Как называется знак косой черты. Обратная косая черта

Косая черта - это знак, который можно набрать на клавиатуре компьютера. Он используется в Интернете, в системе Windows, программировании, математике и русском языке. Еще этот символ называется слеш (slash) и выглядит как прямая линия, наклоненная вправо:

А черта, наклоненная в другую сторону, называется бэкслеш (backslash):

Как набрать косую черту на клавиатуре

Изначально в русской клавиатуре не было этого символа, так как в основном он использовался в адресах Интернета и программировании, а там нужно печатать только английскими буквами. Но со временем слеш и бэкслеш появились и в русской раскладке, так как стали использоваться в текстах.

Косая черта расположена на клавиатуре в нескольких местах:

  • Возле правой клавиши Shift на английской раскладке
  • В цифровой части клавиатуры независимо от раскладки и регистра
  • Над кнопкой Enter или слева от нее (набирать нужно вместе с Shift)

Обратная косая черта обычно находится слева или над кнопкой Enter. Также она может быть между левым Shift и буквой Z (Я).

Как еще можно набрать слеш и бэкслеш

Существуют альтернативный способ набора этих символов. Сначала нужно убедиться, что включен NumLock. Для этого просто попробуйте напечатать цифры через правую цифровую часть клавиатуры. Если они набираться не будут, тогда нужно нажать кнопку NumLock один раз.

Для набора косой черты зажимаем клавишу Alt и набираем на цифровой клавиатуре сначала 4 затем 7, после чего отпускаем Alt.

Обратный слэш можно напечатать таким же способом, только вместо 4 и 7 набирать 9 и 2

Применение слеша

В Интернете . Слеш используется в адресах Интернет-ресурсов: имя любого сайта начинается с «http://» или «https://». В зависимости от вложенности страницы слешей будет больше (http://site.ru/category/category2/...), так как знак / является разделителем в адресе.

В русском языке . Слеш заменяет предлоги «и», «или», а также обозначает единое сложное понятие, например: проблема конструктивных/деструктивных конфликтов, с целью покупки/продажи. Еще данный символ применяется при обозначениях каких-либо величин и их соотношений, как в полной, так и сокращенной формах, например: доллар/рубль, центнер/гектар, килограмм/метр.

В математике . Косая черта обозначает операцию деления и по значению приравнивается к двоеточию и горизонтальной черте.

Используется слеш в этом значении в основном в компьютерных программах, например, в Excel.

Другие сферы применения . Еще слеш используется в программировании, а также является служебным типографским знаком и применяется при указании ссылок на литературные источники, разбиении текста на строки (цитировании стихов), обозначении дат.

Где используют бэкслеш

В математике . Обратная косая черта означает разность множеств. Например, A\B на языке математики значит множество элементов, которые не входят в В, но входят в А.

В системе Windows . Бекслеш употребляется при разделении каталогов, именно поэтому такой символ нельзя использовать в названиях файлов.

Например, путь в системе D:\Фото\2015\Прогулка означает, что нужно открыть папку «Прогулка», которая находится в папке «2015», а та, в свою очередь, в «Фото» на диске D.

Эта статья является нашим призывом к общественности и специалистам по подростковой психологии, нашим предупреждением о новой (старой забытой) уловке, порабощающей юные души.

О чем идет речь?

Слэш, или, иногда, слеш (от англ. slash, косая черта) - это жанр любительских произведений («фанфиков»), в котором описываются романтические или сексуальные отношения между персонажами одного пола, обычно мужского, взятых из уже созданных известных произведений, и в первоисточнике не имеющих явной гомосексуальной ориентации (Из Интернет-энциклопедии Википедия).

Для чего и для кого эта статья?

Думается, для многих читателей православного портала достаточно было прочитать приведенное выше определение нового и модного среди подростков и молодежи термина «слэш», чтобы прекратить дальнейшее чтение. Православному верующему тут все ясно и без статей. Это очередное проявление мира, «лежащего во зле», еще одна уловка диавола. А верующим подросткам, вероятно, полезнее было бы и вовсе не знать об этой проблеме.

Попробуем сразу пояснить. В данном материале нам, в первую очередь, хотелось бы показать серьезность и опасность этой проблемы. А, во-вторых, привлечь к ней внимание православных специалистов: психологов, педагогов, социологов, а также опытных священников-духовников. Наш небольшой опыт проведения встреч с нецерковной молодежью подросткового возраста, а также отсутствие специальных знаний и серьезного духовного опыта не позволяют дать исчерпывающие советы или готовые рецепты. Мы будем рады, если этот материал вызовет отклик у неравнодушных специалистов и опытных духовников, которые смогут высказать свое компетентное и квалифицированное мнение по данному вопросу.

В чем же проблема?

Большинство православных верующих, даже активно трудящихся на ниве христианского просвещения молодежи, при упоминании о проблеме слэша лишь пожимают плечами. «Первый раз об этом слышу!» «Я лично не знаю ни одного подростка, увлеченного этим!» «Не думаю, что это серьезная проблема, мало ли чего встретишь в Интернете». Вот примерный перечень обычных реакций православных людей на наш рассказ о проблеме. Стоит сказать, что и сами авторы еще год назад даже не подозревали о существовании слэш-движения. Но стоило лишь начать регулярные встречи для нецерковных подростков, опыт которых был описан нами ранее , как проблема встала довольно быстро и остро.

На первой же встрече поклонников современных экранизаций Шерлока Холмса нам был задан совершенно неожиданный вопрос: «А мы будем обсуждать слэш-темы?» Затем подобные вопросы задавались нам неоднократно, в том числе и в . Проблема всплывала то тут, то там. То кто-то из участников вдруг хвастливо представлялся, как «старый слэшер», кто-то пытался так или иначе коснуться темы «любви» Холмса и Ватсона, а кому-то и вовсе общение без подобных тем было не интересно.

Покопавшись в соцсетях, изучив личные странички наших участников в этих ресурсах, мы поразились массовости этого явления. Например, в той же социальной сети «ВКонтакте» существует не один десяток сообществ и групп, посвященных слэшу, число участников в которых порой достигает десяти тысяч участников. Быть может, кто-то скажет, что в масштабах страны это не так уж и много, но активности организаторов этих групп можно только позавидовать, а потому можно ожидать лишь рост числа участников этих групп.

Особенно горько было видеть среди участников этих сообществ своих знакомых подростков, участников наших встреч. Страшно даже представить себе, что эти молодые ребята, большинство из которых еще школьники, ежедневно пропускают через себя такой объем порой откровенно порнографической информации: рисунков, фотографий, рассказов.

Следует отметить, кстати, что большая часть увлеченных слэш-темой - это именно девушки и девочки. Причина, в первую очередь, в том, что большая часть этих групп базируется на фантазиях на тему однополых отношений между мужчинами, героями популярных сериалов, кинофильмов, мультфильмов. Юношей-слэшеров среди участников наших встреч встречалось гораздо меньше. И большинство из молодых людей, приходящих на наши встречи довольно негативно относится к подобному увлечению своих ровесниц. Да и в этом нет ничего удивительного: парням самим хочется привлечь внимание девушек, а их внимание привлечено к совершенно иному.

Очевидно, что подростки - самая подходящая почва для посева подобного рода плевел. Неустойчивость формирующейся психики, подверженность влиянию социальной среды, погруженность в виртуальный мир, период полового созревания - все это делает подростков одной из самых уязвимых возрастных групп людей. А ведь подростки, как бы пафосно такие слова не прозвучали, - это все-таки наше будущее. Это будущее общество наших детей, и это может стать нашей личной проблемой.

Интересное наблюдение неожиданно сделали авторы. Многие девушки, увлеченные слэшем, оказывается, росли в неполных семьях. А иные не просто без отцов, но и даже без дедов. Некоторые уже в столь юном возрасте прямо говорят о том, что не понимают, зачем им в будущем муж, ведь они и сами могут прекрасно воспитать детей, их же воспитали хорошо и без пап (тут, безусловно, играют роль и общие проблемы страны - алкоголизация, навязывание ущербного образа жизни).

А отдельные девушки и вовсе мечтают на полном серьезе найти себе «мужа» женского пола и эмигрировать туда, где такая «семейная» жизнь будет вполне нормальной. Скажем по собственному опыту, что среди наших одноклассников и одноклассниц лет 15–20 назад ни таких мыслей, ни тем более разговоров не было! А что нас ждет еще лет через 15–20 даже и представлять не хочется! А представить, наверное, стоит.

И что же в итоге делать? Наши идеи

Было бы неверно просто напугать всех этой проблемой, а не попытаться предложить хотя бы что-то свое в противовес. Хотя и самим авторам было бы проще просто закрыть на проблему глаза и продолжать «заниматься православной молодежью»: проводить Евангельские кружки, участвовать в православных балах и лагерях, создавать хор приходской молодежи и т.д. Не подумайте, что мы пытаемся набросить тень на все эту очень важную работу по объединению православной (именно уже православной) молодежи. Нет-нет! Но все эти методы и мероприятия просто не работают в случае нецерковных подростков, которые прямо говорят: «Нам страшно было даже просто зайти на территорию храма, не говоря уж о разговоре со священником! Нам казалось, что православные - это такие страшные люди, с ярко выраженным ПГМ!» (ПГМ, «православие головного мозга» - термин, навязанный «радужной» общественностью).

А потому пришлось придумывать нечто иное, начинать с простого снятия психологического барьера в общении, понимании. Пришлось звать сначала на чай и на прогулки с играми, а уж потом пытаться донести до молодых людей свою позицию, позицию православного христианина, делая это буквально гомеопатическими дозами.

А уж начав это дело, бросить его мы просто не могли. Ну, не может нормальный православный человек смотреть спокойно на этих прекрасных, интересных, думающих, увлеченных, чаще всего даже крещеных, но совершенно не церковных, молодых ребят и даже детей, понимая, какая массированная атака, какая грамотная обработка их душ ведется здесь и сейчас. И, тем более, удивительно было авторам слышать негативные отзывы некоторых православных людей, обвинения в «модернизме», «лжемиссионерстве», «сектантских методах».

«Да, и с чего, вообще, вы взяли, что эта молодежь способна воспринять Благую Весть?» - прозвучал однажды вопрос православного христианина. «Как бы вам самим не повредиться, будьте осторожны!» Неужто мы должны заранее поставить на этих ребятах крест, как на не способных воспринять христианскую веру, неужто по-христиански считать их людьми второго сорта, неисправимыми грешниками, которых надо избегать, как прокаженных, чтобы ненароком не заразиться?

Нам кажется, что в первую очередь мы не должны ждать, пока они сами придут в храм. Это может произойти в их жизни и достаточно поздно, после серьезных трагедий и бед. А может не произойти и никогда. Поэтому мы и попытались сами пойти к ним. А куда к ним идти? Разумеется, в те самые социальные сети. А уже оттуда звать их к себе в храм. Авторы не жалели часов, стараясь активно присутствовать там, где происходит основное общение нецерковной молодежи.

Начав собирать регулярные встречи фанатов современных фильмов о Шерлоке Холмсе, первой и минимальной целью мы ставили просто снятие барьера в общении. Нам важно было показать этим ребятам, что с нами можно общаться, что мы не страшные и не злые. Мы совершенно искренне отнеслись к ним, как к друзьям, как к младшим братьям и сестрам. И им захотелось приходить к нам вновь.

При этом никто не сможет обвинить нас в обмане или подмене. Встречи проходили в приходском зале храма, один из авторов, священнослужитель, не скрывал своего сана. И авторы не скрывали своих мнений по тому или иному вопросу. А вот навязывать его мы не пытались. И этот метод дал свои первые плоды. Не сразу, конечно, но постепенно некоторые участники, вместо встреч фанатов, стали все больше посещать собрания наших приходских молодежных групп.

Кто-то начал задавать вопросы о вере. Иногда осторожно, издалека, в личной беседе, но и это было неожиданным. Многие, несмотря на эпатажность внешности и поведения, раскрылись, как думающие и глубокие люди. Прошел год подобных встреч, и мы смогли говорить уже открыто о вере и о Христе, просто потому что теперь нас стали слышать и слушать.

Конечно, мы мечтали более эффективно бороться со слэш-заразой. Но как? Мы много думали о некоем публичном диспуте на эту тему, и уже стали было готовиться всерьез, но любые попытки затронуть хотя бы вскользь эти темы вызывали бурную реакцию. Стало ясно, что диспут только подогреет страсти, а добиться с его помощью чего-либо положительного не получится. Об этом же говорили неоднократные попытки личных бесед со слэшерами. Стало очевидно, что слэш - это своего рода зависимость, которая мало рациональна и осознанна. Она, скорее, затрагивает уровень эмоций и чувств. А тут дискуссии бессильны.

Люди прямо говорили: «я не могу по-другому, я этим живу, я во всем вижу слэш, даже на улицах, в транспорте и т.д.” Доказать молодому человеку нерациональность этого не имеет никакого смысла. «А мне нравится» - таким будет самый распространенный ответ. А еще сложнее доказать греховность увлечения слэшем. Ведь за этим кроется целая идеология. Идеология хитрая, тонкая, диавольская, переворачивающая все с ног на голову. Вот и твердят все одно и то же: «Ведь вы, христиане, говорите, что Бог - это Любовь, так почему тогда любовь двух мужчин - это грех?» А другие повторяют другую ложь, что «любовь между мужчиной и женщиной - инстинктивная, животная, низменная, а вот между равными полами - истинная, духовная, ангельская»…

Вот и получается, что единственный инструмент, которым мы можем действовать, это показать им некую другую реальность, показать им, что можно жить иначе, жить ярче и интереснее, что есть настоящая дружба и настоящая любовь, что все это есть в Церкви и в Боге. И в каждой нашей встрече при храме или в кинотеатре на киноклубе, или в поездке на природу мы пытаемся им это показать. А не действовать мы уже не можем. Да и молчать не можем тоже. Вот поэтому мы и решили написать обо всем этом. Быть может, опытные и неравнодушные люди услышат нас, откликнутся, подскажут, поучаствуют и сами. Ведь время идет, а подростки подрастают…

P. S.

На момент написания статьи слэш-группы социальных сетей насчитывают более сотни тысяч подписчиков. В каждом фандомном сообществе (любители определенного жанра, фильма, стиля, актера и пр.) есть слэш-подборки, слэш-рассказы, слэш-направление картинок, видео, аудио и многого другого.

Созданное нами сообщество - публичная страница (паблик) по антислэшу, насчитывает единицы. Но единомышленников будут тысячи. Осталось собрать их и вместе активно действовать в соцсетях. Приглашаем всех желающих писать, редактировать, сочинять, творить, пропагандировать. Администраторский ресурс на общее благо

Символ обратной косой черты (backslash) используется в нескольких случаях. Такое использование обратной косой черты как escape-символа допустимо как вне, так и внутри классов символов. Отображение месяца в виде числа с начальным нулем, если он необходим. Четвертым применением символа обратной косой черты является задание некоторых простых утверждений.

1. Косая черта используется при точном (с указанием разбиения на строки) цитировании источника, если только он не воспроизводится строка в строку. При употреблении знака косой черты между одиночными словами его обычно не отбивают пробелами.

В ASCII и основанных на ней кодировках (Юникод и другие) знак косой черты имеет восьмеричный код 57, десятичный 47, шестнадцатиричный 0x2F (0x002F). Из-за технических ограничений некоторые браузеры не смогут корректно показать все символы, представленные в данном шаблоне.

3. Косая черта используется в обозначениях дат: 9/V 1945, 9/5/1945 и др. Подобные обозначения могут различаться в разных странах; в русской типографике они считаются устаревшими и нежелательными.

Как и в русском, используется для указания мест переноса строки в стихотворных цитатах (в таком случае она называется virgule). В англоязычной типографике принято отличать знак, употребляемый для дробей, от косой черты и называть данный знак солидусом.

Форматы даты и времени

Прежде всего, если за ним следует не алфавитно-цифровой символ, то устраняется любой специальный смысл, который мог бы иметь этот символ. Если шаблон компилируется с опцией PCRE_EXTENDED, то пробелы, переводы строки и все, что находится между символами «#» игнорируется.

Точный эффект использования «\cx» следующий: если «x» — это символ в нижнем регистре, то он конвертируется в верхний регистр. После «\x» читается до двух шестнадцатеричных цифр, которые могут быть как в верхнем, так и в нижнем регистре. Все последовательности, которые определяют один байт, могут использоваться как внутри, так и вне класса символов. Последовательности обозначающие типы символов могут встречаться как внутри классов символов, так и вне их. Каждая из этих последовательностей представляет ровно один символ в исходной строке.

Утверждение представляет собой некоторое условие, которое должно быть соблюдено в некоторой точке сравнения, при этом символы из исходной строки не потребляются и текущая позиция не меняется. Эти утверждения не могут появляться внутри классов символов. Эти разделы определяют формат положительных, отрицательных, нулевых значений и текста (в указанном порядке). Обратите внимание, что после слов «Избыток» и «Недостаток» в соответствующих разделах кода есть пробел.

Однако если в целой или дробной части введенного числа меньше цифр, чем знаков # в формате, дополнительные нули не отображаются. Действует по тем же правилам, что и 0 (нуль). Однако до и после запятой вместо незначащих нулей отображаются пробелы, чтобы десятичные разделители были выровнены в столбце. В условие входит оператор сравнения и значение. В Excel отображается знак экспоненты («E» или «e») и справа от него число, показывающее, на сколько разрядов перенесена запятая.

Обычно изображается несколько выступающим вверх и вниз за линию прописных букв и цифр шрифта. 1081 день]ж. д. «железная дорога» и ж.-д. «железнодорожный») применялись для экономии места, так как требовали меньшего числа позиций: в приведённом примере всего трёх вместо четырёх-пяти. Приде Олександръ князь в Новгородъ, и рады быша новгородци.

В языке разметки ΤΕΧ обратная косая предваряет идентификатор специального символа. Согласно § 210 тех же «Правил», косая черта используется также в графических сокращениях. Таким образом, всегда безопасно предварять не алфавитно-цифровые символы символом обратной косой черты, когда предполагается их непосредственное использование в шаблоне.

Добрый день! В ответе на вопрос № 284497 (Скажите, пожалуйста, а в сокращении руб/м2 не ставятся точки (руб.)?) Вы пишете, что "Если сокращение обозначается косой чертой, после сокращенных элементов слов точки НЕ СТАВЯТСЯ (чтобы не показывать графически сокращение дважды)". В вопросе № 241958 (Подскажите, нужны ли точки в следующем сокращении: Руб/мес?) ответ справочной службы русского языка: точки после графических сокращений НУЖНЫ. Могли бы Вы полнее осветить этот вопрос, и как быть в случае написания "тел(.)/факс"? (Ваш ответ на Вопрос № 206268 указывает на написание с точкой). Спасибо!

Начнем с последнего примера. В сочетании тел./факс косая ч ерта не является знаком сокращения, она используется в функции, близкой к союзам и и или , поэтому сокращение тел . здесь уместно.

Ответ на вопрос о сокращении руб/м 2 дан в соответствии с рекомендацией в «Справочнике издателя и автора» А. Э. Мильчина и Л. К. Чельцовой. Ср. сокращение об/мин (оборот в минуту), зафиксированное в «Русском орфографическом словаре» РАН (4-е изд. М., 2012). Ответ на вопрос № 241958 исправлен.

Я ранее задавала вопрос. 1. Как правильно биодепиляция или биоэпиляция? (речь о восковой депиляции) 2. Обследование женского/мужского здоровья - так нельзя писать? тут есть ошибка? Или такое написание возможно.

Ответ справочной службы русского языка

1. «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С. А. Кузнецова (см. сервис «Проверка слова») фиксирует слова эпиляция и депиляция как синонимичные. Соответственно, возможно как биоэпиляция , так и биодепиляция .

2. Знак / (косая ч ерта) допускается использовать в функции, близкой к союзам и и или, в научной и деловой речи.

Вопрос № 283653

Здравствуйте! "Журнал регистрации въезда-выезда транспортных средств": дефис или тире между въезд и выезд?

Ответ справочной службы русского языка

Между словами въезд и выезд возможны дефис или косая ч ерта: въезда-выезда, въезда/выезда.

Вопрос № 282400
Здравствуйте, скажите, пожалуйста.
Согласно справочнику Мильчина точка как знак сокращения НЕ ставится при графическом обозначении сокращения косой чертой (чтобы не показывать графически сокращение дважды); напр.: п/п, н/Д.
Меня вот что интресует: а как быть с сокращением руб/мин?
В информационном буклете одной телефонной компании написано в таблице "3 руб/мин", имеется в виду, что плата за услугу составляет 3 рубля за минуту. Требуется ли здесь сокращение с точкой? Следуя логике Мильчина - нет, так как есть косая ч ерта (руб/мин).
Прошу поскорее ответить. Большое спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В соответствии с процитированным Вами правилом (оно приведено также в полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации») сокращение руб/мин пишется без точек.

Вопрос № 281199
Добрый день! Ставится ли точка в сокращениях перед /?

Ответ справочной службы русского языка

Если в графическом сокращении используется знак косая ч ерта, точки после сокращенных элементов слов не ставятся, например: а/я, об/мин, р/сч и т. д.

Вопрос № 277816
Подскажите, пожалуйста, ставится ли точки в сокращениях - г/в (вод выпуска), у/п (улучшенной планировки)? И если да, то где именно?

Ответ справочной службы русского языка

Косая ч ерта как знак сокращения используется в двух случаях: 1) если усечен предлог (на, под, по и т. д.): км/ч, п/п ; 2) если сокращены до одной буквы составные части слова, пишущегося через дефис. В Ваших примерах использование косой черты неоправданно.

Вопрос № 275998
В словаре «Русское словесное ударение» на вашем сайте есть опечатки по слову «сданный»: в форме множественного числа не поставлено ударение, перед этой формой нет пробела и после неё поставлена ненужная косая ч ерта.

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо, исправим!

Вопрос № 275822
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, как правильно произносить слово slash (косая ч ерта):
«слэш» или «слеш»? Почему?

С увжаением, Джеффри Онил.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 275733
Добрый день. Нужно ли отбивать пробелами с двух сторон косую черту в строке из перечня:
люди, совершившие целевое действие/люди, пришедшие с источника трафика

Ответ справочной службы русского языка

Если косая ч ерта заменяет слова и, или , то пробелы по обе стороны от нее обычно не ставятся.

Вопрос № 240502
Как называется вот этот знак - "/"

Ответ справочной службы русского языка

Косая ч ерта.

Вопрос № 235278
Каково грамотное, профессиональное название знаку / , например в сочетании киломерт/час?

Ответ справочной службы русского языка

Возможно _косая ч ерта_.
Вопрос № 223222
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, происхождение слова "слеш" и что оно означает. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

_Слеш_ -- от английского slash "косая ч ерта (символ или математический знак)".
Вопрос № 217039
Нужны ли пробелы до и после косой черточки? Иванов / Фотоагентство такое-то

Ответ справочной службы русского языка

Если речь идет об Иванове из фотоагентства такого-то, то вместо косой черты лучше поставить запятую. Если косая ч ерта заменяет слова _и, или_, то пробелы по обе стороны от нее обычно не ставятся.
Вопрос № 216071
Спасибо за ваши ответы и извините за недопонимание. К вопросу № 215968: верно ли я поняла, что возможны такие варианты: a) ...по таким критериям, как "красивый - некрасивый", "яркий - бледный" и т. п.; б) ...по таким критериям, как "красивый/некрасивый", "яркий/бледный" и т. п. Если эти варианты неверны, пожалуйста, напишите правильные! И дополнительные вопросы: косая ч ерта пишется без пробелов? Где можно посмотреть правила ее употребления в русском тексте?

Ответ справочной службы русского языка

Да, Вы поняли верно. Определенных правил об отбивке косой черты от слов не указано, но обычно (в том числе и в новом полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации») пробелы до косой черты и после нее не ставятся.

Согласно § 114 новых «Правил», знак «косая черта» применяется в научной и деловой речи.

Он употребляется в следующих функциях:

  1. В функции, близкой к союзам и и или , как знак альтернативности понятий или обозначения единого сложного понятия, напр.: категория одушевлённости/неодушевлённости , проблема слитных/раздельных написаний
    В этой функции может употребляться не только косая черта, но и дефис.
  2. Для обозначения отношения каких-либо величин, параметров (в том числе в математическом смысле), напр.: По параметрам - цена/качество, удобство в работе, простота в обращении - модель заняла лидирующее положение в своём классе множительной техники
    В той же функции употребляется косая черта в сокращённых обозначениях составных единиц измерения, напр.: ц/га (центнер на гектар), об/мин (оборот в минуту)…

Согласно § 210 тех же «Правил», косая черта используется также в графических сокращениях.

Косолинейные сокращения употребляются вместо словосочетаний, реже - сложных слов, напр.: а/я (абонентный ящик), к/т (кинотеатр), х/б (хлопчатобумажный), об/мин (оборот в минуту), р/с и р/сч (расчетный счет); в этих случаях после сокращённых элементов слов точки не ставятся…

Служебный типографский знак

1. Косая черта используется при точном (с указанием разбиения на строки) цитировании источника, если только он не воспроизводится строка в строку. Чаще всего это касается стихотворных цитат , но косая черта применяется (наряду с вертикальной чертой) и при публикации древних документов и т. п.:

Я помню чудное мгновенье: / Передо мной явилась ты, / Как мимолётное виденье, / Как гений чистой красоты (Пушкин).

Для указания границ более крупных единиц текста (строф, страниц и под.) косая черта удваивается.

2. В библиографических описаниях косая черта является одним из условных разделительных знаков .

  • Одиночная косая черта отделяет заглавие от сведений об ответственности (о редакторе или составителе, о нескольких авторах, об организации и т. п.):
Пятьсот лет после Гутенберга, 1468-1968: Статьи. Исследования. Материалы / Под ред. Е. С. Лихтенштейна, А. А. Сидорова. - М.: Наука, 1968. Кулагина О. С. Об автоматическом синтаксическом анализе русских текстов. - Препринт / ИПМ им. М. В. Келдыша АН СССР. - М., 1990. - № 3.
  • Двойная косая черта отделяет сведения о статье от названия периодического издания или сборника, в котором статья помещена:
Яблонский С. В. Об алгоритмических трудностях синтеза минимальных контактных схем // Проблемы кибернетики. Вып. 2. - М.: Физматгиз, 1959. - С. 75-121.

3. Косая черта используется в обозначениях дат: 9/V 1945, 9/5/1945 и др. Подобные обозначения могут различаться в разных странах; в русской типографике они считаются устаревшими и нежелательными.

4. Через косую черту записываются годы, отличные от обычных календарных (разнообразные учебные, финансовые, бюджетные и т. п. годы, начало и конец которых не совпадает с календарным; театральные и спортивные сезоны и т. п.): 2006/7 уч. г. Эта же запись применяется при пересчёте дат из календарей с другим началом года: В лето 6749 (1241/1242). Приде Олександръ князь в Новгородъ, и рады быша новгородци .

5. Через косую черту записываются номера угловых зданий (одновременно входящих в нумерацию двух пересекающихся улиц), многоквартирных домов, построенных на месте нескольких снесенных зданий, или корпусов: Застава Ильича, 8/1 ; в этом случае знак читается как «дробь»: В доме восемь дробь один (С. В. Михалков).

Применение в других языках

Применение косой черты берёт начало в Древнем Риме и проходит сквозь раннее Новое время , когда этот знак использовался в фрактуре , разновидности готического письма, заменяя знак запятой .

В английском языке

Будучи более привычной в английском тексте, чем в русском, косая черта, помимо стандартного употребления в роли замены союза или (male/female - мужчина/женщина или мужской/женский [пол]) и для сокращений (n/a - not avaliable - недоступно), применяется вместо дефиса или короткого тире , чтобы создать ясное, прочное соединение слов или фраз, как во фразе the Hemingway/Faulkner generation (поколение Хемингуэя/Фолкнера).

Как и в русском, используется для указания мест переноса строки в стихотворных цитатах (в таком случае она называется virgule ).

При употреблении знака косой черты между одиночными словами его обычно не отбивают пробелами. Авторитетное «Чикагское руководство по стилю» (англ. ) (в п. 6.104) указывает на возможность такой отбивки, когда одна из разделяемых им частей уже содержит пробел (Our New Zealand / Western Australia trip - наше путешествие по Австралии / Новой Зеландии).

Математика

Обычно косая черта используется как обозначение математической операции деления (наряду с двоеточием и горизонтальной чертой), отделяя делимое от делителя. В частности, через косую черту обычно пишутся обыкновенные дроби . Примеры:

3/ 8 (три восьмых); x = a / b (x равно a , делённому на b ).

В англоязычной типографике принято отличать знак, употребляемый для дробей, от косой черты и называть данный знак солидусом . Юникод этого символа: U+2044 ⁄ fraction slash (HTML: ⁄ ⁄) , а для слеша (косой черты): U+002F /

Программирование и вычислительная техника

Используется в следующих ситуациях:

  • в большинстве языков программирования / служит операцией деления;
    • в сочетании со знаком равенства в языках /C++ и нек. др. используется в операторах вида a /= b; со значением «разделить a на b и записать результат в a »;
  • в сочетании со звёздочкой ограничивает комментарии в языках /C++ , Java , SQL и нек. др.. Такое комментирование называется блочное, так как можно комментировать не строку, а определенный блок:
/* текст комментария */
  • удвоенная косая черта (// ) в языках C99 , C/C++, Java, Delphi и нек. др. указывает начало комментария, продолжающегося до конца строки;
  • в языках разметки (HTML , XML и т. п., а также в вики-разметке) используется в начале закрывающих тегов : например, в HTML тег означает начало выделения жирным шрифтом, а парный ему - конец такового выделения (возврат к исходному шрифту);
  • в UNIX-подобных системах и в URL используется для указания иерархических путей к файлу : pictures/ image.jpg ru.wikipedia.org/ wiki/ Косая_черта
    • косая черта в самом начале пути к файлу в UNIX-подобных системах обозначает, что путь задан относительно корневого , а не текущего каталога . Про такой способ записи пути говорят «абсолютный путь»:
    / home/user/pictures/image.jpg
    • в URL двойная черта после двоеточия, отделяющего имя протокола от текста запроса, указывает, что запрос является адресным:
    http:// www.w3c.org/ Ср. неадресный запрос на создание чистого письма с указанным адресом получателя: mailto:[email protected]
  • в операционных системах наподобие RSX-11M , MS-DOS или Windows косая черта отличает параметры команд (так называемые «ключи» или «опции») от аргументов команд: dir / s *.txt
  • в IRC и большинстве встроенных в компьютерные игры чатов косая черта предваряет текст команд (таких, как вход в комнату/канал, обозначение действия от первого лица, отправка скрытого сообщения и других): /join #services (вход на IRC-канал «#services»); /me (поёт песенки).
  • в названиях некоторых составных сущностей - соединяет названия компонентов:
    • TCP/IP - стек протоколов на основе TCP и ;
    • GNU/Linux - операционная система на основе GNU и Linux ;
    • Ogg/Vorbis - формат файла на основе медиаконтейнера Ogg и аудиокодека Vorbis .

Запись денежных сумм

До перевода денежной системы в Великобритании на десятичную систему исчисления символ / использовался для отделения значений фунтов стерлингов , шиллингов и пенсов . Тире означало «ноль».

В настоящее время похожая система записи используется в Танзании : 10/- или 10/= - это 10 танзанийских шиллингов .

Церковное пение

В современном церковном пении косая черта используется для разделения колен в гласовых песнопениях, две косые черты - для отделения заключительного колена (при наборе текста так называемым «гражданским шрифтом»).

См. также

Примечания

Напишите отзыв о статье "Косая черта"

Примечания

Отрывок, характеризующий Косая черта

– Что будем петь? – спросила она.
– «Ключ», – отвечал Николай.
– Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня?
Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.
Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.
– Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!…
И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать.
– Николенька едет через неделю, его… бумага… вышла… он сам мне сказал… Да я бы всё не плакала… (она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы всё не плакала, но ты не можешь… никто не может понять… какая у него душа.
И она опять принялась плакать о том, что душа его была так хороша.
– Тебе хорошо… я не завидую… я тебя люблю, и Бориса тоже, – говорила она, собравшись немного с силами, – он милый… для вас нет препятствий. А Николай мне cousin… надобно… сам митрополит… и то нельзя. И потом, ежели маменьке… (Соня графиню и считала и называла матерью), она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я неблагодарная, а право… вот ей Богу… (она перекрестилась) я так люблю и ее, и всех вас, только Вера одна… За что? Что я ей сделала? Я так благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем…
Соня не могла больше говорить и опять спрятала голову в руках и перине. Наташа начинала успокоиваться, но по лицу ее видно было, что она понимала всю важность горя своего друга.
– Соня! – сказала она вдруг, как будто догадавшись о настоящей причине огорчения кузины. – Верно, Вера с тобой говорила после обеда? Да?
– Да, эти стихи сам Николай написал, а я списала еще другие; она и нашла их у меня на столе и сказала, что и покажет их маменьке, и еще говорила, что я неблагодарная, что маменька никогда не позволит ему жениться на мне, а он женится на Жюли. Ты видишь, как он с ней целый день… Наташа! За что?…
И опять она заплакала горьче прежнего. Наташа приподняла ее, обняла и, улыбаясь сквозь слезы, стала ее успокоивать.
– Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? Ведь мы всё решили, как будет. Я уже не помню как, но, помнишь, как было всё хорошо и всё можно. Вот дяденьки Шиншина брат женат же на двоюродной сестре, а мы ведь троюродные. И Борис говорил, что это очень можно. Ты знаешь, я ему всё сказала. А он такой умный и такой хороший, – говорила Наташа… – Ты, Соня, не плачь, голубчик милый, душенька, Соня. – И она целовала ее, смеясь. – Вера злая, Бог с ней! А всё будет хорошо, и маменьке она не скажет; Николенька сам скажет, и он и не думал об Жюли.
И она целовала ее в голову. Соня приподнялась, и котеночек оживился, глазки заблистали, и он готов был, казалось, вот вот взмахнуть хвостом, вспрыгнуть на мягкие лапки и опять заиграть с клубком, как ему и было прилично.
– Ты думаешь? Право? Ей Богу? – сказала она, быстро оправляя платье и прическу.
– Право, ей Богу! – отвечала Наташа, оправляя своему другу под косой выбившуюся прядь жестких волос.
И они обе засмеялись.
– Ну, пойдем петь «Ключ».
– Пойдем.
– А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной! – сказала вдруг Наташа, останавливаясь. – Мне очень весело!
И Наташа побежала по коридору.
Соня, отряхнув пух и спрятав стихи за пазуху, к шейке с выступавшими костями груди, легкими, веселыми шагами, с раскрасневшимся лицом, побежала вслед за Наташей по коридору в диванную. По просьбе гостей молодые люди спели квартет «Ключ», который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную им песню.
В приятну ночь, при лунном свете,
Представить счастливо себе,
Что некто есть еще на свете,
Кто думает и о тебе!
Что и она, рукой прекрасной,
По арфе золотой бродя,
Своей гармониею страстной
Зовет к себе, зовет тебя!
Еще день, два, и рай настанет…
Но ах! твой друг не доживет!
И он не допел еще последних слов, когда в зале молодежь приготовилась к танцам и на хорах застучали ногами и закашляли музыканты.

Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь и краснея, сказала:
– Мама велела вас просить танцовать.
– Я боюсь спутать фигуры, – сказал Пьер, – но ежели вы хотите быть моим учителем…
И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке.
Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим, с приехавшим из за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.
– Какова, какова? Смотрите, смотрите, – сказала старая графиня, проходя через залу и указывая на Наташу.
Наташа покраснела и засмеялась.
– Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного?

В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички, потягиваясь после долгого сиденья и укладывая в карманы бумажники и кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом – оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как то по балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки хитрою улыбкой, и как только дотанцовали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:
– Семен! Данилу Купора знаешь?
Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза.)
– Смотрите на папа, – закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.
Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой – женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.
– Батюшка то наш! Орел! – проговорила громко няня из одной двери.
Граф танцовал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцовать. Ее огромное тело стояло прямо с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо ее танцовало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздергивающемся носе. Но зато, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притопываньях, производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при ее тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась всё более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимания и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтоб смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках, носясь вокруг Марьи Дмитриевны и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукой среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцующие остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками.
– Вот как в наше время танцовывали, ma chere, – сказал граф.
– Ай да Данила Купор! – тяжело и продолжительно выпуская дух и засучивая рукава, сказала Марья Дмитриевна.

В то время как у Ростовых танцовали в зале шестой англез под звуки от усталости фальшививших музыкантов, и усталые официанты и повара готовили ужин, с графом Безухим сделался шестой удар. Доктора объявили, что надежды к выздоровлению нет; больному дана была глухая исповедь и причастие; делали приготовления для соборования, и в доме была суетня и тревога ожидания, обыкновенные в такие минуты. Вне дома, за воротами толпились, скрываясь от подъезжавших экипажей, гробовщики, ожидая богатого заказа на похороны графа. Главнокомандующий Москвы, который беспрестанно присылал адъютантов узнавать о положении графа, в этот вечер сам приезжал проститься с знаменитым Екатерининским вельможей, графом Безухим.
Великолепная приемная комната была полна. Все почтительно встали, когда главнокомандующий, пробыв около получаса наедине с больным, вышел оттуда, слегка отвечая на поклоны и стараясь как можно скорее пройти мимо устремленных на него взглядов докторов, духовных лиц и родственников. Князь Василий, похудевший и побледневший за эти дни, провожал главнокомандующего и что то несколько раз тихо повторил ему.
Проводив главнокомандующего, князь Василий сел в зале один на стул, закинув высоко ногу на ногу, на коленку упирая локоть и рукою закрыв глаза. Посидев так несколько времени, он встал и непривычно поспешными шагами, оглядываясь кругом испуганными глазами, пошел чрез длинный коридор на заднюю половину дома, к старшей княжне.
Находившиеся в слабо освещенной комнате неровным шопотом говорили между собой и замолкали каждый раз и полными вопроса и ожидания глазами оглядывались на дверь, которая вела в покои умирающего и издавала слабый звук, когда кто нибудь выходил из нее или входил в нее.
– Предел человеческий, – говорил старичок, духовное лицо, даме, подсевшей к нему и наивно слушавшей его, – предел положен, его же не прейдеши.
– Я думаю, не поздно ли соборовать? – прибавляя духовный титул, спрашивала дама, как будто не имея на этот счет никакого своего мнения.
– Таинство, матушка, великое, – отвечало духовное лицо, проводя рукою по лысине, по которой пролегало несколько прядей зачесанных полуседых волос.
– Это кто же? сам главнокомандующий был? – спрашивали в другом конце комнаты. – Какой моложавый!…
– А седьмой десяток! Что, говорят, граф то не узнает уж? Хотели соборовать?
– Я одного знал: семь раз соборовался.
Вторая княжна только вышла из комнаты больного с заплаканными глазами и села подле доктора Лоррена, который в грациозной позе сидел под портретом Екатерины, облокотившись на стол.