. Стоит отметить, что вентиляторы бывают двух типов — напольные и настольные. Разницы в устройстве у них особой нет, поэтому заострять внимание отдельно на каком-то типе не будем. Мы будет говорить об вентиляторе напольном.

Поломок данного устройства по «разгону» горячего воздуха по квартире может быть две — крыльчатка либо вообще перестала вращаться, либо вращается очень медленно и при этом слышен неестественный гул мотора.

Инструменты, которые могут понадобиться для ремонта:

— отвертки (крестовая и плоская);
— плоскогубцы (пассатижи);
— тряпочка и мягкая щетка;
— машинное масло (машинка швейная);
— контрольная лампа или электротестер;
— паяльник.

Начнем ремонт данного бытового электроприбора с поиска причин поломки в электрике .

Прибор включен в розетку, но не работает и не горит красная лампочка «Сеть». В этом случае первым делом проверяем исправность самой розетки. Это можно сделать либо подключив к ней другой электроприбор, либо подключив вентилятор к другой розетке. Если все в норме, то проверяем шнур (провод). Открываем заднюю крышку прибора, находим первые контакты, к которым подсоединен шнур и с помощью отвертки-индикатора, контрольной лампочки или тестера проверяем наличие напряжения. Если оно отсутствует, то проблема в питающем проводе или вилке.

Если лампочка «Сеть» горит, но вентилятор все равно не работает. Причина может быть в системе кнопок или в регуляторе скорости. Проверяем кнопки, они устроены как обычные выключатели, т.е. когда «выкл.», то нет напряжения на выходе и соответственно «вкл.» — напряжение должно быть. Если одна из кнопок вышла из строя, то соедините электрическую цепь минуя ее.


С регулятором скорости вращения дела обстоят сложнее. Ставим его на максимальную скорость и проверяем напряжение на выходе. Если он испорчен, то также «холостим» электроцепь. Т.е. вентилятор будет работать без него.

Теперь приступаем к механическим неисправностям бытового электроприбора. Это когда электричество в норме, а крыльчатка все равно не хочет вращаться.

Порядок разборки вентилятора:


— отключаем вентилятор от электросети и снимаем защитную сетку;
— откручиваем аккуратно крепежную гайку и снимаем лопасти вентилятора с оси;
— с тыльной стороны прибора откручиваем гайку и снимаем заднюю решетку корпуса;
— выкручиваем все винты в передней части корпуса;
— на задней стенке выкручиваем винт, который, собственно говоря, и крепит кожух;
— теперь мы видим, что вентилятор состоит из 3-х частей: крыльчатки, электродвигателя и редуктора;
— открутите шурупы и отсоедините редуктор от двигателя;
— откручиваем винты, крепящие крышки двигателя;
— аккуратно снимаем крышки вдоль оси, сохраняя целостность прокладок.

Вентилятор разобран, теперь приступаем к ремонту:

— с помощью тряпочки удаляем грязь и мусор из крышек и статора двигателя;
— хорошо протираем места посадки и трения подшипников, удаляем старую смазку (можно использовать бензин или растворитель);
— в крышке подшипника имеется отверстие, в которое необходимо капнуть масло из масленки (если таковой нет, то возьмите медицинский шприц, наберите в него немного масла, наденьте иглу и используйте);
— смазка должна быть только жидкой!;
— тщательно протираем весь редуктор от имеющейся в нем смазки, именно она и является частой причиной заклинивания вентилятора!

Собираем вентилятор в обратной последовательности. Удачи в борьбе с жарой!

При поломке бытового вентилятора, как настольного, так и напольного, не спешите сразу везти его в ремонт, а тем более выбрасывать. Скорее всего, возникла простая неполадка, и ремонт вентилятора вы сможете произвести самостоятельно.

Бытовой вентилятор не отличается сложностью конструкции, и принцип его устройства можно увидеть на рисунке ниже.

Если внимательно посмотреть на рисунок, то становится понятно, что выйти из строя в аппарате могут электродвигатель, редуктор, кривошип, переключатель скорости вращения и пропеллер, создающий поток воздуха.

Главное отличие настольного кулера от напольного – это высокая стойка в напольном варианте. В остальном конструкции идентичны.

Итак, основные неисправности, которые вы можете наблюдать у приобретенного вами кулера:

  • агрегат не включается, сетевая лампочка не горит;
  • аппарат не работает, но лампочка горит;
  • лопасти кулера плохо вращаются;
  • агрегат не поворачивается в стороны;
  • кулер издает гудение и не вращается.

Агрегат не включается

В этой ситуации может быть 2 варианта: лампочка, означающая готовность агрегата к работе, может загораться или нет. В зависимости от этого, алгоритм диагностики поломки будет отличаться.

Лампочка не горит

Если после включения аппарата в розетку не загорается лампочка, расположенная на его корпусе, и он не запускается, то, первым делом, необходимо проверить, есть ли напряжение в розетке . Делается это просто: возьмите любой электроприбор и включите в эту розетку. Если прибор заработал, значит, нужно искать неисправность в электрической вилке и шнуре.

Для проверки вилки, раскрутите ее и проверьте надежность подсоединения проводов к клеммам. Чтобы проверить кабель, необходимо отсоединить его от контактной колодки аппарата и “прозвонить” тестером. При обнаружении обрыва в жилах кабеля, его следует заменить.

Лампочка горит

Причина такого поведения агрегата, когда горит индикаторная лампочка, но при этом не работает вентилятор, и не слышно никаких звуков, может быть вызвана поломкой блока с кнопками . Для проверки кнопок потребуется разобрать кнопочный блок, находящийся на стойке напольного вентилятора или подставке у настольного аппарата. Но, перед тем, как разобрать аппарат, убедитесь, что он выключен из розетки.

Работа кнопок очень проста: есть положение “вкл” и “выкл”. Необходимо с помощью тестера проверить “выход” и “вход” на каждой клавише.


При обнаружении неисправной кнопки, отремонтировать ее не получится. Поэтому переключатель следует заменить или сделать соединение напрямую. Такой подход к решению проблемы поможет запустить агрегат в работу, если вы находитесь далеко от магазина, например, на даче.

Неисправные переключатели скорости также могут являться причиной, почему не включается вентилятор. Чтобы проверить регулятор, потребуется поставить его в максимальное положение и проверить “вход” и “выход” с помощью того же тестера.

Лопасти кулера плохо вращаются

В случае, когда вентилятор не тянет и плохо гонит воздух, потребуется разобрать корпус, в котором находится мотор. Иногда тот факт, что не крутится пропеллер, может сигнализировать о недостаточности смазки в подшипнике скольжения, установленного в электродвигателе.

Разборка вентилятора происходит следующим образом.



Вентилятор не поворачивается в стороны

Как починить напольный вентилятор, если он перестал крутиться (поворачиваться) по сторонам? Все дело в кривошипе , крепежные винты которого могут ослабиться или выкрутиться. Чтобы узнать это, потребуется разбирать корпус мотора. Если при работе агрегата повороты корпуса происходят с задержкой или полной остановкой, то следует проверить шестеренки в редукторе на предмет зацепления. Также необходимо проверить сам переключатель редуктора, а именно – перемещение его вверх и вниз.

Разберите редуктор и извлеките главную шестеренку. Вал также придется вытягивать. Нанесите смазку на все подвижные элементы и соберите редуктор. Если шестерни сильно износились, они требуют замены, хотя найти аналоги сломавшихся деталей для вентилятора довольно сложно. В таком случае, придется собрать агрегат без редуктора и пользоваться кулером в обычном режиме, когда воздушные массы будут двигаться в одном направлении.

Кулер издает гудение и не вращается

Случаи, когда не крутится вентилятор, и при этом мотор гудит, встречаются довольно часто. Причин, вызывающих данную поломку, может быть несколько:

  • отсутствие смазки на подшипниках (что делать, говорилось выше);
  • выход из строя конденсатора;
  • неисправность электродвигателя.

Выход из строя конденсатора

Ремонт напольного вентилятора в данном случае сводится к проверке емкости конденсатора с помощью тестера. Чтобы добраться к радиодетали, потребуется разобрать корпус мотора. Подробное описание, как разобрать корпус, было приведено выше. После снятия кожуха вы увидите конденсатор, закрепленный на двигателе.




У представленного прибора емкость конденсатора равняется 0,85 микрофарад. По этой причине, на приборе необходимо выставить значение в пределах от 2 микрофарад до 200 нанофарад, как показано на рисунке ниже.


В данном случае, после подключения конденсатора к прибору видно, что его емкость равняется 0,841 микрофарад. Если учесть погрешность ± 5%, то емкость радиодетали находится в пределах нормы, и она не является причиной того, что кулер перестал работать.


Неисправность двигателя

При ремонте вентилятора своими руками, в поисках поломки также необходимо “прозвонить” электродвигатель. Если он неисправен, то аппарат включаться не станет и будет издавать гудение. Необходимо измерить сопротивление на двух обмотках статора , предварительно отсоединив провода, идущие к ним, как показано на следующем рисунке.


Как видно, сопротивление также находится в пределах нормы, поскольку его значение равняется 1215 Ом (1,2 кОм). В противном случае, аппарат загудит, но не включится. В такой ситуации потребуется перемотка двигателя в специальной мастерской.

Аппарат сильно шумит

Поскольку пропеллер агрегата, главная задача которого - создавать поток воздуха, делается из пластика (не всегда качественного), то велика вероятность деформации последнего. Обычно это происходит, если агрегат оставить на долгое время под прямыми солнечными лучами, или возле источника высокой температуры. При деформации нарушается равновесие между лопастями, что и вызывает сильную вибрацию и шум при нормальном потоке воздуха.

Также вибрация вала может появляться из-за разболтавшейся от длительной эксплуатации втулки подшипника скольжения.

Нередко при падении аппарата, когда лопасти крутятся, деформируется защитная решетка . При ударе о нее вращающегося пропеллера, одна из лопастей может сломаться.

Подводя итог, можно сказать, что в разных моделях вентиляторов основные узлы и управляющие элементы могут выглядеть по-другому. Но принципы диагностики и устранения неисправностей от этого не меняются.

Для многих регионов привычна жара не только в летнее время, но и в первый месяц осени. Но, не все вентиляторы готовы работать весь квартал без перерыва. В результате вы лишаетесь долгожданной прохлады. Что делать, если не работает бытовой вентилятор?

С чего начать?

Если не работает домашний вентилятор, то его можно проверить, даже не разбирая. Для этого нужно прозвонить проводку устройства, прямо от его кнопки. Смотрим на показатель сопротивления. Для рабочей обмотки он не должен быть равен нулю или быть слишком высоким. Чтобы прозвонить пусковую обмотку, необходимо добраться до конденсатора. Понятно, что если одна из них не функционирует, то не следует рассчитывать на нормальную работу вентилятора.

Далее осмотрите шнур устройства. Исправна ли вилка, целый ли сам кабель. С помощью индикаторной отвертки можно проверить, поступает ли ток к первому соединению на приборе. Если слышен гул или шум при работе вентилятора, то необходимо его смазать с помощью литола или солидола.

Если внешний осмотр не привел к починке вентилятора, то приступаем к изучению отдельных деталей. Один из важных элементов – конденсатор. Лучше всего его проверять с помощью мультиметра. Для этого его придется предварительно выпаять. Но, и внешний осмотр вам скажет о многом. Если конденсатор подтек или вы обнаружили следы коррозии, то можете смело менять его на новый.


Как починить электродвигатель?

Продолжаем дальше искать причины неисправности вентилятора. Все, конечно, зависит от симптомов «пациента». Если ваш вентилятор пахнет горелой пластмассой и извергает искры, то следует проверить электродвигатель. Для этого придется разбирать прибор. Первым делом выполните смазку подшипников. Для этих целей подойдет машинное масло. Возможно, на этом этапе ремонтные работы закончатся.

Почему еще может не работать вентилятор? Произошел обрыв обмотки статора. Проверить гипотезу легко. Запустите вручную лопасти прибора. Для этого толкните их резко рукой по часовой стрелке. Не забудьте сразу же убрать пальцы, иначе заработаете травму. Если вентилятор начал крутится, то «диагноз» подтвердился. Одна из обмоток статора сгорела. Чтобы найти какая из них, прозвоните их все мультиметром. Если подсчитать ремонт обмотки и стоимость бюджетного прибора, то она будет равной. Стоит подумать, что лучше отремонтированный или новый вентилятор.

Если решились на покупку прибора, то не запускайте его. Очищайте периодически двигатель от грязи, а также смазывайте детали устройства. Такие простые методы помогут продлить службу любого вентилятора.